Научная статья на тему 'От курсов пожарных техников до первого пожарно-спасательного университета России (интервью с В. . С. Артамоновым)'

От курсов пожарных техников до первого пожарно-спасательного университета России (интервью с В. . С. Артамоновым) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

76
11
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы —

За свою историю Петербург ни разу не выгорал полностью, как это случалось многократно с Москвой, Новгородом, Владимиром и многими другими русскими городами. И дело не только в том, что город изначально задумывался как каменный. С яростной силой огненной стихии всегда соперничали сила духа, бесстрашие, самоотверженность профессиональных огнебор-цев, их умение укрощать пожар. «Пожарный страж бессонный всех дел и всех творений в граде Петровом. Когда же разрушительное пламя взлетело, пожарный бросается в бой с ним, забывая об опасности и побеждая ее». Первая пожарная команда Санкт-Петербурга была сформирована еще в 1803 году. А в начале прошлого века в городе на Неве появилось учебное заведение, готовящее профессиональных пожарных, «Курсы пожарных техников». Именно на их основе в послереволюционные годы был создан Пожарно-технический институт, долгое время, пока в стране не появилось Министерство по чрезвычайным ситуациям, входивший в систему МВД. В 2006-м, в год векового юбилея, Санкт-Петербургскому институту Государственной противопожарной службы МЧС был присвоен статус университета.

Текст научной работы на тему «От курсов пожарных техников до первого пожарно-спасательного университета России (интервью с В. . С. Артамоновым)»

От Курсов пожарных техников до первого пожарно-спасательного университета России

За свою историю Петербург ни разу не выгорал полностью, как это случалось многократно с Москвой, Новгородом, Владимиром и многими другими русскими городами. И дело не только в том, что город изначально задумывался как каменный. С яростной силой огненной стихии всегда соперничали сила духа, бесстрашие, самоотверженность профессиональных огнебор-цев, их умение укрощать пожар. «Пожарный - страж бессонный всех дел и всех творений в граде Петровом. Когда же разрушительное пламя взлетело, пожарный бросается в бой с ним, забывая об опасности и побеждая ее ».

Первая пожарная команда Санкт-Петербурга была сформирована еще в 1803 году. А в начале прошлого века в городе на Неве появилось учебное заведение, готовящее профессиональных пожарных, - «Курсы пожарных техников». Именно на их основе в послереволюционные годы был создан Пожарно-технический институт, долгое время, пока в стране не появилось Министерство по чрезвычайным ситуациям, входивший в систему МВД. В 2006-м, в год векового юбилея, Санкт-Петербургскому институту Государственной противопожарной службы МЧС был присвоен статус университета.

Наш корреспондент беседует с начальником университета Владимиром Сергеевичем Артамоновым.

В.С. Артамонов - начальник университета, доктор военных наук, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, эксперт Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ по проблемам управления, информатики и вычислительной техники, член Аттестационной комиссии по вопросам присвоения ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре, генерал-майор внутренней службы.

- Владимир Сергеевич, учебному заведению, которое вы возглавляете, 18 октября 2006 г. исполняется 100 лет. Но история борьбы с огнем в Петербурге началась с момента возникновения города...

- Сначала в Петербурге тушить пожары должны были сами жители. В наиболее «пожароопасных» частях города власти запретили строить деревянные дома. Но этих мер было явно недостаточно, и в 1802 г. была создана городская пожарная команда численностью 786 человек. Они жили в казармах при пожарных частях, вели круглосуточное дежурство на вышках-каланчах, где при сильных пожарах поднимали специальные вымпелы. Позже о пожарах стали оповещать по телеграфу, а потом и по телефону.

24 июня 1803 г. император Александр I подписал именной указ, в соответствии с которым городские обыватели были освобождены от несения тяжелой и обременительной пожарной повинности. Тогда и была сформирована пожарная команда нашего города, состоящая из 11 частей: 1, 2, 3, 4-й Адмиралтейских, Московской, Каретной, Литейной, Рождественской, Васильевской, Петербургской и Выборгской.

На вооружение петербургских пожарных поступали новейшие европейские средства борьбы с огнем: раздвижные лестницы, насосы, гидропульты. Российские инженеры и сами изобретали немало новинок. В начале XX в.на пожар выезжали все еще на лошадях, хотя в распоряжении уже были первые специальные автомобили с цистернами. Все более остро вставал вопрос об учебном заведении для пожарных, и оно было создано.

18 октября 1906 г. в Санкт-Петербурге открылись Курсы пожарных техников - первое в России и одно из первых в Европе специализированное пожарно-техническое образовательное учреждение. Благодаря вековой работе этого учебного заведения пожарная охрана нашей страны получила более 25 тысяч специалистов, которых отличали и отличают не только высокие профессиональные знания, но и безусловная преданность профессии пожарного и верность присяге. Ряд выпускников учебного заведения стали руководителями пожарной охраны страны, возглавили другие учебные заведения пожарно-технического профиля. В нашем вузе подготовлено более тысячи специалистов-иностранцев.

- В этом году институт приобрел новый статус. Что этому предшествовало?

- 2002 год во многом стал для нашего вуза определяющим, а его показатели - теми

отправными точками, от которых необходимо строить стратегию дальнейшего развития университета, - и в этом мы получаем полное понимание и всестороннюю поддержку со стороны министерства. Для реализации намеченных перспектив вуз определил программы своего развития на период до 2006 г., что показало целесообразность формирования, в стратегическом плане развития вуза, ряда внутренних целевых программ, которые предварительно были согласованы с довольствующими департаментами и обеспечивались при непосредственном их участии и поддержке.

Сегодня университет является ведущим вузом МЧС России в области пожарной безопасности. Организация учебного процесса строится в соответствии с самыми современными требованиями, предъявляемыми к высшему образованию, с использованием новейших технологий, специальной техники и оборудования последнего поколения, что позволяет готовить высококвалифицированных специалистов.

В состав университета входят шесть факультетов: инженерно-технический; экономики и права; переподготовки и повышения квалификации; подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров; заочного обучения; платных образовательных услуг. В структуре учебного заведения 14 отделов, в том числе учебно-методический центр, научно-исследовательский центр, центр информационных технологий и систем, учебно-научный центр инженерно-техническихэкспертиз, центр дистанционного обучения, экспертный центр.

Кроме того, представительства университета есть в Магадане, Махачкале, Полярных Зорях, Стрежевом, Сыктывкаре, где в совокупности обучаются 800 студентов, что в 2,5 раза больше, чем год назад.

- Любое высшее учебное заведение - это прежде всего люди. Кто работает в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы?

- Нам удалось сформировать квалифицированный научно-педагогический коллектив,

Выпуск 2006 г.

обладающий достаточным потенциалом, чтобы решать современные задачи качественной подготовки выпускников и выполнять научные исследования на высоком уровне.

Сегодня на 27 кафедрах свои знания и опыт передают 18 академиков, 8 членов-корреспондентов, девять заслуженных деятелей науки РФ, 11 заслуженных работников высшей школы РФ, два заслуженных юриста РФ, заслуженный деятель науки и техники, заслуженный изобретатель РФ, два заслуженных изобретателя СССР, заслуженный деятель науки Республики Дагестан. В вузе работают 56 докторов наук, 145 кандидатов наук, 62 профессора, 91 доцент.

Все кафедры возглавляют лица с учеными степенями и званиями, среди них пять докторов наук. Базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам, имеют все преподаватели университета, у 60% из них стаж практической работы составляет более 10 лет. К ведению учебного процесса привлекаются ведущие специалисты и руководители органов управления и подразделений МЧС России, квалифицированные кадры из вузов города и научно-исследовательских университетов, что существенно влияет на качество учебного процесса.

- Какие изменения произошли в учебном процессе за последнее время?

- Обладая значительным, многоплановым потенциалом, располагая солидной учебно-лабораторной и материально-технической базой, университет сумел организовать учебный процесс по новым специальностям и направлениям, что имеет первостепенное значение в условиях повышающихся требований к качеству подготовки специалистов.

В настоящее время основной упор сделан на подготовку в рамках направления «Безопасность жизнедеятельности». Вместе с тем организовано обучение по другим специальностям, востребованным в системе МЧС России, прежде всего в области законодательного и правового регулирования деятельности МЧС, психологии риска и чрезвычайных ситуаций, бюджетного учета и аудита в организациях МЧС, пожарно-технической экспертизы и дознания.

Серьезное внимание уделяется вопросам переподготовки и повышения квалификации кадров. Имея лицензию и государственную аккредитацию, мы организовали повышение квалификации всех категорий личного состава МЧС России, в первую очередь специалистов Государственной инспекции по маломерным судам, надзорной деятельности, законодательного и правового регулирования, финансово-хозяйственной деятельности МЧС России, экспертно-криминалистических подразделений, психологии риска.

- Подготовка высококвалифицированных специалистов требует применения в образовании передовых методов. Владимир Сергеевич, расскажите о новейших технологиях, используемых в учебном процессе.

- В университете продуктивно задействованы самые современные ресурсы, включая Интернет и другие новейшие средства распространения информации и знаний, ведь открытость к запросам высокотехнологических секторов является необходимым условием конкурентоспособности выпускников.

В вузе имеется 356 компьютеров, из которых 207 используются непосредственно в

учебном процессе. Всего оборудовано девять компьютерных классов. Их базы данных содержат всю необходимую нормативно-правовую информацию: полные версии программ «Консультант-плюс», «Гарант», «Законодательство России», «Пожарная безопасность».

Информационное обеспечение образовательной деятельности поддерживает единая локальная сеть, предназначенная для организации коллективного доступа в Интернет, к сети МЧС России, корпоративной базе данных университета. Работу обеспечивает специально созданный Центр информационных технологий и систем, а также отдел связи и сетевых технологий.

На базе сети в настоящее время организована видеоконференция между рабочими станциями для оперативного решения стоящих перед университетом задач. Оборудован центр управления в кризисных ситуациях, который используется в учебном процессе для отработки вопросов по управлению подразделениями университета, задействованными на ликвидацию той или иной чрезвычайной ситуации.

После капитального ремонта третьего и четвертого лекционных залов, монтажа нового оборудования создан современный учебно-методический комплекс. Общая площадь учебно-лабораторных помещений составляет 32 тыс. кв. м.

Нами организован цифровой канал с Москвой, который используется для подключения учреждений телефонной станции университета к телефонной сети Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Прорабатывается вопрос по подсоединению вуза к видеоселектору МЧС.

Университет оснащен необходимыми транспортными средствами. Всего у нас 62 единицы техники, причем 16 машин получено за 2003-2006 гг.

- Современное учебное заведение трудно представить без библиотеки. Как организована ее работа в вашем университете?

- В работе библиотеки используется автоматизированная библиотечная система ИРБИС, которая включена в единую локальную сеть университета - АРМ «Комплектатор », «Каталогизатор», «Администратор», «Книговыдача», «Читатель».Этасистемапозволяет создавать электронные каталоги книг, картотеки статей, адаптированные к библиотечным каталогам других научных и образовательных учреждений как МЧС России, так и научно-образовательных организаций. Программное обеспечение позволяет автоматизировать доступ и поиск необходимой литературы для курсантов и профессорско-преподавательского состава; предусмотрен предварительный заказ учебно-методической литературы. Это позволяет в оперативном режиме решать вопросы качественной организации учебных занятий.

Общий фонд библиотеки составляет 323 тыс. экз., в том числе обязательной учебно-методической литературы 219 тыс. 902 экз. За прошлый год приобретено 12 тыс. 461 экз. учебной, научной и методической литературы на сумму 1 млн 287 тыс. рублей.

Кроме того, имеются видеофильмы по различным разделам гуманитарных, естественно-научных и профессиональных дисциплин.

Библиотека выписывает свыше 100 наименований журналов и 15 наименований газет, в том числе обязательные, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Университет активно сотрудничает с Всероссийским научно-исследовательским институтом пожарной обороны и Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которые ежемесячно присылают свои издания, необходимые для учебного процесса и научной деятельности университета.

- Расскажите, пожалуйста, о научной работе подробнее.

- Под руководством ведущих специалистов вуза ведутся научные исследования, имеющие широкую практическую направленность. Учеными и преподавателями университета регулярно проводятся пожарно-технические экспертизы реальных пожаров с оформлением технических заключений о причинах пожаров, разрабатываются новые огнетуша-щие составы и огнезащитные покрытия, большое внимание уделяется вопросам безопасности труда пожарных, снижению уровня травматизма, решению экологических проблем. Практическое применение получили работы ученых вуза в области радиационной безопасности и защиты окружающей среды, разработки новых каталитических нейтрализаторов, безопасных и эффективных смесевых горючих растворов для пожарной техники и т. д.

В октябре 2005 г. в Брюсселе на 54-м Всемирном салоне инноваций, исследований и новых технологий «Брюссель-Эврика-2005 » работа наших ученых, посвященная применению противопожарных экранов, получила серебряную медаль и диплом.

Университет сумел привлечь к образовательному процессу ведущих ученых Санкт-Петербурга и специалистов МЧС России, продолжил работу в соответствии с научно-техническими и инновационными программами МЧС России, расширил участие научно-педагогического состава в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах.

В университете действуют диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. На факультете подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров осуществляется подготовка адъюнктов и аспирантов по целому ряду технических, педагогических, психологических и юридических специальностей.

- Одна из актуальнейших задач в сфере образования - интеграция науки, образования и инновационной деятельности...

- Действительно, это один из решающих факторов развития экономики и общества, основанного на знаниях.

Ветераны

У нас подписан договор о творческом сотрудничестве с НПО «Специальные материалы», заключаются договора с Санкт-Петербургским филиалом Всероссийского научно-исследовательского института пожарной обороны, университетом робототехники, но главное - создается современная лабораторная база, позволяющая проводить учебный и научный процесс на высоком уровне. Интеграция с научными институтами будет способствовать не только активному участию профессорско-преподавательского состава вуза в исследовательской работе, но и позволит сформировать соответствующие профессионально-образовательные программы и получить лабораторное оборудование, отвечающее современному состоянию научных исследований МЧС России. При этом создается возможность участия в выполнении исследований по актуальным темам, превращающих получаемые знания в инструмент новых практик. Одновременно это позволяет обучающимся стать участниками процесса воспроизводства и развития научно-педагогических школ. В результате будущие специалисты уже на ранних стадиях подготовки знакомятся с различными аспектами организации научного творчества, включая междисциплинарное взаимодействие, необходимое для решения большихкомплексных задач, стоящих перед министерством.

- Поддерживаются ли связи с коллегами из других стран?

- Наше учебное заведение сотрудничает с образовательными, научно-исследовательскими учреждениями и структурными подразделениями пожарно-спасательного профиля Азербайджана, Белоруссии, Великобритании, Германии, Казахстана, Канады, Молдовы, США, Украины, Финляндии, Франции, Швеции, Эстонии. Вуз является членом международной ассоциации пожарных «Университет пожарных инженеров », объединяющей более 20 стран мира.

Члены Исполкома СТШ

При обучении широко используется передовой опыт, причем не только отечественный, но и зарубежный. Ежегодно в университете проводятся международные научно-практические конференции, семинары и круглые столы по широкому спектру теоретических и научно-прикладных проблем, в том числе по развитию системы предупреждения, ликвидации и снижения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершенствованию организации взаимодействия различных административных структур в экстремальных ситуациях и др.

Совместные научные конференции и совещания на базе университета проводили правительство Ленинградской области и Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, научно-технический совет МЧС России и ВАК Министерства образования и науки РФ, Северо-Западный региональный центр МЧС России. В октябре 2005 г. в вузе состоялось заседание Исполнительного комитета Международной ассоциации пожарных и спасательных служб (СТ№) и международная научно-практическая конференция стран - членов СТЖ

Международные контакты спасательных и противопожарных служб становятся все обширнее и глубже. Регулярные встречи спасателей и пожарных из разных стран дают возможность не только получать информацию о деятельности друг друга, но и изучать работу зарубежных коллег в реальном времени и в реальных условиях. Они являются одной из важнейших составляющих развития мирового феномена, который называется «культурой безопасности ».

Так, 7-14 ноября 2005 г. во время визита в Великобританию члены российской делегации, в состав которой вошли сотрудники и слушатели Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, смогли подробно ознакомиться с британской системой организации противопожарной службы, посетить учебные центры по подготовке пожарных и спасателей в нескольких графствах, обменяться опытом, а также увидеть повседневную работу пожарно-спасательных подразделений.

Англичане рассказали о возникшей в последнее время острой проблеме нехватки специалистов с высшим инженерным образованием. В связи с этим после внесения соответствующих изменений в законодательство на должности, требующие высокой инженерной подготовки, стали поступать дипломированные специалисты, освобождаемые от обязательного первоначального обучения в учебных центрах.

Английские специалисты со своей стороны с большим интересом ознакомились с системой подготовки кадров в профильных вузах МЧС России, внимательно выслушав доклады начальника отдела международных связей института Анны Воробей-чиковой и заместителя начальника 14-й пожарной части Санкт-Петербурга Евгения Бойцова.

- Воспитательная работа - неотъемлемая часть учебного процесса. Что вы делаете для организации досуга ваших студентов?

- Курсанты и слушатели университета имеют прекрасные возможности для повышения своего культурного уровня, развития творческих способностей. В вузе работают многочисленные кружки и секции. Налажены связи с театрами,кон-цертными залами и музеями города. Работает спортивный комплекс.

Гордостью учебного заведения являются ансамбль «Экипаж» и лауреат Всероссийского конкурса солдатской песни ансамбль «Виктория». Спортивные команды университета - постоянные участники и призеры турниров, проводи-мыхМЧС России. Выпускник

- Владимир Сергеевич, каковы ваши планы на будущее?

- Программа развития инфраструктуры на 2006-2008 гг. разработана с учетом совершенствования социально-бытовых условий обучения, проживания, бытового и медицинского обслуживания, физической подготовки и досуговых мероприятий. В 2007 г. предусмотрен ремонт учебной пожарно-спасательной части, в 2008 г. - капитальный ремонт административно-учебного корпуса и строительство бассейна.

В планах учебного заведения - развитие системы дистанционного обучения. Нарастающая сложность и комплексность современных задач заметно повышают требования к организации учебного процесса. Совместно с Северо-Западным центром МЧС России определяются и создаются базы единой образовательной информационной инфраструктуры, основанной на телекоммуникационных каналах высокой пропускной способности и образовательных ресурсах в каждом Главном управлении МЧС России субъекта РФ Северо-Запада.