Научная статья на тему 'Образование детей-инвалидов: статистический аспект'

Образование детей-инвалидов: статистический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6376
812
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISABLED CHILDREN / CHILDREN WITH DISABILITIES / EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / DISABILITY STATISTICS / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучмаева О. В.

Целью работы выступает анализ развития системы образования для детей-инвалидов в России в последние годы. Работа построена на анализе реализуемых в стране программных документов в интересах инвалидов, данных статистического наблюдения в сфере образования и положения детей-инвалидов для оценки ситуации в сфере доступности образовательных услуг для детей-инвалидов автор использовал данные официальной статистической отчетности, а так же репрезентативных обследований, проводимых Росстатом. Исследование позволяет сделать вывод, что, несмотря на реализацию принципа инклюзивного образования и реализацию мер по доступности образования для детей с инвалидностью, определенная часть детей с ограниченными возможностями здоровья остается исключенной из системы образования, что, прежде всего, объясняется их состоянием здоровья. Остается потребность в образовательных услугах так называемых коррекционных учреждений. Реформирование системы образования для детей-инвалидов требует учета потребностей лиц с различными ограничениями здоровья. Актуальной проблемой остается получение профессионального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Пока крайне незначительно количество учреждений, предоставляющих возможность получить высшее образование лицам с серьезными ограничениями по здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education for children with disabilities: a statistical aspect

The aim of this work is the analysis of the development of the education system for children with disabilities in Russia in recent years. The work is based on the analysis implemented in the country programme documents for persons with disabilities, the data of statistical observation in the sphere of education and situation of children with disabilities to assess the situation in the field of accessibility of educational services for children with disabilities, the author used the data of official statistical reporting, as well as representative surveys conducted by the Rosstat (Federal State Statistics Service). The study allows to conclude that, despite the implementation of the principle of inclusive education and measures of availability of education for children with disabilities, some children with disabilities remain excluded from the education system, primarily due to their condition. There remains a need in educational services so-called correctional institutions. The reform of the education system for children with disabilities requires consideration of the needs of persons with different disabilities. The actual problem is getting the professional education for children with disabilities. There is the extremely small number of institutions that provide the opportunity for the persons with severe disabilities to receive higher education.

Текст научной работы на тему «Образование детей-инвалидов: статистический аспект»

УДК 311 О.В. Кучмаева

Б01: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2016-6-19-24

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Москва, Россия

Образование детей-инвалидов: статистический аспект

Целью работы выступает анализ развития системы образования для детей-инвалидов в России в последние годы. Работа построена на анализе реализуемых в стране программных документов в интересах инвалидов, данных статистического наблюдения в сфере образования и положения детей-инвалидов — для оценки ситуации в сфере доступности образовательных услуг для детей-инвалидов автор использовал данные официальной статистической отчетности, а так же репрезентативных обследований, проводимых Росстатом. Исследование позволяет сделать вывод, что, несмотря на реализацию принципа инклюзивного образования и реализацию мер по доступности образования для детей с инвалидностью, определенная часть детей с ограниченными возможностями здоровья остается исключенной из системы образования, что, прежде всего,

объясняется их состоянием здоровья. Остается потребность в образовательных услугах так называемых коррекционных учреждений. Реформирование системы образования для детей-инвалидов требует учета потребностей лиц с различными ограничениями здоровья. Актуальной проблемой остается получение профессионального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Пока крайне незначительно количество учреждений, предоставляющих возможность получить высшее образование лицам с серьезными ограничениями по здоровью.

Ключевые слова: дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; образование детей-инвалидов; инклюзивное образование; статистика инвалидности.

Oksana V. Kuchmaeva

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Education for children with disabilities: a statistical aspect

The aim of this work is the analysis of the development of the education system for children with disabilities in Russia in recent years. The work is based on the analysis implemented in the country programme documents for persons with disabilities, the data of statistical observation in the sphere of education and situation of children with disabilities — to assess the situation in the field of accessibility of educational services for children with disabilities, the author used the data of official statistical reporting, as well as representative surveys conducted by the Rosstat (Federal State Statistics Service). The study allows to conclude that, despite the implementation of the principle of inclusive education and measures of availability of education for children with disabilities, some

children with disabilities remain excluded from the education system, primarily due to their condition. There remains a need in educational services so-called correctional institutions. The reform of the education system for children with disabilities requires consideration of the needs of persons with different disabilities. The actual problem is getting the professional education for children with disabilities. There is the extremely small number of institutions that provide the opportunity for the persons with severe disabilities to receive higher education.

Keywords: disabled children; children with disabilities; education for children with disabilities; inclusive education; disability statistics.

Введение

За последние двадцать лет в России и в мире наблюдается тенденция увеличения численности детей-инвалидов. Согласно мировым исследованиям, более чем 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных дефектов; в среднем в мире около 2,5% детей имеют существенные нарушения здоровья и еще около 8% - трудности с поведением или (и) обучением [1]. Данные тенденции обусловили переход от медицинского понимания сущности инвалидности к социальному, необходимость смещения акцентов политики в сторону профилактики

инвалидности и создания условий для интеграции инвалидов в общество, учета их потребностей и использования возможностей лиц с инвалидностью в различных сферах жизни общества. На решение данных проблем была направлена принятая ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году [2].

Важнейшим условием успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выступает обеспечение доступности для них качественного образования. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) указывает, что интеграция

детей, которые в ином случае воспринимались бы как «другие», означает «изменение отношения и подходов людей, организаций и ассоциаций, с тем, чтобы они могли полностью и равноправно участвовать в жизни своего общества и вносить свой вклад в его жизнь и культуру. Инклюзивное общество - это общество, которое уважает и ценит отличия одних от других и активно борется с дискриминацией и предубеждениями в политике и подходах» [3]. Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями, организованная ЮНЕСКО и проведенная в Саламанке (Испания) в 1994 г, рекомендовала, чтобы инклюзивное образование стало нормой в каждой

Таблица 1

Общая численность инвалидов по группам инвалидности (на 1 января года)

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Всего инвалидов, тыс. человек 13134 13209 13189 13082 12946 12924 12751

В том числе инвалиды с детства

дети-инвалиды 519 541 560 568 580 605 617

Число детей-инвалидов в расчете на 1000 детей в возрасте до 18 лет 20,0 20,5 21,1 20,9 20,7 21,3 21,8

Доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов 4,0 4,1 4,2 4,3 4,5 4,7 4,8

стране. Такие же рекомендации содержатся в Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой в 2006 г. и ратифицированной Россией в 2012 году. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297 [4], в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов предусматривает решение ряда первостепенных вопросов, среди которых одной из основных является формирование доступной среды.

Динамика детской инвалидности в России

Согласно данным Росстата, по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось 12,7 млн инвалидов, в том числе 617 тыс. детей-инвалидов [5]. Это больше на 12 тыс. численности детей-инвалидов в 2015 году и на 98 тыс. - в 2010 году. Увеличение численности инвалидов в структуре населения ведет к необходимости изменения отношения к инвалидам в обществе, проведения специальной политики, направленной на реабилитацию и адаптацию детей-инвалидов к жизни в обществе, что невозможно без формирования образовательной среды, позволяющей детям с инвалидностью получить качественное образование.

Мировой тренд к увеличению абсолютной и относительной численности инвалидов наиболее наглядно в России проявляется для детей (табл. 1.). Детский возраст является весьма восприимчивым как к негативным, так и позитивным воздействиям на организм, ранее выявление инвалидности, принятие эффективных реабилитационных мер позволит стабилизировать состояние здоровья и, впоследствии, может привести к изменению статуса - снятию инвалидности. Создание благоприятной среды, условий для образования, социализации, досуга, отдыха, физической активности позволяет минимизировать влияние здоровья на ограничение возможностей, позволит адаптироваться ребенку к жиз-

ни в обществе, вести полноценную жизнь.

На протяжении последних лет численность взрослых инвалидов сокращалась. Численность детей-инвалидов, напротив, увеличивалась достаточно интенсивно. Если численность всех инвалидов в период 2010-2016 гг. сократилась на 3% (при этом в структуре «взрослой» инвалидности произошло увеличение лиц, имеющих инвалидность 3 группы с 27% до 36%), то численность детей-инвалидов увеличилась почти на 19%, в том числе в 2015 году (по сравнению с предыдущим годом) на 4%, в 2016 году - на 2%. Данная динамика приводит к увеличению численности совершеннолетних инвалидов, относящихся к категории инвалидов с детства (на 17,6% в период 2011-2016 гг., до 1049 тыс. человек).

Кроме того, произошедшие структурные изменения привели к тому, что доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов России повысилась с 4.0% до 4,8%.

На рост численности детей-инвалидов влияет совокупность разноплановых тенденций. Это и глобальный тренд на рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, связанный, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, с успехами медицины - возможностями неонатальной медицины по выхаживанию детей, имеющих серьезные патологии, ранее не совместимые с жизнью, развитием фармации, сложных лечебных и реабилитационных технологий. Это и реализация долгосрочных целевых программ и стратегий, направленных на профилактику инвалидности, и изменения в порядке установления инвалидности,

и отношение людей к самому факту установления инвалидности - как к стигматизации, лишающей ребенка каких-либо прав или как к появлению возможности пользоваться целым комплексом социальных благ.

Влияние этих факторов, и, как следствие, рост численности детей-инвалидов и динамика изменения численности детей в возрасте до 18 лет привели к тому, что число детей-инвалидов на 1000 детей увеличилось с 2010 г. к 2016 г. от 20,0 до 22 человек.

Среди детей-инвалидов большая часть - мальчики и юноши, причем с возрастом перевес увеличивается: если в возрастах 0-7 лет на 1000 девочек, имеющих инвалидность, приходится 1260 мальчиков (2016 г.), то в возрастах 8-17 лет перевес юношей увеличивается до 1337 на 1000 девушек.1

Дошкольное образование детей-инвалидов

Число воспитанников-инвалидов, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [6] составила в 2015 году 60551 чел. (см. табл. 2), значительно увеличившись в последние годы (на 53% по сравнению с 2011 г. и на 11% по сравнению с 2014 г.). Однако поскольку в эти же годы рост коснулся всех категорий воспитанников, посещающих данные учреждения, вследствие чего доля детей-инвалидов в общей численности воспи-

1 По данным Пенсионного фонда Российской Федерации из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Таблица 2

численность воспитанников-инвалидов, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми*

(на конец года)

2011 г 2012 г 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Численность воспитанников-инвалидов, человек 39604 42029 46456 54691 60551

в процентах от общей численности воспитанников, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8

*До 2014 года приводится численность воспитанников-инвалидов, посещающих дошкольные образовательные организации.

танников изменилась незначительно, увеличившись с 0,7% до 0,8%. Пока лишь 29% детей-инвалидов в возрасте 0-7 лет посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (2015 г.). Причем в основном это дети 5-7 лет и старше. Так, по данным за 2015 г. лишь 5,5% воспитанников с инвалидностью были в возрасте до 3 лет, 33,6% - в возрасте 3-4 года и 60,9% - в возрасте 5 лет и старше.

Среди детей в возрасте 3-8 лет около 60% посещают дошкольные или общеобразовательные учреждения (табл. 3). Большая часть - детский сад (26,5%) или общеобразовательное учреждение (20,0%). Среди причин, по которым дети-инвалиды и дети, страдающие хроническими заболеваниями, в возрасте 3-8 лет, не посещают дошкольное (или общеобразовательное) учреждение в первую очередь выделяется состояние здоровья (87,6%). Стоит отметить, что в таблице 3 представлены данные опроса родителей детей-инвалидов, и соответственно, мнение значительной части родителей таково, что состояние здоровья их детей не дает им возможности посещать образовательные учреждения.

Общее образование для детей-инвалидов

По данным единой информационной сети Минобрнауки России (по состоянию на начало 2014/2015 учебного года) в общеобразова-

тельных организациях обучается 481,6 детей с ограниченными возможностями здоровья (2012/2013 учебный год - 138,8 тыс. детей).

Эксперты РООИ «Перспектива» указывают, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей, и, следовательно, примерно 45% (200 тыс.) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются [7]. Таким образом, часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (кор-рекционные) школы по причине невозможности освоения программ этих школ.

По данным Минобрнауки России, доля детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет 1,7%. И эта цифра не меняется с момента начала статистического наблюдения (2011-2015 гг.). Отметим, что в 2015 г. доля детей-инвалидов среди детей в возрасте до 18 лет составляла 2,1%. Доля же детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся несколько больше, и проявляет тенденцию к росту: на начало 2011/2012 учебного года она составляла 2,5%, к началу 2015/2016 учебного года увеличилась до 3,5%. Можно предположить, что введение в действие Закона «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), определившего характеристики инклюзивного образования, способствовало созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем продолжают действовать специальные общеобразовательные организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 3

Посещение дошкольных или общеобразовательных организаций детьми-инвалидами в возрасте 3-8 лет году в 2014 году (по данным комплексного наблюдения условий жизни населения, в процентах)

Типы учреждений и причины непосещения Доля, %

Дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями, всего 100

в том числе посещают

детский сад 26,5

специальное коррекционное учреждение (на постоянной основе) 7,2

группу кратковременного пребывания 2,7

группу круглосуточного пребывания 0,9

учится в общеобразовательном учреждении (включая надомные формы обучения) 20,0

не посещает дошкольного (или общеобразовательного) учреждения 42,6

Дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями, в возрасте 3-8 лет, не посещающие дошкольное (или общеобразовательное) учреждение -всего 100

в том числе по причинам непосещения

нет мест 5,8

высокая оплата 0,0

нет поблизости 1,9

дома ребенку лучше 4,2

не может посещать дошкольное (или общеобразовательное) учреждение по состоянию здоровья 87,6

другие причины 0,5

В 2014/2015 учебном году функционировало 1660 такого рода учреждений, хотя их количество и сократилось в последние годы (по сравнению с 2010/2011 уч. годом на 7,7%, с 2013/2014 уч. годом - на 1%). Большая часть учреждений предназначена для обучения умственно отсталых (1156 организаций) и детей с задержкой психического развития (117 организаций). Необходимо обратить внимание, что численность детей, обучающихся в таких организациях отнюдь не сокращается. В 2014/2015 учебном году в общеобразовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучалось 212,2 тыс. детей (2010/2011 уч. год - 207,7 тыс., 2013/2014 уч. год - 210,2 тыс. детей). То есть стратегический тренд на закрытие специальных, т.н. коррекционных, образовательных учреждений, не находит поддержки у многих детей и их родителей, что приводит к увеличению наполняемости оставшихся образовательных организаций.

По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения за 2014 год [8] 69% детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 9-15 лет посещает общеобразовательные организации, 16,7 % обучаются на дому с прикреплением к конкретному общеобразовательному учрежде-

нию. Настораживает, что, судя по ответам родителей, 12,3% детей инвалидов или детей, страдающих хроническими заболеваниями, не подлежат обучению по состоянию здоровья, еще 2,0% не посещают общеобразовательного учреждения по другим причинам.

Интернатные учреждения для детей-инвалидов

В последние годы в России наблюдается тенденция как к сокращению как числа учреждений, где воспитываются дети-инвалиды, так и численности воспитанников. Динамика численности детей-инвалидов соответствует динамике числа интернатных учреждений: за 2013-2015 гг. число учреждений сократилось на 21,8%, численность детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях - на 24,3%. Если в 2013 году в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей проживало 8054 ребенка-инвалида, то к 2015 году их численность сократилась до 6097 (см. табл. 4). В максимальной степени сократилась численность детей-инвалидов, воспитывающихся в санаторных детских домах и детских домах-школах.

Кроме того, статистика учитывает и численность детей с ограниченными возможностями здоро-

вья, проживающих в интернатных учреждениях. Их численность в 2015 году составила 18309 человек. В отдельных случаях вызывают определенные вопросы критерии отнесения ребенка к категории ребенок-инвалид или ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Так, данные о совокупной численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в специальных (коррекционных) детских домов и специальных (кор-рекционных) школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2015 г., соответственно на 21,3% и 24,4% превышает общую численность воспитанников учреждений.

Больше всего детей-инвалидов (от общей численности воспитывающихся в интернатных учреждениях) проживает в специальных коррекционных школах-интернатах - 54,8% и в детских домах - 40,7%. Удельный вес детей-инвалидов среди воспитанников домов ребенка в 2014 году составил 25,7% от общего числа детей, воспитывающихся в домах ребенка (в 2013 году - 25,7%, 2012 году -24,6%). Многие из этих детей вырастают в стенах учреждения, так и не узнав, что такое семья, при этом у подавляющего большинства таких детей есть хотя бы один живой родитель.

Таблица 4

Сведения о детях инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в учреждениях

для сирот и детей, лишенных попечения родителей1

Виды учреждений Количество учреждений Численность детей, всего в том числе

с ограниченными возможностями здоровья инвалидов

2013 2015 2013 2015 2013 2015 2013 2015

Всего учреждений 1 197 936 65383 40662 26589 18 309 8054 6097

в том числе: детские дома 911 720 40355 24726 11764 7746 3732 2483

в том числе: общего типа 764 637 32909 21217 6040 5155 1743 1340

санаторные 22 10 1 581 674 470 211 156 85

специальные (коррекционные) 125 73 5865 2835 5254 2380 1833 1058

школы интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 62 46 6092 3967 862 729 71 191

специальные (коррекционные) школы интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 188 145 15717 10230 12993 9385 4110 3341

детские дома школы 36 25 3 219 1 739 970 449 141 82

Кроме того, негосударственные учреждения 17 13 585 413 20 15 17 11

1 Данные статистической формы 13Д, размещенной на сайте Минобрнауки РФ.

В результате реализации мероприятий, направленных на оказание помощи семьям с детьми-инвалидами, сокращается численность детей, проживающих в интернатных учреждениях.

Реализуется стратегия действий, направленная на сокращение числа учреждений для детей-инвалидов. Так, за период 2013-2015 гг. количество специальных коррекци-онных детских домов сократилось на 52 и достигло 73, специальных коррекционных школ-интернатов -на 43 и достигло 145. Часть учреждений проходит реорганизацию (в 2015 г. - 8 детских домов и 17 школ-интернатов). В интернатных учреждениях открываются постинтернатные блоки, социальные гостиницы, общежития, центры постинтернатной адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное образование детей-инвалидов

При этом родители детей-инвалидов, получающих в настоящее время в той или иной форе общее образование, настроены на получение их детьми профессионального образования (62,6%), в том числе 26,2% - начального или среднего профессионального образования, 36,3% - высшего профессионального образования. Лишь 1% родителей не ориентированы на продолжение обучения ребенком в системе профессионального образования, однако 36,4% родителей детей-инвалидов затруднились с ответом.

Растет численность детей инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, в отличие от других категорий обучающихся. За период с 2011/2012 учебного года численность инвалидов, обучающихся в такого рода учреждениях увеличилось на 9,2% и составило на начало 2016/2016 учебного года 14788 человек. Однако доля инвалидов составляет лишь 0,5% от численности обучающихся.

Численность инвалидов - студентов образовательных организа-

ций высшего образования составила на начало 2015/2016 уч. года 18043 чел. В отличие от численности студентов, обучающихся на специалистов среднего звена, здесь не удается проследить какую-либо тенденцию - к росту или сокращению численности. Доля инвалидов среди студентов организаций высшего образования составляет около 0,4%. По данным Министерства образования и науки России, разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков для обучающихся инвалидов осуществляется пока лишь в 123 образовательных организациях высшего образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. З ст. 2 Закона). Закон гарантирует гражданам с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) право в области образования, обязывая государство создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Сегодня в России действует система специального (коррекционного образования), в которую входят учреждения восьми видов: специальные (коррекцион-ные) образовательные учреждения для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федера-

ции» инклюзивное образование -это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзия в образовании предполагает реформирование учебных заведений, так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения учащихся. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества.

Заключение

Расширение доступности качественных образовательных услуг для детей-инвалидов позволит повысить количество детей, имеющих общее среднее образование и, следовательно, долю тех, кто сможет получить среднее и высшее профессиональное образование и в дальнейшем иметь больше шансов оплачиваемой занятости.

С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В 2014 году были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые стали основными нормативными документами, устанавливающими единые государственные требования к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных организациях должна быть создана доступная среда, включая физическое пространство и специальное оборудование. А для организации качественного образовательного процесса необходимы специально подготовленные педагогические кадры, психологи, специалисты по коррекционному образованию, тьюторы и другие. Изменения должны произойти и на ценност-

ном уровне - постепенно в школе, как и в обществе в целом, будет развиваться инклюзивная культура. В развитии инклюзивной культуры важную роль играет просвещение, информирование общества, в частности, школьников и их родителей, преодоление негативных стереотипов и формирование толерантности.

У детей с инвалидностью есть обычные потребности - в охране здоровья, благополучии, экономической и социальной безопасности, в обучении и развитии навыков, жизни в сообществе. Эти потребности должны удовлетворяться не в специализированных и сегрегированных сервисах, а в инклюзивной среде. При этом необходимо

учитывать разнообразие детей с ограниченными возможностями и инвалидностью, что требует эффективного управления, подготовленного персонала и финансового обеспечения. Важно обеспечить на практике реализацию концептуальных положений, декларируемых в стратегических документах последних лет.

Литература

1. Поощрение прав детей с ограниченными возможностями: Дайджест «Инночети». - М.: ЮНИСЕФ, 2008

2. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129200/

3. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, World Conference on Special Needs Education: Access and quality, Salamanca, Spain, UNESCO, Paris, 1994. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.unesco.org/education> for follow-up reports.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» - Режим доступа: http://government.ru/media/files/6kKpQJTEgR1B mijjyqi6GWqpAoc6OmnC.pdf

5. Данные официальной статистики. Сайт Росстата. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/zdrav/inv-det.htm

6. Данные Росстата (форма № 85-К). Сайт Росстата. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/

7. Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект. М.: РООИ Перспектива, 2014.

8. Данные Комплексного обследования условий жизни населения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ14/ survey0/index.html

References

1. Pooshchrenie prav detei s ogranichennymi vozmozhnostyami: Daidzhest «Innocheti». - M.: YuNISEF, 2008 (in Russ.)

2. Federal'nyi zakon ot 03.05.2012 N 46-FZ «O ratifikatsii Konventsii o pravakh invalidov» [Electronic resource]: Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129200/ (in Russ.)

3. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, World Conference on Special Needs Education: Access and quality, Salamanca, Spain, UNESCO, Paris, 1994. [Electronic resource]: Available at: http:// www.unesco.org/education> for follow-up reports.

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 01 dekabrya 2015 g. № 1297 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Dostupnaya sreda» na 2011-2020 gody» - [Electronic resource]: Available at: http://government.ru/media/files/6 kKpQJTEgR1Bmijjyqi6GWqpAoc6OmnC.pdf (in Russ.)

5. Dannye ofitsial'noi statistiki. Rosstata. [Electronic resource]: Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/population/zdrav/inv-det.htm (in Russ.)

6. Dannye Rosstata (forma № 85-K). Rosstat. [Electronic resource]: Available at: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/ (in Russ.)

7. Kulagina E.V. Obrazovanie detei-invalidov i detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: sotsial'no-ekonomicheskii aspekt. M.: ROOI Perspektiva, 2014. (in Russ.)

8. Dannye Kompleksnogo obsledovaniya uslovii zhizni naseleniya. [Electronic resource]: Available at: http:// www. gks. ru/free_doc/new_site/KOUZ 14/survey0/index. html (in Russ.)

Сведения об авторе

Оксана Викторовна Кучмаева,

профессор, доктор экономических наук Эл. почта: [email protected] Тел.: (910) 456-47-76 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Information about the author

Oksana V. Kuchmaeva

Doctorate of Economic Sciences, Professor E-mail: [email protected] Tel.: (910) 456-47-76

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.