ф к- BY This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Bashmakova N.I., Bondarev V.G., 2021
ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-34-41
ч Принята 15.05.2021 | Accepted 15.05.2021
УДК ч 378.02:37.016
PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF SPECIALISTS FOR THE JUDICIARY: GENESIS AND DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF THE CONCEPT
Bashmakova N.I., Bondarev V.G.
The North Western branch of the Federal State Budget Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice», St. Petersburg, Russian Federation
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ
Башмакова Н.И., Бондарев В.Г.
ФГБОУ ВО СЗФ «Российский государственный университет правосудия» (Северо-Западный филиал), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Abstract. The article is devoted to the problem of professional preparedness of the specialists for judicial system in the professional mediation and communication activities in the context of the transition to the sixth information-network technological paradigm. It traces the genesis of the concept of professional preparedness from the standpoint of psychological and pedagogical approaches. The authors consider the development of the concept's content in a historical retrospective.
The interrelation between the concepts of professional preparedness, competence and competency is shown. Emphasis is placed on the fact that the theoretical and methodological analysis contributes to the comprehension of existing and developing of new models of training of specialists for the judicial system in the professional mediation and communication activities, searching for the innovative pedagogical technologies and teaching
Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной готовности специалистов для судебной системы к профессиональной медиационно-коммуникативной деятельности в контексте перехода к шестому информационно-сетевому
технологическому укладу. Прослеживается генезис развития понятия профессиональной готовности с позиций психологического и педагогического подходов. Рассматривается развитие содержания понятия в исторической ретроспективе. Показывается взаимосвязь между понятиями
профессиональной готовности, компетенции и компетентности. Акцентируется внимание на том, что теоретико-методологический анализ способствует осмыслению имеющихся и построению новых моделей формирования готовности специалистов для судебной
methodological systems in the professional training of the future specialists in mediation and communication activities.
The problem of the genesis of the concept "professional preparedness" remains in the field of research, supplementing the latter with the necessary component for specific research, obtaining previously unknown transformations of already existing interpretations, and proposing new models for the development of future professionals' professional activity.
The study of the genesis of the concept allowed the authors to come to an understanding of professional preparedness as a complex integrative formation, acting as a link between professional competence and professional competency.
The analysis of psychological and pedagogical sources on the problem under study has shown that the actualization of the problem of professional preparedness of a specialist for judicial system to professional activity in general and its genesis, in particular, is of great importance for pedagogy of higher school. The theoretical significance of this study is determined by the fact that the received in the course of the study data not only contribute to clarifying the scientific interpretation of the concept "professional preparedness", but also promote the development of higher school pedagogy theory in the context of formation of professional preparedness of specialists for the judicial system.
Keywords: genesis, professional preparedness, competence, competency, mediation and communication activity, professionals for the judiciary.
REFERENCES
[1] Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Y. Explanatory Dictionary of the Russian language / S.I. Ozhegov,
системы к профессиональной медиационно-коммуникативной деятельности, поиску инновационных педагогических технологий и методических систем обучения в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов к медиационно-
коммуникативной деятельности.
Проблема генезиса понятия
«профессиональная готовность» остается в поле зрения исследователей, дополняющих последнее необходимой для конкретных исследований составляющей, получающих ранее неизвестные трансформации уже существующих толкований, предлагающих новые модели для развития профессиональной деятельности будущих специалистов. Исследование генезиса понятия позволило авторам прийти к пониманию профессиональной готовности как сложного интегративного образования, выступающего связующим звеном между профессиональной компетентностью и профессиональной компетенцией.
Проведенный анализ психолого-
педагогических источников по исследуемой проблеме показал, что актуализация проблемы профессиональной готовности специалиста для судебной системы к профессиональной деятельности в целом и его генезиса, в частности представляет важность для педагогики высшей школы. Теоретическая значимость данного исследования детерминируется тем, что полученные в ходе исследования данные не только способствуют уточнению научного толкования понятия «профессиональная готовность», но и вносят вклад в развитие теории педагогики высшей школы в контексте формирования профессиональной готовности специалистов для судебной системы.
Ключевые слова: генезис, профессиональная готовность, компетенция, компетентность, медиационно-коммуникативная деятельность, специалисты для судебной системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
N.Y. Shvedova. M.: Russian Academy of Sciences Institute of Russian Language named after Vinogradov, 1997. 943 p.
Dyachenko, M.I., Kandybovich, L.A. Psychology of higher school / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich. Minsk: Publishing house of the Belarusian State University, 1981. 383 p.
Pedagogical dictionary for higher and secondary pedagogical educational institutions / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kojaspirov. M.: Academy, 2000. 175 p.
Botyakova L.V. A short dictionary of concepts and terms for vocational guidance / L.V. Botyakova S.N. Chistyakov. M.: Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, 1991. 79 p.
Talanchuk N.M. Architectonics of the educational process: modern concept and theory of education / N.M. Talanchuk. Kazan: Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, 1990. 111p. Zernova G. P. Professional readiness of a teacher for experimental activity: author ... dis. can. ped. Sciences / G.P. Zernov. M., 1999. 144 p. Mikhailov O.V. Readiness for activity as an acmeological phenomenon: content and ways of development: abstract of ... dis. can. psychol. sciences / O.V. Mikhailov. M., 2007. 166 p. Amelchenko T.V. Professional competence of a future specialist: theoretical foundations: monograph / T.V. Amelchenko. Chita: Chita State University, 2005. 286 p.
Bashmakova N.I. Monitoring of the formation of the components of the media and communication activities of a modern specialist in the humanities in the context of the requirements of the labor market. / / The world of science, culture, education. 2015. No. 2 (51). p. 22-24.
В.В.
М.: РАН Институт русского языка им. Виноградова, 1997. 943 с.
[2] Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Издательство БГУ, 1981. 383 с.
[3] Педагогический словарь для высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. 175 с.
[4] Ботякова Л.В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации / Л.В. Ботякова С.Н. Чистякова. М.: АПН СССР, 1991. 79 с.
[5] Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания / Н.М. Таланчук. Казань: АПН СССР, 1990. 111с.
[6] Зернова Г.П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: автореф... дис. кан. пед. наук / Г.П. Зернова. М., 1999. 144 с.
[7] Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: автореф. дис. кан. психол. наук / О.В. Михайлов. М., 2007. 166 с.
[8] Амельченко Т.В. Профессиональная компетентность будущего специалиста: теоретические основы: монография / Т.В. Амельченко, Чита: ЧитГУ, 2005. 286 с.
[9] Башмакова Н.И. Мониторинг сформированности составляющих медиационно-коммуникативной деятельности современного специалиста гуманитарного профиля в контексте требований рынка труда. //Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 2224.
Author Contributions. Bashmakova N.I. - literature review, writing a text; Bondarev V.G. -collection and processing of materials.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Bashmakova N.I. - SPIN3941-6532; ORCID ID: 0000-0002-4322-4587
Research interests, number of main publications: Study of theoretical and pedagogical foundations of professional training for the judiciary, more than 20 publications were published, 1 of them in WoS, 15 in the Higher Attestation Commission and 4 in conference proceedings.
Bondarev V.G. - SPIN-Kog: 4714-8185; ORCID ID: 0000-0002-0976-2672
Research interests, number of main publications: Study of theoretical and pedagogical foundations of professional training for the judiciary, more than 10 publications were published, 1 of them in WoS, 5 in the Higher Attestation Commission and 4 in conference proceedings.
Вклад авторов: Башмакова Н.И. - обзор литературы, написание текста; Бондарев В.Г. - сбор и обработка материалов.
Башмакова Н.И. - БРШ-код: 3941-6532; ОЯСЮ10: 0000-0002-4322-4587
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: теоретико-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов для судебной системы, опубликованы более 20 публикаций из них 1 в WoS, 15 в ВАК и 4 в материалах конференций.
Бондарев В.Г. - БРШ-код: 4714-8185; ОЯСЮ10: 0000-0002-0976-2672
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: теоретико-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов для судебной системы, опубликованы более 10 публикаций из них 1 в WoS, 5 в ВАК и 4 в материалах конференций.
For citation: Bashmakova N.I., Bondarev V.G. PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF SPECIALISTS FOR THE JUDICIARY: GENESIS AND DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF THE CONCEPT // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol. 23. - №5 - C. 34-41. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-34-41
Для цитирования: Башмакова Н.И., Бондарев В.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т. 23. - №5. - С. 34-41. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-34-41
Введение. В условиях перехода к новому технологическому укладу, когда человеческий капитал становится главным рычагом инновационного экономического роста, особая роль отводится профессиональной подготовке кадров, обладающих информационно-сетевыми навыками и востребованными обществом компетенциями.
Профессиональное образование специалистов в целом и специалистов для судебной системы в частности, является непрерывным процессом, базисом которого выступают требования, диктуемые социально-экономическими преобразованиями, происходящими в ходе реформирования судебной системы РФ. Такие преобразования обуславливают необходимость переосмысления качества сложившейся профессиональной
подготовки юридических кадров. Современная практика профессиональной деятельности специалистов для судебной системы характеризуется расширением специализаций и квалификационных характеристик. Учитывая то, что профессиональная деятельность
специалистов для судебной системы отличается правовой регламентацией, процессуальной самостоятельностью, обязательным набором
профессиональных характеристик, данная профессиональная группа представляет
интерес для изучения специфики их деятельности, в частности медиационно-коммуникативной. Одним из условий эффективности медиационно-
коммуникативной деятельности
специалистов для судебной системы является их профессиональная готовность. Рост требований к профессиональной подготовке
специалиста для судебной системы в контексте перехода к шестому информационно-сетевому технологическому укладу, формирующему принципиально новые инновационно-технологические ниши и кластеры, актуализирует проблему исследования профессиональной готовности
специалистов с позиций ее генезиса. Обозначенная проблема отличается новизной ввиду недостаточного количества теоретических и прикладных исследований в данном направлении. Вместе с тем, проведенный анализ имеющихся публикаций, позволяет констатировать, что имеются
предпосылки для ее изучения.
Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки специалистов в высшей школе раскрываются в трудах И.А. Зимней, А.К. Марковой и др. Профессиографическое исследование личности рассматривается в работах И.А. Базанова, А.П. Коренева и др.
Теоретико-методические подходы к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов юридического профиля изучаются в исследованиях Ю.А. Макарова, Т.Ф. Фомина и др. Вместе с тем, следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют исследования, определяющие специфику
профессиональной готовности
специалистов для судебной системы к медиационно-коммуникативной деятельности. Между тем, следует отметить, что проблема формирования профессиональной готовности
специалиста для судебной системы к медиационно-коммуникативной деятельности является актуальной. Во многом это обусловлено рядом противоречий:
• между наличием определенного опыта юридической деятельности и отсутствием его научного осмысления применительно к медиационно-коммуникативной деятельности;
• между социальным заказом на подготовку специалистов для судебной системы, способных эффективно осуществлять свою профессиональную медиационно-коммуникативную деятельность в новых социально-экономических условиях и имеющимися возможностями вуза в сфере подготовки юридических кадров;
• между требованиями к профессиональной готовности специалистов для судебной системы и содержательно-технологическим аспектом его профессиональной подготовки в вузе.
Цель настоящего исследования -
теоретическое обоснование особенностей развития данного понятия,
необходимость поиска возможных направлений развития профессиональной готовности специалистов для судебной
системы к медиационно-
коммуникативной деятельности.
Материалы и методы исследования. Для
достижения поставленной цели в статье рассмотрен генезис понятия
«профессиональная готовность»,
выделены и охарактеризованы основные подходы к содержанию понятия, которые использовались исследователями при его толковании.
Логика рассмотрения генезиса исследуемого понятия обуславливает необходимость рассмотрения в определенной последовательности
взаимосвязанных понятий «готовность» -«профессиональная готовность» -«профессиональная готовность
специалиста для судебной системы».
Интерпретация проблемы
готовности к профессиональной деятельности представляет большую важность для педагогики высшей школы. Анализ источников по данной проблеме позволяет констатировать, что на сегодняшний день накоплен обширный массив исследований о готовности человека к видам деятельности, дана трактовка понятия «готовность к труду», раскрыто его содержание и структура.
В настоящее время существует ряд определений понятия «готовность», в основе которых лежат разные подходы к ее определению и трактовке. Остановимся на некоторых из них более подробно.
В справочной литературе термин «готовность» трактуется как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-то» [1, 138].
Психологическая трактовка
исследуемого понятия позволяет исследователям (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) рассматривать готовность как особое психическое состояние, установку личности на совершение определенной деятельности. При этом указанные исследователи делают акцент на готовности как на «многоуровневом
образовании, включающем в себя познавательные, волевые,
мотивационные, нравственные
характеристики» [2, 124], другие исследователи (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) - на готовности к действию, понимая под последней «сложную, динамическую систему,
подразумевающею интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики» [3, 55]. В обозначенных психологических
трактовках делается акцент на готовности как на интегративном качестве, включающем совокупность
взаимосвязанных компонентов и специальную подготовку и активно-действенное состояние личности.
Педагогическая трактовка
готовности дает возможность исследователям интерпретировать
готовность как: 1) свойство человека, 2) состояние человека, 3) потребность, 4) систему общественных знаний и умений, как оконченный результат
целенаправленной деятельности
личности [4, 9]. Кроме того, в рамках данной трактовки готовность
рассматривается некоторыми
исследователями применительно к восприятию воспитательных воздействий как «целостное состояние, которое выражает предрасположенность,
мобилизованность на определенное поведение» [5, 85]; как устойчивую характеристику личности [6, 23], которая может служить существенной
предпосылкой успешной деятельности и представляет собой длительную или устойчивую готовность, структура которой включает позитивное отношение к виду деятельности, в том числе, профессиональной; как перечень требований к профессиональной деятельности, включающий черты характера, способности, темперамент,
мотивацию, а также необходимые компетенции.
На основании изложенного, усматривается, что исследуемое понятие определяется факторами,
отображающими его различные стороны и уровни (физическая подготовленность, нейродинамическая обеспеченность
действия, психологические условия готовности и т.п.), что позволяет говорить о его многоплановости.
Изучение вопроса готовности специалиста к деятельности в исторической ретроспективе, позволяет заключить, что данный вопрос стал привлекать психологов с 60-е годы ХХ века применительно к взаимодействию человека и сложных технических систем (в сфере спорта, военного дела) [7, 20]. При этом представление о готовности трактовалось преимущественно как кратковременное, преходящее состояние, актуальное, в частности, для экстремальных ситуаций, с которыми сталкивался специалист и
ассоциировалось с такими состояниями как «бдительность», «боеготовность».
Начиная с конца XX века исследователи стали соотносить готовность с такими характеристиками индивида, как направленность, способности, компетентность,
профессионализм [7].
Процесс профессиональной
подготовки специалистов для судебной системы в юридическом вузе опирается на нормативно-правовые документы,
ключевым из которых служит Федеральный государственный
образовательный стандарт,
определяющий содержание, цели и ключевые квалификационные
характеристики, необходимые для осуществления данной профессиональной деятельности.
Исходным основанием для определения смысла понятия
«профессиональная готовность» в рамках нашего исследования служит
представление о том, что проблему готовности будущего специалиста для судебной системы следует рассматривать в контексте его компетентности и профессионализма. В соответствии с поставленной целью необходимо уточнить понятие «профессиональная готовность» применительно к
гуманитарному вузу в целом и юридическому вузу в частности.
Являясь многоплановым,
интегративным понятием,
профессиональная готовность не может быть определена однозначно.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что исследователи до сих пор не смогли прийти к единому мнению относительно содержания понятия «готовность к профессиональной деятельности».
Являясь сложным, многоуровневым понятием, последнее изучается на следующих ключевых уровнях: 1) личностном, на котором готовность выступает как проявление
индивидуально-личностных качеств, определяемое характером предстоящей деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, Е.В. Шорохова и др.); 2) функциональном, на котором готовность интерпретируется как временная готовность и трудолюбие, предстоящая активизация психических функций, умение инициировать необходимый физический и психический потенциал для реализации деятельности (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин и др.); 3) личностно-деятельностном, на котором готовность рассматривается как целостное проявление всех составляющих личности, допускающее возможность эффективно выполнять свои обязанности (А.А. Деркач, Л.А. Кандыбович).
В рамках данного исследования уместной представляется позиция Т.А. Амельченко, согласно которой, профессиональная готовность
ассоциируется с переходным этапом от осознания профессиональной среды к ее преобразованию на основе рефлексии, и включает такие составляющие как определение профессиональных задач и профессионального поведения в конкретных ситуациях, оценку и анализ возможностей в соответствии с уровнем сложности поставленной задачи [8]. Продолжая изучение поставленной проблемы в русле исследований Т.А. Амельченко, Ю.Г. Татура и В.А. Сластенина, считаем целесообразным трактовать профессиональную готовность как связующий элемент между
профессиональной компетенцией и профессиональной компетентностью. Конкретизируя обозначенные понятия в рамках данной статьи, будем опираться на исследования обозначенные выше, что позволит нам рассматривать
профессиональную компетенцию как сочетание трех составляющих, подразумевающих наличие ключевых компетенций, технологических
компетенций, профессионально важных личностных черт, способствующих осуществлению на практике
профессиональной компетентности -совокупности общих знаний, умений и обобщенных способов выполнения действий, которые могут быть реализованы в ходе выполнения профессиональной деятельности человека (например, медиационно-
коммуникативной). Являясь целью и результатом воздействия системы образования на личность специалиста для судебной системы, профессиональная медиационно-коммуникативная компетентность служит сочетанием личностно-профессионального опыта, основывающегося на профессиональных
знаниях, умениях и навыках и личностных качеств специалиста, обеспечивающих продуктивное выполнение
профессиональной медиационно-
коммуникативной деятельности [9].
Ввиду того обстоятельства, что плодотворность профессиональной
деятельности специалиста для судебной системы во многом обусловлена способностью и психологической готовностью к поиску и решению новых, выдвинутых реалиями сегодняшнего дня, практикой задач, под профессиональной медиационно-
коммуникативной готовностью специалиста для судебной системы будем понимать умение решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи на базе знаний, необходимых для решения этих задач и достижения определенных целей
медиационно-коммуникативной деятельности [9], а также умение воспринимать, перерабатывать и применять на практике информацию, необходимую для управления ситуациями при принятии решений медиационно-коммуникативной направленности в профессиональной судебной сфере, опираясь на личностно-мотивационные качества и учитывая ценностные ориентиры. В современных условиях реформирования судебной системы научное толкование и развитие данного понятия приобретает особую значимость.
Результаты и обсуждение. Проведенное исследование позволяет говорить об общей проработанности направления исследования, что не только делает данное исследование значимым в контексте частного научного подхода, но и придает ему теоретическую
значимость. Теоретическая значимость данного исследования детерминируется тем, что полученные в ходе исследования данные способствуют дальнейшему развитию содержания понятия «профессиональная готовность» применительно к направлению профессиональной готовности специалиста для судебной системы. Генезис понятия позволил авторам не только предоставить теоретическое обоснование особенностей развития данного понятия, прийти к пониманию профессиональной готовности как сложного целостного образования, выступающего связующим элементом между профессиональной компетенцией и профессиональной компетентностью, но и обозначить перспективное направление развития в рамках профессиональной готовности специалистов для судебной системы к медиационно-коммуникативной деятельности.
Являясь ключевым критерием оценки качества высшего профессионального образования, профессиональная готовность будущего специалиста для судебной системы приобретает особую значимость в связи с социально нормативным уровнем
преобразования общественных отношений в профессиональной юридической сфере. Формирование профессиональной готовности будущего специалиста для судебной системы к медиационно-коммуникативной деятельности связано как с освоением теоретических знаний в области медиации и права, так и с овладением востребованными компетенциями, в частности медиационно-коммуникативной, требующей дальнейшего изучения в контексте компетентностного подхода.
Corresponding Author: Bashmakova Natalia Ivanovna - PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, The North Western branch of the Federal State Budget Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice», St.
Petersburg, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Башмакова Наталья Ивановна - к. пед. наук, доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (СевероЗападный филиал), Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: [email protected]