Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
DOI 10.47643/1815-1329_2022_4_36 УДК 342
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE JUDICIAL SYSTEM AS A THEORETICAL BASIS AND A PRACTICAL TASK
ГОРДИЕНКО Юрий Николаевич,
доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»,
Северо-Западный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия».
193230, Россия, г. Санкт-Петербург, Искровский пр-т, 40.
E-mail: [email protected];
GORDIENKO Yuri Nikolaevich,
associate professor of the department of humanities and socio-economic disciplines
of the North-Western Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Russian State University of Justice».
40, Iskrovsky ave., St. Petersburg, 193230, Russia.
E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки специалистов судебной системы (судей и сотрудников аппарата суда) с теоретической и практической точки зрения. Проблема анализируется в контексте меняющегося социально-экономического уклада и непрерывности профессионального образования. Затрагивается аспект обеспечения национальной безопасности во взаимосвязи с качеством отправления правосудия. На основе исследованных теоретико-методологические подходов и мнения учёных формулируются проблемные позиции, которые нуждаются в научной проработке. Проведённое исследование позволило сделать вывод о путях развития профессиональной подготовки и перспективах непрерывного образования лиц, участвующих в отправлении правосудия.
Abstract: The article discusses the features of professional training of judicial system specialists (judges and court staff) from a theoretical and practical point of view. The problem is analyzed in the context of the changing socioeconomic structure and continuity of vocational education. The aspect of ensuring national security in relation to the quality of the administration of justice is touched upon. On the basis of the studied theoretical and methodological approaches and the opinions of scientists, problematic positions that need scientific study are formulated. The conducted research made it possible to draw a conclusion about the ways of professional training development and prospects for continuing education of persons involved in the administration of justice.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, судебная система, компетенции, правосудие, национальная безопасность, непрерывное образование.
Keywords: professional training, judicial system, competencies, justice, national security, continuing education.
Для цитирования: Гордиенко Ю.Н. Профессиональная подготовка специалистов для судебной системы как теоретическое основание и практическая задача // Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 36-39. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_36.
For citation: Gordienko Yu.N. Professional training of specialists for the judicial system as a theoretical basis and practical task//Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 36-39. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_36.
Статья поступила в редакцию: 17.01.2022
Трансформация общественных отношений, а вслед за ними и законодательства повлекла за собой необходимость качественного пересмотра подходов к профессиональной подготовке специалистов для судебной системы. При этом важно отметить, что уровень подготовки такого специалиста связано с двумя компонентами: овладением твёрдой теоретической базой и востребованными практическими компетенциями и определяется уровнем профессионального юридического образования в стране. В связи с этим выделяется объект исследова-
ния - процесс профессиональной подготовки специалиста судебной системы.
На сегодняшний день обществу требуются те специалисты, которые обладают навыками, связанными с информационно-сетевым обеспечением, ведь это становится важным рычагом экономического роста в инновационной среде. Данный аспект обусловлен, прежде всего, переходом к новому укладу жизни человечества, связанного с развитием технологий. Именно поэтому все более остро встает вопрос профессиональной кадровой подготовки и переквалификации кадров для получения востребованных компетенций. Данное положение относится как к специалистам в целом, юридическим кадрам, так и в частности к специалистам судебной ветви власти. Говоря о квалификации специалистов, стоит упомянуть о важности их профессионального образования. Оно выступает непрерывным процессом, в результате которого человек повышает свою компетенцию по целому ряду направлений, что также позволяет повысить эффективность работы всей судебной системы. Для переосмысления качества обучения, подготовки и переквалификации юридических кадров, которые складывались на протяжении многих лет, необходимо выдвинуть новые требования, которые соответствуют новому информационному и технологическому укладу, а также преобразованиям общества в социально-экономической сфере, ведь именно от них зависит результативность реформирования судебной системы в РФ согласно проводимой политике.
Проблема анализа профессиональной подготовки специалистов судебной системы посвящены работы Н.И. Башмакова, В.Г. Бондарева [1, С.38]. А.А. Фомин раскрывает тему с позиции обеспечения национальной безопасности. К.Н. Сергунин затрагивает аспект кадрового потенциала современного судейского корпуса. Данной проблематике посвящены работы и других авторов.
Тем не менее, по справедливой оценке Е.А. Балыковой, на сегодняшний день в опубликованных научных трудах почти не уделяют внимание функции суда по обеспечению национальной безопасности [7, С.138]. Наше исследование призвано частично восполнить этот пробел.
В связи с новизной данной темы, в науке имеется недостаточное количество различных исследований в изучении ее генезиса. Но на основе анализа уже имеющихся работ мы можем говорить о том, что возникновение, развитие и решение данной проблемы вызывает интерес ее рассмотрения.
В статье рассматривается понятие профессиональной подготовки вообще и профессиональной подготовки специалиста судебной системы. Для этого данные понятия актуализируются в контексте современных социально-экономических условий и требований к обеспечению национальной безопасности.
При проведении исследования использовались научные статьи, опубликованные в периодических журналах, материалы СМИ, а также собственного опыта.
В условиях технологического, социально-экономического развития, который диктует совершенно новые специальности и ниши, возрастают требования к профессиональному обучению, соответственно, к профессиональной подготовке кадров. Так, компонентом практической профессиональной подготовки и одной из специфик судебной деятельности является медиация как коммуникативная практика разрешения споров и конфликтов. Интересом для изучения медиационно-коммуникативной деятельности выступает то, что отличием судебной системы от другой профессиональной деятельности является умение специалистов принимать самостоятельные решения (процессуальная самостоятельность), правовое закрепление их решений, а также перечень особых требований, присущих только для работников судов [3, С. 226]. Одним из условий, влияющих на эффективность работы специалиста в судебной сфере является его способность к самореализации, готовность брать ответственность и умение качественно внедрять личную компетенцию для решения поставленных задач в определенных условия, то есть их профессиональная готовность.
Следует упомянуть еще и такое понятие как «профессиональная пригодность», которое говорит об уме-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 4(208)
нии правильно использовать свои знания и навыки в диктуемых условиях для решения задач и достижения результативности труда. Несмотря на это, проблема профессиональной готовности кадров в совокупности с ее спецификой является актуальной и требует большего изучения. Это вызвано радом противоречий, к которым относятся:
- чаще опыт специалиста в юридической сфере не соотносится с медиационно-коммуникативной деятельностью судебной системы;
- исследование упомянутой специфики деятельности не входит в систему изучения программы подготовки студентов вузов в связи с отсутствием сопоставления возможностей учебных заведений с требованиями к профессиональной готовности и профессиональной пригодности кадров;
- имеются проблемы с внедрением новых технологий, получением новых навыков, в переподготовке специалистов судебной системы в новых условиях, диктуемых обществом [5, С.230].
Очевидно, что судья обязан обладать очень качественными, отвечающими требованиям времени юридическими знаниями. Руководство Верховного суда постоянно обращает внимание на качество подготовки судей и сотрудников аппарата суда. Требования возрастают ещё и потому, что в 1999 г. наша страна присоединилась к Болонской конвенции, вследствии чего начался переход к двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат — магистратура) и вследствие этого на должность судьи теперь могут претендовать только лица, имеющие диплом «специалиста» или «магистра».
Потребность в квалифицированных судьях и сотрудниках аппарата суда возникла вследствие специфики судебной деятельности, которая является очень сложной, требующей высокого уровня подготовки [2, С.56]. Также это обусловлено особенностями самой системы судебной власти, которая состоит из судов различных уровней и инстанций. Не исключены различные структурные изменения и преобразования судебной системы, также приводящие к сокращению численности специалистов [8, С.37]. Тем не менее, на практике судьи, только вступившие в должность, очень часто сталкиваются с несоответствием полученной теоретической подготовкой и текущей практической деятельности по отправлению правосудия. Задача должной квалификационной подготовки в данном случае решается самим аппаратом суда, более опытными судьями, а также на курсах повышения квалификации, который судья обязан проходить не реже одного раза в три года [6, С.51].
Стоит отметить, что судейское сообщество принимает все меры, чтобы его члены проходили профессиональную подготовку и обучение непрерывно. Отметим, что это особенно важно в условия постоянно меняющегося мира, а, следовательно, и законодательства [4, С.85].
Не менее важным является вопрос о связи национальной безопасности и качеством осуществления правосудия. Угрозами национальной безопасности страны на сегодня выступают такие явления как терроризм и экстремизм, коррупция, организованная преступность. Правосудие служит целью разрешить различные конфликты, возникающие в обществе и привлечь лица, совершающие различные правонарушения к юридической ответственности. В этом контексте усматривается важная функция судебной власти, которая, однако, пока, недостаточно исследована - в определённом смысле можно говорить об обеспечении органами судебной власти интересов национальной безопасности государства.
В связи с изложенными и в контексте рассматриваемой темы напрашивается вопрос о профессиональной подготовке будущих сотрудников судебной системы [9, С.67]. В научной среде существует дискуссия относительно того, стоит ли отдавать абитуриентам, желающим связать свою карьеру с судебной системой, предпочтение учебным программам, на которых осуществляется подготовка специалистов для судебной системы. Не все высшие учебные заведения имеют возможность получить аккредитацию на такую программу. На наш взгляд, в рамках подготовки бакалавра достаточно получить общие знания по юриспруденции, а вот при поступлении в маги-
стратуру разумно выбрать направление, связанное с судебной властью. При этом в современные учебные программы включены дисциплины, связанные с изучением национальной безопасности. Однако, стоит сказать о часто некой формализованности подобных дисциплин, упоре на теоретическую составляющую при одновременном игнорировании практических кейсов. Представляется актуальным привлекать к преподаванию бывших сотрудников спецслужб и строить учебный процесс, основываясь на синтезе академизма и практической направленности.
Профессиональная подготовка специалистов судебной системы выступает важнейшим показателем высшего юридического образования. В то же время выделяют её особую актуальность в связи постоянным изменением социально-экономических отношений и, следовательно, усложнением законодательства. Формирование профессиональной готовности будущего специалиста для судебной системы связано как с освоением теоретической базы, так и с овладением востребованными компетенциями, в частности медиационно-коммуникативной, требующей дальнейшего изучения в контексте компетентностного подхода. При этом отмечая проблему излишней теоретизированности учебного процесса, предлагаются следующие пути решения:
- увеличение учебного времени на стажировку и практику с последующем составлением и анализом юридических документов (приговоров, определений, постановлений, протоколов судебного заседания).
-решение практических кейсов, в т.ч., связанных функцией суда по с обеспечению национальной безопасности. Данные кейсы должны быть направлены на формирование глобального юридического мышления.
Библиография:
1. Башмакова Н. И. Профессиональная готовность специалистов для судебной системы: генезис и развитие содержания понятия / Н. И. Башмакова, В. Г. Бондарев // Образовательный вестник «Сознание». - 2021. - № 5. - С. 34-41.
2. Башмакова Н. И. Профессиональная подготовка специалистов для судебной системы: опыт применения технологии планомерно-поэтапного формирования умственных действий при обучении иноязычной речи / Н. И. Башмакова // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 2. - С. 24-27.
3. Бударина А. О. Готовность к медиации как компетенция бакалавров гуманитарных направлений / А. О. Бударина, И. Н. Си-маева, А. С. Чуприс, Е. В. Шахторина // Самарский научный вестник. - 2018. - № 2 (23). - С. 224-229.
4. Корнакова С. В. Проблемы правового регулирования порядка формирования судейского корпуса / С. В. Корнакова, И. А. Щербакова // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 84-88.
5. Моисеенко А. А. О сущности и содержании феномена «профессиональная готовность» / А. А. Моисеенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 1. - С. 229-231.
6. Сергунин К. Н. Кадровый потенциал судебной системы России: современное состояние и контуры дальнейшего развития / К. Н. Сергунин // Молодой ученый. - 2018. - № 28 (214). - С. 50-52.
7. Фомин А. А. Судебная власть в механизме национальной безопасности Российской Федерации / А. А. Фомин // Правовое государство: теория и практика. - 2019. - № 1 (55). - С. 157-164.
8. Чакар Д. С. Профессиональная подготовка судейских кадров / Д. С. Чакар // Вестник магистратуры. - 2020. - № 2-5 (101). -
С. 36-38.
9. Черемисина Т. В. Проблемы личностного отбора при проведении конкурса на должность судьи / Т. В. Черемисина // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2020. - № 3. - С. 65-69.
References:
1. Bashmakova N. I. Professional readiness of specialists for the judicial system: genesis and development of the concept content / N. I. Bashmakova, V. G. Bondarev // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - No. 5. - pp. 34-41.
2. Bashmakova N. I. Professional training of specialists for the judicial system: the experience of using the technology of planned and phased formation of mental actions in teaching foreign language speech / N. I. Bashmakova // Higher education today. - 2018. - No. 2. - pp. 2427.
3. Budarina A. O. Readiness for mediation as a competence of bachelors of humanities / A. O. Budarina, I. N. Simaeva, A. S. Chupris, E. V. Shakhtorina // Samara Scientific Bulletin. - 2018. - № 2 (23). - Pp. 224-229.
4. Kornakova S. V. Problems of legal regulation of the order of formation the judicial corps / S. V. Kornakova, I. A. Shcherbakova // Bulletin of Tomsk State University. - 2019. - No. 4. - pp. 84-88.
5. Moiseenko A. A. On the essence and content of the phenomenon of "professional readiness" / A. A. Moiseenko // Problems of modern pedagogical education. - 2018. - No. 1. - pp. 229-231.
6. Sergunin K. N. Personnel potential of the judicial system of Russia: the current state and contours of further development / K. N. Ser-gunin // Young scientist. - 2018. - № 28 (214). - Pp. 50-52.
7. Fomin A. A. Judicial power in the mechanism of national security of the Russian Federation / A. A. Fomin // Legal state: theory and practice. - 2019. - № 1 (55). - Pp. 157-164.
8. Chakar D.S. Professional training of judicial personnel / D.S. Chakar // Bulletin of magistracy. - 2020. - №2-5(101). - P. 36-38.
9. Cheremisina T. V. Problems of personal selection during the competition for the position of judge / T. V. Cheremisina // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. - 2020. - No. 3. - pp. 65-69.