Педагогические подходы в образовании и развитии личности
УДК 378.14
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Л.В. Абдалина, Э.Н. Рыжкова
В статье на основе анализа актуальной научной литературы, обобщения опыта работы представлена проблема понимания сущности феномена «профессиональная ответственность преподавателя вуза» и ориентиров ее развития у преподавателей в условиях внутривузовского повышения квалификации с целью повышения уровня профессионализма
Ключевые слова: профессионализм преподавателя вуза, ответственность, профессиональная ответственность преподавателя вуза
Профессионализм преподавателя вуза мы рассматриваем в самом обобщенном виде как системное образование, проявляющееся в уровне владения профессиональной деятельностью, который характеризуется степенью
сформированности профессиональной
компетентности как интегративного личностного ресурса преподавателя и составляющих ее компетенций; субъектности как меры активности в профессиональной деятельности; ценностных ориентаций в виде иерархии профессиональных предпочтений; инновационности в виде владения стратегиями обновления деятельности, критерии проявления которого соответствуют
нормативным требованиям и наглядно демонстрируют самореализацию личности профессионала под влиянием психолого-акмеологических условий и факторов [1].
К акмеологическим инвариантам профессионализма ученые, наряду с подструктурами способностей потенциала, логично и обоснованно относят личностно деловые качества специалиста, включая ответственность. Психолого-акмеологические исследования свидетельствуют о том, что развитие профессионализма личности и профессионализма деятельности в значительной степени коррелируют с уровнем ответственности субъекта труда.
В диссертационных исследованиях, проведенных под нашим руководством, эмпирическим путем были выявлены психологические, акмеологические факторы, влияющие в целом на личностный и профессиональный рост субъекта
жизнедеятельности. Так, в работе Е.Н. Булатовой доказано, что ответственность будущего специалиста атомной отрасли влияет на развитие
Абдалина Лариса Васильевна - РГСУ (ВФ), д-р психол. наук, профессор, e-mail: [email protected] Рыжкова Эмма Николаевна - РГСУ (ВФ), канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]
его карьерного потенциала. На продуктивность личностно-профессионального самоопределения подростка также оказывает влияние формирующуюся у него ответственность. В исследовании С.А. Сысоевой ответственность предстает как важный фактор, способствующий развитию и достижению педагогом психологического здоровья.
При этом психологическое здоровье педагога рассматривается ученым как степень самореализации в профессии, проявляющаяся в ценностной, компетентностной, личностной, творческой и социальной сферах.
Таким образом, ответственность следует рассматривать в качестве важного фактора, детерминирующего достижение успеха, положительного результата деятельности в значимых для личности сферах.
Современные исследования
ответственности в психологии отличаются, прежде всего, отсутствием единых оснований в трактовке понятия «ответственность» [4, 5, 6].
Понятие и трактовка ответственности как сложного психологического феномена все еще достаточно неопределенны и многозначны. Словарь русского языка дает следующее определение: ответственность - обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо.
Наиболее широкое толкование понятия как механизма, регулирующего
взаимоотношения с окружающей социальной средой, дают философские словари: ответственность - категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к другим людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего
нравственного долга и правовых норм.
Проведенный теоретический анализ позволяет констатировать, что на сегодняшний день категория ответственности продолжает
оставаться популярной и раскрывается авторами с различных научных позиций: как психический процесс (А.Г. Ковалев, Д.А. Леонтьев и др.); как свойство (К.А. Абульханова, В.А. Бодров, К. Муздыбаев и др.); как отношение (И.В. Тетеревкова и др.).
Рассмотрение ответственности как качества (свойства) в большей степени определяется традициями отечественной психологии и связано с необходимостью учитывать иерархическую структуру субъекта-носителя, т.е. личности. То есть, речь идет о внутренней ответственности личности перед собой и другими (студентами, коллегами); о готовности преподавателя обеспечить развитие и использование всех своих потенциалов -интеллектуального, духовного, творческого и др. в наиболее полной мере.
В психологической литературе собран материал по типологии ответственности как свойстве личности (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Л.И. Дементий, и др.).
Так, реализация преподавателем ответственного профессионального поведения обеспечивается определенным соотношением проявлений ответственности и инициативности. Для этого необходимо внутреннее принятие необходимости и добровольности в его реализации:
- гармоничный тип: инициатива не только выдвигается, но и реализуется;
- продуктивный: инициатива выдвигается без намерения ее реализовать, но увлеченность проблемой вызывает ответственное поведение;
- рефлексивный тип: сверхответственность и повышенная самокритика снижает уровень инициативности;
- исполнительский тип: личность принимает на себя ответственность за решения, но действует строго в рамках инструкций;
- функциональный тип: ответственного решения не принимает, но в условиях социально-психологической необходимости выполняет задание;
- созерцательный тип: выдвигаются заведомо неисполнимые инициативы не с целью взять ответственность, а с целью привлечь к себе внимание [2].
Выделенные ученым типы
ответственности позволяют представить соответствующий им уровень профессионализма - уровень владения преподавателем профессиональной деятельностью, в том числе с учетом воплощенных способностей,
возможностей. При этом преподавателю принципиально важно осознавать не только все последствия уже содеянного, но и нести
ответственность за все упущенное в профессии (С.Л. Рубинштейн).
Продуктивной представляется идея изучения профессиональной ответственности преподавателя вуза в рамках концепции отношений В.Н. Мясищева.
Для ученого отношение личности - это активная, сознательная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Следовательно профессиональную
ответственность преподавателя возможно изучать в раках категории ответственного отношения личности к различным сферам своей жизнедеятельности - к себе, окружающей природе, к другим людям, к профессии. Важным представляется то, что В. Н. Мясищев особенно подчеркивает в своей концепции регулятивную роль отношения в поведении человека [4].
В рамках акмеологического подхода такое определение целесообразно, поскольку позволяет рассматривать ответственное отношение как отношение субъекта к профессиональной деятельности,
обеспечивающее высокую продуктивность и стабильность профессиональной деятельности независимо от ее содержания и специфики.
При этом ответственное отношение выступает как одна из основных инвариант профессионализма, в соответствии с определением В.Г. Зазыкина, проявляясь как высокий уровень саморегуляции субъекта и умение принимать и осуществлять решения.
Согласно ученым, профессиональная ответственность определяет «отношение субъекта деятельности к процессу труда и некоторые личные особенности,
характеризующие поведение субъекта в этом процессе». То есть, профессиональную ответственность преподавателя следует
представлять и изучать на различных уровнях структуры личности: как свойства и качества личности, определяющие отношение к профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, активность, др.); как взаимоотношения с коллективом, отдельными преподавателями, студентами (доброта,
отзывчивость, требовательность, тактичность, принципиальность, обязательность и др.); как черты характера, проявляющиеся в поведении -моральные (внимательность, честность, обязательность, порядочность, справедливость и др.), волевые (настойчивость, решительность, находчивость и др.), эмоциональные (спокойствие, смелость, устойчивость, тревожность и др.); как профессионально важное качество - знания, навыки, опыт, умения,
эрудиция; как интегративное свойство личности и индивида - здоровье, трудоспособность, интеллект и др. [цит. по 5].
Таким образом, мы будем рассматривать профессиональную ответственность
преподавателя вуза как одно из качеств, характеризующее направленность личности, влияющее на процесс и результаты его профессиональной деятельности, прежде всего, через отношение к своим функциональным обязанностям и к своим профессиональным качествам.
Таким образом, анализ литературных источников показал, что несмотря на имеющиеся исследования самых различных аспектов ответственности личности, психологический конструкт и динамические характеристики профессиональной ответственности
преподавателя вуза все еще не достаточно тщательно изучен; не выявлены детерминанты ее формирования; не разработаны содержательно-технологические аспекты
процесса ее развития в условиях внутривузовского повышения квалификации преподавателя.
Существующая система повышения квалификации работников образования при всех прогрессивных изменениях в ней все еще остается недостаточно эффективной: теория и практика повышения квалификации
преподавателя вуза не ориентирована на достижение и развитие его профессионализма; наличный уровень профессионализма, потенциал личности преподавателя не учитывается в образовательном процессе; технологическое обеспечение привержено традиционным технологиям, формам, методам обучения; психологическое и акмеологическое
сопровождение проявляется скорее на интуитивном уровне, бессистемно;
компетентностный, субъектный подходы не имеют практики должного применения; не учитываются факторы и условия, способствующие достижению
профессионализма. В целом, отсутствует научно-обоснованная и практикоориентированная модель повышения квалификации работающего преподавателя вуза (Е. П. Белозерцев, Н. В. Кузьмина, Ю.А. Лобейко, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.).
В научной литературе, в периодической печати, на конференциях работников образования сегодня много говорится о необходимости изменений в подготовке и повышении квалификации преподавателей вузов. Однако, в наименьшей степени рассматриваются вопросы
интенсификации обучения взрослых с точки зрения поиска таких форм и методов обучения в условиях повышения квалификации, которые позволяли бы в сжатые сроки усваивать необходимый объем знаний, вырабатывать адекватные навыки и умения для практической деятельности, способствовали бы становлению субъектной позиции и профессиональной ответственности преподавателя вуза.
Литература
1. Абдалина Л.В. Профессионализм педагога: психолого-акмеологическая модель развития в системе повышения квалификации. - Воронеж: ЦНТИ, 2010. - 208 с.
2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности // Проблемы методологии, теории исследования реальной личности. Избр. Психол. труды - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЕК, 1999.
3.Муздыбаев К. Психология ответственности - Л.: Наука, 1983.
4. Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. тр.,
1998.
5. Тетеревкова И. В. Психолого-акмеологические условия ответственного отношения к своей деятельности у предпринимателей: Дисс. канд. психол. наук. - Тамбов, 2005.
6.Федосеева Т.Е. Личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего: Дисс. канд. психол. наук. -Тамбов, 2009. - 279 с.
7. А.С. Фетисов Здоровьесберегающая среда школы в контексте педагогической психологии [Текст] / А. С. Фетисов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.9. - № 3.2. - С. 201205.
Российский государственный социальный университет (г. Воронеж)
SOME ASPECTS OF THE STUDY OF UNIVERSITY TEACHERS' PROFESSIONAL
RESPONSIBILITY
L.V. Abdalina, E.N. Ryzhkova
In the article on the basis of the analysis of relevant scientific literature and summarizing experience the problem of understanding the essence of the phenomenon of "university teachers' professional responsibility" and of markers of the teachers' features development in conditions of intrahigh advanced training to improve the level of professionalism is shown
Key words: university teacher professionalism , responsibility , university teachers' professional responsibility