Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 1. С. 111-123. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (1): 111-123.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 378
DOI 10.21510/18173292 2022 95 111 123
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ
Регина Рашатовна Шархемуллина
Институт педагогики, психологии и социальных проблем, Казань, Россия, regina.sharkhemullina@mail.ru
Аннотация. Современное профессиональное образование принято считать прагматичным - его результат четко сформулирован в образовательных стандартах и включает в себя совокупность компетенций, образующих профессиональную компетентность будущего специалиста. В зависимости от прикладного поля деятельности результирующий эффект образования должен базироваться на состоянии теории и практики, региональной специфики реализации данного вида деятельности, запроса работодателей к содержанию компетенций. Расширение рынка современной правовой деятельности вносит существенные изменения в профессиональную подготовку специалистов права, направляя ее на «юридическое ремесло» - совокупность приемов действий в определенных ситуациях. В этих условиях необходима трансформация содержания социально-правовой подготовки с учетом текущего состояния правовой науки и юридической практики, а также особенностей реализации современного профессионального образования. Автором проанализированы подходы к преподаванию социально-правовых дисциплин, определена ведущая идея проектирования содержания социально-правовой подготовки студентов в колледже. Рассмотрены традиционные этапы образовательного проектирования, доказана необходимость введения предварительного этапа - идентификации педагогической ситуации, позволяющего локально выявить проблемы, пробелы и ресурсы преподавания социально-правовых дисциплин. Предложена авторская трактовка этапов проектирования содержания социально-правовых дисциплин в колледже. Показан пример идентификации педагогической ситуации в рамках экспериментальной базы - колледжа ККИ РУК. Результат исследования отражен в когнитивной карте, детально описывающей взаимовлияние факторов проектирования и особенностей реализации учебного процесса в конкретной образовательной организации СПО, что способствует уточнению модели социально-правовой подготовки, оптимальному подбору технологий обучения, реальному достижению поставленных образовательных целей. Статья предназначена для преподавателей системы профессионального образования, исследователей, занимающихся вопросами проектирования и реализации содержания обучения.
Ключевые слова: профессиональное образование, социально-правовая подготовка, проектирование содержания, этапы проектирования, когнитивный анализ
Для цитирования: Шархемуллина Р. Р. Особенности проектирования содержания социально-правовой подготовки студентов в колледже // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №1(95). С. 111-123._
© Шархемуллина Р.Р., 2022
Педагогический журнал Башкортостана. № 1 / 2022 THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article.
FEATURES OF DESIGNING THE CONTENT OF SOCIO-LEGAL TRAINING OF COLLEGE STUDENTS
Regina R. Sharkhemullina
Institute of Education, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia, regina.sharkhemullina@mail.ru
Abstract. Modern vocational education is considered to be pragmatic - its result is clearly formulated in the educational standards (ES), and it includes a complex of competences, forming a professional competency of a future specialist. Depending on applied field of activity, the resulting effect of education should be based on a condition of the theory and practice, regional features of realization of this type of activity, inquiry of employers to the content of competences. Expansion of the market of a modern legal activity contributes to the significant changes in vocational training of legal specialists, and directing it to the "legal craft", which is a set of methods of activities in definite situations. In the following conditions, the transformation of content of socio-legal training is necessary, taking into account current state of legal science and legal practice, as well as features of realization the modern vocational education. The author defined the approaches for teaching socio-legal disciplines, the leading idea of design of content of college students' socio-legal training. The article considers traditional stages of educational design; it as well introduces the need for introduction of a preparatory stage - i.e. identification of a pedagogical situation, allowing to reveal problems at a local level, as well as gaps and resources for teaching socio-legal disciplines. The author's interpretation for design stages of content of socio-legal disciplines in college is offered. The example of identification of a pedagogical situation within an experimental base of College of Kazan Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation is revealed. The result of the research is reflected in the cognitive map which describes in details cross-influence of factors of design and features of realization of educational process in VET- educational organization, which tend to specify the model of socio-legal training, optimum selection of training technologies, real achievement of the set educational objectives. The article is intended for the VET-teachers, and researchers dealing with issues of design and implementation of the contents of training.
Keywords: vocational education; socio-legal training; content design; stages of design; cognitive analysis
For citing: Sharkhemullina R. R. Features of designing the content of socio-legal training of college students. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 95(1) : 111-123 (In Russ).
Введение. Современный этап развития правового образования предполагает необходимость его развития - поднятия «на новую ступень, соответствующую развивающимся потребностям российского общества и государства. К таким направлениям может относиться последовательная и системная интеграция юридического образования с наукой и практикой» [1]. Социально-правовая подготовка специалистов среднего звена нацелена на приобретение практико-ориентированных знаний и компетенций, формирование основ правовой культуры и социально-ответственного
поведения, реализацию правоприменительной практики в будущей профессиональной деятельности.
Новые требования к правовой деятельности, трансформация правовой сферы, «реформирование судебной системы РФ в целом, и юридической системы профессионального образования» [2]. На изменения поля профессиональной деятельности накладываются организационные изменения в системе профессионального образования - развитие ФГОС, новые требования к процессу и результату образовательной деятельности. В совокупности данные положения определяют необходимость реализации идеи обновления содержания и роли социально-правовых дисциплин как одного из важных условий успешной социализации и профессионализации выпускников-юристов среднего звена в условиях динамично изменяющегося законодательно-правового пространства современного российского общества.
Вопрос формирования методологии проектирования содержания социально-правовой подготовки студентов колледжа обсуждается в научных исследованиях. Как отмечает Т.Д. Тропина, характеризуя современное состояние правового образования в среднем профессиональном учебном заведении, «правовое образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире» [3]. М.С. Завьялова, исследуя процесс правового обучения студентов колледжа, также подчеркивает, что в процессе формирования их правовой культуры значение имеет не только формирование познавательных, но и оценочных и поведенческих элементов, направленных на обеспечение активной жизненной позиции в современной правовой сфере [4].
О.А. Лукаш, анализируя подходы к преподаванию правовых дисциплин в колледжах, выделяет три основные концепции проектирования содержания образования: политологический, ставящий во главу угла право как политический институт; нормативный, рассматривающий право как совокупность юридического нормирования; социологический, изучающий право через систему правоотношений. Автор справедливо отмечает, что лишь гармоничное сочетание указанных подходов обеспечит оптимальное понимание права [5].
С опорой на обозначенные результаты исследования автор полагает, что в современных условиях геополитических и социокультурных трансформаций, очевидно, происходит и смена направленности социального контекста образования (адаптация, идеологизация, интенсификация отдельных направлений, стратификация и др.). Явно проявляется необходимость формирования приоритетов современного профессионального образования в сфере его гуманистической составляющей. Таким образом, социогуманитарные профессии, к которым, безусловно, можно отнести и профессию юриста, предполагают четко выраженную направленность на освоение профессиональной культуры, развитие этических и гражданских ценностей, способных обеспечить в дальнейшем систему профессиональных
гуманистических ценностей специалиста. Это подтверждается и социальной направленностью юридической деятельности, обеспечивающей «реализацию субъектами социально-полезных возможностей, а также определение мер ответственности за совершение социально-вредных деяний» [6] и «обслуживание механизма формирования, функционирования и развития права» [7].
Автор полагает, что личностная ценность образования, обусловливающая его реализацию и социализацию, определяется сугубо гуманистическими задачами, к которым относятся: понимание социальной роли и значимости социально-правовой подготовки в формировании общественных норм и связей; формирование профессиональных нравственных ориентиров и этических норм; формирование профессиональных компетенций и готовности к их практическому применению; освоением основ профессиональной культуры через погружение в квазипрофессиональную среду. Эти положения ложатся в основу трансформации процесса проектирования содержания социально-правовой подготовки студентов в колледже.
Цель исследования: выявить особенности проектирования содержания социально-правовой подготовки студентов в колледже в современных образовательных условиях.
Методология исследования. Как отмечает Н.А. Жаркова, «Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образовательной стратегии <...>, которая предполагает наличие определенных последовательных этапов» [8]. Анализ научно-педагогической литературы демонстрирует следующую трактовку этапов образовательного проектирования:
- предварительный, концептуальный, технологический (Ю.Г. Татур [9]);
- концептуальный, содержательный, технологический и процессуальный этапы (Ж.С. Жиркова [10]);
- теоретическое обоснование, структурно-смысловое наполнение, методическое обеспечение (Г.В. Мухаметзянова [11]);
- целеполагание, моделирование, проектирование, конструирование (Г.В. Куракова [12], В.С. Безрукова [13]).
Поскольку образовательное проектирование всегда нацелено на новое представление процесса, на трансформацию существующего положения, создание прогностической модели деятельности, обусловливающей целевые результаты, то мы полагаем, что необходимо введение предварительного этапа проектирования содержания образования ( в нашем случае - социально-правовой подготовки студентов колледжа), в ходе которого определяются локальные проблемы и резервы обновления содержания дисциплины и технологии его реализации в текущих условиях обучения, то есть в конкретной организации среднего профессионального образования. Н.А. Жаркова также подчеркивает, что любого рода предпроектное исследование требует изучения ситуации, выявления противоречий [8].
Таким образом, в авторской трактовке проектирование содержания социально-правовых дисциплин в организациях СПО - это обоснованная разработка и реализация взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов:
- идентификации педагогической ситуации реализации социально-правовой подготовки в организации СПО с обобщением проблем и пробелов соответствия текущим социально-педагогическим трендам и определением имеющихся ресурсов проектирования;
- целеполагания и выбора концептуального направления на основе обобщения и теоретического осмысления обновляемого содержания учебной дисциплины социально-правового профиля;
- педагогического моделирования содержания социально-правовых дисциплин с учетом междисциплинарных связей;
- технологической организации образовательного процесса -практической реализации обновленного содержания социально-правовой подготовки в организации СПО;
- процессуального воплощения проекта в реальных педагогических условиях и последующей рефлексии на соответствие степени достижения поставленных образовательных целей.
Материалы и методы исследования. В 2017-2019 гг. преподаватели колледжа ККИ РУК принимали активное участие в подготовке и проведении масштабного экспериментального исследования ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» по анализу и теоретическому обоснованию проблемы изучения состояния профессиональной подготовки в условиях внедрения и интеграции новых образовательного (ФГОС4 СПО) и профессионального стандартов в организациях СПО. Обобщенные результаты исследования были представлены коллективом авторов в исследованиях [14; 15]. В рамках представленного в статье исследования, были выявлены и частные проблемы проектирования содержания социально-правовой подготовки студентов в колледже в сопоставлении с профильными и непрофильными образовательными организациями СПО.
В качестве метода исследования был выбран SWOT-анализ, позволяющий «провести аналитическую работу с целью определения сильных и слабых сторон образовательной организации, а также возможностей и угроз внешней среды» [16], и когнитивный анализ [17], способствующий выявлению проблемных зон проектирования и реализации социально-правовой подготовки с учетом имеющихся образовательных ресурсов.
Результаты эмпирического исследования. Нами была сформулирована и рассмотрена педагогическая ситуация «преподавание социально-правовых дисциплин в организации СПО». SWOT-анализ сильных и слабых сторон преподавания социально-правовых дисциплин в колледжах был осуществлен на основе сравнения выделенных факторов исследования. Для сбора, систематизации и последующего анализа педагогической информации была осуществлена ее группировка по блокам, выделенным автором методики А.Р. Камалеевой [14]:
«Блок № 1. Данные по педагогическому составу респондентов, осуществляющих проектирование и усовершенствование учебных программ.
Таблица 1.
Сравнительные результаты исследования состояния социально-правовой подготовки _в колледжах РТ (по блоку 2)_
Блок 2 «Проектирование учебных программ»
I. Проектирование учебного курса по формам организации учебного процесса, % времени
Преподаватели колледжей РТ (в целом) Преподаватели социально-правовых дисциплин Преподаватели колледжа ККИ РУК
Лекционные занятия 22 28 25
Практические занятия 42 40 39
Самостоятельная работа 24 17 20
Контроль 12 15 16
II. Проектирование на основе модулей, сформированных по разделам учебного курса
Преподаватели колледжей РТ (в целом) Преподаватели социально-правовых дисциплин Преподаватели колледжа ККИ РУК
59 76 72
III. Проектирование на основе модулей, сформированных по основным компетенциям
Преподаватели колледжей РТ (в целом) Преподаватели социально-правовых дисциплин Преподаватели колледжа ККИ РУК
41 24 28
IV. Мнение респондентов о значении преподаваемой дисциплины для выполнения студентами ВКР (или сдачи госэкзамена)
Преподаватели колледжей РТ (в целом) Преподаватели социально-правовых дисциплин Преподаватели колледжа ККИ РУК
прикладное 46 55 26
основополагающее 39 35 62
технологическое 15 10 12
V. Мнение респондентов о достаточности объема содержания преподаваемой дисциплины
Преподаватели колледжей РТ (в целом) Преподаватели социально-правовых дисциплин Преподаватели колледжа ККИ РУК
объем содержания преподаваемой ими дисциплины достаточным как для овладения студентом ОК, ПК и Пр.Кв. 66 56 48
для общего развития личности современного студента в целом 58 74 86
Блок № 2. Проектирование учебных программ.
Блок № 3. Осуществление межпредметных связей.
Блок № 4. Учет будущей профессиональной деятельности выпускников.
Блок № 5. Учебно-методическое обеспечение проектирования учебных программ.
Блок №6. Затруднения, испытываемые в проектировании учебных программ».
Анализ изучаемой ситуации проводился по колледжам Республики Татарстан (РТ), количество респондентов - 88 человек, из них преподаватели социально-правовых дисциплин - 14 человек, преподаватели колледжа ККИ РУК -19 человек. Для решения задач первого этапа проектирования содержания социально-правовой подготовки в колледже нами использованы вопросы блоков 2,3,5 и 6 отдельно рассмотренные автором, а также результаты обобщенного исследования [14, 15] для сравнительного анализа (Таблица 1).
По блоку № 2 установлен приоритет профессионального взаимодействия членов педагогического коллектива в проектировании учебных программ (~ 60%), особенно это касается преподавателей междисциплинарных курсов.
Блок № 3 отражает степень осуществления межпредметных связей. Большинство преподавателей (по РТ - 91 %, по колледжу ККИ РУК - 93 %) большое внимание уделяют единству отбора форм и методов обучения. Также высказано мнение о необходимости последовательного использования междисциплинарных связей при формировании, ОК, ПК и Пр.Кв с целью совместных действий при внедрении требований профессиональных и образовательных стандартов (по РТ - 81 %, по ККИ РУК - 85%)). Почти две трети респондентов (по РТ - 68,29 %, по ККИ РУК - 72 %) считают, что взаимовлияние междисциплинарных связей в процессе проектирования содержания учебных дисциплин зависит от специфики этих дисциплин.
Блок № 5 дает оценку состояния учебно-методического обеспечения проектирования учебных программ. Необходимо отметить, по РТ ~ 5 % организаций СПО не имеют возможность использовать технические средства обучения, так каг их нет в наличии, в колледже ККИ РУК такой проблемы нет. Большая часть преподавателей использует различные средства обучения: сохранившуюся аудиовизуальную аппаратуру - по РТ - 32 %, по колледжу ККИ РУК - 0 %; компьютер - по РТ - 97 %, по колледжу ККИ РУК - 100 %, мультимедийный проектор - по РТ - 78 %, по колледжу ККИ РУК - 82 %, интерактивную доску - по РТ - 29,27 %, по колледжу ККИ РУК - 42 % и т.д. Соответственно это отражается на данных по применению электронных методических пособий (по РТ - 81 %, по колледжу ККИ РУК - 86 %) в процессе оценивания результатов обучения.
Опрос выявил ряд проблем, связанных с наличием учебно-методической литературы: по преподаваемому предмету - по РТ - 78 %, по колледжу ККИ РУК - 76 %; по использованию оцифрованных средств обучения по предмету по РТ -63,4 %, по колледжу ККИ РУК - 60 %; по оцениванию уровней сформированности компетенций, как результатов обучения по РТ - 49 %, по
колледжу ККИ РУК - 46 %; по современной педагогической и психологической литературе по РТ - 32 %, по колледжу ККИ РУК - 30 %. Библиотечный фонд колледжей не успевает обновлять учебно-методическую литературу - слишком быстро обновляются образовательные стандарты, соответственно и изменяются требования как к содержанию дисциплин, так и к системе оценивания результатов обучения. Это вызывает необходимость создания и применения на практике преподавателями собственных учебно-методических пособий, в которых отражаются изменения в содержании дисциплин по РТ - 58,54 %; по колледжу ККИ РУК - 62 %; контрольно-оценивающего характера по РТ - 59 %; по колледжу ККИ РУК - 60 %; практико-ориентированного характера по РТ -48,78 %, по колледжу ККИ РУК - 52 %.
Анализ затруднений при проектировании учебных программ, представленный в блоке № 6 выявил, что отбор и корректировка учебного материала в соответствии с требованиями образовательного стандарта вызывает затруднение по РТ у 63 %, по колледжу ККИ РУК - 61 % опрошенных, а у 68 % преподавателей РТ есть проблемы при организации применения кейс-метода при организации учебного процесса, хотя по исследуемому колледжу эта цифра меньше, она составила всего 11,58 %.
Полученные данные позволили на основе когнитивного анализа [17] представить когнитивную карту идентификации педагогической ситуации реализации социально-правовой подготовки в организации СПО (Рисунок 1).
Обобщенно представим реализацию дальнейших этапов проектирования, представленных автором. Идентификация педагогической ситуации служит выявлению проблем, пробелов и резервов для следующего этапа -целеполагания и выбора концептуального направления проектирования содержания социально-правовой подготовки. В качестве цели проектирования установлено формирование профессиональной компетентности как совокупности профессиональных и общекультурных компетенций студентов колледжа, отвечающей требованиям ФГОС, специфике регионального рынка труда, запросам потенциальных работодателей, ресурсной базе образовательной организации.
В качестве концептуального направления выступает идея непрерывного профессионального обучения, предполагающая стремление к формированию у студентов социального опыта, эмоционально-ценностного отношения к обучению и культуры обновления знаний и компетенций.
На следующем этапе проектирования (педагогическое моделирование) автором предлагается использование когнитивной модели Сергеева-Цимбурского, служащей формированию образа системы представлений в социально-правовом поле, что согласуется с задачей проектирования содержания социально-правовой подготовки, решаемой в целях формирования компетенций обучающихся при ориентации на их возможности и ресурсные условия обучения [15].
Этап технологической организации образовательного процесса предполагает реализацию в педагогической практике обновленного содержания социально-
правовой подготовки. На данном этапе нами обоснован выбор педагогических технологий преподавания социально-правовых дисциплин, базирующихся на формировании системы конструктов (знаниевых, технологических, эвристических) и когнитивных карт, способствующих формированию у студентов структурированной системы знаний рассматриваемой предметной области [18]. На итоговом этапе процессуального воплощения и последующей рефлексии осуществляется обобщение эффективных организационно-педагогических условий реализации содержания социально-правовой подготовки и анализ уровня профессиональной компетентности студентов как результата проектирования.
Заключение. Современное состояние проблемного поля социально-правовой подготовки студентов СПО предполагает необходимость пересмотра целей, содержания и технологий преподавания. В этом контексте автором рассмотрен актуальный вопрос проектирования содержания социально-правовой подготовки и задачи его реализации в педагогической практике.
Расширено представление целей, задач и этапов проектирования содержания социально-правовой подготовки. В дополнение к традиционным этапам проектирования предложен начальный этап - идентификация педагогической ситуации реализации социально-правовой подготовки в организации СПО с обобщением проблем и пробелов соответствия текущим социально-педагогическим трендам и определением имеющихся ресурсов для реализации целей и задач проектирования. Полученные результаты могут служить примером для проектирования любых дисциплин или модулей в системе среднего профессионального образования.
Список источников
1. Остапович, И.Ю., Мусинов, П.А. Этапы развития юридического образования в России // Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - № 3. - С. 237-245.
2. Башмакова, Н.И. Феномен профессиональной правовой культуры: парадигмы изучения и структурные компоненты // Гуманистические ориентиры профессионального и нравственно-правового воспитания будущих юристов: сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола / составитель В.Г. Бондарев; Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». - Санкт-Петербург: Петрополис,2019. - С. 11-14.
3. Тропина, Т.Д. Правовое образование в среднем профессиональном учебном заведении // Новые технологии в образовании: материалы XIII международной научно -практической конференции. - Издательство «Спутник+», 2012. - 269 с.
4. Завьялова, М.С. Формирование правовой культуры студентов колледжа в процессе профессионального образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2007. - 178 с.
5. Лукаш, О.А. Проблемы преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях неюридического профиля // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1. - С. 259-262.
е
и
н е
е
л №
в в
т с
с х
е
3 ы и
у н т П
о е ем д 2=
л е
ъ р п
к п
о е
л м
Б
■Ч
т/
е м
и м
н а
е р
ч г
е о
п р
с п
е б х
о ы
Р е н
осу н бок
Р к с е ч
к к еа ч г ио г до о
о да № = н
а тл а
е и взац
ем ■ о в рово
о и
н т
е бд жке К
е е
ч о
р п
1.
ко ии й
СКИ
й
80 70 60 50 40 30 20 10 о
72
28
Проектирование на основе модулей, сформированных по
Проектирование на основе модулей, сформированных по
разделам учебного курса основным компетенциям
100 80 60 40 20 0
Мнение респондентов о достаточности объема содержания преподаваемой дисциплины
86
48
объем содержания преподаваемой ими дисциплины достаточным
какдляовладения студентом О К, ПКи Пр.Кв.
для общего развития личности современного студента в целом
Блок № 2 Проектирование учебных программ дисциплин
Когнитивная идентификации ситуации социально-подготовки в РУК
6. Жаркова, Н.А. Организационные и психолого-педагогические условия педагогического проектирования при реализации компетентностного подхода к образованию // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.
- 2008. - № 2. - С. 266-276.
7. Нижник, Н.С. Российская юриспруденция: симбиоз юридической практики, юридической науки и образования? // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - № 3 (16). -С.86-91
8. Томсинов, В.А. Понятие юриспруденции, ее происхождение и основные функции // Законодательство. - 2003. - № 6. - С. 86-91.
9. Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. -Москва: Логос, 2006. - 96 с.
10. Жиркова, З.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 051000 -"Профессиональное обучение". - Москва: Акад. естествознания, 2014. - 129 с.
11. Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. - Казань: Идель-Пресс, 2008. - 608 с.
12. Куракова, Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 1. - С. 3946.
13. Безрукова, B.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 339 с.
14. Kamaleeva, A.R., Gilmanshina, S.I., Nozdrina, N.A. Cognitive map of the pedagogical situation as a component of the pedagogical situation cognitive model (as exemplified by analyzing natural science and vocational training in colleges of the republic of Tatarstan) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2019. - P. 31-43.
15. Когнитивное моделирование в профессиональном образовании: формы, методы, технологии: сборник статей / В.С. Щербаков, В.Ш. Масленникова, Р.Х. Гильмеева С.В. Хусаинова, А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, Л.Ю. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина, Е.Н. Прокофьева, Р.Р. Шархемуллина, А.Ш. Габдуллина; под ред. Е Ю. Левиной. - Казань : ИППСП, 2018. -129 c.
16. Патрахина Т.Н. Swot-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации // Вестник евразийской науки. - 2015. -Т. 7, № 2,. - С. 151162.
17. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.
18. Левина, Е.Ю., Шархемуллина, Р.Р. Технология обучения социально-правовым дисциплинам на основе когнитивных моделей // Среднее профессиональное образование.
- 2019. - №6. - С. 44-48.
References
1. Ostapovich I.Y., MusinovP.A. Etapy razvitiya yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii [Stages of development of legal education in Russia]. Crede experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk =Crede experto: transport, society, education, language. 2014. No. 3. Pp. 237-245. (In Russian)
2. Bashmakova, N. I. Fenomen professional'noy pravovoy kul'tury: paradigmy izucheniya i strukturnyye komponenty [The phenomenon of professional legal culture: paradigms of study
and structural components]. In: Humanistic guidelines of professional and moral and legal education of future lawyers: a collection of articles based on the materials of the All-Russian round table, compiled by V.G. Bondarev. North-Western Branch of the Russian State University of Justice. St. Petersburg, Publishing house "Petropolis", 2019. Pp. 11-14. (In Russian)
3. Tropina T.D. Pravovoye obrazovaniye v srednem professional'nom uchebnom zavedenii [Legal education in a secondary vocational educational institution]. In: New technologies in education: materials of the XIII International scientific and practical conference. - Publishing house "Sputnik+". 2012. 269 p. (In Russian)
4. ZavyalovaM.S. Formirovaniye pravovoy kul'tury studentov kolledzha v protsesse professional'nogo obrazovaniya [Forming legal culture of college students in the process of professional education]: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Magnitogorsk, 2007. 178 p. (In Russian)
5. Lukash O.A. Problemy prepodavaniya pravovykh distsiplin v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh neyuridicheskogo profilya [Problems of teaching legal disciplines in non-legal educational institutions]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki=Proceedings of Tula State University. Humanities. 2010; (1): 259-262. (In Russian)
6. Zharkova, N.A. Organizatsionnyye i psikhologo-pedagogicheskiye usloviya pedagogicheskogo proyektirovaniya pri realizatsii kompetentnostnogo podkhoda k obrazovaniyu [Organizational and psychological-pedagogical conditions of pedagogical design in the implementation of a competence-based approach to education]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Proceedings of Tula State University. Humanities. 2008; ( 2): 266-276. (In Russian)
7. Nizhnik N.S. Rossiyskaya yurisprudentsiya: simbioz yuridicheskoy praktiki, yuridicheskoy nauki i obrazovaniya? [Russian jurisprudence: a symbiosis of legal practice, legal science and education?]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie=Society. Wednesday. Development. 2010; 16 (3): 86-91(In Russian)
8. Tomsinov V.A. Ponyatiye yurisprudentsii, yeye proiskhozhdeniye i osnovnyye funktsii [The concept of jurisprudence, its origin and main functions] Zakonodatel'stvo = Legislation. 2003; (6): 86-91. (In Russian)
9. Tatur Yu.G. Vyssheye obrazovaniye: metodologiya i opyt proyektirovaniya [Higher education: methodology and design experience]. Moscow: Logos, 2006. 96 p. (In Russian)
10. Zhirkova Z.S. Osnovy pedagogicheskogo proyektirovaniya [Fundamentals of pedagogical design]: a textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty 051000 - "Vocational training".- Moscow: Akad. natural Sciences, 2014. 129 p. (In Russian)
11. Mukhametzyanova G.V. Professional'noye obrazovaniye: sistemnyy vzglyad na problemu [Vocational education: a systematic view of the problem]. Kazan: Idel-Press, 2008. 608 p. (In Russian)
12. Kurakova, G.V. Spetsifika pedagogicheskogo proyektirovaniya protsessa formirovaniya klyuchevykh uchebnykh kompetentsiy obuchayushchikhsya [Specifics of pedagogical design of the process of formation of key educational competencies of students]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya =Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2011; (1): 3946. (In Russian)
13. Bezrukova B.S. Pedagogika. Proyektivnaya pedagogika: uchebnik [Pedagogy. Projective pedagogy: textbook]. Yekaterinburg: Business Book, 1996. 339 p. (In Russian)
14. Kamaleeva A.R., Gilmanshina S.I., Nozdrina N.A. Cognitive map of the pedagogical situation as a component of the pedagogical situation cognitive model (as exemplified by analyzing natural science and vocational training in colleges of the republic of Tatarstan). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2019. P. 31-43. (In English)
15. Kognitivnoye modelirovaniye v professional'nom obrazovanii: formy, metody, tekhnologii: sbornik statey [Cognitive modeling in professional education: forms, methods, technologies: collection of articles] / V.S. Shcherbakov, V.S. Maslennikova, R.H. Gilmeeva S.V. Khusainova, A.R. Kamaleeva, S.Y. Gruzkova, L.Y. Mukhametzyanova, E.Y. Levina, E.N. Prokofiev, R.R. Sharhemullina, A.S. Gabdullina; edited by E.Y. Levina. Kazan : IPPSP, 2018. 129 p. (In Russian)
16. Patrakhina T.N. Swot-analiz kak instrument planirovaniya strategii obrazovatel'noy organizatsii [Swot-analysis as a tool for planning the strategy of an educational organization]. Vestnik evrazijskoj nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2015; 7(2): 151-162. (In Russian)
17. Kognitivnaya pedagogika: uchebno-metodicheskoye posobiye [Cognitive pedagogy: an educational and methodical manual] / R.H. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Katz, E.Y. Levina, V.Sh. Maslennikova, L.Y. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of E.Y. Levina. Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2020. 228 p. (In Russian)
18. Levina E.Yu., Sharkhemullina, R.R. Tekhnologiya obucheniya sotsial'no-pravovym distsiplinam na osnove kognitivnykh modeley [Technology of teaching social and legal disciplines based on cognitive models]. Srednee professional'noe obrazovanie = Secondary vocational education. 2019; (6): 44-48. (In Russian)
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 25.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.
The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.