Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENVIRONMENTAL EDUCATION AND EDUCATION / UPBRINGING / CONSCIOUSNESS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СОЗНАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Н. В.

Статья посвящена актуализации и значимости экологического образования, с целью формированию экологического сознания и воспитания населения, для процессинга устойчивого развития общества. Освещены актуальные экологические ситуации в сфере образования, которые затрагивают проблемы сохранения и восстановления окружающей среды. Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов на всех уровнях образования. Нами обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобальных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения. Нами разработана и апробирована концептуальная модель экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF ECOLOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the actualization and importance of environmental education, with the aim of forming environmental awareness and educating the population, for processing sustainable development of society. Highlighted the current environmental situations in the field of education, which affect the problems of preservation and restoration of the environment. One of the important directions associated with solving environmental problems at the present stage is environmental education and upbringing of the younger generation. Environmental education both in the world and in Russia is considered today a priority area of training and education of students at all levels of education. We have substantiated the relevance and relationship of environmental education and upbringing, disclosed their essence, objectives, content, principles, forms and methods of work; the analysis of the state is given, the mechanism of the elaboration of certain aspects of the problem is characterized, etc. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems, is impossible without the foundation of the foundations of a culture of environmental management and environmental education of the population. We have developed and tested a conceptual model of environmental education.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

УДК 37.014

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-7-15-20

CONCEPTUAL MODEL OF ECOLOGICAL EDUCATION

Lazareva N.V.

Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лазарева Н.В.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г Самара, Российская Федерация

Abstract. The article is devoted to the actualization and importance of environmental education, with the aim of forming environmental awareness and educating the population, for processing sustainable development of society. Highlighted the current environmental situations in the field of education, which affect the problems of preservation and restoration of the environment. One of the important directions associated with solving environmental problems at the present stage is environmental education and upbringing of the younger generation. Environmental education both in the world and in Russia is considered today a priority area of training and education of students at all levels of education. We have substantiated the relevance and relationship of environmental education and upbringing, disclosed their essence, objectives, content, principles, forms and methods of work; the analysis of the state is given, the mechanism of the elaboration of certain aspects of the problem is characterized, etc. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems, is impossible without the foundation of the foundations of a culture of environmental management and environmental education of the population. We have developed and tested a conceptual model of environmental education.

Аннотация. Статья посвящена актуализации и значимости экологического образования, с целью формированию экологического сознания и воспитания населения, для процессинга устойчивого развития общества. Освещены актуальные экологические ситуации в сфере образования, которые затрагивают проблемы сохранения и восстановления окружающей среды. Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов на всех уровнях образования. Нами обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобальных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры

природопользования и экологической образованности населения. Нами разработана и апробирована концептуальная модель экологического образования.

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

Keywords: environmental education and education, upbringing, consciousness, sustainable development.

Ключевые слова: экологическое образование и образованность, воспитание, сознание, устойчивое развитие.

REFERENCES

[1] Environmental education and education are two "pillars" of sustainable development / Otv. ed. Corresponding Member RAS G.S. Rosenberg, Dr. biol. D.B. Gelashvili, Dr. economy. Sciences G.R. Khasaev, Dr. biol. Sciences G.V. Shlyakhtin. -Samara; Tolyatti; N. Novgorod; Saratov: Samara State economy. un-t, 2014.

[2] Lazareva N.V., Kuzmina E.E. Stabilization of the ecological-socio-economic well-being of the environment through the optimization of scientific and technological progress. Regional development: electronic scientific and practical journal. 2015.No 7 (11). URL:https://regrazvitie.ru/

[3] Lazareva N.V. Preventive technologies for preserving reproductive potential. Regional development: electronic scientific and practical journal. 2015 No. 5 (9). https://regrazvitie.ru/.

[4] Lazareva N.V. Interdependence of integration of external environmental effects and dynamics of increased risk of disease formation. Innovative approaches to ensuring sustainable development of socio-ecological and economic systems. " Materials of the International Conference (May 19-21, 2014 Samara-Togliatti). Kassandra, Publishing House of the Samara State Econ. University, Samara-Togl. 2014.-pp.135- 139. https://regrazvitie.ru/.

[5] Lazareva N.V., Lifirenko N.G., Popchenko V.I., Rosenberg G.S. On some problems of medical ecology (with examples from the Volga basin, Samara region and the city of Togliatti). Scientific journal "Izvestia of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" 2015, volume 17, No. 4. p.55-67.

[6] Lazareva N.V., Lineva O.I. Mechanisms of the adverse effect of environmental factors on reproductive function, ways of correction. / Lazareva N.V., Lineva O.I. Journal of Scientific Articles Health and Education in the XXI Century. 2017.Vol. 19.No. 9.P. 100-105. https://elibrary.ru/item.asp?id=29308563

[7] Lazareva N.V., Kuzmina E.E. The influence of scientific and technological progress on the ecological well-being of the environment. Regional development: electronic scientific and practical journal. 2016.No 2 (14). URL: https://regrazvitie.ru/

[8] Lazareva N.V. Necessity and obligation of environmental education as the basis for the formation of environmental awareness in higher education. // URBOECOSYSTEMS: PROBLEMS AND

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Экологическое образование и образованность -два «кита» устойчивого развития / Отв. ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберг, докт. биол. наук Д.Б. Гелашвили, докт. эконом. наук Г.Р. Хасаев, докт. биол. наук Г.В. Шляхтин. - Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов: Самарский гос. эконом. ун-т, 2014.

[2] Лазарева Н.В., Кузьмина Е.Э. Стабилизация эколого-социо-экономического благополучия окружающей среды за счет оптимизации научно-технического прогресса. Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. No 7 (11). URL: https ://regrazvitie. ru

[3] Лазарева Н.В. Профилактические технологии сохранения репродуктивного потенциала. Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015 №5 (9). https://regrazvitie. ru/

[4] Лазарева Н. В. Взаимообусловленность интеграции внешних экологических эффектов и динамики повышения риска формирования заболеваний. Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем». Материалы Международной конференции (19-21 мая 2014г. Самара-Тольятти). Кассандра, Издательство Самарского государственного экономического университета, Самара-Тольятти 2014. - С.135-139. https://regrazvitie.ru/

[5] Лазарева Н.В., Лифиренко Н.Г., Попченко В.И., Розенберг Г.С. О некоторых проблемах медицинской экологии (с примерами по Волжскому бассейну, Самарской области и городу Тольятти). Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН» 2015, том 17, № 4. с.55-67.

[6] Лазарева Н.В., Линева О.И. Механизмы неблагоприятного влияния экологических факторов на репродуктивную функцию, пути коррекции. / Лазарева Н.В., Линева О.И. Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т.19. №9. С. 100-105. https://elibrary.ru/item.asp?id=29308563

[7] Лазарева Н.В., Кузьмина Е. Э. Влияние научно-технического прогресса на экологическое благополучие окружающей среды. Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. No 2 (14). URL: https://regrazvitie.ru/

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT. Collection of materials of the VI International scientific and practical conference. (Ishim; March 16, 2018). / Resp. ed. O.S. Kozlovtseva. - Ishim: Publishing house IPI im. P.P. Ershova (branch) Tyumen State University, 2018 pp. 191-193.

https://elibrary.ru/item. asp?id=32730870

[9] Rozenberg G.S, Lazareva N.V, Khasaev G.R. SOME ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LARGE RIVER POOLS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.3

[10] Lazareva N.V., Rosenberg G.S., Sapova O.A. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS. Tom 84, 2020 p. 433 -440. DOI: 10.1007/978-3-030-27015-5 52

[8] Лазарева Н.В. Необходимость и обязательность экологического образования как основы формирования экологического сознания в высшей школе. //УРБОЭКОСИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. (г. Ишим; 16 марта 2018г.). / Отв. ред. О.С. Козловцева. -Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018 С. 191-193. https ://elibrary. ru/item. asp?id=32730870

[9] Rozenberg G.S, Lazareva N.V, Khasaev G. R SOME ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LARGE RIVER POOLS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.3

[10] Lazareva N.V., Rosenberg G.S., Sapova O.A. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS. Тот 84, 2020 р. 433-440. DOI: 10.1007/978-3-03027015-5 52

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Author Contributions. Lazareva N. V.— literature review, writing a text, statistical data processing, collection and processing of materials, research concept and design.

Lazareva N.V. SPIN-ID: 9332-2147; ORCID ID: 0000-0002-5174-2923.

Research interests, number of main publications: Study of methods and options for the educational process, published more than 90 publications of them 6 in SCOPUS, 6 in WoS, 45 in the Higher Attestation Commission and 35 in conference proceedings, 9 inventions.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Лазарева Н.В.— обзор литературы, написание текста, статистическая обработка данных,

сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования.

Лазарева Н.В. — SPIN-код: 9332-2147; ORCID ID: 0000-0002-5174-2923.

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение методов и вариантов образовательного процесса, опубликованы более 90 публикаций из них 6 в СКОПУС, 6 в WoS, 45 в ВАК и 35 в материалах конференций, 9 изобретений.

Введение. В настоящее время в педагогической науке, на разных уровнях подготовки, ведется активный поиск методик, средств и вариантов совершенствования, моделирования и проецирования экологического образования. В целом, вопрос, надо ставить шире: необходимо говорить не только об «экологическом образовании», но и об образованности - «экологической культуре», «экологическом воспитании» (если образование формирует понимание

причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности), «экологическом сознании» (формирование экологического сознания [или экологизация] идет двумя путями -рациональным, за счет убеждения и осознания здравых аргументов, и иррациональным - за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений,

«экологическом мышлении»,

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

«природоохранное образование»,

«образование для устойчивого развития». Тогда есть надежда подготовиться к тому, о чем 60 лет тому назад предупреждал создатель кибернетики Н. Винер: «Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни» .Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов в высших учебных заведениях.

Целью настоящего исследования. Разработка и внедрение концепции общего экологического образования на всех этапах образовательного процесса.

Материалы и методы. В работе проведено изучение и обоснование взаимосвязи экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы.

Вместе с тем следует отметить, что соотношение понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» до сих пор остается в педагогике дискуссионной проблемой. Большинство ученых-педагогов рассматривают

«экологическое образование» как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования ее мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, вооружение экологическими знаниями,

умениями, навыками. По их мнению, экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание — мышление — знание — деятельность»; экологическое воспитание же оперирует такими терминами как «Экологическая безопасность».

Результаты и обсуждение. Согласно Концепции общего экологического образования экологическое образование -непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Нами разработана и активно внедряется Концепция экологического образования. Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития

• Семья - Институт семьи

• Детсад

• Школа

• СПО, колледжи

• ВУЗ: -бакалавриат - специалитет -магистратура -аспирантура - докторантура, Ассоциация «Зеленые Вузы России»

• Предприятия, организация, корпорация, холдинг, учреждения

• Стиль, образ и окружение жизни

• Общество, территория жизни

• Район, регион, государство, международное сообщество

• Экологическое инклюзивное образование

• Эковолонтерское движение, Экологические квесты

Многоуровневая концепция способствует формированию и укреплению в психологии человека, начиная с самого раннего возраста,

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"

интегрированной жизненной концепции «Экологические принципы и навыки жизни». Проблемы и трудности

• Отсутствие единой концепции поэтапного экологического образования

• Отсутствие программ и формирования компетенций на каждом этапе

• Дефицит подготовленных квалифицированных кадров в области экологии для осуществления преподавательской деятельности

• Отсутствие дополнительного образования в сфере экологии у руководящего состава организаций, предприятий, корпораций, холдингов, учреждений.

Пути решения проблемы

• На всех уровнях образовательного процесса ввести дисциплину «Экология»

• На всех направлениях подготовки в школе, на СПО, и Вузе в ООП и учебных планах ввести компетенции по экологии

• Подготовка ППС с профильным образованием «Экология и природопользование» для осуществления преподавательской деятельности на всех уровнях образовательного процесса

• Формирование компетенций в области «Экология» в различных отраслях АПК, промышленности, НГПК и т.д.

• Обязательная переподготовка (переподготовка) руководящего состава организа-ций и муниципальных служащих, работающих в направлении «Экология»

• Обучение населения разных возрастных групп по вопросам экологического образования

• Организация эковолонтерского движения

• Организация экологического инклюзивного образования

• Издание буклетов, брошюр, пособий

• Проведение экологических акций, фестивалей и праздников

• Экологический туризм, на региональном, российском и международном уровне.

• Научно-практические конференции и конкурсы по вопросам экологии

• Экологические сборы, детские и молодежные лагеря

• Формирование мотивации и ответственности за соблюдение экостиля жизни

Ученые выделяют следующие аспекты экологического образования:

• Знание экологических проблем и способов их разрешения;

• Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

• Воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

• Формирование мотивов, потребностей и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

• Стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре' «Экологическое образование» - это непрерывный, динамичный, постоянно развивающийся процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей сфере и здоровью.

Выводы: экологическое образование должно представлять единую целостную

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно ставит своей целью формирование

мировоззрения, основанного

представлении о единстве с природой.

на

Ответственный за переписку: Лазарева Наталья Владимировна - доктор медицинских наук, зам. зав. кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация, E-mail [email protected].

Corresponding Author: Lazareva Natalya Vladimirovna - Doctor of Medical Sciences, Deputy. Head Department of Ecology and Life Safety "Samara State University of Economics", Samara, Russian Federation, E-mail natalya-lazareva@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.