УДК 376
Кондракова Эльвира Васильевна
Доктор медицинских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала Кубанского государственного университета в г.Тихорецке, [email protected], Тихорецк
социально-экономические аспекты дистанционного обучения студентов-инвалидов
Аннотация: Статья посвящена социально-экономическим аспектам исследования образования инвалидов в России. Неуклонный рост детской инвалидности, уровень и качество жизни инвалидов требуют внедрения новых образовательных технологий для социализации данного контингента. Разработка и внедрение доступных и эффективных методов коррекции отклонений в развитии лиц с инвалидизирующими нозологическими формами, содержащих традиционные и нетрадиционные технологии оздоровления и коррекции здоровья, профессионального образования будут способствовать повышению биологической и социальной адаптации людей с аномалиями в развитии. Использование дистанционного обучения в образовании студентов-инвалидов показало, что для лиц с ограниченными возможностями здоровья дистанционное обучение станет единственно доступным
Ключевые слова: инвалидность, ограничение жизнедеятельности, профессиональное образование, дистанционное обучение, информационные технологии
Kondrakova Elvira Vasilevna
Doctor of Medical Sciences, Professor of the Chair of Social-Humanitarian disciplines of branch the Kuban State University, Tikhoretsk, k, [email protected], Tikhoretsk
socio-economic aspects of distance learning students
with disabilities
Abstract. Article is devoted to the socio-economic aspects of research education for the disabled in Russia. The steady growth of childhood disability and quality of life of persons with disabilities require the introduction of new educational technologies for socializing this contingent. Use of distance learning in education of students with disabilities showed that persons with disabilities distance learning will be the only available.
Keywords: disability, Disability, education, distance learning, information technology
В современных экономических условиях человеку необходимо иметь возможность непрерывного совершенствования знаний, переквалификации или переподготовки. В научных публикациях последних лет констатируется повышенная стрессогенность социальных и экономических факторов, экологических и гигиенических условий, а также стиля жизни современного социума. Детерминированность этих факторов обусловливает прогредиентное снижение уровня психофизического статуса и психосоматического здоровья нации. В связи с этим у медиков и экологов вызывает серьёзное опасение стабильное увеличение числа детей, имеющих значительные физические и функциональные патологические отклонения со стороны различных систем организма.
Сложный поэтапный процесс представляет собой адаптация ребенка в современных условиях существования. Нельзя считать достаточно изученным процесс приспособления ребенка к окружающей природно-со-циальной среде. Именно поэтому адаптация организма к социуму и сегодня в современной научной литературе является источником интенсивных научных дискуссий. Недостаточно освещаются в современной литературе обоснованность и эффективность применения комплекса оздоровительных технологий в поддержании здоровья людей с нарушениями в развитии.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что разработка и внедрение доступных и эффективных методов коррекции отклонений в развитии лиц с инвали-
дизирующими нозологическими формами, содержащих традиционные и нетрадиционные технологии оздоровления и коррекции здоровья, профессионального образования будут способствовать повышению биологической и социальной адаптации людей с аномалиями в развитии.
Инвалидность характеризуется конкретными нозологическими формами и травмами. В структуре взрослой инвалидности превалируют психические заболевания, интеллектуальная недостаточность и поведенческие расстройства. В подростковой инвалидности добавляются еще и органические поражения сенсорной сферы, опорно-двигательного аппарата [9]. Адекватность статуса инвалида соответствует наличию и выраженности у него ограничений привычной жизнедеятельности [2; 9].
Разнообразные психические либо хронические соматические детерминанты генерируют патологическое развитие личности ребёнка с инвалидизирующими нозологическими формами. Это проявляется в дисгармоничном развитии характера ребёнка-инвалида, его деструктивном поведении, вследствие чего страдает и сам ребёнок-инвалид, и окружающие его члены семьи.
Нозологические процессы, развивающиеся в результате болезни, приводят к деструктивному функционированию организма, вызывают у человека с инвалидизи-рующим заболеванием комплексы психической неполноценности. Такая деструктивная личность характеризуется пассивным поведением, изолированностью, тревожными симптомами, отсутствием уверенности в себе, или, наоборот, эгоцентричным поведением, агрессивными поступками, а нередко и антисоциальными установками [9].
Формирование мобильной активности как биологического и социального факторов влияния на организм и личность инвалида является магистральным направлением деятельности для лиц инвалидизирующими нозологическими формами. Поэтому магистральным направлением деятельности для лиц с ограниченными возможностями является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов влияния на организм и личность инвалида. Ребёнок с инвалидизирующими нозологическими формами жизненно нуж-
дается в физической активности. Именно она позволяет ему адаптироваться в социуме. Физическая мобильность является средством одновременно и социальной, и психофизической адаптации.
В российском обществе наблюдается постоянный рост числа инвалидов, повышение внимания к каждому из них независимо от его психофизических и интеллектуальных способностей. Представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права отличает демократическое общество от гражданского. Важность социально-реабилитационной деятельности для ребёнка с инвалидизирующими нозологическими формами предопределяет его образовательную будущность. Получение образования становится для человека с ин-валидизирующей нозологией возможностью профессионально социализироваться, реализовать свои коммуникативные качества, приобрести новый статус в социуме, расширить социальные возможности [1]. Значительную роль в социализации инвалида играет адаптивный спорт, участие в пара-лимпийских состязаниях, что значительно повышает самооценку и самодостаточность человека с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с инвалидизирующими заболеваниями значительно позже достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают их [10; 11]. Семьи детей-инвалидов не проходят те стадии развития, что присущи обычным семьям. Контингент детей с инвалидизирующими нозологическими формами Краснодарского края отличается преобладанием психических расстройств, патологий нервной системы, сенсорных систем, хромосомных аберраций. Дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью не всегда успешно адаптируются в социуме.
Профилактика инвалидизирующих состояний в обществе недостаточна, о чем свидетельствует стабильное повышение количества новых случаев инвалидности в детском возрасте. Недостатки в доступности и качестве лечения являются детерми-нантой стабилизации инвалидности [9].
Инвалидность относится к важнейшей характеристике здоровья детского населения. За последние годы отмечается неуклон-
ный рост детской инвалидности, который разными авторами интерпретируется, с одной стороны, как свидетельство более полного учёта детей с выраженными ограничениями жизнедеятельности, с другой - как проявление ухудшения здоровья детского населения [9]. Исследования социологов продемонстрировали, что качество жизни инвалидов в России значительно хуже, чем у среднестатистического жителя нашей страны, поскольку их разнообразные проблемы разрешаются неэффективно. О. И. Карякина и Т. Н. Карякина считают, что это определяет необходимость сформировать оптимально функционирующую систему социальной защиты лиц с инвалидизирующими нозологическими формами, отвечающей международным нормам, а также политике государства по отношению к инвалидам [2].
Достаточно остро стоит вопрос об образовании детей с инвалидизирующими нозологическими формами. Чаще всего к таким детям применяется технология надомного обучения, если им не показано обучение в кор-рекционных образовательных учреждениях.
Новым подходом для российского образования стало включение детей-инвалидов в образовательный процесс массовой школы. Инвалиды с сохранными сенсорными и интеллектуальными функциями могут обучаться наряду со здоровыми детьми. Государству экономически выгодна эта модель образования, потому что коррекционная педагогика достаточно финансово отягощена. Педагогам коррекционного образования платят не только за образовательные функции, но и за сложные условия труда. Дети с инвалидизирующими нозологическими формами - это люди чаще всего с комплексными нарушениями здоровья, требующие специальных психолого-педагогических мер воздействия, воспитания и реабилитации.
Инклюзивный подход в образовании инвалидов - новый подход для российского образования [4]. Он стал актуален в связи с подписанием РФ Конвенции о правах инвалидов, признающей приоритет инклюзивного образования. Принятие новой редакции закона «Об образовании в РФ» расширяет формы обучения детей с особыми образовательными нуждами и признаёт право каждого ребенка на образование в массовой общеобразовательной школе по месту жи-
тельства.
После окончания школьного обучения перед ребёнком с инвалидизирующим заболеванием стоит проблема получения профессионального образования. К сожалению, чаще всего в результате немобильности он не может выехать за пределы своего населённого пункта, либо финансовые трудности семьи не позволяют ему учиться в крупном городе. Вот здесь и приходят на помощь инвалиду технологии дистанционного образования.
Дистанционное обучение ориентировано на индивидуальные запросы обучаемых студентов, является современной универсальной технологией профессионального образования [8]. С распространением дистанционного образования не только люди с инвалидизирующими нозологическими формами, но и все маломобильные граждане получают возможности повысить свой профессиональный уровень. Конечно, с финансовой точки зрения, дистанционное образование экономически более выгодно, чем очное традиционное. Не всякое образование может быть дистанционным. Трудно представить, как дистанционно можно обучать медицинского работника или приобрести рабочую профессию. Во многих специальностях сохраняется распространённая форма образования, когда нужно личное участие студента в процессе обучения. Предоставление дополнительных возможностей инвалиду в получении образования реализуется через разработку и внедрение новых технологий и форм обучения, которые учитывают и личные интересы человека, и возможности достижений науки и техники, и конечно в первую очередь, средств передачи информации.
Получение высшего образования лицами с инвалидизирующими нозологическими формами является общественной и государственной задачей и обязанностью. Гарантии для обучения инвалидов существовали всегда, но только целеустремлённые и упорные личности могли поступать в вузы и учиться в них. Большинство инвалидов не получало образования и существовало на государственные мизерные пенсии.
На фоне общей безработицы в России обращают на себя внимание высокие показатели безработицы среди лиц с ограниченными возможностями. Россию отличает низкая эффективность сложившейся системы про-
фессиональной реабилитации инвалидов. Сами технологии профессиональной реабилитации безнадёжно устарели вследствие ограниченности финансирования реабилитационных учреждений, оказывающих образовательные услуги лицам с инвалидизи-рующими нозологическими формами.
Решение проблемы совершенствования системы занятости инвалидов лежит тяжёлым бременем на бюджетах разных уровней. В сфере социально-экономической политики слабо разработаны вопросы теоретического и практического целеполагания в сфере профессиональной реабилитации лиц с инвалидизирующими заболеваниями. Реально изменить ситуацию с образованием и трудоустройством инвалидов могли бы научно обоснованные экономические выкладки, которые показали бы эффективное решение проблемы недофинансирования учреждений профессионального образования и трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
Экономически обучение лиц с инвалидизирующими заболеваниями обходится государству дороже, чем образование здорового студента. Для человека с инвалидизирую-щими нозологическими формами в соответствии с нормативными документами, в том числе международного статуса, необходима специально организованная образовательная среда. Она включает оснащение необходимым оборудованием мест для учёбы и для отдыха инвалида, доступность подъездных путей, специальные лифты или подъёмники и другое. Экономически это дополнительные затраты вуза на создание образовательной среды для студентов с инвалидизирую-щими нозологиями.
Студент с инвалидизирующим заболеванием превалирующую часть учебного времени самостоятельно изучает в интерактивном режиме методические материалы по дисциплинам, тестируется по изученным разделам. Под контролем преподавателя-методиста выполняет и сдаёт контрольные работы, взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы в ходе дистанционного обучения.
При дистанционной технологии студент с инвалидизирующим заболеванием и преподаватель в пространстве разделены, но при этом они находятся в постоянном кон-
тактном взаимодействии, организованном с помощью нестандартных приемов построения учебного курса, форм контроля, коммуникационных методов, в том числе, посредством электронной почты и других Интернет-технологий [8].
Развитие информационных технологий разворачивается практически во всех областях деятельности, в том числе и в образовании. Присутствующие физиологические, психологические и бюрократические препоны на пути инвалида к высшему профессиональному образованию с развитием информационных технологий исчезают. Создаются кардинально новые условия при работе с информацией в учреждениях образования с развитием телекоммуникационных технологий.
Инвалидам, имеющим нарушения мобильности вследствие дефекта, именно дистанционное обучение позволяет получать высшее профессиональное образование. Современные технические устройства, адаптированные для лиц с инвалидизирующими нозологическими формами, компьютерные приставки помогают дистанционно учиться инвалидам с сенсорными депривациями, с патологией опорно-двигательного аппарата. Профессиональное образование инвалидов является необходимым атрибутом их профессиональной реабилитации.
Поступив в вуз, инвалид должен пройти курс психологической адаптации. В будущем лишь организации инвалидов могут предоставить ему работу с соответствующими адаптированными условиями труда.
Ведущими экономистами предложено два способа получения образования инвалидами. Первый способ предполагает обучение студентов-инвалидов за государственный счёт: очное или индивидуальное (надомное, заочное, дистанционное). Второй способ предполагает использовать негосударственные источники финансирования. Во втором случае негосударственные вузы несут расходы по обучению инвалидов по квоте. При этом способе очень ограниченный круг лиц с инвалидностью может получать высшее профессиональное образование.
Дистанционное образование инвалида в специально созданных условиях является превалирующим фактором предупреждения морбидного процесса, способствующим
оптимизации психологического статуса инвалида. Всё это позитивно сказывается на его витальных функциях, востребованности в социуме. Дистанционное обучение подразумевает воссоздание максимально оптимальных условий для получения студентами-инвалидами знаний, соответствующих получаемой профессии, для генерирования их креативности.
Потребность выстраивания разных технологий дистанционного обучения в настоящее время осознается абсолютно во всех образовательных учреждениях. Большинство высших учебных заведений в России, по мнению Д.Ф. Романенковой, завершило оснащение компьютерной техникой, создание локальных вычислительных сетей и подключение к глобальной информационной сети Интернет. На данном этапе перед ними встала проблема, как применять все это в дистанционном обучении, а также какие образовательные технологии и материалы должны при этом использоваться [6].
Доступ к компьютеру и большое стремление учиться - самое главное необходимое потенциальному обучающемуся. Помимо этого, для пользователей существует возможность получения доступа к учебно-методическим материалам вуза посредством Интернет-сетей.
Адаптированная для студента-инвалида учебная нагрузка, специально подобранные приёмы обучения и применение технических устройств, позволят сделать дистанционное обучение оптимально успешным для обучающегося человека с инвалиди-зирующим заболеванием. Успешность и качественность дистанционного обучения определяется индивидуальным личност-но-ориентированным подходом к студенту-инвалиду с учётом характера имеющегося у него инвалидизирующего дефекта.
Нужда в проработке психолого-педагогических аспектов дистанционного обучения студентов с инвалидизирующим заболеванием, в использовании интерактивных способов обучения в дистанционном образовании способствуют оперативно взаимодействовать студенту с изучаемым теоретическим материалом, с преподавателями, с одногруппниками [3].
При этих психолого-педагогических условиях дистанционное обучение стимулиру-
ет социально-психологическую адаптацию студента-инвалида.
Средством гарантированных государством социальных и правовых мер, экономических условий, обеспечивающих студентам с инвалидизирующими нозологическими формами возможности для исправления ограничений своей жизнедеятельности и становится дистанционное обучение.
Дистанционное образование позволяет организовать доступ к полноценному востребованному обучению лицам с инвали-дизирующим заболеванием, не имеющим возможности получать образование в традиционной очной форме. Важнейшим смыслом для любого человека является самоутверждение своего достоинства, значимости собственной жизни, постоянное доказывание себе и окружающим того, что жизнь прекрасна [5].
Проблема финансового обеспечения профессионального высшего образования для инвалидов всегда была первостепенной. Сохраняется негативное отношение в обществе к инвалидам, особенно когда здоровым людям сложно трудоустроиться.
Назрела проблема создания программы прогнозирования и анализа экономической ситуации на рынке труда. Центры занятости населения должны выявлять котируемость специальностей и адаптировать их к потребностям инвалидов. Во многих случаях необходимо переучивать человека с профессиональным образованием, который в результате наступления инвалидности не может заниматься прежним видом деятельности. А это дополнительные финансовые траты, которые ложатся на центры занятости.
В соответствии с наметившимися тенденциями министерства образования России к сокращению количества вузов и филиалов в регионах в месте проживания инвалидов не остаётся качественных учебных заведений, а это означает, что для этих лиц дистанционное обучение станет единственно доступным. И. И. Сердюк в своих исследованиях говорит о повышении качества профессионального образования, отмечая, что в современном обществе одной из приоритетных задач является ускорение социально-экономического развития [7].
Экономически в настоящее время работодателям дешевле создавать рабочие места
для неквалифицированных работников, чем трудоустраивать инвалидов с высшим образованием. Финансирование условий для работы высококвалифицированного специалиста-инвалида требует больших затрат.
Таким образом, студенты с инвалидизи-рующими нозологическими формами вынуждены постоянно бороться за «место под солнцем» не только в процессе учёбы, но и при поступлении на работу. Для инвалида получение высшего профессионального образования является путёвкой в сложную жизнь, возможность самореализоваться, социализироваться.
Государственные учреждения в силу имеющихся законов и постановлений обязаны взять на работу человека с ограниченными возможностями, получившего профессиональное образование. По действующему законодательству на 30 человек сотрудников государственного учреждения должен быть трудоустроен 1 человек с ограниченными возможностями.
Крайне экономически невыгоден коммерческим организациям работник с ограниченными возможностями. Такой работник имеет укороченный рабочий день с сохранной оплатой труда как за полный день, дополнительный отпуск, специально оборудованное для инвалида рабочее место, оплату больничного листка и другие налоговые льготы.
Социальные и экономические аспекты профессионального высшего образования демонстрируют значительные финансовые расходы для обучения студентов с инвалидностью. Реализация прав и свобод граждан с ограниченными возможностями, подготовка квалифицированных специалистов - это достаточно затратные статьи в бюджете. Никто лучше самих инвалидов не знает их проблем. Профессиональная реализация лиц с инвалидизирующими нозологиями стоит того, чтобы вкладывать средства в их образование.
Экономический и социальный опыт иностранных и российских исследователей доказывает, что при рациональной организации образования и подготовленной ниши для профессионального роста лицам с особыми образовательными нуждами окупаются даже весьма значительные траты на образование и жизнеобеспечение инвалидов.
В экономическом контексте именно дис-
танционная технология образования помогает не только обучать особо одарённых студентов с инвалидизирующими нозологи-ями в оптимальных для них условиях, но и стимулировать их социализацию.
Библиографический список
1. Ерохина Ю. Е., Ерохина В. Е. Право на образование. Расширение социальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья через образование // Вестник Владимирского юридического института. - 2012. -№ 1. - С. 86-89.
2. Карякина О. И., Карякина Т. Н. Основы реабилитации инвалидов. Издательство Волгоградского государственного университета. - 1999. - 85 с.
3. Лазаренко Л. А. Духовно-нравственная культура студентов в воспитательном пространстве института // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. - № 1-2 (57-58). - С. 118-123.
4. Мартынова Е. А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. - Т. 5. -№ 1. - С. 83-87.
5. Молчанова Е. В. Информационно-педагогическое пространство «Школы Достоинства» как средство формирования волевого компонента чувства собственного достоинства //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. - Т. 3. - № 33. - С. 56-60. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64011. html (дата обращения: 25.03.2014).
6. Романенкова Д. Ф. Дидактические условия дистанционного обучения студентов-инвалидов: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск. - 2004. - 192 с.
7. Сердюк И. И. Повышение качества профессионального образования. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научно-практической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. - Краснодар.: ЦНТИ, 2013. - 250 с.
8. Симановский А. Э. Использование дистанционных технологий для обучения студентов-инвалидов//Ярославский педагогический вестник. - 2012. Т. 2. - № 4. - С. 238-240.
9. Тенденции детской инвалидности в Краснодарском крае //Кубанский медицинский вестник. - № 10(91), Краснодар. - 2006. - С. 34-37.
10. Технология социальной работы. учебник для бакалавров / под ред. Холостова Е. И., Кононова Л. И., Илларионова А. Е. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 478 с.
11. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 800 с.