УДК 378.02:37.016
Bashmakova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social
Sciences (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
MONITORING OF THE FORMATION OF THE MEDIATIVE-COMMUNICATIVE ACTIVITY COMPONENTS OF THE MODERN SPECIALIST OF A HUMANITARIAN PROFILE IN THE CONTEXT OF THE LABOR MARKET REQUIREMENTS. An article is devoted to the problem of monitoring of formation of the components of the mediative-communicative activity, which are required for the modern specialist of a humanitarian profile in the conditions of modern society globalization and in the context of labor market requirements. The paper mentions requirements to education of bachelors in the Federal state educational standard. As the experiment demonstrates, the monitoring data, eventually, have the essential favorable influence on the vocational training quality of the specialists in the higher education institution. In the article the main functions of the procedure of monitoring in the context of the labor market requirements and its structure which, eventually, allow to receive reliable and objective information about the vocational training quality of the future specialists of a humanitarian profile in the specified kind of activity come to light.
Key words: mediation, mediative-communicative activity, mediative-communicative competence, monitoring of formed skills, labor market requirements, specialist of a humanitarian profile.
Н.И. Башмакова, канд. пед. наук, доц. каф. английского языка Санкт-Петербургского Гуманитарного университета
профсоюзов, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ МЕДИАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА
В статье описана проблема мониторинга сформированности базовых составляющих медиационно-коммуникативной деятельности, актуальной для современного специалиста гуманитарного профиля в условиях глобализации современного социума и в контексте требований рынка труда. При этом результаты мониторинга, как показывает опыт, показывают существенное благотворное влияние на качество профессиональной подготовки в вузе. В статье описаны основные функции и структура процедуры мониторинга в контексте учета требований рынка труда, которые позволяют получать достоверную и объективную информацию о качестве профессиональной подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля в указанном виде деятельности.
Ключевые слова: медиация, медиационно-коммуникативная деятельность, медиационно-коммуникативная компетентность, мониторинг сформированных умений, требования рынка труда, специалист гуманитарного профиля.
Изменения в сфере высшего профессионального образования, обусловили смену ценностей, формирование новых установок, а соответственно, и поиск новых направлений развития профессиональной подготовки будущего специалиста в целом и специалиста гуманитарного профиля, в частности, «способного осуществлять самопроектирование и реализацию профессиональной карьеры в условиях серьезных противоречий между требованиями рынка труда и рынка специалистов» [1]. О чем свидетельствует ряд исследований, иллюстрирующих обеспокоенность прогрессивного вузовского сообщества преподавателей судьбой будущих специалистов и качеством их подготовки [2]. Одним из главных направлений в аспекте качества профессиональной подготовки служит создание условий, обеспечивающих профессиональную подготовку конкурентоспособных, востребованных специалистов, готовых к проявлению лидерских качеств и комплексному решению профессиональных задач [3].
В период реорганизации системы высшего профессионального образования возникает потребность и в развитии самой системы профессиональной подготовки специалистов по конкретным направлениям подготовки. В связи с чем актуален анализ состояния профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля, определение проблем и тенденций гуманитарного образования. Сегодня можно констатировать, что налицо противоречие между требованиями рынка труда и наличием квалифицированных специалистов гуманитарного профиля. Учитывая то, что качество подготовки специалистов гуманитарного профиля в вузе в первую очередь оценивается востребованностью выпускников на рынке труда, становится очевидной необходимость взаимодействия вуза с потенциальными работодателями [4].
Так, в требованиях ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата 2009 года [5] к организации образовательного процесса указывается, что вузу следует привлекать потенциальных работодателей на всех этапах профессиональной подготовки от разработки учебных программ до оценки качества подготовки бакалавра/магистра. Например, в стандарте по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация «Бакалавр») в п. 7.16. указывается: «К образовательному
процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций», а в п. 8.1. говорится, что вузу необходимо гарантировать качество профессиональной подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновация [5].
По мнению многих исследователей (среди них, например, Е.И. Сахарчук, М.Ю. Чандраи др.) эффективным средством получения достоверной информации о качестве подготовки специалистов служит мониторинг удовлетворенности рынка труда [6], т.е. работодателей. В нашем случае - это удовлетворенность уровнем медиационно-коммуникативной компетентности специалистов гуманитарного профиля, которая представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность специалиста гуманитарного профиля решать проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальной профессиональной ситуации в сфере «человек-человек» (конфликтологов, преподавателей, врачей, переводчиков и др.) [7].
Мониторинг позволяет выявить, как работодатели оценивают подготовку молодых специалистов гуманитарного профиля вузом, определить сильные и слабые стороны процесса профессиональной подготовки, выявить проблемы подготовки специалистов гуманитарного профиля, а соответственно судить и о состоянии и проследить динамику. Мониторинг позволяет получить данные, которые свидетельствуют об эффективности реализуемых образовательных программ и создают предпосылки для внесения в них определенных изменений. Опираясь на мнение В. Аверкина [8], будем понимать под мониторингом «постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям». Согласно этому, мониторинг качества сформированных у будущего специалиста компетент-ностей, например, в контексте требований рынка труда и в условиях повышения качества профессиональной подготовки специалистов необходимо и возможно рассматривать как постоянное наблюдение за уровнем удовлетворенности работодателей каче-
ством подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля с целью улучшения всех компонентов образовательного процесса и гармонизации требований федерального государственного образовательного стандарта и требований рынка труда [9].
Таким образом, мониторинг по своим сущностным характеристикам - это технология, позволяющая, в частности, выявлять мнения респондентов о результате осуществления вузом образовательной услуги (т. е. о соответствии компетентности выпускника заявленным требованиям) и наиболее проблемные области в профессиональной подготовке будущих специалистов с целью осуществления своевременных корректирующих действий для получения целостной картины исследования проблем. В результате мониторинга складывается замкнутый цикл взаимодействия вуза и работодателя: выявление уровня удовлетворенности работодателя конечным продуктом (качеством подготовки выпускника) - выявление основных проблемных областей в подготовке - внесение корректив в образовательный процесс/ профессиональную подготовку специалистов гуманитарного профиля - вновь исследование уровня удовлетворенности работодателя [9, 10].
Наиболее уместной для исследования нашей проблемы является двухкомпонентная структура мониторинга, позволяющая проверить удовлетворенность требований рынка труда, включает: во-первых, выявление удовлетворенности работодателей по критериям, заданным вузом (выявление их мнения по тем параметрам подготовки молодых специалистов, которые представляются важными вузу и были заложены в основу разработки основных образовательных программ); во-вторых, выявление результата профессиональной подготовки выпускников с позиции рынка труда («свежий» взгляд работодателей, т.к. в профессиональной деятельности в условиях развивающегося рынка труда, прогресса практических технологий и т. д. зачастую к специалисту гуманитарного предъявляются требования, удовлетворение которых вуз не сумел предусмотреть).
Остановимся на описании функций мониторинга. Так, опираясь на подход, предложенный М.Ю. Чандра [б] и учитывая результаты работ [9-12], будем выделять в мониторинге: (1) информационную функцию, нацеленную на выявление своевременной информации об актуальных требованиях работодателя, дающую возможность сформировать критическое суждение о состоянии профессиональной подготовки специалиста гуманитарного профиля, и качестве образовательного процесса в гуманитарном вузе, выявить его сильные стороны и области для улучшения; (2) диагностическую функцию, направленную на контроль и оценку результатов мониторинга требований работодателя (в контексте управления качеством образовательного процесса в вузе), стимулирующую все заинтересованные стороны (работодателей, руководство вуза, преподавателей, студентов) к продуктивной деятельности, и позволяющую академическому сообществу гуманитарного вуза оценить качество образовательного процесса в вузе на различных его этапах - от приема абитуриентов до выпуска дипломированных специалистов гуманитарного профиля; (3) сравнительную функцию, состоящую в том, что информация, накопленная в процессе регулярного проведения оценочных процедур одного и того же вида (анкетный опрос фокус-групповое интервью и др.), позволяет проследить объективную картину, сравнивая результаты мониторинга, и выявляя динамику качества профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля вуза, например, по годам, по направлениям подготовки; (4) рефлексивную функцию, позволяющую обеспечить обратную связь со всеми заинтересованными сторонами, в нашем случае - не только с работодателями, но и с ППС, студентами и представителями общественности и, способствующую достоверности информации, ее обсуждению на разных уровнях, создавая ситуацию доверия и предпосылки для принятия всеми заинтересованными сторонами необходимых изменений в своей деятельности, а также объединения усилий для достижения общей цели - улучшения качества профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля; (5) инте-гративная функция, объединяющая результаты мониторинга и позволяющая делать выводы об общих тенденциях развития профессиональной подготовки специалиста гуманитарного профиля и совершенствования качества профессиональной подготовки, устанавливать взаимосвязи между предпринятыми изменениями и полученными результатами.
Заметим, что описанные выше сущностные характеристики и функции мониторинга позволяют выявить системообразующие связи между различными его объектами, учесть совокупность
факторов, оказывающих влияние на интегральное качество профессиональной подготовки специалиста гуманитарного профиля [10].
Таким образом, в ходе нашего исследования было выявлено, что мониторинг требований работодателей реализует также и репутационную функцию, которая заключается в том, что в результате обращения к мнению работодателей создается атмосфера доверия к гуманитарному вузу и у будущих абитуриентов и их родителей. Мониторинг позволяет позиционировать гуманитарный вуз как надежно и стабильно работающее высшее учебное заведение, которое открыто для внешней оценки, нацелено на максимальное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон. Для изучения мнений работодателей (руководителей образовательных учреждений) в ФГБОУ ВПО СПбГУП мы использовали анкетирование. Анкета включает в себя три блока вопросов, посвященных знаниям выпускников университета - специалистов гуманитарного профиля, их умениям и личностным качествам, а также обращение к работодателям обозначить в открытой форме предложения и замечания о качестве профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля в СПбГУП. Анкетный опрос позволил работодателям помимо стандартизованных оценок (по пятибалльной шкале) высказывать свое мнение и в свободной форме, что выявило их отношение к тем аспектам профессиональной подготовки специалиста гуманитарного профиля, которые не были предусмотрены разработчиком анкеты ввиду субъективных обстоятельств. Это также один из факторов, обеспечивающих двухкомпонентную структуру мониторинга, предполагающую участие в профессиональной подготовке специалистов как внутренних, так и внешних заинтересованных сторон. Благодаря такой структуре анкеты, становится возможным узнать мнение работодателей о качестве профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля по критериям, значимым для вуза, и обозначить те критерии качества, которые считают важными сами работодатели.
Систематический мониторинг требований рынка труда создает предпосылки для преодоления разрыва между уровнем профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля в вузе и запросами современного рынка труда, позволяет повысить конкурентоспособность выпускников - специалистов гуманитарного профиля гуманитарного вуза за счет формирования у них медиационно-коммуникативной компетентности. У всех заинтересованных сторон появляется реальная возможность активно влиять на условия развития профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля, содержание и технологии, что в полной мере соответствует требованиям стандарта высшего профессионального образования. Результаты анкетного опроса, позволили выявить основные требования работодателей к выпускникам вуза гуманитарного профиля, такие как наличие высшего образования, коммуникабельность, презентабельность (умение себя подать), нацеленность на результат, активная жизненная позиция, мобильность, опыт работы в среднем не менее одного года в конкретной профессиональной сфере, компьютерная грамотность (на уровне опытного пользователя). Обозначенные требования выступают в качестве умений решать учебные профессиональные задачи разного уровня, необходимые для специалиста гуманитарного профиля с высшим профессиональным образованием. Указанные умения можно разделить на два вида: так называемые «стержневые» (личностные качества специалиста: коммуникабельность, нацеленность на результат, жизненная позиция, мобильность, презентабельность); и приобретаемые (наличие высшего образования, стаж работы в профессиональной области, компьютерную грамотность, компетентность в профессиональной сфере и т.п.). Учитывая то, что базовые или даже «стержневые» умения, возможно, совершенствовать в ходе образовательного процесса в вузе, полученные результаты способствуют развитию профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля. В нашем исследовании для нас важна медиационно-коммуни-кативная деятельность специалиста гуманитарного профиля, которая связана с коммуникационным взаимодействием между людьми, и поэтому требования работодателей в коммуникационной активности кандидатов на вакансии гуманитарного профиля являются обоснованными. Такие вакансии, как конфликтолог, врач, преподаватель, переводчик, финансовый консультант, менеджер по работе с клиентами и др. в своем названии уже содержат понятие высокой коммуникативности специалиста (наличие социально-коммуникативной компетентности). В условиях современного рынка труда ключевые личностные качества
специалистов гуманитарного профиля - активная жизненная позиция, мобильность. Образ конкурентоспособного специалиста гуманитарного профиля с высшим образованием дополняется и необходимыми для работы качествами - нацеленность на результат. В условиях современного рынка труда необходимое требование к специалистам с высшим образованием - наличие компьютерной грамотности (ИКТ компетентности) не ниже уровня опытного пользователя. Ориентируясь на это, мы пола-
Библиографический список
гаем, что целью подготовки будущего специалиста гуманитария к использованию информационных технологий должно являться формирование устойчивых навыков использования информационных технологий в конкретной предметной, а в дальнейшем и профессиональной области. Актуальным требованием становится и знание иностранных языков, в частности, английского, на базовом уровне подготовки (языковой компетентности); правосознания (правовой компетентности).
1. Щелина Т.Т. Академические кураторство в инновационном вузе: психологическая обоснованность и педагогическая целесообразность. Вестник Нижегородского университета имени Л.И. Лобачевского. 2014; 4.
2. Стронгин Р.Г., Петров А.В. О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе. Высшее образование в России. 2013; 7: 3-9.
3. Башмакова КИ. Управление качеством подготовки кадров в вузе как звене системы непрерывного профессионального образования. Высшее образование сегодня. 2012; 12.
4. Башмакова КИ. Взаимодействие высшей школы и производства как звено системы непрерывного образования. Научно-технические ведомости СПбГТУ: Экономические и гуманитарные науки. Санкт-Петербург: СПбГТУ, 2006; 5. Том 3.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утв. 22.12.2009, Приказ Минобрнауки РФ № 788). Available at: http://window.edu.ru/ recommended/37
6. Чандра М.Ю. Системный мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2008.
7. Башмакова КИ. Медиация как феномен и актуальная составляющая профессиональной деятельности современного специалиста в условиях глобализации социума. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50).
8. Аверкин В. Региональная система управления образованием: мониторинг развития. Народное образование. 2008; 2: 156-164.
9. Рыжова КИ., Литвиненко М.В., Фомин В.И. Мониторинг сформированности профессиональной компетентности специалиста в области информационных технологий. Сибирский педагогический журнал. 2007; 2: 166-175.
10. Башмакова КИ. Внедрение стандартов серии ISO в современном вузе России. Известия СПбГЭТУЛЭТИ. 2007; 12: 126-133.
11. Рыжова КИ., Фомин В.И., Литвиненко М.В. Модель методики оценивания достижения целей обучения в контексте компетентност-ного подхода. Успехи современного естествознания. 2008; 9: 62-64.
12. Каракозов С.Д., Слажнев А.К Мониторинг качества образования и единый государственный экзамен в Алтайском крае. Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2003: 3-3: 100-103.
References
1. Schelina T. T. Akademicheskie kuratorstvo v innovacionnom vuze: psihologicheskaya obosnovannost' i pedagogicheskaya celesoobraznost'. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni L.I. Lobachevskogo. 2014; 4.
2. Strongin R.G., Petrov A.V. O cennostnyh orientirah rossijskogo studenchestva i vospitatel'noj rabote v vuze. Vysshee obrazovanie vRossii. 2013; 7: 3-9.
3. Bashmakova N.I. Upravlenie kachestvom podgotovki kadrov v vuze kak zvene sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; 12.
4. Bashmakova N.I. Vzaimodejstvie vysshej shkoly i proizvodstva kak zveno sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Nauchno-tehnicheskie vedo-mosti SPbGTU: 'Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. Sankt-Peterburg: SPbGTU, 2006; 5. Tom 3.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 «Peda-gogicheskoe obrazovanie» (utv. 22.12.2009, Prikaz Minobrnauki RF № 788). Available at: http://window.edu.ru/recommended/37
6. Chandra M.Yu. Sistemnyj monitoring kak sredstvo upravleniya kachestvom obrazovatel'nogo processa v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2008.
7. Bashmakova N.I. Mediaciya kak fenomen i aktual'naya sostavlyayuschaya professional'noj deyatel'nosti sovremennogo specialista v uslovi-yah globalizacii sociuma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50).
8. Averkin V. Regional'naya sistema upravleniya obrazovaniem: monitoring razvitiya. Narodnoe obrazovanie. 2008; 2: 156-164.
9. Ryzhova N.I., Litvinenko M.V., Fomin V.I. Monitoring sformirovannosti professional'noj kompetentnosti specialista v oblasti informacionnyh tehnologij. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2007; 2: 166-175.
10. Bashmakova N.I. Vnedrenie standartov serii ISO v sovremennom vuze Rossii. Izvestiya SPbG'ETU L'ETI. 2007; 12: 126-133.
11. Ryzhova N.I., Fomin V.I., Litvinenko M.V. Model' metodiki ocenivaniya dostizheniya celej obucheniya v kontekste kompetentnostnogo pod-hoda. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008; 9: 62-64.
12. Karakozov S.D., Slazhnev A.N. Monitoring kachestva obrazovaniya i edinyj gosudarstvennyj 'ekzamen v Altajskom krae. Vestnik Altajskoj gosudarstvennojpedagogicheskoj akademii. 2003: 3-3: 100-103.
Статья поступила в редакцию 13.03.15
УДК 378
Gatiatullina A.M., postgraduate, teacher, Kazan National Research Technological University ( Kazan, Russia),
E-mail: [email protected]
Zhuravleva M.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kazan National Research Technical University (Kazan, Russia),
E-mail: [email protected]
ENGINEERING TRAINING OF BACHELORS IN QUALITY MANAGEMENT OF ENGINEERING INDUSTRIES. The article examines the organizational forms of training highly qualified specialists in quality control of domestic industries machinery in accordance with the promising directions of development of the industry. The determining factor for successful professional activity of modern managers is their ability to comprehensive the application of mechanisms of management in the process of designing a functional system to ensure and improve the quality criteria of the resource potential of production enterprises. It actualizes the implementation of engineering training of bachelor for quality management in the framework of the educational process of educational institutions, impacting future engineers-quality managers professional ability to project activities, which involve the solution of