Т. В. Волобоева, Т.Н. Смагина, А.М. Платонихина
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ
ОБЛАСТИ
ФКУ ГБ МСЭ по Оренбургской области ФМБА России, г. Оренбург
T.V. Voloboeva, T.N. Smagina, A.M. Platonikhina
CONTROLLED FROM DISTANCE EDICATION OF CHILDREN OF INVALIDS IN THE
ORENBURGSKOY AREA
FKU GB ITVto on the Orenburgskoy area FMBA of Russia, Orenburg
Ключивые слова: дистанционное образование, инклюзия, доступность, Центры, интеграция в социум.
Keywords: controlledfrom distance education, inklyuziya, availability, Centers, integration in socium.
Цель: анализ состояния дистанционного образования детей-инвалидов в Оренбургской области. Материал и методы: анализ проведен с использованием документально-статистической информации ФКУ ГБ МСЭ по Оренбургской области, информации, представленной Министерством образования и Министерством социального развития по Оренбургской области, а так же по данным, опубликованным в периодических изданиях.
Результаты: в целях обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в области реализуются два проекта: «Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья» и «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Созданы два Центра дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. В состоянии на 01.01.2011г. в Центрах дистанционного обучения в рамках реализации вышеуказанных проектов дистанционным обучением охвачено 239 детей-инвалидов из 12 городов и 26 районных центров. Из них 36% детей проживают в сельских поселениях. На 2011-2012 учебный год запланировано обучение еще 250 детей- инвалидов. За годы действия инклюзивного образования выпускниками стали 42 инвалида категории «ребенок — инвалид». С 2002 года для получения инвалидами высшего образования в области существует факультет дистанционных образовательных технологий в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Обучение проводится по 12 специальностям. В 2011 году обучались 79 студентов-инвалидов, из них 26,6% проживали в сельских поселениях. В основном обучаются инвалиды Шгруппы — 51,9%, инвалиды 1группы составит 18,9%.
За 2009—2011гг. выпускниками факультета дистанционных образовательных технологий ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» стали 3 инвалида.
Выводы: для создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и интеграцию инвалидов в активную общественную жизнь, необходимо широкое внедрение дистанционного образование
Purpose: analysis of the state of the controlled from distance education of children-invalids in the Orenburgskoy area.
Material and methods: an analysis is conducted with the use of documentary-statistical information jf FKU GB ITV to on the Orenburgskoy area, information, presented Department of Education and
Ministry of Social development to on the Orenburgskoy area, and similarly from data, to published in magazines Results for providing of availability of high-quality education for children with the limited possibilities of health two projects will be realized in an area «Creation offorms of the controlled from distance teaching of children with the limited possibilities, not visitant educational establishments on the state a health» and «Development of the controlled from distance education of children-invalids» Two Centers of the controlledfrom distance teaching are createdfor children with the limited possibilities of health Able on 01 01 201 lg in Centers ofthe controlledfrom distance teaching within the framework of realization offoregoing projects the controlled from distance teaching 239 children-invalids from 12 cities and 26 district centers are overcame From them 36% children live in rural settlements On 2011—2012 a school year is planned teaching 250 children-invalids For years the action of inklyuzivnogo education graduating students 42 invalids of category became a «child is an invalid» From 2002for the receipt of higher education invalids in an area there is a faculty of the controlled from distance educational technologies in GOU VPO the «Orenburgskiy state university» Teaching is conducted for to 12 specialities 79 students-invalids were taught in 2011, from them 26,6% lived in rural settlements The invalids of the III group are mainly taught —51,9%, invalids of the I group were 18,9%
After 2009-2011 by the graduating students offaculty of the controlled from distance educational technologies of GOU VPO the «Orenburgskiy state university» 3 invalids became Conclusions wide introduction is needed distance educationfor creation of educational environment, providing availability of high-quality education and integration of invalids in active public life
Получение детьми-инвалидами образования является одной из важнейших задач государственной политики, как в области образования, так и в области демографического и социально-экономического развития нашей страны Государством гарантируется право инвалидов на получение образования, закрепленное в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996г N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995т N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999г N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998г N 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999г N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи -тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003т N 131-ФЗ «Об общих принципах организации мест
ного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с областной целевой программой «Реабилитация инвалидов в Оренбургской области» на 2011- 2015 годы (утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 09 2010 №639 -пп), Постановление Правительства Оренбургской области от 22 02 2011 №90 «Об утверждении положения о порядке реализации и финансирования мероприятий областной целевой программы Реабилитация инвалидов в Оренбургской области» на 2011-2015 годы
В настоящее время одна из серьезных проблем в обществе со сложной стратификационной структурой — это неравная доступность образования для определенных социальных групп, имеющих разные и порой невыгодные стартовые условия В большей степени это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, для которых получение качественного образования напрямую связано с социальным неравенством во всех аспектах их жизни [1] Поэтому важным моментом при получении образования детьми-инвалидами, является созда
ние индивидуально-приемлемых условий с учетом интеллектуального и психофизического развития путем дифференцированного обучения по разноуровневым программам для обучения каждого ребенка.
На сегодняшний день в России существует дифференцированность при получении образования детьми с ограничениями жизнедеятельности. Существует сеть
специализированных образовательных
учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционные образовательные учреждения). В большинстве случаев дети- инвалиды обучаются на дому по индивидуальной (облегченной) программе, которая
предусматривает меньшее количество учебных часов и меньшую учебную нагрузку. Индивидуальное обучение приводит к дезадаптации детей с ограниченными возможностями, снижает возможность в полной мере конкурировать со сверстниками, адаптироваться в детском коллективе, а в более старшем возрасте получить специальное образование, профессию, успешно
интегрировать в социум [2].
В связи с этим, в последние годы в России получает широкое развитие инклюзивное образование - процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.
Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.
Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное образование позволяет решить одну из задач современной модели образования [3] - создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Оно представляет реальные возможности для обучения инвалидов, которые в силу специфики заболевания значительную часть времени проводят дома, или проживают в удаленных местностях или в условиях, где отсутствует безбарьерная среда. Дистанционное образование помогает детям - инвалидам виртуально общаться с преподавателями, знакомиться друг с другом и чувствовать себя полноценным членом общества.
В целях обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в области реализуются два проекта.
В 2008 году министерство образования региона в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) приступило к реализации проекта «Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не
посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья». В 2009г. в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009 -2012 годы начата реализация проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
Основная цель проектов — создание системы дистанционного обучения
детей-инвалидов на основе Интернет-технологий. Система направлена на их активную социализацию и социальную адаптацию.
В рамках реализации ФЦПРО в области созданы два Центра дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья — в Центральной зоне Оренбуржья в г. Оренбурге на базе педколледжа №2 и в Восточной зоне — в г. Орске. В соответствии с приказом министерства образования
Оренбургской области от 27.01.2010г. № 01/20 -66 «О правилах приема детей-инвалидов в областной центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» в дистанционный центр направляются дети-инвалиды, обучающиеся на дому по программе VII вида.
В состоянии на 01.01.2011г. в Центрах дистанционного обучения в рамках реализации вышеуказанных проектов дистанционным обучением охвачено 239 детей- инвалидов из 12 городов и 26 районных центров. Из них 36% детей проживают в сельских поселениях. На 2011-2012 учебный год запланировано обучение еще 250 детей-инвалидов.
За годы действия инклюзивного образования выпускниками стали 42 инвалида категории «ребенок — инвалид».
Особое внимание в Центрах уделяется решению проблем адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме. В процессе обучения дети имеют возможность овладеть новой технологией обучения, расширить рамки общения, получить возможность качественного обучения.
Высшее профессиональное образование инвалиды получают, в полной мере реализуя право на внеконкурсное поступление в ВУЗы. С 2002 года для получения инвалидами высшего образования в области существует факультет дистанционных образовательных технологий в ГОУ ВПО «Оренбургский государствен
ный университет». Обучение проводится по 12 специальностям. В 2011 году обучались 79 студентов-инвалидов, из них 26,6% проживали в сельских поселениях. В основном обучаются инвалиды III группы — 51,9%, инвалиды I группы составили 18,9%.
За 2009—2011 гг. выпускниками факультета дистанционных образовательных технологий ГОУ ВПО «Оренбургский го -сударственный университет» стали 3 инвалида.
Профессиональное образование для инвалидов необходимо, но оно теряет всякий смысл, если не сопровождается последующим гарантированным трудоустройством.
Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.
Получение инвалидами достойного уровня образования крайне важно для каждого инвалида. В социальной структуре нашего общества инвалидам предписано социальное положение девианта с качествами неуверенности, беспомощности, бесполезности. Эта роль преобладает над другими социальными позициями. Для преодоления укоренившихся стереотипов инвалидам необходимо положительное социальное самочувствие, эконо-мическая самостоятельность, интеграция в общество. Главным индикатором положения инвалидов является уровень и качество их жизни. Получив конкурентоспособный уровень образования, люди с ограниченными возможностями имеют шансы равного доступа к престижным в данном обществе ценностям. Решение проблем интеграции инвалидов в социум зависит как от активности и веры в себя, так и от встречного движения государства: со -циальной политики, включающей поддержку и защиту этой социальной группы людей на их пути к успешной, полноценной жизни.
Выводы
1. Образование детей-инвалидов остается важнейшей задачей государственной политики.
2. В регионе успешно реализуются 2 проекта по внедрению дистанционного образования для лиц с ограниченными возможностями, благодаря которым 318 инвалидов получили возможность получения качественного образования, из них 79 — студенты высших учебных заведений.
3. Равный доступ к образованию гарантирует равный доступ к активной интеграции в социум.
Литература:
1. Мюллер Н.В. Опыт использования дистанционных образовательных тех
нологий в профессиональной реабилитации инвалидов. // Сборник материалов научно-практической конференции (19-21 сентября, Хабаровск). — М. 2011.-243 с.-С. 192.
2. Науменко Л.Л., Щемелева В.И. Проблемы образования детей-инвалидов и пути их решения // Ж. «Медикосоциальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями», - 2010 г., -№3. — С.10
3. Соловьева Ю.М., Воропаев В.Н. Итоги реализации программы дистанционного обучения детей-инвалидов в Волгоградской области в 2010-2011 гг. // Сборник материалов научно- практической конференции (19-21 сентября, Хабаровск). — М. 2011. — 243 с. — С.3-18.
---------------------------------------------------------------------------------------информация
Международная конференция, посвященная 55-летию со дня аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк»
Конференция пройдет 2 октября 2012 года в г. Челябинске.
Основная цель Международной конференции - обеспечить возможность проведения дискуссий по широкому спектрувопросов,связанныхсизучениемпоследствийрадиационнойаварии1957года,втомчислевлияниянаэконо-мическоеисоциальноесостояниерегиона,здоровьенаселения;обсудитьсовременныеподходыквопросамрадиаци- онной безопасности, формированиюэффективноговзаимодействиягосударственныхиобщественных организаций. На Международной конференции будут представлены последние данные о медико-биологических последствиях наиболее значимых радиационных катастроф, информация о результатах реализации государственной политики в области преодоления последствий радиационных аварий в Уральском регионе, дана характеристика основных аспектов состояния экосистемы Восточно-Уральского радиационного следа, современное положение и перспективы развития ПО «Маяк».
Также будут обсуждены последствия радиационных аварий и инцидентов на территории СССР и России, международный опыт взаимодействия в области научных исследований и преодоления последствий радиационных катастроф, вопросы совершенствования системы мер по социально-психологической адаптации населения, подвергшегося радиационному воздействию.
Организатором Международной конференции является Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Уральский научно-практический центр радиационной медицины (УНПЦ РМ) при поддержке Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА России) и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России.