Научная статья на тему 'Особенности развития системы образования в Испании'

Особенности развития системы образования в Испании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5101
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / COMPARATIVE EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / ADVANCED DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкова М.Н.

Настоящая статья посвящена анализу особенностей развития системы образования в Испании. Освещены результаты реформирования начальной школы, совершенствования средней и высшей школы в соответствии с европейскими общеобразовательными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the characteristics of the education system in Spain. Presents the results of reforming the primary school, improving secondary and higher education in accordance with European standards of general education

Текст научной работы на тему «Особенности развития системы образования в Испании»

ды, проблемы, актуальные задачи. Материалы VIII заочной Международной научно-практической конференции. 29 мая 2015 г.: [сб. науч. трудов.] - Краснодар: Научно-издательский центр «АПРИОРИ». - 2015. - С. 88-91.

6. Грибанова, В.А. Уровень свободы студенческой молодежи и отношение молодых людей к своей стране / А.В. Грибанова // Казанский педагогический журнал (научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика). - 2012. - № 4. - С. 102-108.

УДК 801 ББК 81.2

М. Н. Пашкова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПАНИИ

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу особенностей развития системы образования в Испании. Освещены результаты реформирования начальной школы, совершенствования средней и высшей школы в соответствии с европейскими общеобразовательными стандартами.

Ключевые слова: система образования, сравнительная педагогика, образовательный стандарт, опережающее развитие.

M. N. Pashkova FEATURES OF THE EDUCATION SYSTEM IN SPAIN

Abstract. This article analyzes the characteristics of the education system in Spain. Presents the results of reforming the primary school, improving secondary and higher education in accordance with European standards of general education.

Key words: education, comparative education, educational standard, advanced development.

Для современного мира характерны цивилизационные перемены, высокий динамизм и глобализм развития всех систем. При этом опережающее развитие образования является первоочередной задачей. В странах Европы претерпевает глобальное эволюционное реформирование, что закономерно привлекает большой интерес к изучению международного опыта и выявлению возможностей его использования в российских условиях модернизации. Этому способствовал Болонский процесс, в рамках которого осуществляется унификация образовательных стандартов при одновременной диверсификации образовательных моделей. Усиливается европейский акцент оценки и контроля образовательной инноватики.

Россия, ориентированная на интеграцию в европейское образовательное пространство, также стоит перед необходимостью разработки адекватной стратегии, учитывающей особенности национальной системы и принципы народности (К.Д. Ушинский); обеспечивающей реальный путь сближения с европейскими стандартами; предоставляющей возможности изучать внешний и совершенствовать внутренний опыт образовательных реформ.

Как показывает анализ результатов специальных исследований для России чрезвычайную актуальность приобретает изучение опыта стран, уже прошедших этап становления национальной системы. Сопоставление опыта реформирования образования в Испании и в России, стратегий становления национальной системы правомерно в рамках теории сравнительной педагогики. Приступая к исследованию, мы учитывали положение компаративистики, согласно которому сравнительная педагогика анализирует в сопоставительном плане основные тенденции и закономерности развития образования в различных странах (Б.Л. Вульфсон, В.П. Борисенков).

Изучение проблемы становления современной системы образования в Испании связано с именами зарубежных исследователей: М. Альберта, Р. Лейка, У. Деминга, Ф. Крости и др. Велика заслуга отечественных ученых в области исследования европейских систем образования: А.Н. Афанасьева. В.И. Байденко. О.Н. Олейникова и др. Проблемы развития образования в Испании, его особенности и тенденции освещены в работах В.Н. Федосеевой; испанский опыт управления образованием представлен в исследованиях Х. Планаса, Х. Рифа, Ж. Сала, С. Фьерреса.

Для образования в Испании характерно сочетание многовековых академических традиций с динамичностью учебных программ, адаптирующихся к потребностям современной Европы. В последнее время система образования в Испании стремительно интегрируется в общеевропейскую систему. Именно с этой целью с 1996 г. по 2000 г. была проведена реформа, затронувшая в основном начальную и среднюю школы. Что касается университетов, то здесь следует иметь в виду, что каждый университет в Испании является автономным и может вносить свои изменения в про-

грамму. Основной целью этой реформы был, прежде всего, переход на европейские общеобразовательные стандарты.

Рассмотрим особенности начального и среднего образования. В рамках школьной программы учащиеся изучают как обязательные предметы (географию, историю, испанский язык, математику, искусство, музыку, естественные науки), так и предметы по выбору и основы профессиональной подготовки в какой-нибудь области). По завершении обязательного среднего образования (примерно соответствующего российскому девятилетнему образованию) выпускник может продолжить обучение либо в системе профессионального образования, либо после успешно пройденного тестирования поступить на двухгодичную программу Bachillerato, необходимую для последующего поступления в вуз, и завершить полное среднее образование. Во время обучения по программе Bachillerato происходит разделение по потокам с углублённым изучением предметов в области, в которой учащийся планирует специализироваться в дальнейшем. Обычно школы предлагают четыре направления специализации: искусство, естественные науки, гуманитарные и социальные науки и технология. После завершения образования сдаётся экзамен Selectividad, который является вступительным в испанские высшие учебные заведения.

Этапы школьного и дошкольного образования:

Детский сад (Jardin de enfancia) - от 2 до 4 лет; 2. Дошкольная подготовка (Escuela de parvulos) - от 4 до 6 лет; 3. Начальное образование (Educación Primaria) от 6 до 12 лет; 4. Среднее обязательное образование (Educaion Secundaria Obligatoria) - от 12 до 16 лет; 5. Полное среднее образование (Bachillerato) или 1-ый уровень профессионального образования (Formacion Profesional I) - от 16 до 18 лет.

Обязательное образование в Испании начинается с шести лет. Оно относительно бесплатно и получать его можно в государственных и частно-государственных школах. Про то, чем они отличаются, а также про их плюсы и минусы мы расскажем в отдельной статье.

Испанский учебный год разбит на три триместра, начинается он не с 1 сентября, а позднее -ближе к середине месяца. Начальная школа начинает учебный год и заканчивает его на несколько дней раньше, чем остальные ученики. Завершается учебный год в середине июня. Начальное образование разбито на три цикла по два года каждый.

Обязательными предметами в программе начальной школы являются математика, испанский язык и официальный язык автономии, литература, иностранный язык, физкультура, рисование и музыка, ознакомление с культурными и социальными науками, природоведение и недавно введенный предмет, включающий в себя знакомство с правами человека и гражданскими правами и обязанностями. На третьем этапе начального образования (с 10 лет) ученикам предлагается второй иностранный язык.

Религия в испанских школах преподается не в обязательном порядке, все зависит от желания родителей. Даже в государственно-частных школах, которые зачастую принадлежат тому или иному монашескому ордену, религия не насаждается насильно. В полностью частных школах ситуация может быть иной. По итогам каждого триместра ученикам выставляются оценки от 1 до 10. Дневников, оценок в тетрадях и за ответы у доски в испанских школах нет. В принципе, если родители во время триместра не посчитают нужным узнать о том, как учится их ребенок, об успехах или проблемах им никто сообщать не будет. Школа обязана информировать родителей три раза в год, а остальное - личная инициатива.

Нередки случаи, когда ребенок не проходит тот или иной предмет в каком-то триместре. В этом случае у него есть возможность наверстать упущенное в следующем и только если по итогам года ученик не проходит три предмета (или два - язык и математику), ему предложат повторить курс обучения.

Начальная школа обычно не имеет общего здания со средней школой - это отдельное образовательное учреждение. Расписание «примарии» отличается от старших классов. Ученики начальной школы приходят на уроки немного позднее - около 9 и занимаются до часу, дальше -перерыв на обед и отдых, а в три часа дети снова возвращаются в школу и находятся там до пяти.

Такое расписание создает довольно много неудобств родителям, поэтому многие школы предлагают приводить детей «к завтраку», т.е. за час до начала занятий. В обеденное время ребенка тоже можно не забирать, он пообедает и отдохнет от уроков на школьном дворе.

Среднее образование в Испании является обязательным. Это значит, что любой ребенок, проживающий на территории страны легально или нелегально, обязан посещать учебное заведение с 12 до 16 лет.

Посещать-то обязан и программу осваивать должен в меру своих сил и возможностей, но вот с документом о получении среднего образования в Испании у нелегала могут возникнуть проблемы. При устройстве ребенка в испанскую школу можно предъявить его заграничный паспорт (даже с просроченной визой) или какой-то другой документ, плюс - сведения о регистрации по месту жительства, большего в школе не спросят. Но если к 16 годам ребенок не

получит вида на жительство или другого подтверждения законности нахождения на территории страны, то и документа об испанском среднем образовании ему не дадут. А значит дорога к дальнейшему обучению для него закрыта. Среднее образование в Испании состоит из четырех ступеней. Предметы, изучаемые в средней школе, готовят ребенка к последующему выбору направления обучения или к работе. В принципе, даже не пройдя курс средней школы, но досидев за партой до 16 лет, ребенок может закончить своё образование. Если решится взяться за ум позднее - пожалуйста. Среднее образование можно закончить и в школе для взрослых.

Любой из курсов среднего образования ребенок может повторить, если не пройдёт три или более предмета. Оценки выставляются по триместрам. Те, кто получил балл ниже минимального по двум предметам, переходят в следующий класс, но в начале года должны «досдать хвосты».

Для тех детей, кто не прошел курс среднего образования в Испании, организуются профессиональные программы, дающие начальный уровень по какой-либо специальности.

В общем, среднее образование в Испании, несмотря на то, что является обязательным, «за уши» никого не тянет. Если родители считают образование необходимым, а ребенок по какой-то причине не проходит предмет, можно заниматься дополнительно. Но не в школе. Для этого существуют частные «академии», где ученику за определенную плату разжуют и разложат по полочкам неподатливый предмет.

После того, как этап среднего образования окончен, ребенок должен выбрать свой дальнейший путь. Можно пойти получать профессиональное образование. А можно продолжить учебу в школе в бачиерате. Эта двухгодичная ступень служит для подготовки ребенка к поступлению в университет.

Интересна система высшего образования. Бакалавриат охватывает 2 курса (как правило, предоставляется возможность подготовки в Университет по гуманитарным предметам, социальным наукам). После прохождения бакалавриата студенты могут поступать в Университет. Следует иметь в виду, что в некоторых Университетах недостаточно подобной двухгодичной подготовки; здесь требуется пройти дополнительную годичную подготовку (COU) - курс, ориентированный на университет- аналог нашим подготовительным курсам при университетах (обычно COU необходим для поступления в медицинские, математические ВУЗы).

Вступительный экзамен в Университеты комплексный, называется «selectividad» и включает в себя обязательные предметы и выборочные (гуманитарные или технические, в зависимости от ВУЗа и комплексная часть по испанскому языку (для иностранцев)).

В Испании распространены следующие типы образования: обычное (аналог нашему дневному), вечернее (для работающих или получающих два образования - во второй половине дня, по 3-4 раза в неделю). Все университеты делятся на частные и государственные. Разница в стоимости существенная - если обучение в частном ВУЗе стоит приблизительно 5 000-15 000 евро в год, то в государственном ВУЗе - от 700 до 1000. Кроме этого государственные ВУЗы предоставляют больше квот для иностранцев. И те, и другие предусматривают вступительные экзамены, хотя в некоторых частных университетах они могут быть заменены формальным собеседованием.

Последипломное образование - это дополнительно 2-3 (в некоторых ВУЗах более) года обучения. В Испании немногие ВУЗы могут предложить последипломное обучение по всем предметам, поэтому надо быть готовым продолжить свое образование в другой провинции или городе.

Ведущий образовательный центр Испании, и безусловно, Саламанка. Город, представляющий наибольше всего возможностей для изучения языка или университетской подготовки. Университет Саламанки, основанный в XIV веке, имеет большое количество факультетов. Академическая подготовка традиционна и престижна. Университет, предоставляет большие квоты для иностранцев.

При выборе места обучения необходимо учитывать, что в Барселоне - столице Каталонии -все обучение ведется на каталонском языке, за исключением нескольких частных школ, где преподавание ведется на английском.

Учебный год начинается в конце сентября - начала октября и делится на 2 семестра - с сентября по декабрь и с января по май. Вступительные экзамены в мае. Но необходимо заранее подать документы на рассмотрение. Кроме того, предварительно нужно выяснить, сколько квот предоставлено в этом году студентам-иностранцам. Вообще к иностранным студентам относятся лояльно и приветливо в Испании.

Занятия в учебных заведениях, как правило, с 9.30 по 13.30 и с 16.00 по 18.00- в зависимости от выбранного расписания. На каждом факультете существуют обязательные и выборочные дисциплины. Но следует помнить, что каждый Университет является автономным и вправе менять программу и правила в установленных им пределах.

Предварительно перед поступлением необходимо подтвердить школьный аттестат. Определение эквивалентности иностранных дипломов находится в ведении испанского Министерства Образования. Для получения допуска к вступительному экзамену необходим положительный ответ из Министерства Образования Испании. Вступительный экзамен «selectividad» - это комплексный экзамен, состоящий из обязательной сдачи испанского (несколько заданий) и либо гуманитарной, либо технической части (предметы могут быть выбраны поступающим).

В случае, если абитуриент имеет диплом о сдаче языкового экзамена DELE (Diploma de Espanol como Lengua Extranjera/ Испанский язык как иностранный), то при поступлении в Университет он может быть освобожден от сдачи языкового теста

Для поступления в Испанские Университеты необходим достаточно высокий уровень знания испанского, в противном случае невозможно сдать вступительные экзамены. В некоторых Университетах существуют курсы испанского для иностранных студентов.

Если же Вы переводитесь из российского в испанский Университет, то языковой тест в этом случае не сдается; студенту достаточно подтвердить предметы по системе «creditos».

Испания относится к числу стран, сочетающих несочетаемое, где еще на протяжении веков могли сосуществовать жестокость корриды и добрая мудрость «Дон Кихота», костры инквизиции и безудержное веселье фиесты, мавританские купола и готические соборы. Эту противоречивость вобрал в себя и испанский язык, чья простая фонетическая ткань покоится на удивительно сложной грамматической основе. Рассказать обо всех существующих курсах невозможно, поэтому остановимся лишь на наиболее популярных.

Курсы испанского языка, как и любые другие языковые курсы делятся на стандартные и интенсивные, групповые и индивидуальные. Преимущества индивидуальных занятий с преподавателями очевидны. Они эффективны на начальной стадии и если вы преследуете какую-то конкретную цель (подготовка к экзамену, освоение специальной лексики, работа над произношением и т.д.). Зато учеба в группе способствует более быстрому преодолению языкового барьера. В группах занимаются, как правило, не больше 12 человек, и это может быть как стандартный, так и интенсивный курсы.

Когда первое знакомство с языком уже позади, но его недостаточно для повышения по служебной лестнице или поступления в престижный ВУЗ, самое время разбавить свои занятия испанским, к примеру, Курсом подготовки к экзамену D.E.L.E. «Diplomade Espanolcomo Lengua Extranjera» - международный экзамен, признанный Министерством Образования, Культуры и Спорта Испании. Диплом имеет международное значение и необходим тем, кто планирует продолжать обучение или работать в Испании.

Курс испанского языка очень удачно сочетается с курсом по литературе или страноведению Испании. Кроме знаний по литературе и культуре страны изучаемого языка, курс хорош еще и тем, что пополняет словарный запас непростой лексикой газетных статей, художественных произведений и литературных работ, позволяя, тем самым, читать Лопе де Вега, Сервантеса, Гарсия Лорка или Маркеса в оригинале.

Кто хочет узнать Испанию и изучить испанский через историю страны, может выбрать курс «Испанский + История», а Курс «Испанский + Искусство Испании» понравится тем, кто интересуется историей искусств и архитектурой. Студенты этого курса изучают самые важные художественные направления, прослеживают влияние различных цивилизаций на формирование разных стилей искусства Испании.

Результаты исследования показали, что программа дополнительных мероприятий, предлагаемая языковыми школами, оценена студентами по достоинству. У тех, кому ближе кулинария, есть возможность не только выучить испанский, но и научиться собственноручно готовить типично испанские блюда, покорившие сердца не одного гурмана. Разбавить свои уроки испанского можно фламенко или экскурсиями, занятиями любимым видом спорта или дайвингом не только потому, что это шанс для всех участников лучше узнать друг друга, но и потому что это возможность лучше узнать культуру и образ жизни этой страны.

Выбрать действительно есть из чего, здесь и праздничные обеды, и вечеринки; уроки пения, где студенты разучивают национальные испанские песни; уроки танцев: севильянас, салса, чарро и пасадобль; просмотр художественных и документальных фильмов. Все языковые школы предлагают своим студентам большой выбор разнообразных экскурсий по окрестностям и памятным местам Испании. Сообщение между испанскими городами очень удобное и дешевое -это могут быть поезда или автобусы (в зависимости от расстояния).

Проживание в Испании, по сравнению с другими европейскими странами, относительно недорого. Для тех, кто предпочитает постоянно общаться с носителями языка идеальный вариант- проживание в семье. Это позволит больше говорить на языке, понять культуру, познакомиться с обычаями. Для тех, кто предпочитает более независимый образ жизни, подойдет общежитие или

студенческая квартира. В любом случае следует иметь в виду, что испанцы приветливы, открыты и доброжелательны к иностранцам.

При выборе школы необходимо учитывать тот диалект, на котором говорят в той или иной части страны. Конечно, на уроках в любой языковой школе преподают кастельяно — истинный испанский, а вот за пределами школьных аудиторий вы, скорее всего, чаще будете слышать местное наречие.

Школы испанского учебного центра ENFOREX являются самыми авторитетными в Испании и расположены в разных городах: Мадриде, Барселоне, Саламанке, Валенсии, Аликанте, Марбелье и Гранаде. Школы Enforex открыты круглый год и специализируются на преподавании испанского языка иностранным учащимся старше 16 лет с любым уровнем языковой подготовки.

В период летних каникул ENFOREX предлагает летние лингвистические лагеря для детей от 5 до 18 лет. Дети из более чем 32 стран встречаются в Мадриде, Марбелье, Саламанке или Валенсии изучают испанский язык, ездят на экскурсии, участвуют в различных кружках по интересам. Но главное - более 60% детей в лагере - испанские школьники, которые изучают английский язык. Это дает уникальную возможность учиться в международной среде и практиковать испанский каждый день.

Обучение на курсах испанского языка в Испании позволяет развить основные практические навыки владения языком, а также познакомиться с культурой этой удивительной страны. Это самая доступная и популярная форма изучения иностранного языка за рубежомом.

Обладатели Graduado Escolar в течение трех лет проходят курс Bachillerato Unificado y Polivalente (BUP). Они изучают географию, испанский язык и испанскую литературу, иностранные языки, математику, искусство, латынь, религию (этику) и философию. Как дополнительный предмет преподается язык региона (например, каталонский). Каждый год они сдают работы, на основе которых проводится аттестация. На третьем году обучения в программе BUP начинается специализация по следующим направлениям: медицина и естественные науки, гуманитарные и общественные науки, точные науки и техника. Обязательными предметами для всех специальностей являются испанский язык, литература (страны и региона), иностранный язык, история, философия и физкультура. Языки изучаются в течение двух лет, занятия физкультурой и философией оканчиваются после первого года обучения, а история вводится на втором.

Из всех специальностей наибольшим успехом среди испанских студентов пользуются гуманитарные и общественные науки (их выбирают около 40% всех поступающих в университеты). На втором месте с небольшим отрывом находится медицина (около 36% поступающих). Техническими науками предпочитают заниматься лишь 14% испанских студентов. По окончании курса BUP будущие студенты получают звание бакалавра (Bachiller), дающее им право записываться на COU - годичный курс университетской ориентации (Curso de Orientacion Universitaria - аналог нашим подготовительным курсам при университетах), который был и остается своеобразным перекидным мостиком между средним и высшим образованием. Выпускники COU могут сдавать вступительные экзамены в университет. Вступительный экзамен (Prueba de Acceso a la Universidad) проходит каждый год в конце июня и в конце сентября, в один и тот же день по всей стране. Он включает тесты по испанскому и по иностранному языкам, философию, а также два обязательных предмета и два предмета на выбор. В каждом университете свой экзамен, но он должен соответствовать установленным государством нормам. Процедура зачисления осуществляется на основе полученного студентом на экзамене балла, а также оценок, полученных в BUP. На места в престижных университетах могут рассчитывать только те студенты, которые получили наивысшие баллы. Проходной балл в университете зависит от числа мест и количества поданных заявок. Количество студентов, которые будут приняты на первый курс, определяется советом университета. В последние годы многие университеты установили квоты для поступления на отдельные специальности (прежде всего, медицину), но, если таких ограничений нет, можно смело подавать документы. Всего же в Испании насчитывается 47 государственных и 10 частных высших учебных заведений. Государственные университеты котируются выше частных. За качеством образования следит Национальный институт качества и оценки (Instituto Nacional de Calidad y Evaluacion) Министерства образования и культуры Испании, который находится в Мадриде. Если вы хотите узнать, насколько хорошо учат в том или ином университете или школе, следует ознакомиться с ежегодными отчетами института. В состав испанских университетов входят четыре типа учебных подразделений: -университетские факультеты (facultades universitarias) - высшие учебные заведения, где изучаются не технические теоретические дисциплины. Обучение на них охватывает все три цикла высшего образования: высшие -технические училища (escuelas tecnicas superiores) имеют, наоборот, техническую ориентацию, но также предусматривают все три цикла высшего образования; -университетские школы (escuelas universitarias) имеют определенную профессиональную ориентацию и способны довести студента только лишь до первой ступени высшего образования; -университетские

колледжи (colegios universitarias) так же, как и школы, осуществляют обучение только по программам первого уровня. Эти программы обычно аналогичны традиционным университетским и не дают профессиональной ориентации.

Обучение в испанском университете делится на циклы в зависимости от цели курса. Единицей оценки интенсивности занятий является «кредит», соответствующий 10 часам аудиторных занятий. Каждый цикл оценивается по своей сумме кредитов. Например, для получения степени (Licenciatura) необходимо набрать от 300 до 450 кредитов. После трех лет обучения можно получить степень «дипломированного специалиста» (Diplomado). Чтобы стать лиценциатом (Licenciado), нужно учиться от четырех до пяти лет, а на медицинском факультете -все шесть лет. Наконец, после двух-трех лет дополнительных занятий и написания диссертации присваивается степень доктора (Doctor). В некоторых университетах принята система оценки Европейского сообщества (European Community Course Credit Transfer System), согласно которой можно получить степень магистра (два года обучения и 50 кредитов по стандартам ECTS). Такая система действует, например, в Мадридском университете для пяти специальностей - Business Administration, химии, истории, инженерного дела и медицины. Университет имеет полное право самостоятельно составлять учебную программу в рамках определенной суммы кредитов. Содержание курса включает в себя как обязательные, так и факультативные предметы, список которых утверждается советом университета. Некоторые предметы могут быть выбраны студентами из программы другого цикла или в зарубежном университете - кредиты все равно засчитаются. Академический год в испанских университетах разделен на два семестра. Первый длится с середины сентября до 20-х чисел декабря. Второй начинается 9-16 февраля и заканчивается 22-29 мая.

Последипломное образование- это дополнительно 2-3 (в некоторых ВУЗах более) обучения. В Испании не многие ВУЗы могут предложить последипломное обучение по всем предметам, поэтому надо быть готовым продолжить свое образование в другой провинции или городе.

В Испании степени бакалавра равны трем основным степеням, которые получают студенты университетов по завершении первого цикла (ступени) обучения: - «Arguitecto Tecnico» - степень, присуждаемая студентам, обучающимся только в области архитектуры; «Ingeniero Tecnico» -степень, присуждаемая студентам технических специальностей; «Diplomado» - степень, присуждаемая студентам, обучающимся по всем другим направлениям.

В Испании степени магистра соответствует квалификация, которая присваивается по завершении второго цикла обучения. В зависимости от направления обучения это может быть: -Архитектор («Arcuitechto»); -Инженер («Ingeniero Superior») -Лицензиат («Licenciado»).

Магистр-исследователь в Испании: ему соответствует определенная квалификация -«Master», «Diplomado», «Experto» и т. п. Она присваивается после завершения третьего цикла обучения и определяется университетом, организовавшим данный курс. В Испании она называется так же, как и в большинстве развитых стран - степень доктора («Doctor»). Ее можно получить, поднявшись на третью ступень высшего образования. После двух лет обучения необходимо представить подготовленную диссертацию на рассмотрение ученого совета.

Таким образом, проведенный анализ особенностей системы образования в Испании позволяет сделать следующие вывод: выявлена целостная картина состояния и тенденций развития испанской системы образования ХХ1 века - это позволяет учитывать динамические характеристики испанской сравнительной педагогики как возможный теоретический и методический ресурс развития отечественной педагогики и содействует дальнейшему осмыслению тенденций формирования инновационных технологий в отечественной образовательной практике.

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисенков, В.П. Важная отрасль педагогического знания. / В.П. Борисенков // Педагогика. - 2004. - №2.

2. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. - М., Изд-во УРАО, 2013.12

С.В. Минаева

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме диагностики готовности детей к обучению в школе; показано данное явление как исторический и социокультурный феномен. В статье определены и рассмотрены историко- теоретические истоки пробле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.