Ю.В. ГРИШИНА
старший преподаватель кафедры методики и технологии СПСР Орловского государственного университета
В.А. НИКОЛАЕВ
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии СПСР Орловского государственного университета Е-шаИ: [email protected] Тел. 8 920 083 10 02
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье исследована сущность, структура понятия «творчество». Изучена деятельность социального педагога. Представлена теоретическая модель подготовки студентов к педагогическому творчеству.
Ключевые слова: творчество, социально-педагогическая деятельность, технология подготовки к педагогическому творчеству.
В энциклопедиях, словарях, научных источниках термин творчество имеет многозначное толкование. В словаре русского языка творчество - это деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. [18, с. 345] При этом ценность характеризуется в объективном смысле, а творческое созидание относится к представителям художественных профессий: поэтам, музыкантам.
Выделено несколько научных направлений трактовки творчества: философское, психологическое, педагогическое, лингвистическое и др. Представители философского направления рассматривают творчество как деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. [22, с. 670] Философы одними из первых разделили репродуктивную и творческую деятельность. С их позиции результат творчества - это, как правило, новый продукт деятельности.
Представители психологического направления добавили к философскому механизм протекания творческого акта. Они связывают создание новых материальных и духовных ценностей с наличием у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Выделена процедура творчества, которая, по мнению Г. Уоллесом, включает этапы: подготовка, созревание, озарение, проверка. [6, с. 351] Психологи убеждены в этапности процедуры творческого акта. С позиции психологии в основе творчества лежит озарение - интуитивное постижение необходимого результата, которому предшествует значительная подготовительная работа. Эту работу, по мнению психологов, обеспечивает адекватная мотивация,
накопление достаточного запаса знаний, умений.
В рамках педагогического направления творчество рассматривается как высшая форма самостоятельной деятельности человека, продукты которой могут иметь как объективную, так и субъективную новизну. Исследователями выделяется ряд этапов в структуре творческого акта: постановка проблемы, мобилизация необходимых знаний, опыта, решение проблемы, проверка социальной ценности продукта. [13, с 216] Как убеждает опыт преподавательской деятельности, важное место в подготовке студентов к педагогическому творчеству должно занимать обоснование социальной значимости проводимой ими работы.
Для углубленного рассмотрения сущности творчества проведено его исследование в соответствии с имеющимися в науке подходами: философским, психологическим, педагогическим, учитывая направленность настоящего исследования.
Большинство философов античности: Аристотель, Демокрит, Гераклит, Платон и др. признавали божественное начало в акте творения. [19, с. 8] Ими установлена необходимость особой мотивации творческой деятельности. Философы одними из первых разделили репродуктивную и творческую деятельность. С философских позиций результат творчества - это, как правило, новый продукт деятельности. С позиций античной философии истоками творчества являются адекватная мотивация, необходимый уровень когнитивного и практического развития.
Существенным достижением философии эпохи Возрождения становится изучение личности творца. Важным этапом творческого процесса философы данного периода признавали рефлексию
© Ю.В. Гришина В.А. Николаев
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
- процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. [6, с. 303]
В теории познания Ф. Бэкона, Д. Локка, Д. Юма творчество характеризуется как деятельностное понятие, которое представляет собой нечто родственное изобретательству. Важным результатом поиска представителей данного направления является обобщенная характеристика творческой деятельности как системного образования, включающего ряд элементов: мотивации, знаний, способностей, рефлексии.
Исследования ведущих представителей немецкой классической философии (Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга, И. Фихте и др.) ознаменовали создание достаточно полной концепции творчества. По мнению Э. Канта, воображение является интегрирующим фактором ощущений и мыслительных действий, которые синтезируются в творческий продукт. [19, с. 11] Г. Гегелем установлено, что степень творческой направленности деятельности не зависит от ее содержания, а определяется исключительно затратой творческих усилий. Это положение подтвердилось в более поздних исследованиях, где творчество считается особой стратегией деятельности, не зависимо от ее характера и даже результата, т.е. иметь субъективную новизну.
Существенным результатом марксистского подхода к творчеству является не столько получение нового продукта, сколько созидание человеком самого себя. [11, с. 194] Этим подтверждается, что творческим считается процесс, результаты которого носят характер субъективной новизны. Такая деятельность создает условия для преобразования человеком самого себя, т.е. творческое самосовершенствование, саморазвитие.
Одно из первых направлений исследования творчества в России условно можно назвать словесным. Его основоположниками были специалисты по теории словесности, последователи известного лингвиста А.А. Потебни. Наиболее заметный вклад в изучение проблем творчества внесли Д.Н. Овсянико-Куликовский, Б.А. Лезин и др. С помощью метода самонаблюдения ими выявлены ведущие способности творца: концентрация внимания, восприимчивость к проблемам, впечатлительность, умение проникать в сущность явления, интуиция и др. [8] Представители этого направления подчеркивали значимость когнитивного компонента творчества.
Другое направление исследования творчества русскими учеными условно можно назвать рефлексологическим (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов). Известным физиологом В.М. Бехтеревым выделен начальный этап творческого процесса - возникно-
вение проблемной ситуации. Им сформулированы условия мотивации творческой деятельности: окружающая среда, природа, материальная культура, социальная обстановка. [2] Тем самым актуализировалась необходимость мотивации творческой деятельности, обосновывалась возможность обучения творческим навыкам.
Естественнонаучное направление в изучении творчества объединяло представителей естественных наук (М.А. Блох, Ф.Ю. Левнисон-Лесинг, В.Д. Омельянский и др.). В их работах делались попытки выявить механизм протекания творческого процесса, в частности, определялась роль способности к фантазии в творчестве. [7]
Отечественные психологические исследования в области творчества начались с попытки ряда ученых (И.Н. Дьяков, Н.В. Петровский, А.П. Нечаев и др.), провести экспериментальное изучение творчества с помощью тестов. Это направление исследований условно названо направлением сознательного творчества. В основе творческой деятельности, по их мнению, лежит человеческое сознание, достаточная мотивация творчества.
Л.С. Выготский одним из первых поставил проблему возможности и необходимости подготовки детей к творческой деятельности. По его мнению, новизна в творчестве вторична, гораздо важнее его педагогическая ценность. [4, с. 288] По его мысли, важным результатом включения в творческую деятельность являются приобретения во внутренней сфере личности: мотивах, мышлении, знаниях, умениях, эмоциях и др. Особое место в подготовке к творчеству Л. С. Выготский отводил игре и сказке.
Ряд психологических исследований творчества можно отнести к направлению изучения творческого мышления. С. Л. Рубинштейном было установлено, что основой творчества является мышление, способное к осмыслению действительности и определяющее подготовку к творческой деятельности. [17]
Более поздние исследования в области творчества (А.Н. Леонтьев, М.В. Мусейчук, Я.А. Пономарев,
О.К. Тихомиров и др.) исходят из его деятельностной трактовки. По данным этих авторов, творческая деятельность содержит ряд компонентов: мотивационносмысловой, содержательно-операциональный, оценочный, результативный.
Обобщение результатов философских, психологических, педагогических исследований в области творчества с позиций системно-структурного подхода позволило представить его как интеграцию следующих компонентов: мотивационно-личностный, когнитивно-содержательный, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный.
Высокая значимость творчества в педагогиче-
скои деятельности подчеркивалась многими известными педагогами. Великий русский педагог К.Д. Ушинский утверждал, что творчество - основа педагогической деятельности. Он предлагал использовать игры, сказки и другие произведения народной педагогики для формирования готовности к творческой профессиональной деятельности. [21] Он подчеркивал необходимость развития личностных и профессиональных свойств будущего педагога для его полноценной творческой деятельности.
А. С. Макаренко считал творчество обязательным спутником педагогической деятельности. По его мысли, ни одна система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, потому что растет и меняется ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития. [12, с. 260] Двигателем развития педагогической практики он считал творчески работающего педагога и педагогический коллектив.
В современных, максимально алгоритмизированных педагогических условиях, исследователи также считают необходимым проявление творческого подхода в работе с детьми. По мнению
В.И. Загвязинского, подлинное воспитание и обучение - это всегда созидание нового, творение человека через пробуждение его внутренних сущностных сил. [5, с.12] Педагогический процесс - это полностью творчество педагога.
По мнению М. М. Поташника, педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. [16, с. 4]
В практической деятельности творчество педагога разнопланово, поэтому большинство исследователей выделяют уровни педагогического творчества, которые проявляются как в изобретении нового, оригинального, так и в использовании уже известного в новых условиях. По данным исследований В.И. Загвязинского, И.Ф. Исаева, Л.Н. Макаровой, М.М. Поташника и др., творческие процедуры принципиально не отличаются: изобретает педагог новый метод или переоткрыва-ет возможности применения стандартного метода в новых условиях.
Технологический подход в осмыслении творческой деятельности внесло исследование В. А. Сла-стенина и Л.С. Подымовой. Авторы выделили в структуре инновационной деятельности четыре функциональных компонента: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный.
Обобщение значительного числа исследова-
ний подтверждает объективность выделения в структуре педагогического творчества основных компонентов: мотивационно-личностного, когнитивно-содержательного, операционально-техноло-гического, рефлексивно-оценочного.
Обобщая приведенные подходы в рамках настоящего исследования, нами уточнено понятие педагогического творчества. По нашим данным - это целенаправленная деятельность по решению проблемных ситуаций, ориентированная на выбор оптимального варианта организации педагоги-ческого процесса в зависимости от условий его протекания, содержащая следующие компоненты: мотивационно-личностный,
когнитивно-содержательный, операционально-технологический, оценочно-рефлексивный.
Сравнительный анализ данных различных исследований позволил выделить наиболее существенные условия, предполагающие использование творчества в педагогической деятельности: 1) наличие проблемной ситуации как источника творчества, 2) алгоритмизированная деятельность не дает нужного результата, 3) в зависимости от конкретных условий необходим выбор оптимального варианта организации педагогического процесса.
Важнейшей функцией социального педагога является нивелирование многих социальных проблем, которые возникают как результат негативных условий жизни. К ним относятся: бедность, плохое питание, безработица, алкоголизм, безнадзорность и др.
Основные положения деятельности социального педагога рассмотрены в трудах ведущих ученых, исследующих различные стороны социальной педагогики: Л. И. Аксеновой,
С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика,
В.А. Никитина, и др. Полноценное изучение деятельности социального педагога было бы невозможно без анализа трудов ведущих ученых-педагогов: И.Ф. Исаева, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика,
Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и др.
Как установили исследователи, деятельность социального педагога протекает в различных сферах социально-педагогического влияния и сопровождения: семья, трудовая деятельность, образование и социальное воспитание, оздоровление, социальнопедагогическая реабилитация и адаптация, сфера досуга, социальная защита.
Для уточнения особенностей социально-педагогической деятельности важно было предварительно рассмотреть сущность понятия «деятельность» в философских, социологических, психолого-педаго-гических исследованиях. За основу характеристики социально-педагогической деятельности нами
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
взят психологический подход к деятельности. По данным А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и др. деятельность, особенно профессиональная, имеет сложный характер, представляет собой целостную постоянно развивающуюся систему, имеющую определенное строение, свои внутренние переходы и превращения, включающую четыре этапа: цель; мотив; способ; результат. Эти подходы характеризуют внутренний и внешний планы деятельности.
В трудах П.К.Анохина, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева дается психологический анализ структуры деятельности как динамической системы действий, складывающейся и реорганизующейся под управляющим влиянием сложного взаимодействия образа результата с мотивационным компонентом деятельности.
Обобщенное изучение психологических признаков труда позволило выделить следующие его этапы: 1) прогностический, 2) мотивационный,
3) преобразовательный, 4) рефлексивный.
Сравнительный анализ социально-педагогической деятельности в различных учреждениях с результатами теоретических исследований показал, что ведущими функциями социального педагога являются диагностическая, аналитическая, объяснительная, прогностическая, проектировочная, воспитательная, реабилитационная, защитная и др. Важнейшей отличительной особенностью его деятельности от деятельности учителя является защитная функция. Социальный педагог призван оказывать различные виды помощи ребенку, попавшему в сложную социальную ситуацию.
На основе всестороннего анализа теоретических и эмпирических исследований, изучения опыта работы социального педагога нами установлено, что социально-педагогическая деятельность для получения высоких результатов должна представлять собой целостную систему и осуществляться поэтапно. Обобщая полученные данные, удалось установить, что в большинстве исследований выделяют следующие этапы социально-педагогической деятельности: 1) диагностика социальных проблем, 2) анализ результатов диагностики, 3) объяснение причин возникновения социальных проблем,
4) проектирование предстоящей деятельности по нивелированию социальных проблем, 5) прогнозирование предстоящих результатов, 6) организация социально-педагогической помощи, 7) рефлексия проведенной работы.
В реальной педагогической практике чаще встречается более обобщенный вариант структуры социально-педагогической деятельности, включающий три этапа: 1) диагностико-объяснительный,
2) прогнозно-проективный, 3) преобразовательнорефлексивный. Результаты теоретических исследований подтверждают существование данных этапов, поэтому данную структуру деятельности можно считать объективной.
Диагностико-объяснительный этап включает: а) предварительное ознакомление с исследуемым объектом, б) общая диагностика,
в) специальная диагностика, г) качественное и количественное представление данных, д) их анализ и интерпретация, е) объяснение полученных результатов,
ж) установление причин возникновения социальнопедагогических проблем. Прогнозно-проектный этап включает составляющие: а) принятие решения о проекте, б) сбор информации по социальной проблеме, в) формулирование целей, определение профессиональных средств деятельности, г) конструирование программы социально-педагогической помощи д) разработка ресурсного обеспечения. Преобразовательно-рефлексивный этап: а) моделирование помощи, б) внедрение конкретной социально-педагогической технологии, в) оценка ее результативности, г) коррекция.
Обобщение результатов исследований (Л.И. Аксеновой, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.А. Сла-стенина, Л.С. Подымовой и др.), проведенные опросы опытных специалистов свидетельствуют о высокой значимости творчества на всех этапах социальнопедагогической деятельности.
Цель деятельности социального педагога состоит в создании условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. [20, с.24]
Объектом деятельности социального педагога является подрастающее поколение, нуждающееся в помощи в процессе их социализации. [20, с.23] К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания. Объектами деятельности социального педагога являются также группы детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухие, дети больные ДЦП, умственно отсталые и др.). В качестве объектов социально-педагогической деятельности выступают детские коллективы, семьи, микросоциумы, имеющие соответствующие проблемы. Задача социального педагога - обеспечить комфортные условия социализации ребенка в рамках этих объединений,
улучшить их психоло-гическии микроклимат.
Данные объекты предполагают специфичные направления деятельности социального педагога: оказание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций в рамках образовательной деятельности; организация деятельности детей по их всестороннему развитию в соответствии с индивидуальными наклонностями; создание благоприятных условий для развития, воспитания и образования детей; оказание помощи семье в процессе воспитания детей; организация воспитательной, культурнопросветительской работы в социуме; социальнопедагогическая поддержка детей группы риска, помощь в их социализации и интеграции в общество и др.
Анализ научных источников позволил выделить ряд подходов к проблеме формирования готовности социального педагога к творческой дея-тельности. Необходимость развития личностных качеств будущего педагога для успешной творческой профессиональной деятельности нашла свое воплощение в личностном подходе (В.И. Андреев, В.А. Кан-Калик, Т.В. Кудрявцев, Ю.Н. Кулюкин, А.Н. Кулюткин, О.К. Тихонов, А.Ф. Эсаулов и др.). Данный подход убеждает в единстве мотивационной и личностной подготовки к педагогическому творчеству.
На формирование творческой индивидуальности педагога ориентирован подход, который прослеживается в педагогических исследованиях Г.С. Батищева, Н.М. Борисенко, М.В. Данильченко,
Н.А. Мажара, М.М. Поташника, Н.Г. Руденко и др. Согласно этому подходу творческая деятельность базируется на глубоком владении ведущими социально-педагогическими методами, приемами, операциями, технологиями и уме-нии эффективно использовать их адекватно ситуации (операционально-технологическая подготовка).
Культурологический подход по формированию готовности к педагогическому творчеству отражен в работах А.В. Барабанщикова, М.Я. Виленского, И.Ф.Исаева, М.М. Левиной, А.В.Мудрика, С.С. Му-цынова, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина и др. Готовность к творчеству, согласно данному подходу, является результатом глубокого и всестороннего развития профессиональной культуры будущего педагога, которая предполагает наличие глубоких знаний, (когнитивно-содержательная подготов-
ка) и качественное владение профессиональной деятельностью (операционально-технологическая подготовка).
Важными средствами, методами подготовки к творчеству обогатил науку и практику проблемный подход к организации педагогической деятельности (Д.В. Вилькеев, И.Я. Лернер, В. Оконь,
А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.). Его использование при подготовке студентов предполагает увлечение будущих педагогов творческой деятельностью, что обеспечивает развитие личностных качеств будущего педагога (мотивационноличностная подготовка).
Сравнение и обобщение компонентов формирования готовности будущих педагогов к творческой деятельности, выделенных представителями разных подходов, позволяют утверждать, что они в целом адекватны общепедагогическим компонентам педагогического творчества. Процесс формирования готовности к творческой деятельности включает 1) мотивационно-личностный, 2) когнитивно-содержательный, 3) операциональнотехнологический, 4) оценочно-рефлексивный ком -поненты, которые являются основой теоретической модели подготовки будущих социальных педагогов к творческой профессиональной деятельности. Данная модель включает следующие элементы: задачи, закономерности, принципы, условия и др.
Сравнительный анализ данных различных исследований позволил выделенные задачи условно разделить на группы в соответствии с выделенными этапами подготовки: 1) мотивационно-личностные,
2) когнитивно-содержательные, 3) операциональнотехнологические, 4) оценочно-рефлексивные задачи.
Первая группа - мотивационно-личностные задачи: а) повышение профессионально-творческой мотивации студентов, б) формирование у будущих педагогов позитивного отношения к творческой деятельности, в) обеспечение понимания студентами важности творческой деятельности в работе педагога, г) стимулирование желания у студентов самим проявлять творческие способности в ходе педагогической практики, д) формирование направленности на творческую педагогическую деятельность, е) формирование качеств личности, умений, необходимых для выполнения педагогической деятельности на творческом уровне, ж) стимулирование самостоятельности, з) стимулирование творческих интересов, и) стимулирование настойчивости в решении творческих задач.
Вторая группа - когнитивно-содержательные задачи: а) создание благоприятного образовательного пространства для формирования у студентов творческой педагогической деятельности, б) вооружение студентов знаниями о педагогическом творчестве, механизмах творческой деятельности,
в) освоение глубоких профессиональных знаний,
г) развитие творческого мышления, д) развитие общей (первичной) и специальной креативности, е) развитие творческих способностей.
Третья группа задач - операционально-техно-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
логические: а) формирование творческих умений, навыков, необходимых в профессиональной деятельности (диагностики, целеполагания, проектирования, прогнозирования и др.), б) освоение творческих приемов, исследовательских умений, операций, обеспечивающих творческий характер деятельности, в) знакомство со стратегиями решения творческих задач, г) освоение ведущих педагогических методов, технологий и путей их творческого использования, д) включение в педагогическую деятельность с целью ее творческой реализации.
Четвертая группа - рефлексивно-оценочные задачи: а) подготовка к самоанализу, б) освоение оценочной деятельности, в) знакомство с самоконтролем в педагогической деятельности, в) рефлексия собственных творческих возможностей, г) самооценка процесса и результатов педагогической деятельности с целью ее оптимизации, творческой реализации, д) оценка сформирован-ности мотивационной ориентации на творчество, по-знавательной активности, знаний и умений, их творческой реализации.
На основе анализа исследований, направленных на подготовку к творчеству, соотнесения их с опытом подготовки будущих социальных педагогов к творческой деятельности нами сделана попытка выделить закономерности этого процесса. Процесс формирования готовности студентов к творческой деятельности является эффективным, если в учебном процессе будут соблюдаться следующие закономерности: 1) единство и взаимо-дополнение теоретической и практической подготовки, 2) проблемный, постоянно усложняющийся характер теоретических и практических заданий, 3) знакомство со специальными знаниями, умениями, приемами, уменьшающими число вариантов решения творческой задачи, 4) развитие специальных способностей, личностных качеств, обеспечивающих творческую направленность личности, 5) обстановка относительной свободы и интенсификации подготовки к профессиональному творчеству.
Сравнительный анализ принципов формирования готовности к профессиональному творчеству, выявленные в рамках других исследований, соотнесение их с теоретической моделью, позволило сформулировать следующие группы принципов подготовки будущих социальных педагогов к творческой деятельности:
Принципы мотивационно-личностного этапа: а) стимулирование творческой активности, самостоятельности, потребности в творческом саморазвитии,
б) сочетание эмоциональных и рациональных путей мотивации творческой деятельности, в) формирова-
ние творческих способностей путем использования совокупности специальных творческих практических ситуаций, разработанных в зоне ближайшего развития, г) актуализирующий потенциал образовательной среды, д) единство личностной и социальной мотивации, е) переход от развития к саморазвитию личностных и профессиональных качеств, необходимых в творческой деятельности, ж) индивидуализации процесса творческого развития.
Принципы когнитивно-содержательного этапа: а) комплексный характер процесса подготовки к творческой деятельности, объединяющей фундаментальные знания, специальные умения и практическую деятельность, б) организация персонально ориентированной образовательной среды, в) выбор индивидуальной образовательной стратегии, г) межпредметная организация содержания профессиональной подготовки, д) проблемный характер обучения, е) сознательности, творческой активности и самостоятельности.
Принципы операционально-технологического этапа: а) системность процесса подготовки к творчеству, обеспечивающая создание целостной, разнообразной образовательно-развивающей среды, б) технологическая обеспеченность процесса подготовки, объединяющая концептуальную модель, систему специальных заданий, критерии диагностики подготовленности, в) приоритет деятельностного содержания над информационным,
г) активизация взаимодействия с коллегами и детьми в ходе творческой деятельности, д) связь обучения с практической деятельностью, е) единство целостности и преемственности.
Принципы оценочно-рефлексивного этапа:
а) рефлексивный характер процесса подготовки к творческой деятельности, б) оценка и прогнозирование возможностей творческого развития студента, в) самооценка собственных достижений,
г) рефлексия результативности профессиональной деятельности, ее творческого характера, д) проектирование новых вариантов деятельности, улучшающих ее результаты.
Обобщение условий подготовки к творческой деятельности, предложенных в рамках различных исследований, позволило объединить их в соответствии с компонентами теоретической модели формирования готовности к профессиональному творчеству. В результате выделено четыре группы условий.
1. мотивационно-личностные условия: а) обоснование роли и места творчества в деятельности педагога,
б) учет социокультурной педагогической реальности, благоприятствующей проявлению творчества,
в) позитивный эмоционально-психологический
климат, сотрудничество преподавателей со студентами, г) построение учебного процесса с позиций личностно ориентированного обучения, д) гуманистический и профессиональный пример преподавателей, е) целенаправленное создание проблемных учебных ситуаций, ж) творческий характер организации учебной деятельности, з) обоснование роли и места творчества в деятельности педагога.
Результатом создания этих условий являются
а) возникновение потребности к творчеству в профессиональной деятельности, б) стремление к саморазвитию творческих способностей, в) осознание студентами творческой сущности педагогической профессии, г) понимание смысла профессионального творчества, д) повышение интереса к профессии, инициативность и активность студентов в профессиональной деятельности, е) достаточный уровень развития способностей, содействующих творческой деятельности и др.
2. когнитивно-содержательные условия: а) информирование о механизмах творческой деятельности, б) обучение использованию в процессе педагогического творчества достижений психологопедагогической науки, передового и собственного опыта, в) введение в учебный процесс специальных приемов, ориентирующих в творческой деятельности, г) использование продуктивных средств и методов обучения и воспитания, д) внедрение в учебный процесс постоянно усложняющихся ситуаций, е) материально-техническая оснащенность педагогического процесса, ж) повышение уровня общекультурной подготовки, з) создание обогащенной информационно-образовательной среды,
и) пора на самостоятельность студентов в освоении научных знаний и профессиональных технологий.
Результатом применения данных условия является: а) высокий уровень развития научного знания, б) освоение адекватных средств обучения и воспитания, в) научная обоснованность, методическая оснащенность педагогического творчества,
г) глубокое знание теоретических основ целостного педагогического процесса (ведущих идей, закономерностей, принципов и т.п.) д) высокий уровень общекультурной подготовки, е) знание типичных педагогических ситуаций и умение их творчески разрешать.
3. операционально-технологические условия: б) включение студентов в самостоятельную творческую деятельность, в) использование системы организации творческой деятельности в рамках педагогической практики, г) методическое обеспечение педагогического творчества, д) использование методов, форм (индивидуальных и коллективных) организации творческой деятельности
е) материально-техническая оснащенность педагогического процесса, ж) целенаправленное создание проблемных учебных ситуаций. з) использование в учебном процессе творческих задач, предполагающих различные стратегии их выполнения.
Результатом действия данных условий являются: а) глубокое освоение ведущих педагогических операций, методов, технологий, б) вариативное владение ими, в) умение их использовать адекватно реальным педагогическим ситуациям, освоение ведущих этапов социально-педагогической деятельности на творческом уровне.
4. оценочно-рефлексивные условия: а) регулярный анализ и самоанализ учебной и педагогической деятельности, б) обеспечение обратной связи в образовательном процессе о продвижении студента, в) учет и развитие психических особенностей личности, стимулирующих и регулирующих творческую деятельность, г) учет достигнутого уровня творческих способностей.
Результатом действия данных условий являются: а) развитое педагогическое мышление,
б) сформированная педагогическая интуиция, в) готовность и умения принимать нестандартные решения, г) рефлексия профессиональных действий и собственных творческих способностей.
Анализ значительного числа исследований позволил выделить пути, методы, приемы реализации этапов подготовки к творчеству. Важнейшими путями подготовки будущих социальных педагогов к творческой деятельности являются учебный процесс и педагогическая практика. В зависимости от задач, особенностей практики в ее рамках обеспечивается творческое использование научных знаний, полученных в ходе аудиторных занятий, творческая интерпретация важнейших социальнопедагогических методов, технологий, операций.
В имеющихся публикациях до конца не исследован вопрос о содержании процесса подготовки к творческой деятельности. Анализ значительного числа публикаций убеждает, что исследователи используют разное содержание, определяемое спецификой конкретной педагогической деятельности. Соотнеся результаты наших исследований с имеющимися подходами, мы сформулировали основы содержательного наполнения этапов подготовки к творчеству.
Мотивационно-личностный этап ориентирован на создание у студентов убежденности в творческом характере педагогической профессии, стремлении к развитию творческих способностей. Когнитивносодержательный этап знакомит с историей педагогического творчества, опытом педагогов-новаторов, дает представление о сущности педагогического
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
творчества, основах методологии научного поиска. Операционально-технологический этап направлен на освоение педагогических методов и технологий, знакомит с возможностями их творческой реализации. В рамках оценочно-рефлексивного этапа осуществляется оценка творческого характера реализации педагогических технологий, проводится рефлексия результативности их использования, осуществляется коррекция проделанной работы.
Анализ исследований, обобщение опыта практической работы позволили выделить механизмы подготовки будущих педагогов к творчеству. Изучение данных различных исследований, их сравнение с творческой деятельностью педагогов-новаторов позволило определить следующие механизмы:
1) действие по образцу, 2) действие по аналогии,
3) действие в измененных условиях, 4) действие в новых условиях, 5) инновационные действия.
В соответствии с выделенными механизмами нами выстроена логика подготовки к творческой деятельности. Она включает пять взаимосвязанных стадий. 1-я стадия - действие по образцу: решение стандартной задачи стандартными методами. 2-я стадия - действие по аналогии: решение стандартной задачи новыми методами. 3-я стадия - действие в измененных условиях: решение новой задачи стандартными методами. 4-я стадия - действие в новых условиях: решение новой задачи новыми методами. 5-я стадия - инновационные действия: поиск новой задачи и новых методов для ее решения.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психоло-гические труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
2. Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л. 1924.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн для учит. М. 1991.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика. 1991. 480 с.
5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. 1987. 160 с.
6. Краткий психологический словарь. М. 1993.
7. Левнисон-Лесинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. Творчество. 1923.
8. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. Вопросы теории и психологии творчества. Т.1 Харьков, 1907.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат. 1975. 304 с.
10. Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления. Доклады на совещании по вопросам психологии (3 - 8 июня 1953 г.). М. АПН РСФСР 1954.
11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.29.
12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы). Избр. пед. соч. В 2-х т. Т. 1. М.:
Педагогика, 1977. 320 с.
13. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1966. Т.4. 911 с.
14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.
15. Пономарев А.Я. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика 1976. 280 с.
16. ПоташникМ.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2- изд. М.: Гос. учебно-педагогическое издание министерства просведения РСФСР, 1946. 704с.
18. Словарь русского языка: В 4-х т. АН СССР Ин-т рус. яз.; Под ред. Е.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. «Русский язык», 1981-1984. Т.4. С-Я. 1984. 794 с.
19. Сорокин Б. Ф. Философия и псхология творчества: Научно-методич пособие для аспирантов и молодых преподавателей. Орел, ОГУ, 2000.
20. Социальная педагогика: Курс лекций. Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
21. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. Изб. Пед соч. В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1974. С.36 - 65.
22. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
JU.V.GRISHINA, V.A.NIKOLAEV VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS TO CREATIVE ACTIVITY
In article the essence, structure concept "creativity" is investigated. Izuchena activity of the social teacher. The theoretical model ofpreparation of students to pedagogical creativity is presented.
Key words: Creativity. Socially-pedagogical activity. Technology under-cooking to pedagogical creativity.