Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРАВА И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРАВА И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЮРИСТ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазкова Елена Викторовна

В статье обоснована необходимость формирования компетенции социального взаимодействия у студентов факультета среднего профессионального образования на занятиях по иностранному языку. Исследование проводится на базе факультета среднего профессионального образования Амурского государственного университета. В ходе исследования была определена цель деятельности будущего специалиста в области права и организации социального обеспечения, а также описаны трудовые действия будущего юриста, рассмотрена структура Благовещенского комплексного центра социального обслуживания населения «Доброта» и учебные планы по специальности «Право и организация социального обеспечения». Результаты подтверждают необходимость развития компетенции социального взаимодействия у будущих юристов в социальной сфере, что положительно скажется на качестве предоставляемых ими услуг, а также повысит стрессоустойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTERACTION COMPETENCE FORMATION AS A BASIS FOR THE CONSTRUCTION OF THE CONTENT AND PROCESSUAL PARTIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE LAW AND SOCIAL SECURITY ORGANIZATION SPECIALISTS

The study presents the rationale for the need to form social interaction competence among students of the Secondary Education department in foreign language lessons. The study is conducted on the basis of the Secondary Education Department of the Amur State University. In the course of the study, the purpose of the future specialist in the field of law and social security organization was determined, the labor actions of the future lawyer were described, the structure of the Blagoveshchensk Complex Center for Social Services “Dobrota” and the curricula for the Law and Social Security Organization degree were considered. The presented results confirm the need to develop the social interaction competence among future lawyers in the social sphere, which will have a positive impact on the quality of their services in the field of law and social work, as well as increase stress tolerance, and indicate the practical significance of the work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРАВА И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 165-168. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 165-168.

Научная статья

УДК 377.8:372.88.1

https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.29

Формирование компетенции социального взаимодействия на занятиях по иностранному языку как основы для профессиональной деятельности специалиста в области права и организации социального обеспечения

Елена Викторовна Глазкова

Амурский государственный университет, Амурская область, Благовещенск, Россия, lina.0505@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5978-0660

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования компетенции социального взаимодействия у студентов факультета среднего профессионального образования на занятиях по иностранному языку. Исследование проводится на базе факультета среднего профессионального образования Амурского государственного университета. В ходе исследования была определена цель деятельности будущего специалиста в области права и организации социального обеспечения, а также описаны трудовые действия будущего юриста, рассмотрена структура Благовещенского комплексного центра социального обслуживания населения «Доброта» и учебные планы по специальности «Право и организация социального обеспечения». Результаты подтверждают необходимость развития компетенции социального взаимодействия у будущих юристов в социальной сфере, что положительно скажется на качестве предоставляемых ими услуг, а также повысит стрессоустойчивость.

Ключевые слова: компетенция социального взаимодействия, Профессиональный стандарт, трудовые действия, Федеральный государственный образовательный стандарт, юрист, среднее профессиональное образование, социальное обеспечение, иностранный язык

Для цитирования: Глазкова Е.В. Формирование компетенции социального взаимодействия на занятиях по иностранному языку как основы для профессиональной деятельности специалиста в области права и организации социального обеспечения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 165-168. https://doi.org/10.24158/spp.20215.29

Original article

Social interaction competence formation as a basis for the construction of the content and processual parties of professional activity of the law and social security organization specialists

Elena V. Glazkova

Amur State University, Amur Region, Blagoveshchensk, Russia, lina.0505@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5978-0660

Abstract. The study presents the rationale for the need to form social interaction competence among students of the Secondary Education department in foreign language lessons. The study is conducted on the basis of the Secondary Education Department of the Amur State University. In the course of the study, the purpose of the future specialist in the field of law and social security organization was determined, the labor actions of the future lawyer were described, the structure of the Blagoveshchensk Complex Center for Social Services "Dobrota" and the curricula for the Law and Social Security Organization degree were considered. The presented results confirm the need to develop the social interaction competence among future lawyers in the social sphere, which will have a positive impact on the quality of their services in the field of law and social work, as well as increase stress tolerance, and indicate the practical significance of the work.

Keywords: social interaction competence, professional standard, labor actions, Federal state educational standard, lawyer, secondary professional education, social security, foreign language

For citation: Glazkova E.V. Social interaction competence formation as a basis for the construction of the content and processual parties of professional activity of the law and social security organization specialists // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 165-168. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20215.29

Введение. Несмотря на повсеместную цифровизацию, в современном обществе сохраняется потребность в профессиях, ориентированных на прямое взаимодействие с гражданами -учителя, врачи, психологи, аналитики, корреспонденты, социологи, юристы и другие. Развитие компетенции социального взаимодействия особенно актуально для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений по направлению подготовки 40.02.01 «Право и ор-

ганизация социального обеспечения». Этот факт подтверждается показателями освоения учебной дисциплины, где представлены компетенции, которыми должен обладать специалист в данной области. Будущий юрист должен быть готов взаимодействовать по различным вопросам с совершенно разными категориями лиц, нуждающимися в социальной помощи: пенсионерами, людьми с ограниченными возможностями, сиротами, людьми, страдающими от алкогольной или наркотической зависимости, вдовами военных и др. Он должен уметь консультировать граждан по правовым вопросам, помогать оформлять документы на получение социальных выплат разного характера и т. п. [1, с. 31]. В процессе профессиональной подготовки «юристов в области социального права» формирование компетенции социального взаимодействия может успешно осуществляться на занятиях по иностранному языку. Изучение иностранного языка позволяет формировать умения и навыки письма и говорения в единстве познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и этикетной функций [2, с. 3].

На данный момент умения общаться, выслушивать собеседника, совместно решать поставленную задачу, в корректной форме отстаивать свою точку зрения представляют для студентов средних профессиональных образовательных учреждений значительную проблему [3]. Возникает закономерный вопрос: как будущие специалисты в области социального права, которые должны уметь доносить информацию до разных категорий лиц так, чтобы последние понимали, что, где, когда и как им сделать для решения той или иной проблемы, смогут выполнить свою задачу, если у них изначально имеются проблемы во взаимодействии с окружающими их людьми?

Основная часть (методология и результаты). В ходе исследования были использованы разные методы, в частности, анализ научной литературы и синтез. Задача данного исследования заключалась в определении места компетенции социального взаимодействия в процессе обучения будущих юристов для дальнейшего подбора материалов и разработки заданий, необходимых для эффективного формирования рассматриваемой компетенции. В качестве экспериментальной площадки выступил факультет среднего профессионального образования (СПО) Амурского государственного университета.

В процессе исследования было выяснено, что Профессионального стандарта юриста в области социального права не существует, поэтому были рассмотрены Профессиональный стандарт юриста и Профессиональный стандарт социального работника. В соответствии с их содержанием была выявлена основная цель деятельности специалиста в области права, функции, трудовые действия.

Так, основной целью деятельности будущего юриста в области социального права является предоставление юридических услуг как физическим, так и юридическим лицам, «обеспечение эффективной реализации гражданами РФ конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, содействие осуществлению гражданских прав и помощь в восстановлении нарушенных прав» [4].

Специалист в области права и социального обеспечения должен выполнять ряд функций, к которым относятся: работа с разного рода документацией, анализ законодательства и судебной практики для разработки плана действий по защите прав гражданина.

К трудовым действиям, которые выполняет юрист, можно отнести: представление документов в государственные органы, получение документов в государственных органах, ведение реестра корреспонденции юридической службы [5], подготовку пакета документов в рамках поставленной задачи, подготовку справок и протоколов по итогам совещаний и переговоров, анализ изменений законодательства и судебной практики, формирование подборки правовых актов, относящихся к анализируемой ситуации, устное консультирование по правовым вопросам, подготовку письменных заключений по правовым вопросам, разработку проектов правовых документов.

Исходя из трудовых действий специалиста в области социального права и согласно Профессиональному стандарту, юрист должен обладать умением взаимодействовать с канцеляриями судебных и иных государственных органов и по итогам анализа законодательства и судебной практики формулировать выводы, понятные гражданам, не имеющим юридического образования. В связи с этим становится очевидна необходимость формирования компетенции социального взаимодействия у специалистов направления подготовки 40.02.01.

В ходе исследования были проанализированы структура Благовещенского комплексного центра социального обслуживания населения «Доброта» и учебные планы по специальности «Право и организация социального обеспечения» Российского государственного социального университета, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, разработанные на основе соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который определяет область профессиональной деятельности юриста, объекты деятельности, общие и профессиональные компетенции.

В процессе изучения ФГОС по направлению подготовки 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» был выявлен ряд объектов профессиональной деятельности будущих юристов в области права и социального обеспечения. К ним относятся: документы правового характера, базы данных получателей пенсий и пособий, базы данных Пенсионного фонда о застрахованных лицах и получателях пенсий и социальных выплат, пособий, компенсаций, государственных и муниципальных услуг [6]. Схематично взаимодействие юриста с объектами права и социального обеспечения можно изобразить в виде схемы (рисунок 1).

Рис. 1 - Объекты профессиональной деятельности будущих юристов в области социального права, согласно ФгОс

Анализ структуры Благовещенского комплексного центра социального обслуживания населения «Доброта» показал, что юрист в ходе своей деятельности взаимодействует с рядом лиц, начиная от мелких служащих (сторож, водитель, дворник, диспетчер, уборщик) до административных работников организации, к которым можно отнести директора ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН», заместителя директора, работников организационно-методического отделения, ведущего юрисконсульта, делопроизводителей, специалиста по охране труда и др. (см. таблицу 1) -это взаимодействие внутри организации. Однако деятельность любой организации, связанной с проведением социальной работы, этим не ограничивается и выходит за рамки одного учреждения. Так, ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН» также взаимодействует с волонтёрскими организациями, клининговыми компаниями, пансионатом «Приозёрье», санаториями, Пенсионным фондом, образовательными учреждениями, учреждениями культуры, правоохранительными органами, МЧС и многими другими.

Таблица 1 - Структура ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН»

Директор

Начальник административно-хозяйственного отдела Организационно-методическое отделение Заместитель директора Заместитель директора

Ведущий специалист по кадрам Ведущий специалист по охране труда Ведущий юрисконсульт Отделение психолого-педагогической помощи Пять отделений социального обслуживания на дому

Специалист по кадрам Диспетчер Делопроизводитель Отделение социальной помощи семье и детям Отделение срочного социального обслуживания

Уборщики служебных помещений Водители Ведущий специалист по связям с общественностью Отделение постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников Отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными способностями

Дворники Рабочий по комплексному ремонту зданий Сторож

После анализа нормативных документов и деятельности организации, подобной тем, где предстоит работать будущим специалистам в области социального права, не возникает никакого сомнения в необходимости формирования у студентов данного направления подготовки компетенции социального взаимодействия.

Так как социальное взаимодействие предполагает совершение действий двумя или более людьми по отношению друг к другу, основной задачей которых является обмен информацией, эмоциями, жизненным опытом, ценностями, необходимыми для переосмысления принципов, норм, поступков, то важным аспектом на занятиях по иностранному языку будет побуждение обучающихся к обратной связи - рефлексии. Поэтому предоставляемый материал в рамках, запланированных в рабочей программе тем и подобранных педагогических технологий, должен быть направлен на формирование навыков общения, самоконтроля, самоорганизации, проявления толерантности по отношению к окружающим, взаимовыручке, а также на пополнение навыка применения профессиональных терминов как в устной, так и в письменной речи. В статье «Формирование социальной компетенции на занятиях по иностранному языку в СПО» И.И. Лейфа и Е.В. Глазкова рассмотрели педагогические технологии: «Портфель ученика», обучение в сотрудничестве и проектная деятельность [7, с. 86]. Две из них - обучение в сотрудничестве и проектная деятельность - могут быть применены к формированию компетенции социального взаимодействия на занятиях по иностранному языку.

Заключение. Проведенный анализ нормативных документов и структуры организации, реализующей деятельность в сфере оказания социальных услуг, показали, что неотъемлемой частью образовательного процесса по направлению 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» является развитие компетенции социального взаимодействия. Формирование рассматриваемой компетенции должно осуществляться комплексно, в том числе и на занятиях по иностранному языку. Это поможет обучающимся повысить культуру общения, социализироваться, грамотно взаимодействовать с окружающими миром и качественно выполнять свою работу. Все это позволит выпускникам СПО чувствовать себя более уверенно на рынке труда, а значит, повысит престиж и ценность средних профессиональных образовательных учреждений.

Список источников:

1. Глазкова Е.В., Лейфа И.И. Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений // Среднее профессиональное образование. 2017. № 3. C. 31-34.

2. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М., 2004. 233 с.

3. Иванаевская Е.А. Содержание понятия «компетентность социального взаимодействия учащегося» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4-2. С. 333-337.

4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 48 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021). Статья 2. Адвокат [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 (ред. от 14.09.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 N 33324) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Лейфа И.И., Глазкова Е.В. Формирование социальной компетенции на занятиях по иностранному языку в СПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.

Информация об авторе Е.В. Глазкова - преподаватель кафедры иностранных языков, Амурский государственный университет, Амурская область, Благовещенск, Россия,

Information about the author E.V. Glazkova - Lecturer, Foreign Language Department, Amur State University, Amur Region, Blagoveshchensk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.05.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 27.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.