Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Павлович Д. А., Селиванова О. А. Исследование возможностей развития кадрового потенциала воспитателей детских лагерей с дневным пребыванием на базе сельских школ // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Pavlovich D.A., Selivanova O.A. (2020). The investigation of the possibilities of developing the human resources of teachers of children's day camps in rural schools. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN520.pdf (in Russian)
Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00268 А «Формирование исследовательских компетенций, обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров»
УДК 379.8 ГРНТИ 14.01.79
Павлович Даниил Александрович
Управление образования Администрации Тюменского муниципального района, Тюмень, Россия
Заместитель начальника E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3885-3039
Селиванова Ольга Антиевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Россия, Тюмень Профессор кафедры «Общей и социальной педагогики»
Доктор педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3138-0651
Исследование возможностей развития кадрового потенциала воспитателей детских лагерей с дневным пребыванием на базе сельских школ
Аннотация. В статье представлен практический опыт по организации подготовки педагогов к проведению организованного каникулярного отдыха для сельских детей на базе муниципальных школ.
В рамках исследовательского проекта автором проведено изучение готовности педагогических кадров к проведению различных форм организованного детского отдыха в каникулярный период. В ходе проведения исследования было выделено четыре основных этапа работы, включающие в себя анкетирование педагогов, организацию двухнедельных семинарских занятий на основе анализа результатов анкет, а также с учетом выявленных автором проблемных зон в существующей практике организации каникулярного отдыха для детей в условиях работы в сельских поселениях, повторное анкетирование педагогов после проведенных занятий и создание условий для обмена опытом (дни «открытых дверей») в ходе проведения смен детских оздоровительных лагерей.
В исследовании приняли участие 351 педагог, работающий в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, организованных на базе школ Тюменского муниципального района Тюменской области.
В ходе анализа полученных данных отмечается недостаточная подготовленность педагогов к работе с детьми подросткового возраста в пришкольных лагерях дневного пребывания, наличие затруднений в организации развивающего воспитательного пространства досугового времяпрепровождения детей.
Особое внимание в статье уделено востребованности организации комбинированных форм летнего отдыха, связанных с туристическим направлением (лагеря с дневным пребыванием с элементами палаточного лагеря, лагеря с дневным пребыванием с элементами походной деятельности).
По итогам проекта автором определены дальнейшие направления совершенствования кадрового потенциала педагогических работников в части проведения организованных форм детского каникулярного отдыха, являющихся востребованными для детей различных возрастов.
Работа выполнена в рамках диссертационного исследования автора.
Ключевые слова: детский отдых; лагерь с дневным пребыванием; сельские подростки; воспитатель летнего лагеря; комбинированные формы отдыха; кадры летнего отдыха; учителя начальных классов; анкетирование; досуговая занятость
Введение
Детский каникулярный отдых является одной из важных составляющих досуговой занятости детей в Российской Федерации. Ежегодно в нашей стране в детских лагерях отдыхает более 4 млн. человек. Большей популярностью (в первую очередь, ввиду экономической доступности) пользуются лагеря, организуемые по месту жительства (на базе школ, учреждений дополнительного образования, спорта и культуры) в форме дневного пребывания. Так, в соответствии с данными Росстата в 2017 году в России всего было организовано 43,7 тыс. лагерей, из них основную массу составляли лагеря с дневным пребыванием (35,6 тыс.), затем по численности были лагеря труда и отдыха (4,2 тыс.), загородные оздоровительные лагеря (2,0 тыс.), палаточные лагеря (1,5 тыс.) и санаторно-оздоровительные лагеря (0,4 тыс.)1.
Исследователи различных областей (педагоги, экономисты, социологи), занимающиеся изучением вопросов детского оздоровительного отдыха, а также представители власти, курирующие каникулярный отдых детей, среди проблемных зон, зачастую, указывают на кадровое обеспечение организованных форм детского отдыха [1-4]. Учитывая то, что одной из самых массовых форм являются детские лагеря, вопросы кадровой политики именно детских лагерей находятся в зоне внимания ученых.
Действительно, если, пользуясь в данном конкретном случае определением Н.А. Курчановой [5], посмотреть на детский лагерь как педагогическую систему, которая обладает значительными педагогическими ресурсами развития ребенка, то одним из ключевых ее элементов выступает педагог (начальник лагеря, воспитатель, вожатый).
Практиками и теоретиками детского оздоровительного отдыха предложены различные варианты (часть из них уже реализована) повышения уровня профессионального мастерства педагогов, работающих в лагерях.
Так, еще в 2012 году А.А. Левитская, отмечая сложившуюся в регионах РФ систему подготовки педагогических кадров для работы в сфере отдыха и оздоровления детей, уточнила,
1 Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. - M. - 2019. - 170 с. - С. 124. Страница 2 из 10
что подавляющее большинство педагогических ВУЗов страны предусмотрело в своих учебных планах летнюю педагогическую практику студентов в учреждениях оздоровительного летнего отдыха в соответствии с внедренными Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования [6].
Затрагивая вопросы подготовки кадров для детских лагерей, Г.С. Суховейко в 2014 году отмечала необходимость работы не только с вожатыми, педагогами, инструкторами, непосредственно взаимодействующими с детьми, но и с другими работниками, обеспечивающими жизнедеятельность лагеря. Ею указан опыт организации лагеря для вожатых на базе Центра детского, молодежного отдыха «Магистр» (г. Новосибирск), а также необходимость разработки стандарта подготовки вожатых к работе в лагере [7]. Данный стандарт введен в 2019 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»)2.
Интересный опыт подготовки вожатых представлен С.Э. Зябревой посредством реализации школы вожатского мастерства «Штурманы детства» [8].
Боголюбова С.А., Боголюбов В.С. указывают на необходимость привлечения молодых высококвалифицированных кадров, повышение профессионального мастерства педагогических кадров в виде тренингов, семинаров, мастер-классов, школ молодого педагога на основе взаимодействия государства, местных властей, бюджетных и негосударственных организаций [9].
Зачастую воспитателями детских лагерей становятся именно педагогические кадры, работающие учителями начальных классов (к примеру, по нашим данным, полученным в ходе мониторинга, установлено, что в Тюменском районе Тюменской области доля учителей начальных классов, работающих в качестве воспитателей, составляет около 45 %). А.А. Леснов в своем исследовании утверждает, что значительная часть (70 %) будущих учителей начальных классов недостаточно подготовлена к профессиональной деятельности с детьми в детских оздоровительных лагерях. Им отмечается недостаток знаний в области диагностики, организации воспитательной работы с детьми в условиях детских оздоровительных лагерей [10].
Кроме того, педагогам (не только начальной школы) после организации учебного процесса сложно перестроить свою деятельность с учетом специфики воспитательной и досуговой деятельности в лагерях, в связи с чем частым явлением становится перенос классно-урочных форм работы в каникулярную деятельность. Предлагаемые различными авторами решения касаются в первую очередь подготовки будущих вожатых или воспитателей (зачастую студентов или выпускников педагогических ВУЗов), а для работающих педагогов -порою непродолжительные по времени, иногда инструктивные и не имеющие массового характера.
2 Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н (ред. от 11.02.2019) "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2019 N 53396) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.10.2020).
Страница 3 из 10
57PDMN520
Методы исследования
Учитывая актуальность работы с педагогами по реализации программ летних оздоровительных лагерей, в рамках проводимого автором диссертационного исследования нами было разработано содержание исследовательского проекта «Школа воспитателей летнего лагеря».
Детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием организованы на базе 31 школы Тюменского района в летний период 2020 года в три летних смены (июль-август, учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку в условиях новой коронавирусной инфекции). При организации исследования нами учтено, что в Тюменском муниципальном районе в 2020 году в лагерях с дневным пребыванием на базе общеобразовательных организаций работало 64 педагога в качестве начальников лагерей и 417 педагогов в качестве воспитателей. В разрезе смен количественная информация по педагогам летних лагерей представлена в таблице 1.
Таблица 1
Количественный состав педагогов, работающих в лагерях с дневным пребыванием на базе школ Тюменского района в летний период 2020 года
1 смена 2 смена 3 смена Всего Всего
<D (D (D (D 3 (D 3 (D 3 началь- воспита-
Кол-во в р Кол-во в р Кол-во в р Кол-во в р Кол-во в р Кол-во в р ников телеи
е е е е е е
началь- е « воспи- п « началь- п « воспита- п « началь- п « воспита- п « лагереи лагерей
ников ников ников (однора- (однора-
и тателей и и телей и и телей и
лагерей н н лагерей н н лагерей н н зовый зовый
00 Si 00 Si 00 Si 00 Si 00 Si 00 Si охват) охват)
31 4 284 32 26 6 162 23 15 4 88 7 64 417
Составлено авторами на основе данных мониторинга подведомственных школ управлением образования Тюменского района
Отметим, что из общего числа начальников лагерей 19,44 % оказались впервые работающими в этой должности; впервые приступающие к работе воспитатели составили 11,6 % от общего количества воспитателей. Исследовательский проект был реализован в четыре этапа:
1. Анкетирование педагогов общеобразовательных организаций Тюменского района, планирующих работать в лагерях с дневным пребыванием (май 2020 года).
2. Двухнедельные обучающие он-лайн семинары для педагогов образовательных учреждений, которые планировали работать воспитателями в лагерях с дневным пребыванием (июнь 2020 года).
3. Повторное анкетирование педагогов, принявших участие в обучающих он-лайн семинарах (конец июня 2020 года).
4. Проведение дней «открытых дверей» в лагерях с дневным пребыванием Тюменского района (август 2020 года).
В исследовании принял участие 351 педагог (что составляет 72,9 % от общего количества работающих начальников и воспитателей лагерей на сменах в летний период 2020 года) 31 общеобразовательной организации Тюменского района (с учетом филиалов), работающих в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием в летние каникулы 2020 года, из них: до 30 лет - 54 человека, что составило 15 % от общего количества анкетируемых педагогов, в возрасте 31-40 лет - 112 человек (32 % от общего количества
https:// mir-nauki. com
анкетируемых педагогов), 41-50 лет - 93 человека (27 % от общего количества анкетируемых педагогов) и старше 50 лет - 92 человека (26 % от общего количества анкетируемых педагогов).
Анализируя гендерный состав респондентов, отметим, что из 351 педагога - 31 человек мужского пола (9 % от общего количества респондентов) и 320 женщин (91 % от общего количества респондентов).
На первом этапе перед проведением летней оздоровительной кампании в мае 2020 года нами было организовано и проведено анкетирование педагогических работников. Анкета состояла из 11 вопросов (9 - содержательных, 2 - уточняющих пол и возраст анкетируемого педагога).
Представляя итоги анкетирования, отметим несколько значимых для нашего исследования результатов.
Во-первых, более половины, а именно 188 педагогов (53,4 %), предпочли бы в лагерях с дневным пребыванием работать с детьми младшего школьного возраста (6,5-10 лет), 117 человек (33,2 %) - с детьми младшего подросткового возраста (11-13 лет) и только 46 педагогов (13 %) отдали предпочтение в работе с детьми старшего подросткового возраста (14-16 лет).
Стоит отметить, что мы не нашли прямой корреляции выбора «возраста» ребенка и возраста педагога. Так, среди выборки выбравших работу с подростками 11-16 лет педагоги в возрасте до 30 лет составили 13,5 % от общего количества педагогических работников, выбравших данную возрастную категорию детей, педагоги в возрасте 31-40 лет соответственно составили 36,2 %, педагоги 41-50 лет - 26,4 %, педагоги старше 50 лет - 23,9 %.
Если анализировать с другой стороны, то из общего количества педагогических работников только 40,7 % в возрасте до 30 лет; 52,7 % в возрасте 31-40 лет; 46,2 % в возрасте 41-50 лет; 42,4 % в возрасте старше 50 лет - готовы организовывать деятельность детей подросткового возраста в лагерях с дневным пребыванием.
Таким образом, отчетливо прослеживается две тенденции. Первая заключается в том, что в целом педагоги в реализации программ детских оздоровительных лагерей ориентированы именно на детей младшего школьного возраста, без прямой зависимости выбора возраста педагога от возраста ребенка; вторая - данное предпочтение прослеживается среди педагогических кадров в возрасте до 30 лет и старше 41 года.
Опосредованно это подтверждается тем, что в соответствии с данными мониторинга количественного охвата детей лагерей с дневным пребыванием, организованных на базе общеобразовательных школ Тюменского района, в 2019 году процентное соотношение детей в пришкольных лагерях составило 57 % детей в возрасте до 10 лет, 40 % - в возрасте 11-13 лет и только 3 % - в возрасте 14-16 лет. В то время как количество проживающих в Тюменском районе детей младшего школьного возраста составляет всего 44,8 % от общего числа обучающихся школ района.
Во-вторых, вызывает научный интерес видение практиков направленности организованных форм (в данном случае - основной формы лагеря с дневным пребыванием) детского отдыха. Поскольку педагогам было предложено несколько вариантов ответов, не представляется возможным произвести расчет ответов в процентном соотношении. В связи с этим отметим, что 332 человека обозначили возможность организованного детского отдыха для познания нового и интересного (познавательная функция детского отдыха, как деятельности); 306 педагогов отметили важность функции самореализации и развития детей в условиях
Результаты и обсуждение
детского летнего лагеря. Также большинством (294 педагога) отмечено, что отдых должен быть упорядочен и организован.
В тоже время напомним, что с точки зрения нормативного регулирования отдыхом детей и их оздоровлением является совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований3.
Таким образом, на текущий период познавательные функции и возможности самореализации, а также развивающий потенциал детского отдыха (в широком смысле, а не только в творческом и спортивном) не в полной мере учтены в действующем нормативном понятийном аппарате.
В-третьих, с целью формирования востребованной программы он-лайн семинара педагогам было предложено определить направления содержательной составляющей обучающих мероприятий. Наибольшее число педагогов (66 % от общего количества анкетируемых) посчитали необходимым осветить в программе семинара вопросы формирования игровой, развивающей и методической базы работы воспитателя в условиях детского оздоровительного лагеря. 19,4 % анкетируемых выбрали направление вопросов, связанных с ознакомлением с нормативно-правовой базой деятельности воспитателя летнего лагеря. Наименьший процент (13,7 % педагогов) выбрали изучение возрастных особенностей детей, видимо уже сформировав свои «предпочтения» работы с той или иной возрастной категорией детей. Менее одного процента сделали выбор всех трех составляющих.
Таким образом, большинство педагогов продолжают беспокоить вопросы организации воспитательного пространства игровой модели смены лагерей, наполнение развивающим досугом времяпрепровождение детей в детском лагере, хотя вторым по значимости вопросов оказалась тема разъяснения нормативно-правового регулирования организации работы и функционала воспитателя в летнем лагере с дневным пребыванием, что, конечно же, является, в первую очередь, зоной ответственности администрации общеобразовательного учреждения и начальника лагеря.
Исходя из результатов анкетирования, нами было продумано содержание второго этапа проводимой работы - программы двухнедельных обучающих он-лайн семинарских занятий для педагогов летних лагерей с дневным пребыванием.
Семинарские занятия состояли из восьми вебинаров, которые проводились в дистанционном формате с возможностью более массового охвата слушателей. Среди рассматриваемых тем отметим значимые: разработка игровой модели смены лагеря, технологии мотивации деятельности детей на смене, игротехники, психологическая «перезагрузка» педагогов: различия между профильной и непрофильной деятельностью, конфликтологическая компетентность педагога: сопровождение и управление конфликтом, привлечение родителей к участию в жизни лагеря с дневным пребыванием. Учитывая актуальность работы с детьми подросткового возраста и специфические условия обеспечения безопасного режима работы в условиях новой коронавирусной инфекции, нами были включены такие темы, как: особенности коммуникации в лагере с дневным пребыванием в условиях пандемии: трудности общения детей и педагогов, способы справиться с ними; особенности
3 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.03.2020).
https:// mir-nauki. com
работы с подростками в условиях лагеря с дневным пребыванием; диагностика уровня жизнестойкости подростков, создание педагогических ситуаций, направленных на развитие жизнестойкости детей подросткового возраста; организация и проведение походов и мероприятий туристско-краеведческой направленности в лагере с дневным пребыванием; организация работы лагерей дневного пребывания с элементами палаточных лагерей.
По итогам повторного анкетирования, проведенного на третьем этапе исследования, отметим, что большинство педагогов положительно оценили содержательное наполнение семинарских занятий и планировали использовать полученные знания при проведении летних смен.
По мнению 86 % педагогических работников, участвующих в исследовании, детям подросткового возраста наиболее интересны комбинированные формы летнего отдыха, связанные с туристическим направлением (лагеря с дневным пребыванием с элементами палаточного лагеря, лагеря с дневным пребыванием с элементами походной деятельности). Среди причин такого выбора отмечаются: новизна таких форм организованного детского отдыха для школ, интересный формат работы с детьми, возможность создания благоприятного пространства для развития самостоятельности, умения работать в команде, навыков коммуникации, настойчивости в достижении результатов, жизнестойкости.
Небольшая часть педагогов (9 % от общего количества анкетируемых) считают, что для подростков востребованы обычные лагеря с дневным пребыванием, отмечая, что эта наиболее привычная и удобная форма проведения каникулярного организованного отдыха. 5 % респондентов указали на востребованность социально-значимой деятельности на базе элементов (модулей) учебно-опытных участков «Зеленые лаборатории под открытым небом».
В тоже время большинство опрошенных педагогов предпочли бы работать в обычном лагере с дневным пребыванием (69 % от общего количества принявших участие в анкетировании); в комбинированных формах - 25 %; организовать деятельность подростков на базе «Зеленых лабораторий под открытым небом» - 6 % педагогических работников.
Кроме того, прослеживается прямая зависимость выбора форм детского отдыха от возрастной характеристики учителей. Так, комбинированные формы летнего отдыха, связанные с туристическим направлением (более приемлемые для детей подросткового возраста, по мнению педагогов, участвующих в исследовании), выбрали: 71 % педагогов в возрасте до 30 лет, 28 % педагогов в возрасте 31-40 лет, 13 % педагогов в возрасте 41-50 лет, 10 % педагогов старше 50 лет.
Учитывая востребованность организации детского отдыха для сельских детей, по итогам проведенной подготовительной работы в летний период 2020 года были организованы разнообразные формы организованного летнего отдыха для несовершеннолетних Тюменского района. Отметим, что для учеников-подростков семи школ была реализована комбинированная форма лагеря - лагеря с дневным пребыванием с элементами палаточного лагеря (комбинация двух форм - лагеря с дневным пребыванием и детского лагеря палаточного типа).
В ходе проведения смен лагерей, на четвертом этапе исследования в течение восьми дней организованы дни открытых дверей в лагерях с дневным пребыванием. Участниками стали педагоги двадцати пяти лагерей. Из-за действия режима повышенной готовности в Тюменском регионе обмен опытом проходил в онлайн-формате в официальной группе Вконтакте. На интернет-площадке для участников проекта «Школа воспитателей летнего лагеря», педагогической общественности Тюменского района организован обмен опытом по содержательному наполнению сюжетов смен лагерей, разнообразным воспитательным мероприятиям, оформлением входных групп лагерей, мастер-классами, видео-экскурсиями по
организованным лагерям, спецификой работы в лагерях с дневным пребыванием с элементами палаточных лагерей.
Выводы
В завершение отметим, что по итогам реализации исследовательского проекта автором апробирован формат методической и практической подготовки к работе педагогов в каникулярный период на уровне сельского муниципального района. В ходе проведенного анкетирования и сопоставления статистических данных выявлено, что педагоги, работающие в сельской местности, наименее подготовлены к работе с подростками в каникулярный период. Отчасти это объясняется тем, что около половины всех воспитателей составляют учителя начальных классов, привыкшие работать с младшими школьниками, отчасти тем, что традиционные формы работы школ, в настоящее время не востребованы среди детей подросткового возраста. В тоже время организованный отдых и досуг для сельских подростков на сегодняшний день остается актуальным и для самих детей, и для родительской общественности.
Нами выделены направления дальнейшего развития потенциала педагогических работников, осуществляющих или планирующих осуществлять деятельность с детьми в каникулярный период:
• развитие профессиональных навыков работы педагогов школ с разновозрастными временными детскими коллективами;
• методическое сопровождение педагогов в части организации досуговой деятельности с детьми подросткового возраста;
• увеличение количества школ и педагогов, участвующих в организации комбинированных форм летнего отдыха на базе общеобразовательных организаций;
• проведение обучающих семинаров для всех педагогов школ, участвующих в организации досуговой занятости детей в каникулярный период;
• активизация работы психологических служб общеобразовательных учреждений при организации работы лагерей с дневным пребыванием с целью сопровождения воспитательного процесса в условиях каникулярных смен;
• дальнейшая исследовательская работа по развитию разнообразных форм организованного детского отдыха, в том числе для детей подросткового возраста, а также комбинации традиционных форм каникулярного отдыха;
• активное использование потенциала каникулярного отдыха по месту жительства в развивающем плане, в частности, в части развития жизнестойкости сельских подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юров, А.А. Социально-экономические проблемы государственной организации детского оздоровления в России / А.А. Юров // УЭкС. - 2011. - №35. - Режим доступа: https://cyberienmka.ru/artide/n/sotsialno-ekonomicheskie-problemy-gosudarstvennoy-organizatsii-detskogo-ozdorovleniya-v-rossii (дата обращения: 20.04.2020).
2. Суховейко, Г.С. Отрасль отдыха и оздоровления детей / Г.С. Суховейко // Народное образование. - 2010. - №3. - С. 38-41. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7otrasl-otdyha-i-ozdorovleniya-detey (дата обращения: 29.04.2020).
3. Панченко, С.И. Отдых и оздоровление детей в условиях рынка: тенденции развития / С.И. Панченко // Народное образование. - 2015. - №2 (1445). - С. 1317. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/otdyh-i-ozdorovlenie-detey-v-usloviyah-rynka-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 20.04.2020).
4. Левитская, А.А. ЛЕТ0-2010 / А.А. Левитская // Социальная педагогика. - 2010. -№4. - С. 5-9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/leto-2010-1 (дата обращения: 29.04.2020).
5. Курчанова, Н.А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как отрытой педагогической системы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / СПб. - 2006. - 24 с.
6. Левитская, А.А. Государственная политика в сфере отдыха и оздоровления учащихся / А.А. Левитская // Народное образование. - 2012. - №3. - С. 11-14. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-otdyha-i-ozdorovleniya-uchaschihsya (дата обращения: 29.04.2020).
7. Суховейко, Г.С. Детский отдых и оздоровление: слагаемые успеха / Г.С. Суховейко // Народное образование. - 2014. - №2 (1435). - С. 9-11. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-otdyh-i-ozdorovlenie-slagaemye-uspeha (дата обращения: 20.04.2020).
8. Зябрева, С.Э. К вопросу о подготовке вожатских кадров в современном донбассе / С.Э. Зябрева // Известия ВГПУ. - 2019. - №1 (134). - С. 52-56. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podgotovke-vozhatskih-kadrov-v-sovremennom-donbasse (дата обращения: 29.04.2020).
9. Боголюбова, С.А. Роль государственно-частного партнерства в решении проблем развития сферы услуг детского отдыха / С.А. Боголюбова // Вестник евразийской науки. - 2015. - №1 (26). - С. 1-8. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-reshenii-problem-razvitiya-sfery-uslug-detskogo-otdyha (дата обращения: 15.04.2020).
10. Леснов, А.А. Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности в области воспитательной работы в детском оздоровительном лагере: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Йошкар-Ола. - 2015. - 22 с.
https:// mir-nauki. com
Pavlovich Daniil Aleksandrovich
Education department in Tyumen district, Tyumen, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3885-3039
Selivanova Olga Antiyevna
University of Tyumen, Tyumen, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3138-0651
The investigation of the possibilities of developing the human resources of teachers of children's day camps in rural schools
Abstract. The article presents the practical experience in organizing the training of teachers for organizing vacations for rural children on the basis of municipal schools.
As part of a research project, the author studied the readiness of pedagogical staff to conduct various forms of organized children's recreation during the vacation period. In the course of the study, four main stages of work were identified, including a questionnaire of teachers, the organization of two-week seminars based on an analysis of the results of the questionnaires, as well as taking into account the problem areas identified by the author in the existing practice of organizing vacations for children in working conditions in rural settlements, repeated questioning of teachers after the lessons and creation of conditions for the exchange of experience (days of "open doors") during the shifts of children's health camps.
The research involved 351 teachers who work in summer day health camps, organized on the basis of schools in the Tyumen municipal district of the Tyumen region.
In the course of the analysis of the data obtained, it is noted that teachers are not sufficiently prepared to work with adolescent children in school day camps, and there are difficulties in organizing a developing educational space for children's leisure time.
Particular attention in the article is paid to the demand for the organization of combined forms of summer recreation associated with a tourist destination (day camps with elements of a tent camp, a day camp with elements of hiking activity).
Based on the results of the project, the author identified further directions for improving the personnel potential of pedagogical workers in terms of conducting organized forms of children's vacations, which are in demand for children of different ages.
The article was carried out as part of the author's dissertation research.
Keywords: children's recreation; day camp; rural teenagers; summer camp teacher; combined forms of recreation; personnel for summer vacations; primary school teachers; questionnaires; leisure activities