Сабанов Заурбек Михайлович ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ...
УДК 316.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2016
Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. Статья посвящена профессиональной реабилитации инвалидов. В ней рассматриваются основные направления профессионального обучения и переобучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обосновываются предположения о том, что профессиональная реабилитация инвалида входит в число основных элементов его социальной адаптации. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий специальные требования к организации учебного процесса в учреждениях профессионального образования инвалидов. В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить профессиональное образование как в общих организациях профессионального образования, так и в специализированных образовательных организациях субъектов РФ. Профессиональное образование инвалидов является важнейшим аспектом их социально-психологической реабилитации. Данный процесс основан, прежде всего, на социальных механизмах, поэтому для разрешения проблем организации профессионального обучения и профессиональной реабилитации необходим социетальный подход, объединение политических, организационных, кадровых, технологических ресурсов всего общества. В связи с этим в данной статье мы попытались отразить основные направления совершенствования профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках этих механизмов и их конкретных задач в плане профессиональной реабилитации и интеграции инвалидов в соответствующую трудовую деятельность.
Ключевые слова: профессиональная реабилитация; адаптационное обучение; профессиональное образование; социально-средовая реабилитация; профессиональное обучение и переобучение; рациональное трудоустройство.
TRAINING AND PROFESSIONAL EDUCATION FOR PEOPLE WITH DISABILITIES
IN TODAY'S SOCIETY
© 2016
Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian state University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The article is devoted to the vocational rehabilitation of persons with disabilities. It discusses the main directions of professional training and retraining of persons with disabilities, justified the assumption that the professional rehabilitation of the disabled is one of the key elements of its social adaptation. An important point of the article is the section that describes the specific requirements for the organization of educational process in vocational education disabled facilities. Currently, people with disabilities can receive vocational education in general institutions of professional education and specialized educational institutions of the Russian Federation subjects. Vocational training of persons with disabilities is an important aspect of their social and psychological rehabilitation. This process is based primarily on the social mechanisms, so to solve the problems of organization of vocational training and vocational rehabilitation needs societal approach, combining political, organizational, personnel and technological resources of the entire society. Therefore in this article we have tried to reflect the main directions of improvement of professional education of persons with disabilities within the framework of these mechanisms and their specific problems in terms of vocational rehabilitation and integration of disabled people into the appropriate career.
Keywords: vocational rehabilitation; adaptive learning; professional education; socio-sredovaa rehabilitation; vocational training and retraining; rational employment.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Общеизвестно, что в современных условиях рыночных отношений важным направлением социальной политики государства является содействие успешной профессиональной подготовке инвалидов. При обучении, профессиональной подготовке или переподготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья, наряду с общими, допускается применение альтернативных форм организации процесса обучения. Основные задачи государства в данном направлении: обеспечение конституционных прав инвалидов на профессиональную ориентацию, качественное профессиональное образование; содействие активной интеграции инвалидов в социальное пространство, создание благоприятных условий для психического, духовного, умственного, физического развития инвалидов, обеспечение их социально-правовой защиты; психологическая адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе; формирование у здорового населения позитивного отношения к инвалидам; обеспечение профессионального образования инвалидов с целью их подготовки к будущей трудовой деятельности; формирование способности к самообеспечению, самообслуживанию и семейной жизни; разработка и совершенствования системы функционирования образовательных организаций различных типов и видов; разработка системы финансовой поддержки инвалидов и т.д.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сегодня многие исследователи утверждают (С.Н. Братановский [1], О.А. Парягина [2], А.А. Рождествина [1], З.М. Сабанов [3] и др.), что инвалидность не обозначает недееспособность, но с другой стороны все современные органы защиты населения исходят из того (А.А. Михайлов [4], М.Е. Цыганов [5], Д.Л. Щур [6]), что инвалидность означает неспособность человека жить самостоятельно.
Развитию профессионального образования лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья (С.Н. Братановский, А.А. Рождествина) большинство стран уделяют довольно серьезное внимание. Его можно получить в обычных или специальных образовательных центрах при общественных или частных образовательных организациях, а также на обычном предприятии [1]. В зависимости от страны, предлагаются различные варианты получения профессионального образования.
Формирование целей статьи (постановка задания). В противовес определению права на требование привилегий или пенсий феномен инвалидности в сфере профессиональной интеграции отмечает те проявления инвалидности, которые можно скорректировать или избежать. Целью такой формулировки является исключение профессиональных ограничений, связанных с группой инвалидности и степенью ограничения способности к
293
Сабанов Заурбек Михайлович социологические
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ... науки
трудовой деятельности, путем реабилитационных мероприятий и успешной профессиональной деятельности на рынке труда. Процессу профессиональной интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья представляется поддержка через выделение финансовых средств, а также создание условий в области профессионального обучения и приспособление рабочих мест для специальных нужд инвалидов. Здесь практические меры в большей степени варьируют в зависимости от законодательной политики страны. Диапазон льгот и привилегий включает в себя как относительно скромные и непродолжительные денежные ассигнования, так и долговременные, широкомасштабные действия, направленные на профессиональную реабилитацию инвалидов [8].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нежелание многих работодателей принимать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья, может быть, обусловлено этим основным противоречием. Следует отметить также тот факт, что инвалиды не являются какой-то однородной группой населения, и что каждый отдельный случай нуждается в индивидуальном и объективном подходах. Однако нельзя отрицать то обстоятельство, что инвалидность может характеризоваться обоими признаками: неспособность действовать в соответствии с нормой или способность действовать, как и все остальные, а может быть даже лучше, если будет предоставлен шанс и необходимая помощь. Таким образом, создавшаяся ситуация привела к необходимости создания новой парадигмы для образовательной политики в отношении инвалидности: наиболее достоверную информацию о том, как следует модернизировать существующую политику и программы на благо инвалидов можно найти в материалах Европейской конференции по реабилитации «Конвенция ООН о правах инвалидов и реабилитация в Европе - Влияние на людей и реабилитацию» [7].
Профессиональное обучение иногда осуществляется в закрытом помещении или в рабочих условиях, специально приспособленных для инвалидов. В любом случае, образовательные организации должны осуществлять свою учебно-познавательную деятельность во взаимодействии с органами управления образования и социальной защиты, с государственными службами занятости населения, с предприятиями, предоставляющие рабочие места инвалидам на договорных началах. Надлежащие условия указанных организаций должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации инвалидов на период обучения и соответствовать следующим требованиям: приспособление мебели, оборудования и помещений к возможностям; адаптация программ обучения инвалидов к их психофизиологическим особенностям, психолого-педагогическая коррекции учебного процесса.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает профессиональное обучение, профессиональную ориентацию, переквалификацию, переобучение, содействие в трудоустройстве, создание специального рабочего или учебного места для инвалида, обеспечение инвалидов техническими средствами для обучения и трудовой деятельности, профессионально-производственную адаптацию инвалидов.
Система федерального законодательства по проблемам социальной защиты инвалидов в РФ весьма широка, в связи с чем, при решении практических вопросов правоприменения необходимо грамотно подходить к выбору набора нормативных и правовых актов с учетом категории, к которой относится инвалид, его возрасту, месту проживания (социальное учреждение, дом, пансионат и т.д.). Профессиональное образование инвалидов является важнейшим аспектом их социальной и профессиональной реабилитации. Инвалиды могут получить профессиональное образование как в общих учреждени-294
ях профессионального образования, так и в специализированных учреждениях субъектов РФ. Высшее образование инвалиды могут получить в ряде специализированных вузов [8].
Несмотря на перечисленные позитивные сдвиги в области профессионального образования инвалидов, существующая сеть специализированных профессиональных образовательных организаций не обеспечивает в должной мере решение задач доступности профессионального образования для всех категорий инвалидов, что обусловлено следующими причинами:
- ограниченные возможности по уровню квалификации профессиональной подготовки;
- отсутствие сетевого взаимодействия специализированных профессиональных образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья
[9];
- ограниченный перечень направлений и профилей подготовки, по которым организована профессиональное образование инвалидов;
- ограниченные возможности по форме (очная, вечерняя, заочная, дистанционная формы) организации профессионального образования [10];
- ограниченные возможности инвалидов с различными видами патологии при поступлении в специализированные образовательные организации;
- недостаточное оснащение образовательных организаций техническими средствами обучения, отсутствие соответствующего оборудования, слабая материально-техническая база и т.д.;
- недостаточное материальное обеспечение учащихся-инвалидов за период обучения;
- отсутствие механизмов реализации трудового потенциала инвалидов, наличие проблемы трудового устройства инвалидов-выпускников специализированных образовательных организаций.
Процесс организации обучения в специализированных учреждениях профессионального образования также испытывает потребность в решении ряда существенных проблем (Р.Э. Кесаева, Н.Н. Тигишвили): увеличение сроков обучения в связи с переходом на стандарты нового поколения, уменьшение наполняемости групп обучающихся, активное внедрение новых методов и форм обучения, повышение реабилитационной направленности процесса обучения инвалидов [11].
По некоторым направлениям, однако в современных социально-экономических условиях процесс специализированного профессионального обучения инвалидов существенно начал меняться в лучшую сторону: с учетом требований рынка труда расширился перечень профессий, по которым обучаются инвалиды; более обширно стали предлагаться услуги по профориентации инвалидов, реализуется более гибкий подход к профотбору; в образовательном процессе стали применяться новые методы и формы обучения, инновационные педагогические технологии; специализированные образовательные организации для инвалидов стали шире осуществлять разнообразные услуги по их социальной реабилитации [1].
Как известно, возможности специализированного учреждения профессионального образования инвалидов обеспечить соответствующий уровень качества предоставляемых им услуг по реабилитации и обучению связана с организацией учебно-познавательного процесса в соответствии с современными требованиями рынка труда [12, с. 256-263]. Следует отметить, что характер отклонения, которым страдает человек с ограниченными возможностями здоровья, во многом определяет его потенциальные возможности для профессиональной подготовки и профессионального образования. Не для всех категорий инвалидов допустимо введение специальных стандартов, что имеет место быть сегодня.
Профессиональная подготовка и профобразование инвалида в специально созданных условиях является АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
Сабанов Заурбек Михайлович ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ...
важным фактором предупреждения развития патологического процесса, способствующим компенсации и восстановлению его трудоспособности, а также улучшению морального состояния инвалида. В конечном итоге, все это положительно сказывается на его активной жизнедеятельности. Представляется, что только при таком подходе инвалиды на равных началах, как профессионалы, будут конкурентоспособны на современном рынке труда. В целом, как пишет Н.В. Любавина, общепризнанно, что молодые люди с физическими нарушениями должны иметь право выбора формы обучения: специализированного или интегрированного. Часть из них всегда будет нуждаться в специализированном обучении. Качество, многопрофильность, наличие возможностей реабилитации и условий проживания привлекают абитуриентов в такие специализированные интернаты [13, с. 84-86].
Чтобы повысить эффективность качество профессионального образования группы населения с ограниченными возможностями здоровья, важно знать, как инвалид приспосабливается к определенным условиям [14-000]. Необходимо проводить мероприятия, способствующие тому, чтобы максимальное количеств инвалидов, несмотря на имеющиеся у них заболевания, были социально адаптированы в обществе, достигли, по возможности, оптимальной психической, физической, экономической и социальной полноценности и независимости. Важную роль здесь играет такой критерий оценки эффективности профессионального образования, как успешная адаптация. Адаптация - это активный целенаправленный процесс, в ходе которого человек вырабатывает как соответствующие приспособительные формы поведения в социальной сфере, так и формы активного участия в жизни общества. Процесс адаптации человека происходит всегда, когда личность, как социальный субъект, вступает в длительные, устойчивые взаимоотношения с новой социальной средой. Адаптация в сфере профессионального образования включает социально-психологическую профессиональную адаптацию.
В профессиональной адаптации для обучающихся на первый план выступает удовлетворенность той профессией, которую они усваивают. Это обусловлено тем, что желание получить профессию и работать именно в этой профессии у инвалидов, особенно в начале пребывания на инвалидности, неустойчиво, оно может исчезнуть при неблагоприятном воздействии извне. В профессиональной адаптации инвалидов субъективный фактор приобретает особо важную роль.
Другой не менее важный компонент адаптации инвалидов - социально-психологическая адаптация, которая предполагает приспособление к методам организации и руководства профессиональным образованием, к системе управления, включенность в социально-психологические отношения внутри коллектива, инициативность в решении общественных вопросов. По мнению некоторых исследователей (Н.В. Кильберг-Шахзадова, Р.Э. Кесаева, Н.Н. Тигишвили), выделяются три уровня адаптации к профобразованию: низкий, средний, высокий [11; 12].
Низкий уровень адаптации отражает взаимное несоответствие учащегося образовательной среде: недостаточное приспособление к физическим условиям, неудовлетворительное выполнение учебных и социальных функций в коллективе.
Средний уровень адаптации характеризуется приспособлением к образовательной среде, усвоением средних социальных норм, общепринятых форм и способов действия, которые обеспечивают выполнение на среднем уровне основных функций по овладению профессией.
Высокий уровень адаптации отличается творческим отношением к сложившимся в области профессионального образования стереотипам и нормам, более высокой удовлетворенностью учебно-познавательным процессом, осознанным отношением к недостаткам, проявлением активности по их отстранению. В процессе
адаптации к профессиональному образованию важную роль играют такие личностные свойства, как высокий уровень самоконтроля, эмоциональная устойчивость, спокойствие, доверчивость, сила воли, рациональная комфортность, инициативность. Главным условием успешной социально-психологической адаптации инвалида, как и любого члена общества, является чувство принадлежности к данному обществу, выражающееся в удовлетворенности своим статусом, своей учебной деятельностью, взаимоотношениями с обучающимися, преподавателями, коллективом в целом. Личность, утратившая такие социально значимые ценности, как трудоспособность и здоровье, попадает в условия, в которых резко меняется его социальное положение: в его жизни возникает ряд препятствий и ограничений различного характера. Инвалид становится человеком нуждающимся и зависимым в моральной, физической, материальной помощи окружающих. Все это неизбежно негативно сказывается на психику человека, она становится менее устойчивой к стрессовым ситуациям, делается более ранимой.
Так как адаптация - это процесс динамичный, на которого оказывают воздействие внешние (средовые) и внутренние (личностные) факторы, обусловленные состоянием социальной среды и личностными качествами человека, то, соответственно, уровень адаптации также является показателем нестабильным.
В правовом государстве в условиях рыночной экономики трудоустройство инвалидов должно базироваться на общих принципах реабилитации и социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья [13, 20]. Обеспечение занятости данной категории людей - это межведомственная важная проблема. В связи с этим представляется рациональным на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления создать межведомственные советы по содействию профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, основными задачами которых выступают:
- содействовать деятельности государственных служб занятости и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья по трудоустройству;
- разрабатывать и внедрять целевые программы по профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов;
- контролировать выполнение целевых программ на всех уровнях управления;
- разрабатывать дополнительные проекты к гарантии занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, управление реабилитацией инвалидов должно осуществляться через целевые программы. Целевая программа реабилитации инвалидов - это скоординированное по содержанию, целям, задачам, срокам текущее и перспективное проектирование комплекса реабилитационных мер на основе разумного использования финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов.
В свою очередь, формирование и реализация программы требует проведения следующих поэтапных действий: экспертный анализ сложившихся в стране подходов к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; концептуальная разработка программы по восстановлению трудоспособности инвалида в благоприятных для его здоровья трудовых условиях; прогнозирование результатов стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий. Трудовая деятельность инвалидов становится во главу взаимоотношений всех членов общества и, несмотря на то, что по сравнению со здоровым человеком, инвалид обладает ограниченной возможностью трудиться, в условиях рыночной экономики они (инвалиды) должны быть конкурентоспособными. В этой связи представляется целесообразным сформировать такую систему про-
Сабанов Заурбек Михайлович
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ..
фессионального образования людей с ограниченными 20. Гугкаева И.Т. Развитие инклюзивного образова-возможностями здоровья, которая учитывала бы интере- ния в РСО-Алания //Вектор науки Тольяттинского госу-сы инвалидов, работодателей, общества и государства в дарственного университета. Серия: Педагогика, психоцелом. логия. 2014.№ 2. С. 68-70.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс.
2. Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость. // Трудовое право, 2007 № 4. // Консультант Плюс.
3. Сабанов З.М. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов: проблемы и пути решения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Институт социально-политических исследований Российской академии наук. Москва, 2004.
4. Михайлов А.А. Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Работодатель. 2006. N 1.
5. Цыганов М.Е. Интеграция инвалидов в сферу занятости: опыт стран Евросоюза // Труд за рубежом. 2003. N 4. С. 50, 54
6. Щур Д.Л. Особенности национальной системы квотирования рабочих мест. М., 2006. // Консультант Плюс.
7. Европейской конференции по реабилитации «Конвенция ООН о правах инвалидов и реабилитация в Европе - Влияние на людей и реабилитацию» http:// ramsr.ru/
8. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов» на 2006 - 2010 гг. // Консультант Плюс.
9. Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. // Адвокат, 2006 № 5. // Консультант Плюс.
10. Маслов А. Льготы для инвалидов. // Бизнес-адвокат, 2002 № 18.
11. Кесаева Р.Э., Тигишвили Н.Н. Медико-социальная экспертиза и социальная работа //Под редакцией доктора медицинских наук, профессор Л.А. Эртель. Москва, 2013.
12. Кильберг-Шахзадова Н.В., Кесаева Р.Э. Социальная динамика образования как социального института //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 256-263.
13. Любавина Н.В. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: особенности организации образовательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 84-86.
14. Криводонова Ю.Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 20-22.
15. Галкина О.В., Кузнецова И.Г. Средо-ориентированный подход как концептуальная идея ком-петентностного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 43-47.
16. Никашина Н.А. Особенности самореализации личности людей с ограниченным зрением // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 19-21.
17. Филатова-Сафронова М.А. Влияние иппотерапии на развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 72-75.
18. Коновальчук В.И. Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 13-16.
19. Никашина Н.А. Базовые ценности как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 27-29. 296