Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
федеральный проект «Профессионалитет» / ответственность / профессиональная ответственность / преподаватель / federal project Professionalism / responsibility / professional responsibility / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромовских А.В.

Изменения социального, экономического и политического характера интенсивно влияют на деформацию профессиональных качеств работников образования. С внедрением профессионалитета в образовательный процесс студентов средних профессиональных учреждений, неуклонно растет значимость ответственности преподавателя в процессе интеграции образовательного и производственного процессов. Преподаватель, в данном ключе, становится необходимым звеном для реализации и становления студента как профессионала в производственной среде, в которой база теоретических знаний, переданная от преподавателя к студенту будет являться фундаментом к дальнейшей реализации его профессиональных достижений. В этой связи остро стоит вопрос о профессиональной ответственности педагога, заключающейся в выполнении им своих профессиональных обязанностей, а именно, воспитания и обучения будущего профессионала. На данный момент, данный вопрос требует высокой доли внимания, так как от профессиональной ответственности педагога будет зависеть дальнейшее становление студента как личности и профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хромовских А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING

Changes of a social, economic and political nature intensively affect the deformation of the professional qualities of educational workers. With the introduction of professionalism into the educational process of students of secondary vocational institutions, the importance of teacher responsibility in the process of integrating educational and industrial processes is steadily increasing. In this regard, the teacher becomes a necessary link for the realization and formation of the student as a professional in an industrial environment in which the base of theoretical knowledge transferred from the teacher to the student will be the foundation for the further realization of his professional achievements. In this regard, there is an urgent question about the professional responsibility of a teacher, which consists in fulfilling his professional duties, namely, the upbringing and training of a future professional. At the moment, this issue requires a high degrof attention, since the further development of the student as a person and a professional will depend on the professional responsibility of the teacher.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО»

УДК 37

Хромовских А.В.

преподаватель, Амурский колледж строительства и ЖКХ (г. Благовещенск, Россия)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО

Аннотация: изменения социального, экономического и политического характера интенсивно влияют на деформацию профессиональных качеств работников образования. С внедрением профессионалитета в образовательный процесс студентов средних профессиональных учреждений, неуклонно растет значимость ответственности преподавателя в процессе интеграции образовательного и производственного процессов. Преподаватель, в данном ключе, становится необходимым звеном для реализации и становления студента как профессионала в производственной среде, в которой база теоретических знаний, переданная от преподавателя к студенту будет являться фундаментом к дальнейшей реализации его профессиональных достижений. В этой связи остро стоит вопрос о профессиональной ответственности педагога, заключающейся в выполнении им своих профессиональных обязанностей, а именно, воспитания и обучения будущего профессионала. На данный момент, данный вопрос требует высокой доли внимания, так как от профессиональной ответственности педагога будет зависеть дальнейшее становление студента как личности и профессионала.

Ключевые слова: федеральный проект «Профессионалитет», ответственность, профессиональная ответственность, преподаватель.

Изменения социального, экономического и образовательного характера, которые существуют в настоящее время в обществе усиливают проблему интенсивного становления профессионально-личностных качеств, сознания и поведения преподавателя как активного, ответственного субъекта сложившейся реальности окружающего мира, который берет на себя ответственность за

воспитание, образование и помощь в принятии выбора и практики трудоустройства. Последнее, в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с реализацией Федерального проекта «Профессионалитет». В связи с этим такое качество, как профессиональная ответственность педагога представляется важным элементом его профессиональной деятельности и способствует дальнейшему успешному становлению личности и профессионала студента Ссуза [1].

Ответственность преподавателя СПО - это личностная характеристика отражения профессиональных качеств, база которой основывается на чувстве долга, которое формируется из положительного и мотивированного настроя преподавателя, активную социальную позицию, высокий уровень профессиональных знаний и умений, а также высокую долю организации воспитательного процесса в учебном заведении.

Научная база знаний по теме решения исследуемой проблемы включает в себя ряд работ, в которых интерпретируется трактовка понятийного аппарата, включающего в себя понятие ответственности, как профессионального и социально значимого качества в работах таких ученых, как М.Ф. Цзетаева, З.И. Палиева, Д.С. Яковлева; содержание теоретических основ профессиональной подготовки Н.И. Пинчук, ЛЗ. Мардахаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Л.Ф. Спирина; в работах К. Муздыбаева, Е.Д Дорофеева, В.П. Прядеина определены характеристики качества ответственности как качества личности.

Исходя из предложенных трактовок, следует определить ответственность как одного из решающих элементов структуры личности, на которой основаны степень свободы и основные направления поведения личности. Долгое время ответственность рассматривалась как форма взаимосвязи личности и общества и исследовалась в философско-теоретическом аспекте [2]. Если рассматривать позицию учёных в части понимания понятия ответственности, то здесь в большей мере выявляется определённое образование определенных личностных характеристик, представленных достаточно сложным феноменом, результатом дифференциации которых определяют взрослую устойчивую личность с

определенным набором качественных показателей, определяющих его зрелость. При этом можно говорить о том, что именно ответственность, как качественная характеристика личности является весомым и основополагающим аспектом в любой сфере человеческой жизнедеятельности.

Понятие «ответственность преподавателя» характеризуется как личностно-профессиональное качество, сформированность которого позволяет с определенной степенью активности решать задачи профессиональной деятельности. По мнению К.А. Абульхановой-Славской «ответственность есть гарантирование личностью достижения результата своими силами и социальное основание организованности общества, способным дополнить и восполнить правовую систему» [1]. Поэтому качество профессиональной деятельности зависит от соотношения внутренних (индивидуальные интересы, планы, желания) и внешних (интересы, планы, желания другого) ограничений, которые регулируют поведение педагога. Объективно оценить проявление педагогом своей ответственности можно лишь в ситуациях взаимодействия с другими участниками (педагогами, детьми, родителями). Прежде всего, это выражается в умении выполнять нормы и согласовывать собственные действия с действиями субъектов возникающих отношений (профессиональных, межличностных). Именно нормированное поведение выражает степень ответственности педагога. Причем, качество выполнения должностных обязанностей может указывать как на позитивную ответственность, так и ретроспективную ответственность [2].

При позитивных формах проявления ответственности личность демонстрирует активное полезное действие с целью получения положительного результата. Отличительной особенностью ретроспективной ответственности является ее принудительный характер. Таким образом, ответственность педагога является качеством, в котором проявляется соотношение «долг-обязанность». С одной стороны, быть ответственным за достижение качественных профессиональных результатов, развитие своих профессиональных компетенций - это долг каждого педагога. С другой стороны, осознанность профессиональных норм и выполнения должностных обязанностей

индивидуальна. В данной статье предполагается понимать ответственность преподавателя СПО - как необходимое качество педагога, которое способствует становление профессиональной личности студента, и определяет набор его базовых знаний для дальнейшей его профессиональной и трудовой деятельности. Высокая доля ответственности педагога будет прямо пропорциональна успешной реализации студента как личности и профессионала.

Преподаватель, в данном ключе, становится необходимым звеном для реализации и становления студента как профессионала в производственной среде, в которой база теоретических знаний, переданная от преподавателя к студенту будет являться фундаментом к дальнейшей реализации его профессиональных достижений. В этой связи остро стоит вопрос о профессиональной ответственности педагога, заключающейся в выполнении им своих профессиональных обязанностей, а именно, воспитания и обучения будущего профессионала. На данный момент, данный вопрос требует высокой доли внимания, так как от профессиональной ответственности педагога будет зависеть дальнейшее становление студента как личности и профессионала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1995. - С. 27-48;

2. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры / И.Б. Бичева, С.В. Казначеева // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1 (14). - С. 63-66;

3. Быкова С.С. Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия / С.С. Быкова // Ярославский педагогический вестник - 2016 - № 3. С. 49-53;

4. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - М., 1983. -240 с. 10. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования

профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3;

5. Щуркова Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. - 2019 - 320 с.

Khromovskikh A.V.

Amur College of Construction and Housing and Communal Services

(Blagoveshchensk, Russia)

PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING

Abstract: changes of a social, economic and political nature intensively affect the deformation of the professional qualities of educational workers. With the introduction of professionalism into the educational process of students of secondary vocational institutions, the importance of teacher responsibility in the process of integrating educational and industrial processes is steadily increasing. In this regard, the teacher becomes a necessary link for the realization and formation of the student as a professional in an industrial environment in which the base of theoretical knowledge transferred from the teacher to the student will be the foundation for the further realization of his professional achievements. In this regard, there is an urgent question about the professional responsibility of a teacher, which consists in fulfilling his professional duties, namely, the upbringing and training of a future professional. At the moment, this issue requires a high degrof attention, since the further development of the student as a person and a professional will depend on the professional responsibility of the teacher.

Keywords: federal project Professionalism, responsibility, professional responsibility,

teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.