регулирования, управления и улучшения качества на серийных предприятиях происходит в ходе второй инжиниринговой практики (моделирующей).
На данном этапе инжиниринговой подготовки студенты определяют приоритетность целей инжиниринга, выявляют критерии реализации реинжиниринговых мероприятий (кадровых, финансовых, материальных и т.д.), разрабатывают варианты организационной структуры предприятия и соответствующих систем менеджмента, проводят прогнозирование экономической эффективности предложенной модели.
Процесс формирования у будущих управленцев по качеству способностей к обоснованию, защите, доказательности и эффективности внедрения предлагаемых управленческих решений осуществляется в результате выступления и презентации материалов на научно-исследовательском семинаре (конференции).
Результатом инжиниринговой подготовки выступает выпускная квалификационная работа бакалавра, основные положения которой представляются в виде программы качества производственного объекта.
Критериями оценки формирования компетенций бакалавров в ходе инжиниринговой подготовки выступают требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 221400.62 «Управление качеством» к уровню подготовки выпускника вуза, а также согласованные рекомендации представителей академического и профессионального сооб-
Библиографический список:
ществ к компетентности специалистов в области качества. В их числе:
1) способность к выбору и обоснованию управленческих решений в конкретных производственных ситуациях. Комплексное овладение методами практической деятельности менеджера по качеству, специалиста по качеству, аудитора и других должностных лиц;
2) способность к выявлению сильных и слабых сторон в процессе выполнения комплексного проблемного анализа деятельности предприятия;
3) способность к выработке рекомендаций по снижению производительных и непроизводительных затрат и повышению качества продукции;
4) способность к применению современных методов управления коллективом, методов мотивации и вовлечения персонала в процесс модернизации и интеграции производства;
5) способность к консультационному и организационному инжинирингу.
Таким образом, инжиниринговая подготовка бакалавров в области управления качеством производственных систем машиностроения, как инновационный элемент профессионального образования, позволяет максимально учитывать перспективные потребности работодателей и способствует более эффективному формированию готовности выпускников к инновационной деятельности и сведению к минимуму адаптационного периода молодых специалистов по управлению качеством.
1. Перспективы развития российского машиностроения. Федеральный портал о городах России ProTown.com Available at: http://www.protown.ru/information/hide/4486.html
2. Лактюшина О.В, Лысенко А.Н. Система управления инновационными процессами в машиностроении. Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2013; 1: 113-117.
3. Калита П. От процессов управления качеством - к целостной технологии непрерывного совершенствования организации. Стандарты и качество. 2001; 1: 40-44.
4. Токарев В. Кто ответит за качество: специалист по качеству? Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2010; 12.
5. Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
6. Что же такое инжиниринг? Инжиниринг - роль в современной России. Available at: http://www.enginrussia.ru/info/ponyatiya_i_opredele-niya/to_ge_takoe_inginiring
7. Методические рекомендации по организации и проведению преддипломной практики и написанию дипломных работ для студентов V курса всех форм обучения по специальности 080507 Менеджмент организации. Available at: http://diss.seluk.ru/m-ekonomi-ka/10058-2-metodicheskie-rekomendacii-organizacii-provedeniyu-preddiplomnoy-praktiki-napisaniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-kur-sa-vseh.php
References
1. Perspektivy razvitiya rossijskogo mashinostroeniya. Federal'nyj portal o gorodah Rossii ProTown.com Available at: http://www.protown.ru/ information/hide/4486.html
2. Laktyushina O.V, Lysenko A.N. Sistema upravleniya innovacionnymi processami v mashinostroenii. VestnikAGTU. Ser. 'Ekonomika. 2013; 1: 113-117.
3. Kalita P. Ot processov upravleniya kachestvom - k celostnoj tehnologii nepreryvnogo sovershenstvovaniya organizacii. Standarty i kachestvo. 2001; 1: 40-44.
4. Tokarev V. Kto otvetit za kachestvo: specialist po kachestvu? Kadrovik. Kadrovoe deloproizvodstvo. 2010; 12.
5. Gorbashko E.A. Upravlenie kachestvom ikonkurentosposobnost'yu. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGU'EF, 2005.
6. Chto zhe takoe inzhiniring? Inzhiniring - rol' v sovremennoj Rossii. Available at: http://www.enginrussia.ru/info/ponyatiya_i_opredeleniya/ to_ge_takoe_inginiring
7. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu preddiplomnoj praktiki i napisaniyu diplomnyh rabot dlya studentov V kursa vseh form obucheniya po special'nosti 080507 Menedzhment organizacii. Available at: http://diss.seluk.ru/m-ekonomika/10058-2-metodicheskie-rekomendacii-organizacii-provedeniyu-preddiplomnoy-praktiki-napisaniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-kursa-vseh.php
Статья поступила в редакцию 30.03.15
УДК 378
Abdurazakova D.M., PhD, Professor, Head of Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dean of Pedagogy and Psychology Faculty, Dagestan State Pedagogical University (Mahachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru Mustafayeva Z.S., Cand. of Sciences (Philology), Associate Professor of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Mahachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE TO CHILDREN IN A DYSFUNCTIONAL FAMILY. In the article the problem of development of tolerance among the younger generation in a family is studied. Special emphasis is placed on the specifics of the development of tolerance to children in a dysfunctional family. The authors identified the main directions in the improvement of pedagogical and educational work with difficult families, which is targeted at the development of tolerant consciousness. The notion of tolerant consciousness is understood by the authors as a view of the position of the child as an active subject of the organization of educational and preventive work. In the course of the research the authors studied the organization of work with a family on the level of individual districts and educational institutions through the implementation of programs aimed at mobilizing of a neutralizing capacity of a family
environment. The researchers show that the organization includes a collective creative activity of pupils through pedagogical support in terms of institutions of additional education.
Key words: family, tolerant consciousness, dysfunctional family, prevention intolerances behavior.
Д.М Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики обучения праву, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru
З.С Мустафаева, канд. фил. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ
В статье рассматривается проблема развития толерантного сознания у подрастающего поколения в семье. Особый акцент делается на специфике развития толерантного сознания детей в неблагополучной семье. Авторами были выделены основные направления совершенствования педагогико-воспитательной работы с неблагополучными семьями по развитию толерантного сознания: учёт позиции ребёнка как активного субъекта организации воспитательно-профилактической работы; организация работы с семьей на уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды; организация включения в коллективную творческую деятельность учащихся через педагогическое сопровождения в условиях учреждений дополнительного образования.
Ключевые слова: семья, толерантное сознание, неблагополучная семья, профилактика интолерантного поведения.
Актуальной проблемой в современном обществе является развитие толерантности, толерантного сознания у подрастающего поколения. В условиях постоянных конфликтов, войн, проявления религиозного экстремизма толерантность должна стать необходимой составляющей в отношении к особенностям различных народов, наций, религий и сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей. Основы толерантного сознания закладываются в семье, где ребёнок набирает опыт в сфере межличностных отношений. На развитие толерантного сознания оказывает влияние семья, семейное воспитание. Отметим, что изучению вопросов взаимодействия педагогического коллектива и семьи в вопросах развития толерантного сознания и становления толерантной позиции необходимо посвятить отдельное исследование. Не-
которые аспекты этой сложной проблематики были раскрыты в работах В.А. Караковского, В.И. Журавлева, Т.Б. Загоруля, С.В. Чистяковой и др.
Учёными подчеркивается взаимосвязь ценностного отношения к семье, её традициям и уровня развития толерантного сознания (см. табл. 1). Исследователи также отмечают возникающие в настоящий период опасности: формирования антиценностных отношений личности к такой важнейшей сфере жизнедеятельности, как создание и функционирование семьи; формирование интолерантности в неблагополучных семьях. «Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» [1].
Таблица 1
Ценности Показатели повышения уровня толерантного сознания Показатели снижения уровня толерантного сознания
Семья уважение семейных традиций, гордость за своих предков социальная беспочвенность, игнорирование ответственности
Родина устойчивая гражданская позиция социальное иждивенчество
Окружающий мир, экология любовь к природе, бережное отношение к её богатствам потребительское отношение к природе и её богатствам
Мирная жизнь миротворчество и неприятие насилия агрессивность
Труд трудолюбие, стремление к творчеству лень
Культура Развитый интеллектуальный уровень, Воспитанность поведения Такт, развитая этическая система хамство и вандализм
Знания любознательность невежество
Отношение к другим людям
Человек как таковой (такой же, как Я сам) гуманность жестокость
Человек как Другой, как альтер-Эго (не Я) альтруизм эгоизм
Человек как Иной (не такой, как Я) толерантность национализм, расизм
Отношение к самому себе
Я - телесное забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни пристрастие к вредным привычкам
Я - душевное самопринятие и душевное здоровье комплекс неполноценности
Я - духовное свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самореализацию человека несвобода личности
Взаимодействие ценностных ориентаций личности и её отношения к семье и уровня развития толерантного сознания
С учётом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две группы:
1) открытая форма неблагополучия - конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные);
2) скрытая форма неблагополучия представляет собой внешне респектабельные семьи, не вызывающие нареканий среди общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями.
Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд не видны. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
Для исследования особенностей педагогического регулирования процесса развития толерантного сознания особенно важно разработать точно направленные действия, учитывающие специфику прежде всего второй группы неблагополучных семей,
лерантного сознания не только учащихся, но и членов их семей [2].
В целом, можно заключить, что, так как влияние семьи на становление толерантной позиции ребёнка очень велико, педагоги, реализующие систему педагогического сопровождения развития толерантного сознания, в первую очередь должны решать проблему создания благоприятного эмоционального фона в семье и культурной семейной среды [3].
Начало работы по указанной проблеме нам видится в реализации комплекса мер по воплощению идеи гуманного отношения к детям, возрождение принципов «здорового семейного климата», творческой реализации всех членов семьи, как условия для оздоровления эмоциональной атмосферы, включающее объединение усилий заинтересованных организаций и ведомств, привлечение специалистов для организации реальной помощи семьям, использование средств массовой информации.
В результате экспериментальной работы было показано, что изменение уровней творческого проявления учащихся происходит в направлении от спонтанного, через устойчивый вид проявления к планируемому, как наиболее высокому уровню (данные обобщены в таблице 2).
Таблица 2
Динамика уровней творческого проявления учащихся в процессе коллективной деятельности
Уровни
Этапы Группа Спонтанный Устойчивый Планируемый
I Экспериментальная Контрольная 76 70 24 30 0 0
II Экспериментальная Контрольная 31 68 48 32 21 0
III Экспериментальная Контрольная 25 61 43 30 32 9
в которой, как показывает практика, зачастую и формируются основы интолерантного поведения.
Профилактика интолерантного поведения основана на создании ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения. Органичное развитие толерантного сознания проходит прежде всего в условиях доброжелательной, психологически комфортной обстановки.
На основе анализа практического опыта нами были выделены основные направления совершенствования педагоги-ко-воспитательной работы с девиантными детьми, подростками и неблагополучными семьями по развитию толерантного сознания: учёт позиции ребёнка как активного субъекта организации воспитательно-профилактической работы; организация работы с семьёй на уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды; организация включения в коллективную творческую деятельность учащихся через педагогическое сопровождения в условиях учреждений дополнительного образования.
В работе по развитию толерантного сознания учащихся из неблагополучных семей на первый план выходят адаптирующая и социализирующая функции образовательных организаций.
Важно подчеркнуть, что для более эффективной реализации указанных функций с этим контингентом учащихся педагогам необходимо разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, преподавателей) учреждения, обуславливающие повышение уровня развития то-
Библиографический список
В качестве контрольных групп были выбраны коллективы учащихся, руководители которых ведут работу исключительно по линии заучивания материала занятий - танцевальных па, мелодий и слов песен, отработки технических приёмов в других областях художественного творчества.
Обобщение исследования динамики уровней творческого проявления учащихся в процессе коллективной деятельности (в % от общего числа учащихся в группе).
По результатам наблюдения, которое велось в течение 3 лет, за двумя группами коллективов - экспериментальной (где внедрялись все виды педагогического сопровождения, а также формировались соответствующие составляющие толерантного сознания) и контрольной (в которой не велось специальной работы по внедрению и развитию указанных компонентов, а действовала устоявшаяся схема ЗУН - «знания-умения-навыки») были выделены уровни творческого проявления учащихся, среди которых: начальный уровень определялся как спонтанный, более продвинутый как устойчивый, наиболее высокий - как планируемый уровень творческого проявления.
Результаты полученных данных показали, что в экспериментальной группе происходит постепенное, но уверенное продвижение к более высоким уровням творческого проявления, а в контрольной группе, если и происходят изменения, то они могут быть оценены как незначительные.
Таким образом, значительным для развития толерантного сознания детей является семья, в которой заключен мощный потенциал нивелирования социальных противоречий и напряжений.
1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. Москва, 2003.
2. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона: автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.
3. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. Педагогика. 2002; 7: 3 - 13. References
1. Celujko V.M. Psihologiya neblagopoluchnoj sem'i: kniga dlya pedagogovi roditelej. Moskva, 2003.
2. Abdurazakova D.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy deyatel'nosti uchrezhdenij kul'tury i obrazovaniya vrazvitii tolerantnogo soznaniya molodezhimnogonacional'nogo regiona: avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
3. Gershunskij B.S. Tolerantnost' v sisteme cennostno-celevyh prioritetov obrazovaniya. Pedagogika. 2002; 7: 3 - 13.
Статья поступила в редакцию 19.03.15
УДК 376.6
Agulina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, North-Caucasian Federal University
(Stavropol, Russia), E-mail: agulina7@yandex.ru
GENDER APPROACH TO SOCIAL LEARNING IN PROFESSIONAL SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF BACHELOR MAJORING IN SOCIAL WORK. The article explains the efficiency the gender approach to the social education of children, who find themselves in difficult life situations. The whole concept of this education viewed with reference to socio-pedagogical work of bachelors, whose major is social work. The basics of the gender approach to the social education of children is revealed by the author's definition of the gender approach as it is applied to the social learning. The paper also shows the relationship of gender differences in social learning with speech behavior and activities of the pupils and their impact on the effectiveness of the process of social teaching. The researcher characterizes the verbal behavior in communication of individuals with different gender identity. The author concludes that preparation of the bachelor of social work to carry out professional activities in educational institution of a special type actualizes the need to prepare for the implementation of the gender approach into their professional activities and, in particular, into social teaching.
Key words: gender approach to social learning, bachelor of social work, social knowledge and skills.
С.В. Агулина, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный
университет», г. Ставрополь, E-mail: agulina7@yandex.ru
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье даётся обоснование гендерного подхода к социальному обучению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социально-педагогической деятельности бакалавра социальной работы. Раскрывается сущность гендерного подхода к социальному обучению детей, дается авторское определение понятия «гендерный подход к социальному обучению». Раскрывается связь гендерных различий в социальном обучении с речевым поведением и деятельностью воспитанников и их влияние на результативность процесса социального обучения. Характеризуются речевые особенности поведения в общении личностей с различной гендерной идентичностью. Автор делает вывод, подготовка бакалавра социальной работы к осуществлению профессиональной деятельности в образовательных учреждениях особого типа актуализирует необходимость их подготовки к реализации гендерного подхода в своей профессиональной деятельности и, в частности, в социальном обучении.
Ключевые слова: гендерный подход к социальному обучению, бакалавр социальной работы, социальные знания и умения.
Социально-педагогическую теорию и деятельность логично рассматривать составной частью теории и практики социальной работы, когда речь идёт о защите интересов и профессиональной помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Поэтому бакалавр социальной работы должен быть подготовлен в социально-педагогическом отношении. Кроме этого, по нашему мнению, профессиональная деятельность бакалавра социальной работы требует от него умения реализовы-вать в своей деятельности гендерный подход, так как он взаимодействует не с абстрактным лицом, а с мужчиной (отцом) или женщиной (матерью), юношей или девушкой, девочкой или мальчиком. Данная точка зрения актуализируется еще и тем, что способность учитывать в профессиональной деятельности гендерный аспект характеризует уровень профессиональной управленческой культуры бакалавра социальной работы [1]. Исходя из этого положения, одним из элементов содержания гендерного подхода в оказании социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является учет ген-дерных особенностей детей в их социальном воспитании и обучении.
Анализ научной литературы [2; 3] позволил сформулировать понятие «гендерный подход к социальному обучению», под которым мы понимаем такую организацию процесса социального обучения воспитанников, которая позволяет им усвоить социальные знания и сформировать социальные умения и навыки, обеспечивающие им успешную социализацию в обществе и социальную идентификацию по признаку пола, а также самореализоваться в этом процессе с присущими им индивидуальными и гендерными особенностями. В реализации этого подхода необ-
ходимо содействовать формированию неповторимой индивидуальности каждого воспитанника с учетом многовариантного фактора пола, влияющего на целенаправленный процесс усвоения им социальных знаний и формирования умений.
Процесс обучения ребёнка осуществляется, как правило, в учебном заведении и связан с усвоением академических знаний. Однако одновременно с этим происходит усвоение им систематизированных социальных знаний, умений, навыков, которые дополняют стихийно получаемый ребёнком социальный опыт. Это позволяет обеспечить ребёнку более успешное усвоение социальных ценностей, норм, установок и ролей, что в свою очередь, способствует его успешному социальному становлению. Так происходит с ребёнком психически и физически здоровым, растущим в нормальной семье, социальное становление, как и физическое и психическое развитие, которого происходит естественно, по известным законам. Однако, если ребёнку необходима специальная помощь в его социализации, то для усвоения социальных знаний и формирования социальных умений и навыков необходимо организовывать целенаправленный процесс социального обучения. При этом реализация гендерного подхода в социальном обучении требует опоры на природосообразные особенности мальчиков и девочек и на социальные и психолого-педагогические условия приобретения гендерных особенностей в их онтогенетическом развитии.
Применительно к социально-педагогической деятельности бакалавра социальной работы индивидуализация социального обучения необходима тогда, когда он работает, например, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. А дифференцированный подход в социальном обучении возможен в