Научная статья на тему 'Теоретические основы подготовки студентов педагогических вузов для работы вожатыми'

Теоретические основы подготовки студентов педагогических вузов для работы вожатыми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1833
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА / SUMMER PRACTICE / ВОЖАТЫЕ / COUNSELORS / ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ / SUMMER CAMP / ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / PEDAGOGICAL DETACHMENT / SUMMER TRAINING / TRAINING IN A UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглов Владимир Витальевич

В статье рассматривается один из важных вопросов студентов педагогических вузов организация их практической деятельности в рамках обучения. Одной из форм такой практической деятельности является летняя практика в рамках которой студенты работают вожатыми в летних загородных оздоровительных лагерях. Нередко, такая практика организуется формально, специальная подготовка студентов к ней не ведется, а если и ведется, то подавляющее большинство времени уделяется непедагогическим вопросам. В данной статье рассматриваются теоретические основы, на которых, по мнению автора, должна строиться подготовка студентов. Это приоритеты воспитывающей деятельности вожатого, ориентация на педагогический результат в деятельности, работа с мотивацией студентов, подготовка не отдельных вожатых, а педагогических отрядов, для работы в лагерях. Материалы исследования получены в результате многолетней опытно-экспериментальной работы, которая велась автором в Московском городском педагогическом университете в рамках организации летних оздоровительных кампаний в лагерях различных типов и видов: трудовые, оздоровительные, палаточные и т.п. Основная часть исследования проводилась в рамках деятельности проекта «Лагерь актива», реализуемого педагогическим отрядом «Авангард», руководителем которого является автор с 1995 года по настоящее время. В статье освещаются основные трудности, с которыми может столкнуться студент, выехавший на летнюю практику для работы вожатым, и приводятся рекомендации для организаторов подготовки студентов. Статья может быть полезна специалистам педагогических вузов, ответственных за подготовку летней практики студентов, а также иным категориям читателей, интересующихся данной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASE FOR PREPARATION OF STUDENTS FROM PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR WORK AS COUNSELORS

The article considers one of the important issues of students of pedagogical universities the organization of their practical activities as a part of their training. Summer practice is one of the form of such practical activities, in which students work as counselors in summer recreational camps. This type of practice is often organized formally, special training for students is not conducted, and if it is, the vast majority of the time is devoted to non-pedagogical issues. Theoretical bases are considered in this article, using them the preparation of students must be built in the author's opinion. These are priorities of the educator's activity, orientation on the pedagogical result in activities, work with motivation of students, preparation of not separate counselors, but pedagogical group for work in camps. The research materials were obtained as a result of many years of experimental work carried out by the author at the Moscow City Pedagogical University, as part of organizing summer recreation campaigns in camps of various types and types: labor, health, tent, etc. The main part of the research was carried out within the framework of the project "Camp of the asset", implemented by the pedagogical detachment "Avangard", whose leader is the author from 1995 to the present. The article highlights the main difficulties that students may face when they leave for a summer practice to work as a counselor and provides recommendations for the organizers of student training. The article can be useful to specialists in pedagogical universities that are responsible for preparing the summer practice of students, as well as other categories of readers interested in this topic.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы подготовки студентов педагогических вузов для работы вожатыми»

УДК 379.835

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДЛЯ РАБОТЫ ВОЖАТЫМИ

© 2017

Круглов Владимир Витальевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности РАО Институт стратегии и развития образования Российской академии образования (105062, Россия, Москва, улица Макаренко 5/16, e-mall: v-vkrug@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматривается один из важных вопросов студентов педагогических вузов - организация их практической деятельности в рамках обучения. Одной из форм такой практической деятельности является летняя практика в рамках которой студенты работают вожатыми в летних загородных оздоровительных лагерях. Нередко, такая практика организуется формально, специальная подготовка студентов к ней не ведется, а если и ведется, то подавляющее большинство времени уделяется непедагогическим вопросам. В данной статье рассматриваются теоретические основы, на которых, по мнению автора, должна строиться подготовка студентов. Это приоритеты воспитывающей деятельности вожатого, ориентация на педагогический результат в деятельности, работа с мотивацией студентов, подготовка не отдельных вожатых, а педагогических отрядов, для работы в лагерях. Материалы исследования получены в результате многолетней опытно-экспериментальной работы, которая велась автором в Московском городском педагогическом университете в рамках организации летних оздоровительных кампаний в лагерях различных типов и видов: трудовые, оздоровительные, палаточные и т.п. Основная часть исследования проводилась в рамках деятельности проекта «Лагерь актива», реализуемого педагогическим отрядом «Авангард», руководителем которого является автор с 1995 года по настоящее время. В статье освещаются основные трудности, с которыми может столкнуться студент, выехавший на летнюю практику для работы вожатым, и приводятся рекомендации для организаторов подготовки студентов. Статья может быть полезна специалистам педагогических вузов, ответственных за подготовку летней практики студентов, а также иным категориям читателей, интересующихся данной проблематикой.

Ключевые слова: воспитание; летняя практика; вожатые; летний лагерь, подготовка в вузе, педагогический отряд.

THEORETICAL BASE FOR PREPARATION OF STUDENTS FROM PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR WORK AS COUNSELORS

© 2017

Kruglov Vladimir Vitalyevic, candidate of pedagogical sciences, senior researcher Center of Strategy and Theory of Education of the Personality Institute of educational development strategy of Russian Academy of Education (105062, Russia, Moscow, Makarenko st, 5/16, e-mail: v-vkrug@yandex.ru)

Abstract. The article considers one of the important issues of students of pedagogical universities - the organization of their practical activities as a part of their training. Summer practice is one of the form of such practical activities, in which students work as counselors in summer recreational camps. This type of practice is often organized formally, special training for students is not conducted, and if it is, the vast majority of the time is devoted to non-pedagogical issues. Theoretical bases are considered in this article, using them the preparation of students must be built in the author's opinion. These are priorities of the educator's activity, orientation on the pedagogical result in activities, work with motivation of students, preparation of not separate counselors, but pedagogical group for work in camps. The research materials were obtained as a result of many years of experimental work carried out by the author at the Moscow City Pedagogical University, as part of organizing summer recreation campaigns in camps of various types and types: labor, health, tent, etc. The main part of the research was carried out within the framework of the project «Camp of the asset», implemented by the pedagogical detachment «Avangard», whose leader is the author from 1995 to the present. The article highlights the main difficulties that students may face when they leave for a summer practice to work as a counselor and provides recommendations for the organizers of student training. The article can be useful to specialists in pedagogical universities that are responsible for preparing the summer practice of students, as well as other categories of readers interested in this topic.

Keywords: upbringing, summer practice, summer training, counselors, summer camp, training in a university, pedagogical detachment.

Введение

Подготовка педагога-профессионала в рамках высшей школы - процесс, требующий особого подхода. Сейчас, в условиях введения профессиональных стандартов, меняются требования к будущим педагогам, критерии их эффективности, а следовательно - и условия их подготовки. На первый план выходят овладение практическими навыками, умение действовать в тех или иных сферах профессии, применять полученные знания в работе.

Очевидно, что это влечет за собой необходимость увеличения объема времени, выделяемого на практическую деятельность студентов, получающих педагогические профессии, их стажировку, иные формы профессиональных проб.

Одной из традиционно используемых форм педагогической практики студентов педвузов является летняя практика, в рамках которой студенты получают опыт работы вожатыми в летних оздоровительных загородных лагерях. К сожалению, эта форма сейчас используется не так часто, как использовалась в предыдущие десятилетия, а между тем, практическая воспитывающая

деятельность, которой вожатый занимается в летнем оздоровительном лагере, как нельзя лучше влияет на формирование его профессиональной позиции и помогает овладеть множеством необходимых и полезных для будущей работы навыков.

Однако, даже в тех ситуациях, когда педагогическая практика в летнем лагере является частью подготовки студента, она нередко формальна, специальной подготовки будущих вожатых не проводится, в связи с чем молодой специалист оказывается в стрессовой для него ситуации, формирующей у него негативное отношение к будущей профессии и демотивирующей его к педагогической деятельности. В рамках данной статьи автору хотелось бы охарактеризовать подходы, которые помогут повысить эффективность данной формы педагогической практики и помочь студенту овладеть различными навыками в рамках воспитывающей деятельности.

Методика проведения исследования

Основная часть опытно-экспериментальной работы велась автором в рамках его руководства педагогическим отрядом «Авангард», в котором работали в разные годы студенты различных вузов, в том числе:

-Московского городского педагогического университета

-Московского государственного университета им. Ломоносова

-Московского гуманитарного педагогического института.

Руководимый автором педагогический отряд не только осуществлял работу на различных лагерных площадках, но и в разные годы становился организатором подготовки вожатых, руководителем проведения во-жатских сборов, сборов по организации и становлению детского самоуправления и т.д. Основными методами исследования являлись включенное наблюдение и групповая рефлексия.

Включенное наблюдение осуществлялось большинством педагогов, участвовавших в процессе опытно-экспериментальной работы. В условиях постоянной деятельности в течение года результаты включенного наблюдения обсуждались и фиксировались нами на инструкторских сборах - ежемесячных педагогических советах взрослых, где вожатые, принимавшие участие в тех или иных мероприятиях коллектива, предъявляли для общего обсуждения результаты своих наблюдений за ходом работы и ее результатами. Обсуждалось также влияние взрослых на данный процесс и изменения, которые происходит с педагогическим отрядом в тех или иных условиях[1],[2].

Результаты исследования

В результате проведённой работы можно сформулировать ряд подходов, определяющих эфеективность деятельности в данном направлении.

Подход первый - готовить не вожатого, а педагогический отряд.

К сожалению, в ряде оздоровительных лагерей вожатый в неформальной системе взаимоотношений и субординации - низшее звено структуры лагеря. Что в целом подтверждается объемом заработной платы и требованиями к занимаемой должности. Однако, именно вожатый - человек, который непосредственно взаимодействует с ребенком. В подавляющем большинстве случаев именно от вожатого зависит, насколько психологически комфортным и эффективным будут отдых и оздоровление ребенка. Вожатый становится защитой для ребенка от возможных негативных явлений во взаимоотношения между ребятами в отряде, обеспечивает поддержку в трудных ситуациях, связанных с адаптацией в незнакомой и новой обстановке и многое, многое другое. Ни администрация оздоровительного лагеря, ни какие-либо другие сотрудники лагеря не смогут помочь ребенку, если он становится объектом насмешек со стороны товарищей по отряду. Это может сделать только вожатый.

Вот почему так важно создать в лагере условия для комфортной, спокойной работы вожатого, освободить его от ненужных и отнимающих у него время забот -заполнение документации, решение хозяйственных вопросов, не связанных с детьми и т.д. и т.п. Вожатый - в первую очередь педагогический работник, главной задачей которого является решение педагогических и воспитательных задач.

Достичь этого возможно только в случае единой позиции по этому вопросу, как администрации лагеря, так и организаторов педагогической практики, взаимодействие которых должно начаться задолго до летней оздоровительной кампании. Началом этого взаимодействия должно быть не только и не столько решение формальных вопросов, сколько определение единых педагогических и ценностных позиций, на которых стоят все участники процесса. Только в этом случае в лагере будет создана ресурсная и поддерживающая среда, в которой наиболее эффективно пройдет становление вожатого -будущего учителя.

Такой средой, в том числе, в ходе работы в рамках летней оздоровительной кампании становится и про-78

странство педагогического отряда. Когда вокруг вожатого коллектив единомышленников, подготовленный в одном ценнностном поле, в ситуации одинакового понимания целей, задач, приоритетов, специфики работы вожатого - этот коллектив становится средством профилактики эмоционального выгорания, стресса, ситуаций неуспеха, которые являются значимыми факторами эффективности деятельности [3], [4].

Наиболее важные решения, связанные с воспитанием детей, и организацией жизнедеятельности коллектива стоит принимать всем педагогическим отрядом, выслушивая мнение каждого члена, обсуждая все спорные вопросы. Не допускается нарушать, обходить, не учитывать согласованные вожатыми позиции при подготовке дел, решении тех или иных проблем, затрагивающих интересы коллектива [5].

Говоря о взаимоотношениях, которые должны существовать в педагогическом отряде, выезжающем работать в лагерь, стоит сказать, что эти взаимоотношения должны строиться на принципах равенства, взаимоуважения и взаимопомощи. Для взрослого недопустимо обращаться грубо к коллеге, унижать его. Чем лучше общаются между собой вожатые, тем эффективнее их совместная деятельность. Сплочённость педагогического отряда позволяет решить многие проблемы, которые могут возникнуть при работе. Идеальными взаимоотношениями можно назвать взаимоотношения, когда вожатые с удовольствием решают вместе рабочие вопросы и, так же, получают удовольствие от совместного отдыха, имеют общие темы для разговора, обладают общими интересами. Если вожатые активно общаются между собой, то и у детей не возникает трудностей в общении, если же внутри педагогического отряда вожатые мало общаются, ссорятся, существуют недомолвки и непонимания, то и среди подростков риск возникновения конфликтов будет высок. В связи с этим стоит отметить, что недопустимо выяснять с ребятами и при ребятах отношения между коллегами, обсуждать их действия. Так же не стоит увлекаться дискуссией с коллегами в присутствии детей, в процессе обсуждения и принятия решений органами детского самоуправления.

Безусловно, возникают такие ситуации, когда один из взрослых не согласен с поступками и решениями своих коллег, и эти ситуации требуют обсуждения. Когда бы, в какой компании не возникали подобные ситуации, они обсуждаются только в кругу взрослых, иначе мы нарушаем целостность нашего педагогического отряда, подрывая авторитет одного из его членов.

Такая форма организации работы требует определённой активности и ответственности со стороны всех членов педагогического отряда. Каждый возникший вопрос требует внимания каждого: для каждого становится необходимо знакомиться со всей информацией о деятельности коллектива, брать на себя ответственность за выполнение проектов и поручений, доводить дело до конца, оперативно реагировать на просьбы

Подход второй - приоритетом работы вожатого должна быть педагогическая и воспитывающая деятельность, это должно быть учтено при его подготовке. Традиционно, в бытовом понимании, задачей летней оздоровительной кампании являются отдых и оздоровление. Однако это неверный взгляд. Летний оздоровительный лагерь - уникальное воспитывающее пространство, ресурсы которого нельзя недооценивать. В летнем лагере ребенок может быть погружен в среду, которая окажет серьезное влияние на становление и развитие его личности. Какой окажется эта среда - во многом зависит от вожатого. Будет ли сформирована в отряде общность отличающаяся высокими нравственными нормами, требованиями, позитивными ценностно-личностными ориентациями группы? Все эти вопросы должны быть максимально подробно и досконально рассмотрены в процессе подготовки вожатого. Целесообразно знакомить будущих вожатых с основами теории и практики АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

создания детских общностей, опытом по формированию детских коллективов, накопленным в нашей стране [68].

В процессе освоения данных тем рекомендуется использовать опыт лучших педагогов, работавших в сфере детского отдыха и занимавшихся разработкой вопросов воспитания в данной области. Многолетний опыт пионерского лагеря «Орленок», давший отечественной педагогике методику коллективно-творческой деятельности и коммунарского воспитания, опыт О.С.Газмана, А.Н.Лутошкина, С.А.Шмакова и других [9-12].

Обязательным являются темы, связанные с формированием внутри детской общности (отряда) атмосферы, комфортного психологического климата и т.п. Ключевым понятием в данной области является механизм ситуации успеха. Путем создания разноуровневых ситуаций успеха можно достичь большого личностного роста ребят в отряде. Безусловно, постройка как отдельных, так и систем ситуаций успеха - дело довольно щекотливое. Что же такое ситуация успеха? В чем ее воспитательный секрет?

У каждого человека заложено природой стремление к личностному развитию и самореализации, а у ребенка особенно. Впоследствии оно может гаснуть или временно пропадать, скорее всего, из-за утраты «веры в себя». Ситуация успеха призвана не дать подростку утратить эту веру, а наоборот укрепить ее. Ситуация успеха - это смоделированная рабочая ситуация происходящая в реальной жизни, в которой подросток добивается чего-либо, что в прошлом было для него недостижимо - добивается некоторого успеха. Заслуга вожатого здесь в том, чтобы подобрать такую ситуацию, к которой ребенок внутренне готов, обладает потенциалом для ее решения, но ему не хватает уверенности или некоторого опыта. Кроме того, заслуга вожатого - в такой незаметной поддержке, что подросток почти ее не видит, уверен, что все сделал сам.

Ситуация успеха - инструмент который следует применять всегда кроме случаев завышенной самооценки у подростка или детского коллектива, в этом случае ситуация успеха работает во имя неправильной цели - еще больше повышает и без того завышенную самооценку. В этом случае стоит применять другие методы [13-15].

Какие же еще механизмы, приемы, методы помогают решить задачу личностного роста ребенка в отряде? Помимо ситуации успеха это и максимально нравственное решение всех проблем, встающих перед коллективом. Группа вожатых, а впоследствии и ядро коллектива, как имеющие наиболее высокий авторитет в коллективе могут и должны во всех случаях склонять коллектив именно к таким решениям. Если же это не удается (мягкий или жесткий конфликт) следует вывести ситуацию в тупик, пойти по неправильному пути, но зато достичь в конце, при полученном отрицательном результате внутреннего осознания всеми своей ошибки. Это поможет в дальнейшем избежать повторения таких случаев.

Конечно, при работе с такими вопросами во главу угла всегда стоит ставить душевный комфорт подростков и затрагивать его только тогда, когда это педагогически оправдано и требуется для решения задач воспитания.

Влияние на нравственный климат коллектива невозможно без заслуженного, выстраданного делами и поступками авторитета вожатого. Авторитет возникнет только тогда, когда вожатый не злоупотребляет авторитарными методами, не поступает несправедливо, всегда готоввыслушать ребят и разобраться в ситуации. Однако, даже если авторитет есть - и тут возникает множество вопросов. В каких случаях создавать какое настроение? А настрой? Сложные вопросы, но, тем не менее, требующие решения. Сначала о настрое. Настрой, безусловно, должен быть рабочий - только надо учитывать - постоянное напряжение выматывает. У педагогов-практиков, специалистов есть понятие «синусоида»

- синусоида серьезности-веселости, работоспособности-апатии и так далее. Напряжение должно сменяться релаксацией, отдыхом. Настрой - быть рабочим, но разным - то напряженным, то спокойным, неторопливым. Способы формирования настроя тоже разные, они тесно связаны с мотивацией, которая, вообще-то говоря, у каждого подростка может быть разная. Однако, помимо личной мотивации должна быть и коллективная мотивация к деятельности, принимаемая большинством членов коллектива, в идеале, конечно, всеми, причем с внутренним осознанием, та мотивация, которая является «официальной», обсуждаемой вслух.

Коллективная мотивация достигается коллективным целеполаганием, обсуждением целей деятельности, ее результатов и пользы. Личная мотивация формируется благодаря беседам вожатого с конкретными ребятами в самых различных формах: от дискуссий и споров до намеков и мельком оброненных слов.

Настроение. Какое оно должно быть - зависит от конкретной жизненной ситуации. Главное, оно должно быть адекватным ситуации. Нелепо поддерживать хорошее настроение в ситуации беды, проблемы. Но и ударяться в трагизм не стоит. Главным критерием при решении вопроса, какое настроение сейчас требуется детскому коллективу, должно быть соответствие этого настроения целям и задачам дела и коллектива.

Это сложно. Позднее, у старших ребят формируется и постепенно переходит на самых маленьких членов коллектива «интуитивное» ощущение правильности настроения, соответствия его ситуации. Это хорошо видно, например, на подведении итогов дня или дела - пошел важный разговор и тут все замолкли, боясь пошевелиться, или проходит концерт, на сцене задушевное, трогающее душу выступление и всем хочется продлить ощущение теплоты и радости и даже самые маленькие ребята с неудовольствием посмотрят на подростка, не чувствующего этого настроения, сбивающего его своей громкой речью или резкими движениями [16].

Подростки обладают своим мнением, умеют рассуждать и делать выводы, они вполне могут организовать свою деятельность. У подростков ярко выражена потребность в проявлении самостоятельности и самовыражении. Поэтому работая с подростком, вожатый не должен быть ни руководителем, ни начальником. Если вожатый постоянно занимает такую позицию, подросток перестаёт проявлять инициативу, перестаёт быть активным, теряет интерес к деятельности.

Точно так же в общении с подростками не стоит быть сторонним наблюдателем. Для подростка есть люди, с которыми с ним общается хорошо, и люди, с которыми он не общаются вообще. Постоянно оставаясь в стороне в позиции наблюдателя, вожатый перестаёт быть важным для подростка и теряет свои воспитательные возможности. Подросток занимает по отношению к «стороннему наблюдателю» оборонительную позицию и старается избегать его. А без оценки и поддержки взрослого, он нередко теряется, не зная, что и как следует делать, поддаётся негативным воздействиям окружающей среды.

Какую же позицию должен занимать вожатый, чтобы успешно организовать воспитательную работу с подростками?

Подростки более чем кто-либо ещё нуждаются в помощи и поддержке взрослого товарища. Им важно себя чувствовать нужным и ценным, знать, что на кого-то он может всегда положиться. Важно, чтобы именно такое место в жизни подростка занимал вожатый. Важно, чтобы вожатый одинаково хорошо относился к своим воспитанникам, не забывая при этом об индивидуальности каждого подростка. Несмотря на то, что все дети разные, по-разному ведут себя, общаются и выполняют задания, каждый из них одинаково заслуживают любви и уважения.

Отношения между вожатым (да и вообще любым пе-

дагогом) - важнейшая воспитательная категория, без позитивных, уважительных (в обе стороны) отношений не может существовать результативного и эффективного воспитательного процесса. Формирование таких отношений -важнейшая задача вожатого. Невнимание к этой категории приводит к формализации этих отношений, к их исключительной регламентации, определяемой ролями начальника и подчиненного. Воспитание возможно лишь в том случае, если вожатый является для ребенка значимым человеком, который интересен ребенку не только как ответственный за его жизнь и здоровье, но и как многогранная и разносторонняя личность.

Несмотря на гуманистические тенденции, декларируемые прогрессивным педагогическим сообществом, основная масса вожатых (да и других педагогов) продолжает активно использовать в своей деятельности авторитарные методы: они действеннее и проще. В ситуации, когда нужно быстро добиться дисциплины и результата, практически нет возможности (а главное времени) работать над выстраиванием отношений с детьми. Как следствие - используются инструменты, обращающиеся к мотиву страха или избегания неприятных последствий. Это недопустимо в деятельности вожатого [17, 18].

Подростку будет гораздо проще общаться со вожатым, если вожатый проявляет инициативу в общении. Совсем не сложно найти тему для общения с каждым из подростков, будь то книги, фильмы, музыка, спорт, личная жизнь, знаменитые люди, физика, психология или что-то ещё. У каждого ребёнка есть свои сильные стороны, необходимо найти их, чтобы знать, когда можно рассчитывать на этого ребёнка. Для взрослого необходимо стремиться видеть и чувствовать, знать и понимать каждого подростка; стремиться ненавязчиво быть рядом, чтобы помочь, поддержать. Необходимо уметь видеть и понимать мир глазами ребят, серьезно относиться к проблемам, с которыми они сталкиваются, к проблемам своего коллектива, чтобы суметь их разрешить.

Несмотря на то, что с коллективом может работать большое количество вожатых, любое разделение детей должно быть условно. В лагере не может быть своих и чужих детей - все дети - объект общей заботы и общих требований, но у каждого из членов педагогического отряда есть персональная ответственность за конкретных ребят в конкретное время и постоянная ответственность за ребят своего отряда. А это значит, что обо всех членах коллектива вожатые заботятся в равной степени. Вожатых всегда должны беспокоить их физическое здоровье и удовлетворение всех потребностей, обеспечение психологического комфорта каждого подростка и в целом коллектива, возможности самореализации и саморазвитья. Вожатому необходимо знать и бережно относиться к здоровью, эмоциональному и духовному состоянию ребенка, представлять себе обстановку в его семье, чтобы вовремя и правильно реагировать. Важно уметь общаться с родителями ребенка так, чтобы не навредить; стремиться сделать этих взрослых нашими союзниками.

Подростки требую от окружающих людей большое количество энергии, которую можно тратить на получение новой информации и опыта, общение с людьми, игры. Вожатому необходимо успевать за темпом подростка. Он должен быть активен, позитивно расположен к миру, видеть яркие краски, находить позитивные вещи. Так и только так ребёнку будет интересно быть рядом с этим человеком.

Основным инструментом работы вожатого является коллективная деятельность ребят и взрослых. В первую очередь следует позаботиться о том, чтобы так организовать жизнь и деятельность своего отряда, чтобы каждого ребенка обеспечить делом по душе и по плечу.

Участвуя в подготовке дела вместе с подростками, вожатый не должен забывать, что в первую очередь он -организатор деятельности. Порой подросткам не хватает опыта, чтобы грамотно распределить своё время, или во-80

время отреагировать на те или иные задачи. Нередко у ребят большое количество интересных идей, но они еще не знают, как их реализовать. Задача вожатого - помогать им, подхватывать в нужный момент деятельность, но в тоже время позволить ребятам чувствовать ответственность за выполняемую работу.

Стоит распределять дела равномерно, чтобы все ребята отряда были чем-то заняты в подготовке, чтобы не было тех, кто сильно загружен, и тех, кто ничего не делает. Важно, чтобы каждый ребёнок получил конкретное поручение, услышал и оценил его, понял, каким должен быть результат.

Отдельное место в позиции вожатого занимает форма общения с подростком. Необходимо помнить, что подросток все слова и формы поведения вожатого запоминает и повторяет, копирует его мысли и движения. Отдельное внимание стоит уделить словам, которые вожатый употребляет в общении с подростками. Стоит быть корректными в общении, не употреблять грубых слов, жаргонной лексики.Вожатому недопустимо опускаться до пошлости и грубости в общении как с подростками, так и с другими людьми. Необходимо быть вежливым в общении с окружающими, следить за уровнем культуры своего поведения и высказываний [19].

Подход третий - надо работать с мотивацией вожатых. Вожатый должен стремиться обогащать и использовать свои знания, опыт, мастерство для того, чтобы не потерять доверие, и авторитет у детей, для того, чтобы способствовать их личностному росту. Вожатый должен учиться сам, чтобы учить других; овладевать вожат-ским, педагогическим и психологическим мастерством для работы с детьми. Стараться самому много уметь, быть интересным человеком: танцором, певцом, эрудитом, умельцем, а ещё - романтиком, мечтателем, фантазёром. Быть честным и открытым с ребятами, не бояться трудных дел, не уходить от острых вопросов и сложных проблем. Таких результатов трудно достичь при низкой мотивации или ее отсутствии. Вот почему, работа с мотивацией является одной из важнейших задач его подготовки.

Каждый взрослый человек, работающий с детским коллективом, находит для себя в этом то, что его сюда притягивает, то, что помогает выполнять поручения, проводить дела. Для кого-то таким мотивом становится удовольствие, получаемое от атмосферы, общения с детьми, выполнения определённого типа работы (театральные постановки, организация туристских походов и т.п.). Еще один вид мотивации - получение удовольствия от достижения результата в рамках своей профессиональной педагогической и воспитывающей деятельности [20].

Основные результаты и выводы

По итогам опытно-экспериментальной работы выявлены несколько подходов, позволяющих повысить эффективность подготовки и последующей деятельности студентов, выезжающих для летней практики в загородные оздоровительные лагеря. Это: ориентация на подготовку не отдельного вожатого, а педагогического отряда; приоритет педагогической воспитывающей деятельности в работе вожатого, работа с мотивацией студентов как в процессе их подготовки, так и в практической деятельности. Рассмотрены конкретные инструменты деятельности в рамках обозначенных подходов.

Безусловно, все вышесказанное не гарантирует однозначно эффективной работы детского лагеря и педагогического отряда, однако рассмотренные подходы помогают серьезно повысить качество воспитывающей деятельности и снизить риск негативных явлений, возникающих как в педагогическом, так и детском коллективах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Круглов В.В. Лагерь актива: идея, технологии и инструментарий. // Воспитательная работа в школе. 2014. № 1. С. 84.

2. Круглов В.В. Социально-педагогические основы АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

взаимодействия детей и взрослых в общественном объединении // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010. № 5. С. 68-73.

3. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков:идеи и концепции // Народное образование. 2003. №3.С.33-41.

4. Алиева Л.В. Воспитательное пространство творческого развития подростков и юношества в летнем лагере. / Л.В.Алиева //Техническое творчество молодежи. 2016. № 4(98). С. 21-24.

5. Байбородова Л.В., Рожков М. В.Коллективный анализ жизни в лагере // Воспитательная работа в школе. 2005. №2. С.67-71.

6. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных систем. М.: Педагогическое общество России. 2000. 256 с.

7. Алиева Л.В. Воспитание - объект научного познания, ценностный блок современного образования личности. /Л.В.Алиева //Образование личности. 2015. №2. С.44-51.

8. Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность /Н.Л. Селиванова // Известия Российской академии образования. 1999. № 2. С.57-64

9. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М. 1982. 120с.

10. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. М . 1988. 80с.

11. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М. 2003. 110с.

12. Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня : методич. пособие. Липецк: Инфол, 2002. 83 с.

13. Шустова И.Ю. Ситуативная педагогика, или дети живут настоящим // Народное образование. 2014. № 1. С.228-234.

14. Шустова И.Ю. Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С.36-41.

15. Шустова И.Ю. Воспитание «от ребенка» // Педагогика. 2015. № 8. С. 53-58.

16. Круглов В.В. Технология позитивной детской общности. Методические материалы для руководителей детских неформальных групп. М., 2011. 60с.

17. Беляев Г.Ю. Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016, № 1 (28). С. 31-45.

18. Кулешова И.В. Воспитательное пространство: научный миф или педагогическая реальность // Классный руководитель. 2002. №2. С. 20.

19. Круглов В.В. Как стать вожатым. Формальные заметки для руководителей неформальных групп. М.: МГДДЮТ 2011. 60с.

20. Степанов П.В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2. С. 190-196.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.7091.2017/БЧ)

Статья поступила в редакцию 11.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.