Научная статья на тему 'Анализ представлений учителей о педагоге будущего как основание для разработки модели обучения студентов новым педагогическим профессиям в системе разделения педагогического труда'

Анализ представлений учителей о педагоге будущего как основание для разработки модели обучения студентов новым педагогическим профессиям в системе разделения педагогического труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / ПЕДАГОГ-ПРЕДМЕТНИК / ПЕДАГОГ-ТЬЮТОР / ПЕДАГОГ-КОРРЕКТИРОВЩИК / ПЕДАГОГ-МОДЕРАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Татьяна Леонидовна, Новик Ирина Рафаиловна

В связи с необходимостью разработки системы подготовки в вузе педагога будущего для новых образовательных условий разделения педагогического труда и дефицитом научной и нормативно-документальной базы целью настоящего исследования был всесторонний анализ современной образовательной ситуации и мониторинг мнений учителей-практиков. Изучались профессиональные потребности, а также представления о новых педагогических профессиях модератора, тьютора, корректировщика и необходимых для этого дополнительных профессиональных компетенциях. Анализировалось отношение учителей к системе разделения педагогического труда в школе. Полученное профессиональное мнение использовалось для формулирования основных задач и направлений деятельности в разрабатываемой модели разделения педагогического труда и создания образовательных модулей для подготовки педагогов новых профессий в рамках реализуемого в настоящее время в Мининском университете проекта «Педагог будущего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанова Татьяна Леонидовна, Новик Ирина Рафаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYS TEACHER’S OPINIONS ABOUT TEACHER OF THE FUTURE AS A BASIS TO DEVELOP A MODEL OF TEACHING STUDENTS NEW TEACHING PROFESSIONS IN THE SYSTEM OF SEGREGATION OF PEDAGOGICAL WORK

The need to develop a system of training in high school the teacher of the future for new educational segregation of pedagogical work conditions and lack of scientific and regulatory documentary base object of the present study was a comprehensive analysis of modern educational situation and monitoring of the teachers. We studied the professional needs, as well as new ideas about teaching profession moderator, tutor, spotter and necessary for this additional expertise. Analyzed the ratio of teachers to the system of the division of pedagogical work in the school. Received professional opinion was used to formulate the main tasks and activities developed in the pedagogical model of the separation of work and creation of educational modules for teacher training in new occupations within the current currently Minin University project «The teacher of the future».

Текст научной работы на тему «Анализ представлений учителей о педагоге будущего как основание для разработки модели обучения студентов новым педагогическим профессиям в системе разделения педагогического труда»

УДК 378.147

Т.Л. ШАБАНОВА1, И.Р. НОВИК1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ О ПЕДАГОГЕ БУДУЩЕГО КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НОВЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОФЕССИЯМ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

Аннотация. В связи с необходимостью разработки системы подготовки в вузе педагога будущего для новых образовательных условий разделения педагогического труда и дефицитом научной и нормативно-документальной базы целью настоящего исследования был всесторонний анализ современной образовательной ситуации и мониторинг мнений учителей-практиков. Изучались профессиональные потребности, а также представления о новых педагогических профессиях модератора, тьютора, корректировщика и необходимых для этого дополнительных профессиональных компетенциях. Анализировалось отношение учителей к системе разделения педагогического труда в школе. Полученное профессиональное мнение использовалось для формулирования основных задач и направлений деятельности в разрабатываемой модели разделения педагогического труда и создания образовательных модулей для подготовки педагогов новых профессий в рамках реализуемого в настоящее время в Мининском университете проекта «Педагог будущего». Ключевые слова: профессиональные трудности педагога, профессиональные функции, профессиональные качества, система разделения педагогического труда, новые педагогические профессии, педагог-предметник, педагог-тьютор, педагог-корректировщик, педагог-модератор.

T.L. SHABANOVA1, I.R. NOVIK1

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

ANALYS TEACHER'S OPINIONS ABOUT TEACHER OF THE FUTURE AS A BASIS TO DEVELOP A MODEL OF TEACHING STUDENTS NEW TEACHING PROFESSIONS IN THE SYSTEM OF SEGREGATION OF PEDAGOGICAL WORK

Abstract. The need to develop a system of training in high school the teacher of the future for new educational segregation of pedagogical work conditions and lack of scientific and regulatory documentary base object of the present study was a comprehensive analysis of modern educational situation and monitoring of the teachers. We studied the professional needs, as well as new ideas about teaching profession moderator, tutor, spotter and necessary for this additional expertise. Analyzed the ratio of teachers to the system of the division of pedagogical work in the school. Received professional opinion was used to formulate the main tasks and activities developed in the pedagogical model of the separation of work and creation of educational modules for teacher training in new occupations within the current currently Minin University project «The teacher of the future».

Keywords: teachers professional difficulties, professional functions, professional qualities, system of segregation of pedagogical work, new teaching professions, teacher-subject, teacher-tutor, teacher-corrective, teacher-moderator.

Актуальность проблемы исследования. В современных социально-экономических условиях осуществляется системное реформирование образования, обусловленное

динамическими изменениями в обществе. В связи с этим большую остроту получило обсуждение проблемы, связанной с подготовкой педагогов нового типа, обеспечивающих инновационное развитие России, обучение и воспитание мобильных и успешных молодых людей, способных осуществлять модернизацию страны, качественный технологический прорыв в экономике.

Мининский университет (НГПУ им. К. Минина) также стремится реализовать свою стратегию подготовки качественно новых специалистов, востребованных на рынке труда и способных адекватно отвечать вызовам времени [5, 6, 9, 14, 19]. Для реализации этой стратегии в вузе в настоящее время осуществляется ряд инновационных образовательных проектов. Одним из них является проект «Педагог будущего», направленный на «моделирование личности будущего педагога, предполагающий выстраивание системы перспективных надпредметных компетенций в подготовку бакалавров и магистров за счет изменения структуры и содержания основных образовательных программ и формирования индивидуальных образовательных траекторий» студентов [19; с. 27-28]. Основная цель проекта: получение нового качества подготовки педагога, основанной на изменениях педагогической профессии в контексте динамических социокультурных преобразований в стране, в мире в связи с появлением новых профессиональных должностей, формирующих систему разделения педагогического труда. В соответствии с ней современный педагог, помимо исчерпывающих знаний о своем предмете, должен обладать дополнительными необходимыми компетенциями, чтобы быть навигатором, экспертом, корректировщиком, тьютором, прекрасно понимающим детей, содействующим их творческому развитию и одновременно обеспечивающим постоянное саморазвитие в новых образовательных условиях.

В рамках осуществляемого проекта преподавателями-участниками разрабатывается модель подготовки такого специалиста педагога, в соответствии с которой студентам экспериментальной группы второго курса факультета гуманитарных наук предстоит освоить четыре новые дополнительные должности педагога будущего: педагога-предметника -эксперта, способного осуществлять навигацию в предметной области (реализацию учебных программ базовых, профильных и элективных курсов по предмету применение современных технологий обучения, организацию различных видов учебно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.); педагога-тьютора, осуществляющего формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся посредством изучения их мотивов, интересов, склонностей, планов; педагога-модератора, формирующего групповые образовательные траектории учащихся, проектирующего и управляющего образовательными процессами, организующего дистанционное обучение и повышение квалификации учителей, и педагога-корректировщика, осуществляющего деятельность по выявлению и устранению социальных, умственных и личностных отклонений в развитии школьников, профилактику девиантного поведения учащихся, по оказанию социальной помощи ученикам с ОВЗ, т.е. способного гармонизировать образовательный процесс.

При разработке модели мы использовали известные отечественные концепции профессиональной компетентности специалиста Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К.Марковой, Л.М. Митиной, И.А. Зимней и др., выявляющие конкретные виды и содержание педагогических компетенций; имеющиеся в литературе общепедагогические профессиограммы, обобщающие самые существенные качества педагога [7,17,21 и др.]; научные разработки, посвященные профессиональной компетентности а саморазвитию выпускника педагогического вуза [3,4,12,14, 22, 24].

Однако, несмотря на имеющийся опыт научных исследований при разработке стратегии реализации данного проекта, группа участвующих в нем преподавателей столкнулась с проблемой недостаточной разработанности самой модели разделения педагогического труда и системы подготовки в ее рамках будущих специалистов. В частности, к зонам неопределенности можно отнести следующие характеристики:

• отсутствие современного нормативно-правового обеспечения деятельности педагогов в школе;

• наличие в научной литературе и документах лишь общего представления о разделении педагогического труда в школе без конкретизации содержания деятельности;

• отсутствие государственных образовательных стандартов, регулирующих процесс профессиональной подготовки будущих специалистов педагогов в школе в соответствии с моделью разделения педагогического труда.

Поэтому в процессе работы над проектом осуществляется и конкретизация содержания модели, и одновременно разрабатываются мета-компетенции и предметные компетенции, необходимые будущим педагогам предметникам, модераторам, тьюторам, корректировщикам в новых условиях разделения педагогического труда в современной школе. Одним из оснований модели подготовки специалиста педагога будущего является мнение учителей-практиков, руководителей образовательных учреждений, представляющих для выпускников педагогического вуза современный рынок труда и потенциальных работодателей. В связи с этим проектной группой был проведен мониторинг учителей.

Целью нашего исследования являлось изучение и анализ профессиональных потребностей и трудностей учителей, их мнений о необходимости введения в школе системы разделения педагогического труда, а также представлений о новых педагогических должностях модератора, тьютора, корректировщика и необходимых для этого дополнительных профессиональных компетенциях как оснований для разработки модели подготовки педагогов новых профессий.

Материалы и методы исследования. Нами была разработана анкета «Взгляд на педагога будущего», включающая десять вопросов закрытого типа. Из предложенного перечня вариантов ответов учителя выбирали три, наиболее отвечающие их личным представлениям. Выбранные ответы ранжировались по степени значимости и каждому рангу приписывались баллы от 3 до 1. Вопросы включали выявление трудностей, с которыми приходится сталкиваться современному учителю; функций, в осуществлении которых учителям нужны ассистенты; личностных качеств успешного учителя; необходимых изменений в подготовке будущих педагогов в вузе; отношения к распределению педагогического труда и функционала ролей педагогов-предметников, модераторов, корректировщиков, тьюторов; необходимых мер для повышения престижа учителя в будущем.

В исследовании участвовали учителя разных учебных заведений (лицеев, гимназий, основных и средних общеобразовательных школ, колледжей и техникумов) Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Общий объем выборки составил 86 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе нашего исследования мы изучали профессиональные трудности, испытываемые педагогами. Результаты анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранжирование профессиональных трудностей по ответам учителей (п = 86 )

№ п/п Виды трудностей Суммарный балл

1 Нежелание детей учиться, снижение интереса к обучению 186

2 Расширение круга обязанностей учителя 147

3 Возрастание требований к учителю 93

4 Нарушения в поведении учеников 90

5 Рыночные отношения в образовании 73

6 Интернет стал неотъемлемой частью жизни детей 46

7 Частая смена учебных программ и учебников 41

8 Учитель владеет современной техникой хуже учеников 19

9 Педагогические конфликты 15

10 Знания учителя и содержание учебников быстро устаревают 10

Анализ результатов опроса показал, что основными трудностями в своей работе учителя считают снижение интереса к обучению у современных школьников, нарушения в поведении детей и проблемы дисциплины в школе, а также расширение круга обязанностей в профессии учителя и возрастание требований к учителю со стороны общества. Учителя называют одной из трудностей своей профессии вхождение Интернета в жизнь детей. Однако именно использование образовательных возможностей электронных ресурсов и сети Интернет в дальнейшем способно помочь преодолеть нежелание детей учиться. Кроме этого, как гениально предвидел Л.С. Выготский, анализируя современные ему информационные технологии [2], ИКТ радикально меняют характер всех когнитивных процессов, делая ненужными многие существенные их элементы и развивая другие. Но проблема в том, что зачастую учитель-предметник владеет современной техникой хуже учеников, не отвечая требованиям сегодняшнего времени, и тем самым тормозит когнитивные изменения у школьников по отношению к их ходу во всем обществе.

Наличие профессиональных трудностей в деятельности учителей подтверждает актуальность осуществляемого проекта «Педагог будущего» в плане разработки модели разделения педагогического труда и необходимости введения новых дополнительных должностей педагогов в школе. В связи с этим нами изучались профессиональные функции, при осуществлении которых учителя особенно нуждаются в ассистентах. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Ранжирование профессиональных функций, при выполнении которых педагогу необходимы ассистенты, по ответам учителей (п = 86 )_

№ п/п Функции Суммарный балл

1 Ведение школьной документации 56

2 Поддержание дисциплины, контроль за посещением занятий учащихся 33

3 Выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, п/пожарной защиты 26

4 Информирование родителей учеников 26

5 Организация самостоятельной работы учащихся 21

6 Соблюдение условий охраны жизни и здоровья учеников 21

7 Содействие в социализации, формировании культуры, профессиональном выборе школьников 18

8 Обучение и воспитание в соответствии с современными требованиями 18

9 Контроль за соблюдением учениками этических правил и норм поведения в школе и общественных местах 16

10 Выбор программ и учебно-методического обеспечения 14

В процессе работы учителя, прежде всего, нуждаются в ассистентах для ведения школьной документации и осуществления контроля за дисциплиной и посещением занятий учеников. Ассистент также может помочь учителю обеспечивать соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, следить за сохранением здоровья учащихся, своевременно информировать их родителей об особенностях учебно-воспитательного процесса, помогать в организации самостоятельной работы учеников, оказывать им содействие в процессе социализации и профессионального самоопределения. В соответствии с полученными данными в ходе реализации проекта подготовки новых специалистов и были выделены дополнительные специальности педагогов модераторов, тьюторов и корректировщиков, способных квалифицированно осуществлять названные учителями профессиональные роли в школе.

Одним из основных аспектов анализа опроса учителей являлось изучение их представлений о профессионально-личностных качествах учителя школы будущего. Результаты приведены в соответствии с порядком ранжирования на рисунке 1.

□ Ответственность

□ Эмоциональная уравновешенность

□ Терпеливость

□ Уважение к людям

□ Объективность

□ Высокая нравственность

□ Гуманность

□ Чувство юмора

□ Доброта

□ Справедливость

□ Оптимизм

□ Порядочность

□ Эмоциональная культура

□ Обязател ьность

□ Честность

□ Сдержанность

□ Самокритичность

□ Другое

Рисунок 1 - Ранжирование профессионально-личностных качеств педагога будущего по

ответам учителей (п = 86 )

В списке личностных качеств, способствующих успеху педагогической деятельности, по мнению учителей, первые позиции в порядке значимости занимают характеристики ответственности и эмоциональной уравновешенности. По частоте встречаемости в ответах они значимо превосходят все остальные. Также высокий ранг получили качества: терпеливость, уважение к людям, объективность, высокая нравственность, гуманность, чувство юмора, доброта, справедливость, оптимизм и порядочность. Полученные данные учитывались при проектировании мета-компетенций педагогов будущего. При этом обращалось внимание на необходимость решения в системе нового качества подготовки педагогов одной из приоритетных задач - укрепление эмоционально-коммуникативных ресурсов личности будущего специалиста [23, 24].

Совершенно ясно, что от качества работы учителей во многом зависит будущее нации [25-27]. Потребность общества в хорошем учителе очевидна. Поэтому педагогическое образование нуждается в студентах, мотивированных на профессию учителя. Однако талантливая молодежь выбирает другие, более престижные профессии. В связи с этой проблемой далее нами изучалось мнение учителей о необходимых мерах, которые, по их мнению, надо принять, чтобы повысить престиж педагогической профессии в будущем. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Необходимые меры, по мнению учителей, для повышения престижа

педагогической профессии в будущем (п = 86 )

№ п/п Необходимые меры Суммарный балл

1 Повышение заработной платы учителям 190

2 Уважительное отношение к учителю в обществе и СМИ 144

3 Специальные госпрограммы поддержки способных к педагогической деятельности учащихся и студентов 122

4 Создание карьерных перспектив внутри учительской профессии 107

5 Разделение педагогического труда 52

6 Возможность доступного получения педагогического образования представителями других профессий 32

Учителя считают, что, прежде всего, необходимо принять следующие меры для повышения престижа профессии педагога в будущем: повышение заработной платы, уважительное отношение к учителю со стороны общества и средств массовой информации (СМИ), создание карьерных перспектив внутри педагогической профессии. Не менее важны специальные государственные и региональные программы поддержки способных к педагогической деятельности учащихся и студентов, которые поднимают интерес к данной профессии в молодежных кругах, способствуют омоложению педагогического состава в Нижегородской области [8, 10-11, 16]. Чтобы удовлетворить потребность общества в хороших учителях, прежде всего, необходимо мотивировать талантливую молодежь на профессию учителя. Решающую роль в формировании этой мотивации должна играть политика власти, направленная на улучшение экономического положения учителя, повышение его социального статуса и престижа. Таким образом, предложенные учителями меры носят комплексный характер и требуют привлечения внимания специалистов разных сфер к проблемам учителей: представителей органов власти, экономистов, журналистов, социологов, психологов.

Следующим аспектом анализа результатов опроса учителей было выявление их отношения к проблеме реализации в школе системы распределения педагогического труда и понимания новых функций, связанных с введением дополнительных должностей. Результаты приведены на рисунке 2.

33

55,80%

□ Согласие

□ Несогласие

□ Невладение информацией

10,50%

Рисунок 2 - Отношение учителей к распределению педагогического труда в школе

будущего (п = 86 )

Более половины опрошенных нами учителей (55,8 %) согласны с идеей о необходимости распределения педагогического труда и введением дополнительных должностей педагогов в школе для повышения качества обучения. 10,5 % считают, что в таком нововведении нет необходимости. 33,7 % учителей затруднились с ответом, поскольку

не владеют достаточной информацией. Полученные данные подтверждают актуальность идеи реализации стратегического проекта подготовки педагогов дополнительных специальностей для школы будущего. Но при этом необходимо шире информировать учительское профессиональное сообщество о ходе и перспективах его реализации.

В процессе нашего исследования мы изучали представления учителей о новых функциях и видах деятельности, которые в будущем подразумевают компетентность педагога-предметника, модератора, корректировщика и тьютора.

Результаты анализа представлений учителей о новых функциях педагога-предметника в будущем приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Новые функции педагога-предметника в будущем, по результатам опроса учителей (п=86)_

№ п/п Новые функции Суммарный балл

1 Организация различных видов учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся 130

2 Применение современных методик и технологий обучения 126

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Организация процесса воспитания посредством учебного предмета 92

4 Обеспечение социализации и общей культуры учащихся 83

5 Реализация индивидуального подхода в обучении с учетом специфики предмета, психологических особенностей и возраста учащихся 64

6 Реализация учебных программ, базовых, профессиональных и элективных курсов в различных образовательных учреждениях 46

7 Знание истории и современных тенденций развития науки 30

8 Профориентация учащихся в рамках изучения предмета 23

Учителя считают, что педагог-предметник в будущем должен уметь, прежде всего, организовывать различные виды учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, применяя в обучении современные методики и технологии. Также важна организация воспитания и формирование общей культуры учащихся. Необходимыми функциями педагога-предметника является использование знаний психологии и педагогики для реализации индивидуального подхода в обучении. Таким образом, роль предметника в образовательном процессе несколько видоизменяется, и основной его задачей становится не просто трансляция знаний, а навигация в предметной области [7].

Далее в таблице 5 представлены результаты анализа представлений учителей о функциях педагога-модератора.

Таблица 5 - Функции педагога-модератора в будущем, по результатам опроса учителей (п = 86)_

№ п/п Новые функции Суммарный балл

1 Содействие учителям в проектировании авторских методик 96

2 Работа с различными информационными источниками 88

3 Планирование и организация курсов повышения квалификации педагогов 62

4 Участие в подготовке и проведении аттестации учителей 61

5 Содействие учителям в формировании комфортной развивающей образовательной среды 52

6 Консультирование учителей по вопросам планирования и организации образовательного процесса 50

7 Координирование взаимодействия администрации и педколлектива 48

8 Мониторинг уровня компетентности педагогов 46

9. Организация дистанционного обучения 38

10 Распространение информации об актуальной образовательной практике 34

Выявлен значительный разброс мнений в ответах учителей. Видимо, это связано с тем, что эта функция новая и малознакомая для педагогов. Часто эта должность представляется как технический организатор в системе дистанционного образования или как куратор в конкретной образовательной технологии, например, в организации круглого стола или семинара. Согласно нашим данным, большинство учителей считает, что педагогу-модератору необходимы компетенции для оказания содействия учителям в проектировании авторских методик; для осуществления поиска информации в различных источниках, ее отбора и анализа с целью применения в решении управленческих вопросов, педагогических проблем и практических задач школы; для координации работы по прогнозированию и организации повышения квалификации учителей; для оказания помощи учителям в подготовке и прохождении аттестации в соответствии с новыми требованиями.

С учетом мнения учителей и литературных данных в системе разделения педагогического труда, предлагаемой в проекте «Педагог будущего», был определен функционал этой специальности. Педагог-модератор - специалист из числа педагогических работников, осуществляющий деятельность управления образовательным процессом, прежде всего в направлении проектирования, формирования и реализации групповых образовательных маршрутов учащихся [7].

Следующим этапом нашего анализа было выявление мнений учителей о функциях педагога-корректировщика в школе будущего. Данные приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Функции педагога-корректировщика в будущем, по результатам опроса учителей(п=86)

№ п/п Функции Суммарный балл

1 Педагогическая работа со школьниками с девиантным поведением 150

2 Проведение коррекционных занятий с проблемными школьниками 107

3 Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся 100

4 Разработка диагностических программ для выявления учащихся с отклонениями в развитии и поведении 66

5 Организация профилактической работы по формированию у школьников здорового и безопасного образа жизни 54

6 Консультирование учащихся по личным и учебным проблемам 53

7 Предотвращение и регулирование конфликтов в школе 46

8 Проектирование и реализация коррекционных программ с учащимися с ОВЗ 46

Учителя считают, что педагог-корректировщик, прежде всего, призван работать с учащимися, имеющими различные отклонения в поведении, совместно со школьным психологом осуществлять диагностику проблемных в развитии школьников, проводить коррекционные занятия. Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что проблемы нарушений в поведении школьников учителя называют основной профессиональной трудностью в связи с отсутствием у них для ее преодоления необходимых компетенций. Поэтому для решения этой проблемы в рамках осуществляемого проекта «Педагог будущего» предусмотрен и реализуется ряд психолого-педагогических дисциплин, направленных на формирование соответствующих профессиональных знаний и способностей у студентов-педагогов нового типа.

Нами также изучалось мнение учителей о функциях педагога-тьютора. Результаты анализа приведены в таблице 7.

Таблица 7 - Функции педагога-тьютора в будущем, по результатам опроса учителей (п = 86 )_

№ п/п Функции Суммарный балл

1 Выявление и анализ проблем учащихся 87

2 Выявление возможностей и ресурсов для преодоления проблем учащихся 82

3 Вовлечение учащихся в познавательную и учебно-профессиональную деятельность 81

4 Развитие потребности учащихся в самообразовании и саморазвитии 75

5 Оказание помощи учащимся в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив 69

6 Мониторинг интересов, склонностей, готовности учащихся к профессиональному самоопределению 58

7 Учебно-методическое сопровождение обучающихся 42

8 Помощь ученикам в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе средств для достижения целей 28

9 Создание условий для осуществления учащимися правильного профессионального выбора 23

10 Исследование потребностей рынка образовательных услуг 18

11 Организация условий для самообразования учащихся 15

Педагог-тьютор, как считают учителя, должен обладать необходимыми компетенциями для выявления и анализа проблем учащихся, поиска возможностей и ресурсов для их преодоления, для вовлечения учащихся в познавательно-профессиональную деятельность и оказания им помощи в осуществлении и реализации профессионального выбора.

Полученные нами данные использовались для построения программы профессиональной подготовки педагога будущего в системе разделения педагогического труда. На основе научно-исследовательской, документальной базы и мониторинга мнений учителей-практиков были выделены следующие мета-компетенции педагога будущего: управленческая, научно-методическая, диагностическая, информационно-технологическая, психолого-педагогическая, коммуникативная. Будущие педагоги нового типа обучаются, прежде всего, навыкам эффективного управления образовательными процессами, проектами, программами. С этой целью они изучают дисциплины: «Менеджмент и маркетинг образовательной организации», «Персональный менеджмент педагога», «Управление проектами в образовательной среде» и др. Студентам также необходимо быть готовыми к осуществлению научно-методической образовательной деятельности: проектированию и реализации учебных программ, технологий на основе современных научных исследований. На формирование этой компетенции направлены дисциплины: «Методология научного исследования в образовательном процессе», «Конструирование, проектирование и реализация образовательных программ», «Технология разработки авторских образовательных программ», «Исследования и открытия в предметной области». Студенты учатся проводить диагностические процедуры в образовательной среде с целью повышения качества образования. Для приобретения этой компетенции они изучают базовую дисциплину «Основы педагогической диагностики и мониторинга» и ряд дисциплин по выбору. Будущему педагогу также необходимо владеть современным комплексом информационных технологий в образовательной среде. На приобретение этой компетенции направлен рад дисциплин по использованию современных ГГ технологий в образовании. Педагогу будущего необходимо также научиться осуществлять психологическое сопровождение, коррекцию и гармонизацию образовательного процесса. На приобретение этой компетенции направлен ряд дисциплин по психологии педагогической деятельности, учебной и профессиональной мотивации, стресс-толерантности, конфликтологии в образовательном процессе. Необходимой составляющей компетентности современного педагога является способность к эффективной межличностной коммуникации. В связи с этим студенты изучают ряд дисциплин по педагогическому общению и взаимодействию.

Учебный процесс в рамках реализации проекта строится на принципах субъектно-деятельностной парадигмы. Согласно принципу единства сознания и деятельности, осуществляемой человеком как субъектом (распорядителем собственной активности), сформулированному в начале XX века С.Л. Рубинштейном: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется» [18, с. 438]. Учебные дисциплины построены как организация и сопровождение самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов на базе школы. Источником профессионального становления студентов - будущих педагогов

являются три осуществляемых базовых вида деятельности: учение, практика и исследование. Согласимся с авторами одной из новых моделей подготовки педагогов, что становление профессиональной личности студентов должно проходить этапы от возникновения потребности в самостоятельной профессиональной деятельности к ее освоению, затем осознанию ее личностных и общечеловеческих смыслов и дальнейшей успешной профессиональной самореализации [1]. Например, в процессе изучения дисциплины «Психология педагогической деятельности» мы мотивируем студентов к педагогической профессии, активно погружая их в профессиональную среду, создавая необходимые условия для приобретения опыта, «проб пера». Студенты осваивают основные формы и виды профессиональной педагогической деятельности, осуществляя самостоятельные профессиональные пробы созданных ими диагностических, творческих и исследовательских проектов при активной поддержке педагогов вуза и опытных профессионалов системы общего образования. Выполненные студентами работы оценивают не только преподаватели вуза, но и учителя школы. Между всеми участниками процесса проводятся регулярные обсуждения результатов работы. Организуется конструктивное пространство «школа-вуз», в котором каждый имеет возможность и учиться, и учить.

Таким образом, выполненное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Проведенный анализ опроса учителей показал, что они видят причины основных профессиональных трудностей, с одной стороны, в снижении у современных школьников интереса к обучению и проблемах поведения детей, с другой стороны, в невозможности успешно решать основные задачи обучения и воспитания из-за постоянного расширения круга обязанностей и возрастания требований к учителю со стороны общества.

2. Более половины опрошенных учителей выразили согласие с введением в школе разделения педагогического труда и появлением должностей педагогов предметников, тьюторов, модераторов и корректировщиков. При этом возможно квалификационное разделение труда в начальной школе на учителя начальных классов и воспитателя, в средней школе - на учителя-предметника и ассистента.

4. Построение модели разделения педагогического труда позволит серьезно модернизировать подготовку учителей в педагогическом вузе. Главной частью обучения пока остается подготовка учителя-предметника. Новым становится получение сформированной общей системы компетенций (мета-компетенций), значительно превосходящей в содержательном плане существующую в Федеральных государственных образовательных стандартах компетентностную модель педагога. В ходе реализации проекта обучение студентов направлено на формирование мета-компетенций педагога будущего: управленческой, научно-методической, диагностической, информационно-технологической, психолого-педагогической, коммуникативной.

5. Формирование личности педагога будущего возможно в условиях рефлексивно-деятельностного, субъектного обучения, когда студенты становятся инициаторами и распорядителями различных видов собственной деятельности: учения, исследования, проектирования, конструирования, творчества, позволяющих познать себя и свои возможности; когда они погружаются в реальную профессиональную среду и приобретают осознанный опыт под руководством компетентных специалистов образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.207-225

2. Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. Соч.: В 6 т - М.:Педагогика, 1982. Т.1 С.103-108

3. Груздева М. Л., Свинухова М. Ю. Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода // Вестник Мининского университета.

2013. № 1. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-2013(дата обращения 17.06.2015)

4. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Иванова И.В. Современные методы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки педагогов// Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://www.mininuniver.ru/ scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4-8-2014 (дата обращения 17.06.2015)

5. Егоров Е.Е. Моделирование системы разделения педагогического труда в школе //Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании» (28 ноября 2014 г.) / Под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной. Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. С. 288-290.

6. Загрекова Л.В. Инновационная направленность деятельности учителя в контексте основных концептуальных идей нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы//Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании» (28 ноября 2014 г.) / Под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной. Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. С. 290-292.

7. Загрекова, Л.В. Теория обучения. Технология подготовки и проведения семинарских и практических занятий: учеб.-метод. пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2005. 202 с.

8. Зверева К.А., Глазкова Н.В., Новик И.Р. Об осознанном выборе профессии учителя биологии и химии старшеклассниками // Сб. материалов V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Актуальные проблемы химического образования» (11 - 12 апреля 2014 г.). М.: ИМИР. 2014. С. 89-91.

9. Концепция поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // URL: http: // минобрнауки.рф/документы/3871 (дата обращения 09.10.2014)

10. Наумов С.В. Инновационная стратегия управления региональной образовательной системой //Материалы межрегиональной научно-практической конференции 25-26 ноября 2005г. «Инновации в системе регионального образования: методология, теория, практика». Н. Новгород: НГПУ, 2005. С. 3-15.

11. Наумов С.В. Управление развитием регионального образования: инновационный аспект: монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. С. 116-179.

12. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе// Вестник Мининского университета. 2015. № 1. URL:http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-9-2014 (дата обращения 17.06.2015)

13. Новик И.Р., Каширина С.В., Перевозчиков А.И. Педагогическая практика как важный этап формирования профессиональной компетентности выпускников в системе высшего химико-педагогического образования (тезисы)//Сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции научных сотрудников, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов, студентов, учителей общеобразовательных школ по теме: «Особенности профессиональной деятельности и подготовки учителя в контексте ведущих идей «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»(25 декабря 2012 г.). Н.Новгород: НГПУ. 2013. Т. 1. С. 183-186

14. Новик И.Р. Подготовка компетентного специалиста в системе высшего химико-педагогического образования для работы с одарёнными учащимися: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2013. 158 с.

15. Новик И.Р. Формирование профессиональной компетентности выпускников в системе высшего химико-педагогического образования: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2009.139 с.

16. Новик И.Р., Чернышова Л.С., Каширина С.В., Перевозчиков А.И. Организация педагогической практики для студентов химико-биологических специальностей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 5 (1). С. 17 - 23.

17. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

18. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М.: Наука, 1997. С.433-438

19. Федоров А.А. Реализация инновационного стратегического проекта в педагогическом вузе // Компетентностно-ориентированное обучение в педагогическом вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. С. 23-32

20. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 320 с.

21. Фрумин И. Соответствовать педстандарту может только сверхчеловек [Электронный ресурс] http://ria.ru/sn_opinion/20130410/931867985.html (Дата обращения 10.11.2014г.)

22. Шабанова Т.Л., Новик И.Р. Анализ представлений учителей о проблемах и перспективах педагогической профессии в рамках реализации проекта «Педагог будущего» // Сб. материалов международной заочной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных социально-образовательных условиях» (5 ноября 2014г.). Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2014. С. 321-325.

23. Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности: учебное пособие. Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2013. 131 с.

24. Шабанова Т.Л. Психологические условия формирования компетентности студентов педагогического вуза // Нижегородское образование. 2014, №3. С.10-16.

25. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, 2006.

26. Newton, J. What is quality? / J. Newton // Embedding quality culture in higher education. European University Association, 2006.

27. Ryan, R.M. A motivational analysis of self-determination and self-regulation in education / R.M. Ryan, Y.P. Connel, E.L. Deci // Ames C., Ames R. (eds.) Research on motivation in education. - N.Y., 1985. - V. 2.

28. Taylor C.W. Cultivating multiple creative talents in students. // J. for the Education of the Gifted. - 1985. - Vol.8. - P. 187 - 198.

29. Von Emster C.R. Role ambiguity, spheres of control, burnout, and work-related attitudes of teleservice professionals / C.R. Von Emster, A.A. Harrison // J. of Social Behavior and Personality. 1998.V. 13 (2). P. 375 - 385.

REFERENCES

1. Bulin-Sokolova E.I., Obukhov A.S., Semenov A.L. Budushchee pedagogicheskoe obrazovanie. Napravlenie dvizheniya i pervye prakticheskie shagi [The future of teacher education. The direction of movement, and the first practical steps]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, T.19, no. 3, pp. 207-225 (in Russian).

2. Vygotskiy L.S. Instrumental'nyy metod v psikhologii. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy [The instrumental method in psychology. The development of higher mental functions]. Sobr. Soch.: V61 [Coll. Cit .: The 6 t]. Moscow, Pedagogy, 1982, T.1, pp.103-108 (in Russian).

3. Gruzdeva M. L., Svinukhova M. Yu. Formirovanie professional'noy mobil'nosti spetsialista v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [Formation of professional mobility of professionals within the competency approach]. VestnikMininskogo universiteta, 2013, no. 1.

Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-2013 (accessed 17.06.2015). (In Russian)

4. Gutsu E.G., Kochetova E.V., Ivanova I.V. Sovremennye metody realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v sisteme professional'noy vuzovskoy podgotovki pedagogov [Modern methods of implementation of competent approach in the system of professional training of university

teachers]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://www.mininuniver.ru/ scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4-8-2014 (accessed 17.06.2015). (In Russian)

5. Egorov E.E., Bystritskoy E.V., Ilaltdinovoy E.Yu., Arifulinoy R.U. Modelirovanie sistemy razdeleniyapedagogicheskogo truda v shkole [Simulation Systems division of pedagogical work at school]. Sb. materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii» (28 noyabrya 2014 g.) [Coll. Materials of All-Russian scientific-practical conference "Innovative activity in education" (28 November 2014)]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2014, pp. 288-290 (in Russian).

6. Zagrekova L.V., Bystritskoy E.V., Ilaltdinovoy E.Yu., Arifulinoy R.U. Innovatsionnaya napravlennost' deyatel'nosti uchitelya v kontekste osnovnykh kontseptual'nykh idey novogo Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnoy shkoly [Innovative directions of activity of the teacher in the context of the main conceptual ideas of the new federal state educational standard of basic school]. Sb. materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii» (28 noyabrya 2014 g.) [Coll. Materials of All-Russian scientific-practical conference "Innovative activity in education" (28 November 2014)]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2014, pp. 290-292 (in Russian).

7. Zagrekova, L.V. Teoriya obucheniya. Tekhnologiya podgotovki i provedeniya seminarskikh i prakticheskikh zanyatiy [Training theory. Technology of preparation and holding of seminars and workshops. N. Novgorod, NGPU Publ., 2005, 202 p. (In Russian)

8. Zvereva K.A., Glazkova N.V., Novik I.R. Ob osoznannom vybore professii uchitelya biologii i khimii starsheklassnikami [On the conscious choice of profession teacher of biology and chemistry high school students]. Sb. materialov V Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Aktual'nye problemy khimicheskogo obrazovaniya» (11 - 12 aprelya 2014 g.). [Coll. Proceedings of the V All-Russian Scientific Conference with international participation "Actual problems of chemical education" (11 - 12 April 2014)]. Moscow, Ymir. 2014, pp. 89-91 (in Russian).

9. Kontseptsiya podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [The concept of supporting the development of teacher education]. Available at: http: // minobrnauki.rf/dokumenty/3871 (accessed 09.10.2014). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Naumov S.V. Innovatsionnaya strategiya upravleniya regional'noy obrazovatel'noy sistemoy [The innovative strategy of management of regional educational system]. Materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii 25-26 noyabrya 2005g. «Innovatsii v sisteme regional'nogo obrazovaniya: metodologiya, teoriya, praktika» [Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference on 25-26 November 2005. "Innovations in the system of regional education: methodology, theory, practice"]. N. Novgorod, NGPU, 2005, pp. 3-15 (in Russian).

11. Naumov S.V. Upravlenie razvitiem regional'nogo obrazovaniya: innovatsionnyy aspect [Managing the development of regional education: innovative aspects]. N. Novgorod, Nizhny Novgorod Humanities Center Publ., 2005, pp. 116-179 (in Russian).

12. Nikolaeva T.P., Bicheva I.B. Ustoychivoe lichnostno-professional'noe razvitie studentov v vuze [Sustainable personal and professional development of students in high school]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 1. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/ vestnik/archive/1-9-2014 (accessed 17.06.2015). (In Russian)

13. Novik I.R., Kashirina S.V., Perevozchikov A.I. Pedagogicheskaya praktika kak vazhnyy etap formirovaniya professional'noy kompetentnosti vypusknikov v sisteme vysshego khimiko-pedagogicheskogo obrazovaniya (tezisy) [Pedagogical practice as an important stage of formation of professional competence of graduates in higher chemical and pedagogical education (thesis)]. Sb. statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii nauchnykh sotrudnikov, prepodavateley vysshikh uchebnykh zavedeniy, aspirantov, studentov, uchiteley obshcheobrazovatel'nykh shkol po teme: «Osobennosti professional'noy deyatel'nosti i podgotovki uchitelya v kontekste vedushchikh idey «Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo

standarta obshchego obrazovaniya» i «Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya»(25 dekabrya 2012 g.) [Coll. Articles of materials of the International scientific and practical conference of researchers, university professors, graduate students, teachers of secondary schools on the theme: "Peculiarities of professional activities and teacher training in the context of the leading ideas of" federal state educational standard of general education "and" Federal State Standard of Higher Professional Education "(25 December 2012)]. N.Novgorod, NGPU, 2013. T. 1, pp. 183-186 (in Russian).

14. Novik I.R. Podgotovka kompetentnogo spetsialista v sisteme vysshego khimiko-pedagogicheskogo obrazovaniya dlya raboty s odarennymi uchashchimisya [Training of personnel competent in higher chemoteacher education for work with gifted students]. N. Novgorod, NGPU Publ., 2013. 158 p. (In Russian)

15. Novik I.R. Formirovanie professional'noy kompetentnosti vypusknikov v sisteme vysshego khimiko-pedagogicheskogo obrazovaniya [Formation of professional competence of graduates in higher chemical and teacher education]. N. Novgorod, NGPU Publ., 2009. 139 p. (In Russian)

16. Novik I.R., Chernyshova L.S., Kashirina S.V., Perevozchikov A.I. Organizatsiya pedagogicheskoy praktiki dlya studentov khimiko-biologicheskikh spetsial'nostey [Organization of teaching practice for students of chemical and biological specialties]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2012, no. 5 (1), pp. 17 - 23 (in Russian).

17. Spirin L.F. Professiogramma obshchepedagogicheskaya [Professiogram Obshchepedagogichesky]. Moscow, Russian Pedagogical, 1997. (In Russian)

18. Rubinshteyn S.L. Printsip tvorcheskoy samodeyatel'nosti. K filosofskim osnovam sovremennoy pedagogiki [The principle of creative initiative. By the philosophical foundations of modern pedagogy]. Izbrannye filosofsko-psikhologicheskie trudy. Osnovy ontologii, logiki, psikhologii [Selected philosophical and psychological works. Fundamentals of ontology, logic, psychology]. Moscow, Nauka, 1997, pp. 433-438 (in Russian).

19. Fedorov A.A., Nikolinoy V.V., Safonovoy O.A. Realizatsiya innovatsionnogo strategicheskogo proekta v pedagogicheskom vuze [The implementation of innovative strategic project in the pedagogical university]. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v pedagogicheskom vuze: teoriya i praktika [Competence-oriented education in pedagogical high school: the theory and practice]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2014, pp. 23-32 (in Russian).

20. Fominova A.N., Shabanova T.L. Pedagogicheskayapsikhologiya [Educational Psychology]. 2th ed, rev., ext. flint. Moscow, Science, 2011. 320 p. (In Russian)

21. Frumin I. Sootvetstvovat'pedstandartu mozhet tol'ko sverkhchelovek [Comply pedstandartu can only Superman] Available at: http://ria.ru/sn_opinion/20130410/931867985.html (accessed 10.11.2014g.). (In Russian)

22. Shabanova T.L., Novik I.R. Analiz predstavleniy uchiteley o problemakh i perspektivakh pedagogicheskoy professii v ramkakh realizatsii proekta «Pedagog budushchego» [Analysis of the teachers about the problems and prospects of the teaching profession within the framework of the project "Future Teacher"]. Sb. materialov mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Psikhologo-pedagogicheskie problemy razvitiya lichnosti v sovremennykh sotsial'no-obrazovatel'nykh usloviyakh» (5 noyabrya 2014g.) [Proc. Materials International correspondence scientific-practical conference "Psychological and pedagogical problems of development of the individual in modern social and educational conditions" (5 November 2014.)]. N. Novgorod, NGPU im. K. Minina. 2014, pp. 321-325 (in Russian).

23. Shabanova T.L. Psikhologiya professional'nogo stressa i stress-tolerantnosti [Psychology of professional stress and stress-tolerance]. N.Novgorod, NGPU im. K.Minina Publ., 2013, 131 p. (In Russian)

24. Shabanova T.L. Psikhologicheskie usloviya formirovaniya kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Psychological conditions of formation of competence of students of pedagogical high school education]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2014, no. 3, pp.10-16 (in Russian).

25. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, 2006.

26. Newton, J. What is quality? / J. Newton // Embedding quality culture in higher education. European University Association, 2006.

27. Ryan, R.M. A motivational analysis of self-determination and self-regulation in education / R.M. Ryan, Y.P. Connel, E.L. Deci // Ames C., Ames R. (eds.) Research on motivation in education. - N.Y., 1985. - V. 2.

28. Taylor C.W. Cultivating multiple creative talents in students. // J. for the Education of the Gifted. - 1985. - Vol.8. - P. 187 - 198.

29. Von Emster C.R. Role ambiguity, spheres of control, burnout, and work-related attitudes of teleservice professionals / C.R. Von Emster, A.A. Harrison // J. of Social Behavior and Personality. 1998.V. 13 (2). P. 375 - 385.

© Шабанова Т.Л., Новик И.Р., 2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Шабанова Татьяна Леонидовна - кандидат Shabanova Tatyana Leonidovna - PhD in Psychology,

психологических наук, доцент кафедры классической Associate Professor of the Department of Classical and

и практической психологии, Нижегородский Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod Statе

государственный педагогический университет имени Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian

Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Federation, e-mail: [email protected] Новгород, Российская Федерация, e-mail: shabanovatl@mail. ru

Новик Ирина Рафаиловна - кандидат педагогических Novik Irina Rafailovna - PhD in Pedagogy, Associate

наук, доцент кафедры биологии, химии и биолого- Professor of the Department of Biology, Chemistry and

химического образования, Нижегородский Biology and Chemistry Education, Minin Nizhny

государственный педагогический университет имени Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny

Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected] Новгород, Российская Федерация, e-mail: irnovik@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.