This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Bashmakova N.I., Bondarev V.G., 2022
к. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-5-4-13
Принята 30.05.2022 | Accepted 30.05.2022
УДК 378.02:37.016
INTENSIFICATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE JUDICIARY IN THE CONTEXT OF THE NEW TECHNOLOGICAL REALITY
Bashmakova N.I., Bondarev V.G.
The North Western branch of The Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russian Federation
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Башмакова Н.И., Бондарев В. Г.
Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Abstract. The problem of intensification of professional training of specialists for the judiciary is of importance for the country in the context of the new technological reality.
The relevance of the topic of the study is due to: (1) the transformation of the paradigm of legal education, taking into account the priorities due to the knowledge-based economy; (2) changing requirements for the judicial training and the need for their integration into the digital space; (3) the search for ways and means to solve the problem of intensification of professional training in the context of the new technological reality.
The aim of the study was to determine the modern understanding of the intensification of professional training for the judiciary and propose a conceptual model of training
Аннотация. Проблема интенсификации профессиональной подготовки специалистов для судебной системы приобретает особую значимость для развития страны в контексте новой технологической реальности.
Актуальность темы исследования обусловлена: (1) трансформацией парадигмы юридического образования с учетом приоритетов, обусловленных наукоемкой экономикой; (2) изменением требований к подготовке кадров для судебной системы и необходимостью их интеграции в цифровое пространство; (3) поиском путей и средств решения проблемы интенсификации
профессиональной подготовки в условиях новой технологической реальности.
for the judicial system, built on the principle of interdisciplinary integration.
Materials and methods. The essence of intensification is studied and its significance as an applied tool of reproduction of personnel for the judicial system is emphasized. The author's definition of intensification ofprofessional training of specialists for the judiciary is proposed.
In order to fulfill the purpose of the research, the approaches and principles of dialectical logic were used, taking into account which it was possible to organize a unified research space and to multiply the conceptual apparatus of terms of pedagogy of higher education.
It is proposed to solve the problem through the conceptual model of training specialists for the judicial system, aimed at the formation of conditions for training a new generation of legal personnel, capable of solving professional problems and interdisciplinary scientific and applied problems in the context of the new technological reality.
The importance of the study is determined by the fact that the results obtained not only specify the scientific interpretation of the concepts under study, but also contribute to the evolution of the theory ofpedagogy of higher education in the light of the intensification of professional training of specialists for the judiciary.
Keywords: convergent specialist, higher education, intensification, interdisciplinary integration, new technological reality, pedagogy of higher education, professional activity, professional training of specialists for the judiciary.
REFERENCES
[1]. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated May 9, 2017 "On the strategy for the development of the information society in the Russian Federation" [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363 (date of access: 04/25/2022).
[2]. Zhuk O.L. Interdisciplinary integration based on the principle _of sustainable development as a condition for ensuring the
Цель исследования состояла в том, чтобы детерминировать современное понимание интенсификации профессиональной подготовки специалистов для судебной системы и предложить концептуальную модель подготовки специалистов для судебной системы, построенную с учетом принципа междисциплинарной интеграции.
Материалы и методы. Изучается сущность интенсификации и подчеркивается ее значимость как прикладного инструмента воспроизводства кадров для судебной системы. Предлагается авторское определение интенсификации профессиональной подготовки специалистов для судебной системы.
Для выполнения цели исследования использовались подходы и принципы диалектической логики, с учетом которых удалось организовать исследовательское пространство и преумножить понятийный аппарат терминов педагогики высшей школы.
Разрешить поставленную проблему предлагается с помощью концептуальной модели подготовки специалистов для судебной системы, нацеленной на формирование условий подготовки нового поколения юридических кадров, способных решать профессиональные задачи и междисциплинарные научно-прикладные проблемы в условиях новой технологической реальности.
Важность проведенного исследования
детерминируется тем, что полученные результаты не только конкретизируют научную интерпретацию исследуемых понятий, но и содействуют эволюции теории педагогики высшей школы в свете интенсификации профессиональной подготовки специалистов для судебной системы.
Ключевые слова: конвергентный специалист, высшее образование, интенсификация,
междисциплинарная интеграция, новая
технологическая реальность, педагогика высшей школы, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка специалистов для судебной системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1]. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 16363 (дата обращения: 25.04.2022).
[2]. Жук О.Л. Междисциплинарная интеграция на _основе принципов устойчивого развития как
quality of professional training of students // BDU Bulletin.
— Series 4. — Philology. Journalism. Pedagogy. — 2014. — No. 3. — P. 64-70.
[3]. Bashmakova N.I., Bondarev V.G. Modern Russian University: key models of development in era of globalization. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society, Krasnoyarsk. 2021. — Vol 116. — P. 1255-1262. — DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.140.
[4]. Sadovaya E.S., Sautkina V.A., Zenkov A.R. Formation of a new social reality: technological challenges. — Moscow: IMEMO RAN, 2019. — 190 p.
[5]. Bashmakova N.I., Bondarev V.G. Fundamentalization of professional training of specialists for the judicial system in the context of the transition to a new technological mode // Educational Bulletin «Consciousness». — 2022. — Vol. 24.
— No. 3. — P. 15-24. — DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-15-24.
[6]. Alekhin I.A., Bulkov A.A. Historical and pedagogical analysis of the development of the process of professional training of foreign military personnel in Russian military universities // Law and Education. — 2007. — No. 2. — P. 49-53.
[7]. Markova S.M., Polunin V.Yu. Intensification of vocational training // Problems of modern pedagogical education. — 2018. — No. 58-3. — P. 175-177.
[8]. Khaliullin I.A. Training of highly qualified specialists in college // Kazan Pedagogical Journal. — 1995. — No. 1. — P. 67-73.
[9]. Kuzmina N.V. Methods of systemic pedagogical research: textbook. — Moscow: National education, 2002. — 207 p.
[10]. Bespalko V.P. Components of pedagogical technology. — Moscow: Pedagogy, 1989. — 192 p.
[11]. Bezrukova V.S. Pedagogy of vocational education. Pedagogical process in a vocational school. — Sverdlovsk: Sverdlovsk Engineering Pedagogical Institute, 1990. — 144 p.
[12]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 08.18.2020 No. 1058 (as amended on 11.26.2020) "On approval of the federal state educational standard of higher education — specialist in the specialty 40.05.04 Judicial and prosecutorial activity" (registered in the Ministry of Justice of Russia on 09.08.2020 No. 59715) [Electronic resource]. — URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361963 (date of access: 04/25/2022).
[13]. Bashmakova N.I., Bondarev V.G. Professional readiness of specialists for the judicial system: the genesis and development of the content of the concept // Educational Bulletin «Consciousness». — 2021. — Vol. 23. — No. 5. — P. 34-41. — DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-34-41.
[14]. Shults V.L., Tsyganov V.V. Modernization of the national security system. Models and mechanisms of federal, regional,
условие повышения качества профессиональной подготовки студентов // Вестник БДУ. — Серия 4.
— Филология. Журналистика. Педагогика. — 2014.
— № 3. — С. 64-70.
[3]. Bashmakova N.I., Bondarev V.G. Modern Russian University: key models of development in era of globalization. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society, Krasnoyarsk. 2021.
— Vol 116. — P. 1255-1262. — DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.140.
[4]. Садовая Е.С., Сауткина В.А., Зенков А.Р. Формирование новой социальной реальности: технологические вызовы. — М.: ИМЭМО РАН, 2019. — 190 с.
[5]. Башмакова Н.И., Бондарев В.Г. Фундаментализация профессиональной подготовки специалистов для судебной системы в контексте перехода к новому технологическому укладу // Образовательный вестник «Сознание». — 2022. — Т. 24. — № 3. — С. 15-24. — DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-15-24.
[6]. Алехин И. А., Булков А. А. Историко-педагогический анализ развития процесса профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах // Право и образование. — 2007. — № 2. — С. 49-53.
[7]. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-3. — C. 175-177.
[8]. Халиуллин И. А. Подготовка специалистов повышенного уровня квалификации в колледже // Казанский педагогический журнал. — 1995. — № 1.
— С. 67-73.
[9]. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие. — М.: Народное образование, 2002. — 207 с.
[10]. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 c.
[11]. Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования. Педагогический процесс в профтехучилище. — Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. — 144 с.
[12]. Приказ Минобрнауки России от 18 августа 2020 г. № 1058 (ред. от 26.11.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность» (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2020 № 59715) [Электронный ресурс].
— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 61963 (дата обращения: 25.04.2022).
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации
municipal and corporate security. — Moscow: Nauka, 2010. — 216 p.
[13]. Башмакова Н.И., Бондарев В.Г. Профессиональная готовность специалистов для судебной системы: генезис и развитие содержания понятия // Образовательный вестник «Сознание». — 2021. — Т. 23. — № 5. — С. 34-41. — Б01: 10.26787/пуаИа-2686-6846-2021-23-5-34-41.
[14]. Шульц В.Л., Цыганов В.В. Модернизация системы национальной безопасности. Модели и механизмы федеральной, региональной, муниципальной и корпоративной безопасности. — М.: Наука, 2010. — 216 с.
Author Contributions. Bashmakova N.I. — literature review, writing a text; Bondarev V.G. — collection and processing of materials, writing an abstract.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Bashmakova N.I. — SPIN ID: 3941-6532; ORCID ID: 0000-0002-4322-4587 Bondarev V.G. — SPIN ID: 4714-8185; ORCID ID: 0000-0002-0976-2672
Вклад авторов: Башмакова Н.И. — обзор литературы, написание текста; Бондарев В.Г. — сбор и обработка материалов, написание аннотации.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Башмакова Н.И. — SPIN ID: 3941-6532; ORCID ID: 0000-0002-4322-4587 Бондарев В.Г. — SPIN ID: 4714-8185; ORCID ID: 0000-0002-0976-2672
For citation: Bashmakova N.I., Bondarev V.G. INTENSIFICATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE JUDICIARY IN THE CONTEXT OF THE NEW TECHNOLOGICAL REALITY // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №5. P. 4-13. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-5-4-13.
Для цитирования: Башмакова Н.И., Бондарев В.Г. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №5. С. 4-13. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-5-4-13.
Введение. В XXI веке юридическое сообщество сталкивается с необходимостью интенсификации профессиональной подготовки специалистов для судебной системы, обусловленной глобальным распространением информационных потоков и развитием информационно-коммуникационного общества. Как подчеркивается в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. «О стратегии информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» [1], влияние платформ и технологий, формирующих актуальные профессиональные направления и компетенции, сфер деятельности, преобразующих взаимодействие субъектов отношений, а также среды, создающей новые возможности наукоемкой экономики, определяет развитие страны. Учитывая тот факт, что новая технологическая реальность связана с надотраслевыми технологиями, выступающими фундаментом для наукоемкой экономики, приоритетом в профессиональной подготовке специалистов для судебной системы сегодня становится формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций, нацеленных на решение профессиональных задач и междисциплинарных научно-прикладных проблем. Данный процесс сопряжен с необходимостью обновления содержания обучения, методик и моделей профессиональной подготовки, построенных с учетом введения междисциплинарной
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации
интеграции [2, с. 104] в преподавание дисциплин юридического профиля (судебного, прокурорского), представляющее значимость для интенсификации воспроизводства юридических кадров в России. Данная проблема приобретает особое звучание в условиях новой технологической реальности, в контексте которой перед законодателем выдвигаются новые приоритеты, начиная от поиска эффективных правовых средств, позволяющих зафиксировать цифровые процессы и иметь возможность их законодательного регулирования до разработки действенных механизмов контроля рисков и правового обеспечения безопасности в информационно-коммуникационном обществе. Обозначенные приоритеты, с одной стороны, определяют заказ на формирование разностороннего специалиста для судебной системы [3], называемого зачастую «конвергентным» [2], и с другой — выдвигают требования к профессиональной подготовке конвергентных юридических кадров в России.
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена: (1) изменением требований к подготовке кадров для судебной системы в контексте новой технологической реальности в целях их интеграции в цифровое пространство; (2) поиском прикладных инструментов перестройки профессиональной подготовки юридических кадров для наукоемкой экономики.
Цель исследования — детерминировать современное понимание интенсификации профессиональной подготовки специалистов для судебной системы и предложить концептуальную модель подготовки специалистов для судебной системы, построенную с учетом принципа междисциплинарной интеграции.
Материалы и методы. Для достижения цели применялись принципы диалектической логики и подходы (системный, функциональный), позволяющие создать исследовательское пространство для изучения ряда явлений: «новая технологическая реальность», «интенсификация», «междисциплинарная интеграция», «конвергентный специалист», проследить их развитие в контексте профессиональной подготовки специалистов для судебной системы, а также сделать акцент на функциональном взаимодействии элементов исследуемых понятий. Эвристическая направленность исследования — в развитии концептуальной модели подготовки специалистов для судебной системы, разработанной с учетом принципа междисциплинарной интеграции.
Результаты и обсуждение.
Новая технологическая реальность: ключевые взгляды на природу и сущность понятия
Нынешняя стадия технологического развития общества, называемая зачастую «новой технологической реальностью конвергентных наук и технологий» [4, с. 5], позволяет войти в новую фазу трансформации всего человечества, сопряженную с фундаментальной перестройкой человека, формируя тем самым совершенно новую реальность. Сложность накопившихся изменений отображает системный характер перемен, связанных с переходом к новому технологическому укладу [4, с. 13], раскрывающему горизонты возможностей воспроизведения систем и процессов природы, базирующемуся на конвергентных технологиях. Уточняя последнее и исходя из тезиса о том, что «каждый уклад занимает свою нишу и предопределяет динамику развития общества» [3, с. 1255], будем понимать под «научно-технологическим укладом» целостный комплекс взаимосвязанных научно-
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации
технических направлений наукоемкой экономики, формирующих базис определенного этапа в развитии информационно-технологической обеспеченности общества, первопричиной которого служит человеческий капитал как источник развития общества [3, с. 21]. Принимая во внимание то, что смещение фокуса с трудоемких процессов на наукоемкие сопряжено с трансформацией образования, надстройкой базиса выступает конвергентное высшее образование, сопровождаемое междисциплинарным взаимодействием научных дисциплин, взаимопроникновением наук и конвергентных технологий.
Оптимистичный взгляд на новую технологическую реальность связан с идеей об «освобождении труда», согласно которой «постиндустриальное общество предполагает освобождение от рутинной работы и открывает простор для самореализации» [4, с. 19].
Пессимистичный взгляд на новую технологическую реальность сопряжен с идеей угрозы для сферы труда, суть которой в том, что структурообразующие компоненты рынка труда, появившиеся в условиях аналоговой реальности, размываются, а повсеместное распространение цифровых технологий приводит человека к конкуренции с «аутсорсингом производства в развивающихся странах» [4, с. 20].
В создавшейся ситуации экспертами [2; 4] предлагается выход — приближение системы подготовки кадров к требованиям нового технологического уклада посредством интенсификации профессиональной подготовки специалистов, главной отличительной чертой которой становится ее конвергентный характер.
Интенсификация профессиональной подготовки специалистов для судебной системы: конкретизация понятия
Анализ имеющихся источников [6; 7; 8] позволяет авторам охарактеризовать интенсификацию профессиональной подготовки специалистов для судебной системы, взяв за основу интерпретацию интенсификации как «комплекса мероприятий многопланового характера» [7, с. 175]. Такая многоплановость обуславливает наличие различных интерпретаций, позволяющих исследователям привнести в науку что-то уникальное, свойственное исследуемому явлению. Отмечая то, что специфика подготовки к определенному виду деятельности (например, юридической), позволяет рассматривать данную деятельность как многоплановое социальное явление с большим числом внутренних связей, исследователи [6; 7; 8] считают возможным предложить варианты дефиниций («совместная деятельность субъектов и объектов»; «формирование знаний, навыков, умений качеств личности»), обусловленные видом профессиональной деятельности. Более того, опираясь на широкую интерпретацию профессиональной подготовки — как на овладение знаниями, умениями, навыками, сопряженными с общим разделением труда, — можно констатировать, что знания в области юриспруденции — знания социально-правовые, отражающие сложный процесс бытия, сопровождаемый верховенством закона и действием норм права; узкая интерпретация ассоциируется с единичным разделением труда и дает возможность рассматривать профессиональную подготовку специалистов для судебной системы с учетом профессионального разделения юридического труда (например, в прокурорской и судебной деятельности), что подразумевает наличие у субъекта труда
властных полномочий. Конкретизируя сказанное, заметим, что сегодня правоприменительная деятельность реализуется в сфере общественно-правовых отношений и выделяется многообразием фундаментально-прикладных и нормативно-правовых задач, а также междисциплинарных научно-прикладных проблем. Кроме того, вид деятельности (прокурора, судьи), при всей ее многозадачности, осуществляется в контексте правового регулирования и предполагает наличие у субъекта труда прав и обязанности применять власть от имени закона.
Раскрывая суть понятия «интенсификация профессиональной подготовки специалистов для судебной системы», представляется уместным опираться на позицию, согласно которой интенсификация применительно к профессиональной подготовке специалистов в целом интерпретируется как «система социальных, педагогических, психологических, физиологических закономерностей и принципов, обеспечивающая достижение максимальной эффективности в подготовке обучаемых к общественно-профессиональной деятельности» [7, с. 177]. Такая система может быть реализована через: (1) рациональное соотношение фундаментальности и специализации юридических видов деятельности [5]; (2) усиление интеграции юридической и междисциплинарной направленности содержания обучения; (3) разработка «целостных» учебных дисциплин, позволяющих отражать системы фундаментальных закономерностей развития науки [2]; (4) совершенствование алгоритма выполнения фундаментально-прикладных и нормативно-правовых задач, разрешения междисциплинарных научно-прикладных проблем в условиях новой технологической реальности конвергентных наук и технологий; (5) разработка и внедрение моделей профессиональной подготовки с учетом междисциплинарного контекста. Продолжая изучение заявленной проблемы, а также исходя из ключевых положений, раскрывающих сущность интенсификации [6], можно предложить расширенное толкование интенсификации профессиональной подготовки специалистов для судебной системы, с учетом условий новой технологической реальности конвергентных наук и технологий, как системы социальных, педагогических, психологических, физиологических закономерностей и принципов, обеспечивающей достижение максимальной эффективности в подготовке «конвергентных специалистов» к профессиональной деятельности в целом и специалистов для судебной системы в частности. Учитывая то, что интенсификация профессионального обучения основывается на стандартизации содержания образования [12], возможно разработать концептуальную модель подготовки специалистов для судебной системы, обеспечивающую целостность, функциональную подвижность юридического профиля, когда приоритетным становится формирование профессиональной готовности к выполнению фундаментально-прикладных и нормативно-правовых задач, разрешению междисциплинарных научно-прикладных проблем в условиях новой технологической реальности конвергентных наук и технологий.
Концептуальная модель подготовки специалистов для судебной системы как прикладной инструмент интенсификации воспроизводства кадров
Опираясь на толкование модели подготовки специалиста как «системы, отображающей или воспроизводящей существующие или проектируемые структуры, состав и содержание
обучения специалиста и организацию учебного процесса, обеспечивающую их реализацию» [8, с. 67], авторами, исходя из приоритетов отечественной педагогики высшей школы, разработана концептуальная модель подготовки специалистов для судебной системы. Наличие ряда отличительных свойств позволяет отнести систему профессиональной подготовки специалистов для судебного корпуса к категории педагогических систем, ибо она подразумевает ряд взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов [9], которые, подчиняясь общим целям: во-первых, являются основой теоретического осмысления деятельности специалиста для судебной системы; во-вторых, подразумевают использование взаимосвязанных средств для организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными профессиональными качествами [10]; в-третьих, позволяют добиться поставленных целей в развитии конвергентного специалиста для судебной системы [11].
Авторы статьи находят рациональным при проектировании данной системы опираться на алгоритм проектирования [9], подразумевающий несколько ключевых стадий (определение цели; изучение содержания; выявление условий и средств; обобщение результатов) и позволяющий, таким образом, выделить несколько компонент: целевую, содержательную, технологическую, результирующую.
Целевая компонента системы детерминируется необходимостью интенсификации профессиональной подготовки специалиста для судебной системы, обусловленной: (1) цифровизацией общества и интеллектуализацией труда, требующих внесения корректив в совокупность требований к подготовке специалистов для судебной системы, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования; (2) появлением новых форм организации деятельности судебной ветви власти, базирующихся на электронных сетях, цифровых базах данных (например, цифровое правосудие); (3) применением цифровых инструментов в судебной деятельности и на платформах электронного пространства, требующих формирования у будущих специалистов цифровых компетенций, подразумевающих не только наличие технических навыков (синхронизация устройств, использование функционала социальных сетей), операционных навыков (подача, обработка, сканирование поступающих в суды документов), но и навыков управления информацией (критическое восприятие информации, формирование электронных дел, создание электронного архива судебных дел), а также навыков кооперации в цифровой среде (проведение онлайн-заседаний); (4) интеграцией специалистов для судебной системы в цифровое профессиональное пространство в контексте тенденции появления новых видов правовой деятельности (например, инженер по автоматизации юридических процессов, юрист-программист, юридический технолог, сетевой юрист); 5) трансформацией классических юридических профессий (например, юрисконсульт, нотариус). Процесс профессиональной подготовки специалистов для судебной системы в юридическом вузе опирается на нормативно-правовые документы, согласно которым основная цель деятельности специалиста для судебной системы заключается в защите прав и законных интересов гражданина или организации [12]. Будучи составной частью системы высшего образования, подготовка специалиста для судебной системы носит многоплановый характер
и являет собой как процесс, так и результат профессиональной готовности [13]. Таким образом, усматривается цель, состоящая в формировании профессиональной готовности специалиста для судебной системы к будущей деятельности в контексте новой технологической реальности конвергентных наук и технологий.
Содержательная компонента системы обусловлена принципиально иным подходом к содержанию профессионального обучения, стирающим междисциплинарные границы между научным и технологическим знанием. В основе построения такой модели — «целостные» учебные дисциплины [2], интегрирующие научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и конвергентных технологий. Учитывая то, что гуманитарные технологии эволюционируют главным образом на основе знаний из области психологии, социологии, экономики и применяются в методах технологий экспертно-аналитического и информационного обеспечения государственного управления [14], возникает необходимость в создании условий для подготовки конвергентных специалистов посредством междисциплинарной интеграции. Данный принцип предполагает введение междисциплинарной интеграции в преподавание дисциплин юридического профиля (специализации судебной и прокурорской деятельности), подразумевает «согласование всех составляющих учебного процесса в вузе и характеризуется функционально-смысловой взаимосвязью учебных дисциплин с содержанием и технологиями профессиональной деятельности специалистов для судебной системы, а также с актуальными научно-прикладными проблемами» [2, с. 67]. На основе изложенного, усматривается необходимость в профессиональной готовности специалиста, которая подразумевает решение как фундаментально-прикладных и нормативно-правовых задач в области ключевых видов деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, правозащитной, судебной, прокурорской, научно-исследовательской, педагогической) [12], так и междисциплинарных научно-прикладных проблем в условиях новой технологической реальности конвергентных наук и технологий. Ориентируясь на ключевые виды деятельности, юридический вуз может учитывать специализацию и способствовать комплексному осознанию изучаемых дисциплин будущим специалистом посредством объединения структурных компонентов в целое (учебно-методические комплексы, интегрированные модули профессии, циклы дисциплин). Ключевые принципы профессиональной подготовки специалистов для судебной системы сводятся к рациональному сочетанию фундаментальности и специализации; прикладной направленности обучения; междисциплинарному синтезу гуманитарного и естественнонаучного начал; превалированию модели познания, ориентированной на созидание и самоорганизацию; использованию сетевой коммуникации; развитию надпредметных знаний и надпрофессиональных компетенций через конвергентные технологии.
Технологическая компонента определяется процессом профессиональной подготовки будущего специалиста для судебной системы, поэтому можно выделить такие стадии, как:
(1) адаптация специалистов к специфике предстоящей судебно-прокурорской деятельности;
(2) осмысление целеполагания профессиональной юридической деятельности;
(3) нацеленность на профессиональную самореализацию в процессе решения
фундаментально-прикладных и нормативно-правовых задач в области ключевых видов деятельности. Применительно к подготовке специалистов для судебной системы, выделим следующие условия реализации предложенной модели: (1) акцент на потенциале дисциплин, видов деятельности и научно-исследовательской работы; (2) организация междисциплинарной научно-исследовательской и проектной деятельности в соответствии с актуальными тенденциями; (3) реализация принципа междисциплинарной интеграции посредством введения в содержание учебных дисциплин профильного контента; (4) использование технологии моделирования проблемных ситуаций, интерактивных методов обучения, таких как геймификация; (5) нацеленность на академическую мобильность посредством включения междисциплинарных спецкурсов по выбору и интегрированных модулей обучения; (6) готовность преподавателей работать в междисциплинарных реалиях.
Результирующая компонента находит свое отражение в полностью сформированной профессиональной готовности специалиста для судебной системы. Показателями сформированности выступают общие и специальные знания, формируемые компетенции, универсальные и профессиональные качества [12].
Выводы. По результатам исследования: (1) конкретизированы понятия «новая технологическая реальность», «интенсификация профессиональной подготовки специалистов для судебной системы»; «междисциплинарная интеграция», «конвергентный специалист»; (2) предложена концептуальная модель подготовки специалистов для судебной системы с учетом принципа междисциплинарной интеграции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: (1) уточненный понятийный аппарат позволил восполнить теоретическую базу по проблематике; (2) предложенная модель могла бы послужить прикладным инструментом, позволяющим применить его в ходе подготовки конвергентных кадров для судебной системы.
Corresponding Author: Bashmakova NataliaIvanovna — Associate Professor, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, The North Western branch of The Russian State University of Justice,
St. Petersburg, Russian Federation
E-mail: nataly1603@mail.ru
Ответственный за переписку: Башмакова Наталья Ивановна — доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: nataly1603@mail.ru