Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО'

МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шархемуллина Р. Р.

Предметная область социально-правовых наук предполагает изучение обучающимися предметов, ориентированных и на человека, и на общество, направленных на изучение фактов, законов в процессе постоянного изменения общественно-исторической ситуации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления содержания социально-правовой подготовки студентов в профессиональной образовательной организации, как ответа на вызовы времени и новые требования к юристам среднего звена. В статье представлена авторская структурно-функциональная модель, последовательно обобщающая процесс проектирования и реализации социально-правовой подготовки студентов. В нормативно-целевой модели определены: цель и задачи проектирования содержания социально-правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования. Теоретико-методологический блок содержит информацию об обоснованных и взятых за основу методологических подходах (системного, компетентностного и социо-когнитивного) и соответствующих им принципах проектирования. Содержательный блок модели раскрывает реализацию содержания социально-правовой деятельности студентов-юристов среднего звена (учебно-познавательная и квази-профессиональная деятельности), опираясь на требования ФГОС ПО, а также на требования Профессиональных стандартов всех специальностей профиля 08.031 и 08.032 специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» Реестра профстандартов, в процессе последовательного его проектирования, начиная с целеполагания и заканчивая процессуальным воплощением проекта. В данном блоке представлены компоненты социально-правовой компетентности выпускников юристов. Организационно-технологический блок модели освещает последовательный переход учебно-познавательной в квази-профессиональную деятельность в процессе приобретения студентами знаний, умений и практического опыта в будущей профессиональной деятельности в процессе максимального использования возможностей использования технологических конструктов: знаниевого, проектного и эвристического. Оценочно-результативный блок модели включает диагностический инструментарий оценивания уровня сформированности социально-правовой компетентности выпускника-юриста и результаты входной и выходной идентификации преподавателями педагогической ситуации состояния социально-правовой подготовки, позволяющих осуществлять контроль и коррекцию процесса проектирования содержания социально-правовых дисциплин в профессиональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шархемуллина Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR DESIGNING AND IMPLEMENTING THE CONTENT OF SOCIAL AND LEGAL TRAINING IN SVE ORGANIZATIONS

The subject area of socio-legal sciences involves the study by students of subjects that are oriented both to a person and to society, aimed at studying facts, laws in the process of constant change in the socio-historical situation. The relevance of the study is due to the need to update the content of the socio-legal training of students in a professional educational organization, as a response to the challenges of the time and new requirements for mid-level lawyers. The article presents the author's structural and functional model, which consistently generalizes the process of designing and implementing the socio-legal training of students. The normative-target model defines: the goal and objectives of designing the content of social and legal disciplines in vocational education institutions. The theoretical and methodological block contains information about the justified and taken as a basis methodological approaches (systemic, competency-based and socio-cognitive) and the corresponding design principles. The substantive block of the model reveals the implementation of the content of the social and legal activities of middle-level law students (educational-cognitive and quasi-professional activities), based on the requirements of the Federal State Educational Standards, as well as on the requirements of the Professional Standards for all specialties of the profile 08.031 and 08.032 of the specialty 40.02.01 Law and organization of social security” of the Register of professional standards, in the process of its consistent design, starting with goal setting and ending with the procedural implementation of the project. This block presents the components of the social and legal competence of lawyer graduates. The organizational and technological block of the model highlights the consistent transition of educational and cognitive activities to quasi-professional activities in the process of acquiring knowledge, skills and practical experience in future professional activities by students in the process of maximizing the possibilities of using technological constructs: knowledge, design and heuristic. The evaluative-effective block of the model includes diagnostic tools for assessing the level of formation of the social and legal competence of a graduate lawyer and the results of the input and output identification by teachers of the pedagogical situation of the state of social and legal training, which allow monitoring and correcting the process of designing the content of social and legal disciplines in professional educational organizations.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО»

УДК 378

Модель проектирования и реализации содержания социально-правовой подготовки в организациях СПО

Model for designing and implementing the content of social and legal training in SVE organizations

Шархемуллина Р.Р., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», колледж Казанского кооперативного Института (филиала) Российского университета кооперации, [email protected]

Shai'khemullina R., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, College of the Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.020

Ключевые слова: система профессионального образования, профессиональная образовательная организация, социально-правовая подготовка, моделирование, структурно-функциональная модель.

Keywords: vocational education system, vocational educational organization, social and legal training, modeling, structural and functional model.

Аннотация. Предметная область социально-правовых наук предполагает изучение обучающимися предметов, ориентированных и на человека, и на общество, направленных на изучение фактов, законов в процессе постоянного изменения общественно-исторической ситуации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления содержания социально-правовой подготовки студентов в профессиональной образовательной организации, как ответа на вызовы времени и новые требования к юристам среднего звена. В статье представлена авторская структурно-функциональная модель, последовательно обобщающая процесс проектирования и реализации социально-правовой подготовки студентов. В нормативно-целевой модели определены: цель и задачи проектирования содержания социально-правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования. Теоретико-методологический блок содержит информацию об обоснованных и взятых за основу методологических подходах (системного, компетентностного и социо-когнитивного) и соответствующих им принципах проектирования. Содержательный блок модели раскрывает реализацию содержания социально-правовой деятельности студентов-юристов среднего звена (учебно-познавательная и квази-профессиональная деятельности), опираясь на требования ФГОС ПО, а также на требования Профессиональных стандартов всех специальностей профиля 08.031 и 08.032 специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» Реестра профстандартов, в процессе последовательного его проектирования, начиная с целеполагания и заканчивая процессуальным воплощением проекта. В данном блоке представлены компоненты социально-правовой компетентности выпускников юристов. Организационно-технологический блок модели освещает последовательный переход учебно-познавательной в квази-профессиональную деятельность в процессе приобретения студентами знаний, умений и практического опыта в будущей профессиональной деятельности в процессе максимального использования возможностей использования технологических конструктов: знаниевого, проектного и эвристического. Оценочно-результативный блок модели включает диагностический инструментарий оценивания уровня сформированности социально-правовой компетентности выпускника-юриста и результаты входной и выходной идентификации преподавателями педагогической ситуации состояния социально-правовой подготовки, позволяющих осуществлять контроль и коррекцию процесса проектирования содержания социально-правовых дисциплин в профессиональных образовательных организациях.

Abstract. The subject area of socio-legal sciences involves the study by students of subjects that are oriented both to a person and to society, aimed at studying facts, laws in the process of constant change in the socio-historical situation. The relevance of the study is due to the need to update the content of the socio-legal training of students in a professional educational organization, as a response to the challenges of the time and new requirements for mid-level

lawyers. The article presents the author's structural and functional model, which consistently generalizes the process of designing and implementing the socio-legal training of students. The normative-target model defines: the goal and objectives of designing the content of social and legal disciplines in vocational education institutions. The theoretical and methodological block contains information about the justified and taken as a basis methodological approaches (systemic, competency-based and socio-cognitive) and the corresponding design principles. The substantive block of the model reveals the implementation of the content of the social and legal activities of middle-level law students (educational-cognitive and quasi-professional activities), based on the requirements of the Federal State Educational Standards, as well as on the requirements of the Professional Standards for all specialties of the profile 08.031 and 08.032 of the specialty 40.02.01 Law and organization of social security" of the Register ofprofessional standards, in the process of its consistent design, starting with goal setting and ending with the procedural implementation of the project. This block presents the components of the social and legal competence of lawyer graduates. The organizational and technological block of the model highlights the consistent transition of educational and cognitive activities to quasi-professional activities in the process of acquiring knowledge, skills and practical experience in future professional activities by students in the process of maximizing the possibilities of using technological constructs: knowledge, design and heuristic. The evaluative-effective block of the model includes diagnostic tools for assessing the level of formation of the social and legal competence of a graduate lawyer and the results of the input and output identification by teachers of the pedagogical situation of the state of social and legal training, which allow monitoring and correcting the process of designing the content of social and legal disciplines in professional educational organizations.

Введение. Формирующая идеология «юридического утилитаризма», предполагающая обширность рынка юридической деятельности, вносит существенные изменения в профессиональную подготовку юристов, направляя ее на «юридическое ремесло» - совокупность приемов действий в определенных ситуациях. Однако в отечественных условиях жизнедеятельности, когда еще идет становление многих правовых форм и норм, активном законотворчестве формирование только таких профессиональных навыков не может обеспечить существующие юридические потребности; важным становится универсальное юридическое образование, высокий уровень теоретической подготовки вкупе с практикой, и, безусловно личностные характеристики - моральные корпоративные нормы, социальная ответственности и ориентация, мотивация к деятельности юриста. Эта направленность на человека вновь заостряет внимание на образовательной организации как системе сохранения и воспроизводства знаний, уникальных для каждого обучающегося («образовывающегося» [1]).

Выделенная нами предметная область социально-правовых наук предполагает изучение обучающимися предметов, ориентированных и на человека, и на общество, направленных на изучение фактов, законов в процессе постоянного изменения общественно-исторической ситуации. На современном этапе развития правового образования в России стоит вопрос о сохранении достигнутого уровня правовой подготовки и необходимости «поднять его на новую ступень, соответствующую развивающимся потребностям российского общества и государства» [2].

О.А. Лукаш отмечает многообразие подходов к преподаванию социально-правовых дисциплин [3], справедливо полагая, что только баланс политологического, нормативного и

социологического подходов способен обеспечить оптимальное сочетание для понимания права.

Мы полагаем, что крайне важным в современных условиях являются также способы проектирования и технологии реализации социально-правовой подготовки,

обусловливающие успешность достижения образовательных целей. Автор полагает, что личностная ценность

обусловливающая социализацию,

образования, его реализацию и определяется сугубо

гуманистическими задачами, к которым относятся: понимание социальной роли и значимости социально-правовой подготовки в формировании общественных норм и связей; формирование профессиональных нравственных ориентиров и этических норм; формирование профессиональных компетенций и готовности к их практическому применению; освоением основ профессиональной культуры через погружение в квазипрофессиональную среду. Эти положения ложатся в основу трансформации процесса проектирования содержания социально-правовой подготовки студентов в колледже.

Цель статьи - представить авторскую модель проектирования и реализации содержания социально-правовой подготовки студентов в профессиональной образовательной организации.

Материалы и методы исследования. Для разработки авторской модели использованы результаты педагогических исследований по проблеме подготовки юристов среднего звена, в частности работы, рассматривающие различные особенности правового образования в

профессиональной образовательной организации рассматривались Т.Д. Тропиной [4], М.С. Завьяловой [5], А.В. Можаевым [6], Т.И. Далдаева [7] и Е.Г. Светличный [8] и др.

Основным методом настоящего исследования выступает педагогическое моделирование. Т.В. Романова подчеркивает, что «в современной науке выработано некоторое методологическое единство, способствующее пониманию модели как признанной научной универсалии, что способствует углублению описания модели как инструмента знания, детализации и типологизации методов моделирования» [9]. Результатом педагогического моделирования, как утверждает В.М. Монахов, может быть педагогическая система, система управления образованием, система методического обеспечения, проект образовательного процесса [10].

Принципиально важным при моделировании педагогического объекта (процесса) является раскрытие его структуры, характера и иерархии взаимодействий конструктивных элементов этой структуры - для этих целей создается обобщенная структурно-функциональная модель, объединяющая в себе рациональные представления исследователя.

Результат. Авторская структурно-функциональная модель имеет блочную структуру, в свою очередь, каждый блок включается взаимосвязанные структурные компоненты, обладающие определенными функциями в социально-правовой подготовке студентов в СПО.

Нормативно-целевой блок модели: 1) обобщает социальный заказ к результату современной социально-правовой подготовки в профессиональных образовательных

организациях, определяемый необходимостью обеспечения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах среднего звена по наиболее востребованным профессиям и специальностям правового профиля; 2) раскрывает нормативную базу проектирования и реализации социально-правовой подготовки в профессиональных образовательных

организациях; 3) содержит системообразующую цель - совершенствование социально-правовой подготовки студентов СПО. Результирующим эффектом планируется повышение уровня социально-правовой компетентности студентов СПО как показателя эффективности процесса проектирования и реализации содержания социально-правовых дисциплин в

профессиональной образовательной организации.

Теоретико-методологический блок модели обобщает методологию исследования, раскрывая методологические подходы и принципы к проектированию и реализации содержания социально-правовой подготовки в

профессиональной образовательной организации. Методологию исследования обеспечивают традиционные для педагогики компетентностный подход (обеспечивающий направленность на потребности рынок труда, на формирование у студентов необходимого набора компетенций и компетентности для дальнейшей социализации в предстоящей профессиональной деятельности) и личностно-деятельностный подходы (нацеленный на формирование субъектной позиции обучающегося, его мотивированное

самовключение в учебно-познавательную деятельность) образуя, соответственно, векторы реализации задач проектирования и реализации содержания социально-правовой подготовки в СПО, а также методологический базис когнитивной педагогики [11 ;12].

Когнитивная педагогика, разработанная как новая теория учеными ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» рассматривается исследователями как «комплекс научного знания, базирующегося на исследовании и познании сущностных характеристик и внутренних связей психолого-педагогических объектов, явлений и процессов и способствующего реализации ключевой идеи -идеи личностного, организационно-

педагогического, системного развития человека в рамках системы образования» [12]. Опорой когнитивного представления выступает восприятие сути, смыслов, ценностей рассматриваемого процесса, явления, ситуации, существенно трансформирующее

закономерности педагогического взаимодействия и развивающее смысловые и ценностные личностно-профессиональные ориентиры

человека.

Когнитивный, компетентностный и личностно-деятельностный подходы,

обеспечивают практическую реализацию через следующие принципы: системности (идея целостности, внутренней связности структурных элементов содержания социально-правовой подготовки через преемственность

образовательного и профессионального стандарта); модульности (дробление предметного поля социально-правовой подготовки на условные образовательные единицы,

взаимодействующие через предметные и межпредметные связи); субъектной ориентации учебно-познавательной деятельности

(изменение ролей и функций всех субъектов образования) и включенной активности (идея личностно-профессионального развития и саморазвития обучающегося); генерации знаний (формирование собственной системы познания мира, познавательных механизмов освоения картины мира предметной области социально-правовой подготовки); фрактальности (бесконечное множество самоподобных отношений в структуре социально-правовой подготовки, позволяющее распространять установленные закономерности); принцип социальной ориентации (нацеленный на социальную миссию образования, обобщающий внешние и внутренние, объективные и субъектные характеристики).

Содержательный блок структурно-функциональной модели:

1) обобщает этапы проектирования содержания социально-правовой подготовки студентов СПО, базирующиеся на выделенной методологии исследования (этап целеполагания и выбора концептуального направления; этап идентификации педагогической ситуации реализации социально-правовой подготовки в профессиональной образовательной организации; этап педагогического моделирования содержания социально-правовой подготовки; этап технологической организации образовательного процесса; процессуального воплощения проекта (содержания социально-правовой подготовки и технологий его реализации) и его рефлексия); 2) раскрывает сущность и содержания социально-

правовой компетентности студентов СПО как результата обучения.

Результатом социально-правовой подготовки в авторском представлении выступает социально-правовая компетентность как совокупность профессиональных социальных и правовых компетенций, поддерживающих способность и готовность профессиональных действий юриста среднего звена, структурно раскрывающаяся через знаниево-познавательный, мотивационно-личностный и операционно-деятельностный компоненты.

Организационно-технологический блок

модели нацелен на выявление форм и методов взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса для реализации содержания социально-правовой подготовки студентов в профессиональной образовательной организации, см. рисунок 1. Анализ требований государственного образовательного стандарта по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» продемонстрировал тенденцию усложнения требований к реализации стандарта от Профессионального учебного цикла (13 дисциплин) к Профессиональному модулю (4 МДК). Так, например, при реализации 13 общепрофессиональных дисциплин

Профессионального учебного цикла студенты должны овладеть только четко очерченные знаниями и умениями, то при реализации четырех МДК Профессионального модуля кроме овладения знаниями и умениями, необходим практический опыт в различных областях будущей профессиональной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность в

условиях освоения дисциплин _Профессионального цикла_

знания

умения

Квази-профессиональная деятельность в условиях освоения МДК Профессионального модуля

знания

I

умения

I

практический опыт

Знаниевый конструкт

^ Проектный конструкт -Эвристический конструкт "

Разумное сочетание и развитие традиционных и интерактивных форм, методов и средств обучения

Традиционные лекции и лекци с элементами проблемного изложения

кейс-метод

'метод решения ситуативных задач

д использования фотографий, видео проектов и просмотра тематических _фильмов

т

Социально-правовая компетентность как совокупность приобретенных профессиональных компетенций

Рисунок 1. - Организационно-технологический блок структурно-функциональной модели проектирования и реализации содержания социально-правовой подготовки в профессиональной образовательной организации

При реализации содержания социально- апробированы в педагогической практике: 1)

правовой подготовки нами внедрены и результаты когнитивного анализа состояния

социально-правовой подготовки студентов в колледже, способствующие определению проблем и ресурсов педагогической деятельности; 2)дидактические возможности когнитивной модели содержания социально-правовой подготовки, обобщающей предметную картину мира и междисциплинарные взаимосвязи; 3) особенности развития когнитивных механизмов познания обучающихся для достижения успешности освоения содержания социально-правовой подготовки через дидактические конструкты, направленные на усиление технологической эффективности процесса формирования социально-правовой компетентности.

Знаниевые конструкты, как результат структурирования содержания учебных дисциплин Профессионального цикла, используются в процессе организации учебно-познавательной деятельности студентов. А технологические конструкты (проектные и эвристические) используются как в процессе приобретения студентами знаний и умений, так и ориентированы на приобретении студентами практического опыта.

Оценочно-результативный блок структурно-функциональной модели проектирования и реализации содержания социально-правовой подготовки нацелен на анализ результативности рассматриваемого процесса на всех этапах проектирования и реализации социально-правой подготовки студентов в профессиональной образовательной организации.

Оценочно-результативный инструментарий оценивания уровней сформированности социально-правовой компетентности студентов содержит критерии - знаниево-познавательный, мотивационно-личностный, операционно-

деятельностный, уровни (низкий, средний, высокий) и диагностические методы ее оценивания, к которым относятся: предметное тестирование, индивидуальные беседы, методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой [13], анкетирование, индивидуальные беседы, метод экспертной оценки, наблюдение, анализ продуктов квазипрофессиональной деятельности студентов. Кроме того, оценивание преподавателями

педагогической ситуации состояния социально-правовой подготовки студентов колледжа (на констатирующем и контрольном этапе педагогического эксперимента) также является одной из составляющей диагностического инструментария. Сравнение полученных результатов также позволит судить об эффективности проведенного исследования по проектированию и реализации социально-правовой подготовки студентов в профессиональной образовательной организации.

Заключение. В рамках авторского исследования разработана структурно-функциональная модель, позволяющая разрешить противоречие между необходимостью совершенствования социально-правовой

подготовки студентов СПО и недостаточной разработанностью методологического и технологического обоснования данного процесса. Структурно функциональная модель

последовательно раскрывает функционально связанные этапы педагогического

проектирования, демонстрируя механизмы взаимодействия блоков как структурных элементов модели. Результирующим эффектом моделирования представляется

совершенствование социально-правовой

подготовки студентов колледжа, выраженное в повышении уровня обобщенной социально-правовой компетентности студентов.

Практическая реализация представленной модели проведена автором в рамках собственной педагогической деятельности в колледже Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. По результатам контрольного этапа эксперимента у студентов экспериментальной группы наблюдаются существенные положительные сдвиги в уровнях сформированности социально-правовой компетентности, как обобщенного показателя успешности социально-правовой подготовки в колледже.

Предлагаемая модель нацелена на направление подготовки 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, однако при адаптации может быть применена и в непрофильных организациях СПО.

Литература:

1. Когнитивная психология в контексте проблем современного образования: коллективная монография / А.А. Вербицкий [и др.]. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 187 с.

2. Остапович И.Ю. Этапы развития юридического образования в России / И.Ю. Остапович, П.А. Мусинов //

Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - № 3. - С. 237-245.

3. Лукаш О.А. Проблемы преподавания правовык дисциплин в образовательных учреждениях неюридического профиля / О.А. Лукаш // Известия Тульского

государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010.

- № 1. - С. 259-262.

4. Тропина Т.Д. Правовое образование в среднем профессиональном учебном заведении / Т.Д. Тропина // Новые технологии в образовании / Материалы XIII международной научно-практической конференции. -Издательство «Спутник+», 2012. - 269 с.

5. Завьялова М.С. Формирование правовой культуры студентов колледжа в процессе профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М.С. Завьялова.

- Магнитогорск, 2007. - 178 с.

6. Можаев А.В. Вопросы преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования / А.В. Можаев // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 9. - С. 27-30.

7. Далдаева Т.И. Формирование будущих юристов средствами контекстного обучения: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Далдаева Тоита Ибрагимовна. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - 2016. - 22 с.

8. Светличный Е.Г. Формирование на основе контекстного обучения: автореф. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Светличный Евгений Григорьевич. - Воронеж: Воронежский государственный университет. - 2018. - 26 с.

1. Cognitive psychology in the context of the problems of modem education: a collective monograph / A.A. Verbitsky [i dr.]. - M.: Moscow State Pedagogical University, 2017. - 187 p.

2. Ostapovich I.Yu. Stages of development of legal education in Russia / I.Yu. Ostapovich, P.A. Musinov // Crede experto: transport, society, education, language. - 2014. - № 3. - S. 237-245.

3. Lukash O.A. Problems of teaching legal disciplines in nonlegal educational institutions / O.A. Lukash // Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences. - 2010. - № 1. - S. 259262.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Tropina T.D. Legal education in a secondary vocational school / T.D. Tropina // New technologies in education / Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference. - Publishing house "Sputnik +", 2012. - 269 p.

5. Zavyalova M.S. Formation of the legal culture of college students in the process of professional education: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / M.S. Zavyalova. - Magnitogorsk, 2007. - 178 p.

6. Mozhaev A.V. Issues of teaching legal disciplines in educational institutions of secondary vocational education / A.V. Mozhaev // Secondary vocational education. - 2018. - № 9. - S. 2730.

7. Daldaeva T.I. Formation of future lawyers by means of contextual learning: Ph.D. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Daldaeva Toita Ibragimovna. - Vladikavkaz: North Ossetian State University. K.L. Khetagurov. - 2016. - 22 p.

9. Романова Т.В. Моделирование как метод верификации в когнитивной лингвистике / Т.В. Романова // Когнитивные исследования языка. - 2014. - № 6. - С. 322-327.

10. Монахов В.М. Педагогическое проектирование -современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2001. - № 5. - С. 7589.

11. Генезис когнитивной парадигмы образования: монография / Е.Ю. Левина, Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Л.Ю. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, О.В. Стукалова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. - 232 с.

12. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.

13. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. - С. 4245.

8. Svetlichny E.G. Formation based on contextual learning: Ph.D. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Svetlichny Evgeny Grigorievich. - Voronezh: Voronezh State University. - 2018. - 26 p.

9. Romanova T.V. Modeling as a method of verification in cognitive linguistics / T.V. Romanova // Cognitive Language Studies. - 2014. - № 6. - S. 322-327.

10. Monakhov V.M. Pedagogical design as a modern toolkit for didactic research / V.M. Monakhov // School technologies. -2001. - № 5. - S. 75-89.

11. Genesis of the cognitive paradigm of education: monograph / E.Yu. Levin, R.Kh. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Katz, L.Yu. Mukhametzyanova, E.N. Prokofiev, O.V. Stukalova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of E.Yu. Levina. - Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2021. - 232 p.

12. Cognitive pedagogy: teaching aid / R.Kh. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslennikova, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of E.Yu. Levina. - Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2020. - 228 p.

13. Dubovitskaya T.D. Methodology for diagnosing the orientation of educational motivation / T.D. Dubovitskaya // Psychological science and education. - 2002. - № 2. - S. 42-45.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Шархемуллина Регина Рашатовна (г. Казань, Россия), ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», аспирант; Колледж Казанского кооперативного Института (филиала) Российского университета кооперации, преподаватель, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.