ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.621.397
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
© Инна Семеновна Беляева
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии; Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, ст. лаборант кафедры неврологии с психиатрией, e-mail: [email protected] © Лариса Васильевна Абдалина Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Россия, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: [email protected]
В статье авторы на основе анализа актуальной психологической литературы рассматривают феномены «ответственность», «профессиональная ответственность», выделяя признаки содержательной характеристики профессиональной ответственности преподавателя высшей школы
Ключевые слова: ответственность; профессиональная ответственность; профессиональные нормы; повышение квалификации.
Современная система высшего профессионального образования предъявляет новые требования к личности и деятельности преподавателя вуза. Актуальность проблемы обусловлена переходом к новой модели высшего образования, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса; активизацией инновационных процессов в сфере образования; диверсификацией образовательных программ высшей школы; обновлением технологического оснащения образовательного процесса; усилением междисциплинарной интеграции и нарастанием интеграционных процессов в сфере образования; изменением запросов рынка интеллектуального труда; необходимостью адаптации вузов к рыночной среде.
Ученые отмечают, что основой современной образовательной парадигмы становятся такие приоритеты, как саморазвитие, самообразование, самопроектирование, субъектная позиция преподавателя и студентов (Н.В. Кузьмина, В.Г. Маралов, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, А.М. Столяренко и др.). Увеличивается профессиональная ответственность преподавателя за результаты своего труда. Ответственность рассматривается как
осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения принятых норм и правил (М.С. Солодкая). То есть понятие «ответственность» может быть введено там, где есть понятие нормы, в нашем случае - ответственность преподавателя за нормативную обусловленность профессиональной деятельности. При этом деятельность регулируется не только общими нормами, но и теми, которые специфичны для данного вида исследуемой нами деятельности. Так как существует норма профессиональной деятельности, то следует говорить об ответственности преподавателя, которая будет иметь статус профессиональной. Как отмечает М.С. Солодкая, профессиональная ответственность связана с наличием специфических профессиональных норм, регулирующих поведение субъекта деятельности, которые, как правило, являются нормами профессиональной этики. Если понятие профессиональной ответственности у врачей и адвокатов существует давно, то представители других профессий только начинают разрабатывать нормы профессиональной ответственности.
Теоретический анализ работ показал, что понятие профессиональной ответственности является мало разработанным и даже не формализуется в исследованиях известных научных школ (В.А. Бодров, Л.И. Дементий,
А.Г. Луценко, К. Муздыбаев и др.). Важно отметить, что информационный вакуум в отношении профессиональной ответственности не снижает ее актуальности, т. к. каждый из нас является потребителем продукции, работ и услуг, выполненных или выполняемых в ходе профессиональной деятельности, должное соответствие которых стандартам, нормам и требованиям выступает залогом нашей жизнедеятельности.
Потребность в целостном, комплексном исследовании феномена профессиональной ответственности, определяющей не только особенности жизнедеятельности отдельной личности, но и гармоничное сосуществование разных обществ, культур и выступающей как социальная и личностная ценность в жизненном мире человека, общественном сознании, науке и практике, еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Существующая система повышения квалификации работников образования при всех прогрессивных изменениях в ней все еще остается недостаточно эффективной: теория и практика повышения квалификации преподавателя вуза не ориентирована на достижение и развитие его профессионализма; наличный уровень профессионализма, потенциал личности преподавателя не учитывается в образовательном процессе; технологическое обеспечение привержено традиционным технологиям, формам, методам обучения; психологическое и акмеологическое сопровождение проявляется скорее на интуитивном уровне, бессистемно; компетентност-ный, субъектный подходы не имеют практики должного применения; не учитываются факторы и условия, способствующие достижению профессионализма. В целом, отсутствует научно-обоснованная и практико-ориен-тированная модель повышения квалификации работника образования (А.И. Жук, И.П. Кузьмин, В.В. Кузнецов, Ю.А. Лобейко, Л.В. Мозгарев, Л.М. Митина, Т.Н. Прохорова и др.).
В научной литературе, в периодической печати, на конференциях работников образования сегодня много говорится о необходи-
мости изменений в подготовке и повышении квалификации преподавателей вузов. Однако в наименьшей степени рассматриваются вопросы интенсификации обучения взрослых с точки зрения поиска таких форм и методов обучения в условиях повышения квалификации, которые позволяли бы в сжатые сроки усваивать обновленный объем знаний, вырабатывать адекватные навыки и умения для практической деятельности, способствовали бы становлению субъектной позиции и профессиональной ответственности преподавателя вуза.
Ответственность - это емкое понятие, отражающее всю совокупность связей личности и общества. Она проявляется во всех сферах общественной жизни, где возникает необходимость регулирования отношений между людьми. Выступая в качестве «обратной связи» человека с обществом, другими людьми, отношения между которыми регулируются определенными социальными нормативами, ответственность выражает возможность человека принимать самостоятельное решение, ориентируясь на эти нормативы. Чаще слово «ответственность» используется в сочетании с понятиями, позволяющими уточнить характер ответственности или ее принадлежность какому-либо субъекту ответственности - личности или группе. Ряд авторов (К. Муздыбаев, В. Розанова и др.) называют это типами или видами ответственности и относят к ним: внутреннюю и внешнюю ответственность, индивидуальную и групповую, административную и гражданскую, дисциплинарную, материальную, уголовную и т. д. Но прежде чем рассматривать тот или иной вид ответственности, необходимо определить, что из себя представляет ответственность как научная категория.
Известные отечественные психологи рассматривают ответственность как форму контроля, связанную с усвоением социальных норм (М.И. Бобнева, К. Муздыбаев), как механизм внутриструктурной регуляции поведения и деятельности (Е.Д. Дорофеев, А.В. Петровский), как проблему свободы выбора, са-модетерминации личности (К.А. Абульхано-ва-Славская, В.А. Бодров, С.Б. Каверин,
А.И. Крупнов, В.Я. Орлов, В.А. Прядеин), как одну из базовых характеристик зрелой личности (Д.А. Леонтьев, А.А. Реан).
В настоящее время нет единого определения ответственности. Понятие ответственности интегративно по своей природе. Тем не менее во всем многообразии интерпретаций ответственности можно выделить и нечто общее для них. С.И. Ожегов объясняет ответственность как необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия, ответить, дать ответ, отозваться, отчитаться за свою деятельность. Понести же ответственность - означает понести возмездие, понести наказание за свои поступки [1].
В словаре современного русского литературного языка ответственность определяется как возлагаемые на кого-либо или взятые кем-либо обязательства отчитываться в каких-нибудь действиях и принимать на себя вину за возможные их последствия [2].
В философском словаре «ответственность - это определенность, надежность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей» [3]. Ответственность - это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих, что, безусловно, важно для понимания сущности профессиональной ответственности преподавателя вуза.
Античная философия (Аристотель, Сократ) признавала свободу выбора, активность и зависимость от самого себя только в силе мысли, где человек автономен и самодостаточен. Аристотель, однако, приписывал человеку активность и произвольность в действиях и поступках. В целом, ответственность признавалась античными философами важнейшим свойством самопорождающей человеческой личности. И. Кант понимает ответственность уже как сознательное подчинение социальной необходимости. Г. Гегель же всю мировую историю рассматривает как процесс роста самосознания мирового духа и прогресс в сознании свободы, понимая человеческую активность как слияние воли и мышления, порождающих целесообразное человеческое поведение: «...обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в которой он позволяет им это» [4].
В эго-психологии Э. Фромм, рассматривая ответственность в социально-полити-
ческом, экономическом, религиозном и антропологическом аспектах, признает, что через нее человек сможет решить экзистенциальные проблемы и придать смысл собственному существованию [5].
В экзистенциальной психологии ответственность признается основой человеческого существования и разрешения неизбежных внутренних конфликтов, возникающих при столкновении человека с проблемами смерти, свободы, изоляции и бессмысленности. Согласно И. Ялому, она проявляется в мысленном построении окружающего и поведенческом аспекте: «...индивид несет ответственность за свой мир. сам является его творцом», «мы полностью ответственны за свою жизнь, не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать» [6]. Вышесказанное, на наш взгляд, имеет определенное значение для понимания содержательной характеристики профессиональной ответственности преподавателя вуза.
В.С. Агеев, Л.А. Сухинская, К. Муздыба-ев и другие представляют ответственность как социально-психологический феномен, который также зависит от уровня развития группы и характера совместной деятельности [7].
Современные отечественные психологи, раскрывающие проблемы экзистенции (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др.), вводят внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями и стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни в понятие нормального развития [8].
Литературный обзор показал, что понятие «ответственность» содержательно определяется весьма разнообразно (К.А. Климова, Ж. Пиаже, В.П. Прядеин, А.Ф. Плахотный, Дж. Роттер). Большое количество различных определений не способствуют ясному пониманию сущности этого психологического явления, создают путаницу, определяя покорность, исполнительность, дисциплинированность за ответственность.
Отталкиваясь от концепции отношений личности В. Н. Мясищева, в соответствии с которой отношение личности - это активная, сознательная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности, предлагаем опреде-
лять ответственность как инициативную, самостоятельно претворяемую в жизнь позицию, выражающуюся в отношении преподавателя к профессиональной деятельности, в его готовности действовать в интересах собственной личности и окружающих, не противореча профессиональным правилам, этическим нормам, осознанно признавать свою ответственность за свои профессиональные поступки. Важным представляется то, что
В.Н. Мясищев особенно подчеркивает в своей концепции регулятивную роль отношения в поведении человека [9].
В рамках акмеологического подхода такое определение целесообразно, поскольку позволяет рассматривать ответственное отношение в качестве отношения преподавателя как субъекта к профессиональной деятельности, обеспечивающего высшую продуктивность и стабильность профессиональной деятельности независимо от его содержания и специфики.
При этом ответственное отношение выступает как одна из основных инвариант профессионализма, в соответствии с определением В.Г. Зазыкина, проявляясь как высокий уровень саморегуляции преподавателя как субъекта и умение принимать и осуществлять профессионально важные и ответственные решения.
Таким образом, ответственность - это внутренняя готовность дать ответ, отозваться; обязательное присутствие того, кто отзовется, и того, кто призывает к ответу. Ответственность предполагает свободу выбора, свободу воли, она связана со смыслом жизни, судьбой. Мы считаем, что профессиональная
ответственность преподавателя включает в себя такие качества, как надежность, исполнительность, справедливость, готовность отвечать за свои профессиональные поступки. Это также чувство долга, совести, следование нормам общества.
Дальнейший научный поиск предполагает выявить психологическую сущность профессиональной ответственности преподавателя вуза, выделив ее компоненты, критерии, показатели и уровни проявления.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. П.Ю. Шведовой. М., 1984.
2. Словарь русского языка: в 4 т. // АН СССР Институт русского языка; под ред. А.П. Ев-геньевой. М., 1985-1988. Т. 2. 1986.
3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001. С. 403.
4. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. 19841985. М., 1986.
5. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1997.
6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
7. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
8. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
9. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные труды. М., 1998.
Поступила в редакцию 5.Q2.2Q11 г.
UDC 378.621.397
GENERAL CHARACTERISTIC OF CONTENT OF HIGH SCHOOL TEACHER'S PROFESSIONAL RESPONSIBILITY
Inna Semyonovna Belyayeva, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology Department; Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Senior Laboratory Assistant of Neurology with Psychiatry Department, e-mail: [email protected]
Larisa Vasilyevna Abdalina, Voronezh Branch of Russian State Social University, Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: [email protected]
In the article the authors analyze “responsibility” and “professional responsibility” phenomena on the base of urgent psychological literature. The authors isolate the features of the main characteristic of high school teacher's professional responsibility.
Key words: responsibility; professional responsibility; professional norms; qualification improvement.