ИЗДАТЕЛЬСТ
$ rpomoTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2022. Том 7. Выпуск 2. С. 208-217 | 2022. Volume 7. Issue 2. P. 208-217
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Конкурентоспособность будущих специалистов среднего звена
на примере специальности 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
Винокурова М. И., Игнатьев В. П.
Аннотация. Цель исследования - охарактеризовать уровень конкурентоспособности выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда на основе оценки их профессиональной компетентности. В статье изучены актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования и установлены факторы, препятствующие повышению конкурентоспособности выпускников на примере специальности «Право и организация социального обеспечения». Приводятся результаты эмпирического исследования, раскрывшие факторы, препятствующие успешному трудоустройству выпускников на примере специальности «Право и организация социального обеспечения». Предлагается совершенствование методологических подходов к подготовке будущих юристов путем их участия в чемпионатах профессионального мастерства. Научная новизна заключается в том, что впервые установлено влияние участия будущих специалистов среднего звена в чемпионатах профессионального мастерства на их конкурентоспособность. В результате доказано, что процесс подготовки конкурентоспособных специалистов в системе среднего профессионального образования требует совершенствования методологических подходов, отвечающих актуальным требованиям рынка труда, и нуждается в правовом регулировании со стороны государства.
EN
Competitiveness of Future Mid-Level Specialists by the Example of Specialty 40.02.01 "Law and Organization of Social Security"
Vinokurova M. I., Ignatiev V. P.
Abstract. The aim of the study is to characterize the level of competitiveness of graduates from institutions of secondary vocational education in the labour market based on an assessment of their professional competence. The article studies the actual problems of training specialists in the system of secondary vocational education and ascertains the factors that hinder the increase in graduates' competitiveness by the example of the specialty "Law and Organization of Social Security". The results of an empirical study are presented; they reveal the factors that hinder the successful employment of graduates by the example of the specialty "Law and Organization of Social Security". It is proposed to improve the methodological approaches to the training of future lawyers through their participation in professional skills championships. The scientific novelty lies in the fact that for the first time the influence of future mid-level specialists' participation in professional skills championships on their competitiveness was ascertained. As a result, it has been proved that the process of training competitive specialists in the system of secondary vocational education requires the improvement of methodological approaches that meet the current requirements of the labour market, and needs legal regulation by the state.
Введение
Актуальной проблемой научного познания в области профессиональной педагогики продолжают оставаться низкие показатели трудоустройства выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования (СПО). Несмотря на введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальностям СПО, у выпускников техникумов и колледжей наблюдается слабая конкурентоспособность на рынке труда, препятствующая их успешному трудоустройству.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220033
© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
По данным Министерства просвещения РФ, ежегодно завершают обучение по программам СПО более 679 956 выпускников, из которых трудоустраиваются в среднем около 394 356 (58%). В Дальневосточном федеральном округе в 2020 году из 41 492 выпускников СПО трудоустроились 23 994 (57,8%). Не лучшим образом обстоят дела и в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)), где в 2021 году в 42-х учреждениях СПО завершили обучение по программам СПО 6 141 выпускников, из которых трудоустроились лишь 3 095 (50,4%) (О результатах анализа..., 2020; Отчет об итогах..., 2022).
Негативным последствием низкого уровня трудоустройства является рост безработицы среди молодежи, в том числе со средним профессиональным образованием. Статистическими данными подтверждено, что в 2020 году среди 4 321 000 зарегистрированных безработных количество специалистов среднего звена составило 907 410 (21%), а квалифицированных рабочих кадров - 816 669 (18,9%) человек (Труд и занятость., 2021, с. 53). Таким образом, общая численность безработных, завершивших обучение в СПО, составила в 2020 году 1 724 079 (39,9%).
Анализ трудоустройства выпускников показал, что в учреждениях СПО, готовящих специалистов для конкретного работодателя, удельный вес численности трудоустроенных выпускников значительно выше средних показателей. К ним можно отнести техникумы и колледжи, готовящие специалистов для системы здравоохранения, образования, обеспечения безопасности и правопорядка (67,7%). В частности, трудоустройство выпускников СПО в сфере образования и педагогики составляет 76,5%, здравоохранения - 74,2%. При этом у укрупненной группы специальностей 40.00.00 «Юриспруденция» отмечались наименьшие показатели трудоустройства (О результатах анализа..., 2020, с. 8).
Следует обратить внимание на низкий удельный вес численности трудоустроенных выпускников частных образовательных организаций (55,2%) по сравнению с учреждениями, где подготовка специалистов осуществляется за счет федерального бюджета (60,7%) либо регионального и муниципального финансирования (57,9%) (О результатах анализа..., 2020, с. 7).
Вышеприведенный анализ статистических данных свидетельствует о наличии противоречий между системой подготовки специалистов среднего звена и востребованностью выпускников со средним профессиональным образованием, что становится одной из причин слабой конкурентоспособности выпускников учреждений СПО.
Анализ теоретических исследований показал, что изучению проблем конкурентоспособности посвящены в основном работы в смежных научных отраслях: экономике и социологии (О. Ю. Абашева и соавторы (Абаше-ва, Лопатина, Доронина и др., 2016), Н. Н. Борисова (2013), Е. В. Евплова (2019), П. С. Завьялов (2005), И. А. Заяр-ная (2012), Е. Р. Мухина (2016)). Большинством авторов понятие «конкурентоспособность» трактуется применительно к деятельности предприятия, качеству товара, услуги либо преимущественным характеристикам личности персонала.
В исследованиях Ю. Б. Надточий (2021), Н. М. Оболяевой (2013), рассматривающих конкурентоспособность применительно к качеству преподавания и качеству учебных занятий, в трудах М. С. Чвала (2019), С. С. Алексеева (2017), посвященных системе высшего профессионального образования, в выводах Т. А. Жданко (2012) о системно-деятельностном подходе как способе повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, работах Е. Л. Холодцевой (2006), С. Л. Козловой, Е. В. Колесниковой, С. С. Лосевой (2022) конкурентоспособность преимущественно рассматривается применительно к системе высшего образования. Таким образом, понятие «конкурентоспособность» в педагогической науке в целом и в теории педагогики профессионального образования в частности остается недостаточно изученным.
В целом проведенный нами анализ статистических данных и теоретических исследований подтвердил, что на современном этапе развития профессионального образования продолжает оставаться актуальной проблемой подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена, соответствующих потребностям рынка труда.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- установить актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования, становящиеся причиной их слабой конкурентоспособности на рынке труда;
- на основе результатов эмпирических исследований определить факторы, влияющие на конкурентоспособность будущих специалистов на примере специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»;
- описать процесс совершенствования методологических подходов к повышению конкурентоспособности будущих юристов путем организации их участия в чемпионатах профессионального мастерства на примере Республики Саха (Якутия).
Для установления причин слабой конкурентоспособности выпускников учреждений СПО в статье используются методы эмпирического исследования: анкетирование, опрос и факторный анализ. С помощью системного анализа применены теоретические методы исследования, использованы статистические данные органов государственной власти.
Теоретической базой исследования послужили федеральные и региональные нормативные правовые акты, труды отечественных ученых в области профессиональной педагогики, теории и практики управления образованием, факторного анализа конкурентоспособности (Айдарова, 2018; Барышникова, 2012; Борисова, 2013; Ващенко, 2021; Г\ртов, 2017; Евплова, 2019; Завьялов, 2005; Надточий, 2021; Оболяева, 2013).
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрываемые в статье причины слабой конкурентоспособности выпускников СПО на рынке труда могут быть использованы в совершенствовании методологических основ повышения конкурентоспособности будущих специалистов путем организации их участия
в чемпионатах профессионального мастерства. Материалы исследования также могут способствовать повышению роли государства в подготовке специалистов среднего звена для сферы социального обеспечения.
Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования как причины их слабой конкурентоспособности на рынке труда
Конкурентоспособность выпускников, завершивших обучение в учреждениях СПО, продолжает оставаться актуальной проблемой системы профессионального образования. Государством не раз принимались меры по реформированию системы подготовки специалистов среднего звена, но ощутимого влияния на повышение показателей трудоустройства выпускников они не оказывали. Введение федерального государственного стандарта (ФГОС) специальностей СПО также не до конца решило проблему востребованности специалистов среднего звена.
В целях выявления причин, препятствующих повышению конкурентоспособности выпускников, нами проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая процесс подготовки специалистов в СПО, и изучена научная проработанность темы исследования.
Результаты анализа нормативных правовых актов показали, что в последние годы государством был принят ряд официальных документов для повышения конкурентоспособности специалистов среднего звена. К их числу относится Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (2018), определивший приоритетной задачей государства национальный проект «Образование», реализуемый с 2019 года. Одним из его ключевых индикаторов является обеспечение возможности получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда (Паспорт национального проекта., 2018). В рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» доля выпускников организаций СПО, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, к общей численности выпускников образовательной организации должна достичь 75% к 2024 г. (Паспорт федерального проекта., 2018). Наряду с этим государство поддерживает подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям (ТОП-50) в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, отвечающими текущим и перспективным потребностям региональной экономики, приоритетам регионального развития (Об утверждении списка..., 2020). Аналогичный документ был принят и на уровне Республики Саха (Якутия), утвердивший региональный перечень приоритетных профессий и специальностей (Об утверждении прогноза., 2018). При этом в учреждениях СПО продолжает сохраняться и традиционная система набора абитуриентов по контрольным цифрам приема за счет бюджетных ассигнований федерального, регионального и местных бюджетов (Об образовании., 2012, ст. 100). Так, в РС(Я) на 2020-2021 учебный год были утверждены общие объемы контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам СПО за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета в количестве 6 422 мест (Об утверждении общих объемов., 2020).
Вместе с тем, обучение по специальностям, не вошедшим в «ТОП-50» востребованных профессий или в число контрольных цифр приема, осуществляется на платной основе, становясь основным источником внебюджетных доходов техникумов и колледжей (Чвала, 2019; Об утверждении Правил., 2020). К числу таких специальностей СПО относится и специальность «Право и организация социального обеспечения» (ПиОСО), входящая в укрупненную группу специальностей 42.00.00 «Юриспруденция» (Об утверждении перечней., 2013).
Несмотря на достаточно стабильную востребованность профессии юриста в различных отраслях производства, в том числе в сфере социального обеспечения населения, показатели трудоустройства выпускников ПиОСО свидетельствуют о снижении их спроса на рынке труда. Следует отметить, что подготовка специалистов по специальности ПиОСО в РС(Я) ведется только на платной основе. Поэтому одним из значимых критериев по данной форме обучения является стоимость образовательных услуг, зачастую вступающая в противоречие с качеством псдготов-ки будущих специалистов. Для устранения указанного противоречия необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование подготовки конкурентоспособных кадров среднего звена на платной основе.
В целях установления научной проработанности темы исследования нами были проанализированы труды отечественных ученых, посвященные проблемам подготовки конкурентоспособных специалистов. Теоретический анализ источников подтвердил, что изучению проблем конкурентоспособности посвящены в основном работы в таких отраслях наук, как экономика и социология (О. Ю. Абашева и соавторы (Абашева, Лопатина, Доронина и др., 2016), Н. Н. Борисова (2013), Е. В. Евплова (2019), П. С. Завьялов (2005), И. А. Заярная (2012), Е. Р. Мухина (2016)). Обращает на себя внимание и недостаточная проработанность термина «конкурентоспособность», большинством авторов трактуемого как «возможность осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, определяющаяся выпуском и продажей конкурентоспособных товаров на рынок» (Мухина, 2016).
Также установлено, что значение понятия «конкурентоспособность» в педагогической науке в целом и в теории педагогики профессионального образования в частности продолжает оставаться недостаточно изученным. Так, большинство авторов исследуют конкурентоспособность педагогического персонала в системе высшего профессионального образования (Алексеев, 2017; Ващенко, 2021; Жданко, 2012; Надточий, 2021; Оболяева, 2013). С. С. Алексеевым (2017) конкурентоспособность трактуется как «интегральное индивидуально-личностное качество», требующее «активности от педагога и его стремления стать лучше и успешнее» (с. 154). Н. М. Оболяева (2013) полагает, что «конкурентоспособность персонала является важным ресурсом повышения качества высшего образования» (с. 134).
Конкурентоспособности будущих специалистов и их востребованности на рынке труда посвящены ряд исследований, среди которых можно отметить работы И. В. Арановской (2002), Е. В. Ващенко (2021), В. А. Гуртова (2017),
Е. Л. Холодцевой (2006), М. С. Чвала (2019). Так, И. В. Арановская (2002) отмечает, что «социальный заказ общества и государства предполагал массовое производство специалистов, "встроенных" в систему управления и руководства» (с. 115). В. А. Гуртов (2017) справедливо считает, что нужна оценка «перспективной востребованности специалистов на рынке труда», которая позволила бы определить «потребность экономики в кадрах» (с. 131). У Е. Л. Холодцевой (2006) конкурентоспособность специалиста представляет собой «разноуровневую индивидуально-психологическую характеристику личности» (с. 156). К аналогичному выводу приходит М. С. Чвала (2019), утверждающая, что конкурентоспособность есть «интегративная характеристика» будущего бакалавра (с. 167). В контексте реализуемого национального проекта «Молодые профессионалы» нам импонируют выводы группы ученых о том, для объективной оценки востребованности выпускников необходимо «проведение ежегодного мониторинга и анализа комплексного показателя трудоустройства» (Полушкина, Поневаж, Бедарева и др., 2021, с. 21). Одновременно мы согласны с мнением другой группы авторов, утверждающих, что «невозможно сформировать профессиональную компетентность, не освоив аспектов, связанных с предметом трудовой деятельности» (Козлова, Колесникова, Лосева, 2022, с. 336).
В специалистах, способных работать в условиях кардинальных реформ и цифровизации услуг, происходящих в системе пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, нуждается и сфера социального обеспечения населения. Однако настораживает тот факт, что коснувшиеся сферу социального обеспечения преобразования, несмотря на введение ФГОС СПО специальности 42.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (ПиОСО) по квалификации юрист (Об утверждении ФГОС СПО..., 2014), не актуализировали потребность работодателей в выпускниках техникумов и колледжей. В связи с этим мы согласны с выводами Ю. В. Айдаровой (2018), о том, что «содержание ФГОС СПО не всегда соответствует состоянию объективной действительности, в том числе повышению уровня профессиональной компетентности будущих специалистов» (с. 213).
Таким образом, анализ нормативно-правовых актов, регулирующих систему подготовки кадров в СПО, и теоретических источников по теме исследования позволил установить следующие актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования, становящиеся причиной их слабой конкурентоспособности на рынке труда:
1. Существуют пробелы в нормативно-правовом регулировании подготовки специалистов на платной основе, вступающие в противоречие со стратегическими задачами государства по подготовке конкурентоспособных специалистов среднего звена.
2. Понятие «конкурентоспособность» в педагогике среднего профессионального образования остается недостаточно изученной областью научного познания.
3. Реализация ФГОС СПО специальности «Право и организация социального обеспечения» не гарантирует востребованности будущих специалистов на рынке труда.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность будущих специалистов, на примере специальности «Право и организация социального обеспечения»
Для установления причин слабой конкурентоспособности специалистов среднего звена в 2020 году нами был проведен опрос среди руководителей учреждений социального обслуживания населения, управлений социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), отделений Пенсионного фонда РФ по Республике Саха (Якутия), расположенных на территории г. Якутска, в Ханга-ласском, Намском, Алданском, Оленекском, Вилюйском, Ленском, Олекминском улусах (районах) Республики Саха (Якутия). Исследованием было охвачено 24 руководителя, проработавших в данной должности не менее пяти лет. Опрос проводился в форме электронных анкет, состоящих из 3 блоков вопросов, нацеленных на установление комплекса причин слабой конкурентоспособности выпускников СПО.
Первый блок вопросов предназначен для оценки востребованности выпускников техникумов и колледжей работодателями. Второй блок служит для оценки работодателями качества подготовки специалистов в образовательных организациях СПО. Третий блок вопросов был нацелен на установление причин безработицы молодежи по мнению работодателей.
Анализ полученных результатов показал, что большинство руководителей (54,2%) считают необходимым обновление кадров, но при этом за последние 3 года лишь 3 руководителя (12,5%) приняли на работу выпускников техникумов и колледжей. При наличии у 33,3% респондентов потребности в квалифицированных юристах в значительном большинстве исследованных учреждений (95,8%) не работают выпускники специальности ПиОСО (Таблица 1).
Таблица 1. Фактор востребованности выпускников специальности ПиОСО
№№ п/п Вопрос Варианты ответов
Да Нет
1 Приняты ли в Ваше учреждение на работу за последние 3 года выпускники колледжей и техникумов? 3 (12,5%) 21 (87,5%)
2 Работают ли у Вас выпускники специальности «Право и организация социального обеспечения»? 1 (4,2%) 23 (95,8%)
3 Нуждаетесь ли Вы в квалифицированных юристах? 8 (33,3%) 16 (66,7%)
4 Нуждается ли Ваше учреждение в обновлении кадров? 13 (54,2%) 11 (45,8%)
Таким образом, первый блок вопросов исследования позволил установить фактор низкого уровня востребованности выпускников специальности ПиОСО у работодателей системы социального обеспечения (4,2%).
Для установления причин низкой востребованности выпускников специальности ПиОСО мы проанализировали результаты опроса респондентов по 2-му блоку вопросов. Выяснилось, что 100% опрошенных работодателей сферы социального обеспечения считают главным при приеме на работу наличие высокого уровня профессиональной и общекультурной компетентности у молодых специалистов, завершивших обучение по программам СПО.
Как видно из Таблицы 2, более 66,6% руководителей готовы взять на работу выпускника техникума или колледжа без стажа работы, но при этом 75% из них полагают, что молодых специалистов не привлекает работа в социальных учреждениях. Считая важным (100%) наличие профессиональной и общекультурной компетентности, лишь 75% респондентов ответили, что на качество подготовки специалистов влияют федеральные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования. При этом 100% руководителей ценят творческий подход.
Таблица 2. Требования руководителей учреждений социального обеспечения к выпускникам колледжей и техникумов
№№ п/п Вопрос Варианты ответов
Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Вы могли бы взять на работу выпускника техникума или колледжа без стажа работы? 16 (66,6%) 4 (16,7%) 4 (16,7%)
2 Важно ли для Вас наличие профессиональной компетентности у молодого специалиста, окончившего техникум или колледж? 24 (100%) 0 0
3 Важно ли для Вас наличие общекультурной компетентности у молодого специалиста техникума или колледжа? 24 (100%) 0 0
4 Цените ли Вы в своих работниках творческий подход к работе? 24 (100%) 0 0
5 По-вашему, влияют ли на качество подготовки специалистов федеральные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования? 19 (73,2%) 2 (8,3%) 3 (12,5%)
6 Привлекает ли молодых специалистов работа в социальном учреждении? 4 (16,7%) 18 (75%) 2 (8,3%)
Так, полученные результаты свидетельствуют о том, что руководители учреждений социального обеспечения населения:
• ценят профессионализм и творческий подход, но считают, что их сфера деятельности не привлекательна для молодых специалистов;
• не уверены в качестве подготовки специалистов в техникумах и колледжах, удовлетворяющем их потребности, поскольку, по их мнению, реализация ФГОС СПО не гарантирует подготовки конкурентоспособного специалиста;
• считая возможным принять на работу выпускника техникума или колледжа без стажа работы, убеждены, что молодых специалистов не привлекает работа в сфере социального обеспечения.
Таким образом, можно предположить, что основной причиной низкой востребованности выпускников специальности ПиОСО у работодателей сферы социального обеспечения населения является недостаточное развитие у них профессиональных и общекультурных компетенций. Тем самым работодатели выражают недоверие к качеству подготовки специалистов в учреждениях СПО, отвечающих их потребностям.
Для подтверждения вышеуказанных выводов мы сопоставили результаты анкетирования среди обучающихся выпускных курсов специальности ПиОСО, проведенного с 2019 году по 2021 годы в трех учреждениях СПО Республики Саха (Якутия): Якутском сельскохозяйственном техникуме (ЯСХТ), Колледже технологий и управления Арктического государственного агротехнологического университета (КТиУ АГАТУ) и Юридическом колледже Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (ЮК СВФУ).
Как видно из Таблицы 3, из 86 респондентов имеют представление о своей будущей профессии 63,9%, при этом 28% из общего количества опрошенных затруднились ответить на вопрос. Вместе с тем, 31,4% обучающихся выпускных курсов планируют работать в сфере социального обеспечения, что не коррелирует с результатами опроса руководителей (Таблица 2).
В связи с этим возникает противоречие между планами по трудоустройству будущих специалистов ПиОСО и реальными возможностями работодателей сферы социального обеспечения по удовлетворению данных планов (31,4% против 4,2%).
Противоречивыми оказались и результаты анкетирования обучающихся и работодателей о востребованности профессии юриста. Так, при наличии у 33,3% руководителей потребности в квалифицированных юристах (Таблица 1) и 63,9% обучающихся, имеющих представление о будущей профессии юриста (Таблица 3), ни один выпускник за период с 2019 по 2021 годы не был принят на работу.
Таблица 3. Итоги анкетирования обучающихся выпускных курсов специальности ПиОСО
Вопросы анкеты Имеете ли Вы представление о будущей профессии (юрист)? Планируете ли Вы работать в качестве специалиста в сфере социального обеспечения?
Затруд- Затруд-
Варианты ответов Да Нет няюсь Да Нет няюсь
ответить ответить
КТиУ АГАТУ 27 чел. 18 (66,7%) 0 9 (33,3%) 13 (48,1%) 2 (7,4%) 12 (18,5%)
ЮК СВФУ 29 чел. 18 (62,1%) 4 (13,8%) 7 (24,1%) 5 (17,2%) 11 (37,9%) 13 (44,8%)
ЯСХТ 30 чел. 19 (63,3%) 3 (10%) 8 (26,7%) 9 (30%) 11 (36,7%) 10 (33,3%)
Итого 86 55 (63,9%) 7 (8,1%) 24 (28%) 27 (31,4%) 24 (27,9%) 35 (40,7%)
При этом, как показывают наблюдения за трудоустройством выпускников специальности ПиОСО последних лет, около 20% трудоустраиваются в системе правоохранительных органов.
На основании вышеизложенного анализа факторов можно предположить, что основной причиной низкого показателя трудоустройства выпускников колледжей и техникумов по специальности ПиОСО является слабое взаимодействие учреждений СПО с потенциальными работодателями. К примеру, в отличие от системы социального обеспечения, в системе образования и здравоохранения вопросы трудоустройства выпускников медицинских и педагогических колледжей не являются проблемой, так как курирующие их органы государственной власти при формировании контрольных цифр приема сохраняют баланс между количеством набора в педагогические и медицинские колледжи и техникумы и потребностями этих отраслей в специалистах среднего звена. Напротив, подготовка юристов, в том числе по специальности ПиОСО, производится преимущественно на коммерческой основе без учета потребности работодателей сферы социального обеспечения.
Если частным учреждениям СПО правила рынка диктуют в большей степени ориентироваться на спрос потребителей услуг, то государственным учреждениям СПО в первую очередь следовало бы учитывать интересы государства, в том числе по сохранению баланса между количеством выпускаемых специалистов и спросом работодателей на них.
Анализ мнений работодателей показал, что в сфере социального обеспечения в качестве доминирующей причины (50%) отказа работодателей в приеме на работу выпускников СПО по квалификации «Юрист» назван низкий уровень развития их профессиональных компетенций (ПК) и личностных компетенций (ЛК). В качестве других причин названы: отсутствие вакантных рабочих мест; ежегодные мероприятия по оптимизации бюджетных штатов; полная оснащенность кадрами, имеющими стаж работы в социальной сфере более 4 лет.
Таблица 4. Причины безработицы молодежи по мнению работодателей
№№ п/п Вопрос Варианты ответов
Отсутствие опыта Низкий уровень развития ЛК Низкий уровень развития ПК Другие причины
1 Выберите основные причины безработицы среди молодежи 0 3 (12,5%) 15 (62,5%) 6 (25%)
2 Выберите основные причины отказа работодателей в приеме на работу выпускников СПО по квалификации юрист 3 (12,5%) 4 (16,7%) 12 (50%) 5 (20,8%)
Обращает на себя внимание и тот факт, что, по мнению 62,5% работодателей сферы социального обеспечения, основной причиной безработицы среди молодежи также является низкий уровень их профессиональной квалификации.
Напротив, обучающиеся выпускных курсов учреждений СПО более оптимистично оценивают свои возможности трудоустройства по специальности. Так, анализ итогов анкетирования обучающихся различных колледжей Республики Саха (Якутия) по специальности ПиОСО показал, что 53,5% из них полагают, что трудоустроиться по специальности трудно, но возможно; 44% респондентов не видят проблем в трудоустройстве; 26,74% затруднились ответить, а 2,32% обучающихся отметили, что практически невозможно найти работу по специальности. Стоит отметить, что уровень самооценки обучающимися возможности трудоустройства после завершения обучения разнится в разрезе учебных заведений (Таблица 5).
Таблица 5. Самооценка обучающимися выпускных курсов возможности трудоустройства по специальности в сфере социального обеспечения
№№ п/п Вопрос анкеты Как Вы оцениваете реальную возможность трудоустройства по специальности (работа в сфере соц. обеспечения)?
Варианты ответов на вопросы Не вижу проблем Трудно, но возможно Практически невозможно Затруднились ответить
1 КТиУ АГАТУ 27 4 (14,8%) 19 (70,4%) 0 4 (14,8)
2 ЮК СВФУ 29 4 (13,8%) 14 (48,3%) 2 (6,9%) 9 (31%)
3 ЯСХТ 30 6 (20%) 13 (43,3%) 0 11 (36,7%)
Итого 86 14 (16,3%) 46 (53,5%) 2 (2,32%) 24 (27,9%)
Как видно из Таблицы 5, обучающиеся КТиУ АГАТУ настроены более оптимистично в своей востребованности, так как 70,4% из них полагают, что трудоустроиться трудно, но возможно. Напротив, обучающиеся ЮК СВФУ и ЯСХТ менее уверены в возможности трудоустройства по специальности в сфере социального обеспечения (48,3% и 43,3% соответственно).
Проведенные нами исследования на примере специальности «Право и организация социального обеспечения» позволили установить следующие факторы, влияющие на конкурентоспособность будущих специалистов:
• Более половины (53,5%) будущих специалистов, завершающих обучение в техникумах и колледжах на платной основе, не владеют фактической ситуацией на рынке труда и слабо информированы о востребованности профессии юриста на рынке труда.
• Большинство работодателей (87,5%) сферы социального обеспечения за последние 3 года не приняли на работу ни одного выпускника техникумов и колледжей. 75% респондентов считают, что выпускников техникумов и колледжей не привлекает работа в учреждениях социального обеспечения, в то время как 63,9% выпускников имеют представление о будущей профессии юриста, а 31,4% планируют работать в системе социального обеспечения населения.
• По мнению 62,5% опрошенных работодателей, основной причиной безработицы среди молодежи является низкий уровень их профессиональных компетенций, становящийся главным мотивом отказа в приеме на работу выпускников СПО по квалификации «Юрист».
• Существует необходимость государственного регулирования проблем подготовки по специальностям, не включенным в перечень востребованных и перспективных на рынке труда профессий, специальностей и направлений подготовки, а также в контрольные цифры приема за счет бюджетного финансирования.
Повышение конкурентоспособности будущих юристов путем их участия
в региональных этапах чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia
В целях совершенствования методологических подходов к подготовке будущих юристов нами применялся компетентностный подход путем организации их участия на региональных этапах чемпионата профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс (WorldSkills Russia).
В РС(Я) региональные отборочные этапы конкурса профессионального мастерства начали проводиться с 2016 года. Их целью является:
- содействие профессионализации обучающихся и молодых специалистов в контексте требований мировых стандартов подготовки;
- привлечение внимания представителей индустрии и реального сектора экономики к вопросам подготовки кадров;
- повышение профессионального уровня педагогических работников.
Вышеуказанные задачи стали основанием для пересмотра методических приемов при реализации ФГОС СПО специальности «Право и организация социального обеспечения» (ПиОСО) (Об утверждении ФГОС СПО., 2014). Несмотря на то, что указанная специальность не входит в перечень компетенций WorldSkills Russia, нами была принята за основу специальность «Социальная работа», поскольку она тесно связана с предоставлением социальных услуг населению.
Проведенное нами эмпирическое исследование по подготовке обучающихся к участию в конкурсе профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс (WorldSkills) состояло из трех этапов.
На I (отборочном) этапе методом анкетирования был произведен отбор участников из 30 обучающихся выпускных курсов ЯСХТ и Якутского колледжа инновационных технологий (ЯКИТ) путем определения уровня их мотивации к трудоустройству в сфере обеспечения социальных услуг населению (Таблица 6).
Таблица 6. Определение уровня мотивации обучающихся к трудоустройству в сфере обеспечения социальных услуг населению
№№ п/п Вопрос анкеты Варианты ответов
Да Нет Не знаю
1 Знаете ли Вы, что Ваша будущая профессия тесно связана со сферой обеспечения социальных услуг населению? 27 (90%) 1 (3%) 2 (7%)
2 Планируете ли Вы работать в качестве специалиста в сфере обеспечения социальных услуг населению? 9 (30%) 11 (37%) 10 (33%)
Как видно из Таблицы 6, несмотря на то, что 90% из 30 обучающихся выпускного курса специальности ПиОСО знают, что их будущая профессия тесно связана со сферой обеспечения социальных услуг населению, планируют связать свою трудовую деятельность с ней лишь 30%. Не определились с будущим трудоустройством 33% респондентов, а 37% не планируют работать в сфере социальных услуг. На основе результатов I этапа был проведен отбор из числа наиболее мотивированных обучающихся для последующей подготовки их к участию в конкурсе профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс (WorldSkills).
На II этапе с отобранной по итогам анкетирования группой в количестве 9 человек не позднее чем за месяц началась подготовка к участию в конкурсе по стандартам компетенции «Социальная работа», включающая:
1. ознакомление с Условиями проведения Чемпионата профессионального мастерства по стандартам World-Skills Russia по компетенции «Социальная работа»;
2. практическую работу по выполнению конкурсных заданий предыдущих чемпионатов, всецело погружающих участников в атмосферу компетенции и воспитывающих личностные качества будущего специалиста социальной сферы;
3. выполнение участниками самостоятельных заданий (презентации, видеоролики), требующих компетентного подхода к раскрытию наиболее актуальных проблем социальной отрасли.
На III этапе был сформирован окончательный состав участников из числа обучающихся, наиболее успешно прошедших II этап, которые представили на региональном этапе отборочных соревнований свои учебные заведения. Так, в 2019 году было отобрано для участия по компетенции «Социальная работа» 2 наиболее подготовленных обучающихся, в 2020 году - 3, в 2021 году - 2. Если 2019 год был пробным для апробации методики компетентностного подхода, то 2020-2021 годы стали завершающими (Таблица 7).
Таблица 7. Результаты участия обучающихся специальности «Право и организация социального обеспечения» на региональном отборочном этапе WorldSkills Russia по компетенции «Социальная работа»
Год Количество участников экспериментальной группы на региональном отборочном этапе Результат (место) Общее количество участников от учреждений СПО РС(Я)
2019 2 5 и 7 9
2020 3 3, 4 и 6 12
2021 2 2 и 3 7
Как видно из Таблицы 7, в 2019 году всего приняло участие на региональном отборочном этапе WorldSkills Russia по компетенции «Социальная работа» 9 участников, представлявших различные учреждения СПО РС(Я). Из них, по итогам конкурса, 2 обучающихся экспериментальной группы показали средние результаты, заняв 5 и 7 места. В 2020 году всего приняло участие 12 человек, из них 3 участника представляли нашу экспериментальную группу. В итоге 1 участник занял третье призовое место, а 2 участника - 4 и 6 места. На отборочном этапе чемпионата профессионального мастерства 2021 года 2 участника экспериментальной группы заняли второе и третье призовые места.
Преимуществом компетентностного подхода путем организации участия обучающихся техникумов и колледжей в региональных этапах чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia являются деятельностное погружение в будущую профессию и демонстрация в конкурентных условиях уровня своей профессиональной компетентности.
Таким образом, внедрение стандартов WorldSkills в образовательный процесс СПО может способствовать повышению уровня профессиональных и общих компетенций у будущих специалистов, что в последующем улучшит их конкурентоспособность на рынке труда.
Заключение
Анализ официальных документов и статистических результатов деятельности учреждений СПО, а также научной проработанности темы исследования свидетельствует о том, что принимаемые государством меры по решению проблем конкурентоспособности выпускников на рынке труда недостаточны и требуют совершенствования правового обеспечения и дальнейшего изучения. Выявленные на примере специальности «Право и организация социального обеспечения» противоречия между системой подготовки специалистов среднего звена и их востребованностью на рынке труда становятся одной из причин слабой конкурентоспособности выпускников учреждений СПО.
На основании результатов проведенного эмпирического исследования мы пришли к следующему выводу: основной причиной противоречий, возникших между системой подготовки кадров в организациях СПО и потребностью работодателей в обновлении специалистов среднего звена, является слабый уровень их профессиональной подготовки. Это подтверждается исследованием факторов, препятствующих трудоустройству выпускников специальности «Право и организация социального обеспечения» по квалификации «Юрист» в учреждениях социального обеспечения. Установлено, что большинство обучающихся выпускных курсов техникумов и колледжей не владеют информацией о ситуации на рынке труда, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность и профессиональную самореализацию. В целях повышения конкурентоспособности выпускников учреждений СПО и предотвращения роста их безработицы государству необходимо регулировать планы приема абитуриентов на специальности СПО, не включенные в перечень востребованных и перспективных на рынке труда профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для совершенствования методологических подходов к повышению конкурентоспособности специалистов среднего звена необходимо внедрять в образовательный процесс СПО стандарты WorldSkills, способствующие повышению уровня их профессиональных и общих компетенций.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальном изучении проблем подготовки специалистов в рамках реализации новых ФГОС СПО, разработанных по принципу новой модели «конструктора компетенций». В частности, в совершенствовании методологии компетентностного подхода, способствующего повышению уровня профессиональной компетентности будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.
Источники | References
1. Абашева О. Ю., Лопатина С. А., Доронина С. А., Иванов И. Л., Тарасова О. А., Пименова Н. Б. Оценка конкурентоспособности организации на основе стратегического анализа рынка // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1).
2. Айдарова Ю. В. Современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования в России // Проблемы современной экономики. 2018. № 4 (68).
3. Алексеев С. С. Особенности конкурентоспособности педагогов // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 4А.
4. Арановская И. В. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4.
5. Барышникова И. Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 5. № 3.
6. Борисова Н. Н. Факторный анализ конкурентоспособности персонала // Статистика и экономика. 2013. № 3.
7. Ващенко Е. В. Создание организационно-педагогических условий для формирования профессиональных адаптационных качеств обучающихся СПО // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3 (43).
8. Гуртов В. А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. Экономика и бизнес. 2017. Т. 21. № 4.
9. Евплова Е. В. Общесоциальный характер личностной и корпоративной конкурентоспособности будущего специалиста: результаты социологического исследования // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2.
10. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Науки об образовании. 2012. № 4 (12).
11. Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 2005. № 12.
12. Заярная И. А. Управление повышением конкурентоспособности предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: мат. I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/1715
13. Козлова С. Л., Колесникова Е. В., Лосева С. С. Понятие «профессиональная компетентность» в среднем профессиональном образовании // Молодой ученый. 2022. № 4 (399).
14. Мухина Е. Р. Исследование категориальной сущности понятия «конкурентоспособность» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62655
15. Надточий Ю. Б. Качество преподавания и качество учебных занятий как конкурентное преимущество образовательной организации // Самоуправление. 2021. № 4 (126).
16. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07 мая 2018 г. (в редакции указов Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474).
17. О результатах анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году: информационный бюллетень. М., 2020.
18. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
19. Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования, по образовательным программам среднего профессионального образования и по программам профессионального обучения за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2020/2021 учебный год: Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2020 года № 338-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/570789860
20. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. № 1199 (с изменениями и дополнениями от 20 января 2021 г.).
21. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441.
22. Об утверждении прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2018-2027 годы и перечня востребованных и перспективных на рынке труда профессий, специальностей и направлений подготовки, требующих среднего профессионального образования и высшего образования в Республике Саха (Якутия): Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2018 г. № 38-р. URL: https://base.garant.ru/48173152
23. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 744 от 26 октября 2020.
24. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 508. URL: https://base.garant.ru/70710002
25. Оболяева Н. М. Конкурентоспособность персонала как фактор качества образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 3.
26. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2021 году и задачах на 2022 год. 2022. URL: https://mLnobmauki.sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja
27. Паспорт национального проекта «Образование»: утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03 сентября 2018 г. № 10). URL: https://edu. gov.ru/national-proj ect
28. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)»: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/pasport_federalnogo_ proekta_molodye_professionaly
29. Полушкина А. О., Поневаж В. П., Бедарева Л. Ю., Ломтева Е. В. Современные подходы к оценке трудоустройства выпускников системы СПО: трудности и возможные пути решения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 5 (78).
30. Труд и занятость в России. 2021: стат. сб. / Росстат. M., 2021.
31. Холодцева Е. Л., Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности работников социальной сферы: дисс. ... к. психол. н. Барнаул, 2006.
32. Чвала М. С. Формирование конкурентоспособности будущих бакалавров в области графического дизайна: автореф. дисс. ... к. пед. н. Ялта, 2019.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Винокурова Мария Иннокентьевна1 Игнатьев Владимир Петрович2, д. пед. н., доц.
1 2 Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Vinokurova Maria Innokentievna1 Ignatiev Vladimir Petrovich2, Dr
1 2 M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 08.02.2022; опубликовано (published): 31.03.2022.
Ключевые слова (keywords): среднее профессиональное образование; конкурентоспособность специалистов среднего звена; профессиональная компетентность; чемпионат профессионального мастерства; методологические подходы; secondary vocational education; competitiveness of mid-level specialists; professional competence; championship of professional skills; methodological approaches.