специалистов гуманитарного профиля - активная жизненная позиция, мобильность. Образ конкурентоспособного специалиста гуманитарного профиля с высшим образованием дополняется и необходимыми для работы качествами - нацеленность на результат. В условиях современного рынка труда необходимое требование к специалистам с высшим образованием - наличие компьютерной грамотности (ИКТ компетентности) не ниже уровня опытного пользователя. Ориентируясь на это, мы пола-
Библиографический список
гаем, что целью подготовки будущего специалиста гуманитария к использованию информационных технологий должно являться формирование устойчивых навыков использования информационных технологий в конкретной предметной, а в дальнейшем и профессиональной области. Актуальным требованием становится и знание иностранных языков, в частности, английского, на базовом уровне подготовки (языковой компетентности); правосознания (правовой компетентности).
1. Щелина Т.Т. Академические кураторство в инновационном вузе: психологическая обоснованность и педагогическая целесообразность. Вестник Нижегородского университета имени Л.И. Лобачевского. 2014; 4.
2. Стронгин РГ., Петров А.В. О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе. Высшее образование в России. 2013; 7: 3-9.
3. Башмакова Н.И. Управление качеством подготовки кадров в вузе как звене системы непрерывного профессионального образования. Высшее образование сегодня. 2012; 12.
4. Башмакова Н.И. Взаимодействие высшей школы и производства как звено системы непрерывного образования. Научно-технические ведомости СПбГТУ: Экономические и гуманитарные науки. Санкт-Петербург: СПбГТУ, 2006; 5. Том 3.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утв. 22.12.2009, Приказ Минобрнауки РФ № 788). Available at: http://window.edu.ru/ recommended/37
6. Чандра М.Ю. Системный мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2008.
7. Башмакова Н.И. Медиация как феномен и актуальная составляющая профессиональной деятельности современного специалиста в условиях глобализации социума. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50).
8. Аверкин В. Региональная система управления образованием: мониторинг развития. Народное образование. 2008; 2: 156-164.
9. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В., Фомин В.И. Мониторинг сформированности профессиональной компетентности специалиста в области информационных технологий. Сибирский педагогический журнал. 2007; 2: 166-175.
10. Башмакова Н.И. Внедрение стандартов серии ISO в современном вузе России. Известия СПбГЭТУЛЭТИ. 2007; 12: 126-133.
11. Рыжова Н.И., Фомин В.И., Литвиненко М.В. Модель методики оценивания достижения целей обучения в контексте компетентност-ного подхода. Успехи современного естествознания. 2008; 9: 62-64.
12. Каракозов С.Д., Слажнев А.Н. Мониторинг качества образования и единый государственный экзамен в Алтайском крае. Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2003: 3-3: 100-103.
References
1. Schelina T. T. Akademicheskie kuratorstvo v innovacionnom vuze: psihologicheskaya obosnovannost' i pedagogicheskaya celesoobraznost'. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni L.I. Lobachevskogo. 2014; 4.
2. Strongin R.G., Petrov A.V. O cennostnyh orientirah rossijskogo studenchestva i vospitatel'noj rabote v vuze. Vysshee obrazovanie vRossii. 2013; 7: 3-9.
3. Bashmakova N.I. Upravlenie kachestvom podgotovki kadrov v vuze kak zvene sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; 12.
4. Bashmakova N.I. Vzaimodejstvie vysshej shkoly i proizvodstva kak zveno sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Nauchno-tehnicheskie vedo-mosti SPbGTU: 'Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. Sankt-Peterburg: SPbGTU, 2006; 5. Tom 3.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 «Peda-gogicheskoe obrazovanie» (utv. 22.12.2009, Prikaz Minobrnauki RF № 788). Available at: http://window.edu.ru/recommended/37
6. Chandra M.Yu. Sistemnyj monitoring kak sredstvo upravleniya kachestvom obrazovatel'nogo processa v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2008.
7. Bashmakova N.I. Mediaciya kak fenomen i aktual'naya sostavlyayuschaya professional'noj deyatel'nosti sovremennogo specialista v uslovi-yah globalizacii sociuma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50).
8. Averkin V. Regional'naya sistema upravleniya obrazovaniem: monitoring razvitiya. Narodnoe obrazovanie. 2008; 2: 156-164.
9. Ryzhova N.I., Litvinenko M.V., Fomin V.I. Monitoring sformirovannosti professional'noj kompetentnosti specialista v oblasti informacionnyh tehnologij. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2007; 2: 166-175.
10. Bashmakova N.I. Vnedrenie standartov serii ISO v sovremennom vuze Rossii. Izvestiya SPbG'ETU L'ETI. 2007; 12: 126-133.
11. Ryzhova N.I., Fomin V.I., Litvinenko M.V. Model' metodiki ocenivaniya dostizheniya celej obucheniya v kontekste kompetentnostnogo pod-hoda. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008; 9: 62-64.
12. Karakozov S.D., Slazhnev A.N. Monitoring kachestva obrazovaniya i edinyj gosudarstvennyj 'ekzamen v Altajskom krae. Vestnik Altajskoj gosudarstvennojpedagogicheskoj akademii. 2003: 3-3: 100-103.
Статья поступила в редакцию 13.03.15
УДК 378
Gatiatullina A.M., postgraduate, teacher, Kazan National Research Technological University ( Kazan, Russia),
E-mail: [email protected]
Zhuravleva M.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kazan National Research Technical University (Kazan, Russia),
E-mail: [email protected]
ENGINEERING TRAINING OF BACHELORS IN QUALITY MANAGEMENT OF ENGINEERING INDUSTRIES. The article examines the organizational forms of training highly qualified specialists in quality control of domestic industries machinery in accordance with the promising directions of development of the industry. The determining factor for successful professional activity of modern managers is their ability to comprehensive the application of mechanisms of management in the process of designing a functional system to ensure and improve the quality criteria of the resource potential of production enterprises. It actualizes the implementation of engineering training of bachelor for quality management in the framework of the educational process of educational institutions, impacting future engineers-quality managers professional ability to project activities, which involve the solution of
multi-objective problems rational organization of the production processes of machine-building complex in the process of innovation and technological upgrade of the industry.
Kew words: innovation, professional training, engineering training, specialists on quality management, bachelors.
А.М. Гатиатуллина, аспирант ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», ст. преп. ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ», г. Казань, E-mail: [email protected]
М.В. Журавлева, д-р. пед. наук., проф. ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань, E-mail: [email protected]
ИНЖИНИРИНГОВАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ МАШИНОСТРОЕНИЯ
В статье рассматриваются организационные формы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов по управлению качеством отечественных производств машиностроения в соответствии с перспективными направлениями развития отрасли. В качестве определяющего фактора успешной профессиональной деятельности современных управленцев выступает их способность к комплексному применению механизмов менеджмента в процессе проектирования функциональной системы обеспечения и улучшения качества по критериям ресурсного потенциала серийного предприятия. Это актуализирует реализацию инжиниринговой подготовки бакалавров по управлению качеством в рамках учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, которая формирует у будущих инженеров-менеджеров по качеству профессиональные способности к проектной деятельности, предполагающая решение многокритериальных задач рациональной организации производственных процессов машиностроительного комплекса в процессе инновационного и технологического обновления отрасли.
Ключевые слова: инновации, инжиниринг, профессиональная подготовка,, управление качеством, бакалавры.
В настоящее время в числе приоритетных задач стратегического развития России выступает эффективное использование инновационного потенциала отечественного машиностроительного кластера, являющегося основой индустриальной модернизации национальной экономики страны [1].
Инновационное развитие машиностроения определяется интенсивностью перехода технологий производства на новый уровень, внедрением ресурсосберегающих технологий, увеличением удельного веса наукоёмкой продукции в ассортименте выпуска отраслевой продукции и её соответствие требованиям международных стандартов качества.
Эффективность данных процессов во многом определяется разработкой и совершенствованием системы управления модернизацией производств на отраслевых предприятиях, включающей использование инновационных методов менеджмента качества высокотехнологичных ресурсосберегающих процессов на каждом этапе жизненного цикла выпускаемой продукции, что позволит повысить уровень инновационной активности предприятий и, как следствие, увеличит их финансовые показатели.
Система управления инновационным развитием машиностроительных предприятий представляет собой совокупность субъектов управления, целей, задач, принципов, функций, методов, способов и технологий управления, которые находятся в упорядоченности и представляют собой целостность, а также формируют механизм воздействия на нововведенческую деятельность машиностроительных предприятий с целью повышения эффективности использования их инновационного потенциала для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой продукции [2; 3].
Функционирование системы управления инновационной деятельностью производств определяет наличие на предприятиях машиностроения квалифицированных кадров в области менеджмента качества, способных к проектированию и реализации стратегически-ориентированной системы качества отраслевого предприятия с учётом динамики научно-технологического прогресса и реальной организационно-экономической ситуации в наукоёмких подотраслях машиностроительного кластера.
Результаты опросов руководителей предприятий машиностроения, обзоры специализированной литературы [4; 5] по анализу зависимости эффективности современных систем обеспечения качества от уровня компетентности специалистов, обеспечивающих их организацию и результативное функционирование, свидетельствуют о недостатках в существующей профессиональной подготовке кадров в области качества. В их числе отсутствие навыков функционального проектирования систем менеджмента качества (СМК), учитывающего перспективы развития машиностроительного комплекса в энерго- и ресурсосбережении, некомпетентность поэтапного и комплексного при-
менения механизмов качества в процессе организации производственного управления.
Проектирование является ключевым видом профессиональной деятельности управленцев и предполагает разработку системы управленческих решений в области качества, являющейся результатом анализа внешних и внутренних условий эффективной деятельности предприятия, выявления и систематизации проблем организационно-производственных процессов обеспечения качества выпускаемой продукции и предполагает разработку программы модификации системы обеспечения и управления качеством, а также оценку производственных и управленческих рисков при её реализации.
Это актуализирует поиск эффективных механизмов формирования способности к проектной деятельности, будущих специалистов в области СМК, одним из которых выступает инжиниринговая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Управление качеством».
Инжиниринг - современная технология управления, основанная на формальном и всестороннем описании деятельности предприятия путём построения её базовых функционально-структурных моделей во взаимодействии с моделью внешней среды, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, а также последующие консультации в области выбора оптимальных управленческих решений для достижения поставленных задач [6].
Исходя из задач инжиниринга, инжиниринговая подготовка будущих специалистов в области менеджмента качества рассматривается, как проблемно-ориентированный образовательный процесс формирования компетентных, инновационно-ориентированных профессиональных кадров, способных выполнять комплекс управленческих мероприятий по решению многокритериальных задач рациональной организации производственных процессов с акцентом на инженерные аспекты обеспечения качества. Её целью выступает развитие у обучающихся способностей к формальному, точному, полному и всестороннему описанию технологических и организационных основ формирования качества наукоемкой продукции. Это позволит, пренебрегая излишними деталями, с точностью, необходимой для решения конкретной управленческой задачи по развитию серийного предприятия, увидеть полную картину проблемы эффективности взаимодействия его структурных составляющих по вопросам обеспечения должного уровня производства и реализации продукции под самыми разными углами зрения.
Достижение цели инжиниринговой подготовки предусматривает последовательное решение следующих взаимосвязанных задач в процессе её реализации:
1) освоение студентами теоретических основ организационного, технологического и консультационного инжиниринга производственных систем;
2) формирование у выпускников компетенций в области комплексного функционального и информационного анализа организации и функционирования структур производства и управления высокотехнологического предприятия;
3) формирование у будущих управленцев по качеству способности к формулированию и систематизации текущих проблем функционирования действующего серийного производства;
4) овладение обучающимися современными методами выявления, исследования и оценки симптомов проблем обеспечения качества на промышленном производстве;
5) формирование практических способностей к определению целей и установке временных и ресурсных ограничений изменения действующей организационно-производственной модели системы обеспечения качества в условиях реального производства;
6) формирование способностей к проектированию функциональной организационно-производственной модели системы обеспечения качества на основе выявленных критериальных ограничений;
7) освоение обучающимися профессиональных приемов и методов моделирования систем обеспечения, управления и улучшения качества высокотехнологичной продукции системы качества в условиях действующего предприятия.
Эффективность решения поставленных задач в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева - КАИ (КНИТУ-КАИ) обеспечивается в ходе организации производственных практик бакалавров в соответствии с учебным планом профессиональной подготовки по направлению «Управление качеством», а также применением интерактивных методов обучения в аудиторном учебном процессе и выполнении ВКР выпускниками по актуальной тематике предприятий машиностроения.
Критериями выбора организаций, в которые могут быть направлены студенты для прохождения практики и последующего дипломного проектирования являются:
• наличие на предприятии систем менеджмента качества в соответствии с Международными стандартами ИСО;
• проведение на предприятии работ по разработке и внедрению систем менеджмента качества;
• наличие на предприятии системы менеджмента качества окружающей среды;
• наличие на предприятиях структурных подразделений, занимающихся управлением качеством и конкурентоспособностью (специализированных служб управления качеством, отделов технического контроля, испытательных лабораторий, департамента стратегического менеджмента, отдела маркетинга и т.д.);
• внедрение на предприятии основных принципов концепции всеобщего управления качеством;
• наличие и актуализация политики и целей в области качества;
• проведение работ по самооценке деятельности предприятия;
• участие в конкурсах по присуждению премий по качеству (премия Российской Федерации по качеству, премия РТ по качеству и др.);
• использование современных средств и методов менеджмента (бенчмаркинга, реинжиниринга и др.) и управления качеством.^]
Освоение обучающимися теоретических основ организационного, технологического и консультационного инжиниринга производственных систем машиностроения предполагает организацию бинарных лекций в процессе изучения следующих дисциплин: «Инструментальные средства моделирования», «Основы проектирования технический изделий и систем», «Современные технологии управления производственными процессами», «Основы риск-менеджмента», «Автоматизированные интегрированные системы управления», «Анализ и оптимизация процессов обеспечения качества».
В соответствии с задачами инжиниринговой подготовки определены следующие темы бинарных лекций: «Метод самооценки, как важный инструмент для определения уровня зрелости организаций», «Инструменты бережливого производства», «Инструменты инновационного развития производства и сервиса», «Современные методы обеспечения качества продукции», «Система менеджмента качества. Практика проведения внутренних
аудитов на предприятии». Тематика курса лекций отражает важнейшие и принципиальные организационно-экономические основы обеспечения и улучшения качества на современных производствах в контексте их перспективного развития: диагностический анализ организационного и технологического функционирования серийного предприятия, применение инновационного инструментария менеджмента на современных производствах, особенности проектной формы управления, виды проектов развития. Темы бинарных лекций могут изменяться и варьироваться с учётом перспектив развития современной отраслевой структуры хозяйства России, в том числе и в сфере менеджмента. Проведение бинарных лекций предполагает профессиональное консультирование студентов в диалоговом режиме представителями профессионального и академического сообществ.
В качестве представителей профессионального сообщества выступают эксперты независимых органов по сертификации СМК, продукции и персонала. В задачи эксперта при проведении лекций входит информирование о тенденциях развития управления качеством на современных предприятиях, о результатах мониторинга практики использования современных технологий совершенствования СМК, консалтинг студентов по вопросам реализации реинжиниринговых процессов менеджмента качества на современных предприятиях. Это сформирует у студентов представление практической реализации инжиниринга, позволит актуализировать перспективы его реализации на действующих предприятиях машиностроения.
Вопросы, касающиеся предпосылок развития машиностроения и специфичных особенностей технологического обеспечения и контроля качества на отраслевых производствах, в лекционных курсах освещают представители современных промышленных предприятий. К их задачам относится консультирование студентов по технологическим аспектам реинжиниринга производственных процессов серийного предприятия, а также информирование о потенциальных возможностях применения научно-технических и организационно-экономических инноваций при решении задач улучшения деятельности предприятия.
Оценка функционирования исследуемых объектов является важном этапом инжиниринга. Это определяет необходимость формирования у бакалавров способностей к экспертно-аналити-ческому аудиту технологических и организационных факторов выпуска продукции серийного предприятия, которая реализуется в процессе первой инжиниринговой (экспертно-аналитиче-ской) практики. В рамках её реализации студенты проводят анализ показателей производственно-экономической деятельности предприятия в динамике, исследуют технологии производства и его метрологическое обеспечение, средства и методы управления качеством, применяемые на каждой из стадий ЖЦП, а также выявляют особенности функционирования СМК, уровень её развития и факторы внешней и внутренней среды, влияющие на ее возможную модификацию.
Совершенствование деятельности предприятия предполагает экспертную оценку технологического процесса, выявление и систематизацию проблем и разработку организационно-технических мероприятий, необходимых для повышения конкурентоспособности предприятия. Это определяет необходимость формирования у будущих управленцев по качеству навыков в области технического регулирования и стандартизации, включающих разработку и внедрение методов технического контроля качества продукции и нормативной документации по его обеспечению на предприятии, участие в испытаниях продукции, проведение наблюдений и метрологических измерений.
Развитие способностей к техническому регулированию и стандартизации обеспечивается включением в образовательный процесс факультативного обучения «Контролер отдела технического контроля (ОТК)», содержанием которого предусмотрено изучение следующих тем: «Закон о техническом регулировании», «Закон о единицах измерения», «Стандартизация в сфере промышленного производства», «Стандартизация в СМК», «Технология разработки и применения технологического регулирования», «Технология разработки стандартов и нормативной документации», «Стандарты таможенного союза», «Метрологическое обеспечение машиностроительных производств», «Сертификация продукции и услуг».
Ключевым этапом инжиниринга является организационное моделирование процесса обеспечения качества. Развитие компетенций в области разработки функционально-структурных и информационных моделей рациональной организации систем
регулирования, управления и улучшения качества на серийных предприятиях происходит в ходе второй инжиниринговой практики (моделирующей).
На данном этапе инжиниринговой подготовки студенты определяют приоритетность целей инжиниринга, выявляют критерии реализации реинжиниринговых мероприятий (кадровых, финансовых, материальных и т.д.), разрабатывают варианты организационной структуры предприятия и соответствующих систем менеджмента, проводят прогнозирование экономической эффективности предложенной модели.
Процесс формирования у будущих управленцев по качеству способностей к обоснованию, защите, доказательности и эффективности внедрения предлагаемых управленческих решений осуществляется в результате выступления и презентации материалов на научно-исследовательском семинаре (конференции).
Результатом инжиниринговой подготовки выступает выпускная квалификационная работа бакалавра, основные положения которой представляются в виде программы качества производственного объекта.
Критериями оценки формирования компетенций бакалавров в ходе инжиниринговой подготовки выступают требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 221400.62 «Управление качеством» к уровню подготовки выпускника вуза, а также согласованные рекомендации представителей академического и профессионального сооб-
Библиографический список:
ществ к компетентности специалистов в области качества. В их числе:
1) способность к выбору и обоснованию управленческих решений в конкретных производственных ситуациях. Комплексное овладение методами практической деятельности менеджера по качеству, специалиста по качеству, аудитора и других должностных лиц;
2) способность к выявлению сильных и слабых сторон в процессе выполнения комплексного проблемного анализа деятельности предприятия;
3) способность к выработке рекомендаций по снижению производительных и непроизводительных затрат и повышению качества продукции;
4) способность к применению современных методов управления коллективом, методов мотивации и вовлечения персонала в процесс модернизации и интеграции производства;
5) способность к консультационному и организационному инжинирингу.
Таким образом, инжиниринговая подготовка бакалавров в области управления качеством производственных систем машиностроения, как инновационный элемент профессионального образования, позволяет максимально учитывать перспективные потребности работодателей и способствует более эффективному формированию готовности выпускников к инновационной деятельности и сведению к минимуму адаптационного периода молодых специалистов по управлению качеством.
1. Перспективы развития российского машиностроения. Федеральный портал о городах России ProTown.com Available at: http://www.protown.ru/information/hide/4486.html
2. Лактюшина О.В, Лысенко А.Н. Система управления инновационными процессами в машиностроении. Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2013; 1: 113-117.
3. Калита П. От процессов управления качеством - к целостной технологии непрерывного совершенствования организации. Стандарты и качество. 2001; 1: 40-44.
4. Токарев В. Кто ответит за качество: специалист по качеству? Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2010; 12.
5. Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
6. Что же такое инжиниринг? Инжиниринг - роль в современной России. Available at: http://www.enginrussia.ru/info/ponyatiya_i_opredele-niya/to_ge_takoe_inginiring
7. Методические рекомендации по организации и проведению преддипломной практики и написанию дипломных работ для студентов V курса всех форм обучения по специальности 080507 Менеджмент организации. Available at: http://diss.seluk.ru/m-ekonomi-ka/10058-2-metodicheskie-rekomendacii-organizacii-provedeniyu-preddiplomnoy-praktiki-napisaniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-kur-sa-vseh.php
References
1. Perspektivy razvitiya rossijskogo mashinostroeniya. Federal'nyj portal o gorodah Rossii ProTown.com Available at: http://www.protown.ru/ information/hide/4486.html
2. Laktyushina O.V, Lysenko A.N. Sistema upravleniya innovacionnymi processami v mashinostroenii. VestnikAGTU. Ser. 'Ekonomika. 2013; 1: 113-117.
3. Kalita P. Ot processov upravleniya kachestvom - k celostnoj tehnologii nepreryvnogo sovershenstvovaniya organizacii. Standarty i kachestvo. 2001; 1: 40-44.
4. Tokarev V. Kto otvetit za kachestvo: specialist po kachestvu? Kadrovik. Kadrovoe deloproizvodstvo. 2010; 12.
5. Gorbashko E.A. Upravlenie kachestvom ikonkurentosposobnost'yu. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGU'EF, 2005.
6. Chto zhe takoe inzhiniring? Inzhiniring - rol' v sovremennoj Rossii. Available at: http://www.enginrussia.ru/info/ponyatiya_i_opredeleniya/ to_ge_takoe_inginiring
7. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu preddiplomnoj praktiki i napisaniyu diplomnyh rabot dlya studentov V kursa vseh form obucheniya po special'nosti 080507 Menedzhment organizacii. Available at: http://diss.seluk.ru/m-ekonomika/10058-2-metodicheskie-rekomendacii-organizacii-provedeniyu-preddiplomnoy-praktiki-napisaniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-kursa-vseh.php
Статья поступила в редакцию 30.03.15
УДК 378
Abdurazakova D.M., PhD, Professor, Head of Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dean of Pedagogy and Psychology Faculty, Dagestan State Pedagogical University (Mahachkala, Russia), E-mail: [email protected] Mustafayeva Z.S., Cand. of Sciences (Philology), Associate Professor of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Mahachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE TO CHILDREN IN A DYSFUNCTIONAL FAMILY. In the article the problem of development of tolerance among the younger generation in a family is studied. Special emphasis is placed on the specifics of the development of tolerance to children in a dysfunctional family. The authors identified the main directions in the improvement of pedagogical and educational work with difficult families, which is targeted at the development of tolerant consciousness. The notion of tolerant consciousness is understood by the authors as a view of the position of the child as an active subject of the organization of educational and preventive work. In the course of the research the authors studied the organization of work with a family on the level of individual districts and educational institutions through the implementation of programs aimed at mobilizing of a neutralizing capacity of a family