Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования'

Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ган Н. Ю.

На сегодняшний день в системе дополнительного образования больше возможностей для развивающего обучения, так как оно учитывает индивидуальные интересы обучающихся и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности. Дополнительное образование, являясь составной частью единого образовательного процесса способно значительно расширить возможности творческого развития детей и молодёжи, выявляя их интересы и предпочтения, мотивируя к развитию и самообразованию, а в дальнейшем и профессиональному самоопределению. Преподавательским составом педагогических факультетов должна быть создана развивающая образовательная среда, способная обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательной программы. Где студенты получат возможность реализовать себя в том виде деятельности, которая соответствует их психофизиологическим особенностям, интересам и потребностям, благодаря чему обучающиеся почувствуют себя значимыми, способными поверить в свои силы и способности. Способом организации различных видов деятельности и проблем саморазвития и самореализации в дополнительном образовании становится личностноориентированный подход, благодаря которому студенты вуза имеют возможность выбрать отвечаю щую их личным потребностям траекторию образования (форма, содержание мероприятия, индивидуальный или коллективный вид деятельности). Именно этой проблеме посвящена настоящая статья, в которой дается анализ научных исследований системы дополнительного образования, раскрывается деятельность образовательной организации в подготовке студентов по образовательной программе Дополнительное образование (Воспитательная работа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ган Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE ACTIVITIES OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

Today in the system of additional education there are more opportunities for developing education, as it takes into account the individual interests of students and provides a variety of types andforms of activity. Additional education, as part of a single educational process can significantly expand the opportunities for creative development of children and young people, identifying their interests and preferences, motivating the development and self-education, and further professional self-determination. The pedagogical staff of the pedagogical faculty creates an educational environment that is able to provide a range of opportunities for self-development of all subjects of the educational program, where students have the opportunity to realize themselves in the form of activity that corresponds to their psycho-physiological characteristics, interests and needs, so that students feel significant, able to believe in their. The way of organization of various activities and problems of self-development and self-realization in additional education becomes a personality-oriented approach, where students have the opportunity to choose the path of education that meets their personal needs (form, content of the event, individual or collective activity). This article is devoted to this problem, in which the analysis of scientific research of the system of additional education, reveals the activities of educational organizations in the training of students in the educational program Additional education (Educational work).

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования»

2018, том 20 [11]

УДК 379.8.093

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ган Н.Ю.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный

педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерации

Аннотация. На сегодняшний день в системе дополнительного образования больше возможностей для развивающего обучения, так как оно учитывает индивидуальные интересы обучающихся и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности. Дополнительное образование, являясь составной частью единого образовательного процесса способно значительно расширить возможности творческого развития детей и молодёжи, выявляя их интересы и предпочтения, мотивируя к развитию и самообразованию, а в дальнейшем и профессиональному самоопределению.

Преподавательским составом педагогических факультетов должна быть создана развивающая образовательная среда, способная обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательной программы. Где студенты получат возможность реализовать себя в том виде деятельности, которая соответствует их психофизиологическим особенностям, интересам и потребностям, благодаря чему обучающиеся почувствуют себя значимыми, способными поверить в свои силы и способности.

Способом организации различных видов деятельности и проблем саморазвития и самореализации в дополнительном образовании становится личностно-ориентированный подход, благодаря которому студенты вуза имеют возможность выбрать отвечаю-

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-11-29-33

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE ACTIVITIES OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

Gan N.Yu.

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russian Federation

Annotation. Today in the system of additional education there are more opportunities for developing education, as it takes into account the individual interests of students and provides a variety of types andforms of activity. Additional education, as part of a single educational process can significantly expand the opportunities for creative development of children and young people, identifying their interests and preferences, motivating the development and self-education, and further professional self-determination.

The pedagogical staff of the pedagogical faculty creates an educational environment that is able to provide a range of opportunities for self-development of all subjects of the educational program, where students have the opportunity to realize themselves in the form of activity that corresponds to their psycho-physiological characteristics, interests and needs, so that students feel significant, able to believe in their.

The way of organization of various activities and problems of self-development and self-realization in additional education becomes a personality-oriented approach, where students have the opportunity to choose the path of education that meets their personal needs (form, content of the event, individual or collective activity). This article is devoted to this problem, in which the analysis of scientific research of the system of additional education, reveals the activities of educational organizations in the training of students in the educational program Additional education (Educational work).

—--—

~ 29 ~

—--—

щую их личным потребностям траекторию образования (форма, содержание мероприятия, индивидуальный или коллективный вид деятельности). Именно этой проблеме посвящена настоящая статья, в которой дается анализ научных исследований системы дополнительного образования, раскрывается деятельность образовательной организации в подготовке студентов по образовательной программе Дополнительное образование (Воспитательная работа).

Ключевые слова: дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, лич-ностно-ориентированный подход.

Key words: additional education of children, teacher of additional education, personality-oriented approach.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования: монография. М.: МИГУ, 2005. 324с.

[2] Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 567-572.

[3] Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1982. С. 201-288.

[4] Ган Н.Ю. Развитие личностно-профессиональ-ной компетентности выпускников в процессе обучения в педагогической интернатуре // Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы...: Материалы Х Международной научно-практической конференции. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. - 416 с. - С. 102-104.

REFERENCES

[1] Seryakova S. pedagogical competence of the teacher of additional education: monograph. M.: MIGU, 2005. 324c.

[2] Builova L. N. Modern approaches to the development of additional General educational programs // Young scientist. - 2015. - № 15. - P. 567-572.

[3] Maslow A. self-actualization //personality Psychology: texts / under the editorship of Yu. b. Gippen-reiter. M., 1982. Pp. 201-288.

[4] Gan N.Yu. The development of personal and professional competence of graduates in the process of training in the pedagogical internship // Actual problems of pre-school education: the formation, development, prospects ....: Materials of the X International scientific-practical conference. - Chelyabinsk: REKPOL, 2012. - 416 p. - Pp. 102-104.

Роль дополнительного образования значительно возрастает в современных условиях, так как она является важной частью всего образовательного процесса и является самостоятельной педагогической системой, которая создает благоприятные условия для саморазвития и успешной социализации активной жизнедеятельности детей и молодёжи в обществе.

Дополнительное образование не повышает уровень образования, но обеспечивает личности возможности для удовлетворения её разнообразных интересов в художественном творчестве, спорте, технике, в личностном развитии.

Важность системы дополнительного образования отмечена в нормативно-правовых документах

Федерального уровня, таких как: Приказ Минобр-науки РФ «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам № 1008 от 29 августа 2013 г. Изменение направлен-ностей дополнительных общеразвивающих программ (художественная, техническая, физкуль-турно-спортивная, естественнонаучная, турист-ско-краеведческая, социально-педагогическая), Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613 н).

~ 30 ~

—--—

Данными документами государством сохраняется и повышается актуальность и эффективность системы дополнительного образования детей, в создании условий для саморазвития личности, успешной социализации и самоопределения.

С.Б. Серякова подтверждает, что специфика деятельности системы дополнительного образования позволяет говорить о том, что воспитательное пространство данной системы является мощным фактором и ресурсом модернизации образования, в котором формируется творческая саморазвивающаяся личность, способная, реализуя свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества [1].

Дополнительное образование присутствует как обязательный компонент во всех утвержденных ФГОС ОО, соблюдая такие характеристики, как: многопрофильность, инновационность, вариативность, гибкость, индивидуализация.

Проанализировав, определение понятия «дополнительное образование детей» Т.С. Беляковой мы конкретизировали его, как: систему непрерывного образования и единый целенаправленный процесс объединяющий воспитание, образование и развитие личности, призванные обеспечить детям и молодёжи дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей.

В настоящее время данная образовательная система развивается в ситуации инновационных изменений российского общества. В связи с этим повышается социальная потребность в высокопрофессиональном специалисте дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования, по определению Л.Н. Буйловой, направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию дополнительных образовательных программ в интересах личности, по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию» [2].

Педагог должен строить свою деятельность в структуре личностно-ориентированного подхода к ребенку. Личностно-ориентированный подход -это педагогическая деятельность, позволяющая

обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, проявлению его субъективных качеств.

Строя процесс воспитания и обучения, педагогу важно поддерживать стремление ребенка к проявлению и развитию его природных и приобретенных возможностей. Способствовать созданию условий постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогу важно поверить в ребёнка, войти к нему в доверие, поддержать его устремление к активной деятельности. Создать условия для самореализации и самоактуализации личности ребенка.

В работах А. Маслоу и В.И. Андреева самоактуализация рассматривается, как желание человека стать тем, кем он может стать, выполняя наилучшим образом то, что он делает. Человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов и способностей [3].

Таким образом, педагог дополнительного образования - равноправный участник партнерских отношений, совместной деятельности с детьми. Именно он организует и руководит совместной работой, поддерживает свободное развитие и воспитание своих подопечных. От того, как он это делает, во многом зависят и достижения детей, их желание познавать, открывать для себя новое, доводить дело до конца, отвечать за свой выбор. Все это обязывает педагога к ответственности, компетентности, постоянному профессиональному совершенствованию.

В ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» реализуется образовательная программа «Дополнительное образование (Воспитательная работа)».

Программа направлена на подготовку специалистов нового типа в сфере образования, обладающих фундаментальными знаниями в ходе изучения всех наук.

В программе определены основные профессиональные дисциплины, изучаемые студентами: «Введение в профессионально-педагогическую

~ 31 ~

—--—

деятельность», «Методика и технология дополнительного образования», «Инновации в дополнительном образовании», «Специфика организации дополнительного образования в сельской местности», «Психология семьи и семейного воспитания», «Тьюторское сопровождение детей в образовательных организациях», «Основы вожатской деятельности», «Анимационная деятельность» и многие другие предметы.

Образовательный процесс организуется в различных формах и методах обучения: лекция-беседа, проектная работа, тематические дискуссии, деловые игры, «командная работа», тренинги, практические занятия с использованием анализа конкретных ситуаций и др.

Обучение в вузе неразрывно связано с воспитанием, но оно становится составной частью процесса профессионально-педагогической подготовки только в условиях специально организованной, целенаправленной и ориентированной на процесс формирования совместной деятельности преподавателей и студентов.

В университете и на факультете организуются различные формы воспитательной деятельности: массовые - «Посвящение в студенты», конкурс «Минута славы», день факультета, фестивали, конкурсы; групповые - группы по интересам, работа студий творческого направления, научно-исследовательская работа; индивидуальные - учебная деятельность, участие в педагогических проектах, профессиональная педагогическая практика.

Воспитательная работа на факультете направлена, прежде всего, на формирование важнейших профессиональных качеств педагога:

- общественная активность, организационные и управленческие навыки;

- потребность в непрерывном самообразовании, самостоятельности, творческих изысканиях;

- способность к педагогическому труду, любовь к детям, способность видеть в них личность, желание работать с ними, подготовленность к внеклассной работе по всем направлениям;

- высокая эмоциональная культура, способность к общению, устойчивые моральные качества;

- представление о социальной важности профессии педагога, необходимости инновационных поисков в педагогической деятельности.

Воспитание у студентов вышеперечисленных качеств требует систематической, скоординированной работы всех субъектов образовательного процесса, которые способствуют формированию активного отношения личности к избранной профессии.

В соответствии с общей целью в качестве основных приняты интегрированные направления воспитания студентов в ШГПУ:

1. Профессионально-педагогическое воспитание, способствует сформированности у студентов таких качеств личности, как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе и развиты творческие способности.

2. Гражданско-патриотическое воспитание требует наличия таких морально-психологических качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, умение отстаивать свою точку зрения, порядочность.

3. Духовно-нравственное воспитание проявляется в убежденности и необходимости норм морали, сформированность качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях.

4. Культурно-эстетическое воспитание состоит в приобщении студентов, педагогов и сотрудников к культурным ценностям, в развитии эстетического вкуса, привлечении к активной культурной деятельности.

5. Физического воспитание и пропаганда здорового образа жизни определяется личной ответственностью за собственное здоровье.

6. Экологическое воспитание проявляется в овладение студентами экологической ответственностью.

7. Профилактика негативных зависимостей ориентирована на отработку навыков общения, умения слушать собеседника, отстаивать собственное мнение, формировать активную самооценку, развивать альтернативный интерес и кругозор.

Реализация данных направлений осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы.

—--—

~ 32 ~

—--—

Преподаватели вуза, взаимодействуя со студентами - будущими педагогами дополнительного образования, используют личностно-ориен-тированный подход, реализующийся в следующих формах:

1. Научное сообщество «Синергия» - является постоянно действующей организацией студенческого самоуправления педагогического факультета и представляет собой объединение представителей научной молодежи факультета: студентов, магистров и преподавателей.

Основной целью «Синергии» является представление научных интересов студентов факультета, а также содействие в подготовке научных кадров, развитие педагогической науки, как в рамках факультета, так и за его пределами, обеспечение преемственности научных школ.

В ходе заседаний научного сообщества осуществляется:

- подготовка студентов к всероссийским и региональным олимпиадам;

- разрабатываются педагогические проекты;

- оказывается помощь студентам в написании научных статей.

2. Научно-практический центр «Калейдоскоп». Основной целью является приобретение опыта у студентов и стимулирование к участию в интеллектуальных состязаниях талантливых школьников и педагогов школ города; выявление и поддержка, стимулирования творческой деятельности учителей; развитие профессионального мастерства педагогов.

3. Центр социально-педагогических технологий и инноваций. Целью является предоставление образовательных услуг, направленных на вовлечение и поддержку инновационной активности и

потенциала педагогов, студенческой молодёжи, развитие их профессионального мастерства.

4. Научно-практическая лаборатория «Активизация социально-значимой деятельности студентов через организацию волонтерского движения» ставит цель - создания условий вовлечения студентов университета во всемирное добровольческое движение, а также активизация и развитие волонтерского движения.

5. Участие студентов на выпускном курсе университета в педагогической интернатуре. Основной целью обучения в интернатуре, является получение практических навыков и совершенствование теоретических знаний по профилю Дополнительное образование (Воспитательная работа).

Педагогическую интернатуру выпускники проходят:

- в общеобразовательных школах: педагогами -организаторами;

- в учреждениях дополнительного образования (Дом детского творчества) - педагогом дополнительного образования.

Педагог наставник отвечает преимущественно за учебно-практическую составляющую подготовки интерна, а педагог куратор кафедры вуза несет ответственность за научно-педагогическую составляющую подготовки интерна.

В результате прохождения интернатуры происходит постепенное становление студента в профессионально компетентного педагога [4].

Таким образом, в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» создана полноценная социально-профессиональная воспитывающая среда для подготовки специалиста к профессиональной деятельности, способного реализовать личностно-ориентирован-ный подход в работе с детьми и молодежью.

~ 33 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.