Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал лагерей с дневным пребыванием как ресурс развития дополнительного образования детей'

Воспитательный потенциал лагерей с дневным пребыванием как ресурс развития дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНИКУЛЯРНЫЙ ОТДЫХ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ЛАГЕРЬ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / VACATION REST / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / THE CAMP WITH DAY STAY OF CHILDREN / EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

Современные вызовы дополнительному образованию детей актуализируют поиск таких приемов и форм работы с детьми, которые расширяли бы его пространственные и временные характеристики, в том числе и за счет активизации потенциала каникулярного отдыха детей. Современные лагеря с дневным пребыванием детей, функционирующие на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, обладают значительным воспитательным потенциалом, который способен оптимизировать содержание и придать новые смыслы дополнительному образованию детей. В статье подробно представлен опыт апробации педагогических условий по активизации воспитательного потенциала лагерей с дневным пребыванием детей как ресурса развития дополнительного образования детей в городе Новосибирске в течение трех лет, проанализированы основные направления его активизации, обоснованы инновационные проекты и направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Potential Camp Day Stay as a Resource of Additional Education of Children

Modern calls to additional education of children staticize search of such receptions and forms of work with children which would expand its spatial and temporary characteristics including due to activization of potential of vacation rest of children. Modern the camp with day stay of children, functioning on the basis of educational institutions and institutions of additional education of children have the considerable educational potential which is capable to optimize contents and to give new meanings to additional education of children. Experience of approbation of pedagogical conditions on activization of educational capacity of camps with day stay of children as resource of development of additional education of children in the city of Novosibirsk within three years is in detail presented in article, the main directions it activization are analysed, innovative projects and activities are proved.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал лагерей с дневным пребыванием как ресурс развития дополнительного образования детей»

УДК 374+37.0

Богданова Елена Владимировна,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛАГЕРЕЙ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1

Аннотация. Современные вызовы дополнительному образованию детей актуализируют поиск таких приемов и форм работы с детьми, которые расширяли бы его пространственные и временные характеристики, в том числе и за счет активизации потенциала каникулярного отдыха детей. Современные лагеря с дневным пребыванием детей, функционирующие на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, обладают значительным воспитательным потенциалом, который способен оптимизировать содержание и придать новые смыслы дополнительному образованию детей. В статье подробно представлен опыт апробации педагогических условий по активизации воспитательного потенциала лагерей с дневным пребыванием детей как ресурса развития дополнительного образования детей в городе Новосибирске в течение трех лет, проанализированы основные направления его активизации, обоснованы инновационные проекты и направления деятельности.

Ключевые слова: каникулярный отдых, дополнительное образование детей, лагерь с дневным пребыванием детей, воспитательный потенциал.

Актуальность темы. Модернизация системы образования актуализирует обновление содержания и форм воспитательной деятельности образовательных организаций и поиска новых моделей организации дополнительного образования детей, особенно в каникулярный период. Развитие системы летнего отдыха и оздоровления - неотъемлемая часть всего процесса образования, а в свете общественного обсуждения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья» [13] еще и значимая часть дополнительного образования детей.

Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, именно во время каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Каникулы - период социализации детей и подростков, когда есть все возможности для занятий по интересам, творческой самореализации,

интеллектуального развития, формирования общественно значимых компетенций, лидерских качеств. Ребенок усваивает опыт, входя в социальную среду, и сам воспроизводит систему социальных связей, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих, реализуя себя как личность.

«Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации на период до 2020 года» и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» ориентируют на нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период, делая особый акцент на развитии неформального и информального образования, что позволяет расширить возможности использования потенциала организации отдыха и оздоровления детей, направленной на формирование у детей позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции [8; 12].

Современная экономическая и социально-культурная ситуация отразилась на работе детских оздоровительных лагерей.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 16-06-00659а «Теоретико-методологические основы инновационного развития дополнительного образования в трансформирующемся обществе».

В организации каникулярного отдыха в последние годы проявились следующие тенденции: углубление противоречия между запросами, интересами, потребностями современных детей и уровнем материальной базы, предлагаемыми формами и методами работы, ориентирующимися на традиционные, порой устаревшие технологии; значительно сузились воспитательные возможности лагерей с дневным пребыванием детей за счет превращения многих из них в центры проведения свободного времени с приглашением аниматоров за счет родительских доплат; нарастает разрыв между историческим отечественным опытом и современной практикой воспитания детей и подростков в различных летних центрах отдыха и развития.

Преобразования в сфере организации летнего отдыха детей, начавшиеся в последние годы, носят противоречивый характер, т. к., с одной стороны, ряд лагерей с дневным пребыванием детей начал перестройку своей работы в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами, с другой - новые программы не всегда соответствуют реальным интересам детей и возможностям школ, на базе которых такие лагеря действуют. Данные противоречия во многом обусловлены как недостаточным теоретическим осмыслением деятельности лагеря с дневным пребыванием детей, так и неразработанностью педагогических условий, позволяющих активизировать имеющийся воспитательный потенциал в реальной практике.

Теоретический обзор. Опыт организации каникулярного отдыха школьников имеет длительную педагогическую традицию, как отечественную, так и зарубежную. Историко-педагогический анализ деятельности внешкольных учреждений России по формированию личности в сфере свободного времени и в том числе детских оздоровительных лагерей показывает, что данные взгляды формировались под влиянием тех изменений, которые происходили в практике [5; 9]. Иными словами, практика всегда интуитивно искала пути насыщения педагогическим содержанием каникулярного времени.

Детский лагерь сегодня является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественно-

го, технического, социального творчества ребенка [1]. Воспитательная деятельность в лагере - это формирование у ребенка ценностного отношения к окружающему миру, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с ним и педагогом как представителем мира взрослых. Степень происходящих в ребенке изменений зависит от быта, содержания и форм организации жизнедеятельности, и взаимодействия, организуемого в воспитательной организации [15]. Таким образом, вслед за А. В. Мудриком, мы рассматриваем детский лагерь как специально создаваемую воспитательную организацию, позволяющую эффективно решать естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи социализации ребенка [11].

По месту размещения можно выделить два типа лагерей: загородные и городские. У большинства детей, да пожалуй, и у родителей, каникулы ассоциируются прежде всего с отдыхом в загородном детском оздоровительном лагере. Однако как показывают статистические данные, такая форма отдыха не является преобладающей. Исследования, проводимые в г. Новосибирске, показывают, что летом 2016 г. в городе на базе 183 образовательных организаций было организовано 257 лагерей с дневным пребыванием детей, в которых отдохнуло свыше 21 тысячи детей, что в три раза больше, чем количество детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях [14]. Учреждений городского типа, занимающихся летним отдыхом детей в Новосибирске в 15 раз больше, чем загородных.

Именно поэтому лагерь с дневным пребыванием детей рассматривается нами как основная форма организации каникулярного отдыха детей по месту жительства. Такой лагерь организуется для учащихся на время летних, осенних, зимних, весенних каникул, чаще всего он функционирует на базе общеобразовательных учреждений, однако может работать и при внешкольных, дошкольных организациях и других приспособленных помещениях. В свете современных тенденций модернизации образования лагерь с дневным пребыванием детей идеально вписывается в современные требования к системе дополнительного образования и воспитания детей по организации образо-

вательной деятельности школьников за рамками уроков [4].

Воспитательный потенциал лагеря с дневным пребыванием детей - это ресурсы и возможности воспитательного воздействия на личность, заключенные в различных элементах лагеря как воспитательной системы, проявляющиеся в их воспитательных ценностях и реализуемые с помощью методов, форм и средств воспитания, значимых для разрешения проблем социализации личности [2].

В современной педагогике большое внимание уделяется исследованию воспитательного потенциала: анализируются виды потенциалов социальных движений (Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая), рассматривается воспитательный потенциал досугового объединения культурно-оздоровительной направленности (Д. Э. Симонов), изучается эмоциональный потенциал коллектива (А. Н. Лутошкин, А. Г. Кирпичник) и воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (И. В. Герлах, Г. В. Дербенёва, С. В. Тетер-ский) и др. [3; 5; 10; 16].

Воспитательный потенциал лагеря с дневным пребыванием детей постоянно развивается и эволюционирует. Его динамичность обусловливает переход из одного состояния в другое, более совершенное, поэтому можно выделить два уровня развития воспитательного потенциала: перспективный потенциал и ситуативный потенциал [4; 16].

Перспективный потенциал - постоянный, стабильный, заключенный в имеющихся длительное время ресурсах, возможностях, обеспечивающих ему определенное постоянство (библиотечные, научные, материальные фонды; профессиональные кадры, научные разработки, методики и технологии деятельности, программы, образ и традиции отношений, распорядок труда, социальный опыт и т. д.).

Ситуативный потенциал представляет собой ресурсы, возможности социального института или социальной деятельности, способные появиться или реализоваться в конкретной социальной ситуации (действия специалистов, мобильность оказания помощи и т. д.).

При этом если активизация ситуативного потенциала связана с деятельностью самого лагеря с дневным пребыванием детей,

то активизация перспективного потенциала связана с необходимостью изменения всей системы организации каникулярного отдыха школьников. Таким образом, для активизации ресурсов и перевода воспитательного потенциала лагеря с дневным пребыванием детей в новое качественное состояние в ситуации модернизации системы образования необходимо выделение педагогических условий, способных актуализировать перспективный потенциал лагерей с дневным пребыванием детей.

Для того чтобы активизировать воспитательный потенциал лагерей с дневным пребыванием детей нами были выделены педагогические условия, при которых возможна активизация именно перспективного потенциала [16]. К таким педагогическим условиям мы отнесли: во-первых, мониторинг воспитательных ресурсов деятельности лагерей с дневным пребыванием детей; во-вторых, реализацию мониторинга средствами общественно-профессиональной экспертизы и включение в процедуру оценки родителей, специалистов и самих детей; в-третьих, разработку и внедрение локальных проектов, адекватных выявленным в процессе мониторинга затруднениям использования воспитательных ресурсов лагерей с дневным пребыванием детей [3].

Исследовательская часть. В течение 2013-2016 гг. нами на базе МКУ ГКЦ «СОЛО» (г. Новосибирск) проводилось практическое изучение опыта активизации воспитательного потенциала лагерей с дневным пребыванием детей, действующих на базе образовательных учреждений г. Новосибирска.

Мы выбрали пять ключевых групп ресурсов, отражающих основные сферы жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием детей:

- ресурс безопасности (безопасное нахождение детей в лагере);

- ресурс удовлетворенности отдыхом (желание детей посещать лагерь с дневным пребыванием в течение всей смены);

- ресурс кадровой обеспеченности (кадровый состав специалистов, работающих в лагере с дневным пребыванием детей);

- ресурс методический (программно-методическое обеспечение жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием детей, со-

держание и формы работы, используемые при организации жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием детей);

- фоновый ресурс или ресурс среды (использование для организации жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием детей помещений учреждения: спортивные и игровые площадки, помещения для отдыха и активности, смена пространства и т. д.), информационная составляющая (пресс-центр, газета, журнал, информационный стенд и т. д.), эмоциональная составляющая (эмблемы, кричалки, форма и т. д.), использование «зеленых» зон учреж-

Характеристика исследования

дения и т. д.

Исследование ресурсов проводилось по трем ключевым группам респондентов: «Дети» (школьники, отдыхающие в лагерях с дневным пребыванием детей) «Родители» (родители, чьи дети отдыхали в лагере с дневным пребыванием детей) и «Эксперты» (специалисты МКУ ГКЦ «СОЛО», представители Главного управления образования мэрии г. Новосибирска, специалисты районных (окружных) отделов образования, вожатые-школьники, студенты), для каждой из которых были определены свои исследовательские методики (табл.).

Таблица

ключевых групп респондентов

Анкетирование, опросы Экспресс-опросы на сайте МКУ ГКЦ «СОЛО», анкетирование, анализ обращений родителей Карты мониторинга, аналитическая матрица

Дети Родители Эксперты

Год исследования Кол-во Год исследования Кол-во Год исследования Кол-во

2013 523 2013 1026 2013 216

2014 1050 2014 114 2014 210

2015 950 2015 296 2015 214

2016 970 2016 548 2016 257

Сравнительный анализ результатов исследования воспитательного потенциала лагерей с дневным пребыванием по трем ключевым группам на первом этапе исследования позволил зафиксировать целостное представление всех групп о деятельности лагерей с дневным пребыванием детей. Проиллюстрируем лишь наиболее значимые результаты.

Группа «Дети». Большинство детей отдыхают в лагере с дневным пребыванием детей повторно, что говорит о положительном образе лагеря в глазах детей. Рейтинг трех самых популярных ответов на вопрос: «Что для тебя самое главное в лагере?» выглядит так: наличие друзей на смене - 18 %; развлечение (организация досугово-обра-зовательной деятельности) - 12 %; отдых как таковой - 12 %. Таким образом, для большинства детей ведущей деятельностью является общение с друзьями, что соответствует возрастным потребностям младших школьников. На вопрос «Нравится ли тебе

отдыхать в этом лагере?» 55 % опрошенных ответили «очень нравится», 39 % удовлетворены отдыхом (ответ «нравится»), что является хорошим показателем организации детского отдыха; 6 % предпочли бы отдохнуть в другом лагере.

Самый популярный ответ на вопрос «Чему ты научился в лагере?» звучит так: «научился делать поделки» (32 %). Далее следует ответ «самостоятельности, самодисциплине» (17 %). На третьем месте - «петь, танцевать, актерскому мастерству и т. п.» (16 %), что говорит об интересе к занятиям, проводимым педагогами дополнительного образования.

Анализ ответов на вопрос о содержании деятельности лагеря с дневным пребыванием детей показал, что 37 % респондентов считают, что была предложена интересная программа; каждому третьему опрошенному (30 %) были интересны мероприятия программы смены, что подтверждает учет возрастных особенностей, интересов и потреб-

ностей детей в программе лагеря. Выбор ответа «кружки, проекты» (43 %) говорит о важной роли дополнительного образования в досугово-образовательной составляющей отдыха детей. Большинство респондентов (72 %) предпочли бы ничего не менять в организации их пребывания на смене. Оставшиеся пожелания детей относятся лишь к улучшению материально-технической базы лагеря с дневным пребыванием (28 %).

Подводя итог изучению потенциала лагеря с дневным пребыванием детей, можно утверждать, что ребята положительно оценивают проведенное время в лагере. Популярностью у школьников всех возрастов на каникулах пользуются разнообразные программы дополнительного образования, целью которых является создание условий для отдыха и развлечения, расширение кругозора, формирование здорового образа жизни.

Группа «Родители». По мнению родителей, посещение ребенком лагеря с дневным пребыванием детей - это обоюдное решение и родителей, и детей (86 % опрошенных). На вопрос «Что запомнилось Вашему ребенку в лагере с дневным пребыванием детей больше всего?» родительские ответы можно разделить на две группы. Во-первых, мероприятия, организованные за пределами образовательного учреждения (в порядке убывания): посещение бассейна; выездные мероприятия (экскурсии, походы в театр, зоопарк, кинотеатр, музеи, прогулки на теплоходе и т. д.); поездка на двухъярусном автобусе; выезд в палаточный лагерь; поход на речку (пляж); поездка на вокальный конкурс; просмотр 3D-фильма. Во-вторых, мероприятия, организованные в рамках реализации деятельности лагеря (в порядке убывания): программа деятельности лагеря; прогулки на свежем воздухе; дискотека; танцы; игра «Зарница»; шоу мыльных пузырей; организация театрализованных представлений с педагогами; игры на свежем воздухе; занятия с педагогами дополнительного образования; игровые мероприятия; конкурсные программы; спортивные мероприятия; занятия по правилам дорожного движения; приезд клоунов; походы; игровая площадка.

На вопрос «Что бы Вы предложили изменить в организации работы лагеря с дневным пребыванием детей?» родители предложили (в порядке убывания): увеличить продолжи-

тельность пребывания детей в лагере; организовывать больше выездных мероприятий; совершенствовать рацион питания; предоставлять бесплатный транспорт для проведения выездных мероприятий; увеличить количество спортивных мероприятий; организовывать больше мероприятий на свежем воздухе; проводить с детьми занятия по иностранному языку (английскому), информатике, развивающие занятия; составлять более разнообразную программу деятельности.

Таким образом, по мнению родителей, к наиболее важным направлениям деятельности пришкольного лагеря относятся: спортивно-оздоровительная, досугово-развле-кательная и познавательная деятельности. Однако приоритетными показателями работы лагеря с дневным пребыванием детей родители считают хорошее питание и безопасность детей в лагере.

Группа «Эксперты». Анализ сильных и слабых сторон деятельности лагерей с дневным пребыванием детей в ходе исследования установил, что:

- ресурс безопасности в большинстве пришкольных лагерей реализуется на высоком уровне: представлен полный пакет документов и проводятся в полном объеме необходимые мероприятия. Это подтверждается и ответами детей: пребывание в лагере безопасно, потому что: детей научили действовать в случае пожара или других опасных ситуациях - 38 %; воспитатели, вожатые постоянно проводят с ними беседы о технике безопасности - 30 %; врачи, воспитатели постоянно следят за их здоровьем - 26 %. В качестве других причин, придающих детям чувство безопасности, опрошенные назвали наличие охраны, ведение видеонаблюдения на территории лагеря, акарицидную (противоклещевую) обработку;

- ресурс удовлетворенности отдыхом: количество детей соответствует плановым показателям, кроме того, в контингенте ЛДП помимо школьников были дети дошкольного возраста, а также школьники, проводящие каникулы в лагере с дневным пребыванием детей на базах образовательных учреждений, учениками которых они не являются. Вместе с тем отмечена низкая занятость организованными видами деятельности детей среднего и старшего звена;

- ресурс кадровой обеспеченности: пе-

дагоги-психологи, учителя физической культуры включены в реализацию программы лагерей сдневным пребыванием детей не во всех образовательных учреждениях, чтов °елом снммлетг расвнчающей эффект досугово-образовательной деятельности лагеря;

-ч ммтодинеыкий:

большинства учреждений отвечает предъявляемым нмеЫилжнем

мы соответствует целевой установке, на-

механизм достижения планируемых резуль-таион,нольшси внимание °дееено исмортко -краеведческому аспекту, организовано партнерство с другими учреждениями). В ряде у^фежмемей пр<^г-^аммын^ь^еторл^(^соыоеб^^ спечение требует доработки в следующем: сеодаеие еуаной коиыо1^1^Р^^1Ы^огмнн^мо а не наличие отдельных (разрозненных) ме-роплыятмМ. Кромытпоо, за1^а^'е^оэ1Н^огршые лагеря представляет собой набор выездных с^ерт^^^^^т^мй и иеаолшется мосредстсом однообразных форм занятости детей и подростков;

- фономый кысулс нни ниссаны с^еды: большинство учреждений активно использу-ст инЧрасырук^ ру образовательного учреж-

дения для организации спортивно-оздоровительной работы и психолого-педагогической ннзвивнищеы мрен.1 (снортивыоюплощац-ки для занятий баскетболом и волейболом, ортинизадим <^1шны)йи игровой коынаты, детских комнат для сна и пр.). Креативное оформление территории лагеря, высокий

Ы>онммщц-

ние на сайте учреждения информации о де-ятоньнocмилигаpя,нaничыр инысpейрив-тй панели для родителей, пресс-центра, тема-ннчесних

отрядных уголков, выставок детских работ сосыавпющибреды (наличие общих элементов в одежде детей, отрядных девизов и песен).

Пoлмчепйымрышмчтaты (^^р^ы^^х^ьо^^от о целостном представлении всех ключевых Ы>Ишпoеeчтсльйветг нагорбИо оневным пребыванием детей.

На ытолнм эа—е изгчеран ыныпмамгивн-зации воспитательного потенциала лагерей с днeвнымпpeрымлниeмдeтей,нaссневa-нии выделенных проблемных зон (рис.), была осуществлена разработка локальных нроеныовпн ектиеннaций пиpепeптивечгo воспитательного потенциала лагерей с дневным пребыванием детей.

Ресур среды

Ресурс безопасности 10

Кадровы: ресурс

Ресурс удовлетворенности

етодическии ресур

Родители Дети

Эксперты

Рис. Результаты мониторингакачествапредоставляемыхуслуглагерем с дневным пребыванием детей по трем группам респондентов

Для активизации ресурса кадровой обе-еспеченности были разработаны проекты по двум направлениям:

- повышение профессионального мастерства педагогов, работающих в лагерях с дневным пребыванием детей: проект «ЛЕТО НА ОТЛИЧНО» и «Профессионал» [7];

- проекты развития вожатского движения школьников и включение подростков в волонтерскую деятельность в качестве помощников вожатых в лагерях с дневным пребыванием детей: «Я - вожатый» [14], «СТРИЖ» [6] и «Стрижевая библиотека»[6]. Для активизации методического ресурса

были разработаны два проекта «ПЕРСПЕКТИВА» [7] и «Новосибирские каникулы» [6]. Все проекты были внедрены в практику и с учетом ежегодных корректировок прошли успешную апробацию в течение трех лет.

На третьем, аналитическом этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика, проанализированы в динамике промежуточные результаты активизации воспитательного потенциала лагерей с дневным пребыванием детей. Результаты повторной диагностики позволили зафиксировать положительную динамику по ресурсу кадровой обеспеченности и методическому ресурсу, что позволило сделать вывод о том, что положительная динамика уровня качества деятельности лагерей с дневным пребыванием детей связана с тем, что в образовательных учреждениях стали более ответственно подходить к организации летней оздоровительной кампании: разрабатывают интересные программы деятельности, занимаются оформлением территории, привлекают больше партнеров для реализации программы, сотрудничают

с другими образовательными учреждениями, активнее используют ресурсы города, привлекают обученных вожатых к деятельности лагеря и т. д.

Выводы. При анализе сильных и слабых сторон деятельности лагерей с дневным пребыванием детей мы установили, что использование ресурсов лагерями с дневным пребыванием детей г. Новосибирска имеет положительную динамику, что подтверждает верность выбранных нами педагогических условий. Всего за 2013-2016 гг. было разработано и внедрено в практику деятельности муниципальной системы дополнительного образования и воспитания детей 16 приоритетных проектов как оперативное и адекватное предложение актуальному состоянию системы каникулярного отдыха, представленное в мониторинговых, аналитических и статистических исследованиях. Это стало возможно благодаря активизации воспитательного потенциала лагерей с дневным пребыванием детей как ресурса развития дополнительного образования и воспитания детей.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 256 с.

2. Богданова Е. В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1 - С. 185-190.

3. Богданова Е. В. Профессиональная субъ-ектность в волонтерской деятельности (социально-философский анализ) // Философия образования. - 2010. - № 3 (32). - С. 265-270.

4. Богданова Е. В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 158 с.

5. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

6. Все каникулы Новосибирска - отвечая вызовам. - Новосибирск: Изд-во МКУ ГКЦ «СОЛО», 2015. - 170 с.

7. Все каникулы Новосибирска - традиции идеи перспективы. - Новосибирск: Изд-во МКУ ГКЦ «СОЛО», 2014. - 132 с.

8. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.

pdf (дата обращения: 08.11.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Куприянов Б. В. Антропологические основы социального воспитания школьников // Образование и общество. - 2007. - № 1. - С. 67-70.

10. Куприянов Б. В. Теория и методика социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: монография. - Кострома: Изд-во КГУ им Н. А. Некрасова, 2009. - 424 с.

11. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.

12. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mmc.vega-int.ru/files/ strategiya_vospitaniya_2025.pdf (дата обращения: 10.10.2016).

13. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.oprf.ru/ru/1449/2133/1537/2192/ newsitem/36420?PHPSESSID=0gk314fr2ui9nqc1q 8mjdfmpd4 (дата обращения: 10.12.2016)

14. Разумная Л. С., Богданова Е. В. Вожат-ская деятельность как средство развития опыта самостоятельного общественного действия подростков // Детский лагерь как пространство воспитания, развития и социализации детей: современный взгляд на развитие педагогики каникул: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Сочи, 6-16 сентября 2013 года). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 96-108.

15. Ромм Т. А. Воспитание: повестка на завтра // Вопросы воспитания. - 2015. - № 1. - С. 78-85.

16. Тимонин А. И. Теоретические подходы к изучению феномена социального становления личности // Педагогическое обеспечение становления и развития личности в образовательных учреждениях различного типа: сб. науч. трудов преподавателей и аспирантов института педагогики и психологии. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - 221 с.

Поступила в редакцию 17.11.2016

Bogdanova Elena Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of Departments of Pedagogics and Psychology of Institute of History, Arts and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

EDUCATIONAL POTENTIAL CAMP DAY STAY AS A RESOURCE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN1

Abstract. Modern calls to additional education of children staticize search of such receptions and forms of work with children which would expand its spatial and temporary characteristics including due to activization of potential of vacation rest of children. Modern the camp with day stay of children, functioning on the basis of educational institutions and institutions of additional education of children have the considerable educational potential which is capable to optimize contents and to give new meanings to additional education of children. Experience of approbation of pedagogical conditions on activization of educational capacity of camps with day stay of children as resource of development of additional education of children in the city of Novosibirsk within three years is in detail presented in article, the main directions it activization are analysed, innovative projects and activities are proved.

Keywords: vacation rest, additional education of children, the camp with day stay of children, educational potential.

References

1. Bajborodova, L. V., 2003. Vospitatel'naya rabota v detskom zagorodnom lagere [Educational work in the children's country camp]. Jaroslavl': Akademiya razvitiya Publ., 256 p. (in Russ.).

2. Bogdanova, E. V., 2013. Pedagogicheskie us-loviya organizacii volonterskoj deyatel'nosti studen-tov pedagogicheskogo vuza [Pedagogical conditions of organization of volunteer activities of students of pedagogical University]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal (Siberian Pedagogical Journal), 1, pp.185190 (in Russ., abstr. in Eng.).

3. Bogdanova, E. V., 2010. Professional'naya sub"ektnost' v volonterskoj deyatel'nosti (so-cial'no-filosofskij analiz) [Professional subjectivity in voluntary activities (socio-philosophical analysis)]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education], 3 (32), pp. 265-270 (in Russ.).

4. Bogdanova, E. V., 2013. Teoriya i praktika

organizacii volonterskoj deyatel'nosti studentov [Theory and practice of organizing volunteer activities of students]. Novosibirsk: NSPU Publ., 158 p. (in Russ.).

5. Borytko, N. M., 2001. V. prostranstve vospita-tel'noj deyatel'nosti [In the space of educational activity]. Volgograd: Peremena Publ., 181 p. (in Russ.).

6. Bogdanova, E. V., Petrov, D. F., eds., 2014. Vse kanikuly Novosibirska - tradicii idei perspek-tivy [All vacation Novosibirsk - the prospects for the idea of tradition]. Novosibirsk: MKU GKC "SOLO" Publ., 132 p. (in Russ.).

7. Bogdanova, E. V., Petrov, D. F., eds., 2015. Vse kanikuly Novosibirska - otvechaya vyzovam [All vacation Novosibirsk - answering calls]. Novosibirsk: MKU GKC "SOLO" Publ., 170 p. (in Russ.).

8. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obra-zovaniya detej [The concept of development of ad-

1 This work was supported by grant number RFH 16-06-00659a "Theoretical and methodological bases of innovative development of additional education in transforming society".

ditional education of children] [online]. Available at: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA. pdf (Accessed 08 November 2016) (in Russ.).

9. Kupriyanov, B. V., 2007. Antropologicheskie osnovy social'nogo vospitaniya shkol'nikov [Anthropological foundations of social education students]. Obrazovanie i obshhestvo [Education and Society], 1, pp. 67-70 (in Russ.).

10. Kupriyanov, B. V., 2009. Teoriya i metodika social'nogo vospitaniya uchashhixsya v uchrezhdeni-yax dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Theory and methods of social education of pupils in establishments of additional education of children]. Kostroma: KSU im. N. A. Nekrasova Publ., 424 p. (in Russ.).

11. Mudrik, A. V., 2001. Obshhenie v processe vospitaniya [Communication in the process of education]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii Publ., 320 p. (in Russ.).

12. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitani-ya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r [About approval of Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025] [online]. Available at: http://www.mmc. vega-int.ru/files/strategiya_vospitaniya_2025.pdf (Accessed 10 October 2016) (in Russ.).

13. Proekt federal'nogo zakona «O vnesenii iz-menenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celjah obespechenija prava detej na otdyh i ozdorovlenie, a takzhe ohrany ih zhizni i zdorov'ja» [O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celjah obespechenija

prava detej na otdyh i ozdorovlenie, takzhe ohra-ny ih zhizni i zdorov'ja@] [online]. Available at:: https://www. oprf.ru/ru/1449/2133/1537/2192/ newsitem/36420?PHPSESSID=0gk314fr2ui9n-qc1q8mjdfmpd4 (Accessed 10 December 2016) (in Russ.).

14. Razumnaya, L. S., Bogdanova, E. V., 2013. Vozhatskaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya opyta samostoyatel'nogo obshhestvennogo dejstviya podrostkov [Leaders ' activities as a means of developing experience of independent community action Teens]. Detskij lager' kak prostranstvo vospitaniya, razvitiya i socializacii detej: sovremennyj vzglyad na razvitie pedagogiki kanikul [Detskiy lager' kak prostranstvo vospitaniya, sotsializatsii i razvitiya detey: sovremennyy vzglyad na razvitie pedagogi-ki kanikul]. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 96-108 (in Russ.).

15. Romm, T. A., 2015. Vospitanie: povest-ka na zavtra [Education: the agenda for tomorrow]. Voprosy vospitaniya [Education issues], 1, pp. 78-85 (in Russ.).

16. Timonin, A. I., 2013. Teoreticheskie podx-ody k izucheniyu fenomena social'nogo stanovleni-ya lichnosti [Theoretical approaches to the study of the social phenomenon of personality]. Pedagogich-eskoe obespechenie stanovleniya i razvitiya lichnosti v obrazovatel'nyx uchrezhdeniyax razlichnogo tipa [Pedagogical maintenance of formation and development of the person in educational institutions of various types]. Kostroma: KSU im. N. A. Nekrasova Publ., 221 p. (in Russ.).

Submitted 17.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.