УДК 316
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена системе дистанционного обучения инвалидов в учреждениях профессионального образования, так как возможности дистанционного обучения позволяют не только получать задание и проходить контрольные тестирования, но и существенно расширяют перечень форм, методов и средств, используемых в процессе профессионального обучения. В статье рассматриваются основные принципы дистанционного обучения инвалидов в соответствии с действующим законодательством. Здесь представлены основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы дистанционного обучения инвалидов, использование которых способствует ускорению их социальной интеграции в гражданское общество. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий образовательные технологии дистанционного обучения, целью которых является как можно более полная психолого-педагогическая реабилитация инвалидов. Большинство людей с ограниченными возможностями стремятся к социально-независимой и максимально активной жизни, профессиональной деятельности, трудовой занятости. Но воплощение в жизнь этих стремлений удается пока далеко не всем гражданам данной категории. Поэтому, одной из приоритетных задач социально-экономического развития России является создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Достаточно низкая конкурентоспособность инвалидов в условиях жесткой рыночной экономики связана не только с теми недостатками, которые накладывает на профессиональную занятость их соматическое здоровье, но и с более низким качеством образования инвалидов по сравнению с остальной частью населения. Как показывает мировая практика, при создании соответствующих условий в образовательной организации возможны три основные формы организации учебного процесса для инвалидов: инклюзивное обучение; дистанционное обучение и смешанное обучение, которые способны повысить доступ этих категорий граждан к получению профессионального образования. Статья ориентирована на специалистов службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, работников органов и учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования.
Ключевые слова: технология дистанционного обучения; адаптационное обучение; непрерывное профессиональное образование.
PRINCIPLES AND STRUCTURE OF THE DISTANCE LEARNING DISABILITIES IN INSTITUTIONS OF VOCATIONAL EDUCATION
© 2017
Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the system of distance learning of invalids in institutions of professional education, as the opportunities for distance learning allow not only to receive assignments and pass test tests, but also significantly expand the list of forms, methods and tools used in vocational training. The article deals with the basic principles of distance education for disabled people in accordance with the current legislation. Here are the main terms and concepts that reveal the modern theoretical, methodological and substantive foundations of distance learning for the disabled, the use of which contributes to accelerating their social integration into civil society. An important clause of the article is the section describing the educational technologies of distance learning, the aim of which is to provide the fullest possible psychological and pedagogical rehabilitation of disabled people. The majority of people with disabilities are striving for a socially-independent and maximally active life, professional activity, and employment. But the embodiment of these aspirations is not yet possible for all citizens of this category. Therefore, one of the priority tasks of Russia's social and economic development is the creation of an accessible environment for the disabled. Sufficiently low competitiveness of disabled people in the conditions of a rigid market economy is associated not only with the drawbacks that their physical health imposes on the occupational employment, but also with the lower quality of education for the disabled compared to the rest of the population. As the world practice shows, when creating the appropriate conditions in an educational organization, three basic forms of organizing the educational process for disabled people are possible: inclusive education; distance learning and mixed training, which are able to increase the access of these categories of citizens to vocational education. The article is aimed at specialists of the service of medical and social expertise and rehabilitation of disabled people, employees of social protection bodies, institutions, and health and education.
Keywords: distance learning technology; Adaptation training; continuous professional education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Профессиональное образование, как процесс и результат профессионального становления и развития личности, система овладения определенными знаниями, умениями и навыками в конкретной профессиональной деятельности, играет важную роль в социальной реабилитации инвалидов, так как именно оно обеспечивает им ориентацию в мире профессий, создает основу для реализации принципа равных возможностей граждан всех категорий. Одним из эффективных условий реализации данного принципа является дистанционное обучение как наиболее доступная и открытая форма организации учебного процесса для людей, имеющих физические ограничения для получения полноценного образования
и вынужденных обучаться исключительно на дому.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как справедливо отмечает Р.Р. Насырова, «...надежду на полноценную жизнь и новые возможности инвалидам дает дистанционное обучение, которое способствует преодолению многих жизненных проблем, таких как уличный барьер, бюрократия и несправедливость, социальная среда» [1, с. 183-187]. «Именно дистанционная форма обучения, пишет Э.В. Кондракова, позволяет получать профессиональное образование инвалидам, имеющим нарушения мобильности вследствие заболевания или физических ограничений. Необходимо, чтобы современные техни-
374
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
социологические науки
ческие устройства были адаптированы к использованию лицами с инвалидизирующим нозологическим состоянием, с патологией опорно-двигательного аппарата, с сенсорными депривациями и т.д.» [2, с. 99-104].
Формирование целей статьи (постановка задания). Во многих вузах России сегодня стали реализовываться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым различным специальностям. Контроль и оценка качества обучения, а также вступительные и выпускные экзамены, как правило, тоже проводятся с использованием компьютерного тестирования. В связи с этим, особое внимание следует обратить на ряд инновационных форм и способов стремительного развития системы дистанционного образования как наиболее приемлемой эффективной технологии обучения лиц с ограниченными возможностями, а именно:
- дистанционное обучение с использованием мультимедийных электронных пакетов дает возможность создания единого коммуникативного пространства для инвалидов и здоровых участников образовательного процесса;
- дистанционная форма обучения является наиболее экономически целесообразной технологией социально профессиональной реабилитации инвалида и членов его семьи;
- технология дистанционного обучения позволяет выстраивать индивидуальную траекторию профессионального образования каждого обучающегося, постепенного повышения его квалификации, непрерывного образования в течение всей жизнедеятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Дистанционная форма обучения - это получение знаний и умений на расстоянии, когда преподаватель и студент пространственно разъединены. В настоящее время технологически развитые державы вышли на уровень конвергентной цивилизации, когда вокруг человека осуществляется инновационные процессы всевозможных масштабов освоения материального мира, начиная на-нотехнологиями атомов и заканчивая мегатехнологиями планеты (планетарной сферой обитания человечества).
Основными преимуществами дистанционного обучения как эффективной образовательной технологии выступают:
- междисциплинарный характер обучения - стираются границы между учебными предметами и, соответственно, отраслями наук; более наглядное представление интеграционных явлений в науке;
- гибкость - способность умело адаптироваться к новому социальному заказу на образовательные услуги и быстро трансформирующимся внешним условиям [3, с. 62];
- возможность перехода в пограничные области знаний и сферы деятельности;
- конкретность и исчерпывающий характер учебно-познавательного процесса - предоставляется равный доступ субъектов образования и других заинтересованных людей ко всей имеющейся информации о предметной сфере и смежных отраслях, независимо от ее общего объема;
- непрерывность образования - возможность «последовательно-параллельного» обучения (переподготовка по выбранному профилю);
- вероятность индивидуализации учебно-познавательного процесса - возможность выбора направления, дисциплины, поэтапного самотестирования, право выбора преподавателя, регулярность освоения соответствующего материала; полный контроль степени усвоения знаний и умений на всех ступенях учебного процесса; возможность автоматизации контроля и оценки успеваемости обучающихся;
- интенсивность и высокая практичность - в процессе учебно-познавательной деятельности основной акцент делается на доведение учебных действий до автоматиз-
ма, интеграция принципов, методов и приемов самостоятельной постановки и разрешении текущих проблем;
- способность преподавателя и обучающихся к изменению себя в стремительно меняющемся мире, что способствует формированию культуры мышления, навыков анализа собственных действий, осмысления новых знаний и т.д.;
- универсальность использования - возможность оказать дополнительные образовательные услуги, экспертную, консультационную и другую помощь населению, использовать как для систематической передачи новых знаний, так и для периодического практического применения знаний.
Стратегическими задачами технологии дистанционного обучения, как отмечает А.А. Андреев, инвалидов выступают возможность получения профессионального образования инвалидами по востребованным направлениям подготовки и их последующее трудоустройство, что позволит им реализовать концепцию независимой жизнедеятельности [4].
Социально-педагогическая значимость технологии дистанционного обучения бесспорна. Нельзя игнорировать и значительные косвенные результаты:
- формирование у инвалидов положительной направленности на получение профессионального образования;
- повышение интеллектуального уровня инвалидов;
- рост общего образовательного потенциала инвалидов;
- осмысление ценности профессионального образования и положительного отношения к необходимости его получения инвалидами;
- объединение усилий всех заинтересованных социальных институтов по выработке новой образовательной политики, способствующей повышению интеллектуального и образовательного потенциала людей ограниченными возможностями.
При внедрении системы дистанционного обучения особый интерес представляет технология обучения, которая базируется на двух формах:
1. Кейс-технологии, основанные на том, что усвоение знаний и формирование компетенций есть следствие инициативной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению выявленных противоречий, в результате чего и осуществляется творческое овладение общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, развитие способности к мыслительной деятельности. Все виды контроля - рефераты, зачеты, экзамены, курсовые работы, выпускная квалификационная работа выполняются обучающимся письменно и в определенные сроки направляются либо по электронной почтой, либо по обычной почтой, по желанию и возможностям студента. Результаты сдачи зачетов, экзаменов и других форм контроля студенту сообщаются также разными способами. Занятия и консультации обучающиеся с ограниченными возможностями также могут посещать по мере возможности, или получать в письменном виде. Исключение составляют итоговый государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы: студент сдает лично или на дому, или является в учебное заведение.
2. Интернет-систему дистанционного асинхронного обучения - основанную на обмене материалами и информацией на электронных носителях. Характерной особенностью работы в Центре по дистанционному обучению инвалидов является возможность организации учебно-воспитательного процесса в режиме on-line, в том числе в интерактивном режиме. Преподаватель, находясь на рабочем месте, через систему дистанционного асинхронного обучения осуществляет полноценное взаимодействия с обучаемыми, со стороны обучаемых также осуществляется обратная связь. В режиме реального времени преподаватель через систему дистанционного асинхронного обучения проводит с обучаемыми
Сабанов Заурбек Михайлович sociological
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ... sciences
следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, лабораторные занятия, виртуальные экскурсии, практические занятия, осуществляет контроль и оценку знаний студентов через компьютерное тестирование, зачеты, консультации экзамены.
Обучаемые имеют доступ к электронной библиотеке, где пользуются основными и дополнительными электронными учебными курсами, необходимыми для изучения преподаваемых дисциплин.
Интернет - система дистанционного асинхронного обучения дает возможность общения студентов друг с другом в режиме реального времени. Это тем более важно для той категории инвалидов (Е.С. Полат), которая лишена возможности перемещаться [5]. Общение через Интернет-систему дистанционного асинхронного обучения позволит даже тем инвалидам, которые занимается дома, ощущать себя членами студенческой аудитории, общаться без затруднений со своими виртуальными однокурсниками - такими же обучаемыми.
Во время занятий с инвалидами необходимо постоянное присутствие в аудитории консультанта или методиста, чтобы оказать ему помощь при работе на компьютере, при пользовании различными программами и режимами работы в системе дистанционного асинхронного обучения. По возможности во время занятий желательно также присутствие администратора сети, способного обеспечить бесперебойное взаимодействие с провайдером, надежную работу сети и четкую организацию учебно-познавательного процесса.
В начале каждого семестра студент обеспечивается учебно-методическими комплексами изучаемых дисциплин в семестре. В учебно-методический комплекс входят: учебные пособия, методические рекомендации по изучению дисциплин со списком рекомендуемой литературы,, индивидуальный учебный план обучающегося на семестр, график проведения занятий на семестр, диагностический инструментарий, тесты, контрольные вопросы на зачет, если предусмотрен экзамен, то вопросы на экзамен, адреса необходимых образовательных сайтов, адрес электронной библиотеки и т.д. Обучение полностью осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося. После сдачи всех экзаменов, зачетов и курсовых работ за семестр, студент получает новый учебно-методический комплекс на следующий семестр, и так далее [6].
Учебно-познавательный процесс реализуется с учетом индивидуальных учебных планов каждого обучающегося, с соблюдением графика учебного процесса, графика консультаций преподавателей по изучаемым дисциплинам. К сдаче итоговых аттестационных экзаменов допускаются студенты, имеющие положительные оценки по тестам всех разделов курса. В соответствии с индивидуальным учебным планом студент выполняет лабораторные и курсовые работы [7, с. 24-26]. Для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы он получает методические указания по структуре и логике написания этих видов научных работ. Успешное освоение инвалидом образовательной программы завершается итоговой аттестацией, включающей в себя сдачу государственного экзамена, защиту выпускной квалификационной работы и на основании постановления Государственной аттестационной комиссии, выдачу диплома государственного образца о высшем образовании.
При подготовке специалистов в системе начального профессионального образования необходимо выполнять требования, изложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального профессионального образования: устанавливается перечень специальностей и профессий по параметрам; полное название профессии и ее структура, обусловливаемая входящими в нее специальностями; уровень квалификации, к которой относится данная профессия; сроки обучения по профессии, варианты ускоренного обучения; возраст и пол лиц, принимаемых на обучение по данной 376
сии.
Конкретно для учреждений начального профессионального образования должны быть разработаны модели учебного плана. При успешном завершении обучения по профессии, в соответствии с государственным стандартом выдается государственный диплом об уровне образования и квалификации.
При подготовке специалистов в системах среднего профессионального образования или высшего образования соблюдается определенный минимум содержания и структура основной образовательной программы по направлению (бакалавриат) или специальности (специ-алитет).
В случае, если требования ФГОС СПО или ФГОС ВО по перечисленным выше параметрам реализуются за счет использования особых технологий, то необходимо определить и утвердить эти требования к технологиям обучения. Такие преобразования требуют большую экспериментальную деятельность в образовательных учреждениях, занимающихся профессиональным образованием инвалидов: отбор технологий обучения по конкретным профессиям и специальностям; определение общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, которые необходимо сформировать у обучающихся; обобщение результатов экспериментальной работы и выявление стандартных технологий на основе экспертной оценки теоретиков и практиков в сфере образования.
При изменении сроков обучения в вузе по некоторым направлениям подготовки (уменьшении или увеличении) необходимо соответственно трансформировать модель учебного плана или примерных учебных планов, т.е. на основе текущей документации разработать новые учебные планы, максимально сохраняя при этом объем учебной нагрузки, не нарушая требования образовательного стандарта. Если при этом учебный процесс соответствует требованиям образовательного стандарта по профессии, то выпускнику выдается документ государственного образца об уровне образования и соответствующей квалификации.
Если обучаемый, в силу определенных неизбежных причин, не может овладеть одной или двумя несущественными компетенциями специалиста, предусмотренными соответствующими образовательными стандартами, но редко встречающимися на рабочих местах, то возможно такому выпускнику выдача документа государственного образца, но с отметкой об ограничении определенных рабочих мест, которые он не может занимать. Этот вопрос актуальный и поэтому должен быть скрупулезно рассмотрен и решен с точки зрения профессиональной реабилитации инвалидов и решаться совместно всеми заинтересованными сторонами: Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты. В таком случае, основанием для организации обучения служат специальные образовательные стандарты, учитывающие специфику обучения инвалидов.
Разработка специальных образовательных стандартов менее проблематична для начального профессионального образования, поскольку данные стандарты обладают достаточно детализированной структурой, позволяющей анализировать эффективность их использования для инвалидов с конкретными ограничениями трудоспособности на различных уровнях: на уровне учебных модулей, блоков дисциплин, модульных единиц, учебных элементов и др. Если в процессе такого анализа обнаруживается невозможность овладения инвалидом некоторыми компетенциями, конкретным структурным элементом, или учебным элементом, входящих в него, то разрабатывается специальный стандарт, в котором отсутствуют эти компоненты. Кроме того, тщательному анализу подвергаются установленные образовательным стандартом уровни усвоения учебных единиц. Если для инвалидов они оказываются непосильными, то в специ-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
социологические науки
ально разработанном образовательном стандарте они, Статья поступила в редакцию 30.06.2017. т.е. учебные единицы, упрощаются. Статья принята к публикации 25.09.2017.
В случае, если обучаемый, в силу определенных психофизических особенностей, в состоянии овладеть определенным перечнем необходимых компетенций по специальности, обобщенных в границах конкретного рабочего места, то проводится профессиональная подготовка инвалида по этой специальности. При такой форме обучения содержание образования соответствует тому минимуму, который установлен образовательным стандартом по указанным видам профессиональной деятельности [2].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итоговый анализ вышеизложенному, можно определить следующие выводы и рекомендации:
1. Для профессионального образования и профессиональной переподготовки инвалидов является объективной необходимостью внедрение Интернет-систему дистанционного асинхронного обучения, как наиболее эффективного способа профессионального образования, позволяющего инвалидам получить высшее образование в стационарных условиях. Помимо получения специальности, данная система способствует социальной адаптации инвалидов за более короткое время.
2. В области непрерывного профессионального образования людей с ограниченными возможностями следует ориентировать исключительно на требования ФГОС СПО и ВГОС ВО. На региональном уровне необходимо реализовать национально-региональный компонент в соответствии с требованиями образовательных стандартов с учетом ограничений трудоспособности данной категории обучаемых; доработать методические рекомендации по обеспечению профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями; внедрить в образовательный процесс инвалидов инновационные технологии обучения для овладения инвалидами необходимыми компетенциями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Насырова Р.Р. Дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры //Научный альманах. 2016. №2-2 (16). С. 183-187.
2. Кондракова Э.В. Социально-экономические аспекты дистанционного обучения студентов-инвалидов // Сибирский педагогический журнал. 2014. №3. С. 99-104.
3. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд Пер. с англ. - М. : Педагогика, 2007.
- 88 с.
4. Андреев А..А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. / А.А. Андреев - М.: ВУ, 2009. - 291
5. Дистанционное обучение: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 145 с.
Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко О.Г. Приходько. - М. : Academia, 2001.
- 186 с.
6. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. -165 с.
7. Кесаева Р.Э., Сабанов З.М. Трудоустройство инвалидов как основа их социально-экономической адаптации //Научное отражение. 2017. № 3 (7). С. 24-26.
8. Ахметова Д.З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования//Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 44-46.
9. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования//Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.
10. Яковлева Е.Л. К проблеме ценностного обоснования инклюзивного подхода к бытию//Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 32-36.