Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧЕМПИОНАТУ WORLDSKILLS КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧЕМПИОНАТУ WORLDSKILLS КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ЧЕМПИОНАТ WORLDSKILLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна, Ротова Наталья Александровна

Изменения в формировании новой технологической базы основаны на внедрении инновационных научных достижений во все сферы общества, следовательно, остро встает вопрос наличия научно-технического потенциала и высокотехнологичного производства, решение которого во многом зависит от уровня качества подготовки профессиональных кадров, их конкурентоспособности. В статье охарактеризовано сущностное содержание системы научной организации труда при подготовке будущих профессионалов к чемпионату WorldSkills, так как владение принципами научной организации труда является, во-первых, необходимым условием для студентов - участников чемпионата, а во-вторых, повышает их конкурентоспособность не только при участии в чемпионате, но и в профессиональной деятельности в будущем. Цель исследования - теоретическое обоснование использования принципов научной организации труда при подготовке будущих профессионалов к чемпионату WorldSkills для повышения их конкурентоспособности. Методологическим основанием исследования являются идеи технологического, компетентностного подходов, общенаучные методы сравнительного анализа (исторической ретроспективы), синтеза и обобщения. Теоретическая значимость статьи состоит в следующем: раскрыто содержание понятия научной организации труда будущих профессионалов при их подготовке к чемпионату WorldSkills для повышения конкурентоспособности как процесса организации профессионального труда, направленного на повышение его производительности; представлена ретроспектива взглядов российских и зарубежных ученых на сущностное содержание понятия научной организации труда, включающего элементы и задачи организации труда, раскрывающие важность исследуемого процесса для системы эффективной подготовки конкурентоспособных кадров; рассмотрены системы мотивации труда, предложенные российскими и зарубежными исследователями. Практическая значимость статьи состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и положения раскрывают принципы научной организации труда будущих профессионалов при подготовке их к чемпионату WorldSkills для повышения конкурентоспособности, что подтверждается результатами исследования. Авторы отмечают, что основной акцент следует сделать на ранней профессиональной ориентации, мотивации и стимулировании молодежи и студентов, повышении престижа рабочих профессий с помощью форм и методов профессионального обучения, имеющих в своей основе принципы научной организации труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна, Ротова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC ORGANIZATION OF LABOR AS A MEANS OF INCREASING COMPETITIVENESS IN PREPARATION FOR THE WORLDSKILLS CHAMPIONSHIP

Changes in the formation of a new technological foundation are based on the introduction of innovative scientific achievements in all spheres of society, therefore, there is an acute issue of the availability of scientific and technical potential and high-tech production, the solution of which largely depends on the quality level of professional personnel and their competitiveness. The article describes the essential content of the system of scientific organization of labor in preparing participants for the WorldSkills championship and gives the analysis of domestic and foreign scientific literature, revealing the principles of the scientific organization of labor to improve competitiveness in professional activities. The purpose of the study is to theoretically substantiate the use of the principles of scientific organization of labor to increase competitiveness in preparation for the WorldSkills championship. The methodological basis of the study is the idea of technological, competence, systemic approaches, general scientific methods of comparative analysis (historical retrospective), synthesis and generalization. The theoretical significance of the article is as follows: the authors reveal the content of the labor scientific organization concept to increase competitiveness in preparation for the WorldSkills championship as a process of organizing professional labor aimed at increasing its productivity; present a retrospective of the views of Russian and foreign scientists on the essence of the concept of labor scientific organization, which includes elements and tasks of labor organization, revealing the importance of the process under study for the system of effective training of competitive personnel; examine the systems of labor motivation in different periods of our country development; substantiate the principles of scientific organization of labor to increase competitiveness in preparation for the WorldSkills championship. The practical significance of the article lies in the fact that the conclusions and provisions contained in it reveal the principles of the scientific organization of labor to increase competitiveness in preparation for the WorldSkills championship, which is confirmed by the results of the study. The authors note that the main emphasis should be placed on early vocational guidance, motivation and stimulation of young people and students, increasing the prestige of blue-collar occupations with the help of forms and methods of vocational training, which are based on the principles of the scientific organization of labor.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧЕМПИОНАТУ WORLDSKILLS КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211038 2021, № 06 (июнь) УДК 378.147

Научная организация труда будущих профессионалов

при подготовке к чемпионату WorldSkills как средство повышения их конкурентоспособности

Муллер Ольга Юрьевна1

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия olga_megion@mail.ru

Ротова Наталья Александровна2

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия

rotowa.n@yandex.ru

Аннотация. Изменения в формировании новой технологической базы основаны на внедрении инновационных научных достижений во все сферы общества, следовательно, остро встает вопрос наличия научно-технического потенциала и высокотехнологичного производства, решение которого во многом зависит от уровня качества подготовки профессиональных кадров, их конкурентоспособности. В статье охарактеризовано сущностное содержание системы научной организации труда при подготовке будущих профессионалов к чемпионату WorldSkills, так как владение принципами научной организации труда является, во-первых, необходимым условием для студентов - участников чемпионата, а во-вторых, повышает их конкурентоспособность не только при участии в чемпионате, но и в профессиональной деятельности в будущем. Цель исследования - теоретическое обоснование использования принципов научной организации труда при подготовке будущих профессионалов к чемпионату WorldSkills для повышения их конкурентоспособности. Методологическим основанием исследования являются идеи технологического, компетентностного подходов, общенаучные методы сравнительного анализа (исторической ретроспективы), синтеза и обобщения. Теоретическая значимость статьи состоит в следующем: раскрыто содержание понятия научной организации труда будущих профессионалов при их подготовке к чемпионату WorldSkills для повышения конкурентоспособности как процесса организации профессионального труда, направленного на повышение его производительности; представлена ретроспектива взглядов российских и зарубежных ученых на сущностное содержание понятия научной организации труда, включающего элементы и задачи организации труда, раскрывающие важность исследуемого процесса для системы эффективной подготовки конкурентоспособных кадров; рассмотрены системы мотивации труда, предложенные российскими и зарубежными исследователями. Практическая значимость статьи состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и положения раскрывают принципы научной организации труда будущих профессионалов при подготовке их к чемпионату WorldSkills для повышения конкурентоспособности, что подтверждается результатами исследования. Авторы отмечают, что основной акцент следует сделать на ранней профессиональной ориентации, мотивации и стимулировании молодежи и студентов, повышении престижа рабочих профессий с помощью форм и методов профессионального обучения, имеющих в своей основе принципы научной организации труда.

Поступила в редакцию Received 20.03.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.04.21

Принята к публикации Accepted for publication 15.04.21 Опубликована Published 29.06.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Муллер Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования института гуманитарного образования и спорта БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия.

2 Ротова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия.

Ключевые слова: научная организация труда, чемпионат WorldSkills, конкурентоспособность, профессиональные качества.

Введение

Для достижения поставленных правительством России стратегических ориентиров развития государства на период до 2025 года необходима организация эффективной деятельности различных государственных институтов, в том числе системы образования, в частности, в области национальных проектов [1]. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2019-2025 годы представлен ряд стратегических решений на вызовы современного общества, связанных в первую очередь с усилением конкуренции, которая затронула не только рынки капитала и технологий, но и в том числе системы развития человеческого потенциала. Предполагается, что изменения в формировании новой технологической базы будут основаны на внедрении инновационных научных достижений во все сферы общества, следовательно, остро встает вопрос наличия научно-технического потенциала и высокотехнологичного производства, решение которого во многом зависит от уровня качества профессиональных кадров, их конкурентоспособности [2]. Возникает проблема дефицита высококвалифицированных кадров [3]. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда рабочие места на производственных предприятиях часто оказываются незанятыми в силу разных причин [4]. Юноши и девушки, осуществившие обучение по рабочим специальностям, не стремятся пополнить ряды сотрудников производственных предприятий [5]. В то же время выпускники со средним общим образованием или средним специальным образованием не обладают нужной квалификацией для выполнения сложных производственных заказов [6]. Это те процессы, которые мы наблюдаем в реальной жизни. Следовательно, совершенно необходимо внедрять принципиально новые, оригинальные подходы к решению данной проблемы.

По данным авторитетных средств массовой информации (РБК, АиФ, ИА Регнум и др.), за последнее десятилетие доля секторов экономики с высоким уровнем задействования рабочих специальностей существенно сократилась [7, 8]. Для решения проблемы, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук, нужны прежде всего инвестиции в образование и профессиональную ориентацию [9].

Таким образом, объективная необходимость решения названной нами проблемы касается нехватки рабочих кадров всех уровней квалификации [10]. Также очевидно, что начинать решение проблемы необходимо с самого первого уровня - то есть с подготовки молодых рабочих кадров, их мотивации к работе с учетом индивидуальных возможностей и потребностей [11].

Необходимо заметить, что государство, осознавая свою долю ответственности в возникновении проблем, принимает стратегические решения и организует меры поддержки для учебных заведений. К решению проблемы с нехваткой рабочего персонала подключаются вузы, колледжи, техникумы, которые в соответствии с социальным заказом разрабатывают специальные условия обучения высококвалифицированных, технически подготовленных инженерных кадров, способных обеспечить достойный уровень труда. В системе профессиональной подготовки большое внимание уделяется участию работодателей, а союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия)» организована система чемпионатов для обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными, конкурентоспособными кадрами [12]. Участие в таком

чемпионате - это возможность для молодых людей укрепиться в выборе профессии, осознать лично для себя смысл выбранного профессионального труда. Одним из основных требований при подготовке участников к чемпионату WorldSkills является осознание ими необходимости научной организации труда, следовательно, возникает необходимость раскрытия содержания данного понятия, позволяющего рассматривать этот процесс как средство повышения конкурентоспособности при подготовке к чемпионату WorldSkills [13].

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Р. Ф. Бурганов, раскрывая вклад американского инженера Ф. Тейлора, по праву считающегося основоположником научного направления в организации труда и научного менеджмента, подробно освещает, за какие открытия Ф. Тейлор получил ряд патентов, а именно в области организации труда и увеличения прибыли через повышение производительности труда, его разделения и освоения работником самого рационального способа производства, основанного на научном подходе, чередования труда и отдыха; при этом предполагалось, что функции управления выполняются специальными управляющими [14, 15]. Позже с развитием индустриализации общества исследователи Ф. Ретлисбергер, У. Диксон, принимая во внимание иерархию потребностей, сделали важный вывод о том, что поведение человека определяется мотивацией к выполняемой работе [16, 17]. Результаты исследований Е. Майо, основанные на идее взаимосвязи политических и социальных проблем индустриального общества, свидетельствуют о необходимости поиска новых путей мотивации работников, в основе которых, по его мнению, высокий уровень образованности работников, а возможность чувствовать себя увереннее при выполнении трудовой деятельности появляется через многократные пробы, через труд [18]. Американские исследователи Д. К. МакКлеланд, Д. МакГрегор считают необходимым уделять первостепенное внимание для достижения эффективности труда реализации у человека потребности в достижении, рождающей соответствующий мотив [19, 20]. Д. МакГрегор, исследуя вопросы управления человеческими ресурсами, изучив стили руководства и выделив основные проблемы лидерства, в работе «Человеческая сторона предприятия» обосновал важность способности работника-управленца предсказывать и контролировать поведение других людей [21]. В дальнейшем разработкой теории мотивации труда занимались Э. Лоулер и Л. Портер, представившие в своих моделях мотивации взаимосвязь между производительностью труда работника и его личной удовлетворенностью трудом [22]. О необходимости рассмотрения содержания вопросов мотивации труда идет речь в работах современных зарубежных исследователей, в частности, результаты исследований А. Бар-ман свидетельствуют о важности развития у будущих специалистов способности осознанного проектирования собственной профессиональной деятельности с учетом состояния среды [23]. По мнению А. Барман, Д. Оуэлс, Т. Садлер, для эффективного развития мотивационной сферы будущих работников необходим учет влияния внешних и внутренних мотивов, таких как потребность в достижениях, мотив избегания неудач, гендерная принадлежность, доминирующее психологическое состояние [24]. По мнению Р. Кийяза, необходимо в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов развивать такие внутренние качества, как нацеленность на профессионализм, ответственность, готовность идти на риск, навыки самоорганизации, креативность, так как они стимулируют процесс мотивации к эффективной трудовой деятельности [25].

Современные как зарубежные, так и российские тенденции рынка труда в плане мотивации предлагают различные системы стимулирования профессионального развития работников, основанные, например, на теории Ф. Герцбурга, А. Маслоу [26, 27].

Огромный вклад в становление отечественной истории научной организации труда был внесен А. К. Гастевым, организовавшим в 1920 году в Москве Центральный институт труда ВЦСПС. В научном труде А. К. Гастева была разработана методика обучения трудовым приемам, основанная на анализе трудовых движений, фиксировании, фотографировании последовательности отдельных элементов движения органов человека, задействованных при совершении тех или иных трудовых операций при подготовке рабочих специальностей: слесарей, монтеров, кузнецов. Заслуживает уважения и была проверена временем рационализаторская идея А. К. Гастева о необходимости овладения работником любого труда, хоть умственного, хоть физического, методом анализа, умением организации рабочего места. Кроме того, в начале ХХ века А. К. Гастевым были сформулированы основные правила для всякого труда, в основу которых положены личностные качества: трудовая выдержка работника, переходящая в привычку, умение в первую очередь представить результат работы, а затем спланировать приемы и методы работы, подготовить необходимый инструмент, а успех в овладении профессиональным умением, по его мнению, обусловлен, в свою очередь, и умением работника настроить свой организм на усвоение системы трудовых тренировок. Механизмом процесса организации труда А. К. Гастев считал мастерское владение работником хотя бы одной операцией, основывающееся на умении рассчитать эту операцию и ускорить ее по времени, показать фактически большую производительность труда за меньшее время. Если учитывать идеологию того времени, то первоочередным был смысл труда, воспитывающий человека, заставляющий его стремиться к личным трудовым достижениям на благо и развитие государства. Именно благодаря такой мотивации, имеющей направленность на увеличение могущества государства, эти принципы организации труда стали основой трудовой культуры и получили повсеместное распространение [28].

По мнению К. Шваб, Р. Саманс, существенно повышают конкурентоспособность современных специалистов на рынке труда развитые навыки критического мышления, позволяющие развивать умения обоснованно аргументировать свою позицию, вступать в диалог, быстрее адаптироваться в системе новых трудовых отношений, мыслить рационально [29]. О необходимости учета именно основополагающих принципов научной организации труда в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов на современном этапе развития постиндустриального общества говорит М. Голубева [30]. Однако, учитывая необходимость внедрения инновационных научных достижений во все сферы общества, формирования новой технологической базы, в нашем исследовании под научной организацией труда для повышения конкурентоспособности будущих профессионалов при их подготовке к чемпионату WorldSkills будем понимать процесс организации профессионального труда, направленный на повышение его производительности, во-первых, через отбор содержания внутренних и внешних мотивов, через организацию трудовой деятельности посредством многократных профессиональных проб, основанных на четком выделении отдельных трудовых операций, во-вторых, через развитие у будущих работников умения спланировать методы и приемы работы, организацию рабочего места с учетом конкретной ситуации, в конечном итоге позволяющий личности оставаться конкурентоспособной в условиях высокотехнологичного производства и дающий возможность реализации замысла своей жизни.

Методологическая база исследования

Материалом для исследования стали научные статьи о применении принципов научной организации труда в процессе профессиональной подготовки участников чемпионата WorldSkills. Методы, используемые при проведении исследования: теоретические - сравнительного анализа (исторической ретроспективы) психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, нормативных документов - для выявления сущности понятия научной организации труда при подготовке будущих профессионалов к участию в чемпионате WorldSkills; эмпирические - обобщение и анализ информации о практике подготовки и участия будущих профессионалов в чемпионате WorldSkills Сургутского профессионального колледжа и вуза, сравнение результатов участия в профессиональных соревнованиях в различных структурных подразделениях колледжа за четыре года. Таким образом, теоретические положения о сущности исследуемого понятия научной организации труда будущих профессионалов при подготовке их к участию в чемпионате WorldSkills подтверждаются приведенными результатами опыта их применения. Проанализировав исследования зарубежных и российских авторов, мы выявили сущностное содержание понятия научной организации труда применительно к процессу подготовки конкурентоспособных сначала участников чемпионата WorldSkills, а в будущем - профессионалов в разных отраслях экономики, рассмотрели принципы научной организации труда, на основе которых может быть выстроен процесс подготовки профессиональных кадров. Основополагающие подходы в первую очередь компетентностный, так как он является одним из ключевых при реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по топ-50, и технологический, предполагающий его использование в педагогическом процессе для проектирования и применения принципов научной организации труда будущих профессионалов при их подготовке к чемпионату WorldSkills и повышения конкурентоспособности.

Результаты исследования

Основываясь на представленном выше понимании научной организации труда, рассмотрим, каким образом это направление, связанное с внедрением в первую очередь технологического и компетентностного подходов как на производстве, так и в управленческих процессах, позволяет за счет моделирования увеличить темпы производства, повысить его эффективность. Одним из самых важных шагов является внедрение в систему российского образования ФГОС СПО по топ-50, разработанного в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. ФГОС СПО по топ-50 были сформированы в соответствии с принципами модернизации российского образования и в русле стратегических целей развития системы профессионального образования [31]. Главными отличиями новой системы стандартов в области профессионального образования по 50 актуальным специальностям являются: включение, наряду с общими положениями, требований к структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; определенные условия реализации основных образовательных программ и оговоренные результаты освоения основных образовательных

программ. Именно на эти результаты прежде всего ориентируются составители образовательных программ подготовки специалистов рабочих специальностей в условиях конкретной образовательной организации.

Одним из ориентиров ФГОС СПО по топ-50 являются правила и требования, предъявляемые к участникам международной организации WorldSkills International, национальное представительство которой действует «в целях обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными кадрами и повышения роли профессиональной подготовки молодых профессионалов». Национальные чемпионаты WorldSkills в нашей стране приобретают все большую популярность благодаря высокому уровню соревнований и широкому освещению в средствах массовой информации. Обобщая содержание критериев оценивания конкурсных заданий в рамках разных компетенций, отметим, что они основываются на общих принципах научной организации труда, так как первоочередными выступают владение умением планировать, действовать системно при выполнении поставленных задач, эффективно организовывать рабочее место, соблюдая технику безопасности, прогнозировать трудовые действия с учетом конкретной ситуации, а профессионализм, отточенность выполняемых операций достигается через многократные повторения, опыт, который приходит через труд, причем сам смысл труда при этом становится ключевым в дальнейшем профессиональном становлении участников соревнований [32]. В качестве поощрения - возможность трудоустройства для продолжения дальнейшего профессионального пути. Российские молодые специалисты, участвующие в этих соревнованиях, показывают отличные результаты на международном уровне, а соревнования молодых специалистов в высокотехнологичных областях приобретают большой вес в становлении их профессиональной карьеры, динамика показателей их успешности ежегодно возрастает (рис. 1).

2019 г.

Рис. 1. Количество победителей и призеров структурных подразделений колледжа

Система управления трудом, представляющая собой письменное описание задания, которое необходимо выполнить работнику, с указанием предположительно затрачиваемого времени, определяет и размер вознаграждения - от 30% до 100% обычной стоимости, что, в свою очередь, является основой системы ставок труда. Данная система Тейлора, в основе которой - культура и производительность труда, мотивация вознаграждением, рассчитанным определенным образом, являясь основой фор-

мирования компетенций, позволяет оптимизировать организацию труда на производстве, сделать его более эффективным, следовательно, может быть основой при подготовке студентов к чемпионатам «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Идея Тейлора, заключающаяся в разбиении производственного процесса на отдельные элементы и позволяющая определить наиболее эффективный способ выполнения каждого элемента и обучить остальных работников, актуальна и сейчас. По мнению исследователей, концепция Тейлора применима на современном этапе развития производственных отношений, однако требует адаптации, а именно овладения работниками функцией планирования, так как современные виды трудовой деятельности характеризуются творческими и инновационными составляющими. Следовательно, человеческий капитал приобретает первостепенную важность, именно от него зависит научно-технический прогресс, поэтому первоочередной становится задача выбора наиболее компетентных работников для дальнейшей профессиональной подготовки. Компетентность работника в данном случае - это умение верно определить достижимые цели в конкретной практической ситуации, учитывать имеющиеся ресурсы, потребности участников и выбрать наиболее оптимальные пути решения поставленной профессиональной задачи.

Так, в Сургутском политехническом колледже в 2015 году при проведении I Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) было шесть победителей и призеров по компетенции СП-1 Отделение общеобразовательных дисциплин, СП-2 Отделение строительства и транспорта, СП-3 Отделение сферы услуг, СП-4 Энергетическое отделение; в 2018-2019 годах их число составляло восемь человек. Значительно возросло число победителей по компетенции СП-3: в 2015 году было всего два победителя, в 2019 году уже семь победителей. Число призеров по компетенции СП-4 держится на стабильном уровне - три-пять человек. В целом данная статистика отражает явную положительную динамику в росте компетенций и указывает на большую мотивационную роль чемпионата WorldSkills Russia, полезную для улучшения российской ситуации с рынком труда рабочих профессий.

По имеющимся данным, наибольшие результаты у участников колледжа проявляются в столярном деле, сварочных технологиях, а также в ремонте и обслуживании легковых автомобилей. За период 2014-2019 годов участники по данным направлениям занимали преимущественно первые места. Общая количественная динамика компетенций за рассматриваемый период приведена на рис. 2.

30

>s

J 25

i

S 20

о

О m i-u ш т s е; о sc

15

10

24 26

21 22

15 16

9

q 10

2015 2016 2017 2018 2019

количество компетенций по округу (основной состав)

количество компетенций СПК (основной состав)

Рис. 2. Количественная динамика компетенций учеников колледжа

5

0

В связи со спецификой образовательных организаций (техникумов, колледжей, училищ), связанной с приобретением обучающимися профессии, обучение необходимо вести на материале, связанном с будущей профессией. Профессиональная направленность преподавания стимулирует процесс познания обучающихся.

В программе приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), инициированном Министерством образования и науки, Министерством труда и другими государственными органами Российской Федерации, говорится о необходимости организовать такие условия обучения, которые позволили бы массово готовить специалистов высокого уровня с учетом всех современных требований.

Создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования позволит увеличить количество выпускаемых рабочих кадров к концу 2020 года до 50 тысяч человек. Образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования с учетом требований стандарта ФГОС СПО по топ-50, будут способны выпустить специалистов нового уровня, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills Russia.

Таким образом, вопрос нехватки рабочих-профессионалов в производственных отраслях стоит достаточно остро. Если в ближайшее время не произойдет радикальных изменений в этой области, Россия рискует остаться страной услуг и сырьевым придатком. Качественного сдвига в этой области можно добиться только при условии комплексного подхода к проблеме, подключения к ее решению всех заинтересованных сторон. При этом основной упор следует сделать на ранней профессиональной ориентации, мотивации и стимулировании молодежи и студентов, повышении престижа рабочих профессий. Делать это можно различными способами, с помощью форм и методов профессионального обучения, имеющих в своей основе принципы научной организации труда.

Заключение

Таким образом, основой научной организации труда на современном этапе развития производства является компетентностный подход, а в содержание понятия компетенции, согласно Спецификации стандартов, входят знания и навыки. Учет мировых практик, включая российские, позволяет выделить одну из важных задач научной организации труда в современном обществе - это определение наиболее эффективных способов повышения производительности труда, как производственного, так и управленческого, основанных, прежде всего, на технологизации производственных процессов, возможной через повышение квалификации труда работников, овладение ими современными компетенциями, знаниевый компонент которых основывается на достижениях науки и подтверждается практикой усовершенствований. Использование технологического подхода основано на том, что предлагаемые принципы научной организации труда содержат информацию о конкретных способах действия, которые необходимо произвести для достижения конкурентоспособности участников чемпионата в процессе их подготовки к участию в WorldSkills, а именно:

- тщательный отбор содержания мотивации, при котором необходимо учитывать высокий уровень образованности работников, возможность реализации их внутренних и внешних мотивов;

- организация трудовой деятельности через многократные пробы, основанная на выделении четкого содержания отдельных трудовых операций;

- умение работника спланировать методы и приемы работы, организовать рабочее место с учетом конкретной ситуации.

Таким образом, руководствуясь принципами научной организации труда при подготовке участников чемпионата WorldSkills Russia, можно повысить конкурентоспособность профессиональных кадров.

Ссылки на источники

1. Гарифулина Н. Е., Мазаева К. А. Рынок труда рабочих специальностей: российские и международные специальности // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3 (51). - С. 112-116.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации по разделу «Образование», с одной стороны, и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902130343.

3. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/

4. Муллер О. Ю. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья // Азимут научных исследований. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 173-176.

5. ИА «Регнум». - URL: https://regnum.ru/news/2283727.html.

6. ВНИИ труда Минтруда России. - URL: https://www.vcot.info/

7. Аргументы и факты: обзор рынка труда. - URL: http://www.aif.ru/boostbook/vostrebovannye-professii.htm.

8. РИА «РБК». - URL: http:// www.rbc.ru /rbcfreenews/ 58e6651e9a794773d1eda0fe.

9. Материалы официального сайта международного движения WorldSkills International. - URL: http://www.worldskills.org.

10. Филиппова А. К., Молдаван А. А. Школа научной организации труда в России: ХХ-ХХ1 вв. // Электронный периодический научный журнал SCI-ARTICLE.RU. - URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1571559158.

11. Рассказов Ф. Д., Муллер О. Ю. Научно-образовательная кластерная модель как единая система непрерывного инклюзивного пространства // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25385.

12. Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 № 06-156 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям»). - URL: egalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022017-n-06-156-o-metodicheskikh.

13. Положение о стандартах Ворлдскиллс от 09.03.2017. - URL: https://worldskills.ru/

14. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контроллинг, 1991. - 104 с.

15. Бурганов Р. Ф. Научная организация труда: история и современность // Вопросы управления. - 2011. - № 44 (251). - С. 59-64.

16. Roethlisberger F. J. Management and Morale. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1941. - 194 р.

17. Roethlisberger F. J., Dickson W. J. Management and the worker: an account of a research program conducted by the Western electric company. - Hawthorne works, Chicago: Harvard University Press, Cambridge, 1939. - 615 р.

18. Mayo E. The Political Problems of an Industrial Civilization. - Boston, MA: Harvard University Press, 1946. - 194 р.

19. McClelland D. C. Managing Motivation to Expand Human Freedom // American Psychologist. - 1978. - № 33. -Р. 201-210.

20. Motivating economic achievement. - N. Y.: Free Press, 1969. - 409 р.

21. McGregor D. The Human Side of Enterprise. - McGraw-Hill, N. Y., 1960. - 256 р.

22. Porter L. W., Lawier E. L. Managerial Attitudes and Performance. - Humewood Irwin, 1968. - 209 р.

23. Barman A., Potsangbam C. Shifts of strategic paradigms in the VUCA World - Does "outside the box thinking" a meaningful cliché for the business world? // Conf. Managing Change and Creativity and Innovation in a Dynamic Environment, at Sonarpur, Kolkata: 7th and 8th April 2017. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/315912311.

24. Owens D. C., Sadler T. D., Barlow A. T. et al. Student motivation from and resistance to active learning rooted in essential science practices // Res Sci Educ. - 2020. - № 50. - P. 253-277. - U RL: https:// doi.org/10.1007/s11165-017-9688-1.

25. Caiazza R. A cross-national analysis of policies affecting innovation diffusion // The Journal of 49 Technology Transfer. - 2016. - Vol. 41(6). - P. 1406-1419.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B. The Motivation to Work. - N. Y., 1959. - 157 р.

27. Maslow A. Motivation and Personality. - N. Y., 1954. - 369 р.

28. Гастев А. К. Как надо работать. - М.: Экономика, 1972. - 478 с.

29. The future of jobs: Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution: Global challenge insight report / Ed. by K. Schwab, R. Samans; World economic forum. - Geneva, 2016. - 159 p.

30. Голубева М. В. Научная организация труда педагогического персонала в образовательной организации // Молодежь 21 века: образование, наука, инновации: материалы VII Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Я. С. Иващенко. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. - С. 11-13.

31. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям ТОП-50. - URL: http://turstat.com/

32. Официальный сайт организационно-методического сопровождения внедрения ФГОС СПО по ТОП-50. - URL: http://top-50.gapm.ru/

Olga Yu. Muller,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Professional and Supplementary Education Pedagogy, Institute of the Humanities and Sports, Surgut State University, Surgut, Russia olga_megion@mail.ru Natalya A. Rotova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia rotowa.n@yandex.ru

Scientific organization of labor as a means of increasing competitiveness in preparation for the WorldSkills championship Abstract. Changes in the formation of a new technological foundation are based on the introduction of innovative scientific achievements in all spheres of society, therefore, there is an acute issue of the availability of scientific and technical potential and high-tech production, the solution of which largely depends on the quality level of professional personnel and their competitiveness. The article describes the essential content of the system of scientific organization of labor in preparing participants for the WorldSkills championship and gives the analysis of domestic and foreign scientific literature, revealing the principles of the scientific organization of labor to improve competitiveness in professional activities. The purpose of the study is to theoretically substantiate the use of the principles of scientific organization of labor to increase competitiveness in preparation for the WorldSkills championship. The methodological basis of the study is the idea of technological, competence, systemic approaches, general scientific methods of comparative analysis (historical retrospective), synthesis and generalization. The theoretical significance of the article is as follows: the authors reveal the content of the labor scientific organization concept to increase competitiveness in preparation for the WorldSkills championship as a process of organizing professional labor aimed at increasing its productivity; present a retrospective of the views of Russian and foreign scientists on the essence of the concept of labor scientific organization, which includes elements and tasks of labor organization, revealing the importance of the process under study for the system of effective training of competitive personnel; examine the systems of labor motivation in different periods of our country development; substantiate the principles of scientific organization of labor to increase competitiveness in preparation for the WorldSkills championship. The practical significance of the article lies in the fact that the conclusions and provisions contained in it reveal the principles of the scientific organization of labor to increase competitiveness in preparation for the WorldSkills championship, which is confirmed by the results of the study. The authors note that the main emphasis should be placed on early vocational guidance, motivation and stimulation of young people and students, increasing the prestige of blue-collar occupations with the help of forms and methods of vocational training, which are based on the principles of the scientific organization of labor. Key words: scientific organization of labor, WorldSkills championship, competitiveness, professional qualities. References

1. Garifulina, N. E. & Mazaeva, K. A. (2014). "Rynok truda rabochih special'nostej: rossijskie i mezhdunarodnye speci-al'nosti", Problemy sovremennoj ekonomiki, № 3 (51), pp. 112-116 (in Russian).

2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii po razdelu "Obrazovanie", s odnoj storony, i Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2018-2025 gg. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902130343 (in Russian).

3. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: https://rosstat.gov.ru/ (in Russian).

4. Muller, O. Yu. (2018). "Aktual'nye problemy trudoustrojstva vypusknikov s ogranicheniyami zdorov'ya", Azimut nauchnyh issledovanij, t. 7, № 2 (23), pp. 173-176 (in Russian).

5. IA "Regnum". Available at: https://regnum.ru/news/2283727.html (in Russian).

6. VNII truda Mintruda Rossii. Available at: https://www.vcot.info/ (in Russian).

7. Argumenty ifakty: obzor rynka truda. Available at: http://www.aif.ru/boostbook/vostrebovannye-professii.htm.

8. RIA "RBK". Available at: http:// www.rbc.ru /rbcfreenews/ 58e6651e9a794773d1eda0fe (in Russian).

9. Materialy oficial'nogo sajta mezhdunarodnogo dvizheniya WorldSkills International. Available at: http://www.worldskills.org (in Russian).

10. Filippova, A. K. & Moldavan, A. A. "Shkola nauchnoj organizacii truda v Rossii: ХХ-ХХ1 vv.", Elektronnyj pe-riodicheskij nauchnyj zhurnal SCI-ARTICLE.RU. Available at: https://sci-article.ru/stat.php?i=1571559158 (in Russian).

11. Rasskazov, F. D. & Muller, O. Yu. (2016). "Nauchno-obrazovatel'naya klasternaya model' kak edinaya sistema nepreryvnogo inklyuzivnogo prostranstva", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 5. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25385 (in Russian).

12.

13.

14.

15.

16. 17.

18.

19.

20. 21. 22. 23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 20.02.2017 № 06-156 "O metodicheskih rekomendaciyah" (vmeste s "Metodicheskimi rekomendaciyami po realizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov srednego profession-al'nogo obrazovaniya po 50 naibolee vostrebovannym i perspektivnym professiyam i special'nostyam"). Available at: egalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022017-n-06-156-o-metodicheskikh (in Russian). Polozhenie o standartah Vorldskills ot 09.03.2017. Available at: https://worldskills.ru/ (in Russian). Tejlor, F. U. (1991). Principy nauchnogo menedzhmenta, Kontrolling, Moscow, 104 p. (in Russian). Burganov, R. F. (2011). "Nauchnaya organizaciya truda: istoriya i sovremennost'", Voprosy upravleniya, № 44(251), pp. 59-64 (in Russian).

Roethlisberger, F. J. (1941). Management and Morale, Harvard University Press, Cambridge, Mass., 194 p. (in English). Roethlisberger, F. J. & Dickson, W. J. (1939). Management and the worker: an account of a research program conducted by the Western electric company, Hawthorne works, Harvard University Press, Cambridge, Chicago, 615 p. (in English).

Mayo, E. (1946). The Political Problems of an Industrial Civilization, Harvard University Press, Boston, MA, 194 p. (in English).

McClelland, D. C. (1978). "Managing Motivation to Expand Human Freedom", American Psychologist, № 33, pp. 201-210 (in English).

(1969). Motivating economic achievement, Free Press, New York, 409 p. (in English).

McGregor, D. (1960). The Human Side of Enterprise, New York, McGraw-Hill, 256 p. (in English).

Porter, L. W. & Lawier, E. L. (1968). Managerial Attitudes and Performance, Humewood Irwin, 209 p. (in English).

Barman, A. & Potsangbam, C. (2017). "Shifts of strategic paradigms in the VUCA World - Does "outside the box

thinking" a meaningful cliché for the business world?", Conf. Managing Change and Creativity and Innovation in a

Dynamic Environment, at Sonarpur, 7th and 8th April, Kolkata. Available at: https://www.researchgate.net/publi-

cation/315912311 (in English).

Owens, D. C., Sadler, T. D., Barlow, A. T. et al. (2020). "Student motivation from and resistance to active learning rooted in essential science practices", Res Sci Educ, № 50, pp. 253-277. Available at: https:// doi.org/10.1007/s11165-017-9688-1 (in English).

Caiazza, R. (2016). "A cross-national analysis of policies affecting innovation diffusion", The Journal of 49 Technology Transfer, vol. 41(6), pp. 1406-1419 (in English).

Herzberg, F., Mausner, B. & Snyderman, B. (1959). The Motivation to Work, New York, 157 p. (in English). Maslow, A. (1954). Motivation and Personality, New York, 369 p. (in English). Gastev, A. K. (1972). Kak nado rabotat', Moscow, Ekonomika, 478 p. (in Russian).

Schwab, K. & Samans, R. (eds.) (2016). The future of jobs: Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution: Global challenge insight report, World economic forum, Geneva, 159 p. (in English). Golubeva, M. V. (2018). "Nauchnaya organizaciya truda pedagogicheskogo personala v obrazovatel'noj organi-zacii", in Ivashchenko, Ya. S. (ed.). Molodezh' 21 veka: obrazovanie, nauka, innovacii: materialy VII Vseros. stud. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, Novosibirsk, pp. 11-13 (in Russian).

Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nos-tyam TOP-50. Available at: http://turstat.com/ (in Russian).

Oficial'nyj sajt organizacionno-metodicheskogo soprovozhdeniya vnedreniya FGOS SPO po TOP-50. Available at: http://top-50.gapm.ru/ (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Научная организация труда будущих профессионалов при подготовке к чемпионату WorldSkills как средство повышения их конкурентоспособности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 06 (июнь). - С. 14-24. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211038.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11038

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Муллер О. Ю., Ротова Н. А., 2021

9772304120210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.