"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"
2019. Vol. 21. N 7
https://e-pubmed. org
УДК 378.147
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-7-26-30
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ РЕ
Пономарева Л.И., Обухова К.А.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
THE PROBLEM OF INTEGRATING SUBJECT AREAS IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF DOO
Ponomarev L. I., Obukhova, K. A.
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
Аннотация. Актуальность рассматриваемой проблемы - подготовки будущих педагогов дошкольной образовательной организации определяется новыми требованиями к молодым специалистам, которые должны не только владеть необходимыми теоретическими знаниями, но и обладать личностными качествами, необходимыми в воспитании подрастающего поколения. Поэтому готовность педагогов к реализации ФГОС ДО, в частности, к реализации лич-ностно ориентированной модели взаимодействия в системе «педагог-ребенок» на сегодняшний день является приоритетной задачей. Именно поэтому требует тщательного изучения, и, как показывает практика, применения интегративного подхода в подготовке специалистов для ДОО. Интеграция предметных областей, понимаемая нами как создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (модулей учебного плана, и видов деятельности). Модульное обучение в вузе на сегодняшний день является оптимальной формой в формировании профессиональных компетенций, поэтому в статье рассмотрены различные модули учебного плана направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образования». Кроме того, в статье описаны методы, ориентированные на формирование профессиональных компетенций на основе интегративно-модульного обучения в педагогическом вузе.
Ключевые слова: интеграция, модульное обучение, подготовка педагогов, профессиональная компетентность
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-
Annotation: The relevance of the problem - the training of future teachers of preschool educational organization is determined by the new requirements for young professionals who must not only possess the necessary theoretical knowledge, but also have the personal qualities necessary in the education of the younger generation. Therefore, the readiness of teachers to implement the FSES PE, in particular, to implement a personality-oriented model of interaction in the system "teacher-child" today is a priority. That is why it requires careful study and, as practice shows, the application of an integrative approach in the training of specialists for the PE. Integration of subject areas, understood by us as the creation of a new whole on the basis of identified elements and parts of the same type in several previously different units (modules of the curriculum and activities). Modular training at the University today is the best form in the formation of professional competencies, so the article discusses the various modules of the curriculum areas of training «Pedagogical education», profile «Preschool education». In addition, the article describes the methods aimed at the formation of professional competencies on the basis of inte-grative-modular training in a pedagogical University.
Key words: integration, modular training, teacher training, professional competence
REFERENCES
[1] Federal state educational standard of preschool education. Approved by order of the
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"
2019. Vol. 21. No 7
https://e-pubmed. org
ния. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. -№ 1155 от 17 октября 2013 г . https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
[2] Пономарева Л.И., Обухова К.А. Интеграция как базовый принцип преемственности содержания образования дошкольного и начального уровней общего образования // Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в России: сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (5 февраля 2019 г.) / под общ. ред. проф. С.Ф. Сухановой. Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2019 - С. 99-103.
[3] Пашаян, С. Т. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в контексте качества современного образования [Текст] / С. Т. Пашаян // Мониторинг общественного мнения. - 2012. - № 2 (108). -С. 3-14.
[4] Белоглазова Н. А., Борзенкова О. А. Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 22-23. — URL https://moluch.ru/archive/149/41594/
[5] Переходные педагогические процессы: учеб. пособие / Ю.А. Кустов [и др.]. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 266 с.
[6] Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Эйдос: интернет-журнал. - 2006. - Режим доступа: http: // www.eidos.ru/journal_
Ministry of education and science of the Russian Federation. No. 1155, dated October 17, 2013. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudar-stvennyj-obrazovatelnyj-standart-dosh-kolnogo-obrazovaniya/
[2] Ponomareva L. I., Obukhova, K. A. Integration as a basic principle of continuity of educational content of preschool and elementary levels of General education // Problems of humanization and humanitarization of education in Russia: collected articles on materials of the II -Russian (national) scientific-practical conference (5 February 2019) / under the General editorship of Professor C. F. Sukhanova. Kurgan: publishing house of Kurgan state agricultural Academy, 2019 - Pp. 99-103.
[3] Pashayan S. T. Formation of professional competence of future teachers in the context of the quality of modern education [Text] / S. T. Pashayan / monitoring of public opinion. -2012. - № 2 (108). - P. 3-14.
[4] Beloglazova N. A., Borzenkova O. A. Theoretical positions of integration of subject areas at acquaintance of younger schoolboys with the world around // Young scientist. - 2017. -№15.2. - Pp. 22-23. — URL https://moluch.ru/archive/149/41594/
[5] Transitional pedagogical processes: studies. manual / Yu. a. Kustov [and others]. - Toliatti: TSU Publishing house, 2013. - 266 p.
[6] Zimnya I. A. General culture and socio-profes-sional competence of the person [Electronic resource] / I. A. Winter // Eidos Internet magazine. - 2006. - Access mode: http: // www.ei-dos.ru/journal
Модернизация системы дошкольного образования, согласно новой редакции Закона об образовании в РФ, предполагает гуманизацию всех сфер системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. На государственном уровне это закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, согласно которому «Педагоги дошкольных организаций призваны вернуть самоценность дошкольного детства, обеспечить ситуации развития, соответствующие специфике дошкольного возраста...» [1]. Справедливости ради, следует заметить, что многие десятилетия педагогическая практика ДОО была ориентирована на подготовку детей к дальнейшему обучению в школе, и, как следствие, проведению занятий, по типу школьного урока: дача нового материала, обобщение и закрепление имеющихся знаний и т.д.
Таким образом, современным педагогам приходится не только искать новые формы реализации воспитательно-образовательного процесса, но и менять собственные личностные установки. Очевидно, что одна из актуальных на сегодняшний день проблем - готовность педагогов к реализации ФГОС ДО, в частности, к реализации личностно ориентированной модели взаимодействия в системе «педагог-ребенок» [2].
"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание" Ш , Vo1. N J
™ https://e-pubmed.otg
Большая часть работающих сегодня педагогов ДОО получали свое образование и приобретали опыт профессиональной деятельности в русле традиционной (авторитарной) парадигмы, где педагог имел не только непререкаемый авторитет, но и возможность формировать представления у детей по четко разработанным методическим рекомендациям к образовательной программе. От воспитанников, в свою очередь, требовалось усвоение определенных знаний, умений и навыков, четко прописанных на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Поэтому у большинства педагогов присутствует внутреннее сопротивление переменам, вошедшим в практику дошкольного образования с введением ФГОС ДО [3].
Доказательством вышеизложенного является проведенное в рамках нашего исследования анкетирование педагогов ДОО (84 человека), позволившее сделать следующие выводы:
- в традиционной форме продолжают организовывать образовательный процесс 13 % педагогов (11 человек), от общего числа опрошенных (на наш взгляд, это достаточно большой процент, учитывая, что ФГОС ДО реализуется уже четыре года);
- 63 % педагогов (53 человека) отметили, что они стремятся работать в инновационном режиме, им импонируют идеи гуманистической педагогики, однако традиционная система им кажется более понятной, и, поэтому ее элементы они продолжают использовать в своей практике;
- 24 % воспитателей (20 человек), согласно проведенного опроса, достигли достаточно высокого уровня педагогического мастерства по новым требованиям, организуют работу на принципах гуманизации образования.
Большинство воспитателей (88 %) уверены, что приобщают дошкольника к самовыражению, выбору собственного пути развития. Это свидетельствует о целенаправленной методической работе, проводимой в ДОО по реализации личностно-ориентированного подхода.
Кроме того, значительная часть воспитателей 75% согласна с тем, что просто формирование знаний, умений и навыков является недостаточным для всестороннего развития личности ребенка.
Однако, при ответах, со средней степенью частоты 50%, присутствуют утверждения - «придерживаюсь теории обучения по принципу «от знания к умениям», «формирую заранее заданный образ воспитанника», «считаю педагога в праве выбирать вид деятельности для ребенка и необходимый комплекс знаний и представлений» что соотносится с традиционным подходом.
Полученные анкетные данные свидетельствуют о том, что воспитатели детских садов в достаточной степени привержены традиционной модели воспитания, именно поэтому необходима определенная работа по преодолению стереотипов, а также принятию новых форм работы с детьми. А это возможно лишь при формировании профессиональных компетенций у студентов - будущих педагогов ДОО. Именно этот социальный заказ и определяет изменение в подготовке специалистов для системы дошкольного образования - интеграцию предметных областей.
Под интеграцией в области образования понимают процесс становления некоего целостного объекта (явления). В психолого-педагогических исследованиях под интеграцией понимают процесс объединения в целое каких-либо элементов, в результате чего возникают новые свойства, не присущие отдельным элементам (О.Г. Гилязова, В.К. Сидоренко, И.А. Зимняя и др.). В процессе обучения, понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающего целостного представления об окружающем мире (интеграция выступает целью образовательного процесса); во-вторых, что является наиболее значимым для нашего исследования - это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство формирования профессиональных компетенций) [2].
I
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание
2019. Vol. 21. No 7
https://e-pubmed. org
Особенность интеграции в образовании заключается в формировании продуктивной личности.
Под интеграцией мы будем понимать создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (модулей учебного плана, и видов деятельности) [4].
Проблемы модернизации высшего профессионального образования изучались в работах А.С. Анисимова, Г.А. Бордовского, В.Г. Бочаровой, Б.С. Гершунского, В.В. Лаптева, А.М. Новикова, В.Д. Шадрикова и др., однако в них не затрагиваются проблемы, связанные с интеграцией общенаучных и специальных дисциплин, в логике формирования профессиональных компетенций.
Как отмечает Ю.А. Кустов, большие потенциальные возможности в решении этой важной задачи заключены в реализации идеи И.А. Зимней о формировании интегративной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов [5]. И.А. Зимняя в своем исследовании отмечает: «в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задания, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как социально-профессиональная компетентность человека» [6].
Согласно авторской позиции, целостная социально-профессиональная компетентность содержательно заключена в четырех блоках:
1. Базовый блок - интеллектуально-обеспечивающий блок (основные мыслительные операции на уровне нормы развития). В соответствии с этим блоком выпускник вуза должен характеризоваться развитием таких мыслительных действий (умственных операций), как анализ, синтез, сопоставление, сравнение, систематизация, принятие решения, прогнозирование, соотнесение результата действия с выдвигаемой целью.
2. Личностный блок - в его рамках будущему специалисту должны быть присущи такие профессионально значимые личностные качества: ответственность, организованность, целеустремленность.
3. Социальный блок - социально обеспечивающий жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом.
4. Профессиональный блок - обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности.
Интересно отметить, что в предлагаемой И.А. Зимней модели выделены не рядоположен-ные группы компетенций, а соподчиненные: базовые, предпосылочные (интеллектуальные способности, личностные свойства) и ядерные (социальные и профессиональные) компетенции.
Отсюда и ее совокупные, формируемые на базе интеллектуальных способностей и личностных свойств качества человека, позволяющие определить его как компетентного в своей области. Особенно важно придерживаться перечисленных блоков в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов.
Модульное обучение, принятое за основу в современном высшем образовании, является на сегодняшний день самым оптимальным в формировании профессиональных компетенций.
Соотнося с учебным планом подготовки студентов Педагогического направления по профилю «Дошкольное образование» модули обучения можно представить в следующей логике:
- профилирующий модуль, являющиеся центральными, так как в зависимости от получаемой обучающимися специальности, квалификации и специализации определяется структура и объём содержания профильных дисциплин (Блок Б1. В.ОД);
"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"
2019. Vol. 21. N 7
https://e-pubmed. otg
- сопутствующий модуль, способствующий расширению профессиональных возможностей будущих специалистов, обеспечивающий формирование мировоззрения и определяющий профессиональные приоритеты (Б1.Б; ФТД);
- модуль специализации, обеспечивающий конкретизацию, выделение направленности изучаемого содержания для углубления и расширения имеющихся знаний, способствующий выработке компетенций в определенной научно-практической области (Б1.В.ДВ);
- практикоориентированный модуль, который ориентирует обучающихся на развитие практических умений, а также выработку самостоятельной профессиональной деятельности (Б2.П1; Б2.П2);
- когнитивно-коммуникативный модуль, развивающий совокупность компетенций, позволяющих будущему педагогу ДОО находить нужный материал, ориентироваться в информационном пространстве, отбирать и классифицировать выбранный материал, вычленять в нем главное и второстепенное, правильно использовать выбранное содержание в нужной ситуации, конкретном производственном (учебной) случае, а также уметь грамотно преподнести приобретенные знания, уметь их адаптировать к уровню восприятия любой категории слушателей. (Б1.Б; Б2.У; Б2.Н.)
По своей направленности методы, ориентированные на формирование профессиональных компетенций на основе интегративно-модульного обучения в педагогическом вузе (решение учебно-производственных задач, кейсы, деловые игры, квесты и др.), можно условно разделить на следующие:
- методы вхождения в профессиональную ситуацию, направленные на формирование умений распознавания ранее изученных теоретических моделей педагогического процесса;
- методы анализа, синтеза и оценки профессиональных ситуаций, которые ориентированы на совершенствование умений и навыков схематизации и проектирования педагогической ситуации;
- методы поиска необходимого решения конкретной педагогической ситуации, стимулирующие самостоятельное изучение отобранного материала, а также нахождение принципиально новых решений (на основе полученных знаний, но имеющие определенную степень оригинальности), способствующие моделированию образовательных задач.
Таким образом, совокупность перечисленных групп методов обусловливает целостность процесса подготовки на основе интеграции предметного содержания.