УДК 159
Е.М. КОЧНЕВА1, Л.Б. МОРОЗОВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. В статье представлены результаты теоретическо анализа исследования ответственности в работах отечественных авторов, которыми изучены: общие проблемы ответственности; ее типологические особенности; психологические детерминанты, факторы становления ответственности и возможности ее диагностики; условия регуляции и реализации ответственности; ответственность как профессионально важное качество у представителей разных профессий (врачей, педагогов, руководителей, работников МЧС и опасных производств, рабочих и служащих, психологов). Представленные трактовки «ответственности» в работах отечественных и зарубежных авторов и данные ассоциативного эксперимента позволили говорить о многогранности, многоаспектности и многофункциональности ответственности. Результаты эмпирического исследования позволили описать представления о «профессиональной ответственности» у обучающихся по разным направлениям подготовки; обозначить контуры некоторых направлений дальнейшей работы по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: ответственность, профессиональная ответственность, ассоциативный эксперимент, многомерно-функциональная диагностика ответственности
E.M.KOCHNEVA1, L.B. MOROZOVA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH
Abstract. The article presents the results of theoretical analysis of research responsibility in the work of local authors who have studied: general liability issues; its typological features; psychological determinants, factors of formation of responsibility and the possibility of the diagnosis; terms of regulation and the implementation of responsibility; responsibility as professionally important quality of the representatives of different professions (doctors, teachers, supervisors, emergency workers and hazardous industries, workers and employees, psychologists). Presented interpretation of "responsibility" in the works of Russian and foreign authors and data association experiment allowed to talk about the multifaceted, multidimensional and multifunctional responsibility. The results of the empirical research allowed to describe the notion of "professional responsibility" among students in different areas of training; to shape some areas for further work on this issue.
Keywords: liability, professional liability, associative experiment, multidimensional functional diagnostics responsibility
Введение
В «Толковом словаре русского языка» понятие «ответственность» определяется как «необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет о своих действиях, поступках» [3, с. 480], т.е. «ответственность» понимается как некие обязательства за «конечный этап деятельности субъекта».
К. Муздыбаев в своих работах акцентировал внимание на том, что объем данного понятия достаточно широк. Ответственность может быть принята субъектом или возложена на него; субъект может нести ответственность за кого-либо (что-либо) или слагать с себя ответственность за кого-либо (что-либо), а может быть привлечен к ответственности. Все действия, связанные с этим понятием, предполагают осознанную активность индивида. Кроме того, понятие «ответственность» связано с временной перспективой, так как различают ответственность за совершенные действия (ретроспективный аспект) или ответственность за то, что предстоит совершить (перспективный аспект) [2].
Изучение феномена ответственности носит междисциплинарный характер, его изучали философы, социологи, политики, юристы, педагоги, психологи и т.д. Являясь одним из самых сложных феноменов в психологии, феномен ответственности активно изучался в отечественной и зарубежной психологии многими авторами (К.А. Абульханова, Г.К. Абрамова, Е.И. Алферова, Л.А. Барановская, В.Л. Бозаджиев, С.В. Быков, Л.И. Дементий, Э.Ф. Зеер, С.П. Иванова, Г. Йонаса, В.А. Канке, А. Лэнгле, Ф.Г. Майленова, К. Муздыбаев, В.Н. Мясищев, А.Н. Поддьяков, В.П. Прядеин, С.Л. Рубинштейн, Э.Э. Сыманюк, С. Benson и др.). Исследования осуществлялись в основном в двух аспектах: а) регуляция поведения человека на основе нравственного выбора (морально-нравственный аспект); б) регуляция поведения человека на основе предвидения его последствий (когнитивный аспект).
Теоретический анализ работ отечественных авторов показал, что они исследовали: а) общие проблемы ответственности (Л.А. Барановская, С.В. Быков, И.А. Куренков, К. Муздыбаев, И.А. Панарин, В.П. Прядеин, С.Л. Рубинштейн и др.); б) типологические особенности ответственности (С.В. Быков, О.Ю. Гроголева, Л.И. Дементий и др.); в) психологические детерминанты ответственности (С.В. Бессмертная, С.А. Гаврилушкин, О.Ю. Гроголева, Н.Ф. Желаевская, Н.В. Лейфрид и др.); г) факторы становления ответственности и возможности ее диагностики (М.В. Борцова, М.А. Захарова, Н.В. Ермак,
B.Г. Сахарова и др.); д) условия регуляции и реализации ответственности (К.А. Абульханова,
C.В. Быков, Л.И. Дементий и др.); е) ответственность как профессионально важное качество у представителей разных профессий (Е.И. Алферова, Т.М. Беспалова, К. Муздыбаев, А.Л. Слободской, О.В. Сысоева и др.) [10].
Ответственность трактуется в отечественной и зарубежной психологии как: •S «отношение и мера» исполнения требований всего спектра моральных и правовых норм, способность ассимилировать и реализовывать общественные нормы и правила морали, оценивать и исполнять моральные требования с точки зрения соответствия их переживаемым убеждениям, быть готовым дать отчет за свои действия (В.А. Горяева, Л. Колберг, К. Муздыбаев, Ф. Перлз, Ж. Пиаже, В.М. Пискун, Л.И. Рувинский, К. Хелкама и др.);
•S личностный механизм реализации необходимости, особенность организации деятельности, поведения личности, «... регуляция поведения на основе предвидения его последствий» (К.А. Абульханова, Л.И. Дементий и др.);
• «позиция внутреннего мира личности», в которой ответственность выступает средством регуляции (самореализации) деятельности личности, т.е. как средство внутреннего контроля (самоконтроля), способность контролировать собственные переживания и регулировать свой ответ на внешние факторы (В.А. Канке, Т.В. Морозкина, К. Роджерс, В. Франкл и др.);
• волевое качество обусловленное морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Н.Н. Семененко, Т.И. Сидорова, Л.С. Славина, Н.И. Румянцева и др.);
• показатель зрелости личности (Е.И. Алферова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, А.А. Реан и др.);
• стремление и умение оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, коллектива и отдельной личности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.);
• внутреннее условие организации жизнедеятельности человека (И.А. Казанцева, А.И. Крупнов, И.А. Куренков, В.П. Прядеин, А.Г. Перлин, О.В. Мухлынина и др.).
В зависимости от социального статуса и деятельности человека различают: а) социальную ответственность (С.В. Быков, И.А. Панарин, В.П. Прядеин и др.); б) личную ответственность (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.); в) профессиональную ответственность (Н.Ф. Желаевская, М.В. Муконина, Н.Н. Сатонина, Н.Н. Семененко, О.Н. Шалдыбина и др.). Нам встретились работы, в которых с позиции профессиональной деятельности изучалась ответственность врача (О.В. Сысоева), педагога (Е.И. Алферова, Н.Н. Виноградова), руководителя (О.Н. Шалдыбина), работников МЧС и опасного производства (Ю.А. Дежкина, М.В. Муконина), курсантов военных училищ (Н.Н. Семененко), рабочих (К. Муздыбаев), служащих государственных и негосударственных организаций (Н.Н. Сатонина).
Ответственность психологов (психологов-консультантов, студентов-психологов, школьных психологов, психологов МЧС) изучалась в контексте: а) исследования отношения специалистов в делу, нормам, правилам и людям (А.Л. Слободской); б) исследования профессиональных страхов (Н.В. Ермак); в) исследования психологических детерминант осмысленности жизни (О.А. Куприна); г) исследования компетенции социально-профессиональной ответственности (В.Л. Бозаджиев); д) раскрытия значения морально-нравственной ответственности психологов-консультантов (С.В. Быков); е) развития профессионально важных качеств (Г.К. Абрамова, С.П. Иванова, А.А. Лебедева, А.П. Рожкова); ж) изучения ассистированного морального выбора (Ф.Г. Майленова).
Однако, несмотря на большое количество работ и разнообразие подходов в изучении ответственности, вопросы исследования профессиональной ответственности как профессионально значимого личностного образования остаются открытыми. Особенности генезиса и функционирования профессиональной ответственности в целом и профессиональной ответственности психологов в частности оказались слабо изученными.
Развитие основных компонентов профессиональной ответственности у студентов, обучающихся по направлениям деонтологического профиля уже на стадии вузовского обучения, к которым относится и профессия «психолог», является одной из центральных проблем профессиональной подготовки в современном вузе.
Необходимость изучения профессиональной ответственности
Правомерность и необходимость изучения профессиональной ответственности студентов-психологов уже на стадии вузовского обучения в научной литературе объясняется рядом причин: а) обнаружена недостаточность представленности теоретико-методологических основ (принципы, способы, методы и правила) изучения специфики
профессиональной ответственности практического психолога и уровней ее развития; б) отсутствуют однозначно определенные подходы к экспериментальному исследованию профессиональной ответственности в конкретных видах деятельности психолога и технологической разработке по созданию условий для ее полноценного развития в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов; в) отсутствует систематизация направлений изучения личностных образований «ответственность» и «профессиональная ответственность»; г) профессиональная ответственность выступает как ключевое личностное образование при принятии различного рода профессиональных решений, имеющих пространственно-временную протяженность [8].
Целью нашего пилотажного исследования явилось изучение представлений студентов о профессиональной ответственности. В исследовании была верифицирована гипотеза: существует зависимость содержания слов-ассоциаций от профессиональной принадлежности респондентов.
В общей сложности в ассоциативном эксперименте принимали участие 796 человек -студенты очной и заочной форм обучения, которые учились в разных нижегородских вузах (НГПУ им. К. Минина, ННГАСУ, СГУ), по разным специализациям/направлениям подготовки («Психология», «Менеджмент», «Сервис», «Туризм»).
В качестве диагностического инструментария был использован ассоциативный эксперимент, который получил широкое распространение в качестве метода исследования индивидуального сознания человека еще в прошлом столетии. Автоматический характер ассоциаций, невысокая способность человека управлять своими ассоциациями, сопряженность ассоциативного процесса с рядом физиологических реакций человека обусловили продуктивность использования ассоциативного эксперимента в разных отраслях психологической науки, в том числе и в педагогической психологии (Т.В. Попова) [4].
Мы использовали прямой ассоциативный тест на стимул «профессиональная ответственность». Благодаря непроизвольности ассоциирование позволило нам не только охарактеризовать реально существующие идеи респондентов (первые осознаваемые реакции респондентов на стимул), но и установить новые значимые для них связи. Сопоставление результатов осуществлялось по следующим критериям:
• количественный анализ: низкочастотные и высокочастотные слова-ассоциации;
• качественный анализ: зависимость ассоциаций от возраста, пола и профессиональной принадлежности респондентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных данных по итогам ассоциативного эксперимента позволил констатировать:
• к высокочастотным словам-ассоциациям относятся такие, как «долг» (87%); «честь» (84%); «совесть» (84%); «дисциплинированность» (81%); «порядочность» (80%); «качественно и добросовестно выполнять работу» (76%); «профессионализм» (75%); «целеустремленность» (66%); «корпоративная культура» (55%); «успех» (54%); «контроль своих действий» (52%); «трудолюбие» (51%); «вера» (50%) и многие другие;
• среди всего массива слов-ассоциаций на понятие «профессиональная ответственность» были выделены слова, которые встречались менее чем у 12% респондентов, и мы их отнесли к низкочастотным словам и словосочетаниям, в частности это такие слова, как «уважение к работе» (12%); «своевременность, оперативность» (9%); «техника безопасности» (8%);
«бдительность» (8%); «служение Закону» (8%); «верность» (7%); «трезвость» (5%); «осторожность» (5%); «регулярное повышение квалификации» (4%); «деньги, зарплата» (4%); «риск» (4%); «милосердие» (3%); «депрессия, усталость, боль» (3%); «прогнозирование и работа над ошибками» (3%);
• у 15% респондентов обнаружен ответ: «Не знаю»;
• выявлена зависимость содержания слов-ассоциаций от профессиональной принадлежности респондентов. Например, студенты факультета «гостиничный и ресторанный бизнес» и работники соответствующего профиля писали слова-ассоциации (дисциплинированность, аккуратность, доброжелательность, честность и т.д.) по отношению к клиентам; респонденты-врачи и медицинские работники - по отношению к больным (ответственность за жизнь и здоровье пациентов, аккуратность в выполнении назначений врача и т.д.); респонденты-водители - по отношению к пассажирам и пешеходам и т.п.;
Все слова-ассоциации мы условно объединили в несколько групп. Самая многочисленная группы (52% от всего массива ассоциаций) - это группа, в которую были отнесены слова-ассоциации обозначающие личностные качества (порядочность, целеустремленность, сдержанность, работоспособность, дисциплинированность и т.п.). Вторая по объему группа (28% от всего массива ассоциаций) - это группа, в которую были включены ассоциации, раскрывающие отношение к работе (выполнение обязанностей, вовремя и в срок выполнить работу, желание и умение работать и т.п.). Далее встретились понятия (12%), относящиеся к морально-нравственной сфере - честь, долг, вера, совесть, дисциплина, этика и т.п. Самой малочисленной оказалась группа ассоциаций, характеризующих ответственность по отношение к самому себе (работа над своими ошибками, прогнозировать и работать над ошибками, самосовершенствование и т.д.). Выводы
Широкий разброс ассоциаций на понятие «профессиональная ответственность» свидетельствует о многогранности и многоаспектности данного понятия, его многофункциональности.
Полученные данные пилотажного исследования подтверждают опубликованные ранее результаты исследований:
• ответственность как интегративное личностное качество должно быть осознаваемым [5];
• «самостоятельность» концептуально является понятием, коррелятивным по отношению к понятию «ответственность», ибо только тогда, когда решение принято лично самим субъектом действия, на него ложится вся ответственность» [2, с. 184];
• понятие «профессиональная ответственность» лежит в семантическом пространстве понятия «риски профессиональной деятельности» [7];
• пространство профессиональной ответственности психологов следует рассматривать исходя из двух аспектов: а) когнитивный аспект (оценка того, «что Я знаю», «насколько хорошо Я это знаю», «что Я еще должен узнать»); б) морально-нравственный аспект (учитывая то, что психология как наука и психологи как ее представители являются активными участниками конструирования действительности, нужно быть компетентным и следовать основному принципу психологии - «Не навреди») [1];
• отсутствие четкости в представлениях студентов о рисках профессиональной деятельности и необходимости осознания и формирования профессиональной
ответственности есть показатель неопределенности и «клиповости» в профессиональной подготовке обучающихся [6; 9].
Представленные теоретические и эмпирические данные позволили обозначить контуры некоторых направлений дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме, в частности, в обозримом будущем возможно:
•S осуществить многомерно-функциональную диагностику ответственности как интегративного личностного образования у представителей разных профессиональных сообществ;
•S разработать уровневую структуру конструкта «профессиональная ответственность» и критериально-уровневое описание выраженности показателей профессиональной ответственности;
•S разработать диагностический инструментарий, позволяющий измерить выраженность профессиональной ответственности как профессионально важного качества у представителей разных профессий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочнева Е.М. Концептуальные основы подготовки студентов к проектированию будущей профессиональной деятельности: монография. Н. Новгород, НГПУ им. К. Минина, 2012. 186 с.
2. Муздыбаев К. Психология ответственности: монография. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1983. 240 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. РАН. Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. 960 с.
4. Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2006. 72 с.
5. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: практикум. Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. 215 с.
6. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Фактор неопределенности в высшем образовании: контуры проблемы // Известия РАО. 2011. №2. С. 114-125.
7. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М., Мялкина С.П. Профессиональные риски в структуре профессиональной деятельности психолога: контекст вузовской подготовки [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. №6 (июнь). С. 171175. URL: http://e-koncept.ru/2014/14171.htm. (дата обращения 24.10.2016).
8. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Свобода выбора и профессиональная ответственность в структуре проектировочной деятельности будущих психологов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4(8). С. 24. URL: http://vestnik.mininuniver.ru (дата обращения 24.10.2016)
9. Чиркова Т.И. Проблема преодоления клипового сознания молодежи в профессиональной подготовке психологов на уровне бакалавриата [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. №1. C. 45-61. DOI: 10.17759/psyedu.2016080105
10. Электронная библиотека диссертационных работ по психологии - [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ua-ru.net/disser/ru.html (дата обращения 24.10.2016)
REFERENCES
1. Kochneva E.M. Konceptual'nye osnovy podgotovki studentov k proektirovaniju budushhej professional'noj dejatel'nosti [Conceptual bases of preparation of students to the design of future professional activity]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2012. 186 p. (In Russian)
2. Muzdybaev K. Psihologija otvetstvennosti [Responsibility Psychology]. Leningrad.: Nauka. Leningradskoe otdelenie. 1983. 240 p. (In Russian)
3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 72500 slov i 7500 frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory Dictionary of the Russian language: 72500 words and 7500 idiomatic expressions]. RAN. Institut russkogo yazyka; Rossiyskiy fond kul'tury. Moscow: AZ, 1993. 960 p. (In Russian)
4. Popova T.V. Associativnyj jeksperiment v psihologii [Associative experiment in psychology]. Moscow: Flinta: MPSI, 2006. 72 p. (In Russian)
5. Pryadein V.P. Psihodiagnostika lichnosti: Izbrannye psihologicheskie testy [Psycho personality: Selected psychological tests]. Surgut: Surgutskiy gos. ped. un-t, 2014. 215 p. (In Russian)
6. Chirkova T.I., Kochneva E.M. Faktor neopredelennosti v vysshem obrazovanii: kontury problemy [Uncertainty in higher education: the contours of the problem]. Izvestiya RAO, 2011, no. 2, p. 114-125. (In Russian)
7. Chirkova T.I., Kochneva E.M., Myalkina S.P. Professional'nye riski v strukture professional'noj dejatel'nosti psihologa: kontekst vuzovskoj podgotovki [Occupational hazards in the structure of the professional activity of the psychologist: the context of high school preparation]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept», 2014, no. 6 (iyun'), p. 171-175. -Available at: http://e-koncept.ru/2014/14171.htm. (accessed 24.10.2016) (in Russian).
8. Chirkova T.I., Kochneva E.M. Svoboda vybora i professional'naja otvetstvennost' v strukture proektirovochnoj dejatel'nosti budushhih psihologov [Freedom of choice and professional responsibility in the structure of the future psychologists designing activity]. Vestnik Mininskogo universitetak, 2014, no. 4(8), p. 24. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru (accessed 24.10.2016) (in Russian).
9. Chirkova T.I. Problema preodolenija klipovogo soznanija molodezhi v professional'noj podgotovke psihologov na urovne bakalavriata [The problem of overcoming klipovoy consciousness of young people in vocational training of psychologists at the undergraduate level]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru, 2016, vol. 8, no. 1, p. 45-61. doi: 0.17759/psyedu.2016080105 (in Russian).
10. Jelektronnaja biblioteka dissertacionnyh rabotpopsihologii [Electronic library of dissertations on psychology]. Available at: http://www.lib.ua-ru.net/disser/ru.html (accessed 24.10.20162) (in Russian).
© Кочнева Е.М., Морозова Л.Б., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кочнева Елена Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Kochneva Elena Michaylovna - Ph.D., Associate Professor, Department of Social and Organizational Psychology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]
Морозова Людмила Борисовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: lbmorpz@vandex. ru
Morozova Luydmila Borisovna - Ph.D., Associate Professor, Department of Social and Organizational Psychology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]