Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов'

Особенности психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1466
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АДАПТАЦИЯЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / САМООБСЛУЖИВАНИЕ В БЫТУ / ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION / SOCIAL AND HOUSEHOLD INFRASTRUCTURE / ADAPTATION OF DISABLED CHILDREN / SOCIAL FAMILY PATRONAGE / SOCIAL AND ENVIRONMENTAL REHABILITATION / SELF-SERVICE IN EVERYDAY LIFE / ACCESSIBLE LIVING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сабанов Заурбек Михайлович

Статья посвящена основам психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов. В ней рассматриваются основные направления и способы формирования психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов в России. В данной статье также рассматриваются основные понятия и термины, отражающие сущность современных теоретико-методологических и содержательных основ организации психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов, способствующих форсированию их социальной самостоятельности, и в то же время защищенности. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий социально-педагогический патронаж семьи, который предусматривает помощь семье в устройстве ребенка-инвалида в образовательное учреждение. Целью такого патронажа является как можно более полная комплексная реабилитация детей-инвалидов, достижение такого их состояния, когда они способны к самостоятельному выполнению социальных функций, характерных здоровым их сверстникам. В статье под социальными функциями автор подразумевает социальные умения и навыки к трудовой деятельности, обучению в общеобразовательной школе, способность к восприятию прочитанного, счету, письму, коммуникативные способности, умение анализировать и др. В то время как основная часть населения может овладеть социальными умениями и навыками при наименьшей потере времени на формальное обучение, ребенок-инвалид нуждается в более скрупулезном и регулярном обучении этим умениям навыкам. Главная цель работников учреждений социальной защиты помочь детям-инвалидам овладеть двигательными навыкам и социальными умениями, усвоить основные принципы овладения грамотой и навыками счета и письма (например: одеваться, умываться, уметь пользоваться столовыми приборами, расплачиваться при совершении покупок, готовить пищу, не требующую особых кулинарных способностей, пользоваться мобильным телефоном, ориентироваться в своем районе и так далее). Дети-инвалиды более старшего школьного возраста могут в рамках психолого-педагогической реабилитации изучать некоторые академические дисциплины, которые вызывают у них особый интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABLED PEOPLE

The article is devoted to the basics of psychological and pedagogical rehabilitation of disabled children. It examines the main directions and ways of forming psychological and pedagogical rehabilitation of disabled children in Russia. This article also presents the main terms and concepts that reveal the modern theoretical, methodological and substantive foundations of the organization of psychological and pedagogical rehabilitation of disabled children, the use of which contributes to the acceleration of their social independence, and at the same time to security. An important clause of the article is a section describing the social and pedagogical patronage of the family, which provides for assistance to the family in arranging a disabled child in an educational institution. The goal of such patronage is as comprehensive as possible for the rehabilitation of disabled children, to achieve their state of being when they are able to perform the social functions that are characteristic of their healthy peers. In the article, under social functions, the author means social skills and habits for working life, education in the general education school, ability to read, account, writing, communicative abilities, ability to analyze, etc. While the bulk of the population can master social skills with the least loss of time for formal training, a disabled child needs more scrupulous and regular training in these skills. The main goal of the employees of social protection institutions is to help children with disabilities to master motor skills and social skills, to master the basic principles of mastering the letter and writing and writing skills (for example: dressing, washing, using utensils, paying for purchases, preparing food that does not require special culinary abilities, use a mobile phone, navigate in your area and so on). Disabled children of a more senior school age can study some academic disciplines within the framework of psychological and pedagogical rehabilitation, which are of particular interest to them.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов»

Sabanov Zaurbek Mikhailovich PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL ..

psychological science

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

© 2018

Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена основам психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов. В ней рассматриваются основные направления и способы формирования психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов в России. В данной статье также рассматриваются основные понятия и термины, отражающие сущность современных теоретико-методологических и содержательных основ организации психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов, способствующих форсированию их социальной самостоятельности, и в то же время - защищенности. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий социально-педагогический патронаж семьи, который предусматривает помощь семье в устройстве ребенка-инвалида в образовательное учреждение. Целью такого патронажа является как можно более полная комплексная реабилитация детей-инвалидов, достижение такого их состояния, когда они способны к самостоятельному выполнению социальных функций, характерных здоровым их сверстникам. В статье под социальными функциями автор подразумевает социальные умения и навыки к трудовой деятельности, обучению в общеобразовательной школе, способность к восприятию прочитанного, счету, письму, коммуникативные способности, умение анализировать и др. В то время как основная часть населения может овладеть социальными умениями и навыками при наименьшей потере времени на формальное обучение, ребенок-инвалид нуждается в более скрупулезном и регулярном обучении этим умениям навыкам. Главная цель работников учреждений социальной защиты - помочь детям-инвалидам овладеть двигательными навыкам и социальными умениями, усвоить основные принципы овладения грамотой и навыками счета и письма (например: одеваться, умываться, уметь пользоваться столовыми приборами, расплачиваться при совершении покупок, готовить пищу, не требующую особых кулинарных способностей, пользоваться мобильным телефоном, ориентироваться в своем районе и так далее). Дети-инвалиды более старшего школьного возраста могут в рамках психолого-педагогической реабилитации изучать некоторые академические дисциплины, которые вызывают у них особый интерес.

Ключевые слова: социальная защита, психолого-педагогическая реабилитация, социальная инфраструктура, адаптацияя детей-инвалидов, социально-средовая реабилитация, самообслуживание в быту, физические отклонения, психические отклонения, двигательные навыки.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABLED PEOPLE

© 2018

Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the basics of psychological and pedagogical rehabilitation of disabled children. It examines the main directions and ways of forming psychological and pedagogical rehabilitation of disabled children in Russia. This article also presents the main terms and concepts that reveal the modern theoretical, methodological and substantive foundations of the organization of psychological and pedagogical rehabilitation of disabled children, the use of which contributes to the acceleration of their social independence, and at the same time - to security. An important clause of the article is a section describing the social and pedagogical patronage of the family, which provides for assistance to the family in arranging a disabled child in an educational institution. The goal of such patronage is as comprehensive as possible for the rehabilitation of disabled children, to achieve their state of being when they are able to perform the social functions that are characteristic of their healthy peers. In the article, under social functions, the author means social skills and habits for working life, education in the general education school, ability to read, account, writing, communicative abilities, ability to analyze, etc. While the bulk of the population can master social skills with the least loss of time for formal training, a disabled child needs more scrupulous and regular training in these skills. The main goal of the employees of social protection institutions is to help children with disabilities to master motor skills and social skills, to master the basic principles of mastering the letter and writing and writing skills (for example: dressing, washing, using utensils, paying for purchases, preparing food that does not require special culinary abilities, use a mobile phone, navigate in your area and so on). Disabled children of a more senior school age can study some academic disciplines within the framework of psychological and pedagogical rehabilitation, which are of particular interest to them.

Keywords: psychological and pedagogical rehabilitation, social and household infrastructure, adaptation of disabled children, social family patronage, social and environmental rehabilitation, self-service in everyday life, accessible living environment.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Детская инвалидность - это существенное ограничение здоровья и жизнедеятельности ребенка, повлекшее его социальную дезадаптацию вследствие нарушения его физического, физиологического или психического развития, способностей к творческому развитию, к самостоятельному передвижению, пространственной ориентации, взаимодействию со сверстниками, и т.д. Над совершенствованием процесса реабилитации детей-инвалидов сегодня работают многие специалисты и исследователи. С разных точек зрения данную проблему исследуют психологи, педагоги, социальные работники, философы, медработники, социологи, социальные пси-

хологи (Г.В. Ахметжанова, А.А. Бесолова, В.И. Бондарь, Ж.Э. Кесаева, А.А. Степанько, Н.Н. Тигишвили) [1; 2; 3] и т.д. По мнению этих ученых, проблема реабилитации детей-инвалидов с психическими и физическими нарушениями в развитии весьма актуальна, как в теоретическом, так и в практическом плане, хотя она все еще не стала предметом специального исследования. Сегодня характерной особенностью общества стала высокая распространенность детской инвалидности, которая определила необходимость прогрессирования специальной отрасли медико-социальной службы, направленной на комплексную реабилитацию детей-инвалидов, а также восстановление нарушенных функций организма.

Анализ последних исследований и публикаций, в кото-

346

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

психологические науки

Сабанов Заурбек Михайлович ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО ...

рых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Новые социальные требования к системе образования повышают роль социально-педагогического и психологического обеспечения образовательного процесса, что актуализировало проблему создания службы практической психологии на всех этапах учебно-воспитательного процесса, способная оказывать высоко профессиональную помощь не только детям-инвалидам, но и всем участникам образовательного процесса, осуществляя их психолого-педагогическое просвещение в сфере психологического консультирования и диагностики. Основная деятельность социально-психологической службы, как отмечают некоторые ученые (А.А. Бесолова, Ж.Э. Кесаева) [4, 5], базируется на коррекционно-развивающем и компенсирующем обучении, осуществляя раннюю диагностику и коррекцию отклонений в развитии ребенка, оказывая индивидуальную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь инвалиду на основе плодотворного взаимодействия общеобразовательной школы и семьи. Социально-психологическая служба, выступает основой интеграции действий учителей, социальных педагогов, медицинских работников, родителей, педагогов-психологов и других участников реабилитационных процессов в целостную систему индивидуального психолого-педагогического сопровождения гармоничного развития детей-инвалидов на всех этапах обучения в образовательной организации. «Среди целей и целевых показателей, пишут исследователи (А.Н. Аверин, А.Р. Бабаян, В.А. Денисенко, П.С. Колимбет), предусматривается осуществить ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечить охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год; оптимальную доступность для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях, медицинских организаций, оказывающих первичную медикосани-тарную помощь; оптимизировать работу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сократить время ожидания в очереди при обращении в медицинские организации, упростить процедуры записи на прием к врачу; увеличить объем экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом - до 1 млрд. долларов США в год» [6, с. 134-138].

Формирование целей статьи (постановка задания). Следовательно, реабилитация детей-инвалидов выступает комплексной, психолого-педагогической, общественно значимой, многоаспектной проблемой, которая более успешно будет решаться при государственной поддержке семей, где воспитываются дети с ограничениями в здоровье. В связи с этим, в статье автором доказывается тезис о том, что именно активная, психолого-педагогическая поддержка способствует формированию способности к независимому существованию ребенка-инвалида в социуме.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Разумеется, многие психологические характеристики, препятствующие полноценным межличностным контактам с детьми-инвалидами, зависят от вида заболевания и активности его проявления. Ввиду того, что дети-инвалиды заметно отличаются от здоровых детей по многим признакам, социальному работнику необходимо быть осведомленным в проблемах этой категории детей, особенно в социально-психологических и педагогических вопросах. Учитывая особенности социально-психологической адаптации детей-инвалидов с ограниченными возможностями, следует отметить, что болезнь обычно приводит к нарушению установленных адаптационных возможностей ребенка, а это приводит к необходимости проведения профилактических оздоровительных меро-

приятий.

Процесс социально-психологической реабилитации детей-инвалидов должен осуществляться с использованием индивидуальной психологической коррекции, как в виде индивидуальных занятий, так и в виде групповых психологических тренингов. К таким видам мероприятий относятся: ознакомление детей-инвалидов с наиболее простыми, доступными для них, положениями психологических знаний, практическими психотерапевтическими приемами и средствами; диагностика и возможная коррекция заболевания, которое привело к инвалидности ребенка; понимание и принятие ребенком своего заболевания, невротических функциональных расстройств, осложняющих течение болезни. К необходимым видам деятельности относятся также и психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка-инвалида; психологическая диагностика самосознания на основе изучения особенностей самооценки, уровня самоуважения, принятия себя; психологическая коррекции самооценки и т.д.

Для более успешного осуществления реабилитационных мероприятий необходимо, на наш взгляд, обучить детей-инвалидов методам и приемам самонаблюдения; выработать у них способность создавать адекватное представление о своих личностных качествах и целостном непротиворечивом образе «Я». Перечисленные подходы направлены на повышение уровня самоуважения, формирование и развитие чувства самовосприятия и ответственности за свое будущее; повышение уровня мотивации достижения успеха и снижение чувства боязни неудач; зарождение адекватных представлений и постановку осуществимых планов на будущее. Здесь важно также выявить особенности психологической защиты (Е.Т. Лильин, В.А. Доскин) [7], изучить весь спектр психологических защитных механизмов (Л.А. Кулумбегова) [8], помочь снять психологическую напряженность, неэффективные, невротические формы психологической защиты (В.Л. Мартынов) [9]; диагностировать межличностные отношения, выявить круг общения подростка-инвалида, его референтную группу (О.В. Голубева, А.М. Петровский, Д.В. Седых) [10]; изучить особенности процесса общения (О.И. Ваганова, Л.И. Кутепова, А.М. Петровский) [11]; проанализировать цели, определяющие общение, его смысловое содержание, изучить приемы, формы и степень развития способностей к общению; оценить уровень конфликтности в межличностном общении (М.И. Бекоева) [12]: уметь корректировать межличностные отношения в коллективе; расширить спектр представлений об индивидуальных качествах личности ребенка; способствовать овладению навыками социального познания; вырабатывать поведенческие навыки общения и взаимодействия с использованием психологических тренингов для снятия психологических барьеров, препятствующих межличностному общению; изучить жизненные установки, ценности, мотивы с применением психологической диагностики личности, а также построить их иерархическую структуру и степень их сформированности; проводить психологическую коррекцию личности. Таким образом, формирование необходимых компонентов мотивационной сферы личности ребенка-инвалида полностью может реализоваться в рамках реализации учебно-воспитательного процесса.

Дети-инвалиды уровень общего образования могут получить в общеобразовательных школах с основным составом учащихся; в общеобразовательных школах в составе специальных классов для детей с физическими или психическими ограничениями здоровья; в специализированных образовательных организациях для детей, для детей с различными нарушениями здоровья (с отсутствием зрения или слабовидящих, с отсутствием слуха или слабослышащих и др.); в форме домашнего обучения (для детей с различными физическими отклонениями, препятствующими их передвижению). Образовательные программы и методические разработки

Sabanov Zaurbek Mikhailovich psychological

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL ... science

в таких школах учитывают субъективные и объективные характеристики каждого школьника (Т.В. Емельянова, А.А. Степанько), строго придерживаются требований к здоровьесберегающему распорядку школы [13].

Учитывая международные стандарты в образовании детей с физическими и психическими ограничениями здоровья вместе со здоровыми учениками, в последнее время в нашей стране активно развивается инклюзивное образование, идет широкомасштабная его интеграция в общеобразовательное пространство. Так, в общеобразовательных школах на сегодняшний день обучается свыше тысячи обучающихся с нарушениями органов слуха. Создаются специальные коррекционные классы, где рассматриваемая категория детей может получить общее образование, причем они создаются максимально близко к месту проживания детей-инвалидов.

В настоящее время в России функционируют около 850 образовательных организаций для детей-инвалидов, а также образовательные учреждения, где обучают специалистов навыкам социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса детей-инвалидов. Общее образование детей с ограниченными возможностями предусматривает овладение ими знаниями, умениями, навыками и необходимыми компетенциями в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также компенсирование опорно-двигательных ограничений, социально-психологическую адаптацию данной категории детей.

Дошкольное воспитание детей-инвалидов в возрасте от 1 года до 3 лет в качестве ведущих направлений рассматривает расширение локомоторных статических функций, развитие предметно-действенной и речевой коммуникации с окружающими, усвоение первичных навыков самообслуживания, личной гигиены, защитной реакции. Что касается воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста от 3-7 летнего, то основными задачами здесь выступают развитие ознакомительно-познавательной деятельности детей, максимальная корректировка речевых и двигательных функций, знакомство с терминологией, необходимой для овладения навыками счета. Главным видом деятельности детей на данном этапе жизнедеятельности выступает игровая деятельность.

В системе дошкольного образования функционируют детские сады для детей с частичным или полным нарушением речевых способностей, органов зрения или слуха, с прогрессирующим туберкулезным заболеванием, с частичными или полными нарушениями опорно-двигательных функций, задержкой психического развития, диабетом, нарушением интеллекта; детские сады для надомного обучения. Учебно-познавательная деятельность ребенка-инвалида должна быть направлена на совершенствование психического и физического развития ребенка, на его успешную социально-психологическую адаптацию и безболезненную интеграцию в группу сверстников. Специализированные учебно-воспитательные учреждения осуществляют коррекционно-восстанови-тельную деятельность, обеспечивающая вырабатывание и дальнейшее созревание как высших корковых систем, так и разнообразных видов предметно-практической, познавательной, бытовой, воспитательной, социальной, культурной, трудовой деятельности. На сегодняшний день разработаны разнообразные вариации коррекци-онно-образовательных моделей реабилитации детей-инвалидов. Выбор программ зависит как от сложности имеющегося заболевания, так и от профессионализма работника социальной службы.

«Обучение ребенка-инвалида обязательно должно сочетаться с реабилитацией, включая медицинскую реабилитацию и социальную реабилитацию (обеспечение ребенка техническими средствами реабилитации, оборудование специального учебного места и др.). В программу психолого-педагогической реабилитации детей-348

инвалидов может быть включен социально-педагогический патронаж семьи, который предусматривает помощь семье в устройстве ребенка-инвалида в образовательное учреждение, рекомендованное ИПРА (В.А. Доскин, Е.Т. Лильин), содействие в обеспечении возможности для ребенка-инвалида пользоваться различными реабилитационными учреждениями, осуществляющими социокультурную реабилитацию детей, обеспечивающими развитие творческой деятельности ребенка, а также реабилитацию методами физической культуры и спорта, включение детей-инвалидов в общество сверстников, подключение родителей детей-инвалидов к общественным организациям инвалидов, к реабилитационным учреждениям, реализующим педагогические программы обучения родителей методам воспитания и развития больного ребенка» [7, с. 20].

Среди специальных образовательных организаций для детей-инвалидов с различными видами патологии функционируют следующие типы учебных заведений: школы-интернаты, школы-интернаты санаторного типа, специализированные учебно-воспитательные комплексы, общеобразовательные инклюзивные школы, детские реабилитационные школы. Для детей-инвалидов, которым необходима систематическая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь, существуют медико-социальные психологические центры, а также специально оборудованные комплексы социальной помощи семьям, где воспитывается ребенок-инвалид. В перечисленных образовательных организациях для детей более старшего возраста осуществляется также и профориентационная деятельность через специально разработанные программы профотбора.

Мероприятия по профотбору направлены формирование у подростков профессионального самоопределения, первичное собеседование на возможный выбор доступной профессии, психолого-педагогическую диагностику подростка; исследование профессиональной направленности подростка его способности к определенным видам профессиональной деятельности, выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по общеобразовательным дисциплинам, по которым предстоит сдать вступительные экзамены, уточнение формы сдачи экзаменов при поступлении: в традиционной форма или в форме ЕГЭ.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, теоретические основы реабилитации детей - инвалидов богаты и разнообразны. Владение различными методами воздействия на ребенка - инвалида обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуется еще и особое мастерство, способность к синтезу, которые вырабатываются только на основе опыта работы. Этот опыт формируется в рамках системы социальной защиты населения и является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим, в том числе эффективный механизм защиты детей от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, миграция, потеря жилья, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни. Именно эти предпосылки определяют необходимость создания в нашей стране многофункциональной комплексной реабилитации детей-инвалидов, основанной на принципах абсолютных равных возможностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахметжанова Г.В., Степанько А.А. Подготовка будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования: мотивацион-ный аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 181-184.

2. Бесолова А.А., КесаеваЖ.Э., Тигишвили Н.Н. Гуманистическая парадигма защиты детства в республике Северная Осетия - Алания //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 163-167.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

психологические науки

Сабанов Заурбек Михайлович ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО ...

3. Бондарь В.И. Реабилитация детей-инвалидов — общегосударственная проблема //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2011, №3. С. 22-25.

4. Кесаева Ж.Э., Бесолова А.А. Создание доступной среды для детей-инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 2. С. 58-64.

5. Грачев Л.К. Состояние проблемы медико-социальной помощи детям - инвалидам //Новые технологии в педиатрии: Сборник тезисов конгресса педиатров России. М.: 2005. 28с.

6. Аверин А.Н., ДенисенкоВ.А., Бабаян А.Р., Колимбет П.С. Цели, целевые показатели и задачи национальных проектов и программ в социальной сфере //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018.№ 9 (100). С. 134-138.

7. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология (избранные очерки). М.: Издательский центрМБН, 2007. 279 с.

8. Кулумбегова Л.А. К вопросу о проблеме адаптации в современной социально-педагогической и психологической литературе // Современные научные исследования и разработки. 2017. №2 (10). С. 120-122.

9. Мартынов В.Л. Социально-гигиеническое исследование роли семьи в реабилитации детей-инвалидов: Автореф. дис. канд. мед. наук. М, 2002. 28 с.

10. Петровский А.М., Голубева О.В., Седых Д.В. Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 64-67.

11. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.

12. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 259-261.

13. Емельянова Т.В., Степанько А.А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 237-240.

Статья поступила в редакцию 23.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.