Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N6 Образовательный вестник "Сознание"' I https://e-pubmed.org
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ BY * https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/
i ■am ^f-dffl RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Lazareva N.V., 2021
ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-30-35
L ч Принята 10.06.2021 | Accepted 10.06.2021
к УДК 378.162
THE NEED FOR ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE FOR FORMING THE DOCTORS COMPETENCIES IN THE MODERN WORLD
Lazareva N. V.
Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation
НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Лазарева Н.В.
ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация
Abstract. The article discusses the need for environmental knowledge for the formation of the competence of a doctor in higher education. Possible points of view on the nature of the educational process are shown and argued, which allow integrating the body of acquired knowledge into the field of medical practice. The features of design technologies are revealed and the advantages of its use in the training of medical specialists are given, from the point ofview of the professional development ofdoctors. The article is devoted to the actualization and significance of environmental education, with the aim of forming environmental awareness and educating the population, for processing sustainable development of society. _One of the important directions associated with solving environmental problems at the present stage is environmental education and upbringing of medical students and the formation of environmental culture. Environmental education both in the world and in Russia is considered today a priority area of training and education of students at all levels of
Аннотация. В статье рассмотрена необходимость экологических знаний для формирования компетенций врача в высшей школе. Показаны и аргументированы возможные точки зрения на характер образовательного процесса, позволяющие интегрировать совокупность полученных знаний в сферу медицинской практики. Раскрыты особенности проектных технологий и приведены преимущества его использования при подготовке специалистов медиков, с точки зрения профессионального совершенствования врачей. Статья посвящена актуализации и значимости экологического образования, с целью формированию экологического сознания и воспитания населения, для процессинга устойчивого развития общества. Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание студентов медиков и формирование
education. We have substantiated the relevance and relationship of environmental education and upbringing, disclosed their essence, objectives, content, principles, forms and methods of work; the analysis of the state is given, the mechanism of elaboration of certain aspects of the problem is characterized, etc. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems, is impossible without the foundation of the foundations of a culture of environmental management and environmental education of the population. The variant used in the training of specialists in the field of medicine has shown high efficiency in the formation of practice-riented competencies of a medical graduate.
Keywords: environmental knowledge, medical education, diseases
REFERENCES
[1] Environmental education and education are two "pillars" of sustainable development / Otv. ed. Corresponding Member RAS G.S. Rosenberg, Dr. biol. D.B. Gelashvili, Dr. economy. Sciences G.R. Khasaev, Dr. biol. Sciences G.V. Shlyakhtin. -Samara; Tolyatti; N. Novgorod; Saratov: Samara State economy. un-t, 2014.
[2] N.V. Lazareva, N.G. Lifirenko, V.I. Popchenko, G.S. Rosenberg. On some problems of medical ecology (with examples from the Volga basin, Samara region and the city of Togliatti). Scientific journal "Izvestia of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" 2015, volume 17, No. 4. p.55-67.
[3] Rozenberg G. S., Lazareva N.V., Khasaev G. R SOME ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LARGE RIVER POOLS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.3
[4] Lazareva N.V., Rosenberg G.S., Sapova O.A. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS. Tom 84, 2020 p. 433440. DOI: 10.1007/978-3-030-27015-5_52
[5] Nurpeisova I.K. The role of environmental education at a medical university // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - No. 5-4.
экологической культуры. Экологическое
образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов на всех уровнях образования. Нами обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобальных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения. Применяемый вариант при подготовке специалистов в области медицины показал высокую эффективность при формировании практико-ориентируемых компетенций выпускника медика.
Ключевые слова: экологические знания, медицинское образование, заболевания
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Экологическое образование и образованность -два «кита» устойчивого развития / Отв. ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберг, докт. биол. наук Д.Б. Гелашвили, докт. эконом. наук Г.Р. Хасаев, докт. биол. наук Г.В. Шляхтин. - Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов: Самарский гос. эконом. ун-т, 2014.
[2] Н.В. Лазарева, Н.Г. Лифиренко, В.И. Попченко, Г.С. Розенберг. О некоторых проблемах медицинской экологии (с примерами по Волжскому бассейну, Самарской области и городу Тольятти). Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН» 2015, том 17, № 4. с.55-67.
[3] Rozenberg G.S., Lazareva N.V., Khasaev G.R. SOME ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LARGE RIVER POOLS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.3
[4] Lazareva N.V., Rosenberg G.S., Sapova O.A. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS. Тот 84, 2020 р. 433-440. DOI: 10.1007/978-3-03027015-5 52
[6]
- S. 575-579. URL: https://applied-research. ru/ru/article/view?id=9453 Public health and environmental health: pro et contra. [Collective of authors] / Ed. Corresponding Member RAS G.S. Rosenberg, Ph.D. R.S. Kuznetsova, Doctor of Biological Sciences N.V. Kostina, MD N.V. Lazareva. Togliatti: Anna, 2021.374 p.
[5] Нурпеисова И.К. Роль экологического образования в медицинском университете //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 54. - С. 575-579. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9453
[6] Здоровье населения и здоровье среды: pro et contra. [Коллектив авторов] / Под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга, к.б.н. Р.С. Кузнецовой, д.б.н. Н.В. Костиной, д.м.н. Н.В. Лазаревой. Тольятти: Анна, 2021. 374 с.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Lazareva N.V. SPIN ID: 9332-2147; ORCID ID: 0000-0002-5174-2923
Research interests, number of main publications: Study of methods and options for the educational process, published more than 90 publications ofthem 6 in SCOPUS, 6 in WoS, 45 in the Higher Attestation Commission and 35 in conference proceedings, 9 inventions.
Заявление о конфликте интересов. Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов. Лазарева Н.В. — SPIN ID: 9332-2147; ORCID ID: 0000-0002-5174-2923.
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение методов и вариантов образовательного процесса, опубликованы более 90 публикаций из них 6 в СКОПУС, 6 в WoS, 45 в ВАК и 35 в материалах конференций, 9 изобретений.
For citation: Lazareva N.V. THE NEED FOR ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE FOR FORMING THE DOCTOR'S COMPETENCIES IN THE MODERN WORLD // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. №6. - С. 30-35. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-30-35.
Для цитирования: Лазарева Н.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. №6. - С. 30-35. Doi: 10.26787/пуаЬа-2686-6846-2021-23-6-30-35.
Введение. Современные глобальные экологические проблемы, вызванные антропогенными факторами, начиная с 50-х гг., привлекли к себе внимание ученых, медиков, политиков, широких масс населения во многих странах мира. Актуальность состояния окружающей среды определяется, появлением в результате научно-технического прогресса, неблагоприятным воздействием человека на природную среду в мировом масштабе. Последствия
воздействий, непредсказуемые и могут стать необратимыми. Поэтому резко возрастает степень ответственности предприятий, организаций, корпораций, государственных структур и медицинских сотрудников, а также населения планеты за качество и состояние окружающей среды.
Каждое государство, в том числе и Россия, регулярно сталкивается с глобальными экологическими проблемами как изменение климата, разрушение озонового слоя, сохранение биоразнообразия, опустынивание и деградация земель, но также возникают проблемы регионального и
межрегионального характера, такие как экологические проблемы и сохранение экосистем Волги.
Целью настоящего исследования.
Обоснование введения основ экологического образования при подготовке специалистов с медицинским образованием.
Материалы и методы. В городах, располагающихся вблизи промышленных предприятий на правом и левом берегу реки Волга, был отмечен высокий уровень
онкологической заболеваемости и смертности населения, болезней системы кровообращения, пороков развития среди новорожденных и эффектов
преждевременного старения, а в зоне низовья реки - высокий уровень желудочно-кишечных заболеваний и анемии, характерно для женщин и детей, детской смертности и врожденной патологии. Эти показатели, ставшие классическими для регионов, явились доказательством влияния мутагенных, канцерогенных и тератогенных факторов на генетический материал человека, которые влияют на последующие поколения.
Результаты и обсуждение. Именно терапевты, хирурги, онкологи, акушеры-гинекологи, стоматологи — все они несут ответственность за здоровье населения настоящих и последующих поколений. Врачи поддерживают взаимоотношения как между собой, но и с больными и здоровыми людьми. Становится очевидным, что эти взаимоотношения очень разные и результат очевидный. Следует отметить, что профессия медика ограничена многочисленными правилами, приказами, законами,
протоколами и стандартами установленными государственными органами, рамки которых всё больше и больше сужаются, лишая врачей необходимой им независимости и возможности в спокойной обстановке осуществлять профессиональную
деятельность.
При получении медицинского образования, необходимо изучать основы экологической генетики, влияние факторов среды обитания на наследственность. При воздействии повреждающих факторов окружающей среды на человека могут наблюдаться следующие изменения: наследственных структур (индуцированный мутационный процесс); генофонда популяций в результате нарушения генетического равновесия между основными популяционными процессами (мутационный процесс, отбор, миграция, дрейф генов); патологические проявления экспрессии генов на специфические факторы среды.
Проявления мутационного процесса зависят от периода возникновения мутаций. Мутации, возникающие в зародышевых клетках, повышают частоту наследственной патологии. Мутационные изменения в клетках эмбриона и плода приводят к врожденным порокам развития,
внутриутробной задержке плода, а в тяжелых случаях - к гибели. Постнатальный период характеризуется повышением частоты возникновения злокачественных
новообразований, преждевременного
старения, нарушением иммунитета.
Так, загрязнение атмосферы приводит к генной мутации, развитию хронических воспалительных процессов, эмфиземе легких, вследствие недостаточности синтеза а1-антитрипсина. Определенные пищевые вещества и пищевые добавки вызывают нежелательные реакции у генетически чувствительных индивидов: молоко вызывает дискомфорт в кишечнике и понос из-за непереносимости лактозы, непереносимость глютена (белка пшеницы и других злаков) приводит к развитию у детей целиакии (синдрома нарушенного всасывания) при получении в качестве прикорма манной каши.
В процессе образования особое внимание уделяется так называемым экологически зависимым заболеваниям. В образовательном процессе студентов медиков и врачей активно обсуждаются экологические проблемы природных ресурсов, последствия интенсивного освоения природных ресурсов, истощения и загрязнения водных ресурсов, химико-технологических загрязнений, нефтегазовые и гидрогеологические скважины, шахты, накопители сточных вод, которые являются реальной угрозой экологической
безопасности страны.
Темами дискуссий становятся глобальные экологические проблемы, загрязнение воздушного бассейна, радиоактивное загрязнение,
бактериологическое и химическое загрязнения, промышленные и бытовые отходы, чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
При подготовке врачей общее экологическое образование должно дополняться знаниями по молекулярной биологии, общей и медицинской генетике с целью определения влияния факторов окружающей среды на наследственный аппарат человека, развития патологии, вызванной количественными и
структурными изменениями генов и хромосом. В структуре наследственных болезней преобладают так называемые мультифакториальные болезни или с наследственной предрасположенностью. Что касается моногенных болезней, их частота снижена благодаря рецессивному типу наследования, но клинические проявления тяжелее и приводят к ранней смерти, инвалидизации, вызванной врожденными пороками развития внутренних органов, отставанию в физическом и умственном развитии.
В настоящее время в медицине возникло новое научно-практическое направление - молекулярная медицина. Ее развитию способствовала расшифровка генома человека, что является огромным вкладом генетики в фундаментальные науки о человеке. В рамках молекулярной медицины по-новому решаются вопросы, связанные с оценкой действия факторов внешней среды на геном человека, т.е. проблемы экологической генетики человека. Представляется очевидным, что реакция организма и, реакция генома на различные экзогенные (экологические) факторы определяется его структурно-
функциональными характеристиками,
такими как функциональные гены метаболизма, генов системы репарации ДНК и др. Значение экологических факторов в патологии человека особенно велико в этиологии мультифакториальных болезней, являющихся наиболее распространенными болезнями человека.
Раздел молекулярной медицины, изучающий индивидуальные особенности
генома, взаимодействие средовых и генетических факторов в возникновении мультифакториальных болезней, называется предиктивной медициной. Предиктивная медицина позволяет выявлять людей с повышенной чувствительностью к тому или иному заболеванию и, основываясь на адекватной интерпретации полученных результатов, разрабатывать эффективные схемы индивидуальной профилактики и лечения, что соответствует основному принципу медицины - лечить не болезнь, а больного. Предиктивная медицина руководствуется основной целью - научить человека жить в гармонии со своими генами.
Практически все гены человека имеют в своей структуре молекулярные отличия, приводящие к синтезу белков с несколько измененными структурными и
функциональными характеристиками.
Тестирование функциональных
полиморфизмов генов человека, вовлеченных в генную сеть того или иного мультифакториального заболевания,
составляет молекулярную основу
предиктивной медицины. Каждый человек генетически неповторим и ему характерен свой биохимический портрет, его особенности предопределяют врожденную предрасположенность к заболеваниям.
Необходимо отметить систему генов метаболизма, ранее называемые генами детоксикации или генами «внешней среды», благодаря активности которых
осуществляется деградация и выведение из организма всех инородных веществ (ксенобиотиков), включая лекарственные препараты. Именно эти гены, т.е. их полиморфные варианты определяют индивидуальные особенности реакции организма на различные химические препараты и пищевые продукты. Мутации, которые приводят к полному отсутствию белка, либо к появлению ферментов с более низкой активностью являются причиной выраженной индивидуальной
вариабельности реакции организма на
лекарственные препараты, промышленные загрязнения, сельскохозяйственные яды и др.
Тестируя полиморфизмы генов, выясняя сильные и слабые звенья генома, можно определить какая патология и с какой вероятностью ожидает человека, следует подчеркнуть, что генетическое тестирование дает возможность только выявить имеющиеся в геноме тенденции к развитию будущих болезней, повышенную
чувствительность человека к заболеваниям, но не ставит окончательный диагноз, данная информация поможет определить пути их ранней профилактики.
В настоящее время во многих диагностических центрах зарубежных стран, в том числе и России, применяются молекулярные методы в целях диагностики генных болезней, выявления гетерозиготного носительства патологических мутаций в семьях высокого риска, для доклинической диагностики болезней с поздней манифестацией и для целей геномной дактилоскопии (идентификация личности). В результате генетического тестирования индивидуумов, и целых семей, формируются индивидуальные и семейные ДНК-базы, которые можно рассматривать как генетические паспорта. Такая информация
может быть полезной для врачей не только в разработке эффективных мер профилактики, но и при выборе оптимальной стратегии лечения многих тяжелых заболеваний.
При экологическом просвещении возрастает необходимость пропаганды здорового образа жизни в гармонии с природой, для проведения профилактических мер, направленных на предупреждение заболеваний, связанных с мутационной изменчивостью, врожденными пороками развития, наследственной патологии. При изучении тем, посвященных наследственным болезням (генным и хромосомным) особое внимание уделяется малоэффективности их лечения, в связи с чем возрастает роль методов их предупреждения. Медицина XXI века должна стать предиктивная медицина.
Выводы: Экологическое образование, для будущих врачей приобретает характер эколого-генетического, определяющего развитие молекулярной и, особенно, предиктивной медицины, что позволит им в дальнейшем не только искать эффективные методы лечения наследственной патологии, вызванной факторами окружающей среды, но и сосредоточить усилия на ее профилактике.
Corresponding Author: Lazareva Natalya Vladimirovna - Doctor of Medical Sciences, Deputy. Head Department of Ecology and Life Safety "Samara State University of Economics", Samara, Russian Federation
E-mail natalya-lazareva@mail.ru
Ответственный за переписку: Лазарева Наталья Владимировна -доктор медицинских наук, зав. кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация
E-mail natalya-lazareva(a)mail. ru.