Научная статья на тему 'Особенности управления инновационными проектами в авиастроении'

Особенности управления инновационными проектами в авиастроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATIVE PROJECT / МЕНЕДЖМЕНТ В АВИАСТРОЕНИИ / MANAGEMENT IN AIRCRAFT INDUSTRY / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / MACHINE-BUILDING CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малащенко Александр Юрьевич

Рассмотрены особенности управления инновационными проектами в отечественном авиастроении. Показана перспективность создания авиамашиностроительных кластеров с государственным участием с целью снижения барьера для входа предприятий малого и среднего бизнеса на рынок высокотехнологичной продукции; приведена типовая структура регионального кластера. Предложены рекомендации по продвижению научно-технологических разработок в данной отрасли, управлению человеческими ресурсами, организационной структуре, финансированию, контрактам и срокам проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малащенко Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INNOVATIVE PROJECT MANAGEMENT IN AIRCRAFT INDUSTRY

The paper examines the features of innovative project management in domestic aircraft industry. It shows the prospects of creating aircraft and machine-building clusters with state participation, in order to lower the barriers for small and medium-sized businesses entry to the market of high-tech products. A typical structure of a regional cluster is given as well. The recommendations are given on advancing scientific and technological developments in the discussed industry, human resource management, organizational structure, financing, contracts and terms of projects.

Текст научной работы на тему «Особенности управления инновационными проектами в авиастроении»

Первые три таблицы объединяют информацию по ценам на услуги и продукты из базы данных комитета по статистике.

Информация по показателю минимального уровня инвестиций HCInorm фиксируется в таблицах «Расчеты групп затрат» и «HCI».

Финансовые показатели по реализации инвестиционного проекта, связанные с человеческим капиталом предприятия, отражены в таблицах «Вложения» (стоимость совокупных капиталовложений), «Денежные потоки», «Расчет цены бизнес-линии».

По нашему мнению, применение данного программного модуля целесообразно на небольших

предприятиях, где сетевое взаимодействие при работе с программными комплексами ограничивается механизмом распределенного доступа, реализованного в офисных пакетах. На тех же предприятиях, где применяются независимые программные комплексы или платформы, одной из актуальных задач является автоматизация учета, обработки данных, связанных с инвестиционной деятельностью. В этом случае структура программного компонента может быть иной, учитывающей всю систему электронного документооборота и делопроизводства организации.

Статья поступила 18.03.2015 г.

Библиографический список

1. Котин М. Глубоко зарытые инвестиции [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx? Doc-sID=859524 (17.06.2014).

2. Лесников И.Н. Инвестиционная составляющая в системе сбалансированных показателей оценки персонала // Управление персоналом. 2009. Вып. 4. С. 47-50.

3. Лесников И.Н. Оценка влияния инвестиций в человеческий капитал на рыночную стоимость предприятия // Кадровик. 2009. Вып. 2. С. 30-37.

4. Лесников И.Н. Организационные инновации в экономической оценке социальных инвестиций предприятий: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Иркутск: ИрГТУ, 2010. 19 с.

5. Маховикова Г.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2010. 206 с.

6. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://mrgr.org/upload/iblock/f60/001.pdf (12.12.2014).

7. Шарок Л. Пути эффективного использования человеческого капитала // Управление персоналом. 2007. Вып. 21. С. 53-56.

8. Oslo Manual. Proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/35/61/2367580.pdf (12.12.2014).

УДК 338.28

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В АВИАСТРОЕНИИ © А.Ю. Малащенко1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены особенности управления инновационными проектами в отечественном авиастроении. Показана перспективность создания авиамашиностроительных кластеров с государственным участием с целью снижения барьера для входа предприятий малого и среднего бизнеса на рынок высокотехнологичной продукции; приведена типовая структура регионального кластера. Предложены рекомендации по продвижению научно-технологических разработок в данной отрасли, управлению человеческими ресурсами, организационной структуре, финансированию, контрактам и срокам проектов.

Ключевые слова: инновационный проект; менеджмент в авиастроении; управление человеческими ресурсами; машиностроительный кластер.

FEATURES OF INNOVATIVE PROJECT MANAGEMENT IN AIRCRAFT INDUSTRY A.Yu. Malashchenko

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper examines the features of innovative project management in domestic aircraft industry. It shows the prospects of creating aircraft and machine-building clusters with state participation, in order to lower the barriers for small and medium-sized businesses entry to the market of high-tech products. A typical structure of a regional cluster is given as well. The recommendations are given on advancing scientific and technological developments in the discussed industry, human resource management, organizational structure, financing, contracts and terms of projects. Keywords: innovative project; management in aircraft industry; human resource management; machine-building cluster.

В настоящее время происходит производственно-техническое оживление и рост производства в отечественном авиастроении, вызванные увеличением

объема государственного оборонного и экспортных заказов. Эти тенденции поставили перед предприятиями отрасли задачи освоения и повышения эффек-

1Малащенко Александр Юрьевич, кандидат технических наук, научный сотрудник, тел.: 89086568030, e-mail: [email protected] Malashchenko Aleksandr, Candidate of technical sciences, Researcher, tel.: 89086568030, e-mail: [email protected]

тивности производства конкурентоспособной авиатехники. Для их решения потребовалось обеспечить повышение производительности и качества выпускаемой продукции путем материально-технического перевооружения производства на основе научно-технического задела, создаваемого отраслевой наукой [4]. Приоритетность использования для этих целей отечественных технологий и оборудования обусловлена тем, что зарубежные разработки в данной отрасли являются по большей части закрытыми, а их внедрение в производство российской авиатехники может привести к технологической зависимости от иностранных фирм.

Таким образом, ключевыми факторами развития авиационной промышленности стали разработка и внедрение в производство самолетов инновационных технологий и оборудования, обеспечивающих повышение производительности, качества и технологичности изделий. В 90-е годы из-за снижения объема государственного финансирования значительно сократилось количество научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), проводимых отраслевыми институтами и профильными вузами. Увеличение доходов авиастроительных компаний в начале 2000-х годов от экспортных и государственных контрактов привел к некоторому увеличению объема финансирования инновационных разработок и развитию проектного финансирования. Однако заказы предприятий были направлены в основном на решение узких критических задач и выполнялись небольшими группами ученых, так как приоритет отдавался обновлению станочного парка и устаревшей материально-технической базы.

Полномасштабное решение проблемы технологического отставания отечественной авиационной промышленности было невозможно без разработки и осуществления специальной государственной политики в области поддержки научно-технической инновационной деятельности на основе программно-целевого финансирования НИОКТР. Для программно-целевого финансирования характерны следующие черты:

- НИОКТР выполняются внешними по отношению к финансирующим инстанциям исполнителями;

- объектом финансирования служат не организации, а проекты и программы;

- исследования проводятся на средства субсидий;

- финансированием распоряжаются исполнители проекта или программы.

На базе программно-целевого финансирования могут возникать малые инновационные предприятия (компании - спины), выделяющиеся из структуры вузов, частных институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных компаний, где выполняется большой объем фундаментальных работ [2, 5]. Возникновение их связано с государственным финансированием, а дальнейшее становление и развитие в значительной степени опирается на финансирование пред-

приятий - заказчиков. Цель таких компаний - коммерческая реализация научно-технических достижений, полученных материнской организацией в ходе выполнения проектов.

Успешным примером программно-целевого финансирования является введение государством проектного субсидирования в рамках Постановления Правительства РФ № 218 от 9 апреля 2010 года «О мерах государственной поддержки развития кооперации высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Постановлением предусмотрена возможность выделения на конкурсной основе субсидий промышленным предприятиям сроком до 3-х лет для финансирования комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых совместно с высшими учебными заведениями.

Данная программа позволяет предприятиям провести модернизацию научно-технологической и производственной базы для изготовления конкурентоспособной авиационной техники, а вузам - внедрить разработки, создать передовые научно-исследовательские лаборатории и привлечь молодых ученых, студентов и аспирантов к выполнению НИ-ОКТР.

Перспективным направлением для решения задач научно-технического развития крупных предприятий является привлечение малого и среднего бизнеса, которое на данный момент затруднено из-за сложности получения финансирования и формирования пакета заказов, необходимого для выживания фирмы. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание авиамашиностроительных кластеров с государственным участием, в рамках которых обеспечивается снижение барьера для входа предприятий малого и среднего бизнеса на рынок высокотехнологичной продукции.

Основной целью создания авиамашиностроительных кластеров является объединение существующих и привлечение новых машиностроительных производств, повышение конкурентоспособности и инновационной активности предприятий, входящих в структуру кластера, а также производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции в области самолетостроения, расширение рынков сбыта. Развитие региональных кластеров позволяет обеспечить эффективную взаимосвязь между промышленными предприятиями и учреждениями науки, способствует развитию новых высокотехнологичных производств и сокращению технологического отставания материально-технической базы предприятий машиностроительного комплекса.

Структура типового регионального авиамашиностроительного кластера состоит из технопарка с малыми и средними производственными предприятиями, центра инжиниринга и центра сертификации, стандартизации и испытаний. Основная цель деятельности центра инжиниринга - поддержка малых и средних производственных предприятий и малых инжиниринговых компаний, в том числе резидентов технопарка,

для развития ими инновационных технологий и повышения технологической готовности как поставщиков продукции и услуг для авиастроения. Инжиниринговый центр предназначен для удовлетворения потребностей малых инновационных предприятий в инженерно-консультационных, проектно-конструкторских и рас-четно-аналитических услугах; консультационных услугах по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности; при составлении бизнес-планов/технико-экономических обоснований/инвестиционных меморандумов для инвестпроектов; разработке программ модернизации/развития/технического перевооружения производства; организации и проведении обучающих тренингов, семинаров с привлечением сторонних преподавателей/тренеров для обучения сотрудников предприятий технопарка. Помимо этого центр инжиниринга решает управленческие задачи:

- помощь в создании новых малых инжиниринговых компаний, контроль стандартов качества оказания инжиниринговых услуг в машиностроении региона;

- обеспечение интерфейса между малыми и средними производственными предприятиями и инжиниринговыми компаниями;

- обеспечение интерфейса между резидентами технопарка и институтами развития, фондами поддержки, финансовыми институтами (банки, лизинг);

- координация модернизации производства в машиностроительной отрасли;

- консультационная и экспертная поддержка предприятий в реализации проектов модернизации и создании новых производств;

- обучение и просветительская работа.

Роль центра инжиниринга заключается в осуществлении деятельности в качестве посредника между поставщиками инжиниринговых услуг - подрядными инжиниринговыми компаниями и заказчиком в лице малых инновационных предприятий. За счет привлечения субсидий из бюджетных источников центр инжиниринга может повысить доступность дорогостоящего инжиниринга для местных производителей.

Центр сертификации, стандартизации и испытаний машиностроительного кластера предназначен для обеспечения системной интеграции по отраслевой системе аттестации, стандартизации и испытания оборудования, технологических процессов и производств, образцов выпускаемых изделий и продукции для резидентов технопарка, являющихся субъектами малого и среднего высокотехнологичного предпринимательства. Основная цель деятельности центра -это технологическая поддержка малых и средних производственных предприятий, в том числе резидентов технопарка, для развития ими применения инновационных технологий и повышения технологической готовности как поставщиков продукции и услуг для авиастроения. Центры сертификации, стандартизации и испытаний решают следующие ключевые задачи:

- повышение уровня проведения аттестационных и испытательных работ;

- повышение эффективности профессиональ-

ного диалога «разработчик - испытатель - производитель»;

- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к высокотехнологичному оборудованию, в том числе испытательному и сертификационному;

- оказание содействия субъектам малого инновационного предпринимательства в преодолении технологических препятствий для выполнения заказов авиастроения;

- оказание инжиниринговых и консалтинговых услуг, связанных с профессиональной деятельностью центра;

- повышение квалификации профессиональных кадров для малых и средних производственных предприятий.

В условиях роста числа инновационных проектов в авиастроении и объема финансирования НИОКТР становятся актуальными ранее не рассмотренные особенности менеджмента, связанные с продвижением научно-технологических разработок на рынок, управлением человеческими ресурсами, организационной структурой, финансированием, контрактами и сроками проекта.

Для эффективного функционирования организации, занимающейся инновационными проектами, основным принципом формирования ее структуры является подвижность, обеспеченная беспрепятственным перемещением информационных потоков внутри организации. Должна быть обеспечена возможность руководства инновациями сверху вниз и снизу вверх. Главной задачей руководителя становится создание условий для успешного функционирования творческого коллектива. Сетевая структура инновационной организации строится с учетом возможностей и вкладов каждого участника проекта. Они предполагают неформальное общение в ходе постоянных встреч, обменов сообщениями, мыслями и идеями. Руководитель должен выступать инициатором и стимулятором коммуникации, который время от времени делает выводы и предлагает новые направления обсуждений [1].

Наряду со стандартными вариантами организационно-управленческих структур для малых и средних инновационных предприятий характерны так называемые размытые структуры. В размытой структуре, основанной на единоначалии, руководитель предприятия является, как правило, автором инновационной идеи и сосредотачивает все основные функции управления в своих руках. Поэтому структура организации плоская, на вершине иерархии - руководитель, ему подчиняются все остальные сотрудники. В размытой структуре, основанной на командной работе, первое лицо выполняет формальные функции руководителя (право подписи документов, представительская функция), а между членами команды отсутствует четкое разделение по функциям и объектам управления. Решения принимаются коллегиально.

Специфика деловых коммуникаций при выполнении инновационных проектов заключается в преиму-

щественном использовании устных сообщений, отсутствии стандартов писем, отчетов, приказов. Достоинством такой системы является ускорение организационных процессов. Однако с ростом предприятия эффективность коммуникаций может снижаться.

В процессе делегирования многие руководители малых и средних инновационных проектов стараются выполнять и специальные, и управленческие задачи самостоятельно, избегая делегирования полномочий. Причиной является то, что руководитель (он же автор инновационной идеи) часто полагает, что знает ситуацию лучше своих сотрудников. По мере роста предприятия такая мотивация приводит к чрезмерному увеличению нагрузки руководителя, что снижает эффективность менеджмента.

Управление человеческими ресурсами является важнейшей задачей при ведении инновационных проектов. Особенностью проведения НИОКТР в авиастроении является то, что персонал, как правило, формируется из числа ученых - бывших или действующих сотрудников вузов или отраслевых институтов. Руководство работниками творческого труда с высоким уровнем образования требует особого внимания к вопросам мотивации, развития, делегирования полномочий и др. Здесь необходим индивидуальный подход к интеллектуальной деятельности сотрудника, а также его личностному и социальному статусу. Таким образом, можно выделить следующие условия, обеспечивающие положительную мотивацию:

1. Задачи, поставленные руководителем, должны соответствовать возможностям персонала.

2. Ожидаемые результаты должны быть четко определены и известны каждому сотруднику.

3. Должна быть известна система ценных для сотрудников поощрений за достижение высоких результатов.

4. Уровень вознаграждения должен справедливо соответствовать достижениям.

5. Должна обеспечиваться объективная оценка эффективности интеллектуальной деятельности.

6. Роль сотрудника в коллективе должна определяться результатами его труда.

7. Достижения каждого работника должны быть известными в коллективе.

8. Решение поставленных руководителем задач не должно вызывать у персонала перенапряжения.

9. Должны быть обеспечены материально-технические и организационные условия, достаточные для решения поставленных задач [3].

Отсутствие одного или нескольких из этих условий снижает уровень мотивации коллектива. Одно из главных правил при руководстве людьми интеллектуального труда - никогда не принижать результаты трудовой деятельности. Допускается только конструктивная критика. При этом сотруднику должна быть предоставлена возможность высказать собственную точку зрения. Сотрудник и менеджер должны четко понимать роль друг друга в проекте. Такое взаимопонимание позволяет повысить слаженность работы и предсказуемость результатов интеллектуальной деятельности.

Для творческих и хорошо образованных сотрудников почти всегда характерно стремление преуспеть. Иногда одаренные люди проявляют чрезмерное упорство в достижении цели. Это может приводить к нежелательному стремлению все доводить до полного совершенства. В результате завышенные личные стандарты могут увеличить сроки решения поставленных задач.

Профессиональный управленец коллективом ин-новаторов обязан быть реальным лидером в нем. Руководитель должен быть способен составить творческую конкуренцию любому своему подчиненному. Это не значит, что он должен превосходить работника узкой специализации в его сфере деятельности, но конечную цель коллективного труда и способы ее достижения руководитель обязан представлять лучше всех.

Для развития квалификационного и творческого потенциала работников и наиболее полного его использования в инновационной деятельности необходимо, чтобы на предприятии организованно осуществлялось профессионально-квалификационное продвижение кадров. Особое внимание следует уделять формированию кадрового резерва для замещения руководящих должностей.

Таким образом, для решения задачи стимулирования работников интеллектуального труда необходимо сформировать организационную культуру творческого типа и обеспечить использование материальных и нематериальных способов поощрения. При этом должен быть обеспечен постоянный характер стимулирования, а предпочтение нужно отдавать стимулам, ориентированным на потребности высшего порядка (самовыражение, реализация собственных идей и т.д.).

Особенностями продвижения высокотехнологичных разработок в отечественном авиастроении являются небольшое число возможных заказчиков (как правило, не более 10), а также низкий объем предложения аналогичных разработок, обусловленный их оригинальностью и сложностью. Эти особенности определяют основные способы продвижения наукоемких разработок на рынке. Одним из лучших методов является представление товара или услуги на профильных выставочных мероприятиях, где обеспечивается личный контакт полномочных представителей инновационного предприятия с заказчиками. При этом важным элементом является качественное оформление выставочного стенда и подготовка информационных брошюр и буклетов с подробным описанием разработок.

При наличии личных контактов с руководством фирм-заказчиков эффективно проведение еуег^-мероприятий, на которых предлагаемые разработки могут быть освещены компетентными специалистами и проведена демонстрация технологии или оборудования. Так как продукция является наукоемкой, возможным способом продвижения является публикация статей в ведущих научно-технических журналах по авиационной тематике и выступления на профильных конференциях. Это дает возможность подробно про-

информировать заинтересованных лиц о технических особенностях разработок. Еще одним способом продвижения наукоемких товаров и услуг является их публикация в средствах массовой информации, а также создание интернет-сайта организации.

Для эффективного управления инновационным проектом должна быть предусмотрена возможность гибкой корректировки финансов и сроков на промежуточных этапах выполнения. В целом способы управления содержанием, стоимостью, рисками и качеством инновационного проекта в авиамашиностроении сходны с другими областями инновационного менеджмента. При выполнении крупных проектов выполнение этих функций стоит возложить на профильных специалистов (менеджеров и экономистов), которые должны обеспечивать непрерывный процесс интеллектуальной деятельности творческого коллектива.

Специфические особенности имеет управления контрактами и поставками при проведении НИОКТР в авиамашиностроении. Часто требуемый товар или услуга предлагается единственным поставщиком. Это

может затруднять вопросы согласования условий договора и приводить к увеличению сроков их заключения.

Управление инновационными проектами, проводимыми в интересах авиамашиностроительных предприятий, имеет ряд ранее не рассмотренных особенностей и в условиях роста интереса к ним со стороны государства и промышленных предприятий является перспективным направлением для дальнейшего исследования.

Представленная в рамках данной статьи работа проводится при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации (Минобрнауки России) в рамах комплексного проекта «Автоматизация и повышение эффективности процессов изготовления и подготовки производства изделий авиатехники нового поколения на базе научно-производственной корпорации «Иркут» с научным сопровождением Иркутского государственного технического университета».

Статья поступила 13.03.2015 г.

Библиографический список

1. Агарков С.А. [и др.]. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учеб. пособие. М.: Изд-во Академия Естествознания, 2011. 215 с. 2 Анисимов Ю.П., Борисенко И.А. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / под общ. ред. Ю.П. Анисимо-ва. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 67 с. 3. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н. Асаул [и др.]; СПб.: Гуманистика, 2006.

4. Организационно-экономические методы повышения эффективности выпуска самолетов XXI века / А.Г. Братухин [и др.] // Наука и технологии в промышленности. 2013. № 1-2. С. 85-90.

5. Рупосов В.Л. Анализ экономической деятельности малых инновационных предприятий ИрГТУ // Вестник ИрГТУ. 2014. № 4. С. 208-213.

УДК 378.091

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© И.П. Медведева1, С.В. Миндеева2

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассматривается практический опыт внедрения модульно-рейтинговой системы в процессе обучения математике студентов технического вуза. Авторами разработаны и представлены этапы деятельности преподавателя по созданию и применению модульно-рейтинговой технологии обучения математике, контрольно-измерительные материалы модульно-рейтинговой системы обучения и система оценивания результатов учебной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: модуль; рейтинг; модульное обучение; качество обучения; рейтинговый контроль.

A MODULE-RATING SYSTEM AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHING MATHEMATICS AT A TECHNICAL UNIVERSITY I.P. Medvedeva, S.V. Mindeeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the practice of module-rating system introduction in the process of teaching mathematics to technical university students. The authors have developed and presented the stages of teacher's activities directed at the

1Медведева Ирина Петровна, кандидат технических наук, доцент кафедры математики, тел.: 89041418295, e-mail: [email protected]

Medvedeva Irina, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Mathematics Department, tel.: 89041418295, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2Миндеева Светлана Вильсуровна, старший преподаватель кафедры математики, тел.: 89027614369, e-mail: [email protected]

Mindeeva Svetlana, Senior Lecturer of the Mathematics Department, tel.: 89027614369, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.