Научная статья на тему 'Интегрированная концепция экологического образования для динамики устойчивого развития'

Интегрированная концепция экологического образования для динамики устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование и образованность / воспитание / сознание / устойчивое развитие. / environmental education and education / upbringing / consciousness / sustainable development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Наталья Владимировна

Статья посвящена актуализации и значимости экологического образования, с целью формирова-нию экологического сознания и воспитания населения, для процессинга устойчивого развития общества. Освещены актуальные экологические ситуации в сфере образования, которые затраги-вают проблемы сохранения и восстановления окружающей среды. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобаль-ных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An integrated ecological education concept for the dynamics of sustainable development

The article is devoted to the actualization and importance of environmental education, with the aim of forming environmental awareness and educating the population, for processing sustainable development of society. Highlighted the current environmental situations in the field of education, which affect the problems of preservation and restoration of the environment. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems, is impossible without the foundation of the foundations of a culture of environmental management and environmental education of the population.

Текст научной работы на тему «Интегрированная концепция экологического образования для динамики устойчивого развития»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

2021. - Т. 30. - № 2. - С. 104-106.

УДК 37.014 DOI 10.24412/2073-1035-2021-10402

ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДИНАМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

© 2021 Н.В. Лазарева

Самарский государственный экономический университет, г. Самара (Россия)

Поступила 29.07.2020

Лазарева Н.В. Интегрированная концепция экологического образования для динамики устойчивого развития. Статья посвящена актуализации и значимости экологического образования, с целью формированию экологического сознания и воспитания населения, для процессинга устойчивого развития общества. Освещены актуальные экологические ситуации в сфере образования, которые затрагивают проблемы сохранения и восстановления окружающей среды. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобальных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения.

Ключевые слова: экологическое образование и образованность, воспитание, сознание, устойчивое развитие.

Lazareva N.V. An integrated ecological education concept for the dynamics of sustainable development. The article is devoted to the actualization and importance of environmental education, with the aim of forming environmental awareness and educating the population, for processing sustainable development of society. Highlighted the current environmental situations in the field of education, which affect the problems of preservation and restoration of the environment. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems, is impossible without the foundation of the foundations of a culture of environmental management and environmental education of the population.

Key words: environmental education and education, upbringing, consciousness, sustainable development.

В настоящее время в педагогической науке, на разных уровнях подготовки, ведется активный поиск методик, средств и вариантов совершенствования, моделирования и проецирования экологического образования.

В целом, вопрос, надо ставить шире: необходимо говорить не только об «экологическом образовании», но и об образованности - «экологической культуре», «экологическом воспитании» (если образование формирует понимание причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности), «экологическом сознании» (формирование экологического сознания [или экологизация] идет двумя путями - рациональным, за счет убеждения и осознания здравых аргументов, и иррациональ-

Лазарева Наталья Владимировна, профессор, доктор медицинских наук, natalya-lazareva@mail.ru

ным - за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений, «экологическом мышлении», «природоохранное образование», «образование для устойчивого развития». Тогда есть надежда подготовиться к тому, о чем 60 лет тому назад предупреждал создатель кибернетики Н. Винер: «Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни» [1].

Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов в высших учебных заведениях.

Учеными обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т. д. [2].

Вместе с тем следует отметить, что соотношение понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» до сих пор остается в педагогике дискуссионной проблемой. Большинство ученых-педагогов рассматривают «экологическое образование» как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования ее мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, вооружение экологическими знаниями, умениями, навыками. По их мнению, экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание - мышление - знание - деятельность»; экологическое воспитание же оперирует такими терминами как «экологическая безопасность» [3, 4].

Согласно Концепции общего экологического образования экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде [12, 13].

Нами разработана и активно внедряется Концепция экологического образования.

Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития Семья - Институт семьи Детсад Школа

СПО, колледжи

ВУЗ: бакалавриат - специалитет - магистратура - аспирантура - докторантура, Ассоциация «Зеленые Вузы России»

• Предприятия, организация, корпорация, холдинг, учреждения

• Стиль, образ и окружение жизни

• Общество, территория жизни

• Район, регион, государство, международное сообщество

• Экологическое инклюзивное образование

• Эковолонтерское движение

• Экологические квесты

Представленная многоуровневая концепция

способствует формированию и укреплению в психологии каждого человека, начиная с самого раннего возраста, интегрированной жизненной концепции «Экологические принципы и навыки жизни».

Проблемы и трудности.

• Отсутствие единой концепции поэтапного экологического образования.

• Отсутствие программ и формирования компетенций на каждом этапе.

• Дефицит подготовленных квалифицированных кадров в области экологии для осуществления преподавательской деятельности.

• Отсутствие дополнительного образования в сфере экологии у руководящего состава организаций, предприятий, корпораций, холдингов, учреждений.

Пути решения проблемы.

• На всех уровнях образовательного процесса ввести дисциплину «Экология».

• На всех направлениях подготовки в школе, на СПО, и Вузе в ООП и учебных планах ввести компетенции по экологии.

• Подготовка ППС с профильным образованием «Экология и природопользование» для осуществления преподавательской деятельности на всех уровнях образовательного процесса.

• Формирование компетенций в области «Экология» в различных отраслях АПК, промышленности, НГПК и т. д.

• Обязательная переподготовка (доп. образование, переподготовка) руководящего состава организаций и муниципальных служащих, работающих в направлении «Экология»

• Обучение населения разных возрастных групп по вопросам экологического образования.

• Организация эковолонтерского движения.

• Организация экологического инклюзивного образования.

• Издание буклетов, брошюр, пособий.

• Проведение экологических акций, фестивалей и праздников.

• Экологический туризм, на региональном, российском и международном уровне.

• Научно-практические конференции и конкурсы по вопросам экологии.

• Экологические сборы, детские и молодежные лагеря.

• Формирование мотивации и ответственности населения за соблюдение экостиля жизни.

Ученые выделяют следующие аспекты экологического образования:

• знание экологических проблем и способов их разрешения;

• развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

• воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

• формирование мотивов, потребностей, привычек (целесообразного поведения и деятельности), способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

• стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды [5-7].

Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре [8-10].

«Экологическое образование» - это непрерывный, динамичный, постоянно развивающийся процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной сфере и здоровью [11].

Вывод: экологическое образование должно представлять единую целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экологическое образование и образованность -два «кита» устойчивого развития / Отв. ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберг, докт. биол. наук Д.Б. Гелашвили, докт. эконом. наук Г.Р. Хасаев, докт. биол. наук Г.В. Шляхтин. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов: Самарский гос. эконом. ун-т, 2014. 290 с.

2. Институт экологии Волжского бассейна РАН и город Тольятти. Экологические инновации для устойчивого развития города. Аналитический доклад / Под ред. чл.-корр. РАН А.Г. Зибарева, чл.-кор. РАН Г.С. Розенберга и проф. С.В. Саксонова. Тольятти: Кассандра, 2012. 87 с.

3. Лазарева Н.В., Кузьмина Е.Э. Стабилизация эколого-социо-экономического благополучия окружающей среды за счет оптимизации научно-технического прогресса // Региональное развитие: электронный науч.-практ. журн. 2015. № 7 (11). URL: https://regrazvitie.ru/stabilizatsiya-ekologo-sotsio-ekonomicheskogo-blagopoluchiya-okruzhayushhej-sredy-za-schet-optimizatsii-nauchno-tehnicheskogo-progressa/.

4. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. М.: Аванта+, 2003. С. 383-388.

5. Лазарева Н.В. Профилактические технологии сохранения репродуктивного потенциала // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015 № 5 (9). file:///C:/Users/User/Downloads/ profilakticheskie-tehnologii-sohraneniya-reproduktivnogo-potentsiala.pdf.

6. Лазарева Н.В. Взаимообусловленность интеграции внешних экологических эффектов и динамики повышения риска формирования заболеваний // Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Материалы Международной конференции. Самара; Тольятти: Кассандра; Изд-во Самар. гос. экономич. унта, 2014. С. 135-139.

7. Лазарева Н.В., Лифиренко Н.Г., Попченко В.И., Розенберг Г.С. О некоторых проблемах медицинской экологии (с примерами по Волжскому бассейну, Самарской области и городу Тольятти) // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17, № 4. С. 55-67.

8. Лазарева Н.В., Линева О.И. Механизмы неблагоприятного влияния экологических факторов на репродуктивную функцию, пути коррекции // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19, № 9. С. 100-105.

9. Лазарева Н.В., Кузьмина Е.Э. Влияние качества питьевой воды и атмосферного воздуха на состояние здоровья // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. No 2 (14). URL: https://regrazvitie.ru/.

10. Лазарева Н.В., Кузьмина Е.Э. Влияние научно-технического прогресса на экологическое благополучие окружающей среды // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. No 2 (14). URL: https://regrazvitie.ru/

11. Лазарева Н.В. Необходимость и обязательность экологического образования как основы формирования экологического сознания в высшей школе. // Урбоэкосистемы: проблемы и перспективы развития. Сб. материалов VI Междунар. науч.-практич. конф. (г. Ишим; 16 марта 2018г.). / Отв. ред. О.С. Коз-ловцева. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018 С. 191-193. https://elibrary.ru/ item.asp?id=32730870.

12. Rozenberg G.S,. Lazareva N.V,. Khasaev G.R. Some environmental and economic problems of large river pools // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/ epsbs.2020.03.3.

13. Lazareva N.V., Sapova O.A., Rozenberg G.S. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // Lecture notes in networks and systems. 2020. V. 84. Р. 433-440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.