РЫНОЧНЫЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ИНЖИНИРИНГА В СФЕРЕ МЕТАЛЛУРГИИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ РЕГИОНА
О. А. Кислицына,
доцент кафедры менеджмента Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук olkis@ngs.ru
В статье рассматриваются рыночные тенденции в сфере металлургии и машиностроения как значимых и взаимообусловленных отраслей промышленности регионов Сибирского федерального округа, в частности — Новосибирской области. Выявляются благоприятные факторы как стимулы развития инжиниринга в данных отраслях. Инвестиции в инжиниринговые услуги будут способствовать опережающему развитию экономики и базовых отраслей промышленности региона (металлургии и машиностроения), что способствует решению важной задачи импортозамещения и роста международной конкурентоспособности.
Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, Новосибирская область, анализ рынка, металлургия, машиностроение, инжиниринг, факторы развития, региональная экономика
УДК 338.45 ББК 65.291
Постановка проблемы. Анализ структуры экономики Новосибирской области и других регионов СФО показал значимость и взаимообусловленность таких отраслей промышленности, как металлургия и машиностроение, актуальность и целесообразность развития научно-технического направления, связанного с созданием высокотехнологичных производств в этих отраслях. Для рынков металлургии и машиностроения характерен высокий уровень конкуренции среди поставщиков, многие из которых — зарубежные. В ближайшие пять-десять лет изношенность фондов мелких и средних металлургических заводов заставит их закупать новое оборудование и технологии, поскольку модернизация станет вопросом выживания. Чтобы кардинально изменить ситуацию на рынке металлургического машиностроения, создать пул сильных отечественных (региональных) поставщиков и обеспечить импортозамещение, необходимо создать новые технологии и уникальное оборудование, систему проектирования высокотехнологичных производств «под ключ», начиная с рудовосстановительных технологий до систем утилизации отходов. Новые технологии, уникальность производств и эксклюзивная продукция — факторы конкурентных преимуществ региональной промышленности.
Задействовать эти факторы на практике позволяет развитие инжиниринга на основе государственных и частных инвестиций. Для этого инвесторы должны понимать рыночную ситуацию и быть уверенными в готовности рынка к инвестициям для минимизации рисков. Автор работы выдвигает гипотезу о том, что тенденции регионального рынка металлургии и машиностроения способствуют формированию рынка инжиниринга в данной сфере и его динамичному развитию в ближайшие годы. Данная гипотеза разрабатывается на основе анализа рынков трех составляющих цепочки создания добавленной стоимости: черная металлургия — металлургическое оборудование — машиностроение, а также рынка инжиниринговых услуг в данных отраслях.
Исследование тенденций рынка металлургии и машиностроения.
Исследование тенденций на рынках металлургического оборудования, сталелитейного производства и машиностроительной отрасли обусловлено цепочкой создания потребительской ценности (добавленной стоимости). Продукция металлургического производства (особенно четвертый передел) является первым переделом для предприятий машиностроения. Первым переделом металлургических предприятий является восстановление металлов из руды, включая предварительную подготовку шихтовых материалов на предприятиях комплексной переработки — современных мини-металлургических заводах.
Предприятия черной металлургии находятся в начале этой цепочки. Доля черной металлургии в ВВП России составляет около 1,5%, в промышленности России — около 8%, экспорте — около 6%. В натуральном выражении объем производства стали составляет порядка 70 млн тонн, чугуна — 50 млн тонн в год. При этом около 30% стали выплавляется с использованием элект-1 98
ропечей, вакуумно-индукционных печей и плазменно-дуговых печей, которые составляют важное направление технологической работы создаваемого инжинирингового центра.
Складывающаяся общемировая ситуация содержит в себе как риски, так и возможности для черной металлургии России. Продолжающееся давление внешнеторговой конъюнктуры ограничивает возможности экспортного роста. В условиях торгового и политического противостояния между Россией и рядом западных стран могут пострадать экспортные поставки российской стали в эти страны. В то же время, нарастающий кризис украинской экономики и ценовая ситуация на мировых рынках, динамика курса иностранных валют открывают для российских предприятий черной металлургии хорошие возможности импортозамещения, на внутрироссийском рынке уже отмечается рост цен на сталь и продукцию из нее.
По данным отчета IFC по исследованию, проведенному в рамках Программы инвестиций в ресурсоэффективность в Восточной Европе и Центральной Азии, нацеленного на всестороннее изучение потенциала ресурсоэффективности литейной отрасли черной металлургии (чугун и сталь) в России, российские литейные предприятия могут сэкономить до 100 млрд руб. в год через реализацию потенциала ресурсоэффективности и достигнуть передового уровня эффективности литейных производств Европы [1]. Исследование выявило, что 57% потенциала ресурсоэффективности может быть реализовано за счет организационных и низкозатратных мер и 43% за счет капитальных инвестиций в замену оборудования. Организационные меры и выгодные ресурсоэффективные проекты зачастую упускаются из виду из-за неразвитого учета фактического потребления ресурсов на предприятиях.
Как показало исследование, около 42% российских литейных предприятий не отслеживают систематически расходование ресурсов при производстве, и большая часть предприятий имеет сложности при расчете фактических показателей эффективности. Только треть предприятий имеют сертификаты систем менеджмента качества и учета, сертификация по экологическим системам менеджмента — большая редкость, а программы обучения системам рационального управления или бережливого производства имеется только на очень крупных литейных предприятиях. Именно с помощью грамотного управления производственными процессами и введения системы мониторинга предприятия могли бы значительно сократить свое отставание от европейских конкурентов даже без дополнительных инвестиций в оборудование. Это является первым важным стимулом для создания и развития инжиниринга в данной сфере.
Одной из важных и перспективных тенденций развития рынка металлургии в последние годы стало создание мини-заводов. Основные предпосылки строительства в России металлургических мини-заводов — обширная география страны, удаленность крупного производства от непосредственных потребителей готовой продукции. В конкурентной борьбе за рынок в регионах, где отсутствуют крупные комбинаты, очевидна эффективность возведения мини-заводов. Это может стать
одним из важнейших факторов развития инжиниринга — проектирование и запуск мини-заводов, то есть реализация проекта «под ключ».
Тенденции рынка металлургического оборудования будут определяться ситуацией в металлургической промышленности, которой в долгосрочной перспективе предсказывается умеренный рост. Доля металлургии в российском промышленном производстве составляет порядка 17%, в экспорте — 14%. На металлургическое производство приходится почти треть потребляемой отечественной промышленностью электроэнергии и пятая часть грузовых железнодорожных перевозок. Совокупная капитализация металлургических предприятий в настоящее время составляет порядка $165 млрд, при этом, к 2016 году, согласно правительственным оценкам, этот показатель вырастет до $240 млрд
Укрепление позиций на мировом рынке требует от российских компаний реконструкции и модернизации производства, а также создания мощностей для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Проблема, сдерживающая развитие металлургической отрасли, связана с большим сроком окупаемости новых проектов. Тем не менее, задача повышения конкурентоспособности обуславливает необходимость серьезных капиталовложений в техническое перевооружение производства.
В течение нескольких лет значительные инвестиции в этом направлении намерены осуществить Магнитогорский металлургический комбинат и Новолипецкий металлургический комбинат. Активные действия по модернизации производства и строительству новых комплексов предпринимают Оскольский электрометаллургический комбинат и Челябинский металлургический комбинат. Металлургический комплекс пользуется поддержкой государства: в 2009 г. утверждена Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 г. (Приказ Минпромторга РФ от 18.03.2009 № 150). Вследствие особой роли металлургии в развитии отечественной экономики государство содействует инвестиционным процессам в отрасли, направленным на модернизацию производства и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. В 2007-2015 гг. объем государственных инвестиций в черную металлургию планируется на уровне 1156 млрд руб., в цветную металлургию — 667 млрд руб. [2].
Отмеченные выше тенденции обуславливают высокую инвестиционную привлекательность металлургического сектора.
Среди факторов риска, присущих металлургической отрасли, следует отметить ее цикличность. Наблюдаемое в настоящее время охлаждение мировой экономической конъюнктуры является сдерживающим фактором для развития циклических отраслей. В то же время, темпы экономического роста в таких странах, как Китай и Индия, остаются высокими, вследствие чего негативное влияние экономического спада в США на мировой спрос на металлы и металлопродукцию будет ограниченным. Что касается российских металлургических компаний, то возможное замедление темпов роста спроса на металлопродукцию на мировом рынке будет компенсироваться опережающими темпами роста внутреннего спроса, в частности, со стороны активно развивающейся строительной индустрии и новых инфраструктурных проектов. Основным стратегическим направлением для компаний станет увеличение глубины переработки металлосодержащего сырья, повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение качества, снижение издержек за счет внедрения современных технологий низкозатратного производства и эффективного использования сырья. Это является следующим важным стимулом развития инжиниринговых услуг в данном секторе экономики.
Целевыми рынками для инжиниринга в сфере машиностроения являются рынки авиационного, ракетного и атомного машиностроения, а также электротехнического, электроэнергетического машино- и приборостроения. Данные рынки являются одними из наиболее высокотехнологичных, требующих применения современных материалов и оборудования с высокими эксплуатационными характеристиками.
В целом российское машиностроение и его продукция не обладают высокой конкурентоспособностью по отношению к
ведущим производителям из других стран. Однако Россия занимает лидирующие позиции на мировых рынках по данным направлениям. Особенно это касается рынков ракетного и атомного машиностроения.
Общая системная проблема машиностроения заключается в незавершенности цикла инновационного развития отрасли, включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, изготовление и эксплуатацию опытно-промышленных образцов, серийное производство, реализацию и поддержку эксплуатации продукции потребителями. По условиям этого цикла, финансовые ресурсы, получаемые при реализации продукции и поддержке ее эксплуатации, должны в необходимых и достаточных объемах направляться на финансирование технического перевооружения и перспективного развития предприятий, прежде всего, для проведения научных разработок по созданию конкурентоспособных образцов оборудования.
Ситуация на региональном рынке машиностроения. Новосибирская область в целом сумела сохранить базовый производственный потенциал предприятий электротехнического и электроэнергетического машино- и приборостроения. Его рост в последние годы во многом можно объяснить эффектом дефолта 1998 г., увеличившим конкурентоспособность российских предприятий по сравнению с иностранными конкурентами в части стоимости производимой ими продукции, а также оживлением целого ряда отраслей народного хозяйства, в частности — пищевой промышленности, металлургии, энергетики, промышленности строительных материалов. Эту сферу машиностроительного производства представляет большое количество предприятий, участвующих в выпуске данного типа продукции.
Большинство предприятий во многом сохранили принцип деятельности, ориентированный на их сегодняшние производственные возможности, а не на потребности рынка. В этом кроется основная проблема, касающаяся сегодняшнего положения машиностроительных предприятий не только на региональном, но и на российском рынках. Она заключается не столько в отсутствии инвестиционных средств, сколько в отсутствии прорывных инновационных проектов.
В Новосибирске потребности рынка в качественном продукте литейного и металлургического производства закрываются, в подавляющем количестве продуктов, привозным сырьем крупных металлургических предприятий — ЗападноСибирский металлургический комбинат (Запсиб; рядовые сорта стали), Челябинский электрометаллургический (спецстали), Магнитогорский металлургический заводы, а по отдельным особо ответственным слиткам — продукцией Ижорского завода (Санкт-Петербург), Волгоградского им. Красного Октября. Это при том, что литейной продукцией Новосибирск в 80-е годы снабжал себя сам- производственными мощностями заводов «Труд», «Сибсельмаш», Сиблитмаш, Стрелочного завода, Завода им. Кузьмина и ряда других.
Производственные мощности завода «Труд» в настоящее время частично остановлены, попытка возобновить производства созданием литейной площадки на площадях завода «Луч» не увенчалась успехом вследствие утери технологий и персонала. Несколько лучше состояние дел на заводе «Сиблитмаш» в связи с вводом в работу в 2013 г. печи постоянного тока на 6 тонн расплава, однако недовведенность оборудования, проблемы с рядом других инженерных систем не позволяют извлечь ожидаемую пользу от его применения и не позволяют использовать его для решения задач предприятия.
Запущенные литейные мощности завода ОАО «НЗХК» в 2010 г. для производства высококачественных деталей из стали для элементов тепловыделяющих сборок не основывались на современных решениях по плавильному оборудованию, не сопровождались должным инженерным сопровождением специализированных металлургических инжиниринговых фирм, вследствие чего новое оборудование не было запущено для указанного производства и законсервировано.
Стрелочный завод, пожалуй, единственное металлургическое литейное предприятие, которое в значительных количествах выпускает специализированную номенклатуру для железной дороги — крестовины, стрелочные переводы и др. из марганцовистой стали. Однако, используемое оборудование, выполненное по проектам 80-х гг. прошлого века, морально
устарело и имеет большой физический износ. Квалифицированное инжиниринговое сопровождение отсутствует. Технические характеристики оборудования могут быть улучшены по производительности до полутора- двух раз, по удельным затратам — уменьшены на 40-60%. Заводу необходимо техническое обновление и переход на современные виды продукции, производимой на современном оборудовании.
В целом, в регионе существует преимущественно примитивное литейное производство простейших марок стали с большой себестоимостью продукции.
Даже без глубокой модернизации, при взаимодействии и под технологическим руководством профессиональной инжиниринговой компании, которую целесообразно создать в регионе, объем производства и качество продукции могут быть резко повышены, запущены выведенные из эксплуатации мощности и созданы новые, высокотехнологичные и современные. При наличии профильной инжиниринговой структуры возникает возможность качественной трансформации литейных мощностей специализированных производств, снабжения региональных предприятий, прежде всего машиностроительных, качественным литьем, в дальнейшем — новыми высокотехнологичными металлами и сплавами, позволяющими приступить к рентабельному выпуску высокотехнологичного оборудования, отвечающего по основным параметрам мировым стандартам. Без основы — качественных металлов, сплавов, порошковых материалов и изделий из них, выпуск конкурентоспособного оборудования не представляется возможным.
Анализ рынка инжиниринга.
В настоящий момент рынок инжиниринговых услуг характеризуется следующими тенденциями:
- уровень капиталоемкости снижается;
- уровень технологического развития постоянно растет;
- уровень волатильности рынка снижается;
- уровень регулирования рынка средний, но имеет возрастающую тенденцию (игроки этой отрасли должны придерживаться международных стандартов, в том числе аккредитации ISO);
- высокие барьеры входа на рынок;
- формирование продукта под конкретного заказчика;
- востребованность продуктов, изготовленных с минимальными временными, бюджетными, ресурсными затратами;
- формирование проектных консорциумов для ведения борьбы за контракты (мировой тренд).
В настоящее время рынок инжиниринговых услуг является важной составляющей любой развитой экономики, при этом государственные заказы являются неотъемлемой частью портфелей всех крупных инжиниринговых компаний. Мировой объем рынка инжиниринговых услуг в 2013 г. составил более 530 млрд долл., а к 2020 г ожидается его увеличение до 1 триллиона долл. США [3].
В отношении российского рынка инжиниринга существуют различные оценки его объемов. Так, в Плане мероприятий («дорожной карте») в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р, содержится оценка текущего объема внутреннего рынка инжиниринга (на 2013 г.) в размере 1,5 трлн руб. (2,2% ВВП) и прогноз его увеличения до 2,8 трлн руб. к 2018 году [4]. Представляется, что такая оценка охватывает все виды инжиниринговой деятельности в России, и в основном относится к результатам работы инженерных кадров предприятий России, а не к коммерческому инжинирингу. В то же время, существующие исследования объемов коммерческого инжиниринга дают оценки объемов рынка от 60 до 150 млрд руб. в год.
В России, согласно информации портала «Управление производством» [5], в 2012 г. объем рынка инжиниринга в металлургии составил 4,0 млрд руб., при 7 действующих на данном рынке предприятиях. В 2009 г., согласно данным аналогичного рейтинга [6], объем данного рынка составлял 1,05 млрд руб. Таким образом, среднегодовые номинальные темпы прироста (без учета инфляции) составляют 56,9%. В случае сохранения этих темпов до 2018 г., объем рынка в 2018 г. составит около 60 млрд руб. Пессимистическая оценка объемов рынка производится при предположении о двукратном снижении среднегодовых темпов прироста до 28,3 (вследствие эффекта базы и насыщения рынка), что дает объем рынка в 2018 г. около 18 млрд руб.
В 2012 г. объем рынка инжиниринга в машиностроении составил 32,5 млрд руб., при 6 действующих на данном рынке предприятиях [там же]. В 2009 г., согласно данным аналогичного рейтинга, объем данного рынка составлял лишь 0,232 млрд руб. Такой большой разброс в значениях выручки предполагает среднегодовые темпы роста рынка инжиниринга в машиностроении в 5,2 раза. На наш взгляд, с учетом достигнутых объемов, сохранение таких высоких темпов роста до 2018 г. крайне маловероятно, особенно учитывая, что 2009 г. для российского машиностроения оказался весьма сложным — эта отрасль промышленности была одной из самых пострадавших в ходе финансово-экономического кризиса, что резко снизило спрос машиностроения на инжиниринговые услуги. Однако, даже если предполагать рост рынка инжиниринга в машиностроении на 20%, это даст к 2018 г. увеличение объемов рынка до ~97 млрд руб.
Быстрый рост объемов рынка инжиниринга в России (на 16% в год в среднем за период 2009-2012 гг.) вместе с очевидной необходимостью обновления промышленных фондов в России указывают на высокий потенциал дальнейшего роста. При этом темпы роста рынка инжиниринга в металлургии и машиностроении намного опережают среднеотраслевые, что позволяет говорить о низкой насыщенности данного рынка, возможности появления на нем новых участников и расширения масштабов деятельности существующих.
Сегментацию рынка инжиниринга (в том числе в металлургии) целесообразно проводить, прежде всего, по признаку оказываемых услуг. По данным портала «Управление производством», доли видов инжиниринга в 2013 г. в России были следующие (табл. 1).
Таблица 1
Виды инжиниринга в России по признаку оказываемых услуг в 2013 г.
Вид оказываемых услуг Доля,%
Поставка оборудования 37
Технологический инжиниринг 25
Строительный инжиниринг 22
Консультационный инжиниринг 7
ИТ-инжиниринг 5
Промышленный инжиниринг 5
Данных о долях этих сегментов на рынке инжиниринга в металлургии не имеется, однако, применяя полученные значения долей рынка к общему объему рынка инженерии в металлургии, можно получить следующие значения объемов рыночных сегментов (табл. 2).
Таблица 2
Гипотетические объемы сегментов на рынке инжиниринга в металлургии
Вид оказываемых услуг Объем, млн руб.
Поставка оборудования 1495
Технологический инжиниринг 1013
Строительный инжиниринг 872
Консультационный инжиниринг 298
ИТ-инжиниринг 182
Промышленный инжиниринг 182
Применяя аналогичный подход к рынку инжиниринга в машиностроении, получаем следующие гипотетические данные (табл. 3).
Таблица 3
Гипотетические объемы сегментов на рынке инжиниринга в машиностроении
Вид оказываемых услуг Объем, млн руб.
Поставка оборудования 12042
Технологический инжиниринг 8154
Строительный инжиниринг 7020
Консультационный инжиниринг 2399
ИТ-инжиниринг 1470
Промышленный инжиниринг 1465
По географическому признаку можно выделить регионы и федеральные округа России, поскольку степень локализации инжиниринговых услуг достаточно высока. Однако, официальная статистика и аналитические обзоры по данному признаку отсутствуют, что является предметом дополнительных исследований.
Заключение. В результате анализа рынков металлургии, машиностроения и инжиниринга выделены следующие основные тенденции, которые можно рассматривать как стимулы развития инжиниринговых услуг:
- рост рынков металлургии и машиностроения, возможность импортозамещения (в ближайшие годы — сокращение импорта, как минимум, на 5%);
- задействование неиспользуемого потенциала ресурсо-эффективности литейных производств;
- умеренный рост металлургической промышленности (как следствие — рынка металлургического оборудования), рост инвестиций в отрасль;
- модернизация технологий и оборудования металлургических компаний для выпуска высокотехнологичной продукции;
- рост внутреннего спроса на продукцию металлургии со стороны строительной индустрии и новых инфраструктурных проектов (по оценкам экспертов — до 18%);
- рост спроса на мини-заводы металлургического профиля в регионах, развитие прорывных инновационных проектов в отраслях металлургии и машиностроения;
- активный рост рынка инжиниринга в металлургии и машиностроении (в настоящее время — высокая рыночная концентрация и сосредоточение ижиниринговых компаний на Урале и в европейской части России).
Эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что рыночная ситуация в целом способствует формированию рынка инжиниринга на региональных рынках металлургии и машиностроения, производственного и технологического инжиниринга в данной сфере, его динамичному развитию в ближайшие годы и, как следствие, целесообразности инвестирования в развитие инжиниринговых структур как инновационной инфраструктуры развития региональной промышленности.
Литература
1. Отчет FC «Ресурсоэффективность литейного производства в России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: М1р://\«\«\«. i-mash.ru/index.php?newsid=10955 (дата обращения: 02.10.2015).
2. Приказ Минпромторга РФ от 18.03.2009 № 150 «Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99566/ (дата обращения: 04.09.2015).
3. Чекмачев И.Ю., Иода Е.В. Инжиниринговый центр как элемент инновационной инфраструктуры региона // Социально-экономические явления и процессы. — Т.9. — 2014. — №9. — С. 84.
4. Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70320156/#ixzz3pDMmxBWp (дата обращения: 31.08.2015).
5. Рейтинг «Модернизация и инжиниринг — 2013». Портал «Управление производством» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/specprojects/rating-engineering/itogi2013.html (дата обращения: 15.05.2014).
6. Рейтинг «Инжиниринг в России — 2010». Итоги. Портал «Управление производством» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/specprojects/rating-engineering/rejting_inzhiniring_v_rossii_2010_itogi.html (дата обращения: 15.05.2014).
7. Новиков Н.И., Подъяпольский Д.В., Новикова Г.В. Роль черной металлургии в развитии национальной и региональной экономики // Вестник Кемеровского госуд. ун-та. — 2014. — №2 (58). Т.2. — С. 254-257.
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В РАМКАХ АКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
М.М. Подшивалова,
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского государственного экономического университета
anna_pimenova@bk.ru
В статье раскрыты вопросы формирования и реализации механизма активной региональной промышленной политики на базе кластерного подхода. Рассматриваются ключевые системно-образующие характеристики кластера, определяется комплекс принципов, лежащий в основе региональной кластеризации. Предложена последовательность создания саморегулируемой организации промышленных кластеров.
Ключевые слова: региональная промышленная политика, кластеры, предприятие, эффективность
ББК У9(2)300-18,0
Сегодня развитие отечественной промышленности сопровождается серьезными количественными и качественными трансформациями: сокращаются темпы ее роста, продолжаются неблагоприятные структурные сдвиги. Обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности промышленного производства напрямую зависит от проводимой государством промышленной политики, но достижение ее целей будет возможно только в том случае, если будет иметь место тесная взаимосвязь указанной политики с обеспечением решения задач, поставленных перед хозяйствующими субъектами на региональном уровне.
Особая значимость разработки и проведения целенаправленной промышленной политики на уровне регионов обусловлена, прежде всего, тем, что именно она имеет наиболее широкий спектр инструментального воздействия на отдельные
экономические субъекты. Кроме того, территориальная взаимосвязь органов регионального управления и промышленных предприятий создает возможности более оперативного проведения мониторинга осуществления данной политики, и на этой основе — принятия оперативных решений и корректировок в стратегии развития регионального промышленного комплекса. При этом подобные корректировки возможны только с учетом особенностей и различных факторов влияния на деятельность промышленных предприятий конкретного региона.
Следует также особо подчеркнуть, что серьезные изменения геополитической обстановки, связанные с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Канады, Японии, обуславливают необходимость максимально возможной переориентации нашей экономики на импортозамещение. Осуществление подобного
20 1