Научная статья на тему 'О проблемах обучения и воспитания детей-инвалидов в семье с 1990 по 2010 гг. (на примере Воронежской области)'

О проблемах обучения и воспитания детей-инвалидов в семье с 1990 по 2010 гг. (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / DISTANCE EDUCATION / FAMILY / VORONEZH REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонких Владимир Алексеевич, Гончарова Татьяна Сергеевна

Рассмотрены проблемы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семьях. Проанализирована возможность получения образования детьми-инвалидами с помощью дистанционных технологий в целях устранения пробелов в школьных знаниях, реализации творческого потенциала ребенка (участие в конкурсах, олимпиадах), расширения социальных контактов. Освещена перспектива беспрерывного образования детьми-инвалидами в высших учебных заведениях с применением дистанционных технологий после завершения школы. На примере Воронежской области показана реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», включенного в программу приоритетного национального проекта «Образование». Рассмотрены как положительный эффект при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, так и препятствия на пути реализации указанного мероприятия в Воронежской области и возможные способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Training and Education of Children with Disabilities in the Family from 1990 to 2010 (the Voronezh Region)

The paper focuses on the problems of education of children with disabilities (CWD) brought up in families. The possibility of education for children with disabilities with the help of remote technologies to address the gaps in school knowledge, realize the creative potential of a child (participation in competitions, contests) expansion of social contacts was analyzed. The prospect of continuous education for children with disabilities in higher education using distance technologies after completing school was highlighted. On the example of the Voronezh region the implementation of the activities “Development of distance education of children with disabilities” included in the program of the national priority project (NPP) “Education” was shown. The authors considered positive effects of remote education on children with disabilities its challenges and possible solutions in the Voronezh region.

Текст научной работы на тему «О проблемах обучения и воспитания детей-инвалидов в семье с 1990 по 2010 гг. (на примере Воронежской области)»

УДК 004.9:37.018.1

О ПРОБЛЕМАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СЕМЬЕ С 1990 ПО 2010 гг. (на примере Воронежской области)

В. А. Тонких1, Т. С. Гончарова2

Кафедра гуманитарных и социально-юридических дисциплин, Воронежский институт кооперации (филиал) АНО ВПО «Белгородский

университет кооперации, экономики и права» (1); кафедра истории России, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» (2), г. Воронеж; [email protected]

Ключевые слова и фразы: дети-инвалиды; дистанционное образование; семья.

Аннотация: Рассмотрены проблемы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семьях. Проанализирована возможность получения образования детьми-инвалидами с помощью дистанционных технологий в целях устранения пробелов в школьных знаниях, реализации творческого потенциала ребенка (участие в конкурсах, олимпиадах), расширения социальных контактов. Освещена перспектива беспрерывного образования детьми-инвалидами в высших учебных заведениях с применением дистанционных технологий после завершения школы. На примере Воронежской области показана реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», включенного в программу приоритетного национального проекта «Образование». Рассмотрены как положительный эффект при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, так и препятствия на пути реализации указанного мероприятия в Воронежской области и возможные способы их решения.

Проблема детской инвалидности в начале XXI века стала одной из актуальных проблем, требующих решения в РФ. Отношения к инвалидам, тем более к детям-инвалидам, - это критерий нравственной зрелости общества.

Кто же такие дети-инвалиды и чем они отличаются от других детей? Рассмотрим значение выражения «инвалид». Инвалид - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить, полностью или частично, потребности нормальной личности или социальной жизни в силу недостатка, врожденного либо приобретенного, его (ее) физических или умственных способностей [1].

Наличие инвалидности у ребенка меняет жизнь семьи кардинально, не все родители могут принять такого ребенка. В половине случаев отцы оставляют семью, и лишь 4 % из них помогают воспитывать ребенка. Более трети отцов никогда не встречаются со своими детьми [2]. Особый ребенок требует и особой заботы, воспитания, лечения и обучения, а также особого отношения к себе со стороны окружающих его людей (общества), потому что семья приняла его таким, какой он есть.

В Конституции РФ ст. 7, п. 1 прописано, что Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [3].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что центральным объектом деятельности государственных органов является человек, его социальное благополучие и духовно-нравственное самочувствие. На развитие человека, его творческих способностей и должна быть ориентирована вся система государственного управления [4].

Важнейшей проблемой детей-инвалидов является воспитание и получение образования, которые позволят обеспечить в дальнейшем самостоятельную жизнь и самообслуживание. Это действительно важно, так как число детей-инвалидов (а затем соответственно взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)) возрастает.

На гистограмме (рисунок) отражена картина изменения числа детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Данные для анализа взяты из выпусков Российского статистического сборника разных лет (1993, 1996, 2001, 2006,

2011 годы).

В ст. 43 п. 1 Конституции РФ говорится о том, что каждый имеет право на образование [3]. Право на получение образования детьми с инвалидностью закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»: «Федеральными государственными органами... создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [5, ст. 5, п. 5, пп. 1]; ст. 79 данного закона регламентирует организацию получения образования обучающихся с ОВЗ.

В России за последние два десятилетия произошли большие изменения, направленные на гуманизацию и демократизацию образования. Современное образование ориентировано на необходимость полноценного развития личности ребенка и его самореализацию.

Президент РФ В. В. Путин 5 сентября 2005 г. выступил с программным заявлением по реализации приоритетных национальных проектов в важнейших социальных областях: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК» [6]. В программу приоритетного национального проекта «Образование» на 2009 -

2012 годы Министерством образования и науки Российской Федерации было включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» (далее - Мероприятие).

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, основанной на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера, микрофон, наушники и т.п.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанцион-

ного обучения. В учебном процессе в режиме онлайн происходит общение преподавателя с ребенком, который выполняет задания, присланные ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения [7].

Воронежская область подключилась к реализации Мероприятия в 2009 году. Процесс реализации дистанционного образования регламентируется как документами федерального, так и областного уровней [8]. В приложении № 1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 16 февраля 2011 г. № 96 «Об организационно-методическом обеспечении обучения на дому детей-инвалидов», опубликованному 14 марта 2011 года в газете «Воронежский курьер» (вместе с «Положением об организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»), во втором разделе подпункте 2.1.5 говорится о том, что дети, имеющие инвалидность, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером, могут получать образование с использованием дистанционных технологий.

Дети, обучающиеся по образовательной программе специального (коррекци-онного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.) также могут воспользоваться правом получения образования при помощи дистанционных технологий.

На данный момент в г. Воронеж и Воронежской области в реализации Мероприятия принимает участие 181 ребенок-инвалид, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу постоянно или временно.

Обучение в дистанционной форме позволяет расширить спектр образовательных услуг детям-инвалидам: кто-то выберет предметы, которые он не изучает в школе (как правило, это информатика и компьютерная техника, дополнительный иностранный язык, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура), кто-то, наоборот, выберет основные предметы (математику, русский язык), чтобы восполнить пробелы в знаниях. Выбор изучаемых предметов согласуется с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида.

Детям-инвалидам, которые являются выпускниками 9 и 11 классов, передается мультимедийный комплекс, посредством которого происходит обучение в дистанционной форме, по распоряжению правительства Воронежской области от 21 февраля 2012 г. № 70-р «О передаче в безвозмездное пользование лицам, имеющим инвалидность, государственного имущества Воронежской области» [8].

Многие учащиеся с инвалидностью ограничены в возможности передвижения вне дома (особенности заболевания, период обострения заболевания, домашний режим по медицинским заболеваниям), вследствие чего у них ограниченный круг общения (как правило, близкие родственники и медицинский персонал). Дистанционное обучение помогает расширить круг социальных контактов в доступной для его ситуации форме (в режиме онлайн), так как многие учебные занятия проходят с использованием видеоконференции (сетевой педагог проводит урок с двумя или тремя учениками одновременно). Дети с ограниченными возможностями здоровья, находясь в режиме онлайн, принимают участие в мероприятиях, проходящих в центре (линейка, посвященная дню Знаний, новогодняя елка и др.); во внеурочное время ученики общаются в 8куре или социальных сетях.

При многочисленных плюсах получения образования в дистанционной форме, к сожалению, не все учащиеся с инвалидностью могут принимать участие в реализации Мероприятия. Основным препятствием (особенно, если ученик проживает в сельской местности) является отсутствие подключения к сети Интернет, без которого невозможно обучение. Данную проблему можно было бы решить, при помощи спутниковой связи, но возникает вопрос финансирования. Не менее

важным является личное отношение родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ к возможности получения образования в дистанционной форме. Как правило, у них возникает ряд вопросов («А учителя из школы будут ходить?», «Сколько надо заплатить за оборудование?») и отговорок («Ребенок не сможет заниматься дистанционно», «Это вредно для здоровья»). Ограничена информация о возможности обучаться с использованием дистанционных технологий. Отсутствие в области системы получения среднего профессионального и высшего образования. Возможность получения среднего профессионального образования по заочной форме обучения с использованием дистанционных технологий из воронежских вузов на данный момент предлагает Институт менеджмента, маркетинга и финансов [9].

Часть проблем, в том числе проведение и (или) оплата спутникового Интернета, возможно решить с помощью общественных благотворительных организаций (например Российского детского фонда [10]). Одним из возможных решений проблемы ограниченности круга общения ребенка-инвалида может стать организация возможности общения с представителями Русской Православной Церкви в режиме онлайн и в рамках «Субботней школы» для сохранения целостности и поддержки личности ребенка с ОВЗ, а также его родителей.

Список литературы

1. Шипицына, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицына. -М. : ВЛАДОС, 2003. - 528 с. - (Коррекционная педагогика).

2. Лукин, В. П. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации : спец. докл. Уполномоч. по правам человека в Рос. Федерации / В. П. Лукин. -М. : Юриспруденция, 2006. - 120 с.

3. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФЗК и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФЗК). - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 63 с. - (Закон и общество).

4. Душкова, Н.А. История государственного управления в России: эффективность и отчетность (конец XX - начало XXI веков) / Н. А. Душкова, Д. А. Дорохов, В. А. Тонких // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. - 2012. - Т. 8, № 4. - С. 103 - 106.

5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ч. 1. - Ст. 7598.

6. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета [Электронный ресурс] : 5 сент. 2005 г., Москва, Большой Кремлевский дворец // Президент России : офиц. сайт. - Режим доступа : http://archive.kremlin.ru/appears/2005/09/05/ 1531_type63374type63378type82634_93296.shtml. - Загл. с экрана (дата обращения: 29.03.2013).

7. Инклюзивное образование в России и Москве [Электронный ресурс] : статистика и справ. материалы // Dislife : портал для людей с ограниченными возможностями. - 2009. - 21 сент. - Режим доступа : http://www.dislife.ru/flow/ theme/4696. - Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2013).

8. Нормативно-правовые документы, регулирующие реализацию проекта [Электронный ресурс] // Центр дистанц. образования детей-инвалидов : сайт. -Режим доступа : http://vrnclpdo.ru/cdo/normativno-pravovye-dokumenty.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2013).

9. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Ин-т Менеджмента, Маркетинга и Финансов : офиц. сайт. - Режим доступа : http://www.immf.ru/ institute/programm/index.php?ID=19. - Загл. с экрана (дата обращения: 28.02.2014).

10. Российский детский фонд [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа : http://www.detfond.org/ru/ . - Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2013).

The Problems of Training and Education of Children with Disabilities in the Family from 1990 to 2010 (the Voronezh Region)

V. A. Tonkikh, T. S. Goncharova

Department of Humanities, Social and Legal Sciences, Voronezh Institute of Cooperatives (branch) of the «Belgorod University of Cooperation, Economy and Law», Voronezh (1);

Department of History of Russia, Voronezh State Pedagogical University (2);

[email protected]

Key words and phrases: children with disabilities; distance education; family; Voronezh region.

Abstract: The paper focuses on the problems of education of children with disabilities (CWD) brought up in families. The possibility of education for children with disabilities with the help of remote technologies to address the gaps in school knowledge, realize the creative potential of a child (participation in competitions, contests) expansion of social contacts was analyzed. The prospect of continuous education for children with disabilities in higher education using distance technologies after completing school was highlighted. On the example of the Voronezh region the implementation of the activities "Development of distance education of children with disabilities" included in the program of the national priority project (NPP) "Education" was shown. The authors considered positive effects of remote education on children with disabilities its challenges and possible solutions in the Voronezh region.

References

1. Shipitsyna L.M. Psikhologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka (Psychological and educational counseling and support child development: A guide for teachers pathologists), Moscow: VLADOS, 2003, 528 p.

2. Lukin V.P. O soblyudenii prav detei-invalidov v Rossiiskoi Federatsii: spets. dokl. Upolnomoch. po pravam cheloveka v Ros. Federatsii (Observance of the rights of children with disabilities in the Russian Federation: Special Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation), Moscow: Yurisprudentsiya, 2006, 120 p.

3. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. Gimn Rossiiskoi Federatsii (s uchetom popravok, vnesennykh zakonami Rossiiskoi Federatsii o popravkakh k Konsti-tutsii Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabrya 2008 g. № 6-FZK i ot 30 dekabrya 2008 g. № 7-FZK) (The Constitution of the Russia Federation. Anthem of the Russia Federation (as amended by the Law of the Russia Federation on amendments to the Constitution of the Russia Federation dates 30 December 2008 no. 6-FZK and from December 30, 2008 no. 7-FZK)). - Rostov-on-Don: Phoenix, 2013, 63 p.

4. Dushkova N.A., Dorohov D.A., Tonkih V.A. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, vol. 8, no. 4, pp. 103-106.

5. Sobranie zakonodatel'stva RF (Corpus of Legislative Acts of the Russian Federation), 2012, no. 53, part 1, art. 7598.

6. http://archive.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type826 34_93296.shtml (date accessed 29 March 2013).

7. http://www.dislife.ru/flow/theme/4696 (accessed 03 May 2013).

8. http://vrnclpdo.ru/cdo/normativno-pravovye-dokumenty.html (accessed 03 May

2013) - Caps. screen.

9. http://www.immf.ru/institute/programm/index.php?ID=19 (accessed 28 February

2014).

10. http://www.detfond.org/ru/ (accessed 03 May 2013).

Über die Probleme der Ausbildung und der Erziehung der schwerbeschädigten Kinder in der Familie von 1990 bis 2010 Jahre (auf dem Beispiel Gebietes Woronesch)

Zusammenfassung: Es werden die Probleme des Erhaltens der Bildung von den Kindern mit den begrenzten Möglichkeiten der Gesundheit (BMG), großgezogen in den Familien . betrachtet. Es wird die Möglichkeit des Erhaltens der Bildung von den schwerbeschädigten Kindern mit Hilfe der fernbetätigen Technologien zwecks der Beseitigung der Lücken im Schulwissen, der Realisierung des schöpferischen Potentials des Kindes (die Teilnahme an den Wettbewerbe, den Olympiaden) der Erweiterung der sozialen Kontakte analysiert. Es wird die Perspektive der ununterbrochenen Bildung von den schwerbeschädigten Kindern in den Hochschulen unter Ausnutzung der fernbetätigen Technologien nach der Vollendung der Schule beleuchtet. Auf dem Beispiel Gebietes Woronesch ist die Realisierung der Veranstaltung «die Entwicklung der fernbetätigen Bildung der schwerbeschädigten Kinder» (weiter die Veranstaltung), des nationalen ins Programm aufgenommenen Prioritätsprojektes "Bildung" vorgeführt. Es werden betrachtet, wie die positive Wirkung bei der Ausbildung der Kinder mit BMG fernbetätig ist, als auch des Hindernisses auf dem Weg der Realisierung der Veranstaltung in Gebiet Woronesch und die möglichen Weisen ihrer Lösung.

Sur les problème de l'enseignement et de l'instruction des enfants invalides dans la famille dès 1990 jusqu'à 2010 (à l'exemple de la région de Voronej)

Résumé: Sonr envisagés les problèmes de l'enseignement des enfants endicapés physiques qui sont élevés dans les familles. Est analysée la possibilité de l'obtention de la formation par les enfants endicapés physiques à l'aide des technologies à distance dans le but d'éliminer les lacunes dans les études, la réalisation du potentiel créatif de l'enfant (participation aux concours et olympiades), l'élargissement des contacts sociaux. Est examinée la perspective de la formation continue des enfants invalides dans les écoles supérieures avec l'emploi des technologies à distance après avoir terminé l'école secondaire. A l'exemple de la région de Voronej est montrée la réalisation de la manifestation «Développement de l'enseignement à distance des enfants invalides» inclue dans le programme national «Enseignement». Sont envisagés les effets positifs et les obstacles sur la voie de la réalisation de la manifestation dans la région de Voronej ainsi que les moyens de leur élimination.

Авторы: Тонких Владимир Алексеевич - доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-юридических дисциплин, Воронежский институт кооперации (филиал) АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»; Гончарова Татьяна Сергеевна - соискатель кафедры истории России, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж.

Рецензент: Фарберова Ольга Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-юридических дисциплин, Воронежский институт кооперации (филиал) АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Воронеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.