Научная статья на тему 'ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ПОГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ'

ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ПОГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА / ФАКУЛЬТАТИВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ / ПРАКТИКА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / CHILDREN'S HEALTH CAMP / PEDAGOGICAL PRACTICE / INDUSTRIAL SUMMER PRACTICE / OPTIONAL TRAINING FOR SUMMER PRACTICE / PRACTICE IN SUMMER HEALTH CAMPS / PRACTICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

В настоящее время существующие противоречия между возможностями и потребностями системы образования обосновывают необходимость обновления системы подготовки кадров для работы в оздоровительных лагерях. Все это ставит перед системой высшего педагогического образования проблему, связанную с социальным заказом общества на подготовку специалистов в области работы в оздоровительных организациях. В статье представлен анализ понятий «педагогическая практика», «летняя практика», а также ее значимость для будущей профессиональной деятельности студента. Представлены результаты опроса юношей и девушек, обучающихся в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки, который показал, что во время прохождения летней педагогической практики студенты испытывают затруднения, связанные с планированием, организацией, проведением мероприятий, общением с детьми и коллегами. Представлен факультативный курс «Подготовка к летней педагогической практике», целью которого является получение студентами научных представлений в области теории, методики и психологии воспитательной работы, организации досуга и отдыха детей в летний период, формирование умений творчески решать конкретные воспитательные задачи в условиях детского оздоровительного лагеря. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, руководителями практик при планировании и организации летней практики студентов в условиях детского оздоровительного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE AS A FORM OF TRAINING STUDENTS FOR INDUSTRIAL SUMMER PRACTICE

Currently, the existing contradictions between the capabilities and needs of the education system justify the need to update the training system for working in health camps. All this poses a problem for the system of higher pedagogical education related to the social order of society to train specialists in the field of work in health organizations. The article presents an analysis of the concepts of "pedagogical practice", "summer practice", as well as its significance for the future professional activity of the student. The article presents the results of a survey of young men and women studying at the Orsk Institute of Humanities and technology (branch) of OSU in pedagogical and psychological-pedagogical areas of training, which showed that during the summer teaching practice, students experience difficulties related to planning, organizing, conducting events, communicating with children and colleagues. The article presents an optional course "Preparation for summer pedagogical practice", the purpose of which is to provide students with scientific ideas in the field of theory, methodology and psychology of educational work, organization of leisure and recreation for children in the summer, the formation of skills to creatively solve specific educational tasks in the conditions of a children's health camp. The research materials can be used by teachers and practice managers when planning and organizing students ' summer practice in a children's health camp.

Текст научной работы на тему «ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ПОГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ»

Andrienko Oksana Aleksandrovna ELECTIVE AS A FORM OF TRAINING .

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0002

ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ПОГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ

© 2020

SPIN: 3820-8444

AuthorlD: 516485

ORCID: 0000-0002-3490-1849

ScopusID: 57205333311

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Аннотация. В настоящее время существующие противоречия между возможностями и потребностями системы образования обосновывают необходимость обновления системы подготовки кадров для работы в оздоровительных лагерях. Все это ставит перед системой высшего педагогического образования проблему, связанную с социальным заказом общества на подготовку специалистов в области работы в оздоровительных организациях. В статье представлен анализ понятий «педагогическая практика», «летняя практика», а также ее значимость для будущей профессиональной деятельности студента. Представлены результаты опроса юношей и девушек, обучающихся в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки, который показал, что во время прохождения летней педагогической практики студенты испытывают затруднения, связанные с планированием, организацией, проведением мероприятий, общением с детьми и коллегами. Представлен факультативный курс «Подготовка к летней педагогической практике», целью которого является получение студентами научных представлений в области теории, методики и психологии воспитательной работы, организации досуга и отдыха детей в летний период, формирование умений творчески решать конкретные воспитательные задачи в условиях детского оздоровительного лагеря. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, руководителями практик при планировании и организации летней практики студентов в условиях детского оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, педагогическая практика, производственная летняя практика, факультатив по подготовке к летней практике, практика в летних оздоровительных лагерях, практическая подготовка будущего педагога.

ELECTIVE AS A FORM OF TRAINING STUDENTS FOR INDUSTRIAL SUMMER PRACTICE

© 2020

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Abstract. Currently, the existing contradictions between the capabilities and needs of the education system justify the need to update the training system for working in health camps. All this poses a problem for the system of higher pedagogical education related to the social order of society to train specialists in the field of work in health organizations. The article presents an analysis of the concepts of "pedagogical practice", "summer practice", as well as its significance for the future professional activity of the student. The article presents the results of a survey of young men and women studying at the Orsk Institute of Humanities and technology (branch) of OSU in pedagogical and psychological-pedagogical areas of training, which showed that during the summer teaching practice, students experience difficulties related to planning, organizing, conducting events, communicating with children and colleagues. The article presents an optional course "Preparation for summer pedagogical practice", the purpose of which is to provide students with scientific ideas in the field of theory, methodology and psychology of educational work, organization of leisure and recreation for children in the summer, the formation of skills to creatively solve specific educational tasks in the conditions of a children's health camp. The research materials can be used by teachers and practice managers when planning and organizing students ' summer practice in a children's health camp.

Keywords: children's health camp, pedagogical practice, industrial summer practice, optional training for summer practice, practice in summer health camps, practical training of future teachers.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях развития общества подготовка студентов-бакалавров к прохождению практики в детских оздоровительных лагерях является актуальной как никогда. Перед системой профессионального образования стоит вопрос обучения специалистов для работы в оздоровительных организациях [1]. Необходимо отметить, что детский отдых детей - это направление, которому сейчас уделяется особое внимание, это четко просматривается в «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг.». [2, с.29]. Так, в Оренбургской области, по данным на 2019 год, функционировало 88 оздоровительных организаций, включающих в себя детские оздоровительные, санаторно-оздоровительные, палаточные лагеря; санатории-профилактории и др. [3]. Поэтому важно готовить будущих педагогов к летней практике средствами самостоятель-

ной работы, спецкурсов, факультативов, инструктивных сборов и т.п. [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ последних психолого-педагогических исследований показывает, что различные аспекты проблемы подготовки студентов к прохождению летней педагогической практики рассматривали Т.И. Белова [5], Н.А. Вдовина [6], Л.В. Воронкова [1], А.Н. Здиховский [7, Л.Ю. Иванова [8], М.Н. Каракчиева [9], Л.М. Кравцова [10], С.К. Кудряшова [11], Е.В. Малеко [12 ], Г.Р. Линкер [13],О.А. Любченко [14], Л.Н. Николаева [15], Е.А. Опфер [16], Н.Я. Сайгушев [17], Е.В. Слизкова [2], С.Ф. Тазиев [18], Б.О. Темирбеков [19], Н.И. Тихоненков [4], Е.В. Харитонова [20] и др.

Период летнего отдыха в лагере выступает современным средством обеспечения непрерывного воспитания

педагогические науки

Андриенко Оксана Александровна ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ПОГОТОВКИ ...

и всестороннего развития детей, сохранения и укрепления их здоровья [7]. Поэтому необходимо особое внимание уделять подготовке юношей и девушек к работе в детских оздоровительных лагерях. Также в некоторых исследованиях [7; 12] указывается, что студенты - наиболее привлекательные педагоги для детей из-за небольшой разницы в возрасте и сходстве увлечений и интересов.

Отметим, что «современная система высшего педагогического образования имеет ярко выраженную тенденцию к усилению практической направленности основных образовательных программ» [16, с. 53].

В работе О.А. Любченко и М.М. Борисовой указывается, что педагогическая практика является важным звеном, которое соединяет между собой теоретическое обучение студента с его будущей профессиональной деятельностью [14].

Е.В. Харитоновой указывается значимость летней педагогической практики, позволяющей бакалаврам не только углубить полученные в ходе теоретического обучения знания, но и овладеть профессиональными умениями и навыками и приобрести опыт педагогической деятельности [20].

По мнению Г.Р. Линкер, летняя практика - это значимая часть подготовки будущего педагога и психолога, создающая возможности студентам реализовать свой профессиональный и личный потенциал, получить опыт работы с детским коллективом в условиях летнего отдыха детей [13].

Важно отметить, что на этом этапе своего обучения студенты-практиканты сталкиваются с реальностью педагогической профессии, они начинают осознавать необходимость совершенствования своих профессионально важных качеств [6].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Обобщение опыта по подготовке студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, к летней практике в детских оздоровительных лагерях.

Постановка задания. Разработка программы факультатива по подготовке студентов к летней педагогической практике.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались анализ и изучение научной литературы отечественных и зарубежных авторов, опрос, поиск и реализация решений выявленных проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе ОГТИ (филиала) ОГУ.

До разработки и внедрения программы факультатива «Подготовка к летней педагогической практике» нами был проведен опрос студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», проходящих на третьем курсе практику в детском оздоровительном лагере. Были получены следующие результаты.

При прохождении летней практики студенты указали трудности, с которыми сталкиваются:

- недостаточное знание особенностей работы с детьми разных возрастов в условиях загородного лагеря;

- неумение планировать деятельность вожатого с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- не достаточное знание нормативно-правовых основ деятельности детских оздоровительных лагерей;

- не умение организовывать коллективные творческие дела;

Таким образом, во время прохождения летней педагогической практики студенты, испытывают некоторые затруднения, связанные с планированием, организацией, проведением мероприятий, с общением детьми. Учитывая все вышеперечисленное, нами был разрабо-

тан факультатив «Подготовка к летней педагогической практике».

Целью освоения факультатива является получение научных представлений в области теории, методики и психологии воспитательной работы, организации досуга и отдыха детей в летний период, формирование умений творчески решать конкретные воспитательные задачи в условиях детского оздоровительного лагеря.

Основными задачами являются:

1) анализ предметно-проблемного поля педагогики досуга;

2) ознакомление обучающихся с нормативно-правовыми основами деятельности детских оздоровительных лагерей;

3) рассмотрение требований к личности вожатого;

4) ознакомление обучающихся с основами планирования деятельности вожатого;

5) рассмотрение форм организации досуга и отдыха обучающихся в летний период.

В ходе освоения дисциплины обучающиеся должны достигнуть результатов, характеризующих формируемые компетенции.

Обучающиеся должны знать:

- особенности организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в период летнего отдыха;

- духовно-нравственные ценности личности, нравственные основы поведения в профессиональной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.

Уметь:

- использовать формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в период летнего отдыха;

- осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей в условиях летнего отдыха детей.

Владеть:

- методами, приемами, средствами организации совместной деятельности обучающихся, формирования положительного психологического климата в группе, доброжелательных отношений между обучающимися с учетом их принадлежности к разным этнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям в условиях детского оздоровительного лагеря;

- навыками формирования у обучающихся духовно-нравственных ценностей в условиях детского оздоровительного лагеря.

В рамках представленного курса студентами изучаются основы педагогики досуга. Рассматриваются психологические особенности работы вожатого с детьми разного возраста, нормативно-правовые основы деятельности детских оздоровительных лагерей. Следует отметить, что досконально рассматриваются требования к вожатому в современных условиях. Раскрываются этапы лагерной смены и особенности работы вожатого в каждый из этих периодов. Студенты изучают основы планирования работы вожатого. Большое внимание уделяется формам организации досуга детей в условиях детского оздоровительного лагеря.

Таким образом, студент по окончании изучения представленного факультативного курса должен соответствовать основным требованиям, предъявляемым к вожатым.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Проведя анализ исследований последних пяти лет, нами было выявлено, что при подготовке студентов к летней практике в ДОЛ авторами используются различные формы. Так, Т.И. Белова и М.А. Сомкина предлагают использовать школу профессионального вожатого как средство подготовки бакалавров к летней педагогической практике [5], Н.А. Вдовина и Е.В. Царева - курс «Психологическое сопровождение летнего отдыха детей» [6], Г.Р. Линкер - курс «Организация летнего отдыха детей и подростков» [13];

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

17

Andrienko Oksana Aleksandrovna ELECTIVE AS A FORM OF TRAINING .

pedagogical sciences

М.Н. Каракчиева, С.К. Кудряшова, Е.А. Опфер, Н.Я. Сайгушев, С.Ф. Тазиев - инструктивный сбор (лагерь) [9; 11; 16; 17; 18] и др. Сравнивая наш курс с уже представленными ранее программами, мы можем отметить его практическую ориентацию на предотвращение проблем, с которыми сталкиваются студенты во время работы в современных условиях детских оздоровительных лагерей.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Внедрение в подготовку студентов факультатива помогает им лучше подготовиться к производственной летней практике, позволяет сформировать у них общепрофессиональные компетенции, необходимые для успешного прохождения производственной летней практики в условиях детского оздоровительного лагеря.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в формировании у студентов умений использовать формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями в период летнего отдыха. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, руководителями практик при планировании и организации летней практики студентов в условиях детского оздоровительного лагеря.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронкова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов к летней производственной практике в сфере детского отдыха и оздоровления // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1 (64). С. 289-291.

2. Слизкова Е.В., Дереча И.И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 4 (192). С. 29-33.

3. Реестр учреждений и организаций Оренбургской области, предоставляющих услуги в сфере отдыха и оздоровления детей на 2019 год. Режим доступа: https://www.msr.orb.ru/posts/16305

4. Тихоненков Н.И. Технологические основы подготовки студентов к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях//Грани познания. 2015. № 7 (41). С. 273-277.

5. Белова Т.И., СомкинаМ.А. Школа профессионального вожатого как средство подготовки бакалавров к летней педагогической практике / В сборнике: Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия Материалы V Межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Составитель Т.Е. Коровкина. Научный редактор Ж.А. Захарова. 2019. С. 138-142.

6. Вдовина Н.А., Царева Е.В. Подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к летней производственной практике // Казанская наука. 2015. № 2. С. 166-168.

7. Здиховский А.Н. «Школа вожатого» как современная форма подготовки студентов к летней педагогической практике // Современное образование Витебщины. 2015. № 2 (8). С. 30-33.

8. Иванова Л.Ю., Иванов О.Н., Иванов А.О. Оригинальные подходы в подготовке бакалавра физической культуры к прохождению практики в летнем оздоровительном лагере // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 76-80.

9. Каракчиева М.Н. Роль летней педагогической практики в подготовке педагогов образовательных учреждений / В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 38-40.

10. Кравцова Л.М., Михайлова Т.А., Черная Е.В., Коняхина Г.П. Система подготовки студентов к летней педагогической практике в детском оздоровительном лагере // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 2. С. 15-16.

11. Кудряшова С.К., Кижаева Д.В., Сорокина Т.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к летней практике в детском оздоровительном лагере // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27). С. 141.

12. Кулешова А.В., Малеко Е.В. Особенности создания модели организации досуговой деятельности // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 20-22.

13. Линкер Г.Р. Роль курса «Организация летнего отдыха детей и подростков» в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования в вузе к летней практике // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 16. С. 5459.

14. Любченко О.А., Борисова М.М. Подготовка будущих педагогов к летней практике в педагогическом вузе //Вестник Московского го-

родского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2 (32). С. 15-27.

15. Николаева Л.Н., Сосунова Н.Ю. Проблемы совершенствования системы подготовки студентов к летней педагогической практике // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2018. № 1 (39). С. 4145.

16. Опфер Е.А., Романов С.В. Летняя воспитательная практика в системе профессиональной подготовки учителя // Грани познания. 2016. № 3 (46). С. 53-56.

17. Сайгушев Н.Я., КондрашоваЕ.Н., Балакин И.В. Инновационные технологии подготовки студентов гуманитарного вуза к летней педагогической практике // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 240-243.

18. Тазиев С.Ф. Практическая подготовка будущих учителей к инновационной деятельности в условиях летней педагогической практики //Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 479-486.

19. Темирбеков Б.О., Турсынбекова К.Ж., Айназарова А.Ж. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Проблемы педагогики. 2018. № 3 (35). С. 16-19.

20. Харитонова Е.В. Организация подготовки студентов к летней педагогической практике //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 6. С. 29-31.

Статья поступила в редакцию 11.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.