БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SECURITY PROFESSIONAL ACTIVITIES
УДК 159.99
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Абдалина Лариса Васильевна — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и возрастной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов, Россия, 392000; [email protected]; заведующая кафедрой психологии Воронежского экономико-правового института; Ленинский пр-т, 119 а, г. Воронеж, Россия, 394042
Коваль Нина Александровна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной и возрастной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов, Россия, 392000; [email protected]
Введение
Интересы инновационного социально-ориентированного развития российского общества указывают на необходимость более глубокого осмысления и наполнения обновлёнными характеристиками профессионализма современного преподавателя вуза. Для поддержания высокой профессиональной квалификации компетентности, достижения продуктивного уровня в профессиональной деятельности и полноценной самореализации в ней преподавателю необходимы такие профессионально-важные и личностно-значимые качества, которые будут это обеспечивать в усло-
виях новых, постоянно трансформирующихся, обновляющихся социальных и образовательных запросов, «нового менеджериализма» и внедрения в вуз предпринимательских практик.
Поэтому возрастает интерес учёных, практиков к изучению столь значимого профессионально-важного качества, как предприимчивость (Л.В. Абдалина, В.П. Анисимов, А.О. Золотарёв, А.В. Либин, А.М. Омаров, Н.В. Чиги-ринская и др.), которое с необходимостью всё более включается в процесс профессиональной деятельности современного преподавателя и по основным показателям может влиять на её
эффективность [1; 2; 7; 8; 11]. Успешное выполнение преподавателем профессиональных функций, отражённых в Профессиональном стандарте, также предполагает сформированность у него инициативности, целеустремлённости, энергичности, перспективности и стра-тегичности в избранной профессии.
Сегодня именно предприимчивость следует понимать как условие, необходимое и обеспечивающее достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности и особенно её профессионализма [3] за счёт новых векторов активности личности преподавателя, инициативного поиска им новых, более
РЕЗЮМЕ
В статье обосновывается и конкретизируется понятие «предприимчивость преподавателя вуза», формируется представление о пространстве и критериях проявления преподавателем предприимчивости. Раскрывается смысл и содержательные характеристики профессионализма преподавателя вуза. Предприимчивость, включённая в пространство профессиональной деятельности преподавателя, обосновывается как важное условие её продуктивности и достижения преподавателем профессионализма. Представлены результаты диагностики предпринимательских черт, их ранговых мест и показателей профессионализма преподавателя. Эмпирически выявлены параметры влияния и установлена статистически значимая линейная взаимосвязь, зависимость развития профессионализма от его предприимчивости. Отмечены особенности линейной связи между предприимчивостью и профессионализмом преподавателя — сильной связи (предприимчивость с инновационностью, субъектностью преподавателя); умеренной связи (предприимчивость с профессиональной компетентностью и ценностными ориентациями преподавателя); слабой связи (предприимчивость с самореализованностью преподавателя). Изложенные в статье материалы указывают направления дальнейшего научного поиска по обозначенной проблеме.
Ключевые слова: профессионализм преподавателя, предприимчивость и предпринимательские черты преподавателя вуза, пространства и критерии проявления предприимчивости преподавателя, характер взаимосвязи предприимчивости и профессионализма преподавателя.
эффективных средств преобразования себя и окружающего мира.
Сегодня многим преподавателям вуза особенно важно развивать, наполнять новым смыслом и содержанием, на наш взгляд, определяющие параметры профессионализма: совершенствовать профессиональную компетентность и составляющие её компетенции; развивать субъектность как меру деловой активности, инициативности в профессиональной деятельности; обогащать ценностные ориентации новыми ориентирами профессиональной деятельности и общения; развивать инновацион-ность в виде овладения преподавателем перспективными стратегиями обновления деятельности; достигать самореа-лизованности как воплощения им лич-ностно-профессионального потенциала с учётом реалий инновационного развития общества и модернизации образования (Л.В. Абдалина, Н.А. Коваль).
Мы считаем, что именно предприимчивость, включённая в процесс профессиональной деятельности и наделённая потенциалом обеспечения преподавателя возможностью творческого воплощения в профессиональную деятельность инновационных, нестандартных, рискованных идей, выступает условием, от которого зависит достижение им искомого высокопродуктивного уровня владения профессиональной деятельностью [6].
Основная часть
Проведённый теоретический анализ, обобщение опыта профессиональной преподавательской деятельности позволили рассматривать предприимчивость сегодня как одно из необходимых профессионально-важных качеств преподавателя вуза, которое формируется на профессиональных потребностях и интересах личности, проявляется как энергичная самодеятельность, обеспечивающая творческое воплощение в профессионально-педагогическую деятельность выдвинутой идеи и содействующая качественному преобразованию профессионально-педагогической действительности [1].
Считаем важным более чётко представить объекты такого преобразования, его регуляторы. В качестве определяющего регулятора продуктивного преобразования выступает представление преподавателя об образе результата его профессионально-педагогической деятельности, проявления которого могут быть зафиксированы в конкрет-
ном продукте труда преподавателя. Под продуктом труда преподавателя вуза следует понимать те качественные и количественные изменения, которые он привносит в предмет своей деятельности, в те объекты, на которые она направлена — на студентов, на самого себя, на профессию, то есть на педагогическую действительность.
Педагогическую действительность мы понимаем как реально существующую совокупность явлений, событий, процессов, состояний, проживаемых преподавателями, студентами и обеспечивающих успешность «интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [10]; формирование менталитета студента (мировоззренческие и поведенческие параметры личности) и стремления субъектов образовательного процесса к наиболее полной жизненной самореализации (Б.С. Гершунский); развитость личности (гражданская, духовная, социальная) (М.М. Поташник).
Мы считаем, что предприимчивость преподавателя может быть отражена и выражена в основных взаимосвязанных пространствах педагогической действительности: пространстве личности студента, пространстве личности преподавателя и пространстве образовательного процесса.
Актуальным выступает представление о тех критериях проявления предприимчивости преподавателя, которые характеризуют суть, контекст преобразования профессионально-педагогической действительности в рамках обозначенных пространств.
Образовательный процесс — основной в деятельности вуза, организация которого имеет своей целью соединить все его основные элементы, наладить их взаимодействие, определить содержание деятельности преподавателей и студентов [9, с. 8]. Оценочными характеристиками предприимчивости преподавателя на уровне образовательного процесса могут выступать: вклад преподавателя в развитие педагогической теории и практики; обогащение преподавателем учебно-методической, научно-исследовательской, организационной, воспитательной, научной видов деятельности формами, методами, технологиями; построение новых авторских концепций; вклад в поддержание, развитие прогрессивных традиций, имиджа, конкурентоспособности вуза.
Проявления предприимчивости преподавателя во взаимодействии со студентами возможно обнаружить в следующих оценочных характеристиках: вклад в обученность студента (компетентность в сфере образования, индивидуальная траектория профессионального развития студента); вклад в воспитанность студента (согласованность между знаниями, убеждениями и поведением; социально-значимые качества); вклад в развитость личности студента (субъектность учебно-профессиональной деятельности и отношений).
Предприимчивость на уровне пространства личности преподавателя может проявляться в его профессиональном (должностное, статусное продвижение, повышение научных степеней, званий) и личностном росте (удовлетворённость трудом, признание профессиональным сообществом, само-реализованность в профессии).
Под воздействием целенаправленности и способности преподавателя нестандартно и решительно воплощать выдвинутые прогрессивные идеи могут достигаться искомые качественные и количественные изменения во всех трёх пространствах. Самореализация преподавателя в указанных пространствах, в том числе за счёт включённости в их процесс предприимчивости преподавателя, может свидетельствовать о его переходе на качественно новый и высокопродуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности — на уровень профессионализма преподавателя и профессионализма личности.
Мы считаем, что интенсивное развитие профессионализма будет тормозиться, если от него будут отставать соответствующие ему психологические профессионально-важные качества. Поэтому развитие профессионально-важных качеств, в том числе предприимчивости, позволит преподавателю интенсивнее осваивать новые профессиональные навыки, умения, повышать эффективность уже существующих; обогащать свой труд ценностями инновационной деятельности и внедрять новые авторские технологии; усиливать свою активную, инициативную, энергетическую сущность и целенаправленно, перспективно утверждать в деятельности, общении свои индивидуальные способности в избранной профессии.
Чтобы подтвердить взаимосвязь и влияние предприимчивости на профессионализм преподавателя и обосновать
ее как важное условие развития слагаемых профессионализма, было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование
Чтобы сформировать представление о характере взаимосвязи предприимчивости и профессионализма, первоначально было проведено эмпирическое исследование показателей предприимчивости преподавателей вуза. Применялся тест «Ваша предприимчивость» (А.В. Либин) [7], который позволил зафиксировать самооценку предпринимательских качеств преподавателями и провести их ранжирование по значимости (табл. 1).
Для формирования представления о развитии у преподавателей компонентов профессионализма изучались: профессиональная компетентность и составляющие ее компетенции («Оценочный лист профессиональных компетенций» — Л.В. Абдалина, Н.А. Коваль)), субъектность («Самоорганизация педагога при решении актуальной профессиональной проблемы» — А.С. Огнев, Л.В. Абдалина), ценностные ориентации (С.С. Бубнов), инновационность («Самооценка творческого потенциала личности» — Н.П. Фетискин) и само-реализованность («Диагностика самоактуализации личности» — А.А. Лазуткин в адаптации Н.Ф. Калина).
Задача эмпирического исследования состояла также в выявлении параметров влияния и установления зависимости развития профессионализма преподавателя от его предприимчивости. В исследовании приняли участие 52 преподавателя вузов в возрасте до 55 лет, с педагогическим стажем работы не менее 5 лет; 9 мужчин и 43 женщины (г. Воронеж, Россия).
Результаты
Для подтверждения и выявления статистической значимости и взаимосвязи между предприимчивостью и компонентами профессионализма были применены методы корреляционного анализа, основанные на коэффициенте корреляции Пирсона [4; 5], выбор которого обусловлен подтверждением статистической гипотезы о нормальном законе распределения эмпирических данных.
Вычисленный коэффициент корреляции г позволил оценить параметры («вес», «силу») влияния предприимчивости на компоненты профессионализма, выявить меру тесноты их линейной связи. При этом для данного объёма выборки (п = 52) мы использовали условно следующую шкалу [5]: если 0 < 1гху1 < 0,4, то считаем, что влияние предприимчивости на компоненты профессионализма отсутствует; если 0,4 < \гху\ < 0,6, то можно говорить о наличии слабого влияния; при 0,6 < |гху| < 0,8 влияние следует считать умеренным; при 0,8 < \гху\ < 1 влияние характеризуется как сильное, определяющее явную положительную (отрицательную) линейную зависимость между фиксируемыми показателями. Результаты применения корреляционного анализа показаны на рисунке.
По результатам исследования выявлена значимая положительная линейная взаимосвязь и зависимость предприимчивости и профессионализма преподавателя, характеризующая их не случайность: наибольшая сила зависимости отмечена между предприимчивостью преподавателя и его инновационнос-тью (г = 0,887), а также между предприимчивостью и субъектностью преподавателя (г = 0,831). То есть можно предполагать, что, наряду с другими
психолого-акмеологическими условиями, предприимчивость выступает достаточно значимым условием овладения преподавателем новыми, перспективными стратегиями обновления и преобразования профессиональной деятельности и действительности, повышения меры его деловой активности, инициативности и ответственности за активные действия в зоне профессионального риска.
Умеренная взаимосвязь отмечена между предприимчивостью и профессиональной компетентностью (г = 0,635) и ценностными ориентациями преподавателя (г = 0,712). Это скорее всего может свидетельствовать о том, что на 60-70% предприимчивость может оказывать влияние на избирательность и выбор новых ориентиров, приоритетов, предпочтений профессиональной деятельности и на продуктивность овладения преподавателем современной системой профессиональных знаний, навыков, умений — когнитивным компонентом профессионализма.
Как видно, предприимчивость и выделенные компоненты профессионализма находятся в сильной и умеренной взаимосвязи, т.е., воздействуя друг на друга, они способны изменять (обогащать/разрушать, совершенствовать/ ухудшать) их характеристики. В основе такой связи находится простая согласованность составляющих предприимчивости и профессионализма: чем более будет сформирована, развита одна составляющая, тем более будет развита и другая, и наоборот.
Слабая линейная связь (г = 0,538) между предприимчивостью и саморе-ализованностью преподавателя может свидетельствовать о том, что такая зависимость, возможно, имеет сложный,
Таблица 1
Результаты диагностики предпринимательских качеств преподавателей
№ Предпринимательские качества Среднегрупповые значения: баллы, (место) Ранжирование предпринимательских качеств (ранг)
1. Умение искать и использовать возможности 16,6 (9) 1
2. Упорство и настойчивость 16,9 (8) 7
3. Умение держать слово 17,6 (3,5) 9
4. Требовательность к качеству и производительности 18,3 (1) 10
5. Готовность идти на риск 15,6 (10) 2
6. Умение ставить цель 17,5 (5) 4
7. Поиск информации 17,6 (3,5) 6
8. Умение систематически планировать и контролировать 17,7 (2) 5
9. Умение убеждать и работать с другими людьми 17,2 (6) 8
10. Уверенность в себе 17,1 (7) 3
Профессиональная компетентность и компетенции
Инновационность
0,887
Сильная связь —► Умеренная связь Слабая связь
Рис. 1. Граф взаимосвязей предприимчивости и компонентов профессионализма преподавателя с указанием коэффициентов корреляции
нелинейный характер, который корреляция не выявила.
Очевидно, что следует принимать во внимание и не исключать подверженность развития профессионализма преподавателя влиянию других контролируемых/неконтролируемых и неучтённых факторов.
При этом при проведении теоретико-прикладных исследований важно понимать, что выявленные взаимосвязи между предприимчивостью и профессионализмом носят только характер психологических закономерностей, подчёркивая их вероятностный характер.
Выводы
Результаты корреляционного анализа могут послужить основанием для более детального изучения тех предпринимательских черт преподавателя, которые, в первую очередь, будут обеспечивать желаемые положительные изменения в компонентах и структуре профессионализма, и наоборот. При этом особенности предприимчивости и профессионализма следует рассматривать в прямой линейной зависимости друг от друга, формирование и преобразование которых также проходит под воздействием друг друга.
Предприимчивость и профессионализм выступают позитивными факторами развития друг друга и личности преподавателя в целом: предпринимательские черты, включённые в процесс его профессиональной деятельности, будут способствовать формированию и достижению преподавателем искомого уровня профессионализма; соответственно профессионализм будет необходим в развитии, обогащении востребованных социальными и обра-
зовательными реалиями предпринимательских черт у преподавателя.
На основании вышеизложенного следует вывод о необходимости целенаправленного развития у современного преподавателя вуза такого профессионально-важного качества, как предприимчивость; об актуальности выявления и исследования новых содержательных, динамических, функциональных, результативных аспектов профессионализма современного преподавателя; о необходимости обогащения концептуальных положений теории и практики профессионально-личностного роста преподавателя с учётом постоянно трансформирующихся и всё более усложняющихся условий его профессиональной деятельности.
Заключение
Предприимчивость следует рассматривать в качестве важного условия развития профессионализма преподавателя, которое в определённой степени может обеспечивать востребованные и желаемые преобразования в пространстве личности студента, пространстве личности преподавателя и пространстве образовательного процесса. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов определённой для него проблемы. Предметом дальнейшего научного поиска может стать: конкретизация смысловой нагрузки свойств, присущих предприимчивому преподавателю; разработка целостной концепции формирования предприимчивости у работающих преподавателей в условиях дополнительного профессионального образования и у студентов — будущих преподавателей в образовательном процессе вуза; поиск и верификация новых пси-холого-акмеологических детерминант,
способных повлиять на развитие предприимчивости и профессионализма преподавателя в целом.
ССЫЛКИ
[1]. Абдалина Л.В. Предприимчивость как личностно и профессионально значимое качество преподавателя вуза / Л.В. Абдалина // Развитие личности как стратегия современной системы образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции / Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. — С. 15-19.
[2]. Анисимов В.П., Золотарёв А.О. Предприимчивость как ведущее качество личности современного преподавателя. // Вестник ТвГУ. -2013. — Выпуск 2. — С. 75-83. — Серия «Педагогика и психология».
[3]. Деркач А.А. Психолого-акмеоло-гические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособности специалиста / А.А. Деркач. // Акмеология. — 2012. — №4. — С. 11-17.
[4]. Ивченко Г.И. Математическая статистика / Г.И. Ивченко, Ю.И. Медведев. — М.: КД Либроком, 2014. — 352 с.
[5]. Кричевец А.Н. Математическая статистика для психологов: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Н. Кричевец, А.А. Корнеев, Е.И. Рассказова. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 400 с.
[6]. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. — М., 1989. — 167 с.
[7]. Либин А.В. Начни своё дело: метод. рекомендации. — М., 2000. — 10 с.
[8]. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя. М.: «Издательство политической литературы». — 1990. — 256 с.
[9]. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учёб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. — М.: ИНФРА_М, 2013. — 361 с.
[10]. Профессиональный стандарт: Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. — М., 2015. — 87 с.
[11]. Чигиринская Н.В. Становление у старшеклассников предприимчивости как качества личности: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Чигиринская Н.В. — Волгоград, 1995.- 210 с.
REFERENCES
[1]. Abdalina L.V. Enterprising as a personally and professionally significant quality of the university teacher / L.V. Abdalina // Development of personality as a
strategy of the modern education system: a collection of scientific articles of the International Scientific and Practical Conference / Voronezh: CPI «Scientific Book», 2016. — P.15-19.
[2]. Anisimov VP, Zolotarev A.O. Enterprising as the leading quality of the personality of a modern teacher. Bulletin of the Tver State University. Series «Pedagogy and Psychology», 2013. Issue 2. — P. 75-83.
[3]. Derkach A.A. Psychological-ac-meological foundations and means of optimization of personal-professional development of competitiveness of a specialist / A.A. Derkach. Akmeology, 2012. № 4. — P. 11-17.
[4]. Ivchenko G.I. Mathematical statistics / G.I. Ivchenko, Yu.I. Medve-dev. — Moscow: KD Librocom, 2014. — 352 c.
[5]. Krichevets A.N. Mathematical statistics for psychologists: Textbook for students. institutions of higher education. prof. Education / A.N. Krichevets, A.A. Korne-
ev, E.I. Rasskazov. — Moscow: IC Academy, 2012. — 400 c.
[6]. Kuzmina N.V. Professionalism of the activity of the teacher and the master of vocational training of vocational schools / N.V. Kuzmina. — M., 1989. — 167 p.
[7]. Libin A.V. Start your own business: the method. recommendations. — M., 2000. — 10 p.
[8]. OmarovA.M. Enterprising leadership. Publisher: «Publishing of political literature». — 1990. — 256 p.
[9]. Teacher of the university: technology and organization of activities: Proc. allowance / Ed. S.D. Reznik. — Moscow: INFRA_M, 2013. — 361 p.
[10]. Professional standard: Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education. — M., 2015. — 87 p.
[11]. ChigirinskayaN.V. The emergence of entrepreneurial skills as a personality in high school students / N.V. Chigirinskaya: Diss.... cand. ped. Sciences: 13.00.01: Volgograd, 1995. — 210 c.
ENTERPRISE AS A CONDITION OF UNIVERSITY LECTURER'S PROFESSIONALISM DEVELOPMENT
Larisa V. Аbdalina — Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Social and Developmental Psychology, G.R. Derzhavin Tambov State University; Internatsionalnaya Street, 33, Tambov, 392000, Russia; [email protected]; Head of the Department of Psychology, Voronezh Institute of Economics and Law; Leninsky Prospect, 119 a, Voronezh, 394042, Russia
Nina А. Koval — Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Social and Developmental Psychology, G.R. Derzhavin Tambov State University; Internatsionalnaya Street, 33, Tambov, 392000, Russia; [email protected]
ABSTRACT
The article substantiates and elaborates on the concept of «university lecturer's enterprise» and the notion of the space and criteria of manifestations of enterprise by the university lecturer is developed. The meaning and substantial characteristics of professionalism of the university teacher are revealed. Entrepreneurship, included into the area of professional activity of the teacher, is justified as an important condition of its productivity and achievement of professionalism by the teacher. The results of diagnostics of entrepreneurial traits, their rank places and indicators of professionalism of the teacher are presented. The parameters of influence are empirically revealed, as well as statistically significant linear interrelation, dependence of professionalism development on his/her enterprise is established. The peculiarities of the linear interrelation features of enterprise and professionalism of the teacher are noted: strong connection (between enterprise and innovation, subjectivity of the teacher); moderate connection (enterprise and professional competence and value orientations of the teacher); weak connection (enterprise and self-realization of the teacher). The materials presented in the article indicate directions for further scientific research in the field of the identified problem.
Keywords: teacher's professionalism, entrepreneurship and the entrepreneurial traits of the University teachers, area and criteria of manifestation of the entrepreneurial spirit of the teacher, the nature of the relationship of entrepreneurship and professionalism of the teacher.