Научная статья на тему 'Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования'

Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / КУРАТОРСТВО / ТЬЮТОРСТВО / TUTORING / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN STATE STANDARD OF HIGHER EDUCATION / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КУРАТОРА / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROJECT / PRECEPTOR / THE PRECEPTOR'S SPHERE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Елена Юрьевна, Полуянова Лариса Альбертовна

Перемены, происходящие в современной системе образования, несут в себе изменения его содержания, пересмотра приоритета целей и задач, средств организации деятельности. Институт кураторства один из немаловажных деталей учебной и воспитательной работы в вузе. Появление тьюторских функций у куратора обусловлено процессом индивидуализации образования. Деятельность куратора может быть направлена на развитие личностных и профессионально-значимых качеств будущего специалиста, его компетенций, на помощь в осознании понимания тенденций и основных направлений развития выбранной специальности, формирование осознанного позитивного отношения к педагогической деятельности. Использование метода построения индивидуального образовательного проекта учитывает интересы, потребности и индивидуальные особенности студента, допускает корректировку действий, связанных с изменением внешних и внутренних условий. Функция куратора в данном виде деятельности состоит в объяснении и помощи построения такого образовательного маршрута, а также в осознании им своих индивидуальных особенностей и стиля учебы. Включение куратором студентов в социально-значимую деятельность, проведение тематических часов, помощь в проектировании своего образовательного маршрута также создает предпосылки для становления будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Елена Юрьевна, Полуянова Лариса Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PRECEPTOR`S ACTIVITY AT THE PEDAGOGIC UNIVERSITY`S GROUP IN CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

The changes taking place in the recent education system carry a transformation of its content; review the priority goals and objectives, resources of organization. Preceptor Institute is one of the important parts of training and educational work at the university. The appearance of the tutor`s preceptor functions due to the process of individualization of education. The activities of the preceptor may be directed to the development of personal and professionalsignificant qualities of future specialist, its competences, to assist in the understanding of the awareness of trends and the main directions of development of the chosen specialty, the formation of a conscious positive attitude to teaching. Using the method of constructing an individual educational project takes into account the interests, needs and individual characteristics of the students, allows adjustment of action, related to changes in external and internal condition. Preceptor function in this kind of activities is to explain and support the construction of this educational route, as well as awareness of its individual characteristics and learning styles. Preceptorship of students in socially meaningful activities, thematic hours, and assistance in designing their educational route also creates the preconditions for the formation of the future teacher as subject of professional activity, capable of self-development, design and transformation of their actions.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования»

УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Дмитриева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин Полуянова Лариса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии

и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, ул. Ленина, д.69; e-mail: [email protected])

Аннотация. Перемены, происходящие в современной системе образования, несут в себе изменения его содержания, пересмотра приоритета целей и задач, средств организации деятельности. Институт кураторства один из немаловажных деталей учебной и воспитательной работы в вузе. Появление тьюторских функций у куратора обусловлено процессом индивидуализации образования. Деятельность куратора может быть направлена на развитие личностных и профессионально-значимых качеств будущего специалиста, его компетенций, на помощь в осознании понимания тенденций и основных направлений развития выбранной специальности, формирование осознанного позитивного отношения к педагогической деятельности. Использование метода построения индивидуального образовательного проекта учитывает интересы, потребности и индивидуальные особенности студента, допускает корректировку действий, связанных с изменением внешних и внутренних условий. Функция куратора в данном виде деятельности состоит в объяснении и помощи построения такого образовательного маршрута, а также в осознании им своих индивидуальных особенностей и стиля учебы. Включение куратором студентов в социально-значимую деятельность, проведение тематических часов, помощь в проектировании своего образовательного маршрута также создает предпосылки для становления будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

Ключевые слова. Образование, высшее образование, модернизация образования, кураторство, тьюторство, федеральный государственный стандарт высшего образования, направления работы куратора, компетенции, индивидуальный образовательный проект.

THE FEATURES OF PRECEPTORS ACTIVITY AT THE PEDAGOGIC UNIVERSITY'S GROUP IN CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

© 2017

Dmitriyeva Yelena Yuriyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department

of technology and psycho-pedagogical disciplines Poluyanova Larisa Albertovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department

of technology and psycho-pedagogical disciplines South Ural State Humanitarian Pedagogic University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin st., 69; e-mail: [email protected])

Abstract. The changes taking place in the recent education system carry a transformation of its content; review the priority goals and objectives, resources of organization. Preceptor Institute is one of the important parts of training and educational work at the university. The appearance of the tutors preceptor functions due to the process of individualization of education. The activities of the preceptor may be directed to the development of personal and professionalsignificant qualities of future specialist, its competences, to assist in the understanding of the awareness of trends and the main directions of development of the chosen specialty, the formation of a conscious positive attitude to teaching. Using the method of constructing an individual educational project takes into account the interests, needs and individual characteristics of the students, allows adjustment of action, related to changes in external and internal condition. Preceptor function in this kind of activities is to explain and support the construction of this educational route, as well as awareness of its individual characteristics and learning styles. Preceptorship of students in socially meaningful activities, thematic hours, and assistance in designing their educational route also creates the preconditions for the formation of the future teacher as subject of professional activity, capable of self-development, design and transformation of their actions.

Keywords: Education, higher education, modernization of education, preceptor, tutoring, Russian state standard of higher education, the preceptor's sphere of activity, competence, individual educational project.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время перемены в образовании, связанные с модернизацией ее системы и переходом вузов на двухуровневую систему обучения предполагают кардинальную перестройку стратегий, технологий и методик организации образовательной деятельности [1].

Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г., определяющая необходимость перехода страны на инновационную модель развития, указывает на ряд необходимых изменений в системе профессионального образования[2]. В условиях реализации ФГОС ВО использование потенциала деятельности куратора академической группы является важным фактором развития духовно и физически здоровой, интеллигентной, высокогражданской, гуманистически ориентированной, социально активной, творческой личности, а также существенным ресурсом повышения качества профессионального образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-

шенных раньше частей общей проблемы. Проблемы кураторской деятельности в своих исследованиях рассматривали: В.П. Балицкий, А.Г. Белицкий, В.А. Бутенко, В.С. Иванова, Т.А. Мирошина, О.Ю. Рыбка, Т.А. Ульрих В.В. Умрихин В.В., Т.П. Царапина и др.

Проблемы субъект-субъектных отношений между куратором и студентом, а также влияние кураторов на профессиональное и культурное становление студентов раскрыты Е.К. Кролевецкой, М.Д. Мартыновой, Т.Г. Угрюмовой, И.В. Филиной, Л.Н. Фоломейкиной.

Возможность индивидуального образовательного движения студента рассматривается как ценностью в учебном заведении, а образовательное пространство является открытым, а не прямолинейным.

Одной из форм индивидуализации учебного процесса в современно образовании является тьюторство. Внедрение института тьюторства обусловлено вхождением России в единое европейское образовательное пространство и введением Федеральных государственных образовательных стандартов, на основании которых студентам предоставляется возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Система

тьюторства - кураторства в вузах руководствуется ФЗ РФ «Об образовании», а также локальными нормативно-правовыми документами, регламентирующими образовательный и воспитательный процесс вуза. Данная практика на сегодняшний день существует в Казанском государственном университете культуры и искусств; Ставропольском государственном педагогическом университете; Шадринском государственном педагогическом институте; Русско-Британском институте управления и в немногих других. Более подробно мы рассматривали данный вопрос в статье «Особенности тьюторской деятельности в условиях учреждений высшего образования» [3].

Институт тьюторства в образовательной системе вуза рассматривали Р.А. Арсланова, Л.С. Колодкина, Т.М. Ковалева, Т.Б. Серебровская, Г.Р. Муртазина и др. Анализ работ ряда исследователей показал, что многие из них не проводят особой границы между тьюторством и кураторством, рассматривая оба института как форму воспитательной работы в вузе.

Формирование целей статьи (постановка задания). В статье представлен современный опыт деятельности кураторов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете на естественно-технологическом факультете на протяжении многих лет сложилась эффективная система кураторства, которая обеспечивает непосредственную помощь студентам в адаптации к новым социальным условиям, способствует становлению активной жизненной позиции будущих учителей, формированию у них профессионально значимых качеств. Куратор академической группы в своей работе руководствуется Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и другими нормативными документами, а также локальными нормативными актами: Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка университета, положениями, приказами ректора университета и распоряжениями проректора по воспитательной работе, регламентирующими воспитательный процесс, и знакомит с ними студентов академической группы.

Несмотря на то, что основные функциональные обязанности куратора не изменились, содержание его деятельности постепенно преображается.

В соответствии с нормативными документами, а в частности с федеральным государственным образовательным стандартом, у будущих учителей должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [4-8]. К примеру, студент-бакалавр должен обладать следующими компетенциями: способностью работать в команде, толерант-но воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) и др.; готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) и др.; способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) и др.[9].

На наш взгляд, профессиональные компетенции современного педагога также включают коммуникабельность, креативные способности, понимание тенденций и основных направлений развития выбранной специальности, осознанное позитивное отношение к педагогической деятельности, культурную восприимчивость. Кроме того, эти личностные качества способны повысить конкурентоспособность молодого специалиста в современных условиях. Поэтому в настоящее время приоритетными задачами куратора являются: формирование определенных компетенций у будущего педагога; поддержка и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования; ориентация буду-

щих учителеи в поиске направлении для реализации их личностного и творческого потенциала в образовательной и общественной деятельности.

Приведем примеры мероприятий, включенных в план работы куратора и направленных на развитие комплекса компетенций: часы куратора «День знаний», «Учитель -это...» и др.; круглые столы и дискуссии, посвященные Дню толерантности, Дню народного единства, «ИГИЛ - угроза человечеству» (в рамках университетской «Недели правовой культуры»), «Наша истинная национальность - это человечество» (в рамках университетской «Недели толерантности»), «День солидарности молодежи», «День защитника Отечества. История и современность», «Русские традиции», «Годы, опаленные войной» и др.; участие в проведении Всероссийского открытого урока «День единства действий по информированности детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа»; благотворительная акция в День защиты детей и др. В рамках реализации ФГОС ВО основными направлениями работы куратора со студентами группы являются: организация мероприятий, направленных на формирование и сплочение коллектива, социально-психологическую адаптацию (1 курс) и оказание помощи студентам.

В нашем университете сложилась традиция учебно-адаптационных сборов, когда перед началом учебы студенты первого курса погружаются в новую для них атмосферу. На протяжении нескольких дней первокурсники совместно и под руководством кураторов и группы активистов - старшекурсников проходят тренинги груп-пообразования, узнают об особенностях учебы в университете, выбранной профессии, требованиях обучения в вузе. Данное мероприятие помогает куратору узнать своих подопечных. При помощи наблюдения, диагностических методик куратор выявляет лидеров группы, особенности каждого из студентов, а также индивидуальные личностные интересы и профессиональные намерения и ожидания каждого из группы, и на основании этого составляет примерный план работы с группой.

В своей работе мы используем такое направление деятельности как включение студентов в социально-значимую деятельность. Деятельность человека определяется системой ценностей, его ценностными ориентаци-ями [10]. Студенты активно участвуют в организации мероприятий для детей с особыми нуждами, обычных детей, проявляя при этом организационные, коммуникативные способности, развивая профессионально-значимые качества, необходимые для дальнейшей работы с детьми, но самое важное - это помогает формировать активную гражданскую позицию будущего учителя. Данные качества способствуют формированию морали будущего педагога. Ученые утверждают, что на сегодняшний день существует необходимость формирования нравственных ценностных ориентаций и установок, что может определяться согласованием личного интереса с общественным, регулирование поступков людей таким образом, чтобы они служили общему благу [11]. Также такой вид деятельности способствует профессионально-личностному саморазвитию студента на основе избирательного отношения к окружающей среде, личностного выбора субъектной позиции [12].

Информируя студентов о научных конференциях, конкурсах грантов, куратор оказывает помощь в активизации к научной деятельности, также помогая в поиске индивидуальной профессиональной и научной направленности.

Также в функции куратора входит информирование студентов об организации учебного процесса, о последних нормативных документах и т.д.; осуществление общего контроля успеваемости, посещаемости и уровня дисциплины курируемых студентов; организация научно-исследовательской работы студентов; формирование здорового образа жизни студентов; организация мероприятий, направленных на гражданско-правовое и патриотическое воспитание; развитие творческого потен-

циала студентов; формирование духовно-нравственных и культурно-эстетических ценностей; формирование готовности к профессиональной деятельности; вовлечение студентов в социально значимую деятельность; организационно-методическое обеспечение кураторской работы (ведение Рабочей тетради куратора) и т.д.

Многие студенты, особенно на первом курсе, испытывают трудности с пониманием и восприятием условий обучения в вузе, не умеют распределять учебное и свободное время, проектировать свою деятельность.

Помочь планировать и организовать собственную деятельность, направленную на достижение определенной цели образования, которая учитывает интересы, потребности и индивидуальные особенности студента, допускает корректировку действий, связанных с изменением внешних и внутренних условий, помогает создание индивидуального образовательного проекта [13]. Создание такого проекта - это работа самого студента, которая требует от него особых знаний и умений в познавательной, практической и организационной деятельности.

Работа куратора заключается в помощи построения индивидуального образовательного проекта, создании условий для формирования проекта. Для его создания необходимо выявить индивидуальные особенности студента, помочь осознать студенту уровень его способностей и помочь распланировать индивидуальную деятельность и результаты ее реализации. Данная работа требует индивидуальной и групповой формы организации деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В итоге можно заключить, что деятельность куратора в условиях модернизации образования являются важной составляющей профессионально-педагогического образования [14], так как результатом такой деятельностью является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Целесообразно отметить, что эффективно организованная деятельность куратора академической группы не только способствует формированию профессиональной компетентности у студентов, но и обеспечивает процесс развития их методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля своей познавательной деятельности. Данное обстоятельство является особенно важным, так как предполагает становление будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Полуянова Л.А. Развитие профессионально-педагогической компетентности будущего педагога в процессе изучения дисциплины «Педагогика» // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 22декабря 2016 г. Москва: НОО «Профессиональная наука», 2016. 206 с. С 184-190.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №16162-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf

3. Дмитриева Е.Ю. Особенности тьюторской деятельности в условиях учреждений высшего образования // Образование: традиции и инновации материалы XII международной научно-практической конференции. 2016 С. 95-97.

4. Полуянова Л.А. Реализация ФГОС ВО в рамках организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Педагогика» // Роль инновации в трансформации современной науки: сборник статей Международно-практической конференции (5 декабря 2016 г., г. Волгоград). В 4 ч. Ч 3. / Уфа: АЭТЕРНА, 2016

г. 262 с. С. 155-156

5. Макеева Е.Д. Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 71-74.

6. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.

7. Нечаев М.П., Бурлакова Е.С. Воспитательный потенциал учебного занятия в контексте реализации ФГОС // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.

8. Пенькова Л.А., Каракозова Н.Ю. Современные образовательные технологии в повышении качества реализации ФГОС ДО // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 24-26.

9. 5Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 N 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 № 41305) [Электронный ресурс]. URL:http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201603090029

10. Демцура С.С. Формирование об этике бизнеса / С.С. Демцура // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.

11. Косенко С.С. Экономическое образование в школе: аксиологический подход / С.С. Косенко // Человек. Спорт. Медицина. - 2006. № 16 (71). С. 209-213.

12. Дмитриева Е.Ю. Особенности подготовки будущих учителей в учреждениях высшего образования в современных условиях// Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 137-142.

13. Губаревич И.И. Роль куратора (персонального тьютора) в работе студента над индивидуальным образовательным проектом в университете // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Центр проблем развития образовани-яБелорусского государственного университета. 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.charko. narod.ru

14. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.