УДК 138 (470)
РАЗВИТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА БАЗЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
л _ о
© Г.А. Федосеева1, А.Ю. Малащенко2
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
2Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Определены основные предпосылки для производства импортозамещающей продукции, сформулированы ключевые задачи, решаемые путем интеграции научного, производственного, финансового и управленческого потенциала на основе реализации кластерного подхода к развитию импортозамещения. Обоснована целесообразность формирования кластеров в сфере машиностроения, рассмотрены актуальность и потенциальная эффективность данной формы организации взаимодействия на примере реализации стратегического проекта по созданию машиностроительного кластера на территории Иркутской области.
Ключевые слова: промышленность; инвестиции; авиастроение; импортозамещение; машиностроительный кластер; государственное регулирование.
CLUSTER-BASED DEVELOPMENT OF IMPORT-SUBSTITUTING MACHINE-BUILDING G.A. Fedoseeva, A.Yu. Malashchenko
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia. Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper identifies the basic preconditions for the production of import-substituting products and formulates the key problems to be solved through the integration of scientific, industrial, financial and managerial capacity through the implementation of the cluster approach to the development of import substitution. Having proved the feasibility of cluster formation in the field of machine-building, the authors discuss the relevance and potential efficiency of this form of interaction on the example of the implementation of a strategic project on machine-building cluster creation in the Irkutsk region.
Keywords: industry; investment; aircraft engineering; import substitution; machine-building cluster; government regulation.
Организация импортозамещающего производства требует взвешенного подхода к определению условий размещения промышленных предприятий на территории государства. Важную роль в данном случае имеет создание конкурентоспособного продукта, отвечающего требованиям внутреннего и мирового рынка, как по качественным, так и по ценовым характеристикам. При соблюдении этого условия отечественная импортозамещающая продукция, эквивалентная по цене и качеству импорту, способна обеспечить не меньший уровень удовлетворенности потребителей [1].
Одним из наиболее действенных механизмов реализации политики импортозамещения является формирование производственных кластеров путем налаживания эффективного взаимодействия между предприятиями промышленного, научного, проектно-конструкторского комплексов в целях образования единых технологических цепочек по выпуску сложных продуктов, востребованных конечными потребителями как внутри страны, так и за рубежом.
Стадия активной индустриализации и развития
масштабного массового производства позволили сформировать мощный промышленный потенциал российской экономики. В совокупности с научным потенциалом, емким внутренним спросом, а также учитывая потребность в импортозамещающей продукции можно говорить о высокой актуальности применения кластерной модели развития отечественной промышленности.
Объединение различных предприятий и учреждений для производства импортозамещающей продукции путем создания производственных кластеров возможно при наличии следующих предпосылок:
1. Благоприятные макроэкономические тенденции, наличие платежеспособного внутреннего спроса и ресурсов для производства востребованной импортозамещающей продукции.
2. Возможность использования различных источников финансирования для организации производства импортозамещающей продукции, среди которых наиболее значимым в настоящее время являются государственные целевые программы, субсидирование
1Федосеева Галина Александровна, аспирант, тел.: 89041113089, e-mail: [email protected] Fedoseeva Galina, Postgraduate, tel.: 89041113089, e-mail: [email protected]
2Малащенко Александр Юрьевич, кандидат технических наук, научный сотрудник, тел.: 89086568030, e-mail: [email protected] Malashchenko Alexander, Candidate of technical sciences, Researcher, tel.: 89086568030, e-mail: [email protected]
за счет бюджетов различных уровней, банковское кредитование, а также средства частных инвесторов, в частности, проявляющих активность по обновлению основного капитала за счет импорта машин и оборудования.
3. Формирование упорядоченной структуры взаимодействия отечественных производителей импортозамещающей продукции с их поставщиками и покупателями.
4. Образование и совершенствование связей между разработчиками и производителями наукоемких технологий, продукции.
5. Наличие заинтересованности со стороны государства в реализации мер поддержки развития импортозамещающих производств.
Интеграция научного, производственного, финансового и управленческого потенциала на базе кластерного подхода к формированию новых и расширению действующих импортозамещающих производств способна содействовать:
- минимизации издержек производства, снижению себестоимости продукции предприятий-участников;
- формированию рынков сбыта продукции предприятий-участников;
- повышению уровня конкурентоспособности продукции и предприятий-участников;
- разработке и реализации совместных инвестиционных проектов, освоению производства и внедрению новых изделий;
- повышению результативности инновационных процессов, созданию базы для апробации и упрощения доступа к применению передовых технологий, организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- увеличению производительности труда, совместному использованию знаний, технологий и основных фондов;
- ускорению процессов обучения за счет концентрации и прямых контактов специалистов мирового уровня;
- реструктурированию отдельных предприятий, оптимизации производственных процессов и отраслевой структуры;
- созданию благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса;
- координации совместной деятельности участников и их взаимоотношений с органами государственной власти, повышению скорости информационных потоков;
- распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе при совместном выходе на внешние рынки;
- проведению непрерывного мониторинга и контроля за развитием отрасли, формированию эффективной системы государственной поддержки.
Использование комплексного подхода к формированию кластеров не только способствует импортоза-мещению и повышению уровня экспортоориентиро-ванности экономики, но и позволяет создать основу для развития смежных отраслей. Реализация подоб-
ной модели развития может служить залогом перспективного роста экономики страны, а также отдельных ее регионов и отраслей народного хозяйства. В современной экономике высокая конкурентоспособность прогрессивно развивающихся территорий основывается на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу предприятий, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Отличие кластера от других форм организации предприятий (например, от территориально-производственных комплексов) состоит в наличии внутренней конкурентной среды, сильных позиций на глобальном рынке, а также в существенном присутствии кластеров в глобальной экономике [2]. При этом кластерный подход позволяет повысить конкурентоспособность на глобальном рынке не только крупных якорных предприятий, но и всех участников кооперационной цепочки.
К числу ключевых направлений развития импорто-замещения относится стимулирование роста высокотехнологичного машиностроения. Машиностроительные предприятия, как открытые ориентированные на рынок экономические системы, вынуждены постоянно адаптироваться к его изменяющимся требованиям, соответственно результаты их функционирования и их содержательная целостность связаны и взаимообусловлены. Под влиянием внешних требований меняются функции, структуры и ресурсы машиностроительного предприятия, что обусловливает его производственные возможности и интегративный эффект прироста потребительской ценности выпускаемой продукции [3].
Одним из примеров внедрения описываемых инструментов экономического развития страны является реализация стратегически важного проекта по созданию машиностроительного кластера на территории Иркутской области. В качестве основы функционирования кластера определены следующие цели: увеличение темпов экономического роста, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы за счет повышения конкурентоспособности существующих предприятий машиностроительного профиля и создания новых предприятий высокотехнологичного малого и среднего бизнеса.
Особая актуальность создания кластера обусловлена началом активной стадии реализации масштабного проекта Иркутского авиационного завода - филиала ОАО «Корпорация «Иркут» по производству инновационного продукта - среднемагистрального самолета МС-21, а также планами компании по выведению на аутсорсинг производств низких переделов. На базе кластера будет обеспечено формирование единых технологических цепочек по выпуску высокотехнологичной машиностроительной продукции с привлечением субъектов малого и среднего бизнеса.
В этой связи на начальном этапе деятельности кластера ИАЗ отводится роль якорного резидента, обеспечивающего помимо устойчивого заказа на продукцию и услуги участников кластера их технологиче-
ское развитие и рост уровня стандартизации производственных процессов.
Значительная часть спроса на продукцию машиностроительного профиля, выпускаемую предприятиями кластера, определяется ростом производства авиационной техники. Мировой рынок самолетов оценивается в 110 млрд долл. США ежегодно. Из этой суммы около 75% приходится на гражданские воздушные суда. При этом Российская Федерация заметно представлена на рынке военной, специальной и транспортной авиации, где ее доля составляет 17,1%, тогда как участие в рынке пассажирских самолетов составляет менее 1%.
В среднем доля импортной продукции в отрасли авиастроения в 2006-2010 гг. составляла 39,2%, а в течение 2011-2015 гг. превысила 40% от объема предложения. Таким образом, в настоящее время имеет место устойчивая тенденция увеличения доли иностранных гражданских самолетов в парке отечественных авиакомпаний [4]. Большую часть парка самолетов в структуре основных российских авиакомпаний составляют самолеты компаний Boeing, Airbus, Антонов, Туполев, Яковлев, Илюшин. Вместе с тем основная часть модельного ряда пассажирских самолетов, выпускаемых отечественными авиастроительными предприятиями, в том числе такие модели, как Ил-96-300 и Ту-204/214, не востребованы на мировом авиационном рынке в связи с неконкурентными параметрами их эксплуатации. Заказы на эти самолеты в основном поступают от государственных структур.
Появление принципиально нового продукта в сегменте узкофюзеляжных самолетов от компаний Boeing и Airbus задерживается, проведение ремотори-зации самолетов семейства А320 и Boeing 737NG, по оценкам экспертов, не даст достаточных конкурентных преимуществ по сравнению с семейством МС-21.
Предполагаемое количество воздушных судов (ВС) размерности 135-200 кресел, которые будут эксплуатироваться в парках коммерческих авиакомпаний в 2036 г., составляет в целом по миру 25496 единиц, потребность в новых самолетах за период 2017-2036 гг. оценивается в 21182 ВС [5].
В долгосрочной перспективе ожидаются благоприятные условия для развития авиастроительного рынка за счет роста ВВП и объема авиаперевозок. Согласно прогнозу на период 2013-2032 гг. при среднегодовом росте мирового ВВП в 3,4% темпы роста пассажирских авиаперевозок составят 5,0% (при наиболее высоких темпах роста авиаперевозок в Китае -7,5%, Индии - 7,2%, странах Латинской Америки и Карибского бассейна - 6,8%) [6].
Потенциал выпуска продукции общего машиностроительного профиля, в том числе комплектующих изделий и услуг в составе конечной продукции кластера, в первую очередь основывается на спросе на указанную продукцию со стороны якорного резидента кластера - Иркутского авиационного завода, а также крупных машиностроительных предприятий, в том числе производителей авиационной техники гражданского назначения. Объем потенциального спроса со стороны Объединенной авиастроительной корпорации на продукцию и услуги участников кластера по гражданским авиационным программам, в частности по самолету МС-21, отражен на рис. 1.
На первоначальном этапе развития кластера одним из основных проектов станет развитие импорто-замещения по программе МС-21. Также рассматривается возможность участия резидентов кластера в обслуживании производства SSJ-100. Предварительно доля участия резидентов кластера в программе SSJ-100 оценивается в 20% от общего объема продукции, передаваемой на аутсорсинг [5].
Рис. 1. Объем потенциального спроса со стороны ОАК на продукцию и услуги участников кластера
Следует отметить, что машиностроительный кластер Иркутской области не ограничивается авиастроительным направлением. В число участников кластера привлекаются различные машиностроительные предприятия как уже имеющие производственные объекты на территории области, так и предприятия из других регионов и иностранные производители в целях размещения мощностей на базе формируемого кластера. В долгосрочной перспективе к 2025 г. планируется, что доля авиастроительной составляющей в структуре кластера должна достигать не более 40%.
Катализатором развития машиностроительного кластера призваны стать объекты инновационной инфраструктуры, в том числе центр инжиниринга, центр испытаний и сертификации, центр субконтрактации и индустриальный парк (технопарк) машиностроительного кластера Иркутской области. Осуществление деятельности обозначенными инфраструктурными организациями способствует интеграции малого и среднего бизнеса в цепочку добавленной стоимости не только посредством их технологической поддержки при разработке, проектировании, изготовлении и испытании изделий, а также путем снижения барьеров входа на рынок высокотехнологичной продукции, в особенности авиационного назначения.
Совокупность кооперационных связей между участниками кластера, возникающих в процессе движения по цепочке добавленной стоимости кластера, образуют технологическую схему машиностроительного кластера Иркутской области (рис. 2).
Специализированной организацией кластера, обеспечивающей поддержку функционирования представленной схемы, выступает Центр кластерного раз-
вития. Основным направлением его работы в отношении машиностроительного кластера является создание условий для эффективного взаимодействия организаций-участников кластера, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития кластера, обеспечение реализации проектов развития кластера, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками. Помимо перечисленного предполагается оказание широкого перечня дополнительных востребованных участниками кластера услуг по развитию научно-кооперационных и социальных связей и отрасли в целом.
На базе индустриального парка планируется размещение машиностроительных предприятий, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства по производству авиационных комплектующих изделий низкого передела. Формирование единой промышленной площадки способствует организации выпуска сертифицированной импортозамещающей продукции машиностроительного профиля и позволит участвовать в производственной цепочке авиастроения широкому кругу предприятий. Способствовать повышению инвестиционной привлекательности индустриального парка будет оказание содействия со стороны государства в обеспечении необходимой для осуществления деятельности инфраструктурой, в частности, создание условий для подключения энергетических мощностей, водоснабжения и водоотведе-ния производственных цехов, офисных помещений и инфраструктурных организаций.
Рис. 2. Технологическая схема машиностроительного кластера Иркутской области
Действующий в настоящее время Центр сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) создан в целях обеспечения системной интеграции резидентов кластера по отраслевой системе аттестации и стандартизации, оказания услуг по подтверждению соответствия, проведения испытаний материалов, оборудования, технологических процессов и образцов выпускаемых изделий. Основная цель деятельности центра - это технологическая поддержка производственных предприятий, в том числе резидентов технопарка для развития ими применения инновационных технологий и повышения технологической готовности как поставщиков продукции и услуг для авиастроения [7].
Инжиниринговый центр предназначен для удовлетворения потребностей малых и средних инновационных предприятий в инженерно-консультационных, проектно-конструкторских и расчетно-аналитических услугах; консультационных услугах по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности; составлении бизнес-планов/технико-экономических обоснований/инвестиционных меморандумов для инвестпро-ектов; разработке программ модернизации/развития/технического перевооружения производства; организации и проведении обучающих тренингов, семинаров с привлечением сторонних преподавателей/тренеров для обучения сотрудников предприятий технопарка. Роль центра инжиниринга заключается в осуществлении деятельности в качестве посредника между поставщиками инжиниринговых услуг - подрядными инжиниринговыми компаниями и заказчиком в лице малых и средних инновационных предприятий. За счет привлечения субсидий из бюджетных источников центр инжиниринга может повысить доступность дорогостоящего инжиниринга для местных производителей.
Планируемый к организации Центр субконтракта-
ции предназначен для поиска партнеров для производственной деятельности - поставщиков и заказчиков продукции, комплектующих, производственных услуг, производственных помещений.
Важнейшим эффектом в рамках развития экс-портоориентированности и импортозамещения в регионе должно стать привлечение на его территорию производственных предприятий из других субъектов Российской Федерации и иностранных компаний, участвующих в программе кооперации по проекту МС-21, а также организующих свои дочерние производства для реализации новых проектов. Способствовать этому должно создание развитой инфраструктуры поддержки, в том числе производственной и логистической.
Таким образом, представленная модель экономического роста на основе развития производственных кластеров свидетельствует о практической значимости и эффективности реализации кластерного подхода при решении проблем импортозамещения. Интеграция различных организаций в рамках кластера способствует обеспечению выпуска импортозамещающей продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке, с учетом формирования необходимых элементов производственного, научно-исследовательского и образовательного блоков, а также инновационной и сервисной инфраструктуры. Кластерное развитие территории государства позволит восполнить недостающие пробелы в технологической, логистической, финансовой и организационной схемах взаимодействия национальных товаропроизводителей друг с другом и с другими организациями, а также придать дополнительный импульс развитию приоритетных отраслей экономики и интенсифицировать инновационную и внешнеэкономическую деятельность страны.
Статья поступила 08.08.2015 г.
Библиографический список
1. Фальцман В.К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 22-32.
2. Погудаева М.Ю., Оркуша М.А. Особенности региональной промышленной политики России на современном этапе // Экономические науки. 2014. № 3 (112). С. 11-15.
3. Крылатков П.П. Постановка задачи формирования оптимального портфеля заказов машиностроительного предприятия на основе концепции // Организатор производства. 2015. № 1. С. 5-17.
4. Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы: государственная программа Российской Федерации [Электронный ресурс] // Правительство России. 2014. URL:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (10.08.2015).
5. Стратегия развития машиностроительного кластера Иркутской области до 2020 года [Электронный ресурс] // Центр сертификации, стандартизации и испытаний Иркутской области. 2015. URL: http://ciskp.ru/wp-content/uploads/2015 /08/strategiya_klaster.pdf (10.08.2015).
6. Анализ отрасли авиастроения в России в 2006-2010 гг., прогноз на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] // Бизнес-Стат. 2011. URL: marketing.rbc.ru/download/research /demofile_562949979756458 (11.08.2015).
7. Малащенко А.Ю. Особенности управления инновационными проектами в авиастроении // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 305-309.