Правовая модель профессиональной подготовки работников для судебной системы как основа обеспечения прав и свобод граждан
Бондарев Виктор Геннадьевич,
кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин СевероЗападного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail: [email protected]
Цыплакова Екатерина Петровна,
кандидат политических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail: [email protected]
Лебедева Дарья Сергеевна,
преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
E-mail: [email protected]
Представления граждан России о судебной системы является одним из индикаторов становления института судебной власти как основного доступного механизма правовой защиты в стране. В рамках статьи проведен анализ подготовки работников для судебной системы. Определено, что эффективность формирования кадрового аппарата суда напрямую влияет на обеспечение прав и свобод человека и гражданина в виду того, что Россия, выступая демократическим государством, признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Выполнение задачи по защите человека, его прав и свобод от преступных посягательств, возлагается на органы правосудия. Для обеспечения нормального функционирования судебной системы, государством должна быть обеспечена эффективная подготовка специалистов в данной области.
Ключевые слова: судебная система, сотрудники судебной системы, обеспечение прав и свобод граждан.
сч
03
Каждый человек обладает определенным перечнем прав. Проблема обеспечения защиты основных прав и свобод человека не теряет свою актуальность и является предметом изучения многих специалистов. В Российской Федерации существует самый важный закон, на основании которого и строится вся правовая система. В качестве данного нормативно-правового акта выступает Конституция Российской Федерации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что основной и высшей ценностью любого социума является человек, а высшей целью обеспечение его безопасности, путем соблюдения дарованных ему прав и свобод и гарантии их правовой защиты.
Конституция РФ закрепляет судебную защиту прав и свобод личности (ч. 1 ст. 46) [2]. Органом, обеспечивающим защиту прав и свобод граждан, является суд.
Судья - это лицо, которое несет личную ответственность за справедливое урегулирование юридических споров между организациями, физическими лицами, государственными структурами и даже государствами.
В состав суда, являющегося элементом судебной системы, входят судьи, правовой статус которых фактически определяют эффективность всей судебной организации. Судья является центральной фигурой в судебной системе. Качество правосудия и статус судебной защиты прав и свобод граждан во многом зависят от конституционно-правового статуса судей, в том числе определяющих их профессионализм.
Основная функция судей - отправление правосудия. Однако следует отметить, что это государственная служба, находящаяся под контролем общественности. В этом смысле судьи также находятся под всеобщим вниманием не только при исполнении своих обязанностей, но и в повседневной жизни.
Рассмотрим правовой статус судей, как основу для обеспечения прав и свобод граждан. Определим, что всю правовую основу, устанавливающую правовой статус судьи можно поделить на три группы: международно-правовые документы, Конституция РФ и подзаконные ей нормативно-правовые акты. Стоит заметить, что правовой статус судей регулируется достаточно большим количеством нормативных документов, рассмотрим наиболее значимые из них.
Судебная власть Российской Федерации осуществляется судьями. Они обладают конституционными полномочиями и выполняют свои функции на профессиональной основе. Все судьи Россий-
ской Федерации имеют единый статус, но конкретный правовой статус таких работников определяется федеральным законом.
Судебная власть является воплощением права, поскольку ее органы не только создают нормы права, но и регулируют правоотношения путем применения правовых требований. Только нормативная, но и правоприменительная деятельность, позволяет объединить полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти и сформировать их компетенцию. Однако, большинство судебных документов носят индивидуальный характер и не содержат норм права. Общепризнанными исключениями являются заявления Конституционного суда Российской Федерации, также конституционных судов субъектов Российской Федерации. Они принимают судебные акты, считающие нормативную судьбу отдельных правовых актов, за исключением возможности их последующего назначения на практике.
Принцип разделения властей означает, что в то же время эти типы власти независимы и обладают относительной независимостью [5, а183]. Разделение властей основано на государственном управлении, разделении законодательства и правосудия. Все виды деятельности подлежат государственному контролю и надзору. Полномочия по отправлению правосудия могут осуществляться только судами, созданными в соответствии с действующим законодательством, потому что правовое регулирование деятельности большинства судебных органов, за исключением мировых судьей, определяют федеральные законы. Судебная власть необходима для осуществления правосудия, разрешения конфликтов, возникающих в обществе, наказания противоправных действий граждан. Поэтому судебная власть и является судебным органом, который создан для этой цели.
В Европейской хартии о статусе судей определяются в международно-правовом масштабе само определение единства статусов судей [1]. То как его понимают на международном уровне. Так согласно пункту 1.2. обозначены основные принципы статуса судей. Вопросы, касающиеся статуса судей, отражаются в законодательстве каждого государства.
Для обеспечения честности и независимости судья вынужден принимать участие в обучении, придерживаться высоких стандартов этики вердикта и лично следовать этим правилам. В Российской Федерации существует Кодекс судебной этики [4]. Он устанавливает правила поведения, обязательные для каждого судьи при ведении своей профессиональной деятельности, а также во время внесудебной деятельности.
Заключая, необходимо заметить следующие моменты. В данной работе было обращено внимание на немалое количество нормативных документов о правовом статусе судей. В нынешнее время происходит дополнение каждого из них новшествами или определениями каких-либо дополнительных норм касающихся деятельности судей. И дей-
ствующее законодательство становится громоздким и повторяющимся, что также влияет на эффективность подготовки сотрудников для судебной системы.
Таким образом, подводя итоги изучения правового статуса судей в судебной системе России, отметим, что правовой статус судей, определяет управленческие способности и содержит в себе функцию справедливого правосудия. Статус судей показывает, что процесс становления в Российской Федерации растянулся на целый исторический период. Основные элементы, его структура, права, обязанности, ответственность, полномочия, гарантии юридические требования к судебным должностным лицам были сформированы в восемнадцатом веке, затем во второй половине девятнадцатого века они окончательно оформились, а в современное время эволюционировали. Правовой статус судей является одним из главных элементов понимания принципов построения судебной системы, призванной обеспечить защиту прав и свобод граждан.
Согласно социологическим опросам о судебной профессии, большинство судей являются выходцами из судебной системы, следственных органов и прокуратуры [6]. Исходя из этого и рассуждая, кто же чаще всего становится кандидатами на должность судьи, стоит обратиться к статистическим показателям. Как правило, люди, поработавшие в юридической сфере и хоть как-то касающиеся судебной структуры, хотят быть судьями.
В профессиональных действиях судьи должны присутствовать качества, которые характеризуются высокой социальной значимостью, ответственностью, многогранным характером решения в судейской работе. Это так же характеристики личности, основывающиеся на социальной зрелости, организационных, коммуникативных, моральных и эмоционально-волевых особенностях.
Если взглянуть на международные акты, то например, в документах ООН не говорится о нравственности судей, но государство обязано создать условия, в которых судья может использовать свои инструменты власти при свободе и невмешательстве других людей в ход правосудия. В то же время, по моему мнению, судьи призваны уважать моральные нормы, иметь личное моральное достоинство, поддерживать доверие общественности к авторитету судебной системы во все времена. Перечень требований, установленных законом, прост, и, следовательно, противоречив.
В этой связи вопрос отбора и назначения кандидатов на судебные должности в Российской Федерации становится все более острым и деликатным.
Кандидаты на должность судей в Российской Федерации должны пройти квалификационный экзамен судьи. Получив справедливую оценку, комиссией огласится положительное или отрицательное заключение для кандидатов. Коллегия, назначающая судей, в большинстве случаев опирается на мнения, сформированные в результате
5 -о
сз
<
общения между членами во время собрания. Требования для будущего судьи необходимо соблюсти, иначе пройти данный отбор станет невозможно. Поэтому, необходимо владеть информацией об обстоятельствах, мешающих будущему кандидату быть назначенным на должность, а также сведения, утверждающие, что кандидат подходит для будущей карьеры.
Коллегия, назначающая судей, в большинстве случаев опирается на мнения, сформированные в результате общения между членами во время собрания. Требования для будущего судьи необходимо соблюсти, иначе пройти данный отбор станет невозможно. Поэтому, необходимо владеть информацией об обстоятельствах, мешающих будущему кандидату быть назначенным на должность, а также сведения, утверждающие, что кандидат подходит для будущей карьеры.
Результативность сдачи квалификационного экзамена на должность судьи за период 2021 года показывает, что всего было 37 кандидатов на должность судьи, не сдавших экзамен - 1 человек (2,7%), сдали на отметку «удовлетворительно» - 2 человека (5,4%), отметку «хорошо» удалось получить 14 кандидатам (37,8%), а наивысший бал заработали 20 человек, что составило 54%. Следует отметить, что наибольшее количество участников подавали свою кандидатуру в военные суды -33 человека (89,1%), 3 кандидата в арбитражные суды (8,1%), 1 кандидат в суды общей юрисдикции (2,7%).
В результате, задача составления действенного перечня требований к кандидатам на должность судьи становится актуальной, поскольку даже сдавший «хорошо» экзамены кандидат, но тесно связанный с сотрудниками прокуратуры, расследованиями, корпусом юристов, работающих в прокуратуре не сможет, скорее всего, стать судьей. В связи с этим, представляется, что уже на первом этапе можно провести более высокий и быстрый отбор заявителя.
Говоря о развитии личности-сотрудника судебной системы, необходимо отметить, что под ним следует понимать достаточно продолжительный путь становления (с момента назначения на должность до полной реализации себя в служебной деятельности). Эффективность любой деятельности сотрудника, зависит от многих внешних факторов.
Система современного образования сотрудников судебной системы является одним из способов обеспечения качественной и эффективной служебной деятельности. Даная система образования направлена в первую очередь на то, чтобы подготовить «профессионала», ориентированного на выполнение своих профессиональных задач.
Изучив одну из научных работ и проанализировав еще раз затронутую проблему в данной рабо-— те, выделим основные правовые факторы, требую-2 щие совершенствования в судебной системе: й - обеспечение независимости судебной власти ° от других органов власти; ав - отбор судей, требования к кандидатам;
- ограничение количества проверочных судебных инстанций двумя инстанциями: апелляционной и высшей кассационной [7, с. 56].
Рассмотрим более подробно требования к кандидатам, предъявляемым лицам, претендующим на должность судьи.
Количество требований к специалистам возрастает, на первый план выдвигается требование на наличие достаточного опыта работы в правоохранительной деятельности. Согласно положениям действующего законодательства, одними из требований к судье, выступает возраст, нижняя граница которого составляет 25 лет и наличие необходимого опыта работы, не менее 5 лет [3]. С целью эффективного решения задач, поставленных перед судебной системой, мы считаем, данные требования необходимо ужесточить, увеличивая при этом границу возраста и имеющийся стаж работы в юридической сфере. На наш взгляд, возрастная граница в виде 25 лет не достаточно обоснована. Обучающиеся оканчивают высшие учебные заведения в возрасте 22-23 лет, при этом, форма заочного обучения, предполагает возможность работы в юридических органах в процессе обучения, что позволит получить необходимый опыт в виде 5 лет стажа не отрываясь от обучения. Мы считаем, что данное положение нуждается в корректировке. Требования к судье, с целью результативного формирования кадрового аппарата следует увеличить до 35 лет и 10 лет опыта работы в юридических органах. При этом, минимум 3 года сотрудник должен непосредственно проработать в судебной системе перед тем как его назначат на должность судьи.
В заключение стоит отметить, что проделанная работа, направленная на развитие системы правосудия, расширение полномочий судей и быстрое урегулирование споров, оказала положительное влияние на практику. Начиная с небольшой детали, можно достичь широкого и надежного механизма судебной системы и постепенно совершенствовать его. Оценка работы должна проводиться судьями не только с точки зрения норм, определяющих правовой статус судьи, но и с учетом взаимосвязи между действительностью или насущной ситуацией, ожиданий соответствия или несоответствия потребностей общества. Последующее развитие судебной системы России напрямую связано с улучшением правового статуса судей, успех которого во многом зависит от соответствия законодательства Российской Федерации. По этим же вопросам важен и учет опыта зарубежных стран, наилучших результатов в управлении правовым статусом судей. Из этого следует, что при оценке эффективности кандидатур судей следует учитывать критерии государственного управления, определенные в соответствии с социальными ценностями и конечными результатами.
Практическая важность этого вопроса заключается в глубоком понимании и усвоении структур управления, масштабных законов и правовых документов, касающихся статуса судей Российской Федерации, так как именно благодаря высокому
уровню профессионализма и подготовки данных сотрудников, будет в полной мере реализовано право граждан на судебную защиту своих прав и свобод.
Литература
1. Европейской Хартии о статусе для судей и Пояснительный Меморандум: Принята в Страсбурге 8-10 июля 1998 г.). Текст официально опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
2. Конституция РФ: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации http:// www.pravo.gov.ru.
3. Закон РФ от 26.06.1992 N3132-1 (ред. от 28.11.2009) «О статусе судей в Российской Федерации» «Российская юстиция», N11. 1995 г.
4. Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.)
5. Корнакова С. В., Щербакова И.А. Гарантии независимости, обеспечивающие статус судьи в российской федерации / Журнал Вестник Томского государственного университета - 2018. - С. - 180-185.
6. Профессия: судья. Кто может быть судьей, чего это стоит и вообще / URL: https://journal.tink-off.ru/judges/ (дата обращения: 23.05.2022).
7. Чакар Д.С. К вопросу о квалификационных требованиях к кандидатам на должности судей / Журнал Вестник магистратуры - 2019. -С. - 55-56.
8. Бондарев В.Г., Цыплакова Е.П. Теоретико-методологические основы формирования правовой и политической культуры будущих юристов/ Общество: политика, экономика, право. -2021 № 9 (98) - С. 76-79.
THE LEGAL MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE JUDICIAL SYSTEM AS A BASIS FOR ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS
Bondarev V.G., Tsyplakova E.P., Lebedeva D.S.
The North Western branch of Russian State University of Justice
The views of Russian citizens about the judicial system is one of the indicators of the establishment of the institution of judicial power as the main available mechanism of legal protection in the country. The article analyzes the training of employees for the judicial system. It is determined that the effectiveness of the formation of the personnel apparatus of the court directly affects the provision of human and civil rights and freedoms in view of the fact that Russia, acting as a democratic state, recognizes a person, his rights and freedoms as the highest value. The task of protecting a person, his rights and freedoms from criminal encroachments is entrusted to the judicial authorities. In order to ensure the normal functioning of the judicial system, the State should provide effective training of specialists in this field.
Keywords: jurisdictional system, workforces of the justice system, guaranteeing the privileges and independences of citizens.
References
1. The European Charter on the Status of Judges and the Explanatory Memorandum: Adopted in Strasbourg on July 8-10, 1998). The text was not officially published // SPS "Consultant Plus".
2. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated July 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ, dated 03/14/2020 No. 1-FKZ) // Published on the Official Internet portal of legal Information http://www.pravo.gov.ru.
3. The Law of the Russian Federation of 26.06.1992 N3132-1 (ed. of 28.11.2009) "On the status of judges in the Russian Federation" "Russian Justice", N11. 1995
4. Code of Judicial Ethics of December 19, 2012 (approved by the VIII All-Russian Congress of Judges on December 19, 2012)
5. Kornakova S. V., Shcherbakova I.A. Guarantees of independence ensuring the status of judges in the Russian Federation / Journal Bulletin of Tomsk State University - 2018. - pp. 180185.
6. Profession: judge. Who can be the judge, what it costs and in general / URL: https://journal.tinkoff.ru/judges / (date of appeal: 23.05.2022).
7. Chakar D.S. On the question of qualification requirements for candidates for judges / Journal Bulletin of Magistracy - 2019. -pp. 55-56.
8. Bondarev V.G., Tsyplakova E.P. Theoretical and methodological foundations of the formation of the legal and political culture of future lawyers/ Society: politics, economics, law. - 2021 -No. 9 (98) - pp. 76-79.