Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКОЛОГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Н.В.

В статье подробно рассмотрен проектный метод как ключевой инструмент в образовательном процессе высшей школы. Показаны и аргументированы возможные точки зрения на характер проект-метода, позволяющие интегрировать совокупность полученных знаний в сферу профессиональной практики. Раскрыты особенности проектных технологий и приведены преимущества его использования при подготовке специалистов экологов, с точки зрения профессионального совершенствования данной категории специалистов. Статья посвящена актуализации и значимости экологического образования, с целью формированию экологического сознания и воспитания населения, для процессинга устойчивого развития общества. Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, а именно прект - метод. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов на всех уровнях образования. Нами обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобальных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения. Применяемый проект-метод при подготовке специалистов в области экологии показал высокую эффективность при формировании практикоориентируемых компетенций ыпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE PROJECT METHOD IN TRAINING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF ECOLOGY

The article discusses in detail the design method as a key tool in the educational process of higher education. Possible points of view on the nature of the project method are shown and argued, which allow integrating the body of acquired knowledge into the sphere of professional practice. The features of design technologies are disclosed and the advantages of its use in the training of environmental specialists are given, from the point of view of professional development of this category of specialists. The article is devoted to the actualization and significance of environmental education, with the aim of forming environmental awareness and educating the population, for processing sustainable development of society. One of the important directions associated with solving environmental problems at the present stage is environmental education and upbringing of the younger generation, namely the project method. Environmental education both in the world and in Russia is considered today a priority area of training and education of students at all levels of education. We have substantiated the relevance and relationship of environmental education and upbringing, disclosed their essence, objectives, content, principles, forms and methods of work; the analysis of the state is given, the mechanism of elaboration of certain aspects of the problem is characterized, etc. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems, is impossible without the foundation of the foundations of a culture of environmental management and environmental education of the population. The project-method used by us in the training of specialists in the field of ecology has shown high efficiency in the formation of practice-oriented competencies of the graduate.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»

Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N6 Образовательный вестник "Сознание"' I https://e-pubmed.org

A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ BY * https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/

i ■am ^f-dffl RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Lazareva N.V., 2021

ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-4-9

L ч Принята 10.06.2021 | Accepted 10.06.2021

к УДК 378.162

USE OF THE PROJECT METHOD IN TRAINING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF ECOLOGY

Lazareva N. V.

Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ

Лазарева Н.В.

ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация

Abstract. The article discusses in detail the design method as a key tool in the educational process of higher education. Possible points of view on the nature of the project method are shown and argued, which allow integrating the body of acquired knowledge into the sphere of professional practice. The features of design technologies are disclosed and the advantages of its use in the training of environmental specialists are given, from the point of view of professional development of this category of specialists. The article is devoted to the actualization and significance of environmental education, with the aim of forming environmental awareness and educating the population, for processing sustainable development of society. One of the important directions associated with solving environmental problems at the present stage is environmental education and upbringing of the younger generation, namely the project method. Environmental education both in the world and in Russia is considered today a priority area of training and education of students at all levels of education. We have substantiated the relevance and relationship of environmental education and upbringing, disclosed their essence,

Аннотация. В статье подробно рассмотрен проектный метод как ключевой инструмент в образовательном процессе высшей школы. Показаны и аргументированы возможные точки зрения на характер проект-метода, позволяющие интегрировать совокупность полученных знаний в сферу профессиональной практики. Раскрыты особенности проектных технологий и приведены преимущества его использования при подготовке специалистов экологов, с точки зрения профессионального совершенствования данной категории специалистов. Статья посвящена актуализации и значимости экологического образования, с целью формированию экологического сознания и воспитания населения, для процессинга устойчивого развития общества. Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, а именно прект-метод. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и

objectives, content, principles, forms and methods of work; the analysis of the state is given, the mechanism of elaboration of certain aspects of the problem is characterized, etc. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems, is impossible without the foundation of the foundations of a culture of environmental management and environmental education of the population. The project-method used by us in the training of specialists in the field of ecology has shown high efficiency in the formation of practice-oriented competencies of the graduate.

Keywords: project activities, technologies, environmental specialists, educational methods.

REFERENCES

[1] Environmental education and education are two "pillars" of sustainable development / Otv. ed. Corresponding Member RAS G.S. Rosenberg, Dr. biol. D.B. Gelashvili, Dr. economy. Sciences G.R. Khasaev, Dr. biol. Sciences G.V. Shlyakhtin. -Samara; Tolyatti; N. Novgorod; Saratov: Samara State economy. un-t, 2014.

[2] Rozenberg G.S., Lazareva N.V., Khasaev G. R SOME ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LARGE RIVER POOLS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.3

[3] Lazareva N.V., Rosenberg G.S., Sapova O.A. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS. Tom 84, 2020 p. 433440. DOI: 10.1007/978-3-030-27015-5 52

воспитания студентов на всех уровнях образования. Нами обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобальных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения. Применяемый проект-метод при подготовке специалистов в области экологии показал высокую эффективность при формировании практико-ориентируемых компетенций выпускника.

Ключевые слова: проектные деятельность, технологии, специалисты экологи,

образовательные методики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Экологическое образование и образованность -два «кита» устойчивого развития / Отв. ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберг, докт. биол. наук Д.Б. Гелашвили, докт. эконом. наук Г.Р. Хасаев, докт. биол. наук Г.В. Шляхтин. - Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов: Самарский гос. эконом. ун-т, 2014.

[2] Rozenberg G.S., Lazareva N.V., Khasaev G. R SOME ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LARGE RIVER POOLS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.3

[3] Lazareva N.V., Rosenberg G.S., Sapova O.A. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS. Тот 84, 2020 р. 433-440. DOI: 10.1007/978-3-03027015-5 52

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Lazareva N.V. SPIN ID: 9332-2147; ORCID ID: 0000-0002-5174-2923

Research interests, number of main publications: Study of methods and options for the educational process, published more than 90 publications of them 6 in SCOPUS, 6 in WoS, 45 in the Higher Attestation Commission and 35 in conference proceedings, 9 inventions.

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов. Лазарева Н.В. — SPIN ID: 9332-2147; ORCID ID: 0000-0002-5174-2923_

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение методов и вариантов образовательного процесса, опубликованы более 90 публикаций из них 6 в СКОПУС, 6 в WoS, 45 в ВАК и 35 в материалах конференций, 9 изобретений.

For citation: Lazareva N.V. USE OF THE PROJECT METHOD IN TRAINING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF ECOLOGY // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. №6. - С. 4-9. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-4-9.

Для цитирования: Лазарева Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. №6. - С. 4-9. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-4-9.

Введение. Перспектива и реалии развития современного общества и основного из его ключевых институтов - образования диктуют свои требования к необходимости модернизации обучения студентов экологов за счет интеграции передовых достижений фундаментальных и прикладных наук.

Целью настоящего исследования.

Разработка и внедрение проект-метода в концепции экологического образования на всех этапах образовательного процесса.

Материалы и методы. Согласно Концепции экологического образования экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих

ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. Нами разработана и активно внедряется проект-метод экологического образования.

Результаты и обсуждение. В целом, вопрос, надо ставить шире: необходимо говорить не только об «экологическом образовании», но и об образованности - «экологической культуре», «экологическом воспитании» (если образование формирует понимание причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности), «экологическом сознании» (формирование экологического сознания [или экологизация] идет двумя путями -рациональным, за счет убеждения и осознания здравых аргументов, и

иррациональным - за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений,

«экологическом мышлении»,

«природоохранное образование»,

«образование для устойчивого развития». Тогда есть надежда подготовиться к тому, о чем 60 лет тому назад предупреждал создатель кибернетики Н. Винер: «Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни» .Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов в высших учебных заведениях.

Всестороннее применение

высокоэффективных технологий,

способствующих, с одной стороны, эффективному усвоению материала, а с другой - приобретению ключевые компетенций является фундаментом при подготовке будущих специалистов, в частности в сфере экологии и природопользования. Мнения

придерживаются представители научной общественности (Ефимова В.С., Кузьминова Я.И., Лаптева А.В. и т.д.), полагая, что именно информационно-технические

средства, реализуемые в проектном методе обучения, будут способствовать симбиозу теоретической подготовки специалистов экологов с практической отработкой полученных навыков в профессиональной сфере. Обучающиеся по направлению экология и природопользование должны владеть навыками стратегической отработки коммуникаций и прикладных методов реализации приобретенных компетенций в рамках специализации, но и знать алгоритмы грамотной трансплантации полученных знаний в практическую среду, что невозможно без применения метода проектов.

Характерные особенности проектной деятельности, предложенной как метод обучения в начале XX в. педагогами Килпатриком В. и Дьюном Дж., раскрываются в нижеследующих постулатах: обучающийся активно привлекается к решению задачи, являющейся реальным прототипом проблемы, взятой из сферы профессиональных интересов учащегося; решение поставленной задачи (проекта) строится, с одной стороны, на использовании теории, ранее приобретенной студентом-экологом, с другой - требует последовательного приобретения новых знаний; высокая значимость отводится именно самостоятельности и инициативности обучающегося на всех стадиях реализации проекта; проблема, поставленная в рамках проекта, должна быть актуальной, ее решение должно быть востребованным

специалистами-практиками, полученный результат должен быть осязаем, а сам студент непосредственно заинтересован в проводимых им исследованиях.

Использование метода проектов способствует развитию у обучающихся таких умений, как умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни - видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умение работы с информации - находить необходимый источник, применять его для решения возникших проблем; умение коммуникации и

взаимодействие в самом широком социальном плане. Необходимо подчеркнуть, что технология проектирования

универсальна и используется при разработке проектов в рамках предметной области.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первом место встает задача планирование исследования. При планировании учебного исследования в качестве основы берется модель и методология, разработанная и принятая в сфере академической науки с учетом ограничений, накладываемых спецификой учебного исследования. Не менее важные ограничения на тематику, характер и объем исследований накладывают требования возрастной психологии. Для студенческого возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень,

несформированность мировоззрения,

неразвитость способности к

самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются безусловно главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы планирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания.

В структуре советской школы также анализировалась значимость метода проектов при подготовке специалистов по всем направлениям подготовки среднего профессионального и высшего образования. К примеру, основатель проектных исследований в сфере обучения Шатский С.Т. подразумевал необходимость активизации личностного и интеллектуального потенциала обучающегося, что возможно благодаря применению проектных

технологий. Такие педагоги как Игнатьев Б.В., Кагаров Е.Г. и Шульгин ВН. систематизировали принципы,

преобладающие в рамках применяемого метода проектов в структуре образовательных процессов - это самостоятельность, взаимодействие сферы науки и образования с внешней средой, а также взаимо-заинтересованность и взаимодействие педагога и обучающегося, выстроенные в процессе обучения. Отдельно можно выделить труды Крупениной М.В., поскольку именно на базе ее воззрений были впоследствии сформулированы основные этапы реализации проектной деятельности применительно к направлению подготовки экологов: постановка ключевой цели проекта и конкретизирующих ее задач; применение инструментов, способствующих решению поставленной проблемы; привлечение специалистов аналогичного профиля к способам решения поставленных задач и дискутирование в части методик реализации конкретного проекта; реализация действий, способствующих достижений результата, и последующая апробация его в сегменте профессиональной деятельности

обучаю щегося-э колога.

Приведенные мнения представителей научной общественности позволяют сформулировать суть проектной

деятельности при подготовке специалистов экологов, заключающуюся в том, что это метод обучения, подразумевающий подбор и применение таких технических средств решения доминантной проблемы, которые позволяют получить какой-либо продукт (услугу, программу и т.п.), существенным образом влияющий на оптимизацию поставленной задачи. В этом смысле именно студенты направления «Экология и природопользование» идентифицируются как представители обучающихся, способных реализовать технический потенциал, и важно посредством применения метода проектов раскрыть личностно-ориентированную

направленность их обучения в рамках получаемого образования. При этом

подчеркнём, что в таком случае проектная деятельность не сводится исключительно к одностороннему решению поставленной проблемы, поскольку подразумевает под собой научно-исследовательские разработки, аналитику и синтез алгоритмов, позволяющих в творческом режиме разрешать задачи, встающие на пути достижения цели проекта. Можно утверждать, что проектная деятельность при подготовке специалистов экологов впоследствии при реализации

профессиональных должностных задач будет иметь следующие преимущества:

способность быстро реагировать и приспосабливаться к вызовам внешней среды; скорая адаптация к изменениям конъюнктуры трудового пространства; возможность оптимизировать выполняемую работу с минимальными трудо-и энергозатратами; перманентное развитие, самообучение и самообразование как производное достоинство проектной деятельности в части усовершенствования личности проектанта.

Работа по методу проектов предполагает наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое распределение ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется когда в учебном процессе возникает какая-либо

исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются

интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование эколого-демографической проблемы в регионах мира; создание серии экорепортажей из разных регионов страны, др. стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в

регионах). Разновидностью метода проектов является телекоммуникационные проекты.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров,

организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы

деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.

Специфика телекоммуникационных проектов состоит, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда междисциплинарные. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения

интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной

культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Таким образом, усложнение жизненно-трудовых целей, возникающих перед специалистом-экологом в процессе обучения, диктует необходимость внедрения соответствующих практик, побуждающих к активизации личности студента как ключевого субъекта всей системы высшего образования. В этом смысле проектная деятельность позволяет не только грамотно и целесообразно применять полученные обучающимися знания на практике, но и в целом развивать профессиональный кругозор, наличие которого принципиально в целях профессионального

совершенствования специалиста-эколога.

Выводы: экологическое образование должно представлять единую целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на проектном методе в совокупности представлений о единстве с природой.

Corresponding Author: Lazareva Natalya Vladimirovna - Doctor of Medical Sciences, Deputy. Head Department of Ecology and Life Safety "Samara State University of Economics", Samara, Russian Federation

E-mail natalya-lazareva@mail.ru

Ответственный за переписку: Лазарева Наталья Владимировна - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация

E-mail natalya-lazareva@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.