^ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^ vSf^^^BY^^^ https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Ш&1 RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 © Gan N.Yu., Ponomareva L.I., 2021
1 ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-13-19
4 Принята 10.09.2021 | Accepted 10.09.2021
УДК ч 37.013
TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF HIGHER PEDAGOGICAL, GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION SYSTEMS
Gan N.Yu., Ponomareva L.I.
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ган Н.Ю., Пономарёва Л.И.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
Abstract. The relevance of this research is determined by the state order for the training of specialists who are able to organize the educational process taking into account the needs and interests of students who show creative and creative thinking in solving professional problems. Education, especially higher education, is considered as the main, leading factor of social and economic progress. The reason for such attention is the understanding that the most important value and the main capital of modern society is a person who is capable of searching for and mastering new knowledge and making non-standard decisions. The modern development of society requires a new system of education - «innovative training», which would form the ability of students to determine the future projectively, responsibility for it, faith in themselves and their professional abilities to influence
Аннотация. Актуальность настоящего исследования определяется государственным заказом на подготовку специалистов способных организовать образовательный процесс с учётом потребностей и интересов обучающихся, проявляющих творческое и креативное мышление в решении профессиональных задач.
Современное развитие общества требует новой системы образования - «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. Основные законодательные документы «Стратегия инновационного развития
w
this future.
The main legislative documents «The Strategy of innovative development of the Russian Federation until 2024», «The Concept of development of additional education», «The Law on Education in the Russian Federation», as well as local acts of the subjects of the federation in the field of higher, general and additional education raise the problem of integration of these education systems into the category of important state problems and at the same time determine its relevance.
The system of additional education with the active involvement of the future teacher in the implementation of work with children allows you to develop readiness for professional activity, both at school and in additional education. Providing professional training on the basis of the university equips the student with scientific knowledge and modern methods. This article attempts to theoretically substantiate the problem of integration of educational systems and present the conditions for its practical implementation.
Keywords: teacher training, integration, higher pedagogical, general and additional education.
REFERENCES
[1]
Kodzoeva, M. M. Formation of students ' skills of self-organization and self-management by educational activities. University education and science: materials of the All-Russian Scientific Conference. - Magas: IngGU, 2015. - C. 58-60
[2] Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 121 dated February 22, 2018 «On approval of the Federal State educational standard of Higher Education-Bachelor's» degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical Education https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797 858/
[3] Chervonny M. A. Training of teachers to solve professional problems in the conditions of integration of systems of higher pedagogical and additional education: dis. Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.08 /M. A. Chervonny. - Tomsk, 2019 - 414 p.
[4] Ponomareva L. I., Obukhova K. A. The problem of integration of subject areas in the training of future teachers of preschool educational institutions / / Electronic Scientific and Educational Bulletin «Health and education in the XXI century». - 2019. - Vol. 20. - №. 10 - - pp. 26-30 https ://drive.google.com/file/d/1ZOWs2_XjWPcwzhl fqj2O1VuN9P-Iob/view
[5] Federal Law №. 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation» [Electronic
Российской Федерации до 2024 года», «Концепция развития дополнительного образования», «Закон об образовании в РФ», а также локальные акты субъектов федерации в области высшего, общего и дополнительного образования возводят проблему интеграции названных систем образования в разряд важных государственных проблем и одновременно определяют ее актуальность. Система дополнительного образования при активном включении будущего педагога в реализацию работы с детьми позволяет развивать готовность к профессиональной деятельности, как в школе, так и в дополнительном образовании. Обеспечение профессиональной подготовки на базе вуза вооружает студента научными знаниями и современными методиками. В данной статье сделана попытка теоретически обосновать проблему интеграции образовательных систем и представить условия её практической реализации.
Ключевые слова: подготовка педагога, интеграция, высшее педагогическое, общее и дополнительное образование.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Кодзоева, М.М. Формирование у студентов умений самоорганизации и самоуправления учебной деятельностью. Вузовское образование и наука: материалы Всероссийской научной конференции. - Магас: ИнгГУ, 2015. - С. 58 - 60
[2] Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7179 7858/
[3] Червонный М.А. Подготовка учителей к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического и дополнительного образования: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 /М.А. Червонный. - Томск, 2019.
- 414 с.
[4] Пономарева Л.И., Обухова К.А. Проблема интеграции предметных областей в подготовке будущих педагогов ДОО // Электронный Научно-образовательный Вестник «Здоровье и образование в XXI веке».- 2019. -Том.20. - №2 10.
- С. 26-30
w
resource] / Information system «Garant» - Access mode :
http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4Rwu2EqEQ
https://drive.google.eom/file/d/1ZOWs2__XjWPcw zhlfqj2O1VuN9P--Iob/view [5] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Информационная система «Гарант» - Режим доступа : http://base.garant.rU/70291362/#ixzz4Rwu2EqEQ
Contribution of the authors: Gan N. Yu. - collection, processing of materials, writing of the text. Ponomareva L. I. -the concept and design of the study, writing the text.
Conflict of Interest Statement. The authors declare that there is no conflict of interest. Gan N.Yu - SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341
Research interests, number of main publications: Training teachers to solve professional problems, more than 80 publications have been published, 2 of them in WoS, 12 in the Higher Attestation Commission and 25 in conference materials.
Ponomareva L.I. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115
Research interests, number of main publications: Integration of different education systems, more than 200 publications have been published, 3 of them in WoS, 32 in the Higher Attestation Commission and 35 conference materials.
Вклад авторов: Ган Н.Ю. - сбор, обработка материалов, написание текста, Пономарёва Л.И. - концепция и дизайн исследования, написание текста.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Ган Н.Ю. - SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Подготовка педагогов к решению профессиональных задач, опубликованы более 80 публикаций из них 2 в WoS, 12 в ВАК и 25 в материалах конференций.
Пономарева Л.И. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Интеграция разных систем образования, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS, 32 в ВАК и 35 материалах конференций. Настоящее исследование выполнено в рамках госзадания Министерства Просвещения РФ на тему «Разработка концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования».
For citation: Gan N.Yu., Ponomareva L.I. TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF HIGHER PEDAGOGICAL, GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION SYSTEMS // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №9. pp. 13-19. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-13-19.
Для цитирования: Ган Н.Ю., Пономарёва Л.И. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №9. С. 13-20. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-13-20.
Введение. Современные условия общества предъявляют требования к подготовке педагогов высокой квалификации на этапе обучения в условиях образовательной среды вуза. Профессиональное развитие будущего педагога возможно при создании эффективных условий в образовательном пространстве вуза, способствующих самореализации,
саморазвитию личности студента,
самопознанию, основанных на педагогической
рефлексии [1].
Система образования должна быть направлена на саморазвитие личности, то есть на самоизучение, принятие требований общества и профессии, трансформации их в соответствии с уровнем собственного сознания, развития способностей, потребностей, способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда.
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
А.М. Новиков считает, что профессионализм связан с технологической подготовкой педагога. Профессионализация рассматривается им не как перечень черт и характеристик «типичного представителя профессии», а в русле системного анализа личности - субъекта ориентирующегося в социуме и выбирающего свой индивидуальный путь в нём. Это определяет цели и содержание профессионального образования будущего педагога:
• не простое освоение суммы знаний, а развитие мышления (направленного на активный поиск необходимой информации, знания, умение использовать её для решения педагогических проблем;
• не только формирование новых умений, а раскрытие способностей (к творческому труду, к постановке задач и видению проблем, к оцениванию т прогнозированию результатов деятельности);
• совершенствование не навыков, а мастерства (автономной профессиональной деятельности в нестандартных условиях).
Реализация данного содержания
образования, на наш взгляд, будет наиболее эффективной в процессе интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
Цель исследования: рассмотреть особенности интеграции систем высшего педагогического, общего и профессионального образования в подготовке педагогических кадров.
Материалы и методы. Приоритетным направлением модернизации содержания и структуры профессиональной подготовки выпускников является ее переориентация с традиционной триады «знания-умения-навыки» на получение опыта практической подготовки будущих педагогов к реализации профессиональных задач (Г.В. Серкутьев, П.С. Хейфец и др.).
Изучение компетентностей выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) как совокупного ожидаемого результата
образования по завершении освоения основной образовательной программы высшего образования позволило выделить компетенции, которые должны быть сформированы у педагога.
Среди универсальных компетенций следует выделить: способность осуществлять поиск, критический анализ, синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команды; способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
К значимым общепрофессиональным компетенциям следует отнести: способность организовывать совместную и
индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей [2].
Без обращения профессионального образования к новому интегративному подходу сформировать перечисленные компетенции проблематично. С нашей точки зрения, реализация данного подхода наиболее результативно осуществляется через практико-ориентированное обучение, которое значительно увеличивает эффективность образовательного процесса благодаря повышению личностного статуса студента, возможностью развития умений решать практические задачи в соответствии с профессиональной направленностью в условиях реального образовательного процесса и способствует сокращению разрыва между теорией и практикой.
Следует заметить, что в последнее время четко обозначилась проблема, которая существенно влияет на подготовку педагогических кадров. В связи с бурно развивающейся системой дополнительного образования, вступившими в силу нормативно-правовыми документами, регламентирующими ее использование в классической системе
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
школьного образования, требуется новый взгляд и на подготовку самих учителей, обладающих необходимыми компетенциями. Таким образом, возникает необходимость интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования. По-нашему мнению, именно такая интеграция позволит современным выпускникам педагогических вузов осуществлять профессиональную деятельность в таких системах как школьное и дополнительное образование.
В связи с рассматриваемой проблемой, необходимо отметить, что вузовское образовательное пространство способствует усвоению теоретического материала, при этом, не способно в должной мере сформировать у студентов - будущих педагогов практические навыки работы с детьми во внеурочное время. Нивелировать данный пробел в процессе подготовки будущих педагогов способна интеграция.
Основные законодательные документы и локальные акты региональных департаментов образования в области высшего, общего и дополнительного образования определяют деятельность образовательных учреждений в подготовке педагогических кадров. Подтверждению вышесказанной мысли является и госзадание (Грант) Министерства Просвещения РФ на исследование, раскрываемое авторами настоящей статьи.
Интеграция образовательных систем сегодня рассматривается как инновация, однако различные аспекты данной проблемы привлекали внимание ученых давно. Так, Л.Г. Савенковой изучалась возможность объединения усилий вуза и школы в подготовке учителей. Использование дополнительного образования как фактора формирования профессиональных компетенций в вузе у студентов рассматривались в исследованиях Н.И. Пак, Е.А. Харлановой и др. Интерес представляет и многофункциональная компетентностная модель подготовки педагогов, разработанная Г.С. Сухобской, предполагающая движение будущего педагога по траектории: грамотность, компетентность, мастерство, метадеятельность. На особую значимость педагогических практик в подготовке специалистов для сферы образования указывал В.А. Болотов. Нельзя не
отметить исследование М.В. Червонного, изучающего возможность интеграции высшего педагогического и дополнительного образования в подготовке учителей, в котором автор доказывает, что в начале XXI века созданы предпосылки к необходимости и возможности подготовки учительских кадров через интеграцию различных образовательных систем.
Среди таких предпосылок автор называет следующие:
• координальная смена курса государственного заказа с подготовки студентов к классно-урочной (традиционной) учебной деятельности к ориентации на личностное развитие каждого обучающегося, с учетом его интересов и инновационных потребностей общества и государства;
• смена сознания педагога на собственную педагогическую ориентацию, использование личного потенциала и взаимодействие с профессиональным сообществом;
• смещение акцента научных исследований от формирования готовности... к созданию условий...;
• использование многообразия форм и методов в подготовке будущих педагогов для создания базы интергационных процессов различных систем образования
[3].
Включенность студентов, в период обучения в вузе, в различные практики системы дополнительного образования позволит в достаточной степени овладеть необходимыми профессиональными компетенциями. Четко вырисовывающаяся взаимосвязь высшего и дополнительного образования не может не использоваться в подготовке кадров, призванных воспитать новое поколение специалистов, способных быстро реагировать на изменение социально-экономической сферы, запросов государства и общества, использовать творчески свои профессиональные
компетенции и креативно мыслить. И если с устройством систем «школьного» и высшего образования, имеющими богатый
исторический опыт, с учетом
регламентированной реализации федеральных
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
образовательных стандартов, все более-менее понятно, то возможности дополнительного образования, в преломлении к той или иной сфере (сегодня, в основном, оно используется в технической подготовке детей через создание Технопарков, Кванториумов, школ
Робототехники и др.), еще предстоит изучать. Именно поэтому, как было указано выше, данная проблема в современной дидактике рассматривается как инновация [4].
Результаты и обсуждение. Согласно закону «Об образовании в РФ», дополнительное образование делится на дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное
образование [5]. В подготовку будущих педагогов ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» включено оба указанных направления. Так реализуя первое направление, в педвузе в перечень учебных дисциплин включены курсы: «Организация воспитательной работы в школе», «Организация летнего
оздоровительного отдыха детей», в результате освоения которых студенты осваивают инновационные технологии
коммуникационного взаимодействия между участниками образовательных отношений. Данные курсы включают большое количество проблемных ситуаций, тренингов,
педагогических задач. У обучающихся есть широкие возможности применения
полученных знаний в практической реализации через разные формы работы с детьми и взрослыми. Например, в результате проведения акций («Подари праздник», Разные дети -разные возможности», «Дай лапу друг» и др.) у студентов разных курсов формируются практические умения проведения
воспитательных мероприятий, создание сценарий, продумывание алгоритма проведения праздника, кроме того формируются личностные качества: толерантность, ответственность, доброта и другие. Участие студентов в волонтерском движении «Добрая воля» и добровольческой организации «Молодая гвардия»
(оказывающих помощь ветеранам, пожилым людям, детям детских домов и интернатов, реабилитационных центров и др.) позволяет
студентам развить навыки наставничества, приобщиться к культурно-историческим ценностям российского народа, воспитать гордость за подвиг народа в Великой отечественной войне, чтить память погибших героев. Студенческое научное общество «Синергия» (участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах городского, регионального и федерального уровней), позволяет сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с научной информацией, приобрести опыт публичных выступлений и наглядного презентационного оформления своего исследования.
Особое внимание в подготовке будущих педагогов уделяется разным видам практик (учебная, педагогическая, производственная) -относящихся ко второму направлению -профессиональная подготовка. Основными задачами практики является: ознакомление с нормативно-правовыми основами деятельности педагога; изучение специфики труда педагога; изучение современных инновационных образовательных технологий в соответствии с ФГОС; формирование умений анализировать и систематизировать полученную информацию и правильно отражать её в отчете по результатам практики.
Планы всех видов практик включают обязательные дополнительные задания в виде самостоятельного проведения мероприятий (уроков, классных часов, консультаций, экскурсий, тематических праздников, создание и сопровождение сайта класса или группы и др.) для детей, родителей и педагогов. Так общее образование даёт возможность вузу отработать практические навыки у студентов для реализации профессиональных задач. Без такой интеграции теория была бы оторвана от практики
Особой гордостью университета является педагогическая интернатура, накопившая многолетний опыт
(функционирующая в ШГПУ с 2010 года) и давшая свои положительные результаты (более 600 студентов разных педагогических направлений подготовки окончили
интернатуру). Основная цель педагогической интернатуры - получение практических навыков и совершенствование теоретических знаний выпускниками вузов в объеме,
■w
необходимом для повышения
профессионального уровня и степени готовности их к самостоятельной педагогической деятельности. Студенты выпускных курсов распределяются в образовательные организации с 1 сентября по 30 мая (школа, детский сад), прикрепляются к наставнику (учителю, воспитателю) под присмотром которого осуществляют организационно- методическую и учебно-воспитательную деятельность. По окончании интернатуры выдаётся удостоверение, которое даёт возможность работодателю принять на работу не только теоретически грамотного, но и практически подкованного педагога, адаптированного к условиям образовательной организации.
Ко второму направлению, кроме указанных выше, можно отнести получение студентами дополнительных профессий. На базе вуза функционирует факультет дополнительных профессий, где студенты старших курсов имеют возможность пройти профессиональную переподготовку и приобрести дополнительную квалификацию,
которая расширит возможности будущей профессиональной деятельности. Кроме того, с первого курса у студентов есть возможность выбрать себе дело по интересу, способностям. Это дает возможность не только заниматься любимым делом, но и реализовать его в профессии. После окончания таких курсов студенты получают удостоверения
руководителей кружков: «Студии танца», «Изодеятельности», «Вокально-хоровой
студии», «Физкультурно-оздоровительной деятельности», «Шахматы», «Робототехника», «Иностранный язык» и другие.
Заключение. Таким образом, ярко выраженная необходимость интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования определяет ее актуальность в подготовке педагогических кадров. По-нашему мнению, именно такая интеграция позволит современным выпускникам педагогических вузов осуществлять профессиональную деятельность в таких системах как школьное и дополнительное образование.
г
Corresponding Author: Natalia Gan - candidate of pedagogical
Sciences, associate Professor, Shadrinsk state pedagogical
University, Shadrinsk, Russian Federation
L. -mail: gannu69@mail.ru ■i
Ответственный за переписку: Ган Наталья Юрьевна -кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
E-mail: gannu69@mail.ru