Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОВЬЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова И.Л., Тюмасева З.И., Быстрай Е.Б.

Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения актуализирует необходимость формирования готовности будущих педагогов к оздоровительно-воспитатель-ной работе с детьми в летних лагерях. В статье представлены анализ базовых понятий исследования обозначенной проблемы, конкретизировано их содержание, а также генезис становления летних лагерей в нашей стране и за рубежом. Цель статьи - обосновать необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов в связи с нацеленностью на здоровьесбережение и раскрыть возможности вузовского педагогического образования в решении данной актуальной задачи. Материалы и методы. В процессе проведенного тематического исследования проанализированы научная и методическая литература по проблеме формирования готовности будущих педагогов к оздоровительно-воспитательной работе в летних лагерях, а также нормативно-правовые документы, систематизированы и обобщены результаты, полученные другими исследователями по обозначенной тематике. Результаты. Анализ научной литературы позволил конкретизировать понятия, позволяющие определить вектор развития современной профессиональной подготовки педагогов. Проанализированы социально-исторические предпосылки становления совре-менной системы летних детских лагерей. Разработана модульная программа поэтапного формирования готовности будущих педагогов к оздоровительной работе с детьми и подростками. Обсуждение. Современные требования к профессиональной подготовке выпускников педагогических вузов обусловливают необходимость формирования у них готовности к оздоровительно-воспитательной работе с детьми и подростками, в том числе и в летних детских лагерях как особом образовательном пространстве, направленном на всесторонне воспитание, развитие личности и оздоровление. В статье представлена модульная программа, поэтапная реализация которой обеспечивает решение данной актуальной задачи. Заключение. В ходе проведенного исследования сделан вывод о том, что формирование готовности будущих педагогов в оздоровительной работе с подрастающим поколением предполагает непрерывную, целенаправленную, системную деятельность педагогического вуза, успешность которой обеспечивается организацией тьюторского сопровождения. Основные положения: - проанализированы базовые понятия, определяющие вектор развития современной профессиональной подготовки педагогов; - определены этапы становления летних детских лагерей в нашей стране и за рубежом; - предложена модульная программа поэтапного формирования готовности будущих педагогов к оздоровительно-воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова И.Л., Тюмасева З.И., Быстрай Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE EDUCATORS TO HEALTH-IMPROVING AND EDUCATIONAL WORK WITH CHILDREN IN SUMMER CAMPS

Introduction. The problem of preserving and strengthening the health of the younger generation actualizes the need to form the readiness of future teachers for health-improving and educational work with children in summer camps. The article presents an analysis of the basic concepts of the study of the indicated problem, concretizes their content, as well as the genesis of the formation of summer camps in our country and abroad. The purpose of the article is to substantiate the need to improve the professional training of future teachers in connection with the focus on health preservation and to reveal the possibilities of university pedagogical education in solving this urgent problem. Materials and methods. In the course of the conducted case study, the scientific and methodological literature on the problem of forming the readiness of future teachers for health-improving and educational work in summer camps, as well as regulatory documents were analyzed, the results obtained by other researchers on the indicated topic were systematized and generalized. Results. The analysis of scientific literature made it possible to concretize the concepts that make it possible to determine the vector of development of modern professional training of teachers. The socio-historical preconditions for the formation of the modern system of summer camps for children are analyzed. A modular program has been developed for the stage-by-stage formation of the readiness of future teachers for health-improving work with children and adolescents. Discussion. Modern requirements for the professional training of graduates of pedagogical universities necessitate the formation of their readiness for health-improving and educational work with children and adolescents, including in summer children's camps as a special educational space aimed at comprehensive education, personality development and health improvement. The article presents a modular program, the phased implementation of which provides a solution to this urgent problem. Conclusion. In the course of the study, it was concluded that the formation of the readiness of future teachers in health-improving work with the younger generation presupposes continuous, purposeful, systemic activity of a pedagogical university, the success of which is ensured by the organization of tutor support. Highlights: Analyzed the basic concepts that determine the vector of development of modern professional training of teachers; The stages of the formation of summer children's camps in our country and abroad have been determined; A modular program for the stage-by-stage formation of the readiness of future teachers for health-improving and educational work is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ»

Научная статья

УДК 378.937 : 371.038

ББК 74.480.26 : 74200.55

DOI 10.25588/CSPU.2021.33.39.008

И. Л. Орехова1, З. И. Тюмасева2, Е. Б. Быстрай

1ORCID № 0000-0002-1671-7917 Доцент, кандидат педагогических наук,

о ^

1ORCID № 0000-0002-1671-7917 £

о к о

доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических g

дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический §

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. 8

о д

г о

Т о

в

а д

к

E-mail: zit@cspu.ru го

д

о

3ORCID № 0000-0001-5976-3465 о

Профессор, доктор педагогических наук, §

§

о

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, о

^

о

в

E-mail: orehovail@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-5895-0605 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: bistraieb@cspu.ru |

§

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА о

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- С

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Т В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ

Аннотация о

Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья под- §

растающего поколения актуализирует необходимость формирования готовности будущих педагогов к оздоровительно-воспитательной работе с детьми в летних лагерях. В статье представлены анализ базовых понятий исследования обозначенной проблемы, конкретизировано их содержание, а также генезис становления летних лагерей в нашей стране и за рубежом. Цель статьи — обосновать необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов в связи с нацеленностью на здоровьесбереже-

@ Орехова И. Л., Тюмасева З. И., Быстрай Е. Б., 2021

а

о

т §

§ д

го

к

§

g

g

а

г

ние и раскрыть возможности вузовского педагогического образования в решении данной актуальной задачи.

Материалы и методы. В процессе проведенного тематического исследования проанализированы научная и методическая литература по проблеме формирования готовности будущих педагогов к оздоровительно-воспитательной работе в летних лагерях, а также нормативно-правовые документы, систематизированы и обобщены результаты, полученные другими исследователями по обозначенной тематике.

Результаты. Анализ научной литературы позволил конкретизировать понятия, позволяющие определить вектор развития современной профессиональной подготовки педагогов. Проанализированы социально-исторические предпосылки становления современной системы летних детских лагерей. Разработана модульная программа поэтапного формирования готовности будущих педагогов к оздоровительной работе с детьми и подростками.

Обсуждение. Современные требования к профессиональной подготовке выпускников педагогических вузов обусловливают необходимость формирования у них готовности к оздоровительно-воспитательной работе с детьми и подростками, в том числе и в летних детских лагерях как особом образовательном пространстве, направленном на всесторонне воспитание, развитие личности и оздоровле-

-Г.

^ ние. В статье представлена модульная программа, поэтапная реали-^ зация которой обеспечивает решение данной актуальной задачи.

^ Заключение. В ходе проведенного исследования сделан вы-

hq

вод о том, что формирование готовности будущих педагогов в оздоровительной работе с подрастающим поколением предполагает непрерывную, целенаправленную, системную деятельность педаго-

Cri

а

«о £

гического вуза, успешность которой обеспечивается организацией тьюторского сопровождения.

Ключевые слова: здоровье; оздоровление; оздоровительно-воспитательная работа; летние лагеря; готовность будущих педаго-

^ гов; тьюторское сопровождение.

Основные положения:

- проанализированы базовые понятия, определяющие вектор развития современной профессиональной подготовки педагогов;

- определены этапы становления летних детских лагерей в нашей стране и за рубежом; ^

- предложена модульная программа поэтапного формирования готовности будущих педагогов к оздоровительно-воспитательной работе.

о

№ §

д д

8 а

л д

§

г о г о

о

3 д

Р

о

№ К

1 Введение (Introduction)

Личная безопасность, здоровье, оздоровление, сбережение и укрепление здоровья на протяжении десятилетий являются самими важными вопросами жизнедеятельности человека. ||

Многие ученые в своих работах отмечают, что около 90 % обучающихся в общеобразовательных организациях имеют серьезные проблемы с физическим и психическим здоровьем [1]. Многолетние исследования Института здоровья и экологии человека с 1998 по 2018 годы показывают, что только 2,9 % студентов ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета можно отнести к категории практически здоровых, 23 % | находятся в третьем состоянии (не болезнь и не здоровье) и 74,1 % ^

о

студентов имеют разного рода заболевания. Однако состояние здо- | ровья подрастающего поколения, студенческой молодежи является важнейшим фактором безопасности государства и благополучия общества. В этой связи для студентов педагогических вузов овладение навыками и умениями оздоровительной работы с детьми имеет приоритетную значимость. В настоящее время принят ряд законодательных актов по части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. В них акцентируется мысль о том, что современное I образование должно выполнять функции сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Поэтому у будущих педагогов необходимо сформировать компетенции по овладению здоровьесберегающими технологиями, умению оздоравливать себя и своих учеников.

ж о

Й

Р §

о

s 8

8 д

Л

>s

а

tq tq

hq «

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с а

I

«

50 50 £

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В нашем исследовании проанализирована научная и методическая литература, что позволило, с одной стороны, определить и конкретизировать базовые понятия по исследуемой проблеме, с другой стороны, проследить генезис становления летних детских лагерей. Ряд понятий, который рассматривается в работе, трактуется учеными неоднозначно. Анализ психолого-педагогической, эко-лого-валеологической литературы позволяет идентифицировать понятия, необходимые для проведения нашего исследования. Ключевыми понятиями являются «оздоровиmegъно-восnиmаmegъная работа», «готовностъ к оздоровиmegъно-восnиmаmegъной работе», «тъюторское сопровождение».

3 Результаты (Results)

Прежде всего, раскроем ключевое понятие «оздоровителъно-восnиmаmegъная работа», интерпретированное на основе родовидового анализа определений здоровья, оздоровления, воспитания.

Изучение эколого-валеологической, медико-биологической и педагогической литературы дало возможность проанализировать разные толкования понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, И. Л. Орехова, Т. Ф. Орехова, Н. Н. Малярчук, Н. В. Третьякова, З. И. Тюма-сева, Л. Г. Татарникова, Е. А. Югова и др.). Здоровье как неустановившиеся понятие определяется учеными с позиции направления своего исследования: санитарно-гигиенического, философского, социологического, физиологического, валеологического и т. д. Какое бы определение здоровью ни давали исследователи, оно будет относительным и исторически обусловленным социально-культурными нормами и стереотипами. Сделаем небольшой экскурс в историю.

В Древней Руси, когда шла речь о здоровье, превалировала мысль о том что, если человек здоров, значит, он крепкий «как дерево». Деревья во все времена считались носителями жизненной субстанции, маркерами, которые идентифицировались с жизненной силой и здоровьем человека [2].

В античные времена (Гиппократ, Цицерон, Платон) понятию «здоровье» уделяется особое внимание, и оно рассматривается как правильное соотношение различных душевных состояний или как гармония телесного и душевного. Римские и греческие философы подчеркивали главную мысль: чтобы быть здоровым, непременно ^ нужно следовать собственной природе и общей природе вещей. Этот

ективное состояние и субъективное чувство, что является очень важным для человека [1]. При всем многообразии трактовок понятия здоровья, мы в своем исследовании опираемся на определение здо-

адаптации, подчеркивая экологическую сущность здоровья.

Человек рассматривается не только как биологическое существо, но еще и как экологическая система. Устойчивость экологиче-

Р

л о о к о

тезис созвучен с одним из главных принципов педагогики — прин- §

Ь

ципом природосообразности. §

В настоящее время существует не менее 300 определений о здоровья. В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения впер- |

о

вые дает определение понятию «здоровье», которое имеет несколько § переводов с различными интерпретациями. Н. Ф. Реймерс уточняет ^

определение здоровья человека и выделяет три его составляющие: к

й

физическое, психическое и социальное, подчеркивая при этом объ- е

§

г о о о №

о

3 О

ровья, которое дала З. И. Тюмасева с точки зрения устойчивости, о

к §

о* Ж

о

о

о

ской системы характеризуется динамическим равновесием ее внут- | ренней среды, динамическим равновесием ее внешней среды и динамическим равновесием внутренней (эндосреды) и внешней (эк-

о

зосреды). Такое понимание акцентирует экологическую сущность р

здоровья и выводит на подходы к оздоровлению самого человека.

Понятие «оздоровление» является доминирующем в организации образовательной среды, образовательного процесса, жизнедеятельности человека и любой динамической системе. В нашем ис- в следовании под оздоровлением понимаем прибавление здоровья разными способами, средствами, при расширении адаптационных

§

возможностей человека к окружающей природной, социальной, е

Я

природно-социальной среде. Поэтому оздоровительная работа с

»а

а &

«

50

50 О

а

I

«

50 50 £

¡53

детьми рассматривается нами как вид деятельности, который лич-ностно и социально значим, так как положительно влияет на формирование потребности быть здоровым.

Воспитание следует рассматривать как процесс формирования комплексных личностных качеств человека, составляющих его индивидуальность, в результате педагогического взаимодействия. В результате его осуществляется приобщение человека к совокупности общественных отношений, вырабатываются устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности и, что важно, восхождение человека к его индивидуальности и появлению новых возможностей. Воспитание неотъемлемо связано с самовоспитанием и акмеологи-ческим проектированием. Таким образом, оздоровительно-воспитательная работа — это социально и личностно значимая деятельность, которая обеспечивает формирование личностных качеств человека в аспекте сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности быть здоровым, вести здоровый и безопасный образ жизни.

Понятие «готовность будущих педагогов» является составляющей профессиональной подготовки студентов. Поэтому данные понятия следует рассматривать в тесной взаимосвязи между собой. В педагогической литературе широко используют соподчиненные понятия «подготовка», «подготовленность», «готовность». В словаре русского языка С. И. Ожегова «готовность» трактуется как законченность, окончательный результат, либо как состояние от прилагательных «готовый», желание делать что-либо.

В психологии профессиональная готовность понимается как сложное и динамическое образование, которое в процессе формирования рассматривается как личностное качество или как психическое состояние. При этом готовность к деятельности определяется через овладение специальными умениями и наличие определенного внутреннего состояния человека, что и обеспечивает успешность выполняемой деятельности. Также готовность рассматривается через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных

и волевых компонентов, и в содержание этого понятия включаются такие составляющие, как потребность, способность и решимость. Учитывая психологический аспект, готовность будем понимать, как динамическое качество личности, которое обеспечивает ей возмож- п ность изменяться и осуществлять переход образа «Я» с одного каче- ^ ственного уровня на другой. В этой связи готовность к оздорови- |

тельно-воспитательной работе следует рассматривать как |

л

мотивированное желание, потребность в активной профессиональ- |

ной воспитательной деятельности в области оздоровления обучае- о

г

мых, стремление формировать комплексное благополучие подрас- °

тающего человека в гармонии с окружающей средой. К

а

В нашем исследовании, когда речь идет о формировании го- у

У

товности будущих педагогов к оздоровительно-воспитательной ра- ,§ боте с детьми, приоритетной задачей является овладение знаниями, умениями и навыками в оздоровлении не только себя, но и других в процессе эколого-валеологической подготовки студентов педагогического вуза. Такая подготовка обеспечивает формирование рациональных отношений будущего педагога с окружающим природным, социальным и природно-социальным миром и самим собой и нацеливает его развитие на устойчивость. Эколого-валеологическая под-

- диверсифицированная оздоровительная деятельность, обусловленная личностно-возрастными особенностями, возможностями и предрасположенностями обучающихся образовательных организаций.

Термином «формирование» мы обозначаем процесс воздействия на человека совокупности факторов разной природы (природные, антропогенные, социальные и др.), под влиянием которых он

8 а е

д

|

г о

г о

№ о

з д

Р

о

в и

ь

о*

н о

готовка студентов реализуется в следующих направлениях: в

о

- организация здоровьесберегающей среды; и

- формирование у подрастающего человека рациональных отношений к другому человеку, социальным группам (обществу), природе, природно-социальной среде и самому себе, а также оздо-

а о

й Р б

ровлению этих отношений; о

л №

д

е

8 в

л

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

г

е Р

приобретает свойства личности. В этом случае роль тьютора необходима, так как он сопровождает тьюторанта, оказывает помощь в построении особого, индивидуального образовательного пути, мотивирует на оздоровительную деятельность [3; 4]. Следовательно, под формированием (от глагола «формировать» в значении создавать, организовывать) понимается процесс становления какого-либо качества в человеке, в нашем случае это ценностное отношение к здоровью человека и здоровью (благополучию) окружающей среды, факторы которой имеют решающее значение в оздоровлении человека, расширении его адаптационных возможностей.

Для российского образования понятие «тьютор» новое, поэтому оно еще не установившееся и интерпретируется учеными по-разному. За основу берем определение, которое дает Т. М. Ковалева. Тьюторство — это особый тип педагогического сопровождения ребенка, то есть сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования [5].

Таким образом, тьюторское сопровождение — педагогическая деятельность, направленная на усвоение социального опыта по здоровьесбережению, личной безопасности, сохранению и укреплению как собственного здоровья, так и здоровья обучающихся в интеграции с рациональным использованием природных ресурсов и их сбережением.

Опираясь на предыдущее определение, сформулируем поня-

ар

тие «тьюторское сопровождение формирования готовности будущих ^ педагогов к оздоровительно-воспитательной работе с детьми», которое рассматриваем как целенаправленную, систематическую, вос-

| питательную деятельность, направленную на овладение здоро-

се

§ вьесберегающими технологиями, системами, средствами

^ оздоровительной работы, способствующими личной безопасности,

сг-; сохранению и укреплению здоровья, а также рациональному исполь-

| зованию природных факторов в расширении адаптационных воз-

^ можностей организма. ^ Остановимся на ретроспективном анализе проблемы станов-

^ ления профессиональной подготовки будущих педагогов к оздорови-

тельно-воспитательной работе с детьми в летних лагерях.

Летний лагерь представляет собой особую педагогическую систему и специфическую среду гармоничного развития детей [2; 6]. Это место, где органично сочетается отдых с духовно-нравственным ^ воспитанием, физическим развитием и оздоровлением с использова- ^

л

нием целительных сил природы. Такое целеполагание в деятельно- и

сти летних лагерей требует тщательной соответствующей подготов- |

л

ки педагогического коллектива и сформированности компетенций в I

^

области педагогической деятельности [7; 8]. а

д

г о

Целью проекта исследования, посвященного совершенствованию профессионального педагогического образования в соответствии с требованиями ФГОС 3++, является разработка концептуаль- у

У

ных основ подготовки будущих педагогов к оздоровительно- .§ воспитательной работе с детьми в летних лагерях.

Ранее мы рассмотрели основные базовые понятия исследования. В дальнейшем обратимся к истории становления летних лагерей, предназначенных для отдыха детей (Таблица 1) [9; 10].

о

д р

о

№ §

о* Ж

о о

о ж ж

ж о

Й р

|

о

№ о д л

ж № л

л |

г р

Таблица 1 — Генезис становления летних детских лагерей

Table 1 — The genesis of the establishment of summer camps for children

Период Страна Цель

1847-1885 г. г. Франция, Дания, Бельгия, Италия, Германия, Россия. Первоначально возникают летние детские колонии как предшественники современных летних лагерей. Возникают частные лагеря в деревнях, городах, парковых зонах. Цель - оздоровление детей, физическое развитие, развитие личностных качеств

1847 г. Дания Первая детская колония для бедных детей с целью оздоровления

1872 г. Россия Великая Княгиня Екатерина Михайловна основывает «приют для выздоравливающих детей»

1872 г. Германия В соответствии с «Законом о школьном надзоре» создаются ассоциации каникулярных поселений

1874 г. Филадельфия Детский лагерь «Young Men' s Christian Association»

1876 г. Швейцария Герман Уолтер Бион организовал первый европейский детский лагерь. Цель — трудовое воспитание

1885-1915 г. г. Возникновение скаутских лагерей. Цель — физическое развитие. Основные принципы скаутского движения: патриотизм, аполитичность, внеклассовый характер, веротерпимость. Организационная основа воспитательной системы - методы самовоспитания (самоанализ, самооценка, самотребование, самоприказ)

1885 г. 1902-1912 г. г. США Первый лагерь для мальчиков. Лагеря для девочек. Цель — обучение основам выживания в условиях дикой природы, физическое воспитание, обучение основам декоративно-прикладного искусства

Продолжение т1блицы 1

Период Страна Цель

1905 г. Россия Летняя детская трудовая колония «Бодрая жизнь». Цель - трудовое воспитание, физическое развитие, образовательная деятельность

1907 г. Англия Баден-Пауэлл организовал лагерь для мальчиков. Цель - выживание в природных условиях, наблюдение за окружающей природой, оказание первой помощи, обучение рыцарству, физическое развитие

1909 г. Россия О. И. Пантюхов организует первый отряд юных разведчиков в Павловске под Петербургом

1916-1940 г. г. Расцвет лагерного движения в США, Европе, России. Цель - воспитание, досуговая деятельность, оздоровление, развитие интересов детей. Детские лагеря разного вида: оздоровительно-реабилитационные, исследовательские, туристическо-экскурсионные, интернациональные

1923-1940 г. г. Германия Создается Общество друзей немецкой молодежи, которое занималось организацией каникулярных лагерей для детей рабочих социалистической ориентации. В них отдыхали дети из Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии. Цель — политическое воспитание. В конце 20-х годов в связи с приходом к власти национал-социалистов и созданием «Гитлер-югенд» каникулярные детские лагеря реализовывали цель - создание «здорового национального тела»

Пруссия Организуются каникулярные лагеря и молодежные походы. Цель — укрепление любви к Отечеству, укрепление здоровья и пробуждение чувства любви к природе. Важной задачей молодежных походов являлось обучение, формирование у молодежи исследовательских навыков на основе наблюдения

Продолжение таблицы 1

Период Страна Цель

Начало 20-х годов XX века Россия Появляются первые лагеря как продолжение деятельности пионерских отрядов. Цель — спортивное, военно-патриотическое воспитание в духе коммунистических идей, просветительская деятельность среди сельских детей

Вторая половина 20-х годов XX века Россия Цель пионерских лагерей - отдых и оздоровление школьников (З. П. Соловьев, председатель российского общества Красного Креста). 1925 г. — создание интернационального лагеря «Артек» как лагеря-санатория

1940-1950 г. г. Россия. Детские лагеря либо перестают функционировать, либо отданы под нужды фронта. В послевоенные годы основная цель детских лагерей - воспитательная и социализирующая работа с бездомными и/или сиротами, оздоровительная работа, патриотическое воспитание

1950-1980 г. г. — «Золотой век» детских лагерей в России. Цель - идеологическое и патриотическое воспитание, развитие творческих способностей и интересов детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры, спорта, саморазвитие и самореализация ребенка, оздоровительная работа (укрепление физического, психического, нравственного здоровья. Доминирует ком-мунарская методика (коллективная творческая деятельность).

1998-2015 г. г. Появляются образовательные узконаправленные летние лагеря: музыкальные, языковые, научные и т. д.

2016 г. - настоящее время. Летние детские лагеря в Европе занимают лидирующие позиции, для них характерно свободное времяпровождение с обязательным посещением некоторых мероприятий. Возникают Молодежные центры, лагеря: стационарные (детские оздоровительные учреждения), спортивно-оздоровительные (скаутские, туристские), санаторные, образовательные (творческие, религиозные, языковые), научные.

В России: Всероссийский детский центр «Океан», Международный детский центр «Артек»

Таким образом, можно сделать вывод, что становление летних детских лагерей в России прошло следующие этапы:

- двадцатые - начало сороковых годов XX столетия — лагеря выполняют оздоровительно-воспитательную функцию; п

- конец сороковых - восьмидесятые годы XX столетия — ^ функция оздоровительно-воспитательно-образовательная; |

- девяностые годы XX столетия - настоящее время — поли- |

л

функциональная функция. I

4 Обсуждение (Discussion) g

cv

Наше исследование показало, что на всем протяжении ста- |

новления летних детских лагерей доминантой оздоровительной ра- К

|

боты с детьми являлись физическое воспитание и физическое раз- у

У

витие. J

S

а

л д

|

c о cc о №

Проблема подготовки педагогических кадров к работе с детьми в летних лагерях всегда была актуальной, так как к ее организации предъявлялись специфические требования, обусловленные условиями функционирования данных внешкольных организаций.

Летний оздоровительный лагерь — особое образовательное,

о д

о

коммуникативное и социальное пространство, направленное на §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспитание и социализацию детей и подростков. В этой связи подготовке будущих педагогов к организации летнего отдыха детей отводится важная роль [11]. Конечно, с течением времени менялись и образовательные стандарты педагогического образования, но во всех нормативных документах оставались задачи подготовки студента, который мог обеспечить безопасный, оздоровляющий, интересный отдых детей. Чаще всего в методической литературе предлагаются программы, сценарии, игры, которые обеспечивают

ж

ж о

Kl |

о

продуктивную деятельность детей в летнем лагере, такую как: уча- е

стие в походах, концертах, праздниках, конкурсах, диспутах, дебатах, трудовых десантах, акциях, ярмарках, рейдах, конкретной трудовой деятельности. При этом основные направления подготовки

будущих педагогов к работе с детьми в летних лагерях заключают- л|

ге

ся в следующем: проведение блока игр на знакомство, сплочение, Р

взаимодействие, на выявление лидеров и др.; проведение первого организационного сбора отряда, в том числе организация самоуправления в отряде (выборы актива); проведение хозяйственного сбора отряда; знакомство с территорий лагеря и персоналом, его традициями, законами, легендами и программой смены; проведение «Огонька знакомств»; оформление отрядного уголка; проведение отрядных и общелагерных воспитательных мероприятий в соответствии с программой смены и возрастными особенностями детей и подростков, работа с детскими инициативными группами, организация самоуправления; подведение итогов смены (общелагерные и отрядные мероприятия); проведение заключительного вечернего огонька [10; 12; 13].

Анализ современных нормативных документов, в частности стандартов высшего образования, также позволяет констатировать тот факт, что в них в качестве цели педагогического образования выдвигается «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей» и ничего не говорится о формировании потребности быть здоровым и научении оздоровлению (Таблица 2).

Таблица 2 — Цели образования, отраженные в государственных стандартах педагогического образования в аспекте формируемых компетенций

Table 2 — The goals of education reflected in the state standards of teacher education in the aspect of formed competencies

Стандарт 2004 года ФГОС первого поколения ФГОС второго поколения ФГОС 3++

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Выпускник должен обладать следующими компетенциями: - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) Выпускник должен обладать следующими компетенциями: - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8) Выпускник должен обладать следующими компетенциями: - способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (УК-8)

Примечания: 1 ПК — профессиональная компетенция; 2 УК — универсальная компетенция

В этой связи хочется вспомнить китайскую пословицу: «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить». Потребность в здоровье и здоровом образе жизни как факторе сохранения и укрепления здоровья начинает формироваться с самого рождения человека, особо важное значение в этом процессе отводится периоду обучения в школе. Таким образом, педагог и педагогический коллектив образовательной организации должны быть готовы к научению подрастающего поколения, развивающегося человека быть здоровым, умению оздоравливать себя. Формирование готовности будущих педагогов к оздоровительной работе с детьми и подростками осуществляется в течение всего периода профессиональной педагогической подготовки (Таблица 3).

»а

а &

а

«о О

а

I

^

с-о

а

«о 50 £

¡53

Таблица 3 — Формирование готовности будущих педагогов к оздоровительной работе Table 3 — Formation of the readiness of future teachers for health-improving work

Период профессиональной подготовки Модуль профессиональной подготовки Содержание модуля профессиональной подготовки

1 курсы (1-2 семестры) Учебный модуль «Здоровьесберегающий» Учебные дисциплины: - «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»; - «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»; - «Безопасность жизнедеятельности»; - «Основы экологической культуры». Промежуточная аттестация — экзамен по модулю

1 курс (2-5 курсы по желанию) Воспитательный модуль Оздоровительно-воспитательные мероприятия: «Дары осени — нашему здоровью»; «Экологический марафон «Здоровье Земли — здоровье человека»

1-5 курсы Исследовательский (творческий) модуль: - учебно-исследовательская работа; - научно-исследовательская работа Изучение объективной и субъективной составляющей своего здоровья, составление Паспорта здоровья», разработка проекта «На пути к здоровью». Самостоятельная исследовательская деятельность в области здоровья, участие в научно-практической конференции «Экологическая безопасность, здоровье и образование»

3 курс (6 семестр) Практический модуль Производственная практика (педагогическая в каникулярный период), модуль «Оздоровительная и экологическая работа с детьми и подростками в летний период»

»а

а &

tq hq

а

«о О

а

I

¡S3 cri

а

50 50 £

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем сделать следующие выводы:

- в соответствии с социальным заказом современного общества, выраженном в требованиях Федерального образовательного стандарта высшего образования, одной из важнейших задач педагогического профессионального образования является формирование компетенции, нацеленной на охрану здоровья обучаемых, воспитанников, готовности к оздоровительной работе с подрастающим поколением;

- процесс формирования здоровьесберегающей компетенции реализуется в течение всего периода обучения будущих педагогов и является многоэтапным, включающим учебный, воспитательный, исследовательский, практический модули;

- особое место в данном процессе отводится практической подготовке будущих педагогов к оздоровительно-воспитательной работе в детском летнем лагере;

- будущие учителя со сформированной здоровьесберегаю-щей компетенцией будут владеть разнообразными формами, методами и средствами оздоровления детей и подростков, формирования комплексного благополучия подрастающего поколения, сопряженного с благополучием окружающей природной, социальной, социально-природной среды.

Библиографический список

1. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Быстрай Е. Б. Теоретико-практические аспекты готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях : монография. Челябинск,, 2021. - 237 с.

2. Ткачева Ю. Ю. Детский оздоровительный лагерь // Детский оздоровительный лагерь: сб. научных статей. Екатеринбург : Изд-во Ур1 IIУ 2019. С. 97-107.

3. Добрачева А. Н. Педагогические условия формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» при изучении общетехнических дисциплин // Перспективы науки и образования. 2018. № 33. С. 100-105.

4. Романько Д. В., Баженова И. И. Анализ понятия «готовность к выполнению индивидуального проекта» как результата школьного образования // Вестник ТвГУ 2019. Вып. 1 (46). С. 284-290. (Педагогика и психология).

5. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение студентов педагогического

бакалавриата 1 года обучения как антропопрактика // Исследователь / Researcher. 2018. № 1-2 (21-22). С. 139-142.

6. Леснов А. А., Ковалев В. П. Летний оздоровительный лагерь как центр социализации школьников в каникулярный период // Современные проблемы науки и образования : сетевое издание. 2015. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20327 (дата обращения: 03.10.2021).

7. Борисова М. М., Павлова Н. П. Практико-ориентированный подход к подготовке вожатых // Вестник Московского городского педагогического университета.. 2018. № 3 (45). С. 22-31. (Педагогика и психология).

8. Павлова Н. П., Борисова М. М. Летняя педагогическая практика как часть профессиональной подготовки обучающихся // Профильная школа. 2019. Т. 7. № 1. С. 25-31. §

9. Волгунов В. В. Организация детского отдыха в оздоровительном лаге- ~ ре: социально-педагогический аспект // Вестник Вятского государственного уни- 2 верситета. 2009. № 4. С. 16-19. |

10. Стратий П. В., Глаголева Д. А., Серов А. В. История возникновения и проектирования детских лагерей отдыха // Architecture and Modern in formation Technologies. 2019. № 2 (47). С 122-134.

11. Торшин В. Н., Поволяева М. Н., Коваль С. А. Теория и практика ор- tt ганизации подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей : моно- о графия. М. : ООО «Новое образование», 2011. - 120 с. S

12. Помелов В. Б. Скаутское движение: история и современность //

Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of

German Language and Methods of Teaching German Language, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

t

bo

s

u t

u

S

2 &

Вестник гуманитарного образования. 2015. № 3. С. 12-18. ^

л

13. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вест- »

ник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2 С. 6-16. ^

3

I. L. Orekhova1, Z. I. Tyumaseva2, Ye. В. Bystray3 Ц'

1ORCID N0. 0000-0002-1671-7917 §

л

о

а ^

& §

а

о

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: orehovail@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-5895-0605 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences,

Head of the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South - g

Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. ^

E-mail: zit@cspu.ru s

S

3ORCID No. 0000-0001-5976-3465 §

л r

p

E-mail: bistraieb@cspu.ru s

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE EDUCATORS TO HEALTH-IMPROVING AND EDUCATIONAL WORK WITH CHILDREN IN SUMMER CAMPS

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Introduction. The problem of preserving and strengthening the health of the younger generation actualizes the need to form the readiness of future teachers for health-improving and educational work with children in summer camps. The article presents an analysis of the basic concepts of the study of the indicated problem, concretizes their content, as well as the genesis of the formation of summer camps in our country and abroad. The purpose of the article is to substantiate the need to improve the professional training of future teachers in connection with the focus on health preservation and to reveal the possibilities of university pedagogical education in solving this urgent problem.

Materials and methods. In the course of the conducted case study, the scientific and methodological literature on the problem of forming the readiness of future teachers for health-improving and educational work in summer camps, as well as regulatory documents were analyzed, the results obtained by other researchers on the indicated topic were systematized and generalized.

Results. The analysis of scientific literature made it possi-yra ble to concretize the concepts that make it possible to determine the vector of development of modern professional training of teachers. The socio-historical preconditions for the formation of the modern system of summer camps for children are analyzed. A modular program has been developed for the stage -by-stage formation of the readiness of future teachers for health-improving work with children and adolescents.

Discussion. Modern requirements for the professional kh training of graduates of pedagogical universities necessitate the formation of their readiness for health-improving and educational work with children and adolescents, including in summer chil-

a?

oij £

a a

dren's camps as a special educational space aimed at comprehensive education, personality development and health improvement. The article presents a modular program, the phased implementation of which provides a solution to this urgent problem.

Conclusion. In the course of the study, it was concluded that the formation of the readiness of future teachers in health -improving work with the younger generation presupposes continu- o ous, purposeful, systemic activity of a pedagogical university, the success of which is ensured by the organization of tutor support. §

Keywords: Health; Health improvement; Recreational and educational work; Summer camps; The readiness of future teachers; Tutor support.

Highlights:

Analyzed the basic concepts that determine the vector of ^ development of modern professional training of teachers; |

o

The stages of the formation of summer children's camps in 3

o

our country and abroad have been determined; ^

a

A modular program for the stage-by-stage formation of the readiness of future teachers for health-improving and educational work is proposed.

S

s

s

R>

S

g

U t

U

S

S g

s"

g

a

References d

1. Tyumaseva Z. I., Orekhova I. L. & Bystray E. B. (2021), Te- C

oretiko-prakticheskiye aspekty gotovnosti budushchikh uchiteley k ozdo- g

rovitel'noy rabote s det'mi v letnikh lageryakh [Theoretical and practical as- §

o

es

pects of the readiness of future teachers for health-improving work with children in summer camps], Monografiya, Yuzhno-Ural'skiy nauchnyy tsentr Rossiyskoy akademii obrazovaniya, Chelyabinsk, 237 p. (In Russian).

2. Tkacheva Yu.Yu. (2019), Detskiy ozdorovitel'nyy lager' (sbornik nauchnykh statey) [Children's health camp (a collection of scientific articles)], Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvenngo pedagogicheskogo universi- S teta, Yekaterinburg, 97-107. (In Russian).

3. Dobracheva A.N. (2018), Pedagogicheskiye usloviya formirovani- u ya gotovnosti k professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti budushchikh bakalavrov profilya "Tekhnologiya" pri izuchenii obshchetekhnicheskikh distsiplin [Pedagogical conditions for the formation of readiness for professional and pedagogical activity of future bachelors of the profile «Technolo-

C6 §

>1

s

ya tr

yst

Qj £

,a v e s a

T

N

,a v o

§

e r

O

gy» in the study of general technical disciplines], Perspektivy nauki i obra-zovaniya, 33, 100-105 (In Russian).

4. Romanko D.V., Bazhenova I.I. (2019), Analiz ponyatiya «gotovnost' k vypolneniyu individual'nogo proyekta» kak rezul'tata shkol'nogo obrazovani-ya [Analysis of the concept of "readiness to carry out an individual project" as a result of school education], Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universi-teta, seriya "Pedagogika i psikhologiya", 1 (46), 284-290. (In Russian).

5. Kovaleva T.M. (2018), T'yutorskoye soprovozhdeniye studentov pedagogicheskogo bakalavriata 1 goda obucheniya kak antropopraktika [Tutor support of 1 year pedagogical undergraduate students as an anthropoprac-ticist], Issledovatel' /Researcher, 2 (21-22), 139-142 (In Russian).

6. Lesnov A.A., Kovalev V.P. (2015), Letniy ozdorovitel'nyy lager' kak tsentr sotsializatsii shkol'nikov v kanikulyarnyy period [Summer health camp as a center of socialization of schoolchildren during the vacation period], Setevoye izdaniye "Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya", 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20327 (Accessed: 03.10.2021). (In Russian).

7. Borisova M.M., Pavlova N.P. (2018), Praktiko-oriyentirovannyy podkhod k podgotovke vozhatykh [Practice-oriented approach to training counselors], Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universi-teta, Seriya "Pedagogika i psikhologiya", 3 (45), 22-31. (In Russian).

8. Pavlova N. P., Borisova M. M. (2019), Letnyaya pedagogicheskaya praktika kak chast' professional'noy podgotovki obuchayushchikhsya [Summer teaching practice as part of the professional training of students], Pro-fil'naya shkola, 7, 1, 25-31. (In Russian).

9. Volgunov V.V. (2009), Organizatsiya detskogo otdykha v ozdo-rovitel'nom lagere: sotsial'no-pedagogicheskiy aspekt [Organization of children's recreation in a health camp: social and pedagogical aspect], Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, 4, 16-19. (In Russian).

10. Stratiy P.V, Glagoleva D.A. & Serov A.V. (2019), Istoriya voz-niknoveniya i proyektirovaniya detskikh lagerey otdykha [History of the origin and design of children's recreation camps], Architecture and Modern in formation Technologies, 2 (47), 122-134. (In Russian).

11. Torshin V.N., Povolyaeva M.N., Koval S.A. (2011), Teoriya i praktika organizatsii podgotovki kadrov uchrezhdeniy otdykha i ozdorovleni-ya detey [Theory and practice of organizing personnel training in institutions for recreation and health improvement of children], Monografiya, Ob-shchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Novoye obrazovaniye", Moscow, 120 p. (In Russian).

12. Pomelov V.B. (2015), Skautskoye dvizheniye: istoriya i sov-remennost' [Scout movement: history and modernity], Vestnik gumanitarnogo obrazovaniya, 3, 12-18. (In Russian).

13. Sanzhaeva R. D. (2016), Gotovnost' i yeye psikhologicheskiye mekhanizmy [Willingness and its psychological mechanisms], Vestnik Bur-

yatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovaniye. Lichnost'. Ob-shchestvo, 2, 6-16. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 05.10.2021; одобрена после рецензирования 06.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 05.10.2021; approved after reviewing 06.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

0

t

>1

1 S' s a

s g

§

u

s

d о

о a S

о

s

a

>■5

S g

a

s d s

c

c a

i S

s

a

о

0

1

e s

u

a

t t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.