Научная статья на тему 'Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации'

Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2247
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / САМООБСЛУЖИВАНИЕ В БЫТУ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА ЖИЗНЕ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL REHABILITATION / ADAPTIVE LEARNING / SOCIOCULTURAL REHABILITATION / ENVIRONMENT SOCIAL REHABILITATION / SELF CARE AT HOME / ACCESSIBLE ENVIRONMENT OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабанов Заурбек Михайлович

В статье исследуются организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации. Рассматриваются основные направления деятельности федеральных и региональных институтов, осуществляющих комплексную реабилитацию инвалидов. Отражаются основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы реабилитации инвалидов, способствующие их социальной интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сабанов Заурбек Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutional framework for the rehabilitation of the disabled in the Russian Federation

The article is devoted to the organizational basics for the rehabilitation of disabled persons in the Russian Federation. It describes the main activities of the federal and regional institutions engaged in comprehensive rehabilitation of people with disabilities. The present article provides key terms and concepts, revealing modern theoretical-methodological and substantive basis for the rehabilitation of disabled persons, which contributes to their social integration.

Текст научной работы на тему «Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации»

Сабанов Заурбек Михайлович

кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинского государственного университета

им. К.Л. Хетагурова (e-mail: [email protected])

Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации

В статье исследуются организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации. Рассматриваются основные направления деятельности федеральных и региональных институтов, осуществляющих комплексную реабилитацию инвалидов. Отражаются основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы реабилитации инвалидов, способствующие их социальной интеграции в общество.

Ключевые слова: социальная реабилитация, адаптационное обучение, социокультурная реабилитация, социально-средовая реабилитация, самообслуживание в быту, доступная среда жизнедеятельности.

Z.M. Sabanov, Master of Sociology, Assistant Professor of the Chair of Social Welfare and Management of the North-Ossetia State University of K.L. Khetagurov; e-mail: [email protected]

The institutional framework for the rehabilitation of the disabled in the Russian Federation

The article is devoted to the organizational basics for the rehabilitation of disabled persons in the Russian Federation. It describes the main activities of the federal and regional institutions engaged in comprehensive rehabilitation of people with disabilities. The present article provides key terms and concepts, revealing modern theoretical-methodological and substantive basis for the rehabilitation of disabled persons, which contributes to their social integration.

Key words: social rehabilitation, adaptive learning, sociocultural rehabilitation, environment social rehabilitation, self care at home, accessible environment of life.

Важнейшим содержанием социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов является их реабилитация.

Реабилитация инвалидов должна включать проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) функций организма, процессов, свойств, способностей, позволяющих им усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, т.е. направленных на восстановление (развитие) механизмов социальной интеграции [1, а 11].

Формирование и развитие Государственной службы реабилитации инвалидов в Российской Федерации основывается на базе следующих принципов: государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов; приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитационных мероприятий; общедоступность системы реабилитации на основе учета физических, психофизиологических, социальных особенностей инвалида; оказание индиви-

дуальной помощи в зависимости от конкретных потребностей каждого инвалида; системный подход к исполнению многообразных форм и методов реабилитации; обеспечение координации служб, осуществляющих реабилитацию инвалидов; единство и взаимодействие федеральной и региональной государственной социальной помощи в сфере реабилитации инвалидов; соблюдение принципа социального партнерства государственных и общественных институтов в решении проблем реабилитации инвалидов, ориентации на достижение общепризнанных международных стандартов.

К компетенции Российской Федерации в области реабилитации инвалидов в лице се федеральных органов власти и управления следует отнести: правовое регулирование отношений по реабилитации в рамках федеральной компетенции; разработку и реализацию федеральных и международных программ реабилитации инвалидов; формирование федеральных (центральных) государственных, а также ведомственных органов управления

217

системой реабилитации инвалидов и руководство ими; формирование федеральных компонентов государственных реабилитационных стандартов; информационное и научно-методическое обеспечение системы реабилитации инвалидов, разработку типовых программ реабилитации инвалидов в рамках компетенции федерального уровня; разработку федеральных требований к реабилитационным учреждениям, прямое финансирование реабилитационных учреждений федерального подчинения; лицензирование федеральных реабилитационных учреждений; определение номенклатуры специальных работников, занятых в области реабилитации инвалидов; организацию федеральной системы подготовки кадров в области реабилитации инвалидов; координацию и финансирование научных исследований и опытно-конструкторских работ в области реабилитации инвалидов; контроль за исполнением федерального законодательства в области реабилитации инвалидов [2, с. 221].

Субъекты Российской Федерации в рамках своей компетенции в области реабилитации инвалидов должны осуществлять: организацию координационных органов по реабилитации инвалидов на региональном уровне; реализацию федеральной политики в области реабилитации инвалидов; участие в реализации федеральных программ по реабилитации инвалидов; разработку и реализацию региональных программ реабилитации инвалидов; формирование государственных органов управления системой реабилитации инвалидов на региональном уровне и руководство ими; создание, реорганизацию и ликвидацию реабилитационных учреждений на соответствующей территории; аккредитацию, лицензирование таких реабилитационных учреждений; установление специальных региональных налогов и сборов на развитие системы реабилитации инвалидов; финансирование и оказание организационно-методической помощи в части материально-технического обеспечения органов управления системой реабилитации инвалидов; определение национально-региональных компонентов государственных реабилитационных стандартов; формирование административно-территориальных бюджетов в части расходов на реабилитацию инвалидов; установление региональных нормативов финансирования системы реабилитации инвалидов; определение региональных требований к санитарным и строительным нормам

реабилитационных учреждений, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации, оснащенности этих учреждений; установление региональных, помимо федеральных, нормативов материального и финансового обеспечения реабилитируемых инвалидов и работников реабилитационных учреждений; информационное обеспечение реабилитационных учреждений в рамках своей компетенции; участие в организации и проведении подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области реабилитации инвалидов; координацию и финансирование научных исследований, а также опытно-конструкторских работ на соответствующей территории; обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области реабилитации инвалидов и контроль за исполнением государственных реабилитационных стандартов [3, с. 13].

К компетенции органов местного самоуправления в области реабилитации инвалидов следует отнести: планирование, организацию, регулирование и контроль за деятельностью местных органов управления реабилитацией инвалидов; формирование местных бюджетов и фондов развития реабилитации инвалидов; разработку и определение местных нормативов финансирования реабилитации инвалидов; обеспечение проживающим на данной территории инвалидам возможности проведения реабилитации; создание, реорганизацию и ликвидацию реабилитационных учреждений, находящихся в их ведении; строительство зданий и сооружений муниципальных реабилитационных учреждений; приспособление объектов социальной инфраструктуры муниципального подчинения к потребностям инвалидов, создание реабилитационной социально-средовой инфраструктуры.

Координационную деятельность государственных органов власти по вопросам реабилитации инвалидов, а также по иным общим вопросам, требующим межведомственных согласований на федеральном уровне, осуществляет созданный при Правительстве РФ коллегиальный совещательный орган - Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов, которая, в частности, готовит предложения для Правительства РФ по вопросам формирования и реализации государственной политики в области реабилитации инвалидов, развития Государственной службы реабилитации инвалидов; подготавливает проекты постановлений

218

и решений Правительства РФ по указанному вопросу; разрабатывает проекты межведомственных комплексных программ в области медико-социальной реабилитации инвалидов; разрабатывает предложения по совершенствованию порядка взаимодействия различных ведомств и структур, входящих в Государственную службу реабилитации; обеспечивает интегрированную оценку развития Государственной службы реабилитации инвалидов в РФ; осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы медико-социальной реабилитации инвалидов, обосновывает цели и приоритеты развития отдельных программ на всей территории Российской Федерации, а также на отдельных территориях с учетом их региональных особенностей; организует Государственную экспертизу проектов международных, федеральных и региональных программ в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов.

Координацию оперативной и текущей деятельности структурных подразделений государственной службы реабилитации инвалидов осуществляет Министерство труда и социального развития РФ, для чего при нем создается межведомственный федеральный координационный Совет по медико-социальной реабилитации инвалидов, на который могут быть возложены следующие функции: обеспечение координации оперативной и текущей деятельности министерств и ведомств по медико-социальной реабилитации инвалидов; участие в разработке и реализации целевых федеральных программ по медико-социальной реабилитации инвалидов; осуществление инновационной политики в области реабилитационных технологий; разработка предложений по внедрению научно-методических и информационных материалов, касающихся реабилитации инвалидов; обеспечение своевременного обмена информацией, способствующей созданию единого межведомственного пространства по проблеме медико-социальной реабилитации инвалидов; обеспечение взаимодействия с общественными организациями инвалидов по проблеме медико-социальной реабилитации; осуществление взаимодействия с международными организациями по проблеме медико-социальной реабилитации инвалидов.

Координацию деятельности всех исполнительных государственных органов власти по вопросам реабилитации инвалидов в регионе должен осуществлять созданный при адми-

нистрации субъекта Российской Федерации коллегиальный совещательный орган (действующий на общественных началах) - Межведомственный совет (комиссия, комитет) по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов. На указанный совет могут быть возложены следующие основные функции: разработка предложений по совершенствованию основных направлений региональной политики в области медико-социальной реабилитации инвалидов и внесение их на рассмотрение администрации; подготовка по этим предложениям проектов соответствующих постановлений администрации; разработка порядка взаимодействия различных государственных структур по медико-социальной реабилитации инвалидов; организация экспертизы проектов региональных программ в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов; разработка проектов основных мероприятий по профилактике инвалидности в регионе и внесение их на рассмотрение главы администрации; анализ эффективности различных программ, планов и мероприятий по решению проблем инвалидности и инвалидов; доведение результатов такого анализа до главы администрации с целью принятия соответствующих решений; оказание содействия органам и учреждениям во внедрении в практику новейших научно-технических разработок и передового опыта работы, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов; оказание содействия в формировании необходимой информационной базы по проблеме инвалидности и инвалидов; обобщение и анализ предложений организаций и граждан в области реабилитации инвалидов и доведение до главы администрации результатов такого анализа.

На региональном уровне координацию оперативной и текущей деятельности в сфере реабилитации инвалидов должен осуществлять Департамент (министерство, комитет, управление, отдел) социальной защиты населения.

Государственная служба реабилитации инвалидов представляет собой совокупность органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов исполнительной государственной власти независимо от их ведомственной подчиненности, реабилитационных учреждений различного уровня, типа, вида и форм собственности, предоставляющих услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации [4, с. 25].

219

В структуру системы реабилитации инвалидов должны входить реабилитационные учреждения различной ведомственной принадлежности и функциональной направленности:

Департамент (министерство, комитет, управление, отдел) социальной защиты населения должен реализовывать федеральную политику в области реабилитации инвалидов; разрабатывать и контролировать выполнение региональной политики в области реабилитации инвалидов; разрабатывать региональные комплексные целевые программы по реабилитации инвалидов; руководить службами реабилитации своего ведомства; контролировать исполнение соответствующих разделов индивидуальных программ реабилитации инвалидов; создавать, реорганизовывать и ликвидировать реабилитационные учреждения регионального подчинения; осуществлять (при взаимодействии с соответствующими ведомствами) разработку регионального компонента базовых программ реабилитации инвалидов; принимать участие в разработке компонентов региональных стандартов по реабилитации инвалидов; организовывать лицензирование и сертификацию деятельности по реабилитации инвалидов с учетом их потребности; организовывать развитие производства технических средств реабилитации инвалидов; обеспечивать организацию протезно-ортопедической помощи; содействовать созданию и развитию специализированных предприятий, развитию надомных видов труда и других форм занятости инвалидов; участвовать в организации, подготовке и переподготовке кадров в области реабилитации инвалидов на соответствующей территории; осуществлять информатизацию системы реабилитации инвалидов; осуществлять взаимодействие с общественными организациями инвалидов в области реабилитации.

Департамент (министерство, комитет, управление, отдел) образования должен реализовывать федеральную политику в отношении обучения инвалидов; разрабатывать и реали-зовывать региональную политику по вопросам обучения инвалидов; принимать участие в разработке и реализации региональных целевых программ по реабилитации инвалидов; принимать участие в разработке и реализации Регионального гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств. Контролировать исполнение разделов индивидуальной программы реабилитации инвалидов; обеспечивать руководство

региональными реабилитационно-образова-тельными учреждениями своего ведомства, организовывать создание и развитие сети реабилитационных учреждений своего ведомства; организовывать лицензирование деятельности реабилитационных учреждений своего ведомства; осуществлять инновационную политику в области технологий профессиональной реабилитации; организовывать подготовку кадров.

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения региона должен реализовывать федеральную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; разрабатывать и контролировать региональную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; принимать участие в разработке и реализации региональных комплексных целевых программ по реабилитации инвалидов (по разделу профессиональной реабилитации инвалидов); осуществлять анализ предложений по регулированию рынка труда применительно к инвалидам; организовывать деятельность органов Федеральной государственной службы занятости в регионе по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному обучению безработных инвалидов; по оказанию инвалидам содействия в трудоустройстве, включая самозанятость, содействие в предпринимательской деятельности, трудоустройство по специальным программам; принимать участие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональной реабилитации инвалидов; контролировать исполнение соответствующих разделов индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В своей деятельности по профессиональной реабилитации инвалидов департаменты социальной защиты, образования и занятости должны взаимодействовать с другими ведомствами (здравоохранения, культуры, строительства, физкультуры и спорта, транспорта).

Управления (отделы) социальной защиты населения, образования должны принимать участие в разработке и реализации региональной политики в области реабилитации инвалидов; разрабатывать муниципальные (территориальные) программы реабилитации инвалидов; организовывать систему адресной реабилитации инвалидов, проживающих на территории района (округа); создавать, реорганизовывать, ликвидировать реабилитационные учреждения

220

своего ведомства на территории района (округа) и осуществлять их хозяйственное и материально-техническое обеспечение; осуществлять взаимодействие с другими ведомствами и с общественными объединениями инвалидов в сфере их профессиональной реабилитации.

Государственная служба реабилитации инвалидов создается с целью обеспечения оптимальных условий для проведения последовательных мероприятий по реализации целевых и индивидуальных программ реабилитации ин-

1. Гришина Л. П. Инвалидность как многофакторная проблема и общий комплекс мероприятий по профилактике инвалидности // Актуальные вопросы ВТЭ и медико-социальной реабилитации инвалидов. М., 1992.

2. Кесаева Р.Э. Семья и медицина /под ред. А.А. Магометова. Владикавказ, 2006.

3. Осадчих А. И. Теоретические аспекты концепции инвалидности // Актуальные вопросы врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации инвалидов. М., 1988.

4. Осадчих А.И., Пузин С.И., Андреева О.С. и др. Правовые, организационные и методические основы реабилитации инвалидов: руководство.

валидов, направленных на восстановление их личного и социального статуса и интеграцию инвалидов в семью и общество.

Для реализации указанной цели на Государственную службу реабилитации инвалидов должны быть возложены следующие задачи: формирование стратегии развития службы реабилитации инвалидов на федеральном, региональном и местном уровнях, взаимного согласования планов перспективного развития реабилитационных отраслей и учреждений.

1. Grishina L.P. Disability - a multifactorial problem and a common set of measures for the prevention of disability // Topical issues of medical-labour expert commission and medico-social rehabilitation of people with disabilities. Moscow, 1992.

2. Kesaeva R.E. Family and medicine / ed. by A.A. Magometov. Vladikavkaz, 2006.

3. Osadchikh A.I. Theoretical aspects of the concept disability //Topical issues of medical labor examination and social and labor rehabilitation of disabled persons. Moscow, 1988.

4. Osadchikh A.I., Puzin S.I., Andreeva O.S. et al. The legal, organizational and methodological foundations of rehabilitation of the disabled: manual.

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.