Научная статья на тему 'Подготовка будущего педагога к работе в летнем лагере'

Подготовка будущего педагога к работе в летнем лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ДОСУГА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ / ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / CHILDREN'S PRODUCTIVE ACTIVITY / TEACHER'S TRAINING / SUMMER RECREATION CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Владимир Николаевич

В статье рассматривается специфика подготовки студентов педагогических вузов к организации продуктивной деятельности детей в летнем оздоровительном лагере. Особое внимание уделяется овладению будущими педагогами формами организации продуктивной деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future teacher's preparation for work in summer recreation camps

The article is devoted to specificity of pedagogical institute students' preparation for the organization of children's productive activity of in summer recreation camps. The potential of children's productive activity as a condition of their self-realization is also revealed. Special attention is given to the question of mastering the forms of its organization by the future teachers.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего педагога к работе в летнем лагере»

Научный дебют

163

блемы в условия, пригодные для поиска решения.

Научной теории, которая позволяла бы объективно анализировать процесс формирования педагогического мышления, пока нет, как нет у дидактики и иного пути, чем постепенно, шаг за шагом преодолевая бесконечные препятствия, приближаться к созданию непротиворечивой картины данного процесса.

Обучение будущего педагога личностно-ориентированному взаимодействию способствует овладению теоретическими, методико-технологическими основами этого подхода, влияет на становление профессиональных и личностных возможностей и способностей будущего педагога, обогащает его психолого-педагогическими знания-

ми, учит адекватно оценивать свои педагогические возможности и способности.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая пара-

дигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 32-39.

2. См.: Давыдов В.В. О понятии развивающего

обучения // Педагогика. 1995. № 1. С. 29-39.

3. См.: Роджерс К. Эмпатия: Пер с англ. //

Психология эмоций: тексты. М., 1984.

4. См.: Брунер Дж. Процесс обучения: Пер. с

англ. М., 1962.

5. См.: Сластенин В.А., Мищенко А.И. Цело-

стный педагогический процесс. М., 1998.

6. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Форми-

рование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986.

В.Н. БЕЛОВ, преподаватель Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара

Подготовка будущего педагога к работе в летнем лагере

В статье рассматривается специфика подготовки студентов педагогических вузов к организации продуктивной деятельности детей в летнем оздоровительном лагере. Особое внимание уделяется овладению будущими педагогами формами организации продуктивной деятельности детей.

Ключевые слова: педагогика детского досуга, организация продуктивной деятельности детей, летний оздоровительный лагерь.

Работа с детьми требует от взрослых самых разнообразных знаний и умений. Успешная работа строится на основе широкой эрудиции, знаний детской психологии, педагогических законов воспитания в целом. Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.

Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нем может участвовать далеко не каждый: нужна специальная подготовка, нужен определенный опыт и искреннее желание работать с детьми. Как заинте-

ресовать их в том или ином деле? Как и чем можно помочь этим мальчишками и девчонкам в трудных ситуациях? Как ответить на сотни вопросов каждый день? Что нужно делать, чтобы ребята поверили тебе и пошли за тобой? Как организовать работу в отряде? Спектр проблем, который встаёт перед вожатым, особенно начинающим, очень широк. И однозначно дать ответы на все возникающие вопросы просто невозможно. В этой статье мы попытаемся рассказать об особенностях подготовки студентов к организации продуктивной деятельности детей в лагере.

Освоение будущими учителями проблем педагогики детского досуга идёт постепен-

164

Высшее образование в России • № 9, 2009

но: не только в рамках разработанного нами спецкурса, но и на занятиях по теории воспитания, на педагогических практикумах.

Студенты знакомятся с понятием «продуктивная деятельность », с помощью которого ученые и педагоги-практики стремятся акцентировать внимание на смене приоритетов в организации жизнедеятельности лагеря. Мы полагаем, что продуктивность предполагает совершенно иные, альтернативные традиционным параметры организации совместной деятельности детей и взрослых. Эти параметры делают свободными индивидуальный интерес каждого ребенка и выбор им собственного пространства развития, открывают путь к самостоятельности и автономности его деятельности и поведения в лагере. Продуктивная деятельность противостоит репродуктивной деятельности детей, жестко регламентированной, инициируемой взрослыми и лишенной творческого начала.

По С.Л. Рубинштейну, человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком; чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно иметь внутренние возможности для этого. Эти возможности и потенции человека отмирают, если они не реализуются, и лишь по мере того как личность опредмечивается в продуктах своего труда, она через них растет и формируется [1].

Продуктивность в образовании понимается как обеспечение четкой нацеленности на реальный, конкретный конечный продукт (проект), создаваемый учеником в рамках его объединенной учебной и трудовой деятельности. Продуктивное образование - это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных (а не учебных) социальных ситуациях, процесс совместной плодотворной деятельности ученика и наставника, отношения которых строятся на основе сотрудничества и сотворчества.

Продуктивность деятельности детей в лагере имеет свою специфику, обусловленную в первую очередь приоритетами жизнедеятельности летнего лагеря: оздоровле-

ние - воспитание - образование. К признакам продуктивной деятельности детей в лагере следует относить следующие: нацеленность на создание общественно значимого продукта; активность детей в процессе деятельности; высокая степень самостоятельности и автономности; творческая направленность.

Следуя данной логике, под продуктивной деятельностью детей в летнем лагере будем понимать общественно, личностно и профессионально значимую деятельность детей под руководством взрослых, направленную на создание конкретных продуктов.

Основными формами продуктивной деятельности детей в лагерную смену являются мероприятия, дела и продуктивные игры. Для усиления их эффективности необходимо выстраивать систему, основанную на их рациональном чередовании и соответствии целям и содержанию деятельности в каждый из периодов лагерной смены. Так, мероприятия, как правило, используются в организационный и заключительный периоды смены и рассчитаны на коллектив всего лагеря; дела и продуктивные игры наиболее эффективны в основной период лагерной смены и могут охватывать как весь коллектив, так и отдельные отряды или группы по интересам. Применительно к детскому лагерю мероприятие рассматривается как событие, ситуация, занятие, организуемое с целью непосредственного воспитательного воздействия на детей. К продуктивными мероприятиям целесообразно относить:

• походы;

• концерты и праздники;

• конкурсы;

• диспуты, дискуссии, дебаты, защиты проектов.

Дело - это форма организации и осуществления конкретной деятельности детей. Существенным продуктивным потенциалом обладают такие дела, как:

• трудовые десанты, операции, рейды, акции;

• ярмарки;

Научный дебют

165

• конкретная трудовая деятельность

(КТД).

По мнению Н.Б. Крыловой, именно КТД обладает наибольшим потенциалом, поскольку предполагает творческую направленность деятельности, коллективное творчество детей и взрослых, активность детей в процессе деятельности, высокую степень самостоятельности детей. КТД дает возможность ребенку создать «настоящий продукт, имеющий рыночную цену в производственной, информационной среде или сфере обслуживания » [2]. С другой стороны, как справедливо отмечают М.И. Зайкин и В.А. Волгунов, продуктивными будут и такие формы коллективной деятельности, как театральные представления (в них дети выполняют функции не только актеров, но и сценаристов, бутафоров, осветителей, костюмеров и т.д.), выпуск лагерной или отрядной газеты (при этом дети осваивают навыки работы корреспондентов, редакторов, оформителей и т.д.), детские магазины и многие др. [3].

Продуктивные дела могут быть различными: по длительности (от 1,5 часов до многодневной программы); по составу участников (от группы по интересам или отряда до коллектива всего лагеря); по субъекту организации; по направленности (трудовые, экономические, экологические, социальные и т.д.); по продукту деятельности (дела, предполагающие безвозмездную помощь кому-либо или чему-либо в ходе совместной социально значимой деятельности детей и взрослых; дела, ориентированные на создание и реализацию продуктов, имеющих рыночную стоимость; дела, предполагающие освоение детьми различных профессиональных навыков в ходе продуктивной деятельности).

В современной педагогике каникул бы-

туют две точки зрения на педагогический потенциал игры. Одни противопоставляют игровую деятельность детей продуктивной в том плане, что она не несет выраженной общественно-полезной направленности, другие, напротив, считают, что совместные игры детей и взрослых можно использовать для решения важных проблем их совместного существования.

По итогам занятий на спецкурсе студенты готовят творческие работы, предполагающие реализацию проектов продуктивной деятельности детей в летних оздоровительных лагерях. Важно отметить, что проекты предусматривают разработку технологического и программного обеспечения, которое студенты затем будут применять на практике.

Результаты мониторинга 2007-2008 гг. свидетельствуют о востребованности разработанного нами спецкурса, его значимости в системе подготовки будущих педагогов к работе в летних оздоровительных лагерях: работа в качестве вожатых 86% слушателей была оценена положительно как администрацией лагерей, так и детьми; более 50% слушателей планируют продолжить работу вожатыми в период школьных каникул в 2009 г.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психоло-

гии. СПб: Питер, 1996. 720 с.

2. Крылова Н.Б. Три золотых правила педа-

гогики каникул // Народное образование. 2001. №3. С. 21-24.

3. Волгунов В.А., Зайкин М.И. Воспитатель-

ная среда детского оздоровительного лагеря: Модель, принципы и условия формирования. Н. Новгород: Растр-НН, 2005. 238 с.

BELOV V. FUTURE TEACHER’S PREPARATION FOR WORK IN SUMMER RECREATION CAMPS

The article is devoted to specificity of pedagogical institute students’ preparation for the organization of children’s productive activity of in summer recreation camps. The potential of children’s productive activityas a condition of their self-realization is also revealed. Special attention is given to the question of mastering the forms of its organization by the future teachers.

Keywords: children’s productive activity, summer recreation camp, teacher’s training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.