Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 17PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Линкер Г.Р., Кругликова Г.Г., Кантеева Е.А. Современные аспекты подготовки будущих педагогов к организации летнего отдыха детей // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Linker G.R., Kruglikova G.G., Kanteeva E.A. (2020). Modern aspects of preparing future teachers to the organization of summer holidays for children. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN220.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.07
Линкер Гульнара Ринатовна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия Доцент кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=368082
Кругликова Галина Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия Доцент кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»
Кандидат философских наук Почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=357172
Кантеева Екатерина Андреевна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия Магистрант кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»
E-mail: [email protected]
Современные аспекты подготовки будущих педагогов к организации летнего отдыха детей
Аннотация. В статье поднимается вопрос о подготовке обучающихся педагогических образовательных организаций к организации отдыха и оздоровления детей и подростков в летний внешкольный период. В настоящее время происходящие изменения во всех сферах человеческой активности отражаются на образовательном пространстве, вызывая новые трудности и проблемы. Организация летнего отдыха детей в Российской Федерации является важнейшей задачей государственной политики в области образования, что определяет задачу подготовки вожатского состава актуальной педагогической задачей. работа в летних оздоровительных лагерях для будущих педагогов является обязательной частью педагогической практики, обладает значительным потенциалом для становления профессиональной педагогической позиции, проверки и развития профессиональных компетенций. Подготовка студентов педагогических вузов к работе вожатыми в летних оздоровительных лагерях в отечественной системе образования имеет значительную историю и обширную теоретико-методологическую основу. Менялись образовательные стандарты подготовки педагогов в вузах и педагогических колледжах, нормативные материалы и
https:// mir-nauki. com
правовые формы организации летнего отдыха детей и подростков, но оставались задачи подготовки студента, организующего и обеспечивающего безопасный, оздоровляющий и интересный отдых для детей. Вместе с тем большинство методических рекомендаций к прохождению данного вида практики включают материалы по организации отдыха и досуга детей и подростков в летний период, то есть студентам в методической литературе предлагаются программы, игры, сценарии. И гораздо реже студенты в период подготовки к педагогической практике знакомятся с возможными трудностями, нестандартными профессиональными задачами и рисками.
В статье анализируются современные нормативные документы в области организации летнего отдыха детей и подростков, в области содержания и форм организации подготовки студентов к педагогической практике в роли вожатого летнего лагеря, выявляются проблемы и намечаются перспективы их решения на современном этапе.
Ключевые слова: высшее образование; педагогическое образование; подготовка студентов; вожатый; летний отдых детей; педагогическая практика; программа подготовки
Организация летнего отдыха детей в настоящее время является актуальной педагогической проблемой не только с позиции обеспечения комфортного и безопасного летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, о чем указывается в нормативных документах государственной политики в области образования. Летний оздоровительный лагерь как особое образовательное, коммуникативное и социальное пространство обладает значительным потенциалом для воспитания и социализации детей с одной стороны и формирования профессиональных компетенций и профессиональной позиции вожатых как будущих педагогов - с другой.
Современная социальная ситуация российской действительности, характеризующаяся стремительными изменениями и трансформациями всех сфер человеческой активности, находит отражение и в образовательном пространстве [1]. Существенные изменения социально-экономических отношений обусловили рост социальной значимости образования, что инициировало активный поиск новых моделей, технологий развития образовательных систем, и, прежде всего, системы дополнительного образования. В данном контексте летний лагерь как наиболее массовая форма организации дополнительного образования детей, в которых ежегодно отдыхают около десяти миллионов детей и подростков, сегодня является важнейшим объектом образовательной модернизации [2]. Развитие системы летнего отдыха и оздоровления детей в России привело к возвращению, реконструкции и созданию новых разнообразных детских лагерей, функционирование которых зависит от направления воспитания. Сегодня активно развиваются загородные, городские пришкольные, лагеря с дневным пребыванием, лагеря выходного дня, санаторные, спортивные, военно-спортивные, туристские, профильные, лагеря труда и отдыха, религиозные, клубные, загородные центры и многие другие формы организации летнего отдыха детей и подростков, что актуализирует проблему подготовки вожатского состава с новой силой [3-5].
Подготовка студентов педагогических вузов к работе вожатыми в летних оздоровительных лагерях в отечественной системе образования, безусловно, имеет значительную историю и обширную теоретико-методологическую основу. Менялись образовательные стандарты подготовки педагогов в вузах и педагогических колледжах, нормативные материалы и правовые формы организации летнего отдыха детей и подростков, но оставались задачи подготовки студента, организующего и обеспечивающего безопасный, оздоровляющий и интересный отдых для детей. И сегодня данные вопросы не теряют своей актуальности: работа в летних оздоровительных лагерях для будущих педагогов является
обязательной частью педагогической практики, обладает значительным потенциалом для становления профессиональной педагогической позиции, проверки и развития профессиональных компетенций. Вместе с тем, большинство методических рекомендаций к прохождению данного вида практики включают материалы по организации отдыха и досуга детей и подростков в летний период, то есть студентам в основой методической литературе предлагаются программы, игры, сценарии. И гораздо реже студенты в период подготовки к педагогической практике знакомятся с возможными трудностями, нестандартными профессиональными задачами и рисками. При этом, анализ деятельности как самого учреждения летнего отдыха детей, так и деятельности педагогического состава в летний период позволяет выделить ряд проблем, требующих педагогического осмысления и решения.
В современном, информационно-насыщенном и социально нестабильном социуме, организация досуга детей и подростков представляется важной педагогической задачей. Детский оздоровительный лагерь, как одна из форм организации педагогического воздействия во внешкольный период, является дополнительным учреждением для детей в возрасте от 6 до 14 лет, предназначенный для организации их отдыха и оздоровления. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ с изменениями и дополнениями от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ) отдых детей и их оздоровление предполагает совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности.
Обращение к нормативным основам, безусловно, позволяет проектировать содержание программ подготовки обучающихся педагогических профессиональных организаций к работе вожатыми в лагере, которые в современных условиях значительно модернизированы. Кроме подготовки в части организации досуга детей, современные программы обращены к развитию у студентов, необходимых для вожатого, психолого-педагогических и информационно-медийных компетенций, нормативно-правовых знаний, этических основ вожатства, технологий работы вожатого со сложным контингентом воспитанников, знаний безопасности жизнедеятельности детского коллектива и др. [6]. В своей работе Петраш Е.А., анализируя деятельность Псковского государственного университета по подготовке студентов к работе вожатыми в летних лагерях, подчеркивает, что «в 2018-2019 учебном году курс по итогам педагогической практики был дополнен новым практическим блоком, связанным с «взаимодействием вожатого с детьми группы риска» [7]. В 2017 году в качестве федеральных методических рекомендаций по подготовке студентов к педагогической практике в режиме работы в загородных лагерях Московским педагогическим государственным университетом была разработана примерная программа модуля «Основы вожатской деятельности», что подтверждает признание актуальности проблемы подготовки студентов на государственном уровне. Предыдущие десятилетия данный курс либо не имел места в учебном плане высшего педагогического образования, либо частично реализовывался на уровне факультативов или курсов по выбору.
Предлагаемая МПГУ программа модуля «Основы вожатской деятельности» включает содержание подготовки студентов по семи дисциплинам, обеспечивающих формирование необходимых компетенций вожатого, соответствующих влиянию современных тенденций изменений образовательного пространства. Его цель заключается обеспечении теоретической и практической подготовки студентов к работе вожатыми в детских оздоровительных лагерях и образовательных организациях, реализующих личностное развитие подрастающего поколения, в формировании системы нравственных ценностей, активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу [6, с. 2]. Таким образом, как уже было отмечено, подготовка вожатых осуществляется и в рамках образовательного процесса, в дополнительных
https:// mir-nauki. com
модулях на базе учреждения профессионального образования и на базе учреждения летнего отдыха. На сегодняшний день существуют различные модели такой «погружающей в атмосферу профессиональной деятельности» формата подготовки: инструктивные лагеря, методически-инструктивные дни, интенсив-погружение, «Школа вожатого», которые, по сути, являются квазипрофессиональной деятельностью, одновременно выполняющей и образовательные функции, и профессиональные. Разумеется, что такая активная и всесторонняя подготовка студентов к организации летнего отдыха детей должна обеспечить формирование профессиональной компетентности будущего вожатого.
Достаточно в педагогической науке разработаны и теоретико-методологические основы подготовки студентов к работе в лагере. Вопросам подготовки студентов к педагогической практике и к работе с детьми в летних лагерях посвящены ряд педагогических исследований. Проблемам социализации подрастающего поколения в условиях летнего отдыха посвящены труды Н.В. Апажиховой, В.Н. Белова, Н.А. Курчановой, Ю.М. Малащенко, Е.С. Птушкиной, Ю.В. Румянцева, А.В. Шиповой, Е.Б. Штейнберга и других. Формирование ценностного отношения к спорту и здоровому образу жизни исследовали З.Х. Джанкезова, Г.В. Хворонова. Раскрытие и развитие творческого потенциала детей и подростков в условиях летнего отдыха изучали Е.А. Исакович, Т.В. Наумова, Н.А. Нефедова, Н.А. Сидорина. Вопросам подготовки студентов педагогических вузов и колледжей занимались С.В. Гертнер, А.А. Леснов, А.В. Лигостаева, Г.Р. Линкер, Я.А. Писарев, Н.С. Чагина, Н.Е. Четвергова, другие.
Однако, анализ практики организации летних смен из года в год вскрывает все новые проблемы и ставит новые задачи. Следовательно, возникающие проблемы в подготовке студентов к работе вожатыми в летний период на фоне достаточного опыта и теоретико-методологической основы, вероятно, обусловлены изменениями социально-культурных условий, и при этом сохраняют прежнюю и инициируют новую актуальность, что требуют педагогического осмысления и анализа.
Анализ литературы и научно-педагогических публикаций позволяет заключить, что, по мнению исследователей, современные студенты недостаточно готовы к работе в режиме оздоровительного лагеря (круглосуточная профессиональная деятельность); недостаточно готовы к обеспечению требований санитарно-эпидемиологических требований; практически не готовы к вариативному социально-коммуникативному взаимодействию со сложным контингентом отдыхающих детей, который включает детей-сирот, детей из опекаемой или замещающей семьи, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с нарушениями поведения. Так, особенно в начале смены, вожатый сталкивается с трудностями режимности лагерной жизни, со сложной системой взаимодействия с коллегами, руководством, родителями, воспитанниками; не всегда умеет и готов разрешать возникающие противоречия и конфликты
По мнению руководителей загородных оздоровительных лагерей, большинство студентов не готовы к трудной, круглосуточной, наполненной максимальной ответственностью за жизнь и здоровье вверенных им детей, работе.
Преподавателями вуза, осуществляющими подготовку студентов к работе в летних лагерях, отмечается, что «осознание смысла работы в лагере у основной части вожатых-новичков наступает не до, а во время смены» [9]. В связи с этим актуальным является обращение к феномену готовности к профессиональной деятельности как интегральному качеству личности, которое объединяет мотивационный, когнитивный, операциональный и оценочный компоненты, имеющие, с учетом специфики деятельности педагога в учреждении летнего детского отдыха, определенные характеристики [10].
[8, с. 110].
В рамках данной работы, обратимся к феномену ответственности, который в психологии понимается как специфическая форму саморегуляции и самодетерминации, характеризующая зрелую личность, способную осознавать себя и свои поступки, прогнозируя их последствия (Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, В. Франкл, др.). Философский аспект обращен к сущности механизмов формирования ответственности личности, к содержанию и влиянию внешних и внутренних факторов (Б.С. Братусь, Л.И. Дементий, К. Муздыбаев, В.А. Энгельгардт, др.). Педагогический контекст интерпретации понятия «ответственность» связан с развитием нравственных и аксиологических установок личности и может рассматриваться как процесс и как результат практической и образовательной деятельности по усвоению общественного опыта, определенных норм и правил, принятых в социуме и профессиональном сообществе и соотносимых с общественной пользой и безопасностью (A.B. Кирьякова, В.В. Краевский, A.B. Мудрик, В.Г. Рындак, др.). Следовательно, теоретический анализ позволяет включить ответственность как личностную характеристику в структуру профессиональной компетентности. Не случайно, в педагогической и профессиональной литературе можно встретить понятия «социально-профессиональная ответственность», «профессиональная ответственность», «социальная ответственность».
Применительно к деятельности и личности вожатого в летнем оздоровительном лагере, ответственность мы рассматриваем как интегративную личностную и профессиональную характеристику, выражающую способность и готовность вожатого к выполнению профессиональной педагогической деятельности, обеспечивающей комфортное, безопасное и развивающее пребывание детей и подростков в летнем лагере; осознанно и самостоятельно принимающего решения любой профессиональной задачи; рефлексирующего результат своей деятельности, умеющего брать на себя ответ за принятое решение и его результат. Осмысление и интерпретация феномена ответственности была положена в теоретическое основание эмпирической части исследования проблемы подготовки студена к работе вожатым.
Так, исходя из различных определений понятия «ответственность», в том числе и нормативно закрепленного в должностных обязанностях вожатого («Несёт всю полноту юридической (уголовную, административную и дисциплинарную) ответственности за жизнь, здоровье детей»), и на основании контент-анализа ключевых понятий были определены основные качества и характеристики ответственного и эффективного вожатого и была разработана анкета. Мы выбрали три основные позиции из нормативных документов и педагогической литературы (1) личностные качества и характеристики; (2) профессиональные качества и (3) профессиональные функции) и предложили студентам оценить степень своей готовности по трехбалльной шкале (1 - не готов; 2 - относительного готов; 3 - готов). В анкетировании по самооценке приняли участие 56 студентов, обучающихся на 2 курсе бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», готовящихся пройти педагогическую практику в качестве вожатого (таблица 1).
Таблица 1
Результаты самооценки обучающихся
Качества и характеристики Средний балл ответов, n = 56
Личностные качества и характеристики
Гуманистическая позиция, альтруизм, милосердие, 2,7
Оптимизм и жизнестойкость 2,6
Толерантность и эмпатия 2,4
Развитая личностная рефлексивность 1,4
Открытость, коммуникабельность, общительность 1,8
Инициативность, креативность 1,7
Добросовестность, ответственность 1,9
Трудолюбие и трудоспособность
Качества и характеристики Средний балл ответов, n = 56
Профессиональные качества
Общепрофессиональная культура личности 2,1
Мотивация к профессиональному развитию и расширению ролевого репертуара профессии 2,5
Профессиональная мобильность 2,7
Устойчивая профессиональная позиция 2,5
Высокая мотивация к осуществлению социально-педагогической деятельности 2,8
Профессиональные функции
Эффективно решать проблемные ситуации 1,4
Уверенно и самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия 1,6
Использовать ресурсы социокультурной среды и личностные ресурсы каждого ребенка с целью достижения позитивных результатов в его развитии и воспитании 1,9
Умение организовывать досуг детей 2,7
Умение взаимодействовать с детьми различных социальных групп 2,5
Умение оказать педагогическую поддержку воспитанникам 2,1
Таким образом, даже по результатам самооценки обучающихся можно констатировать недостаточную подготовку в части профессиональных функций: эффективно решать проблемные ситуации (47 % по выборке); уверенно и самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия (53 % по выборке); использовать ресурсы социокультурной среды и личностные ресурсы каждого ребенка с целью достижения позитивных результатов в его развитии и воспитании (63 % по выборке); и в части развития личностных качеств: развитая личностная рефлексивность (47 % по выборке); открытость, коммуникабельность, общительность (60 % по выборке); инициативность, креативность (56 % по выборке); добросовестность, ответственность (63 % по выборке).
Безусловно, данная группа респондентов обучается только на втором курсе, и, следовательно, можно предполагать, что компетенции в области выполнения профессиональных функций имеют значительное время для развития. В то же время, отдельные личностные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности, детерминированы индивидуальными психофизиологическими свойствами и могут корректироваться только в процессе мотивированного саморазвития. Важным результатом является показатель сформированности профессиональных качеств. Так, средний показатель по выборке составил 84 %, что говорит об осознанном выборе профессии и мотивации к дальнейшему профессиональному развитию.
Для повышения эффективности подготовки студентов к прохождению педагогической практики в детском лагере необходима система обратной связи с работодателями, с органами образования, анализ самоотчетов и самооценки самих обучающихся, что позволит выявлять возникающие проблемы и корректировать содержание и формы подготовки студентов. Вариантами выполнения данного требования могут стать: итоговая конференция по педагогической практике в форме научно-практической студенческой конференции, круглый стол с представителями руководителей практики от профильных организаций, дискуссионные площадки по актуальным вопросам организации педагогической практики в летнем оздоровительном лагере [11].
Проведенное эмпирическое исследование позволило обобщить следующие выводы:
1. Подготовка студентов педагогических вузов к работе вожатыми в летних оздоровительных лагерях имеет значительную теоретико-методологическую основу, вопросам подготовки студентов к педагогической практике и к работе с детьми в летних лагерях посвящены обширный ряд педагогических исследований. Тенденции последних лет демонстрируют актуальность проблемы подготовки студентов на федеральном уровне:
разработаны методические рекомендации по подготовке студентов к педагогической практике в качестве вожатых детского лагеря и примерная программа модуля «Основы вожатской деятельности» для обучающихся в рамках УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки; в вузах реализуются практико-ориентированные курсы практической подготовки вожатых в различных активных формах, что содействует развитию профессиональной компетентности будущего вожатого.
2. В педагогической деятельности вожатого в летнем оздоровительном лагере и в личности будущего педагога важное место наряду с готовностью занимает развитие ответственности как интегративной личностной и профессиональной характеристики, которое мы изучали по трем основным позициям: личностные качества и характеристики, профессиональные качества и профессиональные функции. Результаты проведенного исследования самооценки вожатых показали недостаточную их подготовку в части профессиональных функций и, вместе с тем, выявили достаточно высокий показатель сформированности профессиональных качеств будущих педагогов.
3. Содействие развитию ответственности будущих педагогов в процессе прохождения педагогической практики в детском лагере в качестве вожатых оказывает обеспеченность обратной связью с работодателями в различных формах - от итоговой конференции по практикам до созданных на базе вузов комиссий для проведения промежуточной аттестации обучающихся по педагогической практике, а также рецензирования и апробации фондов оценочных средств по педагогической практике с привлечением представителей образовательных организаций и летних оздоровительных лагерей. Данный вывод дает право на оптимистичный прогноз об эффективной подготовке обучающихся к педагогической практике и квазипрофессиональной деятельности в роли вожатых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кандаурова А.В. Готовность педагогов к социальным изменениям действительности. Омский научный вестник, 2014; 3: 124-126.
2. Белявский Б.В. В центре внимания - летний отдых детей. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2017; 7; 3.
3. Салманова А.Ф. Профильная смена «профсоюзные ребята» в системе летнего оздоровления и отдыха детей. Вестник социально-гуманитарного образования и науки, 2018; 4; 67-71.
4. Сидорко Е.А., Безденежных М.Н. Вопросы экологического воспитания подрастающего поколения через организацию летнего отдыха учащихся в лагере с дневным пребыванием детей. Научно-методический журнал Поиск, 2017; № 4 (60); 83-84.
5. Шишиморова К.И., Лопатюк Е.А., Галушко И.Г. Организация летнего активного отдыха детей в лагере дневного пребывания. Педагогика и психология: перспективы развития: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.], 2017; 119-121.
6. Примерная программа модуля «Основы вожатской деятельности» для обучающихся в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. [Электронный ресурс]: URL: http://mpgu.su/wp-content/.
https:// mir-nauki. com
7.
8.
9.
10. 11.
Петраш Е.А. Опыт подготовки студентов-вожатых к работе в летних оздоровительных и пришкольных лагерях на базе. Общество и образование в XXI веке: опыт прошлого - взгляд в будущее: Восьмые Лозинские чтения. Материалы Международной научно-методической конференции. 2019: 177-181.
Савельев Д.А., Симпирович С.В. Шпаргалки для вожатого. Как эффективно организовать детский отдых. - Санкт-Петербург: Речь, 2010.
Кудряшова С.К., Кижаева Д.В., Сорокина Т.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к летней практике в детском оздоровительном лагере. Интернет-журнал «Науковедение», 2015; №2: [Электронный ресурс]: URL: https://naukovedenie.ru/PDF/10PVN215.pdf.
Линкер Г.Р. Творческие учебные задания как средство формирования готовности студентов вуза к организации летнего детского отдыха. Интернет-журнал «Науковедение», 2015; №1: [Электронный ресурс]:
http: //naukovedeni e .ru/PDF/ 14PVN115.pdf.
Линкер Г.Р. Кругликова Г.Г. Подготовка будущих педагогов к прохождению летней производственной практики в клубах по месту жительства. Интернет-журнал «Науковедение», 2015; №5: [Электронный ресурс]: URL: http: //naukovedenie.ru/PDF/200PVN515. pdf.
Linker Gul'nara Rinatovna
Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia
E-mail: [email protected]
Kruglikova Galina Gennadievna
Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: [email protected]
Kanteeva Ekaterina Andreevna
Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: [email protected]
Modern aspects of preparing future teachers to the organization of summer holidays for children
Abstract. The article raises the question of the preparation of students of pedagogical educational organizations for the organization of recreation and rehabilitation of children and adolescents in the summer out-of-school period. Currently, ongoing changes in all spheres of human activity are reflected in the educational space, causing new difficulties and problems. The organization of summer holidays for children in the Russian Federation is the most important task of the state policy in the field of education, which determines the task of preparing the camp staff as an actual pedagogical task. The article analyzes modern regulatory documents in the field of organizing summer vacations for children and adolescents, in the field of content and forms of organization of preparing students for summer practice as a camp counselor, identifies problems and outlines prospects for their solution at the present stage.
Preparing students in pedagogical universities to work as camp counselors in summer camps has great history and vast theoretical-methodological basis in the educational system. There have been changed educational standards of teachers' preparing in educational organizations, normative outputs and legal forms of organizing summer vacations for children and adolescents. But there are still tasks for students, who organize and provide safe, recreative and interesting vacation for children and adolescents. Meanwhile, most of methodical recommendations for doing such kind of practical training include materials of organizing summer vacations for children and adolescents, so that students can learn programmes, games, scripts in the methodological literature. However, during preparing for pedagogical practical training students not often get to know with difficulties, nontypical professional challenges and risks.
Keywords: high education; pedagogical education; preparing students; camp counselor; summer vacation for children; pedagogical practical training; programme of preparing