К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
М.С. Михайлов, канд. пед. наук, доцент В.М. Юрина, студент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Россия, г. Нижний Новгород)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10668
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности студентов-юристов при организации образовательного процесса в профессиональной образовательной организации. Раскрываются теоретические подходы и тенденции процесса формирования готовности студентов к профессиональной деятельности, связанные с особенностями содержания и структуры готовности к профессиональной деятельности как сложного, многокомпонентного явления, включающего квалификационные и психологические характеристики.
Ключевые слова: готовность, процесс, профессиональная деятельность, компетенция, формирование.
Современные тенденции в системе образования, быстро меняющиеся условия труда, находящееся в постоянной динамике законодательство ставят новые задачи в системе юридического образования. Проблема формирования готовности к профессиональной деятельности является одной из значимых при организации образовательного процесса в системе профессионального образования. Если на выходе мы получим специалиста, который не готов осуществлять профессиональную деятельность, то это будет свидетельствовать о низком качестве образования, не способности образовательной организации выполнить заказ общества и государства на подготовку высококвалифицированных кадров.
Несмотря на положительные тенденции, связанные с изменениями в юридическом образовании, еще сохраняются противоречия между требованиями работодателей к качеству подготовки специалистов юридического профиля и недостаточным уровнем готовности к профессиональной деятельности выпускников профессиональной образовательной организации, а также потребностью в создании новых условий для организации эффективной системы обучения студентов-юристов и слабой разработанностью таких механизмов в
системе среднего профессионального образования.
Как отмечает Маркова С.М. [1] развитие профессионального образования связывается с принципиальными изменениями в характере и содержании труда, что обуславливает формирование профессиональных компетенций, предполагающее высокий уровень общеобразовательной подготовки и теоретической подготовки для работы в условиях электронизации производственных процессов в различных сферах трудовой деятельности. Сегодня сложно определить конечный объем необходимых знаний у будущего специалиста, так как знаниевая составляющая его готовности к профессиональной деятельности расширяется с каждым днем [2, с. 3].
Вопросы, касающиеся готовности студентов к будущей профессиональной деятельности рассматриваются не только педагогической, но и психологической наукой. В педагогике говорится о том, что профессиональная готовность достигается путём формирования компетенций, которые являются необходимыми для реализации профессиональной деятельности, а психологическая наука рассматривает готовность студентов к профессиональной деятельности, как совокупность личностных, эмоциональных, а также мотиваци-
онных свойств личности и её собственного «настроя» к выполнению трудовых функций.
Успешность профессиональной деятельности зависит от двух факторов: развитие личностных качеств студента и формирование определенных компетенций. На основе такого подхода, многие учёные-исследователи, такие как, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.А. Болотов, соотносят компетентность выпускника-будущего специалиста с профессиональной готовностью, то есть быть готовым проявлять компетентность в профессиональных ситуациях [3, с. 110].
Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях среднего профессионального образования представляет собой процесс, направленный на полное и всестороннее развитие личности, имеющей положительное отношение к своей будущей профессии, теоретически владеющей различными методами и способами, которые необходимы при решении профессиональных задач, а также личности, способной анализировать результаты своей деятельности и быть мобильной на рынке труда [4, с. 58].
Готовность к профессиональной деятельности характеризуется интегральным свойством специалиста, которое содержит в себе не только психологические, но и квалификационные характеристики, помогающие успешно овладеть профессией. Стоит отметить, что благодаря формированию данного качества в процессе профессионального обучения, развиваются соответствующие для решения профессиональных задач умения, навыки, а также психологические особенности личности.
Так в системе среднего профессионального образования в сфере юриспруденции действуют федеральные государственные стандарты по направлениям: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.02 Правоохранительная деятельность, 40.02.03 Право и судебное администрирование.
Для оптимизации обучения студентов-юристов в профессиональной образовательной организации необходимо ориентироваться не только на требования обра-
зовательных стандартов, но и на индивидуальные требования к выпускнику, которые предъявляют работодатели.
Например, как отмечает, Никишина И.Н., Курочкина М.Н. [6] юристу социальной службы, работая с людьми, необходимо создавать вокруг себя микроклимат правовой культуры и духовности, иметь широкий кругозор и высокий уровень гражданского сознания и ответственности, обладать качествами фасилитатора, а подготовка будущих юридических работников учреждений социальной защиты населения требует особого подхода к организации профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях колледжа.
Современные подходы и тенденции в юридическом образовании говорят о том, что содержание подготовки студентов к профессии юриста должно включать в себя теоретическую, практическую, а также психологическую готовность к профессиональной деятельности. Вопрос готовности к будущей профессиональной деятельности занимает важное место в жизни специалиста, поэтому и требует целенаправленного формирования, приобретая социальную и практическую актуальность решения проблемы её формирования в организациях, осуществляющих образовательный процесс.
На сегодняшний день, состояние готовности имеет довольно непростую, постоянно меняющуюся структуру. Отметим, что многие авторы при исследовании проблемы готовности к профессиональной деятельности опираются на её интегратив-ный характер, который выражается в упорядоченности внутренних структур, а также в единстве личностных компонентов специалиста.
В исследованиях можно встретить такие компоненты готовности к профессиональной деятельности как мотивационный (по-требностно-мотивационный, побудительный), ориентационный (ориентировочный), операциональный (исполнительный), волевой (эмоционально-волевой), оценочный (оценочно-рефлексивный).
Таким образом, структура профессиональной готовности включает в себя фор-
мирование как общей готовности к про- обходимо учитывать возможности содер-фессиональной деятельности, так и фор- жания, форм, методов, средств обучения с мирование конкретных видов её деятель- целью взаимосвязанного формирования ности, a в процессе формирования готов- компонентов готовности к профессио-ности студентов-юристов в профессио- нальной деятельности. нальной образовательной организации неБиблиографический список
1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. №3 (28). - С. 3.
2. Макарова О.А. Реализация ситуационного подхода к формированию профессиональной компетентности будущих юристов в вузе. Автореф... дисс. канд. пед. наук (13.00.08). - Ульяновск, 2019. - 26 с.
3. Ефремкина И.Н., Гнилоухова Е.М. Исследование взаимосвязи профессиональной готовности и профессиональной мотивации студентов старших курсов колледжа // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2019. - №41. - С. 110-115.
4. Белослудцева Н.В. Педагогические пути формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - №3. - С. 57-61.
5. Никишина И.Н., Курочкина М.Н. Развитие профессиональной готовности будущих юристов в условиях колледжа // Человеческий капитал. - 2016. - №5 (89). - С. 38-41.
ON THE ISSUE OF FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF LAW STUDENTS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
M.S. Mikhailov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor V.M. Yurina, Student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) (Russia, Nizhny Novgorod)
Abstract. The article deals with the formation of readiness for professional activity of law students in the organization of the educational process in a professional educational organization. Theoretical approaches and trends in the process offorming students ' readiness for professional activity are revealed, which are related to the features of the content and structure of readiness for professional activity as a complex, multicomponent phenomenon, including qualification and psychological characteristics.
Keyword: readiness, process, professional activity, competence, formation.