ББК 38.96
В.Н. Корник
Профессиональная подготовка специалистов пожарной охраны в послевоенный период
V.N. Kornik
Professional Training of Firefighting Specialists during the Post-War Period
Представлен обзор этапов и анализ основных форм и методов подготовки специалистов пожарной охраны, обобщен материал по развитию пожарно-технического образования в послевоенный период. Ключевые слова образование, кадры, квалификация, учебный план, программы, дисциплины, учебная, методическая документация, качество.
Комплексная реорганизация системы подготовки пожарных специалистов в период до 1940 г. послужила стимулом дальнейшего развития и совершенствования подготовки квалифицированных специалистов — от пожарного до инженера пожарной безопасности. В годы Великой Отечественной войны изменения в территориальной организации системы подготовки специалистов, заключающиеся в передислокации учебных заведений с территории европейской части страны, внесли коррективы в послевоенную организацию подготовки кадров.
Послевоенный период развития профессиональной подготовки пожарных условно можно разделить на 3 этапа: первый — 1946 — конец 1950-х гг., второй — 1960-1991 гг. и третий — с 1992 г. по настоящее время.
Первый этап характеризовался возвращением некоторых учебных заведений в европейскую часть страны, расширением сети учебных заведений, их совершенствованием. В послевоенный период перед руководством пожарной охраны стояли сложные задачи поддержания высокого уровня пожарной безопасности восстанавливаемых и развивающихся отраслей народного хозяйства. Страна испытывала дефицит квалифицированных пожарных кадров. Для управления процессом профессиональной подготовки кадров в системе государственной противопожарной службы (далее — ГПС) при МВД было создано Управление военно-учебных заведений (далее — УВУЗ). Управление определяло регионы комплектования и количество обучаемых, разрабатывало типовые учебные планы и программы дисциплин, указания по ведению учебной и методической работы и др. В период обучения осуществлялась подготовка по следующим специальностям: пожарный, командир отделения и младший инспектор [1, с. 151].
The article presents a review on the key stages in training firefighters. Main forms and methods to train specialists were analyzed, and the data on the development of firefighters’ education in post-War period is presented. Key words: educations, staff, qualification, methodology, program, disciplines, documents, quality, training, methods.
Наряду со специалистами среднего профессионального образования стране нужны были и пожарные с высшим образованием — инженеры пожарной охраны (далее — ПО). Потребность народного хозяйства в специалистах была так велика, что руководством страны было принято решение о создании краткосрочных курсов по подготовке кадров. И в 1948 г. на базе Высших пожарно-технических курсов (Москва) были созданы два отделения — инженерное и командное [2]. Инженерное отделение осуществляло переподготовку инженеров гражданских специальностей в течение года. На командном отделении в течение двух лет повышали квалификацию практические работники ПО. Учебные планы двух отделений были составлены в соответствии с различным уровнем подготовки слушателей. Учитывая подготовку слушателей инженерного отделения, в учебный план не включали общеобразовательные дисциплины. На командном отделении, наоборот, больше времени отводилось именно таким дисциплинам.
Принятое в середине 1950-х гг. Постановление Правительства СССР «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» [3] явилось причиной дальнейших изменений в системе профессиональной подготовки пожарных. Была возобновлена подготовка специалистов высшего звена ГПС, что являлось по сути качественным изменением в содержании и организации образования пожарных.
В 1957 г. открывается факультет инженеров противопожарной техники и безопасности Высшей школы (далее — ИПТиБ ВШ) МВД, готовивший специалистов по очной и заочной формам обучения по программе высшего образования, переподготовку и повышение квалификации командного состава ПО.
история
Вследствие этого численность слушателей была увеличена до 200 чел. на очном и до 250 на заочном отделениях со сроками обучения соответственно 4 и 5 лет [1, с. 148].
В целом по стране в этот период подготовка пожарных специалистов проводилась на 14 курсах повышения квалификации командного состава, на базе ВШ МВД (подготовка инженерных кадров) и в техникумах Львова, Свердловска, Ленинграда, Харькова, Иванова. Качественные и количественные характеристики развития системы профессиональной подготовки специалистов ГПС к 1957 г. достигли довоенных [4, с. 261], что является важнейшей характерной чертой первого этапа послевоенного периода.
Восстановление сети учебных заведений и увеличение выпуска позволило повысить удельный вес кадров с высшим образованием. Однако не была решена проблема территориального распределения учебных заведений. И как следствие — проблема нехватки пожарных кадров на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Произошедшие в начале 1960-х гг. изменения в общественно-политической жизни страны, а также бурный экономический рост всех отраслей народного хозяйства оказали огромное влияние на развитие пожарного дела и положили начало второго этапа послевоенного периода подготовки специалистов пожарной охраны. Принятым в 1966 г. Правительством СССР Постановлением «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» [5] были определены мероприятия, направленные на улучшение качества подготовки специалистов, расширение научно-исследовательской работы, повышение квалификации преподавателей с учетом требований производства, науки и перспектив их развития.
Система подготовки пожарных кадров в середине 1960-х гг. представляла собой начальную подготовку вновь прибывших пожарных в частях, последующую подготовку пожарных в подразделениях и частях, обучение младшего начальствующего состава в учебных отрядах, центрах, пунктах, подготовку среднего начальствующего состава в ПТУ и начальствующего состава на факультете ИПТиБ ВШ.
Характерной чертой второго этапа послевоенного периода было совершенствование содержания и организации форм высшего образования. Подготовка инженеров противопожарной техники и безопасности проводилась на очном и заочном отделениях факультета ВШ [1, с. 162]. На факультет принимались лица начальствующего состава после окончания ПТУ и 3-х лет практической работы, что обеспечивало наиболее качественную подготовку выпускников. Слушатели получали хорошую общетеоретическую подготовку, а изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин пожарного профиля, прохождение прак-
тик на промышленных объектах, в частях и аппаратах приводило к быстрой их адаптации в служебной деятельности.
Принятое в июле 1972 г. Постановление Правительства СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» [6] способствовало повышению качества подготовки спе-циалистов-пожарных. В этих условиях главной задачей ВШ стало не только сообщение будущему специалисту определенной суммы знаний и привитие ему умений и навыков, но и развитие его творческой активности, навыков самостоятельной работы.
Руководители ВШ уделяли постоянное внимание совершенствованию учебного процесса. Так, в течение 1972-1974 гг. были разработаны новые учебные планы и программы. В учебных планах подготовки инженеров главная роль отводилась общетехническим дисциплинам, а некоторые гуманитарные дисциплины были исключены. Введены новые дисциплины, такие как противопожарная служба гражданской обороны, экспертиза пожаров, организация и ремонт пожарной техники, экономика противопожарной защиты, пожарная статистика, противопожарная автоматика.
Реорганизация ФИПТиБ в Высшую инженерную пожарно-техническую школу (далее — ВИПТШ) подняла подготовку специалистов-пожарных на еще более высокую ступень [7]. Для обеспечения подготовки инженерных кадров регионов Сибири, Дальнего Востока и части Урала в 1978 г. был открыт Иркутский, а для среднеазиатского направления — Ташкентский очно-заочные факультеты ВИПТШ МВД СССР. В целях более качественной подготовки инженерных кадров были пересмотрены и переработаны квалификационные характеристики, учебные планы и программы обучения, введены новые дисциплины, такие как психолого-педагогические основы деятельности работников ПО, организация и ведение аварийно-спасательных работ, основы информатики и вычислительной техники. Бывшие факультативные дисциплины — автомобильная подготовка, профессиональная этика и эстетическая культура сотрудника ОВД — становятся полноценными дисциплинами. Увеличен объем часов, отводимых на практику [8].
Второй этап (1960-1991 гг.) характеризуется ростом количественных и качественных показателей в системе подготовки специалистов ГПС, восстановлением средних и высших учебных заведений; организацией новых учебных заведений; международным сотрудничеством.
Проходящие в государстве с середины 1980-х гг. перемены в политической, идеологической и социально-экономической сферах привели к последующему распаду СССР и радикальным изменениям в территориальной структуре России. За ее пределами осталось около половины учебных заведений, реализую-
щих образовательные программы среднего и высшего профессионального образования.
В сложившейся обстановке образовалась проблема восполнения потерь кадрового состава системы ГПС России. Для кадрового обеспечения подразделений ПО количество специалистов необходимо было увеличить в 2-3 раза, но сделать это не представлялось возможным из-за отсутствия в стране финансовых и материальных ресурсов, падения престижа обучения в ВШ.
Проведенные в 1992 г. социологические исследования подготовки пожарных специалистов на Иркутском факультете ВШ подтвердили отрицательное отношение большинства слушателей к длительному сроку обучения. Уже к моменту поступления в ВШ слушатели имели значительный возраст. В 1991 г. 8,7% слушателей были в возрасте до 25 лет, более 78 % — до 30, около 11% — старше 35 лет. При окончании обучения у многих выпускников выслуга составляла более 10 лет. Кроме того, в самой организации подготовки кадров высшего звена ПО изначально были заложены противоречия. Малочисленность категории лиц, имеющих право на поступление в ВШ, обусловливало отсутствие конкурса при приёме, не обеспечивало качество отбора, а значит, и качество обучения. Сложившаяся на этом этапе ведомственная практика подготовки специалистов привела к падению престижа высшего образования и снижению его качества, что подтвердила практика регионов Сибири и Дальнего Востока, где потребность в специалистах составляла 70,9% [9, с. 156-158]. Все это вызывало необходимость пересмотра существующей громоздкой, длительной и дорогостоящей системы подготовки специалистов высшей квалификации ГПС.
Характерными чертами третьего этапа послевоенного периода профессиональной подготовки специалистов ГПС являются модернизация системы подготовки кадров, заключающаяся в улучшении качества учебного процесса, сближении системы профессиональной подготовки инженеров ГПС России с системой гражданского высшего профессионального образования, интенсивном развитии образовательных технологий.
ВШ в 1992 г. реализовывала программы ускоренного обучения лиц, имеющих высшее пожарно-техническое образование, по специальности «Управление в социально-экономических системах» с присвоением квалификации «Организатор управления в системе обеспечения пожарной безопасности и аварийно-спасательных работ», была открыта адъюнктура и докторантура. С 1992 г. в институтах страны началась подготовка специалистов на базе общего среднего образования с пятилетним сроком обучения. Вновь были пересмотрены учебные планы, разработаны новые учебно-методические материалы, методики и тех-
нологии обучения, совершенствовалась материально-техническая база учебного процесса. Нехватка пожарных кадров в стране вынудила с 1993 г. проводить обучение слушателей, окончивших ПТУ, по сокращенной программе в течение 3 лет [8].
Одновременно с попыткой ускорения подготовки пожарных кадров руководство ПО взяло курс на повышение образовательного статуса учебных заведений. Так, приказом МВД России № 450 от 16.08.96
[10] была провозглашена концепция создания на базе Московского института пожарной безопасности (далее — МИПБ) Академии государственной противопожарной службы (далее — АГПС), закрепленная Постановлением Правительства РФ от 01.08.1999
[11]. С момента создания АГПС Ивановское и Свердловское ПТУ были переведены в статус филиалов академии. В 2000-е гг. академия становится ведущим в стране образовательным учреждением пожарно-технического профиля, реализующим программы высшего, послевузовского и дополнительного образования. Наряду с подготовкой инженеров пожарной безопасности на базе среднего профессионального и общего среднего образования, осуществлялось обучение специалистов и руководителей высшей квалификации по специальности «Государственное и муниципальное управление». Повышение квалификации руководящего состава организовали на Высших академических курсах. Для подготовки научно-педагогических кадров и повышения квалификации преподавателей в академии создали факультет подготовки научно-педагогических кадров [12].
В соответствии с распоряжением Правительства РФ «О реорганизации Академии ГПС МЧС России» [13, с. 16] на базе Ивановского (в 2002 г.) и Екатеринбургского (в 2004 г.) филиалов академии создали Ивановский и Уральский институты ГПС МЧС России. Институты реализовывали профессиональные образовательные программы по специальности «Пожарная безопасность» по очной и заочной формам обучения среднего профессионального образования со сроками обучения 2 года 10 месяцев и 3 года 6 месяцев и высшего профессионального образования со сроком обучения 5 и 6 лет соответственно [14].
Вхождение России в рыночную экономику и расширение функций ГПС еще больше обострили проблему кадрового потенциала. Согласно данным обзора кадрового состояния на 2003 г. объемы подготовки специалистов для ГПС на протяжении последних лет отставали от потребностей в сотрудниках, имеющих среднее и высшее специальное образование, примерно на 51%. Основной проблемой в области подготовки и повышения квалификации кадров в системе ГПС продолжал оставаться их качественный состав. Замещение должностей специалистами с высшим образованием составляло до 45%, средним профессио-
история
нальным — 70 %, из них только 50% специалистов являлись пожарными техниками. Инженерные должности сотрудников ГПС были укомплектованы специалистами с высшим образованием на 42%, из них инженеры пожарной безопасности составляли 13%. Видно, что проблема удовлетворения потребности ГПС в кадрах высшей квалификации решена не была. В 2006 г. выпуск пожарных специалистов в России составлял 935 инженеров и 1662 техника. Годовая потребность пожарных специалистов с высшим и средним специальным образованием составляла не менее 6 тыс. чел. [15].
Таким образом, на протяжении всех этапов послевоенного периода подготовки процент обеспечения кадрами ГПС оставался низким.
Подготовку 99% специалистов осуществляли профессиональные подразделения и образовательные учреждения ГПС МЧС России. Систему организации обучения специалистов ПО определяла «Программа подготовки личного состава ГПС МЧС России» [16], рассчитанная на обеспечение качественной подготовки всех категорий работников ПО.
Профессиональный отбор в учебные заведения проводили органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ в соответствии с ежегодным планом набора. План приема определял МЧС России по заявкам субъектов РФ через региональные центры МЧС.
В ходе третьего этапа получение высшего профессионального образования в системе МЧС по специальности «Пожарная безопасность» обеспечивали Академия ГПС, Санкт-Петербургский университет, Ивановский и Уральский институты ГПС. Кроме того, соответствующее обучение проводили факультет пожарной безопасности Восточно-Сибирского института МВД России, Ростовский государственный технический университет, Воронежский архитектурно-строительный университет, Уральский федеральный университет и др.
Базовым стандартом являлся стандарт высшего профессионального образования (специальность 330400 — «Пожарная безопасность»), срок обучения специалистов — 5 лет [12]. Учебная практика и стажировки проводились в соответствии с Положением, рабочими программами и заданиями, разработанными образовательными учреждениями на основании Положения о производственной (профессиональной) практике студентов (курсантов) образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ. По окончанию обучения присваивалась квалификация «инженер пожарной безопасности». Последующее обучение проходило в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре ВШ по программам послевузовского образования.
В целях совершенствования качества подготовки специалистов пожарной безопасности с высшим профессиональным образованием в Академии ГПС были реализованы образовательные программы дополнительного профессионального образования, осуществлена подготовка руководителей территориальных органов ПО на высших академических курсах, а в 2000 г. был создан факультет научных и педагогических кадров [8].
Проведенный анализ процесса профессиональной подготовки инженеров пожарной безопасности в период с 1992 г. по настоящее время позволяет выделить следующие тенденции в подготовке пожарных специалистов: оптимизация территориального распределения учебных заведений; повышение статуса учебных заведений; сближение с системой высшего гражданского образования; внедрение рыночных отношений в сферу профессионального образования специалистов; появление новых специальностей и специализаций, отвечающих запросам современного рынка труда; информатизация учебного процесса, освоение новых образовательных технологий и современных интерактивных методов обучения; активное освоение зарубежного опыта.
Библиографический список
1. Абрамов В. А., Глуховенко Ю. М., Сметанин В. Ф. История пожарной охраны в 2 ч. / под ред. В. А. Абрамова. — М., 2005. — Ч. 1.
2. URL: http://ipb.mos.ru>history/hist_rasv.html.
3. Об улучшении подготовки, распределения и ис-
пользования специалистов с высшим и средним специальным образованием: Постановление Совми-
на СССР, ЦК КПРС от 30.08.1954 № 1863 [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo. levonevsky. org>baza / soviet / sssr6227.htm.
4. Голубев С. Г. Пожарное дело в СССР. — М., 1968.
5. О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране: Постановление ЦК КПРС, Совмина СССР от 03.09.1966 № 729 [Электронный ресурс]. — URL: http://economies.kiev.ua >download/Zakon uSSSR/data03.
6. О мерах по дальнейшему совершенствованию выс-
шего образования в стране : Постановление ЦК КПРС, Совета Министров СССР от 18.07.1972 № 535 [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.levonevsku.
org>baza/ saiet/SSSR4766.htm.
7. История пожарной охраны в документах и датах [Электронный ресурс]. — Ц^: http://www.negorim.ru>index06.html.
8. Академия ГПС МЧС России. История становления [Электронный ресурс]. — Ц^: http://academygps.ru/?id_refer=468.
9. Черных В. В. Исторический опыт становления и эволюции пожарного дела в Восточной Сибири в 1814— 1991 гг.: на материалах Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. — Иркутск, 2000.
10. Об объявлении решения коллегии МВД России от 23 июля 1996 № 3: Приказ МВД РФ от 16.08.1996 № 450 [Электронный ресурс]. — URL: http://school.edu. га>Законы>... [email protected]_ш_to...
11. Об Академии ГПС МВД РФ: Постановление правительства РФ от 25.08.1999 № 943 [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/АГПС МЧС России.
12. Пожарная безопасность/Академия ГПС МЧС России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fire.mchs. gov.ru/training/educauion/detail.php?ID=636.
13. Мешалкин Е. А. Подготовка специалистов в области пожарной безопасности // Пожарная безопасность: специализированный каталог. 2003.
14. История Ивановского института ГПС МЧС России [Электронный ресурс]. — Ц^: http://www.edufire37. ru/main/fristory/.
15. Материалы сбора руководящего состава образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС. — М., 2006.
16. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России [Электронный ресурс]. — ЦКГ http://www.nachkar.ru/prikaz/index5.htm.