УДК 37.013.2 (292.4)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ БЕНИЛЮКС:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
© 2013
Т.Е. Крыстопчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
(дошкольной и коррекционной)
Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно (Украина)
Аннотация: В статье определены типы квалификации учителей в странах БЕНИЛЮКС, структура профессиональной подготовки будущего учителя, модели профессиональной подготовки будущих учителей, типы учебных заведений подготовки учителей. Проанализировано программу подготовки учителей. В работе представлена система последипломного образования и формы ее функционирования, виды курсов повышения квалификации учителя.
Ключевые слова: система образования, типы квалификации учителей, программа подготовки учителей, система последипломного педагогического образования.
Бельгия имеет уникальный и позитивный для многих других стран опыт решения языковых проблем в системе образования. Для окончательного снятия длительного напряжения правительство пошло на создание практически независимых систем образования на голландском, французском и немецком языках. Речь идет именно о независимости, ведь в школах каждого из языковых сообществ изучения «второй» языка начинается очень поздно. Это приводит к тому, что значительная часть населения Фландрии и Валлонии плохо владеет вторым государственным языком. Это заметно контрастирует с примером Люксембурга, где изучение государственных языков начинается с детсадов, а задачей системы образования является обеспечение одинакового усвоения молодежью всех трех государственных языков. Впрочем, в последнее время образовательная политика в Бельгии все больше направляется на исправление этого очевидного недостатка системы образования.
Термин «бинарность» в применении к бельгийской системы высшего образования имеет более широкое применение, чем для остальных стран, где он обозначает сосуществование традиционной университетской и новейшей неуниверситетской форм обучения.
В структуре системы образования Бельгии четко выделены 4 уровня: дошкольный (возраст детей 2-6 лет); начальный (6-12 лет), средний (12-18), высшее образование по программам продолжительностью от 2 до 7 лет.
Высшее образование делится на три вида: университетское; длительное неуниверситетское, «короткий цикл» неуниверситетского образования. Закон о высшем образовании декларирует несколько другое деление высшего образование - на университетский сектор и 8 неуниверситетских секторов.
Л. Пуховская отмечает гуманистическое направление в педагогическом образовании Бельгии. В частности, концепция «персонализированной» подготовки современного учителя предусматривает следующие компоненты: возможности обнаружения студентом своих профессиональных интересов, ответственность студентов за собственное обучение; дифференцированная поддержка, поддержка, направленная на развитие профессиональных интересов, преподавательская деятельность во время первого года обучения; ситуация успеха в первом опыте педагогической деятельности; дифференциация требований в подготовке к урокам; специализированно-проблемная ориентация в теоретической профессиональной подготовке, методы, используемые в теоретической подготовке; цикличность курса подготовки [1, с. 21].
В Бельгии существует пять основных типов квалификации учителей:
1) учитель дошкольного образования (дети 3-6 лет)
(Qualification in Nursery Education);
2) учитель начальной школы (дети 6-12 лет)
(Qualification in Primary Education);
3) учитель, специализирующийся на 2-3 предметах в средней школе (дети 12-16 лет) (Qualification to teach 2 or 3 subjects in secondary education);
4) учитель технических / профессионально-технических предметов в средней школе (ученики в возрасте 12-18 лет) (Qualification to teach technical / vocational subjects in secondary education);
5) учитель средней школы (ученики в возрасте 1518 лет) (Qualification to teach in secondary education) [2, с. 45].
Подготовка учителя определенного типа квалификации осуществляется согласно определенным уровням системы образования. Список типов квалификаций учителей не содержит квалификации учителей, осуществляющих обучение и преподавание в системе специального образования. Учителя, которые намерены работать в системе специального образования (с детьми с особыми потребностями), должны иметь одну из квалификаций и пройти обязательный специальный дополнительный курс обучения в течение 2 или 3 лет на кафедре педагогики по выбору: либо в высшей профессиональной школе, или в университетском колледже [2, с. 45].
На сегодня в Бельгии функционирует три типа учебных заведений начальной подготовки учителей различных типов квалификации: в высших учебных заведениях (институтах) на факультетах педагогического образования; в высших учебных педагогических институтах социального развития (обучение длится неполный рабочий день, особенно это касается преподавателей технических дисциплин); в университете [2, с. 45].
Академическое образование - уровень бакалавра (первый цикл): квалификация учителя системы дошкольного образования, начальной и средней школы. Программа педагогической подготовки строится по параллельной модели. Квалификацию учителя технических дисциплин можно получить в Техническом институте подготовки учителей (Technical Institutes for Teacher Training).
Стоит отметить, что согласно внедрения в систему высшего образования Бельгии кредитной системы, в фламаноязычном сообществе первый цикл обучения для учителей дошкольных учебных заведений, учителей начальной и средней школы заменен курсом для получения бакалавра профессионального направления объемом 180 кредитов. Курс продленного обучения для получения уровня бакалавра (англ. - Subsequent Bachelor Course) объемом в 60 кредитов заменил одногодичный курс углубленного обучения для получения квалификации учителя (англ. - Advanced Teacher Training Course).
Университетские колледжи, которые предлагают учебные курсы для получения академических уровней бакалавра и магистра, ввели курс обучения для получения педагогической профессии по таким дисциплинам: внешнеэкономическая деятельность и предпринимательство, изобразительное искусство, музыка и драматурги. Объем учебного курса составляет 35 кредитов, после его завершения студент получает диплом учителя старшей средней школы (англ. - Upper Secondary School Teacher). Таким образом, эта квалификация позволяет учить на втором, третьем и четвертом уровнях среднего и начального профессионального образования [3, с. 75].
Институты такого типа осуществляют подготовку по программам и графикам подготовки, аналогичным профессиональной подготовке учителей средних школ. По содержанию обучения их приравнивают к кафедре педагогики в высших профессиональных школах и университетских колледжах. Условием для получения квалификации учителя дошкольного образования, начальной и младшей средней школы является наличие сертификата о получении среднего образования [2, с. 46].
В университете студенты получают педагогическую профессию и могут одновременно получить дополнительный диплом учителя средней школы, пройдя академический курс начальной педагогической подготовки (Academic Initial Teacher Training) (2 цикла). Записаться на этот курс можно и после окончания учебы в университете.
Получить профессиональное образование в Бельгии можно только в высших учебных заведениях, которые выдают диплом о законченном высшем образовании бакалавра профессионального направления - 180 + 60 кредитов (высшие профессиональные школы или университетские колледжи), что обеспечивает выпускнику свободный доступ к педагогической деятельности в соответствии с полученной квалификации; диплом бакалавра академического направления - 180 кредитов (высшие профессиональные школы или университетские колледжи и университеты), что позволяет выпускнику не только представить свою профессиональное предложение на рынке труда , но и продолжить академическое образование для углубленного теоретического изучения педагогической специальности; диплом магистра - 60120 + 60 кредитов (университеты), который открывает прямой доступ к началу индивидуальных научных исследований, а в дальнейшем - защиты диссертации и успешной научно-педагогической карьеры в университете [1].
Программа подготовки учителей состоит из двух компонентов: дисциплинарное изучение одного или нескольких общеобразовательных предметов и профессиональная подготовка [2, с. 46].
Учебная программа подготовки учителя детского сада и младших классов средней школы (на примере фламаноязычной Бельгии) предусматривает изучение: психологии, педагогики (в течение трех лет); дидактики, предметов школьной программы; психологии развития личности, возрастной психологии, информатики [2, с. 46].
Общими чертами для всех трех типов учебных заведений высшего педагогического образования является изучение таких дисциплин, как философия, логика, ораторское искусство, экономика и социальное законодательство, культурология, история педагогики, аудиовизуальные средства массовой информации.
Что касается педагогической карьеры в высшем учебном заведении, то есть возможности преподавать в высшей профессиональной школе / университетском колледже или в университете, единственным путем является получение диплома магистра по выбранной специальности (5-6 лет обучения), степени доктора наук после успешной защиты индивидуального диссертационного исследования (до 5 лет осуществления индивидуального научного поиска) и до 5-6 лет проведения исследований по теме диссертационного исследования уже после защиты диссертации [4].
В Бельгии функционируют высшие педагогические учебные заведения социального развития, которые предлагают заочное обучение и действуют как курсы непрерывного педагогического образования и курсы повышения квалификации [4].
Значительное внимание уделяется практической части учебных программ - педагогической практике в школе или колледже (необходимо получить 30 дополнительных кредитов); выделяют дополнительные часы для обучения, которое учитель совмещает с профессиональ-
ной деятельностью; министр образования фламаноязыч-ного сообщества заботится об обеспечении комфортных условий в учебных заведениях для прохождения будущими учителями практики; молодые учителя , которые начинают профессиональную деятельность, могут перенимать педагогический опыт и знания в своих старших коллег; важным для будущего учителя является тесное сотрудничество между общеобразовательными школами, кафедрами подготовки учителей высшего профессионального образования и научно-исследовательским сектором, который способствует постоянному профессиональному развитию педагога; университеты создают прочное исследовательское основание; профессиональные университетские колледжи обеспечивают педагогическую практику, а центры образования взрослых - возможности непрерывного профессионального образования для трудоустроенных выпускников [3, с. 111].
Приведем примеры дипломов с педагогических специальностей, которые предоставляются после завершения образования в университете: диплом бакалавра (Graduate in supplementary studies) после завершения первого цикла обучения; диплом учителя старшей средней школы (Qualified upper secondary teacher) после завершения второго цикла обучения; диплом доктора (после обязательной защиты диссертационного исследования); диплом преподавателя вуза (Qualified teacher in higher education); диплом углубленного курса обучения (Graduate in in-depth studies); диплом специализированного курса обучения (Graduate in specialized studies) после завершения третьего цикла обучения [5, с. 55].
Система последипломного образования Бельгии функционирует в форме практических курсов неполного рабочего дня, программа которых построена по модульному принципу, состоит из 4 модулей и завершается получением свидетельства о повышении педагогической квалификации (Certificate of Pedagogical Aptitude):
- 1 модуль (модуль А): культура речи, решение проблем, которые представляют профессиональный интерес и стоят на повестке дня (только для лиц, которые не имеют свидетельства о среднем образовании), навыки общения - минимум 120 часов, максимум 150 часов;
- 2 модуль (модуль В): педагогика, психология, общая дидактика, теория и методика преподавания предмета, практика преподавания предмета - минимум 300 часов, максимум 360 часов;
- 3 модуль (модуль С): педагогика, психология, общая дидактика, теория и методика преподавания предмета, практика преподавания предмета - минимум 180 часов, максимум 270 часов (только для лиц, имеющих диплом о высшем образовании);
- 4 модуль (модуль D): этика образования, образовательное право, организация системы образования - минимум 90 часов, максимум 120 часов [2, с. 49].
Другой формой последипломного педагогического образования является подготовка учителей в университете, что позволяет получить дополнительные дипломы (Geaggregeerde voor het secundair onderwijs - groep 2/ Agrйgй pour l’Enseignement), прослушав курс академического начальной подготовки учителей. Учебная программа содержит теоретические курсы и прохождения практики. Университетские программы различных факультетов, которые осуществляют обучение преподавателей, имеют незначительные различия. Приведем пример программы курса профессионального обучения, организованного в университете Гента: педагогическая психология, общая дидактика; образование и общество (аспекты организации, история и социологические аспекты), психология и социология молодежи, педагогические аспекты овладения профессией; семинары по интеграции теории и практики, методика обучения: теоретический компонент, методика преподавания: практическое обучение, методика преподавания: практикумы и семинары [2, с. 50].
В Конституции Нидерландов подчеркивается сво-
бодный доступ к различным формам образования на всех ее уровнях. Традиция свободного выбора школы имеет давнюю историю и является причиной того, что голландская система образования состоит сейчас из действующих параллельно государственных и частных школ. Первые остаются в компетенции государства или местных властей. Частные образовательные учреждения создаются по инициативе отдельных лиц и имеют религиозное или светское направления.
Министерство образования Нидерландов гарантирует одинаково высокие стандарты качества высшего образования в любом университете. Традиционно в Нидерландах сложилось два типа высших учебных заведений: институты (hogescholen - высшая школа) и университеты.
В Нидерландах, как и во многих других странах Европейского Союза, идут дискуссии по поводу профессии учителя. К сожалению, в последние годы ее статус значительно снизился, поэтому правительство, чтобы исправить ситуацию, определил профессиональные условия подготовки учителей. Государство планирует также внедрение подготовки учителей в средних школах, которое опиралось бы на систему модульного планирования. Это способствовало бы более широкому развитию профессии учителя [8, с. 57-61].
Уровень воспитанности учителей и дифференциация их профессиональных направлений влияют на будущую профессию так же, как и программа подготовки педагогических кадров к работе [8, с. 57-61].
В Нидерландах педагогическая подготовка учителей осуществляется в трех типах педагогических колледжей. Первый из них готовит педагогов начальных школ, где учатся дети в возрасте от 4 до 12 лет. Второй тип - учителей для общеобразовательных средних школ низшей ступени, третий - для общеобразовательных средних школ высшей ступени, а также для довузовской подготовки [9, с. 97-103].
Университетские педагогические колледжи осуществляют подготовку педагогических кадров по 4-месячной программе, предназначенной главным образом для студентов последнего года магистерских программ. Однако большинство из них проходит этот курс только для того, чтобы наверняка иметь работу, а не для того, чтобы быть, прежде всего, учителями [6, с. 343].
1 августа 1982 в голландских университетах было введено двухуровневую структуру, причем программа университетского обучения была сокращена до 4-х лет. По окончании программы студенты могут продолжить обучение на годовом курсе по специальности. Было принято решение о сохранении университетского педагогического колледжа как отдельной формы подготовки педагогических кадров, потому что учителя с академической подготовкой свой предмет знают шире, что положительно влияет на уровень преподавания. Учителя при университетах развивают исследовательскую деятельность, благодаря чему результаты их педагогической работы более плодовиты. Педагоги, которые учатся в университетах, проявляют большую склонность к новаторству, чем те, которые не имеют университетской профессиональной подготовки. Принимая во внимание вышеупомянутые аргументы, 1 августа 1987 университетские курсы для учителей переквалифицировано в летние курсы для лиц, окончивших 4-летние магистерские программы. Учась на четвертом курсе, студенты обязательно должны пройти 2-месячную программу, которая одновременно готовит к следующему летнему педагогическому курсу. Это способствует сознательному принятию решения о выборе профессии учителя, одновременно ограничивая число лиц, которые не прошли летнего педагогического курса [6, с. 303].
Увеличение времени обучения учителей положительно повлияло как на его структуру, так и на суть. Министерство образования и науки определило профессиональный устав учительских коллегий, отмечая, что 22
студенты, которые закончили коллеги, готовы к выполнению профессии педагога, могут самостоятельно работать в образовательных учреждениях. Министерство образования и науки выдвигает перед университетскими педагогическими колледжами многочисленные требования: программа университетской подготовки учителей должна предусматривать изучение учебных педагогических дисциплин; педагогические колледжи обязаны сотрудничать с колледжами высшей профессиональной (для учителей низшей степени) подготовки; университетские педагогические колледжи обязаны проводить научные исследования в области педагогики, результаты которых затем используются для формирования программ университетской и внеуниверситетской подготовки учителей; учитывая профессиональную направленность подготовки учителей, надо обратить особое внимание на обучение в средних школах и сохранить связь программы курса со специфическими потребностями различных школ; программа университетского образования учителей занимает 1700 часов, из них 850 часов длится практика в школах, набор студентов определяется потребностями рынка [7, с. 103].
Голландские программы педагогической подготовки учителей определяют профессиональный работоспособный профиль учителя: 1. Учитель с университетской подготовкой преподает конкретную научную дисциплину, а также общие педагогические науки, благодаря чему имеет возможность следить за процессом обучения и развития ученика. 2. Учитель должен эффективно обучать и помогать учащимся, имеющим проблемы с обучением или в адаптации к школьной среде. 3. Учитель должен знать образовательную проблематику, понимать взаимосвязь образования с обществом. 4. В школе учитель работает как член образовательного коллектива. 5. Учитель стремится к развитию своих способностей и учится приспосабливать новые решения в практических действиях. 6. Учитель владеет навыками самостоятельного проведения опроса [6, с. 315].
На основе разработанного профессионального профиля учителя определенные задачи, к которым педагоги должны быть готовы: преподавание в школьном классе, содействие активности учащихся и их развитию. Эти задачи требуют от учителя определенных усилий, в частности, умение проведения опросов, критического взгляда на окружающую реальность. Поэтому в середине второго семестра отводится 300 часов на проведение опросов в школах, в которых проходит практика. Целью этих мер является подготовка студента-исследователя. Главное, чтобы студенты смогли использовать исследовательские навыки, которые могут благоприятно повлиять на их работу, а также на общий уровень обучения.
Таким образом, проведенное исследование позволяет определить типы квалификаций учителей в странах БЕНИЛЮКС: учитель дошкольного образования, учитель начальной школы, учитель, специализирующийся на 2-3 предметах в средней школе, учитель технических / профессиональных предметов в средней школе, учитель средней школы. В ходе научного поиска выяснено типы учебных заведений, осуществляющих педагогическую подготовку учителей, в частности, в Бельгии
- это высшие учебные заведения (факультеты педагогического образования в институтах), высшие учебные педагогические институты социального развития, университеты; в Нидерландах - три типа педагогических колледжей, готовящих педагогов начальных школ, учителей для общеобразовательных средних школ низшей ступени, для общеобразовательных средних школ высшей ступени, а также для довузовской подготовки; в Люксембурге педагогическая подготовка осуществляется в университетах и институтах, специализирующихся в области педагогического образования. Выяснено, что последипломное педагогическое образование в Бельгии проходит в форме практических курсов неполного рабочего дня и в форме подготовки в университете. В
Люксембурге повышения квалификации является обязательным для учителей и составляет не менее 8 часов в год. Развитие педагогического образования в странах БЕНИЛЮКС представляет собой динамический процесс, который продолжается, преодолевает проблемы и постоянно совершенствуется.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пуховська Л. П. Особистісна модель підготовки викладачів на Заході I Л. П. Пуховська II Наукові праці. Педагогіка I ЧДУ імені Петра Могили - Миколаїв : НаУКМА, 2000. - Т. 7, вип. 1. - С. 20-22.
2. Soetart R. Teacher Education in Belgium: Flemish and French Communities [Електронний ресурс] I рш£ Dr. Ronald Soetart and Kathleen van Heule (Universiteit Ghent).
- TNTEE Publications Volume. - 1999. - nr. 2 (December).
- Р. 43-71. - Режим доступа : http:IItntee.umu.seIpublica-tionsIv2n2IpdfIpublication2_2.pdf. - Загл. с экрана.
3. Higher Education in the Flemish Community of Belgium, the French Community of Belgium, Luxembourg and the Netherlands. - Expertisecentrum O&O monitoring van de Vlaamse Gemeenschap - the Flemish Ministry of Education and Training. - April, 2009. - 124 p.
4. Закаулова Ю. В. Особливості підготовки педагогічних працівників у системі вищої професійної і академічної освіти Бельгії [Електронний ресурс] / Ю. В. Закаулова // SWorld, 2-12 October 2012 // http://www.sworld.com.ua/in-dex. php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/oct-2012. - Назва з екрана.
5. Report on: A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. - Ministry of Science, Technology and Innovation. Bologna working group on Qualifications Frameworks, December, 2004. - 76 p.
6. Adamczyk M. J. Edukacja w krajach rozwinrntych / Mieczysіaw Jerzy Adamczyk, Andrzej Jadyїyсski. - Oficyna Wydawnicza Fundacji Uniwersyteckiej w Stalowej Woli, 1999. - 400 s.
7. Szczurowska S. Ksztakenie ogуlne a ksztakenie za-wodowe w wybranych krajach / Stefania Szczurowska. -Warszawa, 1996. - 119 s.
8. Ciczkowski W. Koncepcja ksztakenia nauczycieli w Holandii / W. Ciczkowski // Nowa Sz^a. - 1992. - nr. 6.
- S. 57-61.
9. Kruger M. L. Ksztakenie nauczycieli: profesjona-lizacja i modularyzacja / M. L. Kruger, W. Veugelers // Kwartalnik Pedagogiczny. - 1991. - nr. 2. - S. 97-103.
TEACHER EDUCATION IN BENELUX: STRUCTURE AND CONTENT
© 2013 T.E. Krystopchuk, PhD in Pedagogical Science, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department
Rivne State University of Humanities, Rovno (Ukraine)
Annotation: The article identifies the types of teachers’ qualification in the Benelux countries, the structure of future teachers’ professional training, the models of professional training of future teachers, and the types of educational institutions of training teachers. The teachers training programs are analyzed. The paper presents a system of postgraduate teachers’ education and forms of its functioning, types of teacher professional development courses.
Keywords: system of education, types of teachers’ qualification, teacher training program, the system of postgraduate teachers’ training.
УДК 378
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ -ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЛОГИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
© 2013 Р.В. Маслюк, преподаватель кафедры спортивных дисциплин факультета физического воспитания
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции развития учебных комплексов в системе непрерывного педагогического образования; осуществлен логико-исторический анализ процесса их становления; проанализированы труды современных ученых о роли учебного комплекса «педагогический колледж - педагогический университет » в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, учебные комплексы, академия, профессиональная подготовка, учебный комплекс «педагогический колледж - педагогический университет».
Одной из ведущих тенденций развития современной образовательной парадигмы, которая осуществляется на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономических сферах жизни общества, есть повышенное внимание к проблеме непрерывного педагогического образования. Ее главный смысл заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни. Подготовка высококвалифицированного специалиста выступает одним из главных принципов педагогического образования, которая является базовой для любого специалиста, причастного к обучению, воспитанию, развитию и социализации человека. Уровень педагогического образования определяет эффективность в решении профессиональных задач воспитателя, учителя, преподавателя вуза и системы образования взрослых [1].Стратегическим заданием педагогического образования является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, решать типовые и проблемные задачи, возникающие в собственной профессиональной деятельности [2].__________________________________
Основные требования к непрерывной профессиональной подготовке специалистов в Украине конкретизированы в Национальной доктрине развития образования в Украине в XXI веке (2002), Законе Украины «Об общем среднем образовании» (1999), «О высшем образовании» (2002), Государственной программе «Учитель» (2002), Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 г. (2013), отраслевой Концепции развития непрерывного педагогического образования (2013).
Одним из путей решения проблемы постоянного профессионального совершенствования является подготовка специалистов в условиях учебного комплекса «педагогический колледж - педагогический университет», который наилучшим образом реализует задачи непрерывной подготовки специалистов в современных условиях глобализации. По мнению Л. Моторной [2], образование, полученное в учебных комплексах, в мировом образовательном пространстве в системе непрерывного профессионального образования является приоритетным и престижным.
На сегодня в Украине законодательной основой